«Шри Радхаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1 сентября 2006 года. Колката, Индия



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Шри Радхаштами

(1 сентября 2006 года. Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана Сангха, Дам Дам Парк. Колката, Индия) 

 

Шрила Прабходананда Сарасвати дал определенные указания, каким образом нам необходимо понимать славу Шримати Радхарани. 

#00:00:29#

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа
̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йоги
̄ндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа
̄х̣ намо ’сту вр̣шабха̄нубхуводиш́е ’пи

(Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур
«Радха-раса-судха-нидхи», 1)
 

#00:00:54#

Дом отца Радхарани находится в Варшане. Но настроение самопредания и пранам были явлены на расстоянии. Под словами «на расстоянии» имеется в виду, что поклонение совершается в том направлении, в ту сторону, где расположен дом отца Радхарани, в Варшане, на почтительном расстоянии. 

#00:01:35#

В действительности джанма (рождение) Радхарани произошло в Равеле. Это место называют Рабел или Равел. Когда мы приезжаем в Нанда-грам, нет, не в Нанда-грам — в Гокул… Посередине, не доезжая до Гокула… Я сейчас точно не помню, где именно расположен Равел. Ямуна текла там во времена Радхарани и Кришны. 

#00:02:22#

Вришабхану Раджа и Нанда Махарадж — оба лидеры гопов и гопи. Они — близкие друзья. Киртида Майи (супруга Вришабхану Раджи) и мать Яшода (супруга Нанды Махараджа) также были очень близкими подругами. 

#00:03:31#

Когда Кришна явился, то все пришли, чтобы увидеть Его. А когда Радхарани явилась, то все отправились к Радхарани, чтобы увидеть Ее. Все браджа-баси не живут в одном месте, они живут в разных участках леса, джунглей и пасут коров. Коровы были их главной собственностью, достоянием.

Нанда Махарадж жил в Нанда-граме, а Раджа Вришабхану жил в Варшане. Когда вы едете в сторону Говардхана из Дели, то вы проезжаете эту деревню. 

#00:05:18#

Есть история, связанная с рождением Шримати Радхарани. Вришабхану Раджа отправился на Ямуну, чтобы совершить омовение, и к нему по реке, по воде, приплыл лотос, а в этом цветке лотоса лежала девочка. То была Радхарани. Вришабхану Раджа взял эту девочку, отнес Ее к себе домой и отдал Киртиде Майи. 

#00:06:18#

Мы в действительности не являемся последователями бренного или материалистичного образа мыслей, мирского образа мыслей. В играх Радхи и Кришны присутствует определенная гармония, гармония с материальным миром.

Итак, Кришна родился в доме Нанды Махараджа, а Радхарани родилась в доме Вришабхану Раджи. Но к Вришабхану Радже Радхарани пришла через Ямуну. 

#00:07:31#

Мы слышали о некоторых эпизодах этого явления. Радхарани ничего не видела, когда появилась на свет. Она была как бы слепа, глаза Ее были закрыты. Кришна пришел к Ней в обществе матери Яшоды. Мать Яшода пришла, чтобы посмотреть на Радхарани, и Кришна был с матерью. Когда мать Яшода взяла эту новорожденную девочку к себе на колени, Кришна был очень счастлив и явил Ей Свою божественную форму. Тогда Радхарани открыла глаза. 

#00:08:50#

Эту историю я читал, когда мне было лет 10—12. Я что-то помню с тех пор. Возможно, эта история была написана Чанди Дасом. 

[шлока] 

и так далее, и так далее… Эта история. 

#00:09:53#

Но мы, последователи Гаудия-миссии, последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, должны видеть иначе. Наше видение будет иным. Мы будем иначе рассматривать явление трансцендентной Божественной Четы. Кришна сказал в Шримад Бхагавад-гите: 

#00:10:28#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣ 

тйактва̄ дехам̇ пунар джанма

наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)1

#00:10:42#

«Тот, кто понимает, — говорит Он, — явление Господа Кришны, кто подлинным образом понимает природу этого явления, тот обретет трансцендентное знание. По милости Господа Кришны чувства явятся в сердцах преданных. Они почувствуют, что это явление — дивьям». 

#00:11:43#

Дивьям означает апракритамАпракрита означает, что видимое в этом материальном мире явление, о котором идет речь, схоже с рождением в материальном мире, но на самом деле не имеет ничего общего с материей, с материальным миром. Это трансцендентная реальность. 

#00:12:07#

Мы также не знаем всего в материальном мире. Рождение и смерть. Кришна сказал: 

#00:12:19#

ва̄са̄м̇си джӣрн̣а̄ни йатха̄ виха̄йа
нава̄ни гр̣хн̣а̄ти наро ’пара̄н̣и
татха̄ ш́арӣра̄н̣и виха̄йа джӣрн̣а̄нй
анйа̄ни сам̇йа̄ти нава̄ни дехӣ

(Бхагавад-гита, 2.22)2

#00:12:32#

Джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи (Бхагавад-гита, 13.93) приходят здесь одно за другим. Но явление Кришны или явление Его хладини-шакти, явление Радхарани нематериально. Господь являет Свою нара-лилу. Это явление нематериально, но трансцендентно. Однако по природе своей апракрита

#00:13:42#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу та
̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
нара-л
ӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)4

#00:13:57#

Рупа Госвами Прабху написал очень ясно, недвусмысленно: ваикун̣т̣хадж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д («Шри Упадешамрита», 9)5. Речь идет о все более и более тонких и высоких измерениях реальности. Какова сущность этих уровней? Каковы эти уровни бытия? 

#00:14:42#

В измерении Вайкунтхи присутствует все, в нем нет преград. По воле Господа все является в том мире ради игр Господа. Так мы можем видеть явления Матсьи, Курмы, Варахи, Нарасимхадева и так далее. За этими даша-аватарами стоит воля Кришны. 

#00:15:27#

Джаядев Госвами описал их: пралайа-пайодхи-джале дхр̣тава̄н аси ведам̇ («Шри Дашаватар-стотрам», стих 1). Джаядев последовательно прославил различные божественные формы Господа, Его воплощения. Но в конце Джаядев написал: «Все, что я описал, исходит из Кришны». Заключительная шлока такова: 

#00:16:01#

веда̄н удхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате
даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате
пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате
млечха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣

(«Шри Дашаватар-стотрам», стих 12)6

#00:16:28#

Это окончательное заключение. Окончательное заключение, вердикт Джаядева: «Кришна — Высшая Личность Бога, и по Его божественной воле все является в этой материальной области бытия». Но что является? Два явления. Одно — Шакти, а другое — Шактиман, и это высшее проявление. Кришна является Шактиманом, а Радхарани — Шакти. 

#00:17:43#

Эти реалии описаны в «Чайтанья-чаритамрите». Кришнадас Кавирадж Госвами написал эту «Чайтанья-чаритамриту». В ней вы прочитаете описания Кришны, Кришна-сварупы и Радхарани-сварупы.

Махапрабху задавал вопросы Рамананде Раю. Кавирадж Госвами также очень разумно определил, описал эту природу. 

#00:18:27#

виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄
кш̣етраджн̃а
̄кхйа̄ татха̄ пара̄
авидйа
̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄
тр̣т
ӣйа̄ ш́актир иш̣йате

(«Вишну-пурана», 6.7.61)7

#00:18:40#

Виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄Пара-шакти есть Радхарани. И Она есть хладини-шакти. Различным прославлениям Радхарани даны объяснения Раманандой Раем. Махапрабху спрашивал, а Рамананда Рай отвечал. А Кришнадас Кавирадж Госвами очень разумно, искусно представил нам их разговор. 

#00:19:30#

сан̃ча̄рйа ра̄ма̄бхидха-бхакта-мегхе
сва-бхакти-сиддха̄нта-чайа̄мр̣та̄ни
гаура̄бдхир этаир амуна̄ витӣрн̣аис
таж-джн̃атва-ратна̄лайата̄м̇ прайа̄ти

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.1)8

#00:19:48#

Таково объяснение. Махапрабху был источником вдохновения Рамананды Рая. И Рамананда Рай исполнился трансцендентного знания, был его обладателем. Махапрабху задавал вопросы, а Рамананда Рай давал ответы. В конце концов, Махапрабху услышал от Рамананды Рая последовательное описание — с самого начала до самой вершины. И на вершине оказалось такое явление как Враджа-лила. И эта Враджа-лила становится Гаура-лилойаударьей

#00:21:29#

Враджа-лила — высший дар Шри Чайтаньи Махапрабху. Вишванатх Чакраварти Тхакур дал нам это знание: 

#00:21:41#

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа
тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-
варген̣а йа̄ калпита̄

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇
према̄ пумартхо маха̄н
ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇
татра̄даро нах̣ парах̣
9

#00:22:11#

А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайаВраджеш́а-танайа есть Кришна, сам Кришна, сын Нанды Махараджа.

Существует также шакти-таттвачит-шактихладини-шакти. Она именуется по-разному. И так далее, и так далее — многочисленные определения, описания. Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» дал эти описания. Сегодня вы можете прочитать эту часть «Чайтанья-чаритамриты». 

#00:23:14#

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, как Махапрабху одержал верх в диспуте с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Эту историю Кавирадж Госвами описывает очень подробно и очень достоверно. Он дает нам подробные и достоверные описания в шестой главе Мадхья-лилы. Под поражением Сарвабхаумы Бхаттачарьи подразумевается, что он был спасен от идеала майявады

#00:24:22#

Весь мир страдает от майявады — от Каньякумари до Гималаев люди страдают от философии майявадыМайявада — очень неблагоприятное явление. Майядеви контролирует людей с помощью майявады

#00:24:56#

Господь Шива сказал: 

майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате
майаива вихитам деви
калау брахмана-муртина
10

#00:25:22#

Майявада — неблагоприятная философия, майявада — неблагоприятный образ мыслей, неблагоприятный стандарт мышления. Махапрабху спас Сарвабхауму Бхаттачарью от этого явления и обратил его в вайшнавизм. Тогда Сарвабхаума понял славу Рамананды Рая, то, что он вайшнав. Он не дискутировал с Сарвабхаумой, но то, что он говорил, этот идеал был явлен в сердце Сарвабхаумы Бхаттачарьи после того, как Сарвабхаума Бхаттачарья обрел милость Махапрабху. 

#00:26:31#

После этого Сарвабхаума Бхаттачарья сказал Махапрабху: «Рамананда Рай — великий вайшнав. Ты отправляешься в Южную Индию, Ты должен встретиться с ним, я оскорбил его. Я критиковал его прежде, но в действительности он прав. Я заблуждался. Сейчас я понимаю. Но Ты будешь очень счастлив, если встретишься с Раманандой Раем». 

#00:27:12#

Махапрабху разговаривал с Раманандой Раем на берегу Годавари. Когда мы были там, то видели это место, где состоялась их беседа. Махапрабху и Рамананда Рай были очень близкими друзьями. Махапрабху задавал Рамананде Раю вопросы, Рамананда Рай отвечал. Рамананда Рай говорил Ему: «Ты — источник моего вдохновения, благодаря которому я способен понять все. Ты задаешь вопросы, и неудивительно, что я даю ответы». 

#00:28:10#

Они обсуждали Кришна-таттву и Радха-таттву. Оба эти явления были объяснены, оба объяснения были даны Раманандой Раем. Махапрабху был очень счастлив. Наконец, была явлена игра Божественной Четы — Радхи и Кришны, вплоть до вечных чувств тайных возлюбленных, тайных любовников. Было явлено то, что не написано в писаниях. 

#00:28:56#

Махапрабху спросил: «Есть ли что-то большее? Можешь ли ты сказать нечто большее?» Рамананда Рай ответил: «Нет, в писаниях нет ничего большего, но я написал кое-что. Если Ты не возражаешь, я могу процитировать». Махапрабху согласился: «Да. Да, ты должен рассказать Мне». Тогда Рамананда Рай стал декламировать собственное сочинение: 

#00:29:31#

пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела
анудина ба
̄д̣хала, авадхи на̄ гела
на
̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ
дун
̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’
э сакхи, се-саба према-ка̄хинӣ
ка̄ну-т̣ха̄ме кахаби вичхурала джа̄ни’
на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н
дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а
аб сохи вира̄га, тун̇ху бхели дӯтӣ
су-пурукха-премаки аичхана рӣти

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194)11 

#00:30:04#

Так Рамананда Рай явил божественные игры Радхи и Кришны в настроении высочайшей божественной любви тайных возлюбленных. И Махапрабху закрыл ему уста рукой! Он сказал: «Не нужно! Остановись, умолкни! А теперь объясни Мне, как ты обрел это? Как ты узнал о подобном служении Радхе и Кришне?» 

#00:30:58#

[шлока] 

#00:31:17#

Во многих, столь многих шлоках прославляется Радхарани. 

#00:31:24#

Кришнадас Кавирадж Госвами написал: 

кункумакта-канчанабджа-гарвахари-гаурабха
питананчитабджа-гандха-кирти нинди-саурабха
балавеша-шуну-сарва-ванчхитартха-садхика
махйам атма-пада-падма-дасйа-дасту радхика

(«Говинда-лиламрита», «Шри Радхикаштакам», стих 1) 

#00:31:45#

Это аштака.

Рупа Госвами Прабху также написал множество произведений, посвященных играм Радхи и Кришны. Вы знаете одну очень известную песню: 

#00:32:00#

ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите
гокула-тарун̣
ӣ-ман̣д̣ала-махите

да̄модара-рати-вардхана-веш́е
хари-ниш̣кут̣а-вр̣нда
̄-випинеш́е

вр̣ш̣абха̄нӯдадхи-нава-ш́аш́и-лекхе
лалита
̄-сакхи гун̣а-рамита-виш́а̄кхе

корун̣а̄м̇ куру мойи корун̣а̄-бхорите
санака-сана
̄тана-варн̣ита-чарите

(«Шри Радхика-става» Шрилы Рупы Госвами)12

#00:32:43#

Это возвышенная песня Рупы Госвами Прабху. Она короткая, но вся полнота идеала заключена в ней. То, что он обрел в своем сердце, изошло в виде этого произведения, в виде этой песни. Ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите гокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махитеГокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махите — все были очень счастливы, когда Радхарани явилась. Все выражено в этой песне. 

#00:33:36#

Прабходананда Сарасвати Тхакур написал «Радха-раса-судха-нидхи». Это его произведение, в котором описаны божественный облик Махапрабху, санкиртана и все другие явления. 

#00:34:11#

йасха̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха
дханйа
̄дидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йог
ӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано’пи
тасйа
̄ намо’сту вр̣ш̣абха̄ну диш́е’пи

(«Радха-раса-судха-нидхи»
Шрилы Прабходананды Сарасвати Тхакура)
 

#00:34:34#

Мы совершаем пранам лотосоподобным стопам Радхи и Кришны, но Прабходананда Сарасвати Тхакур говорит: «Ты должен предаться, поклониться тому месту, где родилась Радхарани, где живет Радхарани, играм, которые совершает Радхарани. Ты должен поклониться в том направлении, в направлении той стороны света, где происходят Ее игры и произошло Ее рождение. И однажды, в один прекрасный день, ты сумеешь вступить в игры Радхи и Кришны по милости Рупы Манджари». И так далее, и так далее. Описаны столь многие реалии и явления. 

#00:35:52#

Махапрабху хотел утвердить положение Рупы Госвами Прабху. Поэтому Прабходананда Сарасвати и другие квалифицированные личности просили Кришнадаса Кавираджа Госвами не упоминать в своем произведении их имен, поскольку Махапрабху хотел утвердить Рупу Госвами. Я что-то слышал в этом роде от Гуру Махараджа.

#00:36:46#

Так или иначе, сегодня день явления Радхарани. Шакти, Шактиман, таттва

#00:37:00#

ваданти тат таттва-видас
таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам
брахмети парама̄тмети
бхагава̄н ити ш́абдйате

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.11)13

#00:37:16#

Мы — поклонники и удовлетворяющие Господа Кришну под руководством Его божественной хладини-шакти. Это нисходит через Рупу Манджари, Лалиту, Вишакху, Читру, Чампакалатику, Тунгавидью, Индулекху, Судхавирангу Деви, всех сакхи — все сакхи удовлетворяют Радхарани. Это главное явление, и мы обрели крупицы милости, пришедшей к нам через Рупу Госвами Прабху и гуру-парампару

#00:38:23#

Шрила Гуру Махарадж по милости упомянул эти реалии в своих произведениях, когда написал о Рупе Госвами Прабху. Это произведение опубликовано в «Прапанна-дживанамритам». Прекрасная публикация. 

#00:39:08#

лӣла̄-сам̇гопа-ка̄ле нирупадхи-карун̣а̄-
ка̄рин̣а̄ сва̄мина̄хам̇…

Это первая строка этой шлоки.

йат па̄да̄бдже ’рпито йат пада-бхаджанамайам̇
га̄йайитва̄ ту гӣтам
йогйа̄йогйатва-бха̄вам̇ мама кхалу сакалам̇
душ̣т̣а-буддхер агр̣хн̣ан
са ш́рӣ-рӯпах̣ када̄ ма̄м̇ ниджа-пада-раджаса̄
бхӯш̣итам̇ сам̇видхатте

(«Шримад Рупа-пада-раджах Прартхана Дашакам», стих 10)14

#00:39:45#

Того, что Гуру Махарадж дал, достаточно для нас. Он явил «Бхактивинода-вираха-дашакам», где объяснил, выразил все о личности Бхактивинода Тхакура«Дайита Дас Дашакам», а также «Прабхупада-падма Ставаках» — прославление Прабхупады Сарасвати Тхакура.

#00:40:21#

В начале «суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇» — эта песня15, затем «бхайабхан̃джана джайаш́ам̇сана…»16. Последняя поется в день явления Прабхупады Сарасвати Тхакура. Гуру Махарадж явил нам и Бхактивинода Тхакура, и Рупу Госвами, и Нитьянанду Прабху… В «Према-дхама-дева-стотре» он явил Бхагавана Шри Чайтаньядева. Гуру Махарадж дал нам все, и вы обрели то, что он дал. Вы получили идею.

#00:41:06#

В этих произведениях заключен трансцендентный идеал. Если мы будем читать эти шлоки, то будем в полной мере удовлетворены. Это главное. Нет необходимости отправляться куда-либо еще искать. Только в одной-единственной книге явлено все и особенно в «Према-дхама-дева-стотрам» явлена Махапрабху-таттва — истина о Махапрабху. Благодаря этому мы сумеем понять все, кто есть Кришна, кто такая Радхарани, какова природа спутников и спутниц Кришны и Радхарани.

#00:42:11#

По всему миру сегодня люди празднуют это событие и прославляют Радха-Кришну. Сварупа Дамодар Госвами сказал:

#00:42:29#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5)17

#00:43:04#

Бхагаван Шри Чайтанья Махапрабху явился: ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ и кр̣ш̣н̣а-сварӯпам. Мы — последователи и поклонники этой Божественной Четы под руководством Шри Чайтаньи Махапрабху. Он дал нам все. Мы получили все. И не нужно задавать вопросы в связи с этим.

#00:43:44#

Мы не читали весь «Шримад-Бхагаватам». Я не читал весь «Бхагаватам». Но я знаю, что заключено в «Шримад-Бхагаватам» и какова суть «Шримад-Бхагаватам», и я знаю это по милости Шрилы Гуру Махараджа.

Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал: «Если мы рассматриваем нашего Гурудева на более высоком уровне, то видим в нем божественный облик Радхарани».

#00:44:34#

Джай Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:44:55#

ра̄дха-бхаджане джоди моти на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣а гела̄

(«Радхаштака», песня 8,
бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура)
18

#00:45:04#

Бхактивинод Тхакур очень ясно представил этот идеал нам.

 

Джай Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Радхаштами-тиртхи ки джай!

Маха-махотсав ки джай!

Всем преданным ки джай!

Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Шри Шри Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Харинам-санкиртан ки джай!

Гаура премананде! Хари Харибол!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Гуру Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 

In English:

 


1 «Арджуна, познавшему божественную природу Моего рождения и деяний никогда не суждено родиться вновь. Оставив свое бренное тело, он достигает Меня».

2 «Как человек облачается в новые одежды, отбросив старые и изношенные, так и душа воплощается в новом теле, оставив старое и утратившее силы».

3 Рождение, смерть, старость, болезни.

4 «Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он — непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».

5 «Матхура выше Вайкунтхи, ибо там родился Господь Шри Кришна».

6 «О Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой — перед Тем, кто является в этих десяти воплощениях! В облике Матсьи Ты спасаешь Веды, как Курма Ты несешь на спине гору Мандака! Как Вараха Ты возносишь на клыках Землю, в облике Нарасимхи Ты разрываешь грудь демону Хираньякашипу! В облике Ваманы Ты вводишь в заблуждение царя демонов Бали, испросив у него три шага земли, а затем, растянув Свои шаги, Ты забираешь у него всю Вселенную! Как Парашурама Ты убиваешь всех нечестивых кшатриев, как Рамачандра Ты побеждаешь царя-ракшаса Равану! В облике Баларамы Ты носишь плуг, которым усмиряешь грешников и подтягиваешь к Себе Ямуну! Как Господь Будда Ты проявляешь сострадание ко всем живым существам, страдающим в этом мире, а в конце Кали-юги Ты являешься как Калки и побеждаешь млеччх (деградировавших представителей низкого класса)!»

7 «Изначально энергия Кришны духовна, и энергия, известная как живое существо, также духовна. Однако существует иная энергия, называемая иллюзией, которая проявляется в деятельности ради плодов. Такова третья сила Господа» (стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 20.112).

8 «Шри Чайтанья Махапрабху, известный как Гауранга, — океан всего совершенного знания преданного служения. Он уполномочен Шри Раманандой Раем, который подобен облаку преданного служения. Это облако было напоено влагой всей окончательной сути преданного служения и было направлено океаном пролить эту влагу над морем Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, океан Чайтаньи Махапрабху стал наполнен драгоценными камнями знания чистого преданного служения».

9 «Высший объект поклонения — Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама — Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне — тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. “Шримад-Бхагаватам” — высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) — это высшая цель жизни».

10 «О Деви! Это я в облике брахмана приношу в эту эпоху Кали лжеучение майявады».

11 «Увы, прежде чем Мы встретились там, у Нас была лишь легкая привязанность, вызванная обменом взглядами. Но постепенно эта привязанность усилилась, и нет ей предела. Теперь это влечение стало естественным итогом взаимоотношений между Нами. Это произошло не благодаря Кришне, Наслаждающемуся, и не благодаря Мне, Той, что доставляет наслаждение. Это не такЭта привязанность стала возможной благодаря Нашей встречеЭто взаимное влечение известно как манобхава. Ум Кришны и Мой ум слились воедино.Теперь, во время разлуки, очень сложно объяснить эти любовные отношения. Мой дорогой друг, хотя Кришна мог позабыть все это, ты можешь понять и донести это послание до Него. Во время Нашей первой встречи не было ни посредника между Нами, ни кого-либо, кто бы видел Его. В действительности, пять стрел Купидона связали Нас. Теперь, во время Нашей разлуки, это влечение усилилось до упоительного состояния. Мой дорогой друг, прошу, выступи как посланник от Моего имени, ибо, когда некто влюблен в прекрасную личность, это очень важно».

12 «Радха! Возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой благоговеют все юные девы Гокулы! Вся слава Тебе! Вся слава Тебе! Ты украшаешь Себя для Господа Дамодара, и Его любовь к Тебе возрастает! О Царица Вриндавана, роща наслаждений Господа Хари! О новая луна, взошедшая из океана милости царя Вришабхану! Своими дружелюбием, добротой и верностью Кришне Ты пробуждаешь преданность Вишакхи! О Ты, исполненная сострадания! Ты, чьи божественные качества воспеты великими мудрецами Санакой и Санатаной! О Радха, молю, будь милостива ко мне!»

13 «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».

14 «Перед завершением своей проявленной лилы, мой беспричинно милостивый божественный учитель Шрила Сарасвати Тхакур подвел меня к святым стопам этой божественной личности, повелев пропеть восхитительную молитву его лотосоподобным стопам («Шри Рупа-манджари-пада»). Когда же, невзирая на мое ничтожество, не считаясь с тем, достоин я или не достоин, Шримад Рупа Прабху благословит меня пылью со своих святых лотосоподобных стоп?»

15 Шри Шри Прабхупада-падма Ставаках.

16 Шри Дайита Дас Пранати Панчакам.

17 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела».

18 «Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда Радха-бхаджана, бесполезен!»




←  «Шри Радхаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 19 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург | “Sri Radhastami.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 19 September 2007. Lakhta, Saint Petersburg ·• Архив новостей •· Посвящения в Абхазии. 23 сентября 2023 года

 →


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Шри Радхаштами

(1 сентября 2006 года. Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана Сангха, Дам Дам Парк. Колката, Индия) 

 

Шрила Прабходананда Сарасвати дал определенные указания, каким образом нам необходимо понимать славу Шримати Радхарани. 

#00:00:29#

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа
̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йоги
̄ндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа
̄х̣ намо ’сту вр̣шабха̄нубхуводиш́е ’пи

(Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур
«Радха-раса-судха-нидхи», 1)
 

#00:00:54#

Дом отца Радхарани находится в Варшане. Но настроение самопредания и пранам были явлены на расстоянии. Под словами «на расстоянии» имеется в виду, что поклонение совершается в том направлении, в ту сторону, где расположен дом отца Радхарани, в Варшане, на почтительном расстоянии. 

#00:01:35#

В действительности джанма (рождение) Радхарани произошло в Равеле. Это место называют Рабел или Равел. Когда мы приезжаем в Нанда-грам, нет, не в Нанда-грам — в Гокул… Посередине, не доезжая до Гокула… Я сейчас точно не помню, где именно расположен Равел. Ямуна текла там во времена Радхарани и Кришны. 

#00:02:22#

Вришабхану Раджа и Нанда Махарадж — оба лидеры гопов и гопи. Они — близкие друзья. Киртида Майи (супруга Вришабхану Раджи) и мать Яшода (супруга Нанды Махараджа) также были очень близкими подругами. 

#00:03:31#

Когда Кришна явился, то все пришли, чтобы увидеть Его. А когда Радхарани явилась, то все отправились к Радхарани, чтобы увидеть Ее. Все браджа-баси не живут в одном месте, они живут в разных участках леса, джунглей и пасут коров. Коровы были их главной собственностью, достоянием.

Нанда Махарадж жил в Нанда-граме, а Раджа Вришабхану жил в Варшане. Когда вы едете в сторону Говардхана из Дели, то вы проезжаете эту деревню. 

#00:05:18#

Есть история, связанная с рождением Шримати Радхарани. Вришабхану Раджа отправился на Ямуну, чтобы совершить омовение, и к нему по реке, по воде, приплыл лотос, а в этом цветке лотоса лежала девочка. То была Радхарани. Вришабхану Раджа взял эту девочку, отнес Ее к себе домой и отдал Киртиде Майи. 

#00:06:18#

Мы в действительности не являемся последователями бренного или материалистичного образа мыслей, мирского образа мыслей. В играх Радхи и Кришны присутствует определенная гармония, гармония с материальным миром.

Итак, Кришна родился в доме Нанды Махараджа, а Радхарани родилась в доме Вришабхану Раджи. Но к Вришабхану Радже Радхарани пришла через Ямуну. 

#00:07:31#

Мы слышали о некоторых эпизодах этого явления. Радхарани ничего не видела, когда появилась на свет. Она была как бы слепа, глаза Ее были закрыты. Кришна пришел к Ней в обществе матери Яшоды. Мать Яшода пришла, чтобы посмотреть на Радхарани, и Кришна был с матерью. Когда мать Яшода взяла эту новорожденную девочку к себе на колени, Кришна был очень счастлив и явил Ей Свою божественную форму. Тогда Радхарани открыла глаза. 

#00:08:50#

Эту историю я читал, когда мне было лет 10—12. Я что-то помню с тех пор. Возможно, эта история была написана Чанди Дасом. 

[шлока] 

и так далее, и так далее… Эта история. 

#00:09:53#

Но мы, последователи Гаудия-миссии, последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, должны видеть иначе. Наше видение будет иным. Мы будем иначе рассматривать явление трансцендентной Божественной Четы. Кришна сказал в Шримад Бхагавад-гите: 

#00:10:28#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣ 

тйактва̄ дехам̇ пунар джанма

наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)1

#00:10:42#

«Тот, кто понимает, — говорит Он, — явление Господа Кришны, кто подлинным образом понимает природу этого явления, тот обретет трансцендентное знание. По милости Господа Кришны чувства явятся в сердцах преданных. Они почувствуют, что это явление — дивьям». 

#00:11:43#

Дивьям означает апракритамАпракрита означает, что видимое в этом материальном мире явление, о котором идет речь, схоже с рождением в материальном мире, но на самом деле не имеет ничего общего с материей, с материальным миром. Это трансцендентная реальность. 

#00:12:07#

Мы также не знаем всего в материальном мире. Рождение и смерть. Кришна сказал: 

#00:12:19#

ва̄са̄м̇си джӣрн̣а̄ни йатха̄ виха̄йа
нава̄ни гр̣хн̣а̄ти наро ’пара̄н̣и
татха̄ ш́арӣра̄н̣и виха̄йа джӣрн̣а̄нй
анйа̄ни сам̇йа̄ти нава̄ни дехӣ

(Бхагавад-гита, 2.22)2

#00:12:32#

Джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи (Бхагавад-гита, 13.93) приходят здесь одно за другим. Но явление Кришны или явление Его хладини-шакти, явление Радхарани нематериально. Господь являет Свою нара-лилу. Это явление нематериально, но трансцендентно. Однако по природе своей апракрита

#00:13:42#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу та
̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
нара-л
ӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)4

#00:13:57#

Рупа Госвами Прабху написал очень ясно, недвусмысленно: ваикун̣т̣хадж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д («Шри Упадешамрита», 9)5. Речь идет о все более и более тонких и высоких измерениях реальности. Какова сущность этих уровней? Каковы эти уровни бытия? 

#00:14:42#

В измерении Вайкунтхи присутствует все, в нем нет преград. По воле Господа все является в том мире ради игр Господа. Так мы можем видеть явления Матсьи, Курмы, Варахи, Нарасимхадева и так далее. За этими даша-аватарами стоит воля Кришны. 

#00:15:27#

Джаядев Госвами описал их: пралайа-пайодхи-джале дхр̣тава̄н аси ведам̇ («Шри Дашаватар-стотрам», стих 1). Джаядев последовательно прославил различные божественные формы Господа, Его воплощения. Но в конце Джаядев написал: «Все, что я описал, исходит из Кришны». Заключительная шлока такова: 

#00:16:01#

веда̄н удхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате
даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате
пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате
млечха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣

(«Шри Дашаватар-стотрам», стих 12)6

#00:16:28#

Это окончательное заключение. Окончательное заключение, вердикт Джаядева: «Кришна — Высшая Личность Бога, и по Его божественной воле все является в этой материальной области бытия». Но что является? Два явления. Одно — Шакти, а другое — Шактиман, и это высшее проявление. Кришна является Шактиманом, а Радхарани — Шакти. 

#00:17:43#

Эти реалии описаны в «Чайтанья-чаритамрите». Кришнадас Кавирадж Госвами написал эту «Чайтанья-чаритамриту». В ней вы прочитаете описания Кришны, Кришна-сварупы и Радхарани-сварупы.

Махапрабху задавал вопросы Рамананде Раю. Кавирадж Госвами также очень разумно определил, описал эту природу. 

#00:18:27#

виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄
кш̣етраджн̃а
̄кхйа̄ татха̄ пара̄
авидйа
̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄
тр̣т
ӣйа̄ ш́актир иш̣йате

(«Вишну-пурана», 6.7.61)7

#00:18:40#

Виш̣н̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄Пара-шакти есть Радхарани. И Она есть хладини-шакти. Различным прославлениям Радхарани даны объяснения Раманандой Раем. Махапрабху спрашивал, а Рамананда Рай отвечал. А Кришнадас Кавирадж Госвами очень разумно, искусно представил нам их разговор. 

#00:19:30#

сан̃ча̄рйа ра̄ма̄бхидха-бхакта-мегхе
сва-бхакти-сиддха̄нта-чайа̄мр̣та̄ни
гаура̄бдхир этаир амуна̄ витӣрн̣аис
таж-джн̃атва-ратна̄лайата̄м̇ прайа̄ти

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.1)8

#00:19:48#

Таково объяснение. Махапрабху был источником вдохновения Рамананды Рая. И Рамананда Рай исполнился трансцендентного знания, был его обладателем. Махапрабху задавал вопросы, а Рамананда Рай давал ответы. В конце концов, Махапрабху услышал от Рамананды Рая последовательное описание — с самого начала до самой вершины. И на вершине оказалось такое явление как Враджа-лила. И эта Враджа-лила становится Гаура-лилойаударьей

#00:21:29#

Враджа-лила — высший дар Шри Чайтаньи Махапрабху. Вишванатх Чакраварти Тхакур дал нам это знание: 

#00:21:41#

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа
тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-
варген̣а йа̄ калпита̄

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇
према̄ пумартхо маха̄н
ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇
татра̄даро нах̣ парах̣
9

#00:22:11#

А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайаВраджеш́а-танайа есть Кришна, сам Кришна, сын Нанды Махараджа.

Существует также шакти-таттвачит-шактихладини-шакти. Она именуется по-разному. И так далее, и так далее — многочисленные определения, описания. Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» дал эти описания. Сегодня вы можете прочитать эту часть «Чайтанья-чаритамриты». 

#00:23:14#

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, как Махапрабху одержал верх в диспуте с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Эту историю Кавирадж Госвами описывает очень подробно и очень достоверно. Он дает нам подробные и достоверные описания в шестой главе Мадхья-лилы. Под поражением Сарвабхаумы Бхаттачарьи подразумевается, что он был спасен от идеала майявады

#00:24:22#

Весь мир страдает от майявады — от Каньякумари до Гималаев люди страдают от философии майявадыМайявада — очень неблагоприятное явление. Майядеви контролирует людей с помощью майявады

#00:24:56#

Господь Шива сказал: 

майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате
майаива вихитам деви
калау брахмана-муртина
10

#00:25:22#

Майявада — неблагоприятная философия, майявада — неблагоприятный образ мыслей, неблагоприятный стандарт мышления. Махапрабху спас Сарвабхауму Бхаттачарью от этого явления и обратил его в вайшнавизм. Тогда Сарвабхаума понял славу Рамананды Рая, то, что он вайшнав. Он не дискутировал с Сарвабхаумой, но то, что он говорил, этот идеал был явлен в сердце Сарвабхаумы Бхаттачарьи после того, как Сарвабхаума Бхаттачарья обрел милость Махапрабху. 

#00:26:31#

После этого Сарвабхаума Бхаттачарья сказал Махапрабху: «Рамананда Рай — великий вайшнав. Ты отправляешься в Южную Индию, Ты должен встретиться с ним, я оскорбил его. Я критиковал его прежде, но в действительности он прав. Я заблуждался. Сейчас я понимаю. Но Ты будешь очень счастлив, если встретишься с Раманандой Раем». 

#00:27:12#

Махапрабху разговаривал с Раманандой Раем на берегу Годавари. Когда мы были там, то видели это место, где состоялась их беседа. Махапрабху и Рамананда Рай были очень близкими друзьями. Махапрабху задавал Рамананде Раю вопросы, Рамананда Рай отвечал. Рамананда Рай говорил Ему: «Ты — источник моего вдохновения, благодаря которому я способен понять все. Ты задаешь вопросы, и неудивительно, что я даю ответы». 

#00:28:10#

Они обсуждали Кришна-таттву и Радха-таттву. Оба эти явления были объяснены, оба объяснения были даны Раманандой Раем. Махапрабху был очень счастлив. Наконец, была явлена игра Божественной Четы — Радхи и Кришны, вплоть до вечных чувств тайных возлюбленных, тайных любовников. Было явлено то, что не написано в писаниях. 

#00:28:56#

Махапрабху спросил: «Есть ли что-то большее? Можешь ли ты сказать нечто большее?» Рамананда Рай ответил: «Нет, в писаниях нет ничего большего, но я написал кое-что. Если Ты не возражаешь, я могу процитировать». Махапрабху согласился: «Да. Да, ты должен рассказать Мне». Тогда Рамананда Рай стал декламировать собственное сочинение: 

#00:29:31#

пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела
анудина ба
̄д̣хала, авадхи на̄ гела
на
̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ
дун
̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’
э сакхи, се-саба према-ка̄хинӣ
ка̄ну-т̣ха̄ме кахаби вичхурала джа̄ни’
на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н
дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а
аб сохи вира̄га, тун̇ху бхели дӯтӣ
су-пурукха-премаки аичхана рӣти

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194)11 

#00:30:04#

Так Рамананда Рай явил божественные игры Радхи и Кришны в настроении высочайшей божественной любви тайных возлюбленных. И Махапрабху закрыл ему уста рукой! Он сказал: «Не нужно! Остановись, умолкни! А теперь объясни Мне, как ты обрел это? Как ты узнал о подобном служении Радхе и Кришне?» 

#00:30:58#

[шлока] 

#00:31:17#

Во многих, столь многих шлоках прославляется Радхарани. 

#00:31:24#

Кришнадас Кавирадж Госвами написал: 

кункумакта-канчанабджа-гарвахари-гаурабха
питананчитабджа-гандха-кирти нинди-саурабха
балавеша-шуну-сарва-ванчхитартха-садхика
махйам атма-пада-падма-дасйа-дасту радхика

(«Говинда-лиламрита», «Шри Радхикаштакам», стих 1) 

#00:31:45#

Это аштака.

Рупа Госвами Прабху также написал множество произведений, посвященных играм Радхи и Кришны. Вы знаете одну очень известную песню: 

#00:32:00#

ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите
гокула-тарун̣
ӣ-ман̣д̣ала-махите

да̄модара-рати-вардхана-веш́е
хари-ниш̣кут̣а-вр̣нда
̄-випинеш́е

вр̣ш̣абха̄нӯдадхи-нава-ш́аш́и-лекхе
лалита
̄-сакхи гун̣а-рамита-виш́а̄кхе

корун̣а̄м̇ куру мойи корун̣а̄-бхорите
санака-сана
̄тана-варн̣ита-чарите

(«Шри Радхика-става» Шрилы Рупы Госвами)12

#00:32:43#

Это возвышенная песня Рупы Госвами Прабху. Она короткая, но вся полнота идеала заключена в ней. То, что он обрел в своем сердце, изошло в виде этого произведения, в виде этой песни. Ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите гокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махитеГокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махите — все были очень счастливы, когда Радхарани явилась. Все выражено в этой песне. 

#00:33:36#

Прабходананда Сарасвати Тхакур написал «Радха-раса-судха-нидхи». Это его произведение, в котором описаны божественный облик Махапрабху, санкиртана и все другие явления. 

#00:34:11#

йасха̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха
дханйа
̄дидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йог
ӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано’пи
тасйа
̄ намо’сту вр̣ш̣абха̄ну диш́е’пи

(«Радха-раса-судха-нидхи»
Шрилы Прабходананды Сарасвати Тхакура)
 

#00:34:34#

Мы совершаем пранам лотосоподобным стопам Радхи и Кришны, но Прабходананда Сарасвати Тхакур говорит: «Ты должен предаться, поклониться тому месту, где родилась Радхарани, где живет Радхарани, играм, которые совершает Радхарани. Ты должен поклониться в том направлении, в направлении той стороны света, где происходят Ее игры и произошло Ее рождение. И однажды, в один прекрасный день, ты сумеешь вступить в игры Радхи и Кришны по милости Рупы Манджари». И так далее, и так далее. Описаны столь многие реалии и явления. 

#00:35:52#

Махапрабху хотел утвердить положение Рупы Госвами Прабху. Поэтому Прабходананда Сарасвати и другие квалифицированные личности просили Кришнадаса Кавираджа Госвами не упоминать в своем произведении их имен, поскольку Махапрабху хотел утвердить Рупу Госвами. Я что-то слышал в этом роде от Гуру Махараджа.

#00:36:46#

Так или иначе, сегодня день явления Радхарани. Шакти, Шактиман, таттва

#00:37:00#

ваданти тат таттва-видас
таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам
брахмети парама̄тмети
бхагава̄н ити ш́абдйате

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.11)13

#00:37:16#

Мы — поклонники и удовлетворяющие Господа Кришну под руководством Его божественной хладини-шакти. Это нисходит через Рупу Манджари, Лалиту, Вишакху, Читру, Чампакалатику, Тунгавидью, Индулекху, Судхавирангу Деви, всех сакхи — все сакхи удовлетворяют Радхарани. Это главное явление, и мы обрели крупицы милости, пришедшей к нам через Рупу Госвами Прабху и гуру-парампару

#00:38:23#

Шрила Гуру Махарадж по милости упомянул эти реалии в своих произведениях, когда написал о Рупе Госвами Прабху. Это произведение опубликовано в «Прапанна-дживанамритам». Прекрасная публикация. 

#00:39:08#

лӣла̄-сам̇гопа-ка̄ле нирупадхи-карун̣а̄-
ка̄рин̣а̄ сва̄мина̄хам̇…

Это первая строка этой шлоки.

йат па̄да̄бдже ’рпито йат пада-бхаджанамайам̇
га̄йайитва̄ ту гӣтам
йогйа̄йогйатва-бха̄вам̇ мама кхалу сакалам̇
душ̣т̣а-буддхер агр̣хн̣ан
са ш́рӣ-рӯпах̣ када̄ ма̄м̇ ниджа-пада-раджаса̄
бхӯш̣итам̇ сам̇видхатте

(«Шримад Рупа-пада-раджах Прартхана Дашакам», стих 10)14

#00:39:45#

Того, что Гуру Махарадж дал, достаточно для нас. Он явил «Бхактивинода-вираха-дашакам», где объяснил, выразил все о личности Бхактивинода Тхакура«Дайита Дас Дашакам», а также «Прабхупада-падма Ставаках» — прославление Прабхупады Сарасвати Тхакура.

#00:40:21#

В начале «суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇» — эта песня15, затем «бхайабхан̃джана джайаш́ам̇сана…»16. Последняя поется в день явления Прабхупады Сарасвати Тхакура. Гуру Махарадж явил нам и Бхактивинода Тхакура, и Рупу Госвами, и Нитьянанду Прабху… В «Према-дхама-дева-стотре» он явил Бхагавана Шри Чайтаньядева. Гуру Махарадж дал нам все, и вы обрели то, что он дал. Вы получили идею.

#00:41:06#

В этих произведениях заключен трансцендентный идеал. Если мы будем читать эти шлоки, то будем в полной мере удовлетворены. Это главное. Нет необходимости отправляться куда-либо еще искать. Только в одной-единственной книге явлено все и особенно в «Према-дхама-дева-стотрам» явлена Махапрабху-таттва — истина о Махапрабху. Благодаря этому мы сумеем понять все, кто есть Кришна, кто такая Радхарани, какова природа спутников и спутниц Кришны и Радхарани.

#00:42:11#

По всему миру сегодня люди празднуют это событие и прославляют Радха-Кришну. Сварупа Дамодар Госвами сказал:

#00:42:29#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5)17

#00:43:04#

Бхагаван Шри Чайтанья Махапрабху явился: ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ и кр̣ш̣н̣а-сварӯпам. Мы — последователи и поклонники этой Божественной Четы под руководством Шри Чайтаньи Махапрабху. Он дал нам все. Мы получили все. И не нужно задавать вопросы в связи с этим.

#00:43:44#

Мы не читали весь «Шримад-Бхагаватам». Я не читал весь «Бхагаватам». Но я знаю, что заключено в «Шримад-Бхагаватам» и какова суть «Шримад-Бхагаватам», и я знаю это по милости Шрилы Гуру Махараджа.

Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал: «Если мы рассматриваем нашего Гурудева на более высоком уровне, то видим в нем божественный облик Радхарани».

#00:44:34#

Джай Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:44:55#

ра̄дха-бхаджане джоди моти на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣а гела̄

(«Радхаштака», песня 8,
бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура)
18

#00:45:04#

Бхактивинод Тхакур очень ясно представил этот идеал нам.

 

Джай Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Радхаштами-тиртхи ки джай!

Маха-махотсав ки джай!

Всем преданным ки джай!

Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Шри Шри Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Харинам-санкиртан ки джай!

Гаура премананде! Хари Харибол!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Гуру Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 

In English:

 


1 «Арджуна, познавшему божественную природу Моего рождения и деяний никогда не суждено родиться вновь. Оставив свое бренное тело, он достигает Меня».

2 «Как человек облачается в новые одежды, отбросив старые и изношенные, так и душа воплощается в новом теле, оставив старое и утратившее силы».

3 Рождение, смерть, старость, болезни.

4 «Всевышний — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он — непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой».

5 «Матхура выше Вайкунтхи, ибо там родился Господь Шри Кришна».

6 «О Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой — перед Тем, кто является в этих десяти воплощениях! В облике Матсьи Ты спасаешь Веды, как Курма Ты несешь на спине гору Мандака! Как Вараха Ты возносишь на клыках Землю, в облике Нарасимхи Ты разрываешь грудь демону Хираньякашипу! В облике Ваманы Ты вводишь в заблуждение царя демонов Бали, испросив у него три шага земли, а затем, растянув Свои шаги, Ты забираешь у него всю Вселенную! Как Парашурама Ты убиваешь всех нечестивых кшатриев, как Рамачандра Ты побеждаешь царя-ракшаса Равану! В облике Баларамы Ты носишь плуг, которым усмиряешь грешников и подтягиваешь к Себе Ямуну! Как Господь Будда Ты проявляешь сострадание ко всем живым существам, страдающим в этом мире, а в конце Кали-юги Ты являешься как Калки и побеждаешь млеччх (деградировавших представителей низкого класса)!»

7 «Изначально энергия Кришны духовна, и энергия, известная как живое существо, также духовна. Однако существует иная энергия, называемая иллюзией, которая проявляется в деятельности ради плодов. Такова третья сила Господа» (стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 20.112).

8 «Шри Чайтанья Махапрабху, известный как Гауранга, — океан всего совершенного знания преданного служения. Он уполномочен Шри Раманандой Раем, который подобен облаку преданного служения. Это облако было напоено влагой всей окончательной сути преданного служения и было направлено океаном пролить эту влагу над морем Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, океан Чайтаньи Махапрабху стал наполнен драгоценными камнями знания чистого преданного служения».

9 «Высший объект поклонения — Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама — Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне — тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. “Шримад-Бхагаватам” — высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) — это высшая цель жизни».

10 «О Деви! Это я в облике брахмана приношу в эту эпоху Кали лжеучение майявады».

11 «Увы, прежде чем Мы встретились там, у Нас была лишь легкая привязанность, вызванная обменом взглядами. Но постепенно эта привязанность усилилась, и нет ей предела. Теперь это влечение стало естественным итогом взаимоотношений между Нами. Это произошло не благодаря Кришне, Наслаждающемуся, и не благодаря Мне, Той, что доставляет наслаждение. Это не такЭта привязанность стала возможной благодаря Нашей встречеЭто взаимное влечение известно как манобхава. Ум Кришны и Мой ум слились воедино.Теперь, во время разлуки, очень сложно объяснить эти любовные отношения. Мой дорогой друг, хотя Кришна мог позабыть все это, ты можешь понять и донести это послание до Него. Во время Нашей первой встречи не было ни посредника между Нами, ни кого-либо, кто бы видел Его. В действительности, пять стрел Купидона связали Нас. Теперь, во время Нашей разлуки, это влечение усилилось до упоительного состояния. Мой дорогой друг, прошу, выступи как посланник от Моего имени, ибо, когда некто влюблен в прекрасную личность, это очень важно».

12 «Радха! Возлюбленная Мадхавы! Перед Тобой благоговеют все юные девы Гокулы! Вся слава Тебе! Вся слава Тебе! Ты украшаешь Себя для Господа Дамодара, и Его любовь к Тебе возрастает! О Царица Вриндавана, роща наслаждений Господа Хари! О новая луна, взошедшая из океана милости царя Вришабхану! Своими дружелюбием, добротой и верностью Кришне Ты пробуждаешь преданность Вишакхи! О Ты, исполненная сострадания! Ты, чьи божественные качества воспеты великими мудрецами Санакой и Санатаной! О Радха, молю, будь милостива ко мне!»

13 «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».

14 «Перед завершением своей проявленной лилы, мой беспричинно милостивый божественный учитель Шрила Сарасвати Тхакур подвел меня к святым стопам этой божественной личности, повелев пропеть восхитительную молитву его лотосоподобным стопам («Шри Рупа-манджари-пада»). Когда же, невзирая на мое ничтожество, не считаясь с тем, достоин я или не достоин, Шримад Рупа Прабху благословит меня пылью со своих святых лотосоподобных стоп?»

15 Шри Шри Прабхупада-падма Ставаках.

16 Шри Дайита Дас Пранати Панчакам.

17 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела».

18 «Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда Радха-бхаджана, бесполезен!»


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования