«Нектарные ответы». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 октября 2006 года. Санкт-Петербург, Лахта

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.9 МБ)

Содержание лекции:

Вопрос: Есть ли какое-то эзотерическое объяснение, почему Господь такого темного цвета?

Шрила Говинда МахараджОн выглядит как черный, но в писаниях Его цвет описывается не совсем как темный, но описывается как цвет насыщенного грозового облака, очень темного облака, готового пролиться дождем. Об этом говорят различные шлоки.

[00:01:28]

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха-
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам анаврата̄м̇се

(«Шримад-Бхагаватам», 10.23.22)

[00:02:24]

наумӣд̣йа те 'бхра-вапуш̣е тад̣ид-амбара̄йа
гун̃джа̄ватам̇са-парипиччха-ласан-мукха̄йа
ванйа-срадже кавала-ветра-виш̣а̄н̣а-вен̣у-
лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.1)

И этот цвет чрезвычайно нежен, чрезвычайно мягок и привлекателен. Этот цвет сам по себе рождает влечение. Существует множество других цветов, других оттенков: фиолетовый цвет, индиго, зеленый, красный и так далее. Однако когда все цвета являют себя в одном божественном сочетании, это, как сказано в писаниях, является именно этим цветом — цветом насыщенного дождевого облака. Этот цвет дает поддержку и питание, и это изначальный цвет Господа. Мы стараемся явить, по крайней мере, приблизительное подобие этого цвета, поскольку в полной мере выразить этот цвет, оттенок этого цвета для нас невозможно, но, насколько это возможно, что-то подобное может быть выражено.

Из камней, например, самым твердым является камень, который используется для перемалывании в изготовлении жерновов и так далее. Этот камень очень дорог, его цена, стоимость очень высока. Поэтому, если кто-то хочет произвести на других впечатление очень богатого человека, то он использует этот камень в отделке.

Шруташрава Прабху (поясняет): Для того чтобы наилучшим образом явить черты Господа, используют наилучший из всех возможных материалов — этот камень.

[00:08:24]

Шрипад Сиддханти Махарадж: Изготавливают ли Божества из этого материала, который в Индии называют костью, того самого камня, самого твердого, самого дорогого камня?

Шрила Говинда Махарадж: Не то что некоторые Божества, но раньше все Божества изготавливали только из этого камня. Но сейчас Кали-юга — век имитации, и даже при изготовлении Божеств используют другие камни — имитацию, подобие этого камня. Мы также старались все выразить наилучшим из возможных способов, используя самые лучшие материалы, но в этом мире, в эту эпоху никакие наши усилия не могут быть совершенными. Наши усилия могут стать совершенными только через мантру, через медитацию, через настроение самоотдачи, через божественное настроение самопредания.

Все наши подношения, всё, что мы предлагаем Божествам, Господу, все это мы пытаемся делать с настроением преданности. Настроение преданности в подношениях играет самую главную роль. Как в той истории, когда Рагхунандан, сын Мукунды, предлагал сладости Божествам, он видел собственными глазами, как Божество приняло у него эти подношения и съело, приняло у него все эти подношения, но его отец не видел этого и не мог в это поверить.

[00:12:28]

Вопрос: Мы знаем, что существуют управляющие Божества: самбандха-таттва, абхидхея-таттва и прайоджана-таттва — Шри Шри Радха-Мохан, Шри Шри Радха-Говинда и Шри Шри Радха-Гопинатх. К какой таттве относятся наши божества Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу?

Шрила Говинда Махарадж: Наши Божества относятся ко всем трем этим категориям. В Радха-Мадхаве представлена и самбандха, и бхаджан, и прайоджана — все три категории. Но делается упор на Божества Санатаны Госвами, поскольку Санатана Госвами прежде всего получил самбандха-гьяну от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил ее, сделал это доступным миру. Шрила Рупа Госвами обрел знание об абдхидхее от Шри Чайтаньи Махапрабху и явил его миру. Подобным же образом Божество Гопинатха. Само имя этого Божества — Гопинатх (Тот, кто наслаждается гопи— указывает на то, что это является прайоджаной, высшей целью.

Но, в конечном счете, любые Божества  Шри Шри Радха-Говинда, Радха-Кришна и другие — все Они указывают на высшую идею мадхура-расы. Рамананда Рай в «Рамананда-самваде» в Мадхья-лиле, восьмой главе «Шри Чайтанья-чаритамриты», говорит о том, что идея мадхура-расы является самой высшей, высшим заключением. И самбандха приводит к мадхуре, и абдхидхея, и прайоджана  все они приводят к идее мадхуры.

[00:17:28]

ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ 
вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106)

[00:20:55]

Вопрос: Махарадж, скажите, кто придумал мешочек для джапы?

Шрила Говинда Махарадж: Изначально сам Кришна давал инициацию, однако для повторения мантры необходимо было ввести какой-то процесс для подсчета. Было необходимо ввести определенную традицию. Преданным чрезвычайно дорога Туласи, поэтому когда Туласи оставляет тело, остается облик Туласи, и они решили использовать этот облик Туласи, сделать из тела ушедшей Туласи четки — бусины — и на них подсчитывать. Поскольку Туласи чрезвычайно дорога Господу и памятование о Туласи, памятование о Господе — это очень близкие понятия, поскольку Господь всегда находится рядом с Туласи, а Туласи не мыслит себя без Господа, без служения Ему, поэтому памятование о Туласи помогает преданным обрести большее умиротворение, сосредоточенность. Так они ввели подобную систему — стали  изготавливать четки из бусин Туласи. Но кто именно был одним из первых, кто изготовил четки из Туласи, сложно сказать точно, но так или иначе идея, стоящая за этим, была примерно такова.

Сам Шри Чайтанья Махапрабху не повторял на четках как таковых. В этой шлоке «Шри Чайтанья-чаритамриты» подтверждается, что Он повторял [Святое Имя Господа] на специальной тряпочке или шнуре, на котором были завязаны узлы. На шнуре было завязано сто восемь узлов и один за одним на этих узелках Он повторял Харе Кришна маха-мантру.

[00:27:18]

Вопрос:  Но я имею в виду не четки, а мешочек.

Шрила Говинда Махарадж (шутит): Мешочек ввели мы для того, чтобы хранить там множество замечательных вещей. Там можно хранить шоколад, конфеты, можно хранить сладости, можно хранить деньги, можно хранить много других вещей, только один минус — иногда, почему-то, все-таки они теряются. 

Транскрипция: Нава Гопи Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас


← «Шри Гарга-самхита» (часть 5). Матхура-кханда (глава 9-10). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 9 декабря 2011 года ·• Архив новостей •· «Материальный и духовный миры». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования