«День ухода Шрилы Шридхара Махараджа». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 8 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 49.4 МБ)

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

День ухода Шрилы Шридхара Махараджа

(8 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:13#

Сегодня утром мы слышали две лекции Шрилы Говинды Махараджа о Шриле Гуру Махарадже. И вторая лекция особенно была посвящена жизни Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:00:50#

Шрила Шридхар Махарадж родился в очень возвышенной браминской семье, и он пришел к лотосным стопам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. С самого начала Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень хорошо относился к Шриле Шридхару Махараджу.

#00:01:37#

Для начала я должен сказать, что Шрила Шридхар Махарадж явился недалеко от Навадвип Дхамы в маленькой деревне, называемой Хапания. Каждый год два-три раза все преданные ездят в эту маленькую деревню, Хапанию. Надо отметить, что эта деревня особенная. Обычные деревни в Индии очень просты. Эта же деревня имеет довольно-таки приличные дома, там хорошие дороги, и вокруг нее раскинуты рисовые поля. Через эти поля дует ветер, поэтому в деревне обычно довольно прохладно.

#00:03:24#

Итак, у Шрилы Шридхара Махараджа с самого начала его жизни были прекрасные возможности следовать духовной практике. Как говорит Кришна в Бхагавад-гите: если трансценденталист не успевает завершить свой путь к совершенству, то в следующей жизни он рождается в возвышенной, религиозной семье с хорошим достатком. В случае Шрилы Шридхара Махараджа мы как раз видим подобное: он родился, во-первых, в браминской семье, во-вторых, у этой семьи всегда было достаточно денег, так что ему не приходилось беспокоиться, как себя прокормить.

#00:05:06#

Когда Шрила Шридхар Махарадж рос, его всегда привлекало движение Махапрабху — Его движение санкиртаны. Его особо не интересовала семейная жизнь, скорее, интересовало знание, и он искал книги, в которых было написано о Махапрабху. И каждый раз, когда в их селении проходила группа санкиртаны, он с радостью слушал киртан и присоединялся к нему. Его всегда вдохновляли группы санкиртаны, которые проходили в деревнях.

#00:06:49#

Когда он уже учился в университете, его больше интересовало не само обучение в университете, а все больше изучение движения Махапрабху. В последний год его обучения он уже настолько погрузился в изучение жизни Махапрабху, что с трудом продолжал свое обучение и сдал экзамены. Дело дошло до того, что даже его друзья пришли к Шриле Шридхару Махараджу и предложили свою помощь в его обучении. Они стали читать ему уроки, чтобы он просто сидел и слушал, поскольку его это уже не интересовало.

#00:08:02#

Так Шрила Шридхар Махарадж окончил колледж. И как это обычно происходит в Индии и, в общем-то, везде, родители захотели, чтобы Гуру Махарадж женился, завел семью. Шрилу Шридхара Махараджа это особо не интересовало, но все же, чтобы удовлетворить своих родителей, он согласился жениться. Однако неожиданно, через год [после женитьбы], его жена ушла из этого мира.

#00:09:10#

Когда его жена оставила тело, он находился в Калькутте. Он не знал точно, что делать, и отправился в Матх Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И, как я уже раньше говорил, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур с самого начала очень ему понравился.

#00:09:57#

Очень часто Шрила Шридхар Махарадж приходил в Матх Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, садился где-то рядом и слушал, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал. Один из учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в какой-то момент стал подозревать, что Шрила Шридхар Махарадж — английский шпион, агент, потому что в то время шла война за независимость между Индией и Англией. И тогда этот ученик Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура сказал Шриле Шридхару Махараджу, чтобы тот больше не приходил.

#00:11:15#

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в какой-то момент заметил, что тот человек, который каждый день приходил, садился позади [всех] и слушал, не приходит, и он спросил, где он. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень разгневался, когда узнал, что Шриле Шридхару Махараджу запретили приходить.

#00:12:22#

Шрила Шридхар Махарадж после этого стал опять посещать лекции. Итак, мы видим, что с самого начала жизни Шрила Шридхар Махарадж вел благочестивую религиозную жизнь. Со временем в миссии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура все преданные заметили, насколько хороший проповедник Шрила Шридхар Махарадж.

#00:13:04#

На самом деле Шрила Шридхар Махарадж был сведущ в духовной и материальных науках еще до того, как пришел в миссию Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, он прочитал много писаний, Веды. У него была очень хорошая память — практически, когда он прочитывал что-то лишь один раз, он запоминал это. Он обладал также способностью выражать свои мысли, когда проповедовал, в прекрасной поэтической форме. Очень скоро он стал известен как прекрасный проповедник сознания Кришны.

#00:14:16#

Бхактисиддханта Сарасвати отправлял его по всей Индии — и в Пакистан, и в Бирму. Конечно, когда Шрила Шридхар Махарадж столкнулся с западными преданными, он уже был человеком в возрасте. Нам, то есть западным преданным, когда мы его встретили, было трудно понять, что он за человек. Но мы следовали тому, что говорил о нем Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, [а он говорил,] что он хороший проповедник, способный оказать духовную поддержку.

#00:15:45#

По крайней мере, когда мы встретились с ним, мы почувствовали, что у него есть прекрасные, необыкновенные способности распространять хари-катху. Он проповедовал таким образом, что нам казалось, что из него изливается непрекращающийся ручей хари-катхи, который затапливает все вокруг. Он мог говорить на разные темы — как на духовные, так и на мирские, но все, что бы он ни говорил, было прекрасно.

#00:16:47#

Например, однажды я слышал, как он рассказывал о Второй мировой войне. Когда он рассказывал об этом в течение нескольких часов, он делал это очень подробно. Он помнил все факты и все подробности, и само изложение истории Второй мировой войны было очень кратким и понятным. Итак, можно было слушать его часами, потому что то, что он говорил, было очень доступно и понятно.

#00:17:57#

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж записал то, что говорил Шрила Шридхар Махарадж и из этих записей составил книги. В этих книгах заключены те концепции, которые давал нам Шрила Шридхар Махарадж. И, как сказал Шрила Говинда Махарадж, концепция и философия нашей миссии заключена в этих книгах.

#00:18:55#

Шрила Говинда Махарадж также пытается разъяснить нам эту концепцию, которую давал Шрила Шридхар Махарадж.

#00:19:18#

Одна из книг, которой Шрила Шридхар Махарадж всегда пользовался, была «Брахма-самхита». Если мы поймем хотя бы одну из книг, которые дает Шрила Шридхар Махарадж, мы, несомненно, преуспеем в нашем сознании Кришны.

#00:20:15#

Как сказал Госвами Махарадж и говорил Шрила Шридхар Махарадж, мы не следуем общей концепции Кришны. В Индии многие люди поклоняются Кришне, какому-либо образу Кришны. И, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, мы поклоняемся тому Кришне, Который является сыном матери Яшоды и Нанды Махараджа, и Который проявляет Свои игры во Вриндаване.

#00:21:19#

Существует много концепций и понятий в сознании Кришны. Например, многие люди поклоняются Кришне, который давал Бхагавад-гиту, будучи колесничим [Арджуны]. Другие люди поклоняются Кришне как Дваракешу, то есть властителю Двараки, когда Кришна жил в Двараке со Своими 16 108 женами. Другие же люди поклоняются Кришне, Который убивает множество демонов. Или же они поклоняются Кришне — великому царю и воину, Который участвовал в битве на Курукшетре. Таким образом, в сознании Кришны также существует много ступеней, как мы всегда это подчеркиваем: существует начальная школа, средняя школа, затем университет и так далее.

#00:23:20#

Но мы всегда подчеркиваем, что Шрила Шридхар Махарадж как раз поклонялся тому Кришне, Который являет Свои игры во Вриндаване — именно о Нем он говорил. Иные же рассуждения о другом Кришне — всего лишь ступеньки к тому Кришне, Который являет Свои игры во Вриндаване. Эта та концепция, которую желает нам донести и Шрила Говинда Махарадж. Конечно, немного трудно в это все поверить, но мы должны верить в то, что тот «золотой свод», который простирается над нами, достижим.

#00:24:46#

Также нам может помочь понимание тех отношений, которые мы можем иметь с Кришной. Каждое живое существо может обрести вечные отношения с Кришной, такие как дасья, шанта, ватсалья и так далее. Если мы будем развивать эти отношения, то придем к самой высшей расе — мадхурья-расе. Мадхурья-раса — это любовные отношения с Господом. Многие другие религии также говорят, что их представители стремятся развить любовь к Господу. Это то, что поддерживает нас в этом мире, те вещи, которые поддерживают нас изнутри, такие как любовь, красота, обаяние. Но откуда же берут они свое начало?

#00:26:45#

Изначально все должно исходить из Господа. Будь это хорошее качество или негативное — все берет свое начало в Господе. Ничто не существует без Его поддержки. Сознание Кришны — это такое сознание, в котором нет ничего негативного.

#00:28:06#

Когда мы читаем о том, как Кришна играет во Вриндаване, купается в реке, гуляет по берегам Ямуны, играет со Своими друзьями, мы должны понимать, что и для нас там найдется место. Но, с другой стороны, нужно остерегаться пути сахаджии. Шрила Говинда Махарадж говорил сегодня утром, что Шрила Шридхар Махарадж очень не любил сахаджию. Сахаджия означает «имитация».

#00:29:21#

Когда мы читаем о том, как Кришна жил во Вриндаване с гопи, как они там наслаждались свободной жизнью, мы можем возжелать действовать подобным образом — и это будет сахаджия. Мы не можем имитировать жизнь Кришны.

#00:30:02#

Жизнь Шрилы Шридхара Махараджа показывает, что он был необыкновенной личностью. Хотя он поведал концепцию Кришны Вриндавана, но в его жизни мы видим, что он никогда не имитировал. Он всегда был очень осторожен, чтобы не стать сахаджией.

#00:31:01#

Когда я впервые встретил его, я увидел, что он действительно был прекрасным проповедником чистой концепции сознания Кришны. Как говорил Шрила Говинда Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж всегда поддерживал ту проповедь, которую вел Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж на Западе. Одна из составляющих его учения была в том, что мы должны существовать в гармонии с окружающим миром.

#00:32:39#

Несмотря на то, что Шрила Шридхар Махарадж сам был очень возвышенным ученым человеком из аристократической семьи, когда началась проповедь на Западе, он понял и принял западных преданных, которые начали с такого падшего положения. И в конце своей жизни он даровал свою милость и западным преданным. Как я уже говорил, вряд ли нам удастся за одну жизнь понять его учение о Кришне Вриндавана.

#00:33:30#

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити, са маха̄тма̄ судурлабхах̣
1

#00:33:49#

Как говорится в Бхагавад-гите: после многих-многих рождений кому-то удается вступить в игры Кришны. Шрила Говинда Махарадж иногда говорит, что мы можем играть в футбол с Кришной. Если мы обретем отношения с Кришной, то они будут очень разнообразными.

#00:34:40#

Иногда описывается, что Кришна, когда пасет коров и останавливается на обед где-то, то пастушки сами кормят Его из своих рук. Они проводят очень веселую жизнь, они играют, прыгают друг на друга, купаются в реке… Таков Кришна Вриндавана, и мы стараемся поклоняться Ему в такой форме.

#00:35:39#

По милости Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Прабхупады мы можем вступить в эти игры. Мы многим обязаны Шриле Шридхару Махараджу — не только тем, что он принес концепцию сознания Кришны, но так же тем, что он сделал для западных преданных ее приятной, такой, что мы можем принять это.

#00:36:44#

За счет своей концепции гармонии с внешним миром Шрила Шридхар Махарадж был способен проповедовать по всему миру, не выходя из Навадвипа. Шрила Шридхар Махарадж мог бы следовать столь строгой религиозной жизни и не общаться с млеччхами западного мира, но он принял нас и общался с нами.

#00:37:51#

В конце своей жизни Шрила Шридхар Махарадж оставил после себя преемника и назначил ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрилу Говинду Махараджа, и сказал, что он достойным образом может продолжать его работу. Итак, Шрила Говинда Махарадж проповедует концепцию Шрилы Гуру Махараджа по всему миру. Шрила Говинда Махарадж ездит по всему миру, проповедуя сознание Кришны, и он уже выезжал около восемнадцати раз за пределы Индии.

#00:39:02#

Таким образом, Шрила Шридхар Махарадж сам проповедовал в конце своей жизни западным преданным, а также оставил нам одного чистого преданного — Шрилу Говинду Махараджа. Также мы можем сказать, что он дал нам Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа. Мы прекрасно знаем, что Шрила Шридхар Махарадж готовил Шрилу Бхактиведанту Свами, чтобы тот проповедовал на Западе. Они провели много лет вдвоем, обсуждая Бхагавад-гиту и другие писания. И когда Бхактиведанта Свами уже отправился на Запад, он всегда отчитывался [в своих успехах] и писал письма Шриле Гуру Махараджу. Наша настоящая связь с сознанием Кришны осуществляется именно через Шрилу Шридхара Махараджа.

#00:41:08#

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда хотел, чтобы кто-то отправился на Запад и проповедовал. Мы можем сказать, что Шрила Шридхар Махарадж сделал это, хотя обычно говорится, что Бхактиведанта Свами поехал на Запад, но на самом деле мы знаем, что большой вклад был сделан и Шрилой Шридхаром Махараджем.

#00:41:52#

Хотя уход вайшнавов — это печальный праздник, но в то же время, как написал неизвестный поэт: «Вайшнавы не умирают, а умирая — еще больше проповедуют». Можно сказать, что физически Шрила Шридхар Махарадж ушел, но он оставил свою милость, чтобы слава Святого Имени распространялась и дальше. Так я хочу закончить свою лекцию, свое подношение Шриле Шридхару Махараджу.

#00:43:13#

Как я уже говорил, Шрила Шридхар Махарадж никогда не выезжал из своего Матха (имеется в виду за пределы Индии), и к нему приезжали западные преданные. Шрила Говинда Махарадж всегда служил непосредственно Шриле Шридхару Махараджу, он тоже находился всегда в Матхе.

#00:43:56#

Естественно, когда вы видите святую личность, у вас возникает желание пригласить этого человека к себе домой. Как я уже говорил, Шрила Шридхар Махарадж, когда впервые встретился с западными преданными, уже был пожилым человеком, и он не мог покинуть Навадвип. После ухода Шрилы Шридхара Махараджа преданные также продолжали приезжать и уже обращались за духовным руководством к Шриле Говинде Махараджу. Шрила Говинда Махарадж [в то время] был более молодым и здоровым, поэтому согласился поехать.

#00:45:17#

Для проповедника естественно приезжать в другие места и проповедовать там. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что в настоящий момент мы очень сильно погружены в мирские заботы. По большому счету мы работаем, едим, спим, развлекаемся — и таким образом проходит наша жизнь, — особо не заботясь о духовной цели нашей жизни. Садху, преданные Господа, могут наполнить нас некоторым энтузиазмом следовать как духовной жизни, так и материальной.

#00:47:27#

Итак, садху посещают дома простых семейных людей и стараются их научить, как можно вести духовную жизнь даже в семейном положении. Естественным образом просветленные души желают спасти мир. Так Шрипад Джаганнатха Валлабха [Прабху] приглашает Шрилу Говинду Махараджа, так же и простые люди приглашают садху приехать к себе в дом, чтобы он проповедовал.

#00:48:40#

Те же самые люди, которые приезжали и слушали Шрилу Шридхара Махараджа, стали приглашать Шрилу Говинду Махараджа к себе домой. Так Шрила Говинда Махарадж начал свои путешествия. Его приглашали те же друзья Шрилы Шридхара Махараджа. Как я уже сказал, Шрила Говинда Махарадж уже восемнадцать раз выезжал из Индии — и все по приглашениям своих друзей. И везде, куда бы он ни ездил, ему удается вдохновлять людей продолжать свою духовную жизнь.

#00:49:50#

Как мы видим, также здесь, в России, наверное, уже сотням людей он дал инициации. Шрила Говинда Махарадж уже проехал практически по всему миру: он был в Америке, в Океании, в Южной Америке, в Австралии — везде ему удается настроить людей на духовную жизнь. Он дарует им надежду в жизни. А иначе, какова ценность нашей жизни? Наша жизнь будет бесцельна.

#00:50:55#

Материалистичные действия всегда имеют начало, продолжение и конец. Но у нас есть желание, стремление к вечности в нашей жизни. Мы хотим красоты, мы хотим счастья, и мы хотим, чтобы эти явления пребывали вечно в нашей жизни. И это то, к чему мы стремимся, и то, что мы получим, практикуя сознание Кришны.

#00:51:55#

На самом деле нам еще предстоит понять тот дар, который нам дает наш Гуру. И дает он нам его без какой-либо платы. В этом мире мы видим, что все обретается за определенную плату, в обмен. В нашем же случае мы получаем это без какой-либо платы. Мы приходим — и можем взять его, можем использовать его для нашего блага. Мы стремимся к вечному результату, к вечному благу.

#00:53:13#

Кришна — это сат-чит-ананда — Исполненный вечности, знания и блаженства. Будучи неотъемлемыми частичками Кришны, мы имеем исконное право на частичку этой «вечности-знания-блаженства». Нам надо лишь продолжать двигаться в этом направлении, и Шрила Говинда Махарадж указывает нам его.

#00:54:20#

Зачастую Шриле Говинде Махараджу задают такой вопрос: «Мы искренне слушаем вас, но когда мы уйдем отсюда, что нам делать?» Когда Шрила Говинда Махарадж присутствует здесь непосредственно, мы ощущаем некий вкус к сознанию Кришны, но когда он уходит — мы боимся, мы не знаем, что нам делать. И это, конечно, реальное беспокойство, реальная трудность.

#00:55:22#

Но нам нужно сохранять нашу веру в сознание Кришны. Все религии основываются на вере. Вера — основная дверь в сознание Кришны, так же, как и в любой другой религии.

#00:56:18#

Мы верим в то, что Шрила Говинда Махарадж — представитель Кришны, и, когда он присутствует, мы непосредственно общаемся с Кришной. Но, с другой стороны, Господь присутствует везде, поэтому Говинда Махарадж всегда с нами. Шрила Говинда Махарадж также может присутствовать с нами в форме своих книг и своих лекций. И, несомненно, если мы хотя бы каким-нибудь образом будем практиковать сознание Кришны, то Вишну будет пребывать с нами.

#00:57:22#

Как говорит Кришна в Бхагавад-гите: если мы чего-то достигли в сознании Кришны, это будет присутствовать с нами всегда, мы никогда это не утратим.

#00:57:38#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
2

#00:57:53#

Как говорится, преданный Кришны также пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате, то есть он — полное воплощение всех благих качеств. Итак, Шрила Говинда Махарадж путешествует по всему миру и дает нам частичку этого полного. Шрила Говинда Махарадж начал проводить эти мировые путешествия и приезжает к нам.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 

1 «После многих рождений мудрец, постигший сокровенное знание, осознает, что все сущее пребывает в сознании Господа и вручает себя Мне. Такая великая душа встречается крайне редко» (Бхагавад-гита, 7.19).

2 «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым» («Шри Ишопанишад», обращение).

← «Cвященные писания». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург, 3 августа 2012 года ·• Архив новостей •· «Шикшаштака». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург, 3 августа 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования