«Слава Шримати Радхарани». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Первый приезд в Россию. Москва

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.0 МБ)

Содержание лекции:

Сегодня мы отмечаем Радхаштами день явления Шримати Радхарани. В одной из песен Бхактивинода Тхакура говорится:

#00:00:40#

рāдха-бхаджане джоди моти нāхи бхелā
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава акāрана гелā

(«Шри Радхаштака», песня 8, стих 1)1

Концепция гаудия-вайшнавов заключается в том, что без Шримати Радхарани служение Кришне не является столь желанным для них.

#00:01:22#  

на̄ма-ш́рeш̣т̣хам̇ манумапи ш́ачӣ-путраматра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджамуру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гошт̣ава̄т̣ӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варамахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа̄ ш́рӣ гурум̇ там̇ нато ’сми

(Шрила Рагхунатх Дас Госвами)2

Шрила Рагхунатх Дас Госвами написал шлоку, в которой сказал: «По милости моего Гурудева я получил эту Радха-Кришна-маха-мантру. На̄ма-ш́рeш̣т̣хам̇ манумапи ш́ачӣ-путраматра сварӯпам̇: по милости Гурудева я обрел милость Махапрабху и милость Шрилы Сварупы Дамодара. По милости Гурудева мне была дарована милость Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Шрилы Санатаны Госвами. Я обрел все трансцендентное содержание и трансцендентную энергию, которые в концентрированном виде присутствуют в маха-мантре».

Она исходит из центра трансцендентного мира и распространяется повсюду как огонь от свечи к свече.

#00:05:06#

Скажем, есть изначальная свеча, от нее мы зажигаем другую и затем еще множество других свечей. Но изначальный свет заключается в той первой свече. Божественная энергия в ее концентрированном виде присутствует в матхура-мангале, внутри которой заключен Вриндаван.

Радха-кунда — это высшая обитель, которая находится перед Гири-Говардханом. По милости Гурудева я обрел милость Гири-Говардхана, милость Радха-кунды и служение Шри Шри Радхе-Говинде. Все это я получил по милости своего Гуру Махараджа. Так говорил Шрила Дас Госвами Тхакур.

Здесь мы видим, как проявляются разные настроения чистой преданности по отношению к чистому вайшнаву, спутнику Господа — Гуру.

#00:08:11#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи

(«Вилапа-кусуманджали», 102)

Есть еще другая шлока Шрилы Даса Госвами, где он говорит о Шримати Радхарани: «Столь долго я жду Твоей милости, живя на берегах Радха-кунды, и пока не получил ее. Без Твоей милости я не хочу находиться даже в обществе Кришны. Без Тебя я смотрю на служение Кришне как на что-то совершенно ненужное». Ни с чем несравнимо настроение Шрилы Даса Госвами, как слуги Шримати Радхарани.

#00:10:09#

рāдхе джайа джайа мāдхава-дайите
гокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махите

дāмодара-рати-вардхана-веш́е
хари-ниш̣кут̣а-вр̣ндā-випинеш́е

вр̣ш̣абха̄нӯдадхи-нава-ш́аш́и-лекхе
лалитā-сакхи гун̣а-рамита-виш́āкхе

корун̣а̄м̇ куру мойи корун̣ā-бхорите
санака-санāтана-варн̣ита-чарите

(Шрила Рупа Госвами «Шри Радхика-става»)3

Шрила Рупа Госвами написал песню, в которой описывается Шримати Радхарани. Шрила Гуру Махарадж часто ее вспоминал.

Шрила Бхактивинод Тхакур также написал песню, в которой говорится, что если у вас нет желания служить Шримати Радхарани, то ваша жизнь бесполезна.

#00:12:38#

а̄тапа-рохита сӯрайа на̄хи джа̄ни
ра̄дха̄-вирахита
ма̄дхава на̄хи ма̄ни

(«Шри Радхаштака», песня 8, стих 2)4

Если бы солнце не излучало свет и тепло, мы не могли бы распознать его. Точно так же не существует служения Кришне без служения Шримати Радхарани.

#00:13:15#

кевала ма̄дхава пӯджайе со аджн̃а̄нӣ...

(Шрила Бхактивинод Тхакур, Шри Радхаштака, песня 8, стих 3)5

Тот, кто поклоняется Кришне и при этом не поклоняется Радхарани,  глупец. Без Шримати Радхарани мы не желаем общества Кришны, а Кришна не желает нашего общества без служения Радхарани.

Потенция Господа Его проявления, такие как Сита, Рукмини, Ума и так далее. Источник их энергии Шримати Радхарани, а они являются Ее проявлениями. Все они воплощения Шримати Радхарани. Тот, кто служит Шримати Радхарани, обретает высочайшую милость Кришны. Все это достигается через служение Шримати Радхарани.

Шрила Прабодхананда Сарасвати написал книгу «Шри Радха-раса-судха-нидхи».

#00:16:23#

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа
̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йоги
̄ндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа
̄х̣ намо ’сту вр̣шабха̄нубхуводиш́е ’пи 

В этой книге Сарасвати поместил шлоку, которая в высшей степени прекрасна. Там говорится, что когда Шримати Радхарани идет, то Ее одежда создает легкий ветерок. Когда это дуновение достигает Кришны, Он думает: «О, как же Я удачлив, что Меня коснулся сладостный ветерок от одежд Радхарани!»

#00:19:29#

Даже для таких великих мудрецов, как Шука и Нарада, это не доступно. Они не в силах это понять. Если сам Господь Кришна говорит: «Насколько Я удачлив, что Меня коснулось дуновение от одежды Радхарани, когда Она проходит мимо Меня!» Если так говорит сам Кришна, то как я могу прославить Ее? Все, что мне остается, это склониться в том направлении, где явилась Шримати Радхарани.

Господь Кришна — это Прекрасный Абсолют, природа которого заключена в стремлении к божественным развлечениям. Та, с кем Он совершает Свои игры, — это Шримати Радхарани. Здесь в материальном мире, мы видим лишь слабое подобие, отражение того,  что происходит в божественном мире.

#00:22:24#

Шрила Прабодхананда Сарасвати прекрасно объяснил, что Шримати Радхарани является воплощением все самого прекрасного: всей красоты, всей сладости, всего экстаза и очарования. Все это потоками изливается из Личности Шримати Радхарани во всех направлениях.

#00:22:54#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                 нара-вапу та
̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
                 нара-л
ӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)6

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что хотя Господь Кришна имеет облик мальчика-пастушка, а Шримати Радхарани предстает в образе девочки-пастушки, эта Пара, Радха и Кришна, источник всего сущего. В другом месте говорится, что источником хладини-шакти является Радхарани.

#00:26:16#

Есть еще одно место в «Шри Чайтанья-чаритамрите», где говорится, что Шримати Радхарани есть маха-бхава-сварупини, то есть все виды высочайшего экстаза содержатся в служении Шримати Радхарани Кришне. Кришна испытывает экстаз, проистекающий из служения, которое оказывает Ему Радхарани. Он сходит с ума и переживает ни с чем несравнимый экстаз.

Мы знаем, что сам Господь Кришна настолько очарован Своей красотой и увлечен ею, что, глядя на Свое отражение в зеркале, пытается обнять самого Себя. Однако Ему это не удается, так как это всего лишь зеркальное отражение. Но Шримати Радхарани, будучи постоянно рядом с Кришной, наслаждается Его премой, любовным экстазом. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что, когда Кришна пытается почувствовать  настроение Шримати Радхарани, Он принимает сияние, облик и чувства Радхарани, являясь как Гаурасундар.

#00:29:50# 

анайа̄ра̄дхито нӯнам̇ бхагава̄н харир ӣш́варах̣
йан но виха̄йа говиндах̣ прӣто йа̄м анайад рахах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.30.28)7

В «Шримад-Бхагаватам» также упоминается Имя Шримати Радхарани, но не прямым, а косвенным образом. Когда Шукадев Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам» собранию мудрецов, он понимал, что это не то место, где собрались чистые преданные, занятые исключительным служением. Поэтому он не стал открыто говорить о Радхарани. Однако он рассказал историю о том, как во время танца Кришны с гопи Радхарани увидела, что Кришна распространил Себя во множество форм и танцует с каждой гопи. Она была разгневана тем, что Он не уделяет исключительного внимания Ей. Поэтому Она покинула это место и спряталась в лесу. Увидев, что Радхарани скрылась, Кришна бросился искать Ее. После того как Он нашел Ее, последовала божественная игра Их сердец.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас

Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 


1 «Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда радха-бхаджана, бесполезен».

2 «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Шри Мукта-чаритам»).

3 «Радха! Возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой благоговеют все юные девы Гокулы. Слава Тебе! Слава Тебе! Ты украшаешь Себя для Господа Дамодара, и Его любовь к Тебе возрастает. О Царица Вриндавана, роща наслаждений Господа Хари! О новая луна, взошедшая из океана милости царя Вришабхану! Своими дружелюбием, добротой и верностью Кришне Ты пробуждаешь преданность Вишакхи. О Ты, исполненная сострадания! Ты, чьи божественные качества воспеты великими мудрецами Санакой и Санатаной. О Радха, молю, будь милостива ко мне».

4 «Невозможно увидеть солнце без солнечного света подобным образом я не вижу Кришну без Радхи».

5 «Тот, кто поклоняется только Кришне, пребывает в невежестве».

6 «Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».

7 «Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась всемогущей Личности Бога, Говинде, так что Он, довольный Ею, бросил всех нас и уединился с Ней».

← Празднование дня явления Шри Лалиты Деви в Томске. 22 сентября 2012 года ·• Архив новостей •· «Явление Шри Лалиты Деви». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 20 сентября 2012 года  →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования