«Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Глава 1. Сознание Кришны: Любовь и Красота». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа

Представляем вашему вниманию книгу «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности» Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, составленную на основе бесед с ним в 80-х годах XX столетия Шрилой Бхакти Судхиром Госвами Махараджем.

Книга озвучена в лахтинской аудиостудии Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Голос: заслуженный артист России Русскин Сергей Викторович (Сундар Дути Прабху)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 86.8 МБ)

Глава первая
Сознание Кришны: Любовь и Красота

В начале двадцатого столетия бенгальский поэт Хемачандра писал: «Страны растут и становятся могучими державами. Япония — совсем небольшое государство — поднимается, подобно восходящему солнцу. Лишь Индия погружена в вечный сон». О другой части света он сказал: «Америка набирает силу, будто собирается поглотить весь земной шар. Порой она выкрикивает лозунги, словно издает боевой клич, и весь мир содрогается. Ее претензии столь велики, что кажется, будто она хочет вырвать землю из солнечной системы и придать ей новую форму».

Поэтому Бхактиведанта Свами Махарадж приехал именно в Америку, чтобы благодаря сознанию Кришны изменить облик мира. Однажды он сказал: «Мы должны поехать туда и все построить заново — с помощью сознания Кришны».

Что такое сознание Кришны? Это — абсолютная Любовь и Красота. Основой всего должны быть истинная любовь и красота, а не эгоизм, не эксплуатация. Обычно, когда мы видим что-либо прекрасное, мы думаем, что это предназначено для нас, для нашего удовольствия. Но истинное положение дел таково, что не красота должна служить нам, а мы — служить красоте. Пусть красота повелевает и распоряжается всем.

А что такое любовь? Если сказать коротко, то любовь означает самопожертвование. Мы хотим любви, но готовы ли мы на жертвы ради нее? Можем ли мы сказать, что любовь принадлежит нам? Нет. По своей природе мы — подвластные, зависимые существа. Мы принадлежим к группе тех, кто отдает себя. Мы — частицы махабхавы, энергии самоотрицания, и наша природа — жертвовать. Но ради кого и ради чего должна приноситься эта жертва? Ради Того, Кто является воплощением абсолютной любви. Мы — Его неотъемлемые частицы, Его энергия. Наше предназначение — отдавать все Ему, не требуя ничего взамен. «Умереть, чтобы жить». С этим желанием нам нужно объединиться и всем вместе упорно трудиться ради торжества истинной Любви и истинной Красоты.

Знамя Любви

Пусть в мире торжествует красота. Пусть в мире торжествует любовь. Мы отдадим все ради того, чтобы увидеть, как над миром взовьется знамя божественной любви. Даже крохотная крупица этой любви принесет умиротворение во все сердца во всех уголках вселенной. Солдаты жертвуют всем, даже самой своей жизнью, ради счастливого будущего своих соотечественников. Так и мы должны без остатка посвятить себя борьбе за истинный мир для всех живущих.

Вриндаван, земля Кришны — обитель беспредельного самопожертвования. Преданные Вриндавана готовы пожертвовать всем ради Кришны. Если такой дух преданности возобладает у нас, то во все сердца сразу придет мир.

Сознанию Кришны нужно отвести самое высокое место, поставить выше всех остальных философских идей. Все учения находят свое полное развитие в сознании Кришны. Идеал Вриндавана, обители Кришны, превосходит все другие идеалы. С религиозной точки зрения концепция лилы Шри Чайтаньи Махапрабху гораздо выше других идей. В ней теизм достигает полного расцвета. Это наша высшая цель, и это учение следует развить, глубоко осмыслить, принять и донести до других.

Атомная смерть

Без этой высшей божественной Любви в достижениях цивилизации, как бы велики они ни были, нет большого смысла. Все сущее в этом мире ожидает только смерть. Как бы современная культура ни гордилась своим научно-техническим прогрессом, ей не избежать гибели — атомной или естественной. Никто не в силах одолеть смерти. Как говорит поэт:

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,
Всех ищет грозная... и некогда найдет;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведет!

Т. Грэй, «Элегия, написанная на сельском кладбище»
(пер. В. Жуковского)

Увы, люди не замечают самой большой опасности. Некоторые из них считают себя выдающимися мыслителями, великими людьми, достойными всеобщего уважения. Но есть одна общая опасность, которая угрожает здесь всему, каждому атому. Это — смерть. Что сделали лидеры общества для того, чтобы устранить величайшую угрозу, которая нависла над каждым, будь то великий ученый, насекомое или микроб? Нашли они средство победить смерть? Какие шаги они приняли, чтобы избавить мир от этой опасности? Сейчас человечество эксплуатирует природу, однако за это придется расплачиваться, и расплата неминуема.

«Для каждого действия существует равное и противоположно направленное последствие». Все знают об этом. Расплата неизбежно наступит. Но как решить эту проблему? В поисках утонченных удовольствий человечество создает все новые и новые изобретения, подвергая опасности весь мир. Лидеры не заботятся о том, как устранить самую серьезную опасность, и тем самым превращают жизнь в пустое, бесполезное времяпрепровождение. В каком-то смысле они — предатели общества. Мы говорим: наберитесь мужества и взгляните в лицо всеобщей, самой опасной угрозе, и попытайтесь ее устранить. Или же уйдите и предоставьте сделать это нам. И мы докажем, что мир — обитель совершенного счастья (вишвам пурнам сукхайате).

Глубины реальности

Но для этого нужно осознать внутреннюю глубину реальности. Физическое тело и тонкий уровень ума — лишь внешние оболочки. Есть пласты бытия, лежащие гораздо глубже них, на том уровне, где существует душа. Внутри любого живого существа, даже внутри растений и насекомых, есть глубочайшая духовная сущность. Внутренняя реальность не является надуманным или воображаемым понятием, доступным только для избранных. Ее обнаружит каждый, кто стремится найти истинное «я», скрытое под оболочками тела и ума. Жить этой реальностью — значит действительно жить, в подлинном смысле этого слова.

К такой жизни призывают многие великие махаджаныпророки и святые разных религий. Однако мы считаем, что высшее понимание духовного мира выражено в священных писаниях Индии: Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам». И мы бросаем вызов западной культуре. Мы не мечтатели, презирающие действительность. Наше предложение очень практично. Мы не закрываем глаза ни на одну из реальных проблем. Мы также не из тех, кто рассчитывает без особого труда добиться почета и популярности. Мы не стали бы тратить время на лживые и пустые речи. Вы можете сделать собственные шаги на пути к высшей Реальности. Это не потребует разрыва с вашей привычной жизнью. Просто примите нашу программу. Попробуйте, и вы все увидите сами.

Кто вы? Какова ваша природа? Какова истинная природа мира? В Коране, Библии, Ведах и других писаниях дается представление о жизни в подлинном мире, жизни в высшей Реальности. Неужели все это просто выдумано, как утверждает материалистическая философия? Что могут предложить материалисты? Их учение привлекает тех, кто обманывают сами себя, пытаясь обрести счастье в мире займов и расплат, в мире, где «каждому действию соответствует равное и обратно направленное противодействие». Но в этот мир нужно принести божественную жизнь. Нужно идти путем, указанным великими святыми и священными писаниями. Мы не отвергаем разум и не призываем к безумию. На этом пути можно найти применение всему, в том числе и способности мышления.

Шри Чайтанья Махапрабху привел в этой связи одну аллегорию. Он сказал: «Сейчас вы бедны, но у нас есть замечательный способ вам помочь. Мы знаем место, где зарыто сокровище. Оно хранится в земле под вашим собственным домом. Но не подходите к нему с юга, области закона кармы. Ибо тогда все ваши дела будут приносить плоды, которые захватят вас и лишат покоя, и у вас не останется времени на то, чтобы найти правильное решение. Если вы приблизитесь к сокровищу с запада, пристанища йоги, то будете манипулировать невидимыми силами природы, чтобы обрести мистические способности. Они заворожат вас и отвлекут от желанной цели. Если вы изберете неверный путь, вам будет очень трудно найти ваше богатство».

Призрак отрешения

«Северная сторона — это бескрайнее брахмасми, безличное сияние Брахмáна. Вы будете упражняться в логике и толковании Веданты и войдете в вечное самадхи. Этот великий призрак поглотит вас, вы растворитесь в пустоте, и кто тогда воспользуется сокровищем?

Оно достанется вам только в том случае, если вы приблизитесь к нему с восточной стороны, обители преданности. На востоке всходит солнце, источник света, который олицетворяет истину, полученную через откровение. Она приходит из невидимого и непостижимого мира. Это — истина о бхакти, пути преданности.

Идите этим путем, чтобы найти истинное сокровище, скрытое внутри вас. Так вы обнаружите свое изумительно прекрасное «я» (а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам). Вы ощутите великое блаженство и устыдитесь прошлых мыслей и поступков. «Я душа. Как мог я настолько очароваться майейкак я отдал свое драгоценное „я“ на откуп иллюзии? Великие святые призывают всех на поиски этого внутреннего счастья и воспевают его в своих возвышенных молитвах. Так как же я оказался под властью низших, отвратительных стремлений мира смерти? Как это случилось? Я отверг свое сокровище, я был безжалостно обманут».

Затем от атмы (души) вы придете к Параматме (Сверхдуше), затем от Васудевы — к Нараяне, от Нараяны — к Кришне. В познании Бога нет случайных и предвзятых мнений. Это вигьяна, научное исследование:

джн̃а̄нам те’ хам̇ са-виджн̃анам,
идам̇ вакш
̣йа̄мй аш́еш̣атах̣
йадж джн
̃а̄тва̄ неха бхӯйо ’нйадж,
джн
̃а̄тавйам аваш́иш̣йате

В Бхагавад-гите (7.2) Кришна говорит: «Арджуна, Я открою тебе науку — науку о душе и ее предназначении. Ум, чувства и гуны природы — материальные элементы, они не являются нашей подлинной сущностью. Атма, душа, находится глубже них. Есть как прямой, так и косвенный пути к реальности. Внимай Мне: джн̃а̄нам те’ хам̇ са-виджн̃анам. Что это значит? Есть Я и Мои энергии, а джива, живое существо — это граничная энергия. Бесчисленные дживы наполняют этот мир материи». Если джива-шакти, духовную энергию, устранить из мира, прекратится всякое движение, дух борьбы, эксплуатации исчезнет. Тогда все омертвеет. Видимость жизни создает душа, когда принимает материальное сознание. Все эти истины имеют научную основу, и мы стараемся представить их систематически.

Самообман

Здесь дается понятие о высшем мире. Тот мир реален, а этот мир, в котором все изо всех сил стараются утвердиться, — этот мир нереален.

йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м̇
тасйа̄м̇ джа̄гарти сам̇йамӣ
йасйа̄м̇ джа̄грати бхӯта̄ни
са̄ ниш
́а̄ паш́йатo мунех̣

(Бхагавад-гита, 2.69)

«Вы спите и не ведаете о том, что является истинным благом, о том, какова истина. Вы живете в мире грез, мире самообмана». Нужно обрести связь с миром Реальности и сделать все, чтобы дать эту связь другим.

Быть проповедником означает иметь такой образ мыслей: «Я искренне верю в сознание Кришны и испытываю от этого великое счастье. Я не представляю своей жизни без этого сознания. Оно несет веру, вдохновение и блаженство. Теперь я пришел дать его вам, друзья. Развивая сознание Кришны под руководством духовного учителя, вы достигнете высшей цели жизни».

Раса, счастье, экстаз

Наша обязанность — хранить, защищать и широко проповедовать идеи божественного сознания, сознания Кришны. Оно венчает собою все религиозные и философские учения. Нужно постараться объяснить людям, что Кришна является источником бесконечного блаженства (акхила расамр̣та мӯртих̣). Что есть сознание Кришны? Рупа Госвами дал ему научное определение. Основа сознания Кришны — это раса. Без расы, радости, внутреннего блаженства, не может быть истинной жизни. Каждое, даже самое незначительное существо в этом мире стремится к расе, счастью, радости, а Кришна — безграничный океан всевозможных рас. Что такое раса? Какова ее природа? С чем ее можно сравнить? Размышляя об этом, развивая свое внутреннее сознание, вы непременно придете к представлению о Боге как о Кришне. Высшее развитие богословской мысли, наиболее глубокое и всесторонне развитое учение о Боге: вот что такое сознание Кришны. Кришна — не легендарный герой древности, не персонаж индийских сказаний. Он — подлинная реальность, и мы приложим все силы, чтобы доказать, что это именно так. Кришна — реальность, и эта реальность абсолютна, она существует Сама в Себе и для Себя, все же остальное порождается и поддерживается ею.

Если мы решительны на пути к своей цели, мы готовы заплатить за ее достижение самую высокую цену. Нужно «умереть, чтобы жить», нужно пройти через испытания и трудности ради своего идеала. Лишь тогда можно ощутить его реальность: через самоотречение и самопожертвование, а не через праздные отвлеченные размышления. Вы будете чувствовать реальность Бога по мере того, как будете продвигаться по избранному пути (бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир, анйатра ча). С каждым шагом вперед вы будете испытывать три ощущения: удовлетворенность, надежду и утоление жажды. Ваши материальные потребности будут уменьшаться. Обычно мы думаем: «Я хочу этого и еще вот этого, я всего хочу, и у меня нет удовлетворения». Но по мере того, как вы будете развивать сознание Кришны, вы почувствуете, что ваши желания перестанут вам досаждать и отступят. А ваша естественная склонность к духовному росту станет сильнее, и вы начнете быстрее продвигаться вперед. Поэтому мы говорим: «Вы испытаете эти три ощущения на собственном опыте. Мы ничего не выдумываем. Мы не обманываем вас. Если вы примете нашу практику, вы сами все увидите». Таким образом нужно преподносить это людям, а какие плоды принесет наша проповедь — это зависит от воли Господа.

Плоды наших трудов

Мы — только слуги, исполняющие Его волю. У нас нет никаких прав, мы лишь выполняем свой долг. В этом состоит истинная бхакти, преданность. Что бы я ни делал, плоды моего труда принадлежат Ему. Я сам ни на что не претендую. Всем владеет мой Господин — Кришна. Такое сознание присуще бхакти. Если же мы хотим присвоить себе результаты своих усилий, это будет не бхакти, а карма-канда. «Я сам хочу наслаждаться плодами кармыя никому не собираюсь их отдавать». Но в мире нет ничего моего, все творится и все поддерживается Им, и только Ему все по праву принадлежит. Я — всего лишь Его слуга и работаю по Его приказу. Я — Его раб. Я не собственник. Я не тот, кому должны доставаться плоды моих усилий. Всем повелевает Всевышний Господь, и все должно направляться к Нему. Никто не должен красть Его собственность. Такое сознание присуще настоящей бхакти. Нужно помнить, что все предназначено для Него, для Него одного. Только тогда мы действительно будем преданными. Мы не дельцы. Мы трудимся только ради Его блага, безо всякой корысти. В Бхагавад-гите (2.47) сказано:

карман̣й эва̄дхика̄рас те,
ма̄ пхалеш
̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр,
ма̄ те сан̇го ’ств акарман
̣и

«Ты можешь только исполнять свой долг, но не имеешь права на плоды своего труда». Это очень серьезное предостережение. Кришна говорит: «Не думай, что если твой труд не принесет тебе выгоды, то нет нужды брать на себя хлопоты и работать. Никогда так не думай». Самое низкое и эгоистичное настроение — думать: «Зачем я буду стараться, если не получу за это никакой награды?» Но даже бескорыстный труд на благо других не является нашей конечной целью. Наш труд нужно посвятить Богу, трудиться для того, чтобы доставить Ему удовольствие. Это бхакти, преданность. И бхакти тоже бывает различной: виддхи-бхакти, преданность, основанная на философском понимании, сильно отличается от рага-бхакти, естественной, идущей от сердца преданности.

Самодержец, деспот и обманщик

В демократическом обществе власть президента ограничена рамками конституции. Все имеют определенные права. Но перед Богом никто не может заявлять о своих правах. Он не признает демократии. Он — самодержец. Для служения Ему нужно отречься ото всех собственных интересов и желаний. Каким бескорыстным и мужественным нужно быть, чтобы трудиться ради самодержца, деспота, лжеца, способного на все? Быть самодержцем — Его естественное положение. Это не мимолетная прихоть, а Его вечная внутренняя природа. Кришна — самодержец, потому что Он — источник всех законов. Самодержавная власть выше закона. Законы необходимы для масс, когда есть множество людей, и каждый из них стремится достичь собственных целей. Но когда кто-нибудь всем управляет единолично, законы не нужны. Кришна — деспот, и в то же время Он — Абсолютное Благо. Он обладает полной, безграничной властью. Будь она хоть в чем-то ограниченной, не абсолютной, это была бы огромная потеря для всего сущего. Для Божественного не должно быть никаких границ. Это правильно и справедливо. Почему это смущает нас? В Нем нет ни малейшего зла. Его верховная самодержавная власть есть абсолютное благо для всех живущих. Он обладает безграничной свободой выражать Свою волю и осуществлять Свои намерения. Он воплощает Абсолютное Добро, поэтому Его власть не принесет никому вреда. Зачем Ему делить Свою власть с глупцами и негодяями? Разве это будет правильным? Добру и Красоте нужно отдать все права, все полномочия, всю свободу и всю власть. Никакой закон не может ограничить Божественное, и если бы было по-другому, всем нам невозможно было бы жить.

Он не только деспот, но и обманщик. Он может лгать нам, чтобы привести к Истине, ибо мы не в силах знать всей Истины. Чтобы дать нам Истину, Он может прибегнуть к хитрости, к обману.

Прежде всего необходимо понять, что Он — Абсолютное Добро. Все, что Он дает, служит только на благо нам. Все, что кажется нам страданиями и несовершенствами, исходит только от нас. Ему не в чем перед нами оправдываться. Он — законодатель, а мы — преступники. Он являет Свою игру, лилу. Все принадлежит Ему, поэтому никакой лжи нет. Он сказал: «Да будет свет!», и появился свет. Он сказал: «Да будет вода!», и появилась вода. Он всемогущий. Он сотворил все сущее. Как же можно применять к Нему наши собственные представления об истине и о лжи?

Мы должны пожертвовать собой ради Кришны, ибо Он — Абсолютное Благо, Красота и Любовь. Для служения Ему нужны огромная вера и самоотверженность. Если мы сделаем сознание Кришны своим высшим идеалом, нам очень многим придется пожертвовать. Но жертвовать — значит жить. «Умереть, чтобы жить». Пожертвовав собой, мы ничего не потеряем. Наоборот, мы обретем самое главное.

Киртан, проповедь — основа нашей жизни. Есть множество видов киртана, которые несут благо всем живущим. Мы можем обратиться к людям посредством речи или через книги, или совершая санкиртану, совместно воспевая святые имена. Помогая другим, мы помогаем себе: строим собственное счастье, укрепляем собственную веру. Киртан несет вечное благо — не только другим, но и нам самим.

Пустота освобождения

В Бхагавад-гите (2.47) Кришна говорит: «Во что бы то ни стало исполняй свой долг (ма̄ те сан̇гo ’ств акарман̣и). Трудись во имя Мое. Ты не имеешь права отказываться от выполнения своих обязанностей. Неужели ты думаешь, что, если плоды твоего труда принадлежат Мне, то тебе нет смысла прикладывать усилия? Не поддавайся этой слабости. Не становись дезертиром. Буддизм и майявада учат дезертировать, бежать от своего долга. Тогда ты растворишься в пустоте. Но истинное счастье не обрести в пустоте. Ты найдешь полное удовлетворение только в вечном служении Мне». Кришна говорит: «Оставь все дхармы и предайся Мне (сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа). Я твой покровитель, твой друг, твоя надежда и твое счастье. Я — цель твоей жизни. Верь Мне, о Арджуна. Я никогда не обману тебя. Ты — Мой друг, верь Мне».

ман мана̄ бхава мад бхакто,
мад йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру
ма̄м эваиш
̣йаси сатйам̇ те,
пратиджа̄не прийо ’си ме

(Бхагавад-гита, 18.65)

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным слугой. Поклоняйся Мне и падай ниц передо Мной. Так ты, несомненно, придешь ко Мне. Я обещают это тебе, ибо ты — Мой дорогой друг. Я говорю правду. Я — источник и основа всего сущего. Приди ко Мне. Я — цель и совершенство любой жизни: не только твоей, но и всякого существа в этой вселенной. Таково Мое абсолютное положение. Ты — Мой друг, и Я не могу обманывать тебя. Верь Мне. Я утверждаю это, и значит, это действительно так».

Как прямо, безо всякого стеснения, откровенно говорит о Себе Кришна! Он просит, чтобы мы Ему поверили — ради нашего блага. Его слова запечатлены в Бхагавад-гите, чтобы служить нам руководством. Кришна пришел на землю в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы рассказать о Себе. Он сам пришел в облике Своего преданного вместе со Своим вечным окружением. Он позвал Шримати Радхарани, олицетворение преданности: «Я покажу, сколь возвышенно Твое положение, какой прекрасной и величественной может быть Твоя преданность». Баладева тоже пришел в облике Нитьянанды, чтобы проповедовать. Так весь Вриндаван явил себя в Навадвипе. Мы в неоплатном долгу перед всеми истинными проповедниками, особенно, когда сам Кришна приходит с проповедью и показывает, как прекрасна, великодушна и бескорыстна божественная любовь.

(продолжение следует)

 

← «Evening Talk with Avadhut Swami | Шрила Тривикрам Махарадж». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 20 ноября 2013 года. Чианг Май, Таиланд ·• Архив новостей •· «День явления Шрилы Вриндавана Тхакура». Динашрая Прабху. 25 мая 2014 года. Чианг Май, Таиланд →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования