«Восприятие Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 35.54M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Восприятие Кришны

(17 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:46#

Мы приехали, многие из нас приехали издалека, чтобы обрести милость этих Божеств, Шри Шри Радхи-Мадхавы-Сундарджиу. Мы приехали из Индии, и мы очень рады, что Господь принимает нас и позволяет нам быть в Его присутствии. То, что мы собираемся вместе, это все по милости Господа. Я себя сейчас неважно чувствую, поэтому не могу приходить на многие программы, не могу вовремя приходить сюда в храм. Наверное, это тоже по милости Господа, потому что здесь много достойных вайшнавов, которым Господь тоже позволяет, дает шанс общаться с другими вайшнавами. И я несказанно этому рад.

#00:02:05#

Мне очень помогают Шрипад Госвами Махарадж, Джанардан Махарадж, Авадхут Махарадж. Без них этот фестиваль, наверное, не состоялся бы. И Бхарати Махарадж помогает мне тем, что переводит. Очень хорошо, что у вас есть вопросы. А почему у вас есть вопросы? Потому, что вы недавно пришли в движение сознания Кришны, и у вас, естественно, возникают какие-то вопросы.

#00:02:51#

Жизнь, которую вы до этого вели, совершенно отличается от традиционной жизни варнашрамы. В Индии люди внутренне уже не следуют варнашраме, это очевидно. Но внешне они соблюдают многие принципы варнашрамы. Другими словами, там богатая религиозная культура. Во всех странах — разные религиозные культуры. Естественно, когда искренний искатель истины присоединяется к ведической культуре, у него возникает много вопросов, ему еще многое нужно узнать. У всех возникают вопросы.

#00:04:16#

Я вижу, что у западных санньяси и у индийских санньяси различный образ поведения, разные привычки. Некоторые, я вижу, едят ложкой, и после еды они думают, что их руки чисты, потому что они не касались пищи, и их не обязательно мыть. Внутренне, сердцем, такой человек соблюдает высшие принципы варнашрамы. Но внешне этого не скажешь. Они продолжают иметь западные привычки, следовать культуре Запада. Это не оскорбление. Если их сознание полностью погружено [в служение Богу], внешние формальности они могут и не соблюдать. Однако нужно соблюдать внешние формальности, потому что они имеют определенную ценность.

#00:06:00#

Например, прежде чем начать есть прасад, вы берете немножко [освященной пищи], прикасаетесь к своему лбу, а потом начинаете есть, выказываете почтение. Поэтому, прежде чем начать есть, нужно помыть руки, потому что вы прикасаетесь к священному прасаду. Чтобы не осквернить его, вы должны принять его чистыми руками. Маха-прасад — объект нашего поклонения, он настолько возвышен, что мы ему поклоняемся, это не обычная пища. Поэтому, когда принимаете маха-прасадам, не обязательно мыть руки, потому что его положение настолько возвышенное, что он очищает все.

#00:08:25#

Но если ваша рука дотронулась до какой-то пищи, то она в какой-то степени осквернилась, то есть стала нечистой, и когда вы потом ею предлагаете что-то другому вайшнаву или дотрагиваетесь до него, то вы передаете ему остатки после себя. Поэтому руки надо мыть. Когда вы моете руки после еды, вы открываете новую главу своей жизни. Руки надо мыть, потому что вы открываете новую главу своей жизни. Хотя некоторые просто обтирают [руки] об себя, об рубашку, и все — никаких проблем.

#00:09:45#

Но когда вы своей рукой совершили некое служение вайшнаву или приняли прасад, как бы пропустили через себя, а потом этой же рукой делаете что-то по отношению к другому вайшнаву, то вы передаете свое ему. Это не очень хорошо. Поэтому существуют разные самскары, обряды. Здесь — свои самскары. Здесь свои правила. Например, здесь едят на стуле, за столом, используя тарелку и ложку, хотя это не очень, с точки зрения Вед, правильно. Но, поскольку все это очень чисто, на Западе все чисто — и стул, и стол, и ложки, и тарелки, — то это своя самскара.

#00:11:06#

Обычно это не считается чем-то, подверженным осуждению, это не осуждается. Но я замечаю, что не всегда и этому следуют. Кроме того, существуют некие самскары, некие небольшие ритуалы, которые нужны для личного очищения, для того, чтобы человек стал более благочестивым. Поэтому у вас возникают, естественно, вопросы, каковы эти правила, мелкие правила, в соответствии с Ведами, с вайшнавской культурой. Это естественно.

#00:12:25#

Я пришел сейчас сюда, потому что знаю, что вы ждете общения со мной. Мне повезло, что со мной всегда находятся Госвами Махарадж, Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, и они мне всегда помогают. Шрипад Бхарати Махарадж тоже отвечает на вопросы. Он отвечает на вопросы, и я очень доволен, что он это делает. Шрипад Акинчан Махарадж может один целое собрание держать в течение долгого времени. Я всегда об этом помню и встречаюсь с вами. Если у вас есть какие-то вопросы, то они [эти вайшнавы] квалифицированы, чтобы ответить на ваши вопросы, вы можете всегда задавать их.

#00:14:05#

Если у вас есть вопросы, вы можете их задавать. Можно один вопрос, один небольшой вопрос перед арати, если у кого-то есть.

#00:14:30#

Преданный: Подскажите, как вы ощущаете Кришну? Что вы при этом ощущаете, можете ли вы Его непосредственно воспринимать?

#00:15:05#

Госвами Махарадж: Наше мировоззрение заключается в том, что все, что мы воспринимаем, осуществляется через вайшнавов. Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, часто приводил пример телескопа, телескопической системы. Обычно, если вы что-то поместите перед глазами, это будет мешать вам видеть что-то удаленное. Все, что вы помещаете перед глазами, мешает вам видеть. Иными словами, если что-то между мною и Кришной [согласно этому примеру], то это препятствие для моего видения. Но сознание Кришны — прямо противоположно. Вайшнавы, о которых говорил Гурудев, вайшнавы в нашей линии, каждый из них видит Кришну. Они видят Кришну, у каждого из них свое видение. Как Баладев Видьябхушан написал о Рупе и Санатане. Махарадж, эта шлока:

#00:16:30#

говинда̄бхидха мандира̄ш́рита-падам̇

Шрила Говинда Махарадж:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату[1]

#00:16:52#

Госвами Махарадж: Кришна — собственность Своих преданных, Он — их драгоценный камень. Когда вы «вращаете» этот бриллиант в руке, один вайшнав получает некий отблеск этой реальности, другой вайшнав — другой отблеск. Когда вы его вращаете, каждый вайшнав видит по-своему, и в совокупности — это истинная реальность. Каждый вайшнав — это своего рода линза, через которую проходит этот отблеск истинной реальности. Чем больше вы этих линз ставите [перед собой], тем отчетливее вы видите Кришну. Хотя между вами и Кришной много линз, тем не менее вы Его видите.

#00:18:13#

Шрила Гурудев описывал значение нашего лого, символа нашего Матха. Он говорил, что лотос [ученик] не сможет выжить без воды [Гуру], то есть без той среды, которая бы смягчала сияние Кришны [солнце на лого]. Самое здоровое видение в духовной жизни — когда вы не доверяете своему видению, а доверяете видению вайшнавов. Это доходит до такой степени, что Шрила Шридхар Махарадж объяснял: «Если Кришна вдруг предстанет перед вашими глазами, вы должны спросить у Гуру — Кришна это или нет. Если он скажет: „Это Кришна“ — это Кришна, если он скажет: „Это не Кришна“ — это не Кришна».

#00:19:25#

Другими словами, можно перевернуть все с ног на голову и сказать, что Кришна — это творение Своих преданных. В зависимости от их сердечного настроения существует Кришна такой, каким они себе Его видят, своим сердцем. И величайших преданных, самая величайшая из которых — Шримати Радхарани, называют Кришна-майи. Иными словами, куда бы Она ни посмотрела, куда бы Она ни бросила взгляд, там обязан появиться Кришна.

#00:20:15#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[2]

#00:20:33#

Кроме того, все, что связано с Кришной, невозможно воспринять ни чувствами, ни умом, ни рассудком — ни Его Имя, ни Его образ, ни Его игры, ни Его окружение. Но в среде служения, когда создается среда, где один служит другому, Кришна появляется. Мы можем видеть Его в этой среде. А как же служить Кришне? Служа Его народу — Его преданным. Когда Шрила Шридхар Махарадж в первый раз появился в Гаудия Матхе, это было во время праздника, посвященного Махапрабху, он увидел такую картину: на первом этаже храма был один пуджари, который поклонялся Махапрабху, а на крыше, на втором этаже, собрались все почтенные, все старшие вайшнавы.

#00:22:17#

Шридхар Махарадж устроил ему небольшую проверку, стал задавать ему вопросы. Он спросил: «Вы утверждаете, что Махапрабху присутствует в Божестве». И пуджари ответил: «Он не присутствует, это и есть Сам Кришна!» Шридхар Махарадж сказал: «Значит, это и есть Махапрабху?» — «Да, это Он и есть!» И тогда он его спросил: «Как же получается, что ты, пуджари, который в иерархии занимает низшее положение, здесь с Самим Господом, а старшие вайшнавы, так сказать „генералы“ вайшнавизма, с вашим учителем на втором этаже и даже не спускаются?»

#00:23:38#

Но этот человек, этот пуджари, был парень не промах, потому что он был из Гаудия Матха. И он сказал: «Махапрабху в еще большей степени присутствует в нашем Гурудеве». Он добавил, что время нисшествия Махапрабху приближается, юбилей Его прихода. И в следующую минуту Он проявится в сердце Гуру в абсолютной степени. Поэтому мы должны понять, что Господь, Махапрабху, больше доступен для нашего восприятия в вайшнаве, чем в какой-либо иной форме. С той минуты Шрила Шридхар Махарадж посвятил свою жизнь служению лотосоподобным стопам своего учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

#00:25:27#

Шрила Говинда Махарадж: Вы задали замечательный вопрос, и мне очень понравился ответ. Кришна благословляет вас.

Переводчик: Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Держа драгоценный камень на ладони, можно показать его грани, поворачивая его. Рупа и Санатана Госвами явили разные грани бриллианта по имени Говинда, Которому всегда служит богиня удачи. Они показали миру высшую реальность, Говинду, словно драгоценный камень на ладонях» (Шрила Баладев Видьябхушан).

[2] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Мирскими чувствами невозможно постичь Святое Имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его Святое Имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается, и ей со временем открывается истинное положение Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 17.136).

 



←  «Дхарма за пределами Дхамы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Май 2013 года. Абхазия ·• Архив новостей •· «Шри Намаштакам 8», «Саварана-Шри-Гаура-махима» и «Шри Шри Гурваштака». Бхаджаны в исполнении Бхакти Лалиты Деви Даси  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Восприятие Кришны

(17 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:46#

Мы приехали, многие из нас приехали издалека, чтобы обрести милость этих Божеств, Шри Шри Радхи-Мадхавы-Сундарджиу. Мы приехали из Индии, и мы очень рады, что Господь принимает нас и позволяет нам быть в Его присутствии. То, что мы собираемся вместе, это все по милости Господа. Я себя сейчас неважно чувствую, поэтому не могу приходить на многие программы, не могу вовремя приходить сюда в храм. Наверное, это тоже по милости Господа, потому что здесь много достойных вайшнавов, которым Господь тоже позволяет, дает шанс общаться с другими вайшнавами. И я несказанно этому рад.

#00:02:05#

Мне очень помогают Шрипад Госвами Махарадж, Джанардан Махарадж, Авадхут Махарадж. Без них этот фестиваль, наверное, не состоялся бы. И Бхарати Махарадж помогает мне тем, что переводит. Очень хорошо, что у вас есть вопросы. А почему у вас есть вопросы? Потому, что вы недавно пришли в движение сознания Кришны, и у вас, естественно, возникают какие-то вопросы.

#00:02:51#

Жизнь, которую вы до этого вели, совершенно отличается от традиционной жизни варнашрамы. В Индии люди внутренне уже не следуют варнашраме, это очевидно. Но внешне они соблюдают многие принципы варнашрамы. Другими словами, там богатая религиозная культура. Во всех странах — разные религиозные культуры. Естественно, когда искренний искатель истины присоединяется к ведической культуре, у него возникает много вопросов, ему еще многое нужно узнать. У всех возникают вопросы.

#00:04:16#

Я вижу, что у западных санньяси и у индийских санньяси различный образ поведения, разные привычки. Некоторые, я вижу, едят ложкой, и после еды они думают, что их руки чисты, потому что они не касались пищи, и их не обязательно мыть. Внутренне, сердцем, такой человек соблюдает высшие принципы варнашрамы. Но внешне этого не скажешь. Они продолжают иметь западные привычки, следовать культуре Запада. Это не оскорбление. Если их сознание полностью погружено [в служение Богу], внешние формальности они могут и не соблюдать. Однако нужно соблюдать внешние формальности, потому что они имеют определенную ценность.

#00:06:00#

Например, прежде чем начать есть прасад, вы берете немножко [освященной пищи], прикасаетесь к своему лбу, а потом начинаете есть, выказываете почтение. Поэтому, прежде чем начать есть, нужно помыть руки, потому что вы прикасаетесь к священному прасаду. Чтобы не осквернить его, вы должны принять его чистыми руками. Маха-прасад — объект нашего поклонения, он настолько возвышен, что мы ему поклоняемся, это не обычная пища. Поэтому, когда принимаете маха-прасадам, не обязательно мыть руки, потому что его положение настолько возвышенное, что он очищает все.

#00:08:25#

Но если ваша рука дотронулась до какой-то пищи, то она в какой-то степени осквернилась, то есть стала нечистой, и когда вы потом ею предлагаете что-то другому вайшнаву или дотрагиваетесь до него, то вы передаете ему остатки после себя. Поэтому руки надо мыть. Когда вы моете руки после еды, вы открываете новую главу своей жизни. Руки надо мыть, потому что вы открываете новую главу своей жизни. Хотя некоторые просто обтирают [руки] об себя, об рубашку, и все — никаких проблем.

#00:09:45#

Но когда вы своей рукой совершили некое служение вайшнаву или приняли прасад, как бы пропустили через себя, а потом этой же рукой делаете что-то по отношению к другому вайшнаву, то вы передаете свое ему. Это не очень хорошо. Поэтому существуют разные самскары, обряды. Здесь — свои самскары. Здесь свои правила. Например, здесь едят на стуле, за столом, используя тарелку и ложку, хотя это не очень, с точки зрения Вед, правильно. Но, поскольку все это очень чисто, на Западе все чисто — и стул, и стол, и ложки, и тарелки, — то это своя самскара.

#00:11:06#

Обычно это не считается чем-то, подверженным осуждению, это не осуждается. Но я замечаю, что не всегда и этому следуют. Кроме того, существуют некие самскары, некие небольшие ритуалы, которые нужны для личного очищения, для того, чтобы человек стал более благочестивым. Поэтому у вас возникают, естественно, вопросы, каковы эти правила, мелкие правила, в соответствии с Ведами, с вайшнавской культурой. Это естественно.

#00:12:25#

Я пришел сейчас сюда, потому что знаю, что вы ждете общения со мной. Мне повезло, что со мной всегда находятся Госвами Махарадж, Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, и они мне всегда помогают. Шрипад Бхарати Махарадж тоже отвечает на вопросы. Он отвечает на вопросы, и я очень доволен, что он это делает. Шрипад Акинчан Махарадж может один целое собрание держать в течение долгого времени. Я всегда об этом помню и встречаюсь с вами. Если у вас есть какие-то вопросы, то они [эти вайшнавы] квалифицированы, чтобы ответить на ваши вопросы, вы можете всегда задавать их.

#00:14:05#

Если у вас есть вопросы, вы можете их задавать. Можно один вопрос, один небольшой вопрос перед арати, если у кого-то есть.

#00:14:30#

Преданный: Подскажите, как вы ощущаете Кришну? Что вы при этом ощущаете, можете ли вы Его непосредственно воспринимать?

#00:15:05#

Госвами Махарадж: Наше мировоззрение заключается в том, что все, что мы воспринимаем, осуществляется через вайшнавов. Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, часто приводил пример телескопа, телескопической системы. Обычно, если вы что-то поместите перед глазами, это будет мешать вам видеть что-то удаленное. Все, что вы помещаете перед глазами, мешает вам видеть. Иными словами, если что-то между мною и Кришной [согласно этому примеру], то это препятствие для моего видения. Но сознание Кришны — прямо противоположно. Вайшнавы, о которых говорил Гурудев, вайшнавы в нашей линии, каждый из них видит Кришну. Они видят Кришну, у каждого из них свое видение. Как Баладев Видьябхушан написал о Рупе и Санатане. Махарадж, эта шлока:

#00:16:30#

говинда̄бхидха мандира̄ш́рита-падам̇

Шрила Говинда Махарадж:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату[1]

#00:16:52#

Госвами Махарадж: Кришна — собственность Своих преданных, Он — их драгоценный камень. Когда вы «вращаете» этот бриллиант в руке, один вайшнав получает некий отблеск этой реальности, другой вайшнав — другой отблеск. Когда вы его вращаете, каждый вайшнав видит по-своему, и в совокупности — это истинная реальность. Каждый вайшнав — это своего рода линза, через которую проходит этот отблеск истинной реальности. Чем больше вы этих линз ставите [перед собой], тем отчетливее вы видите Кришну. Хотя между вами и Кришной много линз, тем не менее вы Его видите.

#00:18:13#

Шрила Гурудев описывал значение нашего лого, символа нашего Матха. Он говорил, что лотос [ученик] не сможет выжить без воды [Гуру], то есть без той среды, которая бы смягчала сияние Кришны [солнце на лого]. Самое здоровое видение в духовной жизни — когда вы не доверяете своему видению, а доверяете видению вайшнавов. Это доходит до такой степени, что Шрила Шридхар Махарадж объяснял: «Если Кришна вдруг предстанет перед вашими глазами, вы должны спросить у Гуру — Кришна это или нет. Если он скажет: „Это Кришна“ — это Кришна, если он скажет: „Это не Кришна“ — это не Кришна».

#00:19:25#

Другими словами, можно перевернуть все с ног на голову и сказать, что Кришна — это творение Своих преданных. В зависимости от их сердечного настроения существует Кришна такой, каким они себе Его видят, своим сердцем. И величайших преданных, самая величайшая из которых — Шримати Радхарани, называют Кришна-майи. Иными словами, куда бы Она ни посмотрела, куда бы Она ни бросила взгляд, там обязан появиться Кришна.

#00:20:15#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[2]

#00:20:33#

Кроме того, все, что связано с Кришной, невозможно воспринять ни чувствами, ни умом, ни рассудком — ни Его Имя, ни Его образ, ни Его игры, ни Его окружение. Но в среде служения, когда создается среда, где один служит другому, Кришна появляется. Мы можем видеть Его в этой среде. А как же служить Кришне? Служа Его народу — Его преданным. Когда Шрила Шридхар Махарадж в первый раз появился в Гаудия Матхе, это было во время праздника, посвященного Махапрабху, он увидел такую картину: на первом этаже храма был один пуджари, который поклонялся Махапрабху, а на крыше, на втором этаже, собрались все почтенные, все старшие вайшнавы.

#00:22:17#

Шридхар Махарадж устроил ему небольшую проверку, стал задавать ему вопросы. Он спросил: «Вы утверждаете, что Махапрабху присутствует в Божестве». И пуджари ответил: «Он не присутствует, это и есть Сам Кришна!» Шридхар Махарадж сказал: «Значит, это и есть Махапрабху?» — «Да, это Он и есть!» И тогда он его спросил: «Как же получается, что ты, пуджари, который в иерархии занимает низшее положение, здесь с Самим Господом, а старшие вайшнавы, так сказать „генералы“ вайшнавизма, с вашим учителем на втором этаже и даже не спускаются?»

#00:23:38#

Но этот человек, этот пуджари, был парень не промах, потому что он был из Гаудия Матха. И он сказал: «Махапрабху в еще большей степени присутствует в нашем Гурудеве». Он добавил, что время нисшествия Махапрабху приближается, юбилей Его прихода. И в следующую минуту Он проявится в сердце Гуру в абсолютной степени. Поэтому мы должны понять, что Господь, Махапрабху, больше доступен для нашего восприятия в вайшнаве, чем в какой-либо иной форме. С той минуты Шрила Шридхар Махарадж посвятил свою жизнь служению лотосоподобным стопам своего учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

#00:25:27#

Шрила Говинда Махарадж: Вы задали замечательный вопрос, и мне очень понравился ответ. Кришна благословляет вас.

Переводчик: Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Держа драгоценный камень на ладони, можно показать его грани, поворачивая его. Рупа и Санатана Госвами явили разные грани бриллианта по имени Говинда, Которому всегда служит богиня удачи. Они показали миру высшую реальность, Говинду, словно драгоценный камень на ладонях» (Шрила Баладев Видьябхушан).

[2] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Мирскими чувствами невозможно постичь Святое Имя Кришны, Его облик, качества и развлечения. Когда обусловленная душа пробуждает в себе сознание Кришны и посвящает себя служению Господу, повторяя языком Его Святое Имя и вкушая остатки Его трапезы, язык обусловленной души очищается, и ей со временем открывается истинное положение Кришны» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 17.136).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования