«Поклонение мужскому и женскому аспектам Абсолюта». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 15 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 14.42M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Поклонение мужскому и женскому
аспектам Абсолюта

(15 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Харидас Тхакур ки джай!

Мы все обязаны Харидасу Тхакуру за ту огромную милость, которую он пролил на нас своим рождением, деятельностью и поступками. И это наша единственная надежда. В писаниях сказано, что мы должны быть почитателями ведической традиции, и это так. Но это положение общего порядка.

До Махапрабху явился Харидас Тхакур, который также проповедовал сознание Кришны и делал это очень достойным образом. В своем божественном настроении по отношению к обычным людям он был очень милостив. Когда мусульманский царь заключил Харидаса Тхакура в тюрьму, тот был очень милосерден к заключенным. Они были удивлены и не могли понять его настроения, когда он говорил: «Оставьте все как есть». Они думали, что он хочет остаться в тюрьме. Но Харидас Тхакур прояснил это положение. Он сказал им: «Теперь вы пребываете в сознании Кришны и всегда в нем оставайтесь». 

#00:04:01#

Мусульманский царь подверг Харидаса Тхакура различным суровым испытаниям за то, что он проповедовал сознание Кришны, а не ислам. Но, в конечном итоге, сам царь потерпел поражение. 

#00:04:18#

«В действительности религия одна, — объяснял Харидас Тхакур, — и это религия дживы, души». В этом мире существует разделения на христианство, индуизм, ислам, но по сути дела религия одна. Наш источник — Кришна, который подобен Солнцу, мы же подобны лучикам этого Солнца. Поскольку мы обладаем потенцией сознания, мы являемся сознанием. А источником нас, как сознания, является великое Сознание. 

#00:06:00#

Существует «религия» воды. «Религия» воды состоит в том, чтобы течь сверху вниз. «Религия» огня в том, чтобы гореть. А религия души в том, чтобы устремляться к своему Источнику, подобно магниту. В физическом смысле можно говорить о существовании разных религий, но в духовном смысле религия одна. И мы последователи этой единой религии.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: 

#00:06:42#

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’
1

«Природа души в том, чтобы служить Богу, и это единственная существующая религия».

Почему мы говорим о Кришне, о том, что Он верховный? Потому что концепция Кришны содержится во всех иных представлениях о Боге. Все существующие в этом мире представления о Боге туманны, это общие представления. Но сознание Кришны, Кришна-концепция очень ясна. 

В «Брахма-самхите» [5.9] говорится: 

#00:07:52#

...има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣2

Суть всех поступков и деятельности живых существ — воспроизведение. Существуют два начала: пуруша и пракрити. Пуруша и пракрити вместе — это и есть Кришна. Кришна и Его энергия, Его сила неотличны друг от друга, Их невозможно разделить. Когда мы говорим об Обладателе властью и могуществом, Силой, речь идет также и о Его Силе. Священные писания утверждают, что пракрити — это Сила, а Обладающий этой Силой и могуществом — это пуруша, т. е. Кришна. Мы видим, что в кришна-лиле от начала и до конца присутствуют оба этих начала. 

#00:09:40#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣…3

Говорится, что кришна-лила происходит при участии джив (живых существ). Кришна — наслаждающийся, а дживы (души) — те, кто доставляет Ему наслаждение. Такого рода ясную, отчетливую концепцию, представление о Боге мы не увидим более нигде. В Кали-югу эти истины учтены и провозглашены священными писаниями. 

#00:10:55#

[Мантра для Сатья-юги:]

на̄ра̄йан̣а-пара веда̄ на̄ра̄йан̣а-пара̄кш̣ара̄х̣
на̄ра̄йан̣а-пара̄ муктир на̄ра̄йан̣а-пара̄ гатих̣ 

#00:11:08#

[Мантра для Трета-юги:]

ра̄ма, на̄ра̄йан̣а, ананта, мукунда, мадхусӯдана
кр̣ш̣н̣а, кеш́ава, кам̇са̄ре, харе, ваикун̣т̣ха, ва̄мана 

#00:11:08#

харе мура̄ре мадху-каит̣абха̄ре
гопа̄ла говинда мукунда сауре
йаджн̃еш́а на̄ра̄йан̣а кр̣ш̣н̣а виш̣н̣о
вира̄ш́райам̇ ма̄м̇ джагадӣш́а ракш̣а

[Это мантра для Двапара-юги.] 

#00:11:36#

[Однако для Кали-юги предписана другая мантра:]

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:12:17#

В прошлые эпохи люди воспевали те или иные имена Бога, однако в прошлом главным образом подчеркивался мужской аспект Господа: воспевались и призывались имена Бога в Его мужской ипостаси. И только в Кали-югу в Харе Кришна маха-мантре заключены оба начала: и мужская ипостась Бога, и божественная женская ипостась. Говорится, что нет иного выражения высшей Истины в эту эпоху, кроме как в этих именах [Харе, Кришна, Рама]. 

#00:13:11#

В прошлые эпохи настроение молитвы выражалось в просьбе к Богу о неких дарах. Это было в Сатья-югу. Затем в Двапара-югу настроением молитвы стала просьба о спасении: «Господи, спаси меня!» В настоящее время суть молитвы — просьба о служении. Это обращение к Богу в Его ипостасях, как к Обладающему могуществом, Силой, и к самой Силе.

В «Шримад-Бхагаватам» очень ясно говорится: 

#00:14:08#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир
йаджанти хи су-медхасах̣
4

#00:14:32#

Санкиртана означает доставление удовольствия или радости Господу, который предстает как Обладающий могуществом, Силой, и сама Сила. Впервые это было явлено миру через Харидаса Тхакура. Это также был жизнетворный дар Адвайты Ачарьи. В то время в этом мире в Навадвипе присутствовали многие вайшнавы. Однако все эти ачарьи были возглавляемы Адвайтой Ачарьей, который поддерживал и помогал всем вайшнавам. Он же получал огромную помощь и поддержку от Харидаса Тхакура. И все они принадлежали к линии Мадхавендры Пури, в которой единственный объект поклонения, Господь — это сама Сила и Обладающий Силой, которые также известны как Радха и Кришна. 

#00:16:45#

Вы слышали о Мадхавендре Пури как о первом ростке [божественной любви]. Ишвара Пури сравнивается с растением, т. е. с ростком, который уже пророс. То, что принес в этот мир Чайтанья Махапрабху, подобно дереву, которое выросло, созрело и принесло плоды. 

#00:17:55#

В прошлом преданные следовали различным видам бхакти-йоги. Но то, о чем идет речь, это дерево, которое полностью расцвело и принесло плоды. До этого священные писания давали людям различные формы преданности, смешанные с гьяной, кармой и йогой. Мы можем сказать, что то, что не является чистой бхакти-йогой, имеет различные примеси, — это майявада. Майявада неприемлема для нас. Махапрабху говорил: «Если ты увидишь майявади, следует немедленно броситься в воду прямо в одежде, чтобы очиститься». В концепции майявады Бог не проявляет Себя, Его не существует, и конечное достижение души — уничтожение себя. В этой концепции все три начала — знающий (джн̃ам), объект знания (джн̃ейам) и познание или знание (джн̃а̄нам) — сливаются воедино. Если все сливается воедино, тогда кто кому поклоняется, где объект поклонения и где поклоняющийся? Махапрабху очень резко протестовал против этой идеи. Разве тот, кто видит Солнце во всей его славе, может заявить, что Солнца нет? Таково знание сознания Кришны, дарованное Шри Чайтаньей Махапрабху. 

#00:21:21#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам
5 

#00:21:39#

Мы постоянно задаемся вопросами о том, что является Причиной всего сущего. Кришна — Первопричина, Причина всех причин. Мы должны видеть Его присутствие, Его существование повсюду. Там, где есть джива (душа), там присутствует и Параматма. Есть три разные концепции, представления о Боге: Параматма, Брахман и Бхагаван6. В Упанишадах приводится образ дерева, на котором сидят две птицы, одна из которых поедает плоды дерева (дживатма), а другая за ней лишь наблюдает (Параматма)7. 

#00:23:08#

[санскрит] 

#00:23:34#

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! 

#00:24:24#

[Шрила Гурудев шутит после того, как ему предложили и одели на шею цветочную гирлянду:] Я теперь как собака с ошейником. Теперь у меня появился хозяин. Я теперь пес, у которого есть ошейник с ярлыком. И никто не можем этого пса забрать, пристрелить, потому что у него есть хозяин…

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Гунали Деви Даси
Редакторы: Гунали Деви Даси, Традиш Дас

 


1 «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2 Лин̇га-йонй-а̄тмика̄ джа̄та̄ има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣ — «Все население мира-царствамайи порождено соединением мужского и женского начал» («Брахма-самхита», 5.9).

3 Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣ / атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣ // три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣, асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣ — «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).

4 «В век Кали личности, обладающие большим запасом благочестия и подлинным разумом, будут поклоняться Господу как Шри Чайтанье Махапрабху. Он явится в золотой форме, будет воспевать Имя Кришны, и Его будут сопровождать Его спутники и окружение» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

5 «Кришна, Говинда, — Высшая Личность Бога. В Его божественном облике воплотились вечность, знание и блаженство. Он — Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

6 Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Параматма, Высшая Душа — всепронизывающий аспект Бога (в образе Параматмы Господь пребывает в сердце каждого живого существа и в каждом атоме), Брахман — всеобъемлющий аспект Абсолюта (все сущее пребывает в безличном аспекте Господа, который называют Брахманом), и Бхагаван — всепривлекающая Личность Бога, «Тот, кто в полной мере обладает шестью достояниями, такими как богатство, могущество, слава, красота, знание и отречение» («Вишну-пурана», 6.5.47).

7 Два супарна сайуджа сакхайа саманам врикшам паришашваджате / тайор анйах пиппалам свадв аттй анаснанн анйо ‘бхичакасити («Шветашватара-упанишад», 4.6 и «Мундака-упанишад», 3.1.1).




←  Новости с Дальнего Востока России. Февраль 2012 года. Хабаровск ·• Архив новостей •· «Отрывки из писем» (часть 3). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Поклонение мужскому и женскому
аспектам Абсолюта

(15 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Харидас Тхакур ки джай!

Мы все обязаны Харидасу Тхакуру за ту огромную милость, которую он пролил на нас своим рождением, деятельностью и поступками. И это наша единственная надежда. В писаниях сказано, что мы должны быть почитателями ведической традиции, и это так. Но это положение общего порядка.

До Махапрабху явился Харидас Тхакур, который также проповедовал сознание Кришны и делал это очень достойным образом. В своем божественном настроении по отношению к обычным людям он был очень милостив. Когда мусульманский царь заключил Харидаса Тхакура в тюрьму, тот был очень милосерден к заключенным. Они были удивлены и не могли понять его настроения, когда он говорил: «Оставьте все как есть». Они думали, что он хочет остаться в тюрьме. Но Харидас Тхакур прояснил это положение. Он сказал им: «Теперь вы пребываете в сознании Кришны и всегда в нем оставайтесь». 

#00:04:01#

Мусульманский царь подверг Харидаса Тхакура различным суровым испытаниям за то, что он проповедовал сознание Кришны, а не ислам. Но, в конечном итоге, сам царь потерпел поражение. 

#00:04:18#

«В действительности религия одна, — объяснял Харидас Тхакур, — и это религия дживы, души». В этом мире существует разделения на христианство, индуизм, ислам, но по сути дела религия одна. Наш источник — Кришна, который подобен Солнцу, мы же подобны лучикам этого Солнца. Поскольку мы обладаем потенцией сознания, мы являемся сознанием. А источником нас, как сознания, является великое Сознание. 

#00:06:00#

Существует «религия» воды. «Религия» воды состоит в том, чтобы течь сверху вниз. «Религия» огня в том, чтобы гореть. А религия души в том, чтобы устремляться к своему Источнику, подобно магниту. В физическом смысле можно говорить о существовании разных религий, но в духовном смысле религия одна. И мы последователи этой единой религии.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: 

#00:06:42#

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’
1

«Природа души в том, чтобы служить Богу, и это единственная существующая религия».

Почему мы говорим о Кришне, о том, что Он верховный? Потому что концепция Кришны содержится во всех иных представлениях о Боге. Все существующие в этом мире представления о Боге туманны, это общие представления. Но сознание Кришны, Кришна-концепция очень ясна. 

В «Брахма-самхите» [5.9] говорится: 

#00:07:52#

...има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣2

Суть всех поступков и деятельности живых существ — воспроизведение. Существуют два начала: пуруша и пракрити. Пуруша и пракрити вместе — это и есть Кришна. Кришна и Его энергия, Его сила неотличны друг от друга, Их невозможно разделить. Когда мы говорим об Обладателе властью и могуществом, Силой, речь идет также и о Его Силе. Священные писания утверждают, что пракрити — это Сила, а Обладающий этой Силой и могуществом — это пуруша, т. е. Кришна. Мы видим, что в кришна-лиле от начала и до конца присутствуют оба этих начала. 

#00:09:40#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣…3

Говорится, что кришна-лила происходит при участии джив (живых существ). Кришна — наслаждающийся, а дживы (души) — те, кто доставляет Ему наслаждение. Такого рода ясную, отчетливую концепцию, представление о Боге мы не увидим более нигде. В Кали-югу эти истины учтены и провозглашены священными писаниями. 

#00:10:55#

[Мантра для Сатья-юги:]

на̄ра̄йан̣а-пара веда̄ на̄ра̄йан̣а-пара̄кш̣ара̄х̣
на̄ра̄йан̣а-пара̄ муктир на̄ра̄йан̣а-пара̄ гатих̣ 

#00:11:08#

[Мантра для Трета-юги:]

ра̄ма, на̄ра̄йан̣а, ананта, мукунда, мадхусӯдана
кр̣ш̣н̣а, кеш́ава, кам̇са̄ре, харе, ваикун̣т̣ха, ва̄мана 

#00:11:08#

харе мура̄ре мадху-каит̣абха̄ре
гопа̄ла говинда мукунда сауре
йаджн̃еш́а на̄ра̄йан̣а кр̣ш̣н̣а виш̣н̣о
вира̄ш́райам̇ ма̄м̇ джагадӣш́а ракш̣а

[Это мантра для Двапара-юги.] 

#00:11:36#

[Однако для Кали-юги предписана другая мантра:]

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:12:17#

В прошлые эпохи люди воспевали те или иные имена Бога, однако в прошлом главным образом подчеркивался мужской аспект Господа: воспевались и призывались имена Бога в Его мужской ипостаси. И только в Кали-югу в Харе Кришна маха-мантре заключены оба начала: и мужская ипостась Бога, и божественная женская ипостась. Говорится, что нет иного выражения высшей Истины в эту эпоху, кроме как в этих именах [Харе, Кришна, Рама]. 

#00:13:11#

В прошлые эпохи настроение молитвы выражалось в просьбе к Богу о неких дарах. Это было в Сатья-югу. Затем в Двапара-югу настроением молитвы стала просьба о спасении: «Господи, спаси меня!» В настоящее время суть молитвы — просьба о служении. Это обращение к Богу в Его ипостасях, как к Обладающему могуществом, Силой, и к самой Силе.

В «Шримад-Бхагаватам» очень ясно говорится: 

#00:14:08#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир
йаджанти хи су-медхасах̣
4

#00:14:32#

Санкиртана означает доставление удовольствия или радости Господу, который предстает как Обладающий могуществом, Силой, и сама Сила. Впервые это было явлено миру через Харидаса Тхакура. Это также был жизнетворный дар Адвайты Ачарьи. В то время в этом мире в Навадвипе присутствовали многие вайшнавы. Однако все эти ачарьи были возглавляемы Адвайтой Ачарьей, который поддерживал и помогал всем вайшнавам. Он же получал огромную помощь и поддержку от Харидаса Тхакура. И все они принадлежали к линии Мадхавендры Пури, в которой единственный объект поклонения, Господь — это сама Сила и Обладающий Силой, которые также известны как Радха и Кришна. 

#00:16:45#

Вы слышали о Мадхавендре Пури как о первом ростке [божественной любви]. Ишвара Пури сравнивается с растением, т. е. с ростком, который уже пророс. То, что принес в этот мир Чайтанья Махапрабху, подобно дереву, которое выросло, созрело и принесло плоды. 

#00:17:55#

В прошлом преданные следовали различным видам бхакти-йоги. Но то, о чем идет речь, это дерево, которое полностью расцвело и принесло плоды. До этого священные писания давали людям различные формы преданности, смешанные с гьяной, кармой и йогой. Мы можем сказать, что то, что не является чистой бхакти-йогой, имеет различные примеси, — это майявада. Майявада неприемлема для нас. Махапрабху говорил: «Если ты увидишь майявади, следует немедленно броситься в воду прямо в одежде, чтобы очиститься». В концепции майявады Бог не проявляет Себя, Его не существует, и конечное достижение души — уничтожение себя. В этой концепции все три начала — знающий (джн̃ам), объект знания (джн̃ейам) и познание или знание (джн̃а̄нам) — сливаются воедино. Если все сливается воедино, тогда кто кому поклоняется, где объект поклонения и где поклоняющийся? Махапрабху очень резко протестовал против этой идеи. Разве тот, кто видит Солнце во всей его славе, может заявить, что Солнца нет? Таково знание сознания Кришны, дарованное Шри Чайтаньей Махапрабху. 

#00:21:21#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам
5 

#00:21:39#

Мы постоянно задаемся вопросами о том, что является Причиной всего сущего. Кришна — Первопричина, Причина всех причин. Мы должны видеть Его присутствие, Его существование повсюду. Там, где есть джива (душа), там присутствует и Параматма. Есть три разные концепции, представления о Боге: Параматма, Брахман и Бхагаван6. В Упанишадах приводится образ дерева, на котором сидят две птицы, одна из которых поедает плоды дерева (дживатма), а другая за ней лишь наблюдает (Параматма)7. 

#00:23:08#

[санскрит] 

#00:23:34#

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! 

#00:24:24#

[Шрила Гурудев шутит после того, как ему предложили и одели на шею цветочную гирлянду:] Я теперь как собака с ошейником. Теперь у меня появился хозяин. Я теперь пес, у которого есть ошейник с ярлыком. И никто не можем этого пса забрать, пристрелить, потому что у него есть хозяин…

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Гунали Деви Даси
Редакторы: Гунали Деви Даси, Традиш Дас

 


1 «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2 Лин̇га-йонй-а̄тмика̄ джа̄та̄ има̄ ма̄хеш́варӣ-праджа̄х̣ — «Все население мира-царствамайи порождено соединением мужского и женского начал» («Брахма-самхита», 5.9).

3 Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣ / атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣ // три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣, асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣ — «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).

4 «В век Кали личности, обладающие большим запасом благочестия и подлинным разумом, будут поклоняться Господу как Шри Чайтанье Махапрабху. Он явится в золотой форме, будет воспевать Имя Кришны, и Его будут сопровождать Его спутники и окружение» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

5 «Кришна, Говинда, — Высшая Личность Бога. В Его божественном облике воплотились вечность, знание и блаженство. Он — Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

6 Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Параматма, Высшая Душа — всепронизывающий аспект Бога (в образе Параматмы Господь пребывает в сердце каждого живого существа и в каждом атоме), Брахман — всеобъемлющий аспект Абсолюта (все сущее пребывает в безличном аспекте Господа, который называют Брахманом), и Бхагаван — всепривлекающая Личность Бога, «Тот, кто в полной мере обладает шестью достояниями, такими как богатство, могущество, слава, красота, знание и отречение» («Вишну-пурана», 6.5.47).

7 Два супарна сайуджа сакхайа саманам врикшам паришашваджате / тайор анйах пиппалам свадв аттй анаснанн анйо ‘бхичакасити («Шветашватара-упанишад», 4.6 и «Мундака-упанишад», 3.1.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования