«Идея служения в преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург | “The Idea of Devotional Service.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 6 August 2002. Lakhta, Saint Petersburg



скачать (формат MP3, 25.69M)

 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Идея служения в преданности

(6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Махарадж, она говорит, что Гуру Махарадж дает эту концепцию «умереть, чтобы жить». Шрила Гуру Махарадж дает в своих книгах идею, что мы должны умереть, чтобы жить. Это означает, что мы должны полностью посвятить себя Кришне.

Говинда Махарадж: Да, наши усилия, энергию. Наша энергия не должна слишком сильно тратиться на достижение мирских целей. «Умереть» означает направить наше сознание от бренного в сторону высшей реальности. Тогда вы будете жить истиной жизнью.

Не концентрироваться на материальном означает «умереть». «Умереть» здесь не означает смерть физическую, здесь «умереть» означает не зацикливаться на материальном и направить эту энергию в сторону истинной реальности.

Авадхут Махарадж: Она хочет знать… начинающий преданный, преданный среднего уровня и преданный высокого уровня — как они будут понимать это выражение «умереть, чтобы жить»? Как неофит должен действовать, что он должен делать? Как преданный уровня мадхьяма-адхикари реализует эту идею и как преданный высочайшего уровня?

Говинда Махарадж: [Госвами] Махарадж может ответить, я чувствую себя уставшим.

Госвами Махарадж: Махарадж дал принципиальное понимание этого вопроса.

Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Как это будет применено в случае с этими разными типами преданных… мы не собираемся вдаваться в подробности этого. Он дал принцип, который может быть применен ко всем трем категориям.

В общем, младшие преданные вручают себя руководству старшего преданного. Чтобы не совершить ошибку, и чтобы не запутаться в том, что все это значит.

Говинда Махарадж: Отлично.

Авадхут Махарадж: Махарадж всегда говорит безупречно…

Говинда Махарадж: Махарадж обладает высокой квалификацией.

Джанардан Махарадж: Также Свами Махарадж говорил: «Используй свой здравый смысл, а если у тебя его нет, спроси кого-то, у кого он есть».

Госвами Махарадж: [смеется].

Авадхут Махарадж: Означает будь практичным, но если ты непрактичен, найди кого-нибудь, кто практичен.

Говинда Махарадж: Да.

Авадхут Махарадж: Какова ваша любимая шлока из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Какова ваша самая любимая шлока из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: туш̣йанти ча раманти ча [БГ, 10.9].

Авадхут Махарадж, Госвами Махарадж и другие: [посмеиваются].

Говинда Махарадж: Эта шлока. Какова ее первая строка?

Шруташрава Прабху: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

Говинда Махарадж:

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇
туш̣йанти ча раманти ча[1]

Это моя самая любимая шлока.

Авадхут Махарадж: Это начало чатур-шлоки?

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Эта шлока «туш̣йанти ча раманти ча» из чатур-шлоки — она самая важная?

Говинда Махарадж: Может быть, это из чатур-шлоки, я не знаю, я не могу вспомнить сейчас. Но скорее всего это чатур-шлока. Но эта шлока очень любима мной. Он спросил меня: «Какая моя любимая шлока?» Таков вопрос? Это моя любимая шлока.

Госвами Махарадж: Это [эта шлока] о том, как преданные обретают глубокую радость и удовлетворение от хари-катхи, бесед о Кришне. Что Махарадж и делает прямо сейчас. Он это испытывает. Здесь собралось столь много преданных, и он говорит о Кришне.

Некто: А какая глава и номер шлоки?

Госвами Махарадж: Это десятая глава, девятый стих.

Авадхут Махарадж: Махарадж, это удивительно, как Шрила Шридхар Махарадж извлек такое глубокое значение. Никто ранее не давал подобного толкования.

Говинда Махарадж: Уделяли внимание этому. Все знают эти шлоки, но Гуру Махарадж уделял особое внимание, потому что такова наша линия.

Больно. Могу я сменить кресло?

Авадхут Махарадж: Махарадж, одна женщина спрашивает. Она слышала от вас в прошлом году о следовании Экадаши, и сейчас она очень хорошо следует Экадаши: три дня она ничего не ест.

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Сейчас она очень хорошо соблюдает Экадаши. В течение трех дней она ничего не ест. И она думает: может быть, ей ничего не есть в течение пяти дней. Что вы думаете?

Говинда Махарадж: Экадаши… Все дни не есть Экадаши. Если она постится в день Экадаши, это хорошо. Но другие дни — не Экадаши. Постится она или нет в эти дни — это ее решение. Она может поститься целый день каждый день, это не имеет значения.

Но в день Экадаши Господь дал особую возможность, потенциал. Если кто-либо посвящает весь этот день служению Господу, то это будет настоящим соблюдением Экадаши, благополучным Экадаши.

Многие постятся ради здоровья. Многие не едят рис для здоровья. Кто-то ест роти, кто-то рис, кто-то только сабджи, кто-то только сладости. Это зависит от состояния вашего здоровья. Но это не одно и то же, что соблюдать Экадаши, поскольку разве такое соблюдение является служением? Служение Господу, посвящение Ему 100% своего времени, не уделяя при этом внимания своим удовольствиям. Удовольствиям ради себя.

Некто: Ради личного счастья.

Говинда Махарадж: Ваши личные цели. Уделить полное внимание служению Господу — это Экадаши.

Авадхут Махарадж: Тогда почему нужно прерывать пост в определенное время?

Говинда Махарадж: Потому что время прерывания поста в Экадаши — особо благоприятное время.

Авадхут Махарадж: Может возникнуть вопрос: необходимо ли соблюдать Экадаши?

Говинда Махарадж: Несомненно. Столь много расчетов приведено в писаниях. И эти расчеты выполняли пандиты, квалифицированные специалисты. Мы просто следуем этому рассчитанному времени.

Джанардан Махарадж: Однажды вы говорили об общем правиле, которому следовал Гуру Махарадж. На следующий день [после Экадаши] после восхода солнца прервать пост.

Говинда Махарадж: Возможно, [это] общее [правило]. Иногда определенный временной интервал. Иногда — опускаем это. Это вопрос к тем, кто рассчитывает время, это не наша задача. Расчет времени говорит, что это время благоприятно, мы следуем этому. И это хорошо для всех.

Джанардан Махарадж: Возможно, возникнет вопрос: «О, если так, если мы не сможем прервать Экадаши в заданное время, потому что у нас нет расчетов этого времени, мы находимся ни здесь, ни там, тогда лучше вообще не следовать Экадаши». Это она говорила...

Говинда Махарадж: Нет, нет, нет.

Джанардан Махарадж: Я просто говорю относительно общего принципа — можно прервать пост после восхода солнца [неясно]. Если получатся расхождения в шесть минут или десять минут, или часовой пояс [неясно].

Говинда Махарадж: Но это записано в писаниях, что нужно следовать [этому] в такое-то время, шесть минут или пять минут или десять минут. У Амбариша Махараджа была лишь одна минута. И Дурваса не пришел в течение этого времени. Необходимо учитывать время парана.

История Амбариша связана с этим временным фактором, но можем ли мы игнорировать его? Есть временной фактор. Для следующих путем виддхи-марги. Это путь виддхи-марги.

Но рага-марга означает уделить большее внимание служению. Это есть рага-марга.

Гири Махарадж (?): Махарадж, я думаю, возможно, суть ее вопроса в том… если… цель Экадаши — усилить наше служение, поэтому, если мы делаем это…

Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность.

Гири Махарадж (?): Преданность.

Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность — для этого мы следуем Экадаши. И преданность означает увеличить нашу активность [в служении] в течение этого конкретного дня.

Гири Махарадж (?): Тогда следовать этим особым разграничениям в Экадаши, которые заканчиваются в конкретное время. Тогда почему это так существенно?

Говинда Махарадж: Существенно?..

Преданные: Существенно, важно, благоприятно.

Говинда Махарадж: Так написано в писаниях. Тот, кто производит расчеты, знает все эти моменты. Я не занимаюсь такими расчетами. Но раньше я знал это, сейчас забыл.

Сейчас, последние несколько лет, этим занимается Дивьенду. И Джанардан Махарадж производит некоторые расчеты. Поэтому Джанардан Махарадж может ответить, что это хорошо. Джанардан Махарадж делает расчеты для западных людей. Особенно для Америки. Временной фактор.

Но нас много, масса… [неясно].

Некто: Нас — масса, мы большая группа.

Говинда Махарадж: Мы — большая группа, которая поет, танцует и почитает прасад, следует Экадаши, ест картошку и т. д. Без зерновых.

Авадхут Махарадж: Немного чханны [сыра] также.

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Иногда — немного чханны также.

Говинда Махарадж: Не чаначханна, чханна, да. Сыр.

Госвами Махарадж: Да, не турецкий горошек. Чана означает турецкий горошек.

Говинда Махарадж: Чана означает турецкий горошек, а чханна — сыр.

Джанардан Махарадж: Махапрабху просил Свою мать следовать Экадаши, поэтому…

Говинда Махарадж: Да, не есть зерновые. Можно есть фрукты и т. д. [неясно] в некоторые дни хорошо. [Улыбается.] Без расагул.

Госвами Махарадж: Махарадж? Гуру Махарадж говорил, что Сарасвати Тхакур кое-что объяснял об этом. На Курукшетре он дал некоторое объяснение касательно Экадаши.

Говинда Махарадж: Ага. Острая необходимость в служении, какова эта необходимость, важность в служении. Таков день Экадаши, потому что в этот день возрастает жажда наслаждений. Потребность Господа в наслаждении сильно возрастает. Поэтому мы отдаем свою энергию для служения Господу в этот день, сводя к минимуму наши мирские потребности.

Это главное, после этого уже приходит тщательное изучение, что можно есть, что нельзя, это нельзя есть, потому что рис вызывает сонливость, поэтому не нужно есть рис. Это приведет к этому [сонливости], поэтому не нужно его есть. И все это может быть, но мы не особо заинтересованы в этих правилах, что и почему происходит. Мы следуем Экадаши, потому что это наша обязанность их соблюдать.

У нас есть панджика, указания шастр, мы следуем им. У нас есть правила, предписания и запреты, что нам не следует принимать, и что мы можем принять, если есть необходимость. Если вы чувствуете острую жажду, вы можете выпить стакан воды. Это не помеха. Но если вы не чувствуете, то не пейте.

Нечто в этом роде, столь много я видел. Наш Аранья Махарадж, Кришна Шаран Прабху. Аранья Махарадж в основном даже не пьет воду в Экадаши. Без воды — как это называется?..

Госвами Махарадж: Нирджала.

Говинда Махарадж: Нирджала. В основном он ничего не принимает, этот человек. И другие также. Многие. Наш Ранджит, он иногда следует этому.

Госвами Махарадж: И также Бабаджи Махарадж в Экадаши бодрствовал… Не спал в эту ночь.

Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: И всю ночь он воспевал, пел киртан.

Говинда Махарадж: Воспевал. Кришнадас Бабаджи Махарадж. Да. И каждый Экадаши, если он был в Навадвипе или Майяпуре, он приходил в наш Матх и всю ночь воспевал.

Госвами Махарадж: Да.

Говинда Махарадж: Это… Столь много разных типов преданных. Некоторые преданные очень непослушные, некоторые — очень [смеется] стойкие.

Госвами Махарадж: [Смеется].

Говинда Махарадж: У нас все виды [преданных]. Нет проблем.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).

 

 

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

The Idea of Devotional Service

(6 August 2002. Lakhta, Saint Petersburg)

 

#00:00:40#

Avadhut Maharaj: Maharaj, she is saying that Guru Maharaj is giving this conception ‘die to live’. Srila Guru Maharaj is giving in his book idea that we should die to live, meaning that we should fully sacrifice ourselves for Krishna.

#00:01:01#

Govinda Maharaj: Yes, our energy. But within me that energy not so spend for the mundane purpose. Then ‘die’ means your mentality take off from mundanity and put in the reality. Then you will get proper life.

#00:01:31#

Take out from mundanity means ‘die’. ‘Die’ not means death, here ‘die’ meanings take out from mundanity and put that energy to reality.

#00:02:18#

Avadhut Maharaj: She wants to know... Junior devotee, then middle-class devotee and high class devotee, how he feel that ‘die to live’. How is neophyte should do, what is the activity of neophyte, and how does madhyam stage passing this idea, how topmost stage.

#00:02:43#

Govinda Maharaj: Maharaj can tell. I am tired.

#00:02:49#

Goswami Maharaj: Maharaj has given in principle the answer to this question.

Govinda Maharaj: Yes.

Goswami Maharaj: How it will be applied to those different devotees that... we are not going to enter in the details of that. He has given the principle that can be applied to all three.

#00:03:27#

But generally the lower devotee, they are putting themselves under the direction of the higher devotee. So they don’t make a mistake or become confused about what that meaning is.

#00:04:12#

Govinda Maharaj: Perfect.

Avadhut Maharaj: Maharaj is always giving perfect...

Govinda Maharaj: Maharaj is so qualified.

#00:04:25#

Janardan Maharaj: Also, Swami Maharaj, he said: “Use your common sense, and if you don’t have any, ask someone who does.”

Goswami Maharaj: [laughs].

Avadhut Maharaj: Mean be practical, but if you are not practical, find out somebody who is practical.

Govinda Maharaj: Yes.

#00:05:11#

Avadhut Maharaj: What’s your favorite shlokas from Bhagavad-gita?

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: What is your most favorite shloka from Bhagavad-gita?

#00:05:21#

Govinda Maharaj: Tuṣyanti cha ramanti cha [BG: 10.9].

Avadhut Maharaj, Goswami Maharaj and others: [chuckle].

Govinda Maharaj: That shloka. But first line?

Shrutashrava Prabhu: Mach-chittā mad-gata-prāṇā...

#00:05:34#

Govinda Maharaj:

mach-chittā mad-gata-prāṇā
bodhayantaḥ parasparam
kathayantaś cha māṁ nityaṁ
tuṣyanti cha ramanti cha

[BG: 10.9]

#00:05:45#

This is my extremely favorite shloka.

Avadhut Maharaj: That is like, topmost out of chatur-shloka.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: That tuṣyanti cha ramanti cha out of chatur-shloka, is the most important one?

Govinda Maharaj: Maybe chatuh-shloka, I don’t know. I cannot remember now. But maybe chatuh-shloka. But this shloka is very favorite. He asked to me, “What is your favorite shloka?” This is question? And this is my favorite shloka.

#00:06:27#

Goswami Maharaj: It’s how the devotees derive great pleasure and satisfaction engaged in Hari-katha, topics of Krishna. What Maharaj is doing right now. He is doing this. And here so many devotees gathered, and he is speaking about Krishna.

#00:07:11#

Someone: And chapter and verse of this shloka?

Goswami Maharaj: It’s in the tenth chapter, the ninth verse.

Avadhut Maharaj: Maharaj, but it’s amazing how much Srila Sridhar Maharaj is drawing out of these conceptions. No one is giving these meanings.

#00:07:47#

Govinda Maharaj: Given that attention. Everyone knows that shlokas, but Guru Maharaj given much attention, because these within that line.

#00:08:43#

Govinda Maharaj: Pain. I can change chair?

#00:09:13#

Avadhut Maharaj: Maharaj, some lady is asking. She heard from you last year about following Ekadashi and now she is very nicely follow Ekadashi: three days she is not taking food.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: Now she is very nicely follow Ekadashi. For three days she is not taking food. And she thinking maybe she should five days not to take food on Ekadashi. What you think?

#00:09:43#

Govinda Maharaj: Ekadashi... All day is not Ekadashi day. Then if she will fast Ekadashi day that is O.K. But other day [is] not Ekadashi. Then she will fast or not, that is depending upon her. She can fast all day every day, that is not matter.

#00:10:33#

But Ekadashi day, there is some potency given by Lord. If anyone will engage that full day for the service to Lord, that is Ekadashi, successful Ekadashi.

#00:11:16#

For the health many fasting. Many not taking rice for the health. Someone taking roti, someone rice, someone only sabji, someone only sweets. It is depending upon your health condition. It is not same as fasting on Ekadashi because cause is that service. Service to the Lord, engaged 100% time, and not to give attention for your... ki?... enjoyment. Not actually enjoyment, for your purpose.

Someone: For personal happiness.

Govinda Maharaj: Your personal purpose. Give full attention for the service to Lord, that is Ekadashi.

#00:13:40#

Avadhut Maharaj: Then why breaking fast is at certain time?

Govinda Maharaj: Because that time is auspicious time to break the fasting.

Avadhut Maharaj: So the question now comes: is it necessary to follow Ekadashi?

Govinda Maharaj: Definitely.

#00:14:33#

Govinda Maharaj: There are so many calculations in the scriptures. And that calculating the pandita, qualified calculator. We are following that time simply.

Janardan Maharaj: One time gave general guideline, you said, Guru Maharaj followed. After next day, after sunrise, breaking fast.

Govinda Maharaj: Maybe generally. Sometimes gate. Sometimes passing this. That is calculator’s matter, that is not our matter. Calculator telling us that this is good, we are following. And that is good for everyone.

#00:15:41#

Janardan Maharaj: Inside their question is, “Oh, then if it is... cannot follow the exact time for breaking fast because we don’t have the panjika we are not here, we are not there then better not to follow Ekadashi.” That’s... she is saying, therefore...

#00:15:55#

Govinda Maharaj: No, no, no.

Janardan Maharaj: So I am just saying that general consideration you can break the fast after the sunrise [indistinct]. If they cannot get within the six minutes or ten minutes, or zone times are [indistinct].

#00:16:08#

Govinda Maharaj: But it is written in the scriptures, then we will follow six minutes or five minutes or ten minutes. Because Ambarish Maharaj he have time only one minute. And Durvasa is not coming within that minute. Then there have some important paran time.

#00:17:00#

Ambarish story come through that time factor, then we can ignore that? Time is factor there. Who is following viddhi-marga. It is within viddhi-marga.

#00:17:18#

But raga-marga means too much attentive for the service. That is raga-marga.

#00:18:15#

Giri Maharaj (?): Maharaj, I think that maybe more the nature of her question, that... If the... purpose behind Ekadashi is to increase our service, then if we are doing that...

Govinda Maharaj: Increase our devotion.

Giri Maharaj (?): Devotion.

#00:18:36#

Govinda Maharaj: Increase our devotion, Ekadashi we are following. And devotional means our activity more will be engaged in that particular time, date.

#00:18:56#

Giri Maharaj (?): Then, to observe some special line of demarcation, that now Ekadashi, now that will be ended at this particular time. Then why is that so significant?

Govinda Maharaj: Significant means?...

Devotees: Significant, important, auspicious.

#00:19:21#

Govinda Maharaj: That written in the scriptures this time. Who is doing calculation, he knows everything. I am not doing that calculation. But I knew, I forgot now.

#00:19:41#

This, at present few years doing, Divyendu. And Janardan Maharaj doing something calculation. Then Janardan Maharaj can give answer, that is good. He is doing for westerners, Janardan Maharaj. Especially for America. Time factor.

#00:20:13#

But we are mass. Mass... [indistinct].

Someone: We are mass, we are big group.

Govinda Maharaj: We are the big group chanting, dancing and eating prasadam and following Ekadashi day, potato, etc. Not grain.

#00:20:40#

Avadhut Maharaj: Little chhanna too.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: Little chhanna sometimes too.

Govinda Maharaj: No chana... chhanna, chhanna, yes. Cheese.

Goswami Maharaj: Yes, not chick peas. Chana also means chick peas.

Govinda Maharaj: Chana means chick peas, and chhanna means cheese.

#00:21:04#

Janardan Maharaj: Mahaprabhu asked to... His mother to follow Ekadashi, so must be...

Govinda Maharaj: Yes, not to take grains. Can take fruits, etc. [indistinct] some days is good. [Smiles.] No rasagulla.

#00:22:30#

Goswami Maharaj: Maharaj? Guru Maharaj told something Saraswati Thakur explained that. In Kurukshetra he gave some explanation about Ekadashi.

Govinda Maharaj: Aha. What is the necessity too much service, and where is necessity, very important service. That day is Ekadashi day also, because that day increasing hankering of enjoyment. Lord’s hankering, enjoyment hankering increasing so much. Then we give our energy for the service to Lord that day. Minimizing our own material necessities.

#00:23:30#

This is, after that it’s come so scrutinizing way that this will take, that will not take, that will not take, because rice will give sleep. Then not to get rice. This will give that, not to take that. That is maybe inside, but we not so much interested about these rules and regulations, where and why coming. We will follow Ekadashi because it is our duty to follow it.

#00:24:17#

And we have panjika, we will follow the panjika, and we have rules and regulations and restriction, what we do not wants to take, and what we can take if necessary. Here is one question: if necessary. If you feel so much thirsty, you can take glass of water. That is not obstacle. But if you not feel, do not take that.

#00:24:56#

Something, so many I have seen, our Aranya Maharaj, Krishna Sharan Prabhu. Aranya Maharaj, he is mostly doing without water Ekadashi. Without water means...

Goswami Maharaj: Nirjala.

Govinda Maharaj: Nirjala. Mostly he is not taking anything. That one man. And other also. So many. Our Ranajit, he is doing sometimes.

Goswami Maharaj: And also Babaji Maharaj on Ekadashi stayed up to... he wouldn’t sleep that night.

Govinda Maharaj: Yes.

Goswami Maharaj: And whole night he is doing some kirtan.

#00:25:46#

Govinda Maharaj: Singing. Krishnadas Babaji Maharaj. Yes. And every Ekadashi day if he is in Nabadwip or Mayapur he come to our Math and whole night he was singing.

Goswami Maharaj: Yes.

Govinda Maharaj: That is... So many different kind of devotee. Some kind of devotee very naughty, some kind of devotee very [chuckles] firm.

Goswami Maharaj: [chuckles].

Govinda Maharaj: Variety style we have. Then no problem.

Captured by Ashutosh Krishna Das

 

 

Отредактированная транскрипция перевода Авадхута Махараджа:

Вопрос: Вопрос состоит в следующем: как меняется содержание, которое Шридхар Махарадж вкладывает в фразу «умереть, чтобы жить» в зависимости от уровня сознания? Что это означает для начального уровня сознания; для того, кто уже освобождается от анартх; и для чистого преданного?

Говинда Махарадж: В целом смысл этого утверждения Шрилы Гуру Махараджа в том, что человек, который хочет жить подлинной духовной жизнью, «умирает» для материалистической деятельности. Поскольку материалистическая деятельность иллюзорна, он умирает для нее, но начинает жить для подлинного, для духовного, для реальности. В этом и есть смысл этого утверждения.

Госвами Махарадж: Нет смысла рассматривать это на разных стадиях, поскольку человек будет чувствовать это согласно своей стадии. Но [Говинда] Махарадж дал общий принцип, то есть мы должны отбросить материальное ради духовного.

Этот принцип раскрывается, когда начинающий преданный принимает покровительство более возвышенного преданного. Находясь под руководством более продвинутого преданного, он не будет совершать ошибки. Он будет спасен от ошибок и ложных концепций.

Джанардан Махарадж: Бхактиведанта Свами Прабхупада в этом случае говорил: «Если ты не понимаешь, пользуйся советом того, кто понимает».

Вопрос: Ваши любимые шлоки из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: Моя любимая — туш̣йанти ча раманти ча [БГ, 10.9]… Эта моя самая [любимая]…

Госвами Махарадж: Смысл этой шлоки следующий: жизнь преданного и его удовлетворение в том, что он занят обсуждением деяний и повествований о Господе Шри Кришны. Это то, чем Гурудев занимается сейчас. Это его любимая шлока.

Это шлока из десятой главы, девятый стих…

Авадхут Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж дал очень глубокие объяснения этим стихам.

Говинда Махарадж: Все их знают, кто изучает Бхагавад-гиту, но то, что раскрыл Гуру Махарадж, — высочайшая концепция. Поскольку он находится в самой возвышенной линии, он был способен сделать это.

[Вопрос об Экадаши.]

Говинда Махарадж: В целом нужно понять, что Экадаши — это один день поста. Если человек постится больше, это уже его дело.

Что такое Экадаши? Экадаши — это когда Господь дает возможности вовлечься в служение Ему. Поэтому если какой-то человек в день Экадаши полностью посвятит свой день служению Господу, этот день будет успешным. Идея поста в Экадаши состоит в том, что человек полностью отдает всю энергию в этот день служению Господу, не рассматривает свои личные интересы, в том числе и прием пищи, в первую очередь. Он в этот день полностью отдается служению. На материальной платформе ради здоровья люди также постятся. Это не имеет отношения к духовному. Это имеет отношение к здоровью.

Вопрос: А почему тогда в определенное время выходить из поста надо?

Говинда Махарадж: Это время определено, поскольку оно считается самым благоприятным для прерывания поста.

Вопрос: А обязательно ему следовать или необязательно?

Говинда Махарадж: Обязательно надо следовать.

Вопрос: Какой пост лучше всего — сухой или?..

Авадхут Махарадж: Гурудев же сказал: самое лучшее — это служение.

Реплика: Ну а помимо служения?

Говинда Махарадж: Пандиты, ученые, приводят разные вычисления в писаниях. Но мы следуем очень просто, по сути, а не каким-то ментальным расчетам.

Мы оставляем прерогативу вычислять специалистам по вычислениям. Если какие-то рекомендации пандиты дают, мы пытаемся им следовать, без излишнего фанатизма, постольку, поскольку они знают то, что благоприятно, что неблагоприятно.

В писаниях есть история про Амбариша [Махараджа], когда он пропустил определенное время [выхода из поста Экадаши] и в результате этого пострадал. Но надо понять, что фактор времени в целом связан с виддхи-маргой, то есть правилами и предписаниями, которые установлены в этом мире для определенного времени. Но для тех, кто следует пути рага-марги, важны не какие-либо временные факторы, для них самое главное — служение. Поэтому в нашей линии служение стоит на первом месте.

Идея Экадаши состоит в одном — увеличить нашу преданность. Поэтому в этот день мы занимаемся служением ради увеличения нашей преданности. Пандиты вычисляют определенные благоприятные дни. Например, Джанардан Махарадж высчитывает для Америки по определенной астрологической системе. Но это не столь важно.

Джанардан Махарадж: Махапрабху лично просил Свою мать на Экадаши не принимать зернобобовые.

Говинда Махарадж: Таковы наши общие установки. На фестивале мы воспеваем Святое Имя, практикуем сознание Кришны, раздаем анукалпа-прасад, без зернобобовых. Это наша практика. Мы не пытаемся усложнить свою жизнь…

Не только Экадаши, бывают такие дни, когда нам необходимо совершить служение, и эти дни так же важны, как Экадаши. В эти дни мы забываем о своих личных потребностях полностью, занимаемся служением. Если человек не может заниматься служением, но его в день Экадаши беспокоит вопрос питья, он может пить. Если его беспокоит голод, и он не может сконцентрироваться на служении, он может есть то, что предназначено, но не зернобобовые.

Мы знаем, что в нашем храме есть такие личности — Аранья Махарадж, которого раньше звали Кришна Шаран Прабху, всегда следует Экадаши «на сухую» [без пищи, без воды]. А когда был жив Кришнадас Бабаджи Махарадж, он всю ночь на Экадаши не спал, он всегда пел киртан. Если бы он в это время был в нашем храме, он бы всю ночь сидел в алтарной и пел в Экадаши, не смыкая глаз. Разные категории преданных существуют, но смысл один — оставить свои концепции ради служения Кришне согласно тому уровню, на котором ты находишься.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ананда Вардхан Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  “Stava-kusumanjali. A Flower Offering Of Praise.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 15 November 1955 ·• Архив новостей •· «Наше истинное богатство». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Our Real Wealth.” Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 26.9 МБ)

 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Идея служения в преданности

(6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Махарадж, она говорит, что Гуру Махарадж дает эту концепцию «умереть, чтобы жить». Шрила Гуру Махарадж дает в своих книгах идею, что мы должны умереть, чтобы жить. Это означает, что мы должны полностью посвятить себя Кришне.

Говинда Махарадж: Да, наши усилия, энергию. Наша энергия не должна слишком сильно тратиться на достижение мирских целей. «Умереть» означает направить наше сознание от бренного в сторону высшей реальности. Тогда вы будете жить истиной жизнью.

Не концентрироваться на материальном означает «умереть». «Умереть» здесь не означает смерть физическую, здесь «умереть» означает не зацикливаться на материальном и направить эту энергию в сторону истинной реальности.

Авадхут Махарадж: Она хочет знать… начинающий преданный, преданный среднего уровня и преданный высокого уровня — как они будут понимать это выражение «умереть, чтобы жить»? Как неофит должен действовать, что он должен делать? Как преданный уровня мадхьяма-адхикари реализует эту идею и как преданный высочайшего уровня?

Говинда Махарадж: [Госвами] Махарадж может ответить, я чувствую себя уставшим.

Госвами Махарадж: Махарадж дал принципиальное понимание этого вопроса.

Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Как это будет применено в случае с этими разными типами преданных… мы не собираемся вдаваться в подробности этого. Он дал принцип, который может быть применен ко всем трем категориям.

В общем, младшие преданные вручают себя руководству старшего преданного. Чтобы не совершить ошибку, и чтобы не запутаться в том, что все это значит.

Говинда Махарадж: Отлично.

Авадхут Махарадж: Махарадж всегда говорит безупречно…

Говинда Махарадж: Махарадж обладает высокой квалификацией.

Джанардан Махарадж: Также Свами Махарадж говорил: «Используй свой здравый смысл, а если у тебя его нет, спроси кого-то, у кого он есть».

Госвами Махарадж: [смеется].

Авадхут Махарадж: Означает будь практичным, но если ты непрактичен, найди кого-нибудь, кто практичен.

Говинда Махарадж: Да.

Авадхут Махарадж: Какова ваша любимая шлока из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Какова ваша самая любимая шлока из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: туш̣йанти ча раманти ча [БГ, 10.9].

Авадхут Махарадж, Госвами Махарадж и другие: [посмеиваются].

Говинда Махарадж: Эта шлока. Какова ее первая строка?

Шруташрава Прабху: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

Говинда Махарадж:

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇
туш̣йанти ча раманти ча[1]

Это моя самая любимая шлока.

Авадхут Махарадж: Это начало чатур-шлоки?

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Эта шлока «туш̣йанти ча раманти ча» из чатур-шлоки — она самая важная?

Говинда Махарадж: Может быть, это из чатур-шлоки, я не знаю, я не могу вспомнить сейчас. Но скорее всего это чатур-шлока. Но эта шлока очень любима мной. Он спросил меня: «Какая моя любимая шлока?» Таков вопрос? Это моя любимая шлока.

Госвами Махарадж: Это [эта шлока] о том, как преданные обретают глубокую радость и удовлетворение от хари-катхи, бесед о Кришне. Что Махарадж и делает прямо сейчас. Он это испытывает. Здесь собралось столь много преданных, и он говорит о Кришне.

Некто: А какая глава и номер шлоки?

Госвами Махарадж: Это десятая глава, девятый стих.

Авадхут Махарадж: Махарадж, это удивительно, как Шрила Шридхар Махарадж извлек такое глубокое значение. Никто ранее не давал подобного толкования.

Говинда Махарадж: Уделяли внимание этому. Все знают эти шлоки, но Гуру Махарадж уделял особое внимание, потому что такова наша линия.

Больно. Могу я сменить кресло?

Авадхут Махарадж: Махарадж, одна женщина спрашивает. Она слышала от вас в прошлом году о следовании Экадаши, и сейчас она очень хорошо следует Экадаши: три дня она ничего не ест.

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Сейчас она очень хорошо соблюдает Экадаши. В течение трех дней она ничего не ест. И она думает: может быть, ей ничего не есть в течение пяти дней. Что вы думаете?

Говинда Махарадж: Экадаши… Все дни не есть Экадаши. Если она постится в день Экадаши, это хорошо. Но другие дни — не Экадаши. Постится она или нет в эти дни — это ее решение. Она может поститься целый день каждый день, это не имеет значения.

Но в день Экадаши Господь дал особую возможность, потенциал. Если кто-либо посвящает весь этот день служению Господу, то это будет настоящим соблюдением Экадаши, благополучным Экадаши.

Многие постятся ради здоровья. Многие не едят рис для здоровья. Кто-то ест роти, кто-то рис, кто-то только сабджи, кто-то только сладости. Это зависит от состояния вашего здоровья. Но это не одно и то же, что соблюдать Экадаши, поскольку разве такое соблюдение является служением? Служение Господу, посвящение Ему 100% своего времени, не уделяя при этом внимания своим удовольствиям. Удовольствиям ради себя.

Некто: Ради личного счастья.

Говинда Махарадж: Ваши личные цели. Уделить полное внимание служению Господу — это Экадаши.

Авадхут Махарадж: Тогда почему нужно прерывать пост в определенное время?

Говинда Махарадж: Потому что время прерывания поста в Экадаши — особо благоприятное время.

Авадхут Махарадж: Может возникнуть вопрос: необходимо ли соблюдать Экадаши?

Говинда Махарадж: Несомненно. Столь много расчетов приведено в писаниях. И эти расчеты выполняли пандиты, квалифицированные специалисты. Мы просто следуем этому рассчитанному времени.

Джанардан Махарадж: Однажды вы говорили об общем правиле, которому следовал Гуру Махарадж. На следующий день [после Экадаши] после восхода солнца прервать пост.

Говинда Махарадж: Возможно, [это] общее [правило]. Иногда определенный временной интервал. Иногда — опускаем это. Это вопрос к тем, кто рассчитывает время, это не наша задача. Расчет времени говорит, что это время благоприятно, мы следуем этому. И это хорошо для всех.

Джанардан Махарадж: Возможно, возникнет вопрос: «О, если так, если мы не сможем прервать Экадаши в заданное время, потому что у нас нет расчетов этого времени, мы находимся ни здесь, ни там, тогда лучше вообще не следовать Экадаши». Это она говорила...

Говинда Махарадж: Нет, нет, нет.

Джанардан Махарадж: Я просто говорю относительно общего принципа — можно прервать пост после восхода солнца [неясно]. Если получатся расхождения в шесть минут или десять минут, или часовой пояс [неясно].

Говинда Махарадж: Но это записано в писаниях, что нужно следовать [этому] в такое-то время, шесть минут или пять минут или десять минут. У Амбариша Махараджа была лишь одна минута. И Дурваса не пришел в течение этого времени. Необходимо учитывать время парана.

История Амбариша связана с этим временным фактором, но можем ли мы игнорировать его? Есть временной фактор. Для следующих путем виддхи-марги. Это путь виддхи-марги.

Но рага-марга означает уделить большее внимание служению. Это есть рага-марга.

Гири Махарадж (?): Махарадж, я думаю, возможно, суть ее вопроса в том… если… цель Экадаши — усилить наше служение, поэтому, если мы делаем это…

Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность.

Гири Махарадж (?): Преданность.

Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность — для этого мы следуем Экадаши. И преданность означает увеличить нашу активность [в служении] в течение этого конкретного дня.

Гири Махарадж (?): Тогда следовать этим особым разграничениям в Экадаши, которые заканчиваются в конкретное время. Тогда почему это так существенно?

Говинда Махарадж: Существенно?..

Преданные: Существенно, важно, благоприятно.

Говинда Махарадж: Так написано в писаниях. Тот, кто производит расчеты, знает все эти моменты. Я не занимаюсь такими расчетами. Но раньше я знал это, сейчас забыл.

Сейчас, последние несколько лет, этим занимается Дивьенду. И Джанардан Махарадж производит некоторые расчеты. Поэтому Джанардан Махарадж может ответить, что это хорошо. Джанардан Махарадж делает расчеты для западных людей. Особенно для Америки. Временной фактор.

Но нас много, масса… [неясно].

Некто: Нас — масса, мы большая группа.

Говинда Махарадж: Мы — большая группа, которая поет, танцует и почитает прасад, следует Экадаши, ест картошку и т. д. Без зерновых.

Авадхут Махарадж: Немного чханны [сыра] также.

Говинда Махарадж: Хм?

Авадхут Махарадж: Иногда — немного чханны также.

Говинда Махарадж: Не чаначханна, чханна, да. Сыр.

Госвами Махарадж: Да, не турецкий горошек. Чана означает турецкий горошек.

Говинда Махарадж: Чана означает турецкий горошек, а чханна — сыр.

Джанардан Махарадж: Махапрабху просил Свою мать следовать Экадаши, поэтому…

Говинда Махарадж: Да, не есть зерновые. Можно есть фрукты и т. д. [неясно] в некоторые дни хорошо. [Улыбается.] Без расагул.

Госвами Махарадж: Махарадж? Гуру Махарадж говорил, что Сарасвати Тхакур кое-что объяснял об этом. На Курукшетре он дал некоторое объяснение касательно Экадаши.

Говинда Махарадж: Ага. Острая необходимость в служении, какова эта необходимость, важность в служении. Таков день Экадаши, потому что в этот день возрастает жажда наслаждений. Потребность Господа в наслаждении сильно возрастает. Поэтому мы отдаем свою энергию для служения Господу в этот день, сводя к минимуму наши мирские потребности.

Это главное, после этого уже приходит тщательное изучение, что можно есть, что нельзя, это нельзя есть, потому что рис вызывает сонливость, поэтому не нужно есть рис. Это приведет к этому [сонливости], поэтому не нужно его есть. И все это может быть, но мы не особо заинтересованы в этих правилах, что и почему происходит. Мы следуем Экадаши, потому что это наша обязанность их соблюдать.

У нас есть панджика, указания шастр, мы следуем им. У нас есть правила, предписания и запреты, что нам не следует принимать, и что мы можем принять, если есть необходимость. Если вы чувствуете острую жажду, вы можете выпить стакан воды. Это не помеха. Но если вы не чувствуете, то не пейте.

Нечто в этом роде, столь много я видел. Наш Аранья Махарадж, Кришна Шаран Прабху. Аранья Махарадж в основном даже не пьет воду в Экадаши. Без воды — как это называется?..

Госвами Махарадж: Нирджала.

Говинда Махарадж: Нирджала. В основном он ничего не принимает, этот человек. И другие также. Многие. Наш Ранджит, он иногда следует этому.

Госвами Махарадж: И также Бабаджи Махарадж в Экадаши бодрствовал… Не спал в эту ночь.

Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: И всю ночь он воспевал, пел киртан.

Говинда Махарадж: Воспевал. Кришнадас Бабаджи Махарадж. Да. И каждый Экадаши, если он был в Навадвипе или Майяпуре, он приходил в наш Матх и всю ночь воспевал.

Госвами Махарадж: Да.

Говинда Махарадж: Это… Столь много разных типов преданных. Некоторые преданные очень непослушные, некоторые — очень [смеется] стойкие.

Госвами Махарадж: [Смеется].

Говинда Махарадж: У нас все виды [преданных]. Нет проблем.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).

 

 

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

The Idea of Devotional Service

(6 August 2002. Lakhta, Saint Petersburg)

 

#00:00:40#

Avadhut Maharaj: Maharaj, she is saying that Guru Maharaj is giving this conception ‘die to live’. Srila Guru Maharaj is giving in his book idea that we should die to live, meaning that we should fully sacrifice ourselves for Krishna.

#00:01:01#

Govinda Maharaj: Yes, our energy. But within me that energy not so spend for the mundane purpose. Then ‘die’ means your mentality take off from mundanity and put in the reality. Then you will get proper life.

#00:01:31#

Take out from mundanity means ‘die’. ‘Die’ not means death, here ‘die’ meanings take out from mundanity and put that energy to reality.

#00:02:18#

Avadhut Maharaj: She wants to know... Junior devotee, then middle-class devotee and high class devotee, how he feel that ‘die to live’. How is neophyte should do, what is the activity of neophyte, and how does madhyam stage passing this idea, how topmost stage.

#00:02:43#

Govinda Maharaj: Maharaj can tell. I am tired.

#00:02:49#

Goswami Maharaj: Maharaj has given in principle the answer to this question.

Govinda Maharaj: Yes.

Goswami Maharaj: How it will be applied to those different devotees that... we are not going to enter in the details of that. He has given the principle that can be applied to all three.

#00:03:27#

But generally the lower devotee, they are putting themselves under the direction of the higher devotee. So they don’t make a mistake or become confused about what that meaning is.

#00:04:12#

Govinda Maharaj: Perfect.

Avadhut Maharaj: Maharaj is always giving perfect...

Govinda Maharaj: Maharaj is so qualified.

#00:04:25#

Janardan Maharaj: Also, Swami Maharaj, he said: “Use your common sense, and if you don’t have any, ask someone who does.”

Goswami Maharaj: [laughs].

Avadhut Maharaj: Mean be practical, but if you are not practical, find out somebody who is practical.

Govinda Maharaj: Yes.

#00:05:11#

Avadhut Maharaj: What’s your favorite shlokas from Bhagavad-gita?

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: What is your most favorite shloka from Bhagavad-gita?

#00:05:21#

Govinda Maharaj: Tuṣyanti cha ramanti cha [BG: 10.9].

Avadhut Maharaj, Goswami Maharaj and others: [chuckle].

Govinda Maharaj: That shloka. But first line?

Shrutashrava Prabhu: Mach-chittā mad-gata-prāṇā...

#00:05:34#

Govinda Maharaj:

mach-chittā mad-gata-prāṇā
bodhayantaḥ parasparam
kathayantaś cha māṁ nityaṁ
tuṣyanti cha ramanti cha

[BG: 10.9]

#00:05:45#

This is my extremely favorite shloka.

Avadhut Maharaj: That is like, topmost out of chatur-shloka.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: That tuṣyanti cha ramanti cha out of chatur-shloka, is the most important one?

Govinda Maharaj: Maybe chatuh-shloka, I don’t know. I cannot remember now. But maybe chatuh-shloka. But this shloka is very favorite. He asked to me, “What is your favorite shloka?” This is question? And this is my favorite shloka.

#00:06:27#

Goswami Maharaj: It’s how the devotees derive great pleasure and satisfaction engaged in Hari-katha, topics of Krishna. What Maharaj is doing right now. He is doing this. And here so many devotees gathered, and he is speaking about Krishna.

#00:07:11#

Someone: And chapter and verse of this shloka?

Goswami Maharaj: It’s in the tenth chapter, the ninth verse.

Avadhut Maharaj: Maharaj, but it’s amazing how much Srila Sridhar Maharaj is drawing out of these conceptions. No one is giving these meanings.

#00:07:47#

Govinda Maharaj: Given that attention. Everyone knows that shlokas, but Guru Maharaj given much attention, because these within that line.

#00:08:43#

Govinda Maharaj: Pain. I can change chair?

#00:09:13#

Avadhut Maharaj: Maharaj, some lady is asking. She heard from you last year about following Ekadashi and now she is very nicely follow Ekadashi: three days she is not taking food.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: Now she is very nicely follow Ekadashi. For three days she is not taking food. And she thinking maybe she should five days not to take food on Ekadashi. What you think?

#00:09:43#

Govinda Maharaj: Ekadashi... All day is not Ekadashi day. Then if she will fast Ekadashi day that is O.K. But other day [is] not Ekadashi. Then she will fast or not, that is depending upon her. She can fast all day every day, that is not matter.

#00:10:33#

But Ekadashi day, there is some potency given by Lord. If anyone will engage that full day for the service to Lord, that is Ekadashi, successful Ekadashi.

#00:11:16#

For the health many fasting. Many not taking rice for the health. Someone taking roti, someone rice, someone only sabji, someone only sweets. It is depending upon your health condition. It is not same as fasting on Ekadashi because cause is that service. Service to the Lord, engaged 100% time, and not to give attention for your... ki?... enjoyment. Not actually enjoyment, for your purpose.

Someone: For personal happiness.

Govinda Maharaj: Your personal purpose. Give full attention for the service to Lord, that is Ekadashi.

#00:13:40#

Avadhut Maharaj: Then why breaking fast is at certain time?

Govinda Maharaj: Because that time is auspicious time to break the fasting.

Avadhut Maharaj: So the question now comes: is it necessary to follow Ekadashi?

Govinda Maharaj: Definitely.

#00:14:33#

Govinda Maharaj: There are so many calculations in the scriptures. And that calculating the pandita, qualified calculator. We are following that time simply.

Janardan Maharaj: One time gave general guideline, you said, Guru Maharaj followed. After next day, after sunrise, breaking fast.

Govinda Maharaj: Maybe generally. Sometimes gate. Sometimes passing this. That is calculator’s matter, that is not our matter. Calculator telling us that this is good, we are following. And that is good for everyone.

#00:15:41#

Janardan Maharaj: Inside their question is, “Oh, then if it is... cannot follow the exact time for breaking fast because we don’t have the panjika we are not here, we are not there then better not to follow Ekadashi.” That’s... she is saying, therefore...

#00:15:55#

Govinda Maharaj: No, no, no.

Janardan Maharaj: So I am just saying that general consideration you can break the fast after the sunrise [indistinct]. If they cannot get within the six minutes or ten minutes, or zone times are [indistinct].

#00:16:08#

Govinda Maharaj: But it is written in the scriptures, then we will follow six minutes or five minutes or ten minutes. Because Ambarish Maharaj he have time only one minute. And Durvasa is not coming within that minute. Then there have some important paran time.

#00:17:00#

Ambarish story come through that time factor, then we can ignore that? Time is factor there. Who is following viddhi-marga. It is within viddhi-marga.

#00:17:18#

But raga-marga means too much attentive for the service. That is raga-marga.

#00:18:15#

Giri Maharaj (?): Maharaj, I think that maybe more the nature of her question, that... If the... purpose behind Ekadashi is to increase our service, then if we are doing that...

Govinda Maharaj: Increase our devotion.

Giri Maharaj (?): Devotion.

#00:18:36#

Govinda Maharaj: Increase our devotion, Ekadashi we are following. And devotional means our activity more will be engaged in that particular time, date.

#00:18:56#

Giri Maharaj (?): Then, to observe some special line of demarcation, that now Ekadashi, now that will be ended at this particular time. Then why is that so significant?

Govinda Maharaj: Significant means?...

Devotees: Significant, important, auspicious.

#00:19:21#

Govinda Maharaj: That written in the scriptures this time. Who is doing calculation, he knows everything. I am not doing that calculation. But I knew, I forgot now.

#00:19:41#

This, at present few years doing, Divyendu. And Janardan Maharaj doing something calculation. Then Janardan Maharaj can give answer, that is good. He is doing for westerners, Janardan Maharaj. Especially for America. Time factor.

#00:20:13#

But we are mass. Mass... [indistinct].

Someone: We are mass, we are big group.

Govinda Maharaj: We are the big group chanting, dancing and eating prasadam and following Ekadashi day, potato, etc. Not grain.

#00:20:40#

Avadhut Maharaj: Little chhanna too.

Govinda Maharaj: Huh?

Avadhut Maharaj: Little chhanna sometimes too.

Govinda Maharaj: No chana... chhanna, chhanna, yes. Cheese.

Goswami Maharaj: Yes, not chick peas. Chana also means chick peas.

Govinda Maharaj: Chana means chick peas, and chhanna means cheese.

#00:21:04#

Janardan Maharaj: Mahaprabhu asked to... His mother to follow Ekadashi, so must be...

Govinda Maharaj: Yes, not to take grains. Can take fruits, etc. [indistinct] some days is good. [Smiles.] No rasagulla.

#00:22:30#

Goswami Maharaj: Maharaj? Guru Maharaj told something Saraswati Thakur explained that. In Kurukshetra he gave some explanation about Ekadashi.

Govinda Maharaj: Aha. What is the necessity too much service, and where is necessity, very important service. That day is Ekadashi day also, because that day increasing hankering of enjoyment. Lord’s hankering, enjoyment hankering increasing so much. Then we give our energy for the service to Lord that day. Minimizing our own material necessities.

#00:23:30#

This is, after that it’s come so scrutinizing way that this will take, that will not take, that will not take, because rice will give sleep. Then not to get rice. This will give that, not to take that. That is maybe inside, but we not so much interested about these rules and regulations, where and why coming. We will follow Ekadashi because it is our duty to follow it.

#00:24:17#

And we have panjika, we will follow the panjika, and we have rules and regulations and restriction, what we do not wants to take, and what we can take if necessary. Here is one question: if necessary. If you feel so much thirsty, you can take glass of water. That is not obstacle. But if you not feel, do not take that.

#00:24:56#

Something, so many I have seen, our Aranya Maharaj, Krishna Sharan Prabhu. Aranya Maharaj, he is mostly doing without water Ekadashi. Without water means...

Goswami Maharaj: Nirjala.

Govinda Maharaj: Nirjala. Mostly he is not taking anything. That one man. And other also. So many. Our Ranajit, he is doing sometimes.

Goswami Maharaj: And also Babaji Maharaj on Ekadashi stayed up to... he wouldn’t sleep that night.

Govinda Maharaj: Yes.

Goswami Maharaj: And whole night he is doing some kirtan.

#00:25:46#

Govinda Maharaj: Singing. Krishnadas Babaji Maharaj. Yes. And every Ekadashi day if he is in Nabadwip or Mayapur he come to our Math and whole night he was singing.

Goswami Maharaj: Yes.

Govinda Maharaj: That is... So many different kind of devotee. Some kind of devotee very naughty, some kind of devotee very [chuckles] firm.

Goswami Maharaj: [chuckles].

Govinda Maharaj: Variety style we have. Then no problem.

Captured by Ashutosh Krishna Das

 

 

Отредактированная транскрипция перевода Авадхута Махараджа:

Вопрос: Вопрос состоит в следующем: как меняется содержание, которое Шридхар Махарадж вкладывает в фразу «умереть, чтобы жить» в зависимости от уровня сознания? Что это означает для начального уровня сознания; для того, кто уже освобождается от анартх; и для чистого преданного?

Говинда Махарадж: В целом смысл этого утверждения Шрилы Гуру Махараджа в том, что человек, который хочет жить подлинной духовной жизнью, «умирает» для материалистической деятельности. Поскольку материалистическая деятельность иллюзорна, он умирает для нее, но начинает жить для подлинного, для духовного, для реальности. В этом и есть смысл этого утверждения.

Госвами Махарадж: Нет смысла рассматривать это на разных стадиях, поскольку человек будет чувствовать это согласно своей стадии. Но [Говинда] Махарадж дал общий принцип, то есть мы должны отбросить материальное ради духовного.

Этот принцип раскрывается, когда начинающий преданный принимает покровительство более возвышенного преданного. Находясь под руководством более продвинутого преданного, он не будет совершать ошибки. Он будет спасен от ошибок и ложных концепций.

Джанардан Махарадж: Бхактиведанта Свами Прабхупада в этом случае говорил: «Если ты не понимаешь, пользуйся советом того, кто понимает».

Вопрос: Ваши любимые шлоки из Бхагавад-гиты?

Говинда Махарадж: Моя любимая — туш̣йанти ча раманти ча [БГ, 10.9]… Эта моя самая [любимая]…

Госвами Махарадж: Смысл этой шлоки следующий: жизнь преданного и его удовлетворение в том, что он занят обсуждением деяний и повествований о Господе Шри Кришны. Это то, чем Гурудев занимается сейчас. Это его любимая шлока.

Это шлока из десятой главы, девятый стих…

Авадхут Махарадж: Шрила Шридхар Махарадж дал очень глубокие объяснения этим стихам.

Говинда Махарадж: Все их знают, кто изучает Бхагавад-гиту, но то, что раскрыл Гуру Махарадж, — высочайшая концепция. Поскольку он находится в самой возвышенной линии, он был способен сделать это.

[Вопрос об Экадаши.]

Говинда Махарадж: В целом нужно понять, что Экадаши — это один день поста. Если человек постится больше, это уже его дело.

Что такое Экадаши? Экадаши — это когда Господь дает возможности вовлечься в служение Ему. Поэтому если какой-то человек в день Экадаши полностью посвятит свой день служению Господу, этот день будет успешным. Идея поста в Экадаши состоит в том, что человек полностью отдает всю энергию в этот день служению Господу, не рассматривает свои личные интересы, в том числе и прием пищи, в первую очередь. Он в этот день полностью отдается служению. На материальной платформе ради здоровья люди также постятся. Это не имеет отношения к духовному. Это имеет отношение к здоровью.

Вопрос: А почему тогда в определенное время выходить из поста надо?

Говинда Махарадж: Это время определено, поскольку оно считается самым благоприятным для прерывания поста.

Вопрос: А обязательно ему следовать или необязательно?

Говинда Махарадж: Обязательно надо следовать.

Вопрос: Какой пост лучше всего — сухой или?..

Авадхут Махарадж: Гурудев же сказал: самое лучшее — это служение.

Реплика: Ну а помимо служения?

Говинда Махарадж: Пандиты, ученые, приводят разные вычисления в писаниях. Но мы следуем очень просто, по сути, а не каким-то ментальным расчетам.

Мы оставляем прерогативу вычислять специалистам по вычислениям. Если какие-то рекомендации пандиты дают, мы пытаемся им следовать, без излишнего фанатизма, постольку, поскольку они знают то, что благоприятно, что неблагоприятно.

В писаниях есть история про Амбариша [Махараджа], когда он пропустил определенное время [выхода из поста Экадаши] и в результате этого пострадал. Но надо понять, что фактор времени в целом связан с виддхи-маргой, то есть правилами и предписаниями, которые установлены в этом мире для определенного времени. Но для тех, кто следует пути рага-марги, важны не какие-либо временные факторы, для них самое главное — служение. Поэтому в нашей линии служение стоит на первом месте.

Идея Экадаши состоит в одном — увеличить нашу преданность. Поэтому в этот день мы занимаемся служением ради увеличения нашей преданности. Пандиты вычисляют определенные благоприятные дни. Например, Джанардан Махарадж высчитывает для Америки по определенной астрологической системе. Но это не столь важно.

Джанардан Махарадж: Махапрабху лично просил Свою мать на Экадаши не принимать зернобобовые.

Говинда Махарадж: Таковы наши общие установки. На фестивале мы воспеваем Святое Имя, практикуем сознание Кришны, раздаем анукалпа-прасад, без зернобобовых. Это наша практика. Мы не пытаемся усложнить свою жизнь…

Не только Экадаши, бывают такие дни, когда нам необходимо совершить служение, и эти дни так же важны, как Экадаши. В эти дни мы забываем о своих личных потребностях полностью, занимаемся служением. Если человек не может заниматься служением, но его в день Экадаши беспокоит вопрос питья, он может пить. Если его беспокоит голод, и он не может сконцентрироваться на служении, он может есть то, что предназначено, но не зернобобовые.

Мы знаем, что в нашем храме есть такие личности — Аранья Махарадж, которого раньше звали Кришна Шаран Прабху, всегда следует Экадаши «на сухую» [без пищи, без воды]. А когда был жив Кришнадас Бабаджи Махарадж, он всю ночь на Экадаши не спал, он всегда пел киртан. Если бы он в это время был в нашем храме, он бы всю ночь сидел в алтарной и пел в Экадаши, не смыкая глаз. Разные категории преданных существуют, но смысл один — оставить свои концепции ради служения Кришне согласно тому уровню, на котором ты находишься.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ананда Вардхан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования