Шрила Рагхунатх Дас Госвами написал шлоку, в которой сказал: «По милости моего Гурудева я получил эту Радха-Кришна-маха-мантру. На̄ма-ш́рeш̣т̣хам̇ манумапи ш́ачӣ-путраматра сварӯпам̇: по милости Гурудева я обрел милость Махапрабху и милость Шрилы Сварупы Дамодара. По милости Гурудева мне была дарована милость Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Шрилы Санатаны Госвами. Я обрел все трансцендентное содержание и трансцендентную энергию, которые в концентрированном виде присутствуют в маха-мантре».
Она исходит из центра трансцендентного мира и распространяется повсюду — как огонь от свечи к свече.
#00:05:06#
Скажем, есть изначальная свеча, от нее мы зажигаем другую и затем еще множество других свечей. Но изначальный свет заключается в той первой свече. Божественная энергия в ее концентрированном виде присутствует в матхура-мангале, внутри которой заключен Вриндаван.
Радха-кунда — это высшая обитель, которая находится перед Гири-Говардханом. По милости Гурудева я обрел милость Гири-Говардхана, милость Радха-кунды и служение Шри Шри Радхе-Говинде. Все это я получил по милости своего Гуру Махараджа. Так говорил Шрила Дас Госвами Тхакур.
Здесь мы видим, как проявляются разные настроения чистой преданности по отношению к чистому вайшнаву, спутнику Господа — Гуру.
Есть еще другая шлока Шрилы Даса Госвами, где он говорит о Шримати Радхарани: «Столь долго я жду Твоей милости, живя на берегах Радха-кунды, и пока не получил ее. Без Твоей милости я не хочу находиться даже в обществе Кришны. Без Тебя я смотрю на служение Кришне как на что-то совершенно ненужное». Ни с чем несравнимо настроение Шрилы Даса Госвами, как слуги Шримати Радхарани.
Если бы солнце не излучало свет и тепло, мы не могли бы распознать его. Точно так же не существует служения Кришне без служения Шримати Радхарани.
#00:13:15#
кевала ма̄дхава пӯджайе со аджн̃а̄нӣ...
(Шрила Бхактивинод Тхакур, Шри Радхаштака, песня 8, стих 3)5
Тот, кто поклоняется Кришне и при этом не поклоняется Радхарани, — глупец. Без Шримати Радхарани мы не желаем общества Кришны, а Кришна не желает нашего общества без служения Радхарани.
Потенция Господа — Его проявления, такие как Сита, Рукмини, Ума и так далее. Источник их энергии — Шримати Радхарани, а они являются Ее проявлениями. Все они — воплощения Шримати Радхарани. Тот, кто служит Шримати Радхарани, обретает высочайшую милость Кришны. Все это достигается через служение Шримати Радхарани.
Шрила Прабодхананда Сарасвати написал книгу «Шри Радха-раса-судха-нидхи».
В этой книге Сарасвати поместил шлоку, которая в высшей степени прекрасна. Там говорится, что когда Шримати Радхарани идет, то Ее одежда создает легкий ветерок. Когда это дуновение достигает Кришны, Он думает: «О, как же Я удачлив, что Меня коснулся сладостный ветерок от одежд Радхарани!»
#00:19:29#
Даже для таких великих мудрецов, как Шука и Нарада, это недоступно. Они не в силах это понять. Если сам Господь Кришна говорит: «Насколько Я удачлив, что Меня коснулось дуновение от одежды Радхарани, когда Она проходит мимо Меня!» Если так говорит сам Кришна, то как я могу прославить Ее? Все, что мне остается, это склониться в том направлении, где явилась Шримати Радхарани.
Господь Кришна — это Прекрасный Абсолют, природа которого заключена в стремлении к божественным развлечениям. Та, с кем Он совершает Свои игры, — это Шримати Радхарани. Здесь в материальном мире, мы видим лишь слабое подобие, отражение того, что происходит в божественном мире.
#00:22:24#
Шрила Прабодхананда Сарасвати прекрасно объяснил, что Шримати Радхарани является воплощением все самого прекрасного: всей красоты, всей сладости, всего экстаза и очарования. Все это потоками изливается из Личности Шримати Радхарани во всех направлениях.
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что хотя Господь Кришна имеет облик мальчика-пастушка, а Шримати Радхарани предстает в образе девочки-пастушки, эта Пара, Радха и Кришна, — источник всего сущего. В другом месте говорится, что источником хладини-шакти является Радхарани.
#00:26:16#
Есть еще одно место в «Шри Чайтанья-чаритамрите», где говорится, что Шримати Радхарани есть маха-бхава-сварупини, то есть все виды высочайшего экстаза содержатся в служении Шримати Радхарани Кришне. Кришна испытывает экстаз, проистекающий из служения, которое оказывает Ему Радхарани. Он сходит с ума и переживает ни с чем несравнимый экстаз.
Мы знаем, что сам Господь Кришна настолько очарован Своей красотой и увлечен ею, что, глядя на Свое отражение в зеркале, пытается обнять самого Себя. Однако Ему это не удается, так как это всего лишь зеркальное отражение. Но Шримати Радхарани, будучи постоянно рядом с Кришной, наслаждается Его премой, любовным экстазом. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что, когда Кришна пытается почувствовать настроение Шримати Радхарани, Он принимает сияние, облик и чувства Радхарани, являясь как Гаурасундар.
В «Шримад-Бхагаватам» также упоминается Имя Шримати Радхарани, но не прямым, а косвенным образом. Когда Шукадев Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам» собранию мудрецов, он понимал, что это не то место, где собрались чистые преданные, занятые исключительным служением. Поэтому он не стал открыто говорить о Радхарани. Однако он рассказал историю о том, как во время танца Кришны с гопи Радхарани увидела, что Кришна распространил Себя во множество форм и танцует с каждой гопи. Она была разгневана тем, что Он не уделяет исключительного внимания Ей. Поэтому Она покинула это место и спряталась в лесу. Увидев, что Радхарани скрылась, Кришна бросился искать Ее. После того как Он нашел Ее, последовала божественная игра Их сердец.
1↑«Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда радха-бхаджана, бесполезен».
2↑«Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Шри Мукта-чаритам»).
3↑«Радха! Возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой благоговеют все юные девы Гокулы. Слава Тебе! Слава Тебе! Ты украшаешь Себя для Господа Дамодара, и Его любовь к Тебе возрастает. О Царица Вриндавана, роща наслаждений Господа Хари! О новая луна, взошедшая из океана милости царя Вришабхану! Своими дружелюбием, добротой и верностью Кришне Ты пробуждаешь преданность Вишакхи. О Ты, исполненная сострадания! Ты, чьи божественные качества воспеты великими мудрецами Санакой и Санатаной. О Радха, молю, будь милостива ко мне».
4↑«Невозможно увидеть солнце без солнечного света — подобным образом я не вижу Кришну без Радхи».
5↑«Тот, кто поклоняется только Кришне, пребывает в невежестве».
6↑«Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».
7↑«Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась всемогущей Личности Бога, Говинде, так что Он, довольный Ею, бросил всех нас и уединился с Ней».
Шрила Рагхунатх Дас Госвами написал шлоку, в которой сказал: «По милости моего Гурудева я получил эту Радха-Кришна-маха-мантру. На̄ма-ш́рeш̣т̣хам̇ манумапи ш́ачӣ-путраматра сварӯпам̇: по милости Гурудева я обрел милость Махапрабху и милость Шрилы Сварупы Дамодара. По милости Гурудева мне была дарована милость Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Шрилы Санатаны Госвами. Я обрел все трансцендентное содержание и трансцендентную энергию, которые в концентрированном виде присутствуют в маха-мантре».
Она исходит из центра трансцендентного мира и распространяется повсюду — как огонь от свечи к свече.
#00:05:06#
Скажем, есть изначальная свеча, от нее мы зажигаем другую и затем еще множество других свечей. Но изначальный свет заключается в той первой свече. Божественная энергия в ее концентрированном виде присутствует в матхура-мангале, внутри которой заключен Вриндаван.
Радха-кунда — это высшая обитель, которая находится перед Гири-Говардханом. По милости Гурудева я обрел милость Гири-Говардхана, милость Радха-кунды и служение Шри Шри Радхе-Говинде. Все это я получил по милости своего Гуру Махараджа. Так говорил Шрила Дас Госвами Тхакур.
Здесь мы видим, как проявляются разные настроения чистой преданности по отношению к чистому вайшнаву, спутнику Господа — Гуру.
Есть еще другая шлока Шрилы Даса Госвами, где он говорит о Шримати Радхарани: «Столь долго я жду Твоей милости, живя на берегах Радха-кунды, и пока не получил ее. Без Твоей милости я не хочу находиться даже в обществе Кришны. Без Тебя я смотрю на служение Кришне как на что-то совершенно ненужное». Ни с чем несравнимо настроение Шрилы Даса Госвами, как слуги Шримати Радхарани.
Если бы солнце не излучало свет и тепло, мы не могли бы распознать его. Точно так же не существует служения Кришне без служения Шримати Радхарани.
#00:13:15#
кевала ма̄дхава пӯджайе со аджн̃а̄нӣ...
(Шрила Бхактивинод Тхакур, Шри Радхаштака, песня 8, стих 3)5
Тот, кто поклоняется Кришне и при этом не поклоняется Радхарани, — глупец. Без Шримати Радхарани мы не желаем общества Кришны, а Кришна не желает нашего общества без служения Радхарани.
Потенция Господа — Его проявления, такие как Сита, Рукмини, Ума и так далее. Источник их энергии — Шримати Радхарани, а они являются Ее проявлениями. Все они — воплощения Шримати Радхарани. Тот, кто служит Шримати Радхарани, обретает высочайшую милость Кришны. Все это достигается через служение Шримати Радхарани.
Шрила Прабодхананда Сарасвати написал книгу «Шри Радха-раса-судха-нидхи».
В этой книге Сарасвати поместил шлоку, которая в высшей степени прекрасна. Там говорится, что когда Шримати Радхарани идет, то Ее одежда создает легкий ветерок. Когда это дуновение достигает Кришны, Он думает: «О, как же Я удачлив, что Меня коснулся сладостный ветерок от одежд Радхарани!»
#00:19:29#
Даже для таких великих мудрецов, как Шука и Нарада, это недоступно. Они не в силах это понять. Если сам Господь Кришна говорит: «Насколько Я удачлив, что Меня коснулось дуновение от одежды Радхарани, когда Она проходит мимо Меня!» Если так говорит сам Кришна, то как я могу прославить Ее? Все, что мне остается, это склониться в том направлении, где явилась Шримати Радхарани.
Господь Кришна — это Прекрасный Абсолют, природа которого заключена в стремлении к божественным развлечениям. Та, с кем Он совершает Свои игры, — это Шримати Радхарани. Здесь в материальном мире, мы видим лишь слабое подобие, отражение того, что происходит в божественном мире.
#00:22:24#
Шрила Прабодхананда Сарасвати прекрасно объяснил, что Шримати Радхарани является воплощением все самого прекрасного: всей красоты, всей сладости, всего экстаза и очарования. Все это потоками изливается из Личности Шримати Радхарани во всех направлениях.
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что хотя Господь Кришна имеет облик мальчика-пастушка, а Шримати Радхарани предстает в образе девочки-пастушки, эта Пара, Радха и Кришна, — источник всего сущего. В другом месте говорится, что источником хладини-шакти является Радхарани.
#00:26:16#
Есть еще одно место в «Шри Чайтанья-чаритамрите», где говорится, что Шримати Радхарани есть маха-бхава-сварупини, то есть все виды высочайшего экстаза содержатся в служении Шримати Радхарани Кришне. Кришна испытывает экстаз, проистекающий из служения, которое оказывает Ему Радхарани. Он сходит с ума и переживает ни с чем несравнимый экстаз.
Мы знаем, что сам Господь Кришна настолько очарован Своей красотой и увлечен ею, что, глядя на Свое отражение в зеркале, пытается обнять самого Себя. Однако Ему это не удается, так как это всего лишь зеркальное отражение. Но Шримати Радхарани, будучи постоянно рядом с Кришной, наслаждается Его премой, любовным экстазом. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что, когда Кришна пытается почувствовать настроение Шримати Радхарани, Он принимает сияние, облик и чувства Радхарани, являясь как Гаурасундар.
В «Шримад-Бхагаватам» также упоминается Имя Шримати Радхарани, но не прямым, а косвенным образом. Когда Шукадев Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам» собранию мудрецов, он понимал, что это не то место, где собрались чистые преданные, занятые исключительным служением. Поэтому он не стал открыто говорить о Радхарани. Однако он рассказал историю о том, как во время танца Кришны с гопи Радхарани увидела, что Кришна распространил Себя во множество форм и танцует с каждой гопи. Она была разгневана тем, что Он не уделяет исключительного внимания Ей. Поэтому Она покинула это место и спряталась в лесу. Увидев, что Радхарани скрылась, Кришна бросился искать Ее. После того как Он нашел Ее, последовала божественная игра Их сердец.
1↑«Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда радха-бхаджана, бесполезен».
2↑«Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Шри Мукта-чаритам»).
3↑«Радха! Возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой благоговеют все юные девы Гокулы. Слава Тебе! Слава Тебе! Ты украшаешь Себя для Господа Дамодара, и Его любовь к Тебе возрастает. О Царица Вриндавана, роща наслаждений Господа Хари! О новая луна, взошедшая из океана милости царя Вришабхану! Своими дружелюбием, добротой и верностью Кришне Ты пробуждаешь преданность Вишакхи. О Ты, исполненная сострадания! Ты, чьи божественные качества воспеты великими мудрецами Санакой и Санатаной. О Радха, молю, будь милостива ко мне».
4↑«Невозможно увидеть солнце без солнечного света — подобным образом я не вижу Кришну без Радхи».
5↑«Тот, кто поклоняется только Кришне, пребывает в невежестве».
6↑«Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».
7↑«Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась всемогущей Личности Бога, Говинде, так что Он, довольный Ею, бросил всех нас и уединился с Ней».