«День явления Шри Лалиты Деви». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Первый приезд в Россию, Москва

Содержание лекции:

Сегодня день явления Лалиты Деви, а завтра день явления Шримати Радхарани. Шрила Рупа Госвами написал поэму, прославляющую Лалиту Деви.

#00:00:46#

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми

(Шри Рупа Госвами, «Шри Лалита-аштака», стих 1)

«Я выражаю почтение Шри Лалите Деви, которая исполнена бесчисленных прекрасных, сладчайших достоинств (сулалита̄). Она обладает врожденным мастерством во всех видах искусств (лалита̄), и потому ее служение проявляется спонтанно. Она вытирает сверкающие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Радхи и Шри Мадхавы во время Их встреч. Шри Лалита Деви постоянно погружена в самую возвышенную и сладчайшую саухр̣да-расу полную сосредоточенность на исполнении сокровенных желаний ее близкой подруги Радхики. Поэтому она всегда тверда и бесстрашна (прагалбдха̄)».

Это очень красивая шлока, описывающая служение Лалиты Деви Радхе и Кришне.

#00:02:12#

Во главе служения, которое совершают все сакхи и манджари, стоит Лалита Деви. Шрила Рупа Госвами, будучи Шри Рупой Манджари в духовном мире, совершенным и исключительным образом оказывает служение Радхе и Говинде. Когда Радха и Говинда находятся вместе в уединении, то сакхи не имеют доступа в ту комнату, где они пребывают. Но если необходимо совершить какое-либо важное служение Радхе и Говинде, то его совершают по указанию Лалиты Деви. Это служение оказывают Шри Рупа Манджари и ее спутницы. И Кришна, и Радхарани почитают Лалиту Деви как главную служанку. Это краткое объяснение приводит Шрила Рупа Госвами.

#00:05:26#

Ради удовлетворения Радхи и Говинды Лалита Деви готова с необычайной энергией служить Им и делать все что угодно.Ее стремление служить не знает границ. Когда Радха и Говинда предаются Своим сокровенным любовным играм, Лалита Деви готова принять тысячи форм для того, чтобы убрать мельчайшую каплю пота на Их теле.

#00:07:04#

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м...

(Шри Рупа Госвами, «Шри Лалита-аштака», стих 1)

Если речь идет даже о капле, Лалита Деви готова принять тысячи форм, чтобы убрать каплю пота. Таково ее страстное стремление служить, и это служение она выполняет. По этой причине она госпожа всех сакхи и манджари. Все группы сакхи и манджари считают Лалиту Деви своей наставницей в служении Радхе и Говинде.

#00:09:04#

Даже если сам Кришна не знает, голоден Он или нет, то это ведомо Лалите Деви. Все лилы Господа в тот или иной день устраивает Йога-майя по решению Лалиты Деви. Даже Шримати Радхарани и Кришна желают узнать от Лалиты Деви о том, какого рода наслаждение Они испытали.

В этом бренном мире подобное не встречается, поэтому очень трудно понять эти темы. В писаниях также мало говорится об этом. Тем не менее, в «Шримад Бхагаватам» и «Гарга-самхите» божественные игры Радхи и Кришны объяснены более широко и подробно. Есть также книга под названием «Хари-вамша», но в нашей гуру-варге, линии преемственности, подобные возвышенные темы не объясняются слишком подробно.

Самые прекрасные качества можно обнаружить в Лалите Деви и в ее служении. Незаметным образом она устраивает все в божественных играх Радхи и Кришны, поэтому зачастую она принимает роль наставницы самой Шримати Радхарани.

#00:13:27#

Уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м. Шрила Рупа Госвами говорит в своей шлоке, что, когда она ругает Шримати Радхарани, это продиктовано лишь ее необычайно великой любовью к Шримати Радхарани. Если необходимо, она ругает даже Кришну, ибо в божественных играх Радхи и Кришны существует бесконечное множество различных ситуаций, которые иногда устраивает Лалита Деви.

#00:14:54#

Не подвергается сомнению то положение госпожи и наставницы, которое занимает Лалита Деви в лагере сакхи. Это положение уникально и ни с чем несравнимо. И сегодня мы празднуем день ее явления.

У Кришны и Радхарани есть восемь главных подруг. Из этих восьми первая Лалита Деви. Мы слышали, как Гуру Махарадж перечислял имена остальных подружек.

#00:16:37#

Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индурекха, Судеви, Рангадеви.

Когда мы воспеваем Святое Имя на четках, то сначала идут первые восемь главных бусин джапа-малы, после которых идет узел. Эти восемь бусин символизируют собой восемь главных сакхи. Первая, самая большая бусина из них — это Лалита Деви.

Иногда Радхарани испытывает какие-то колебания, но Лалита Деви, не задумываясь, совершает любое служение. Спутницы Радхарани и Ее служанки составляют одну группу. Это стан Радхарани. Но существует также и оппозиционный лагерь Чандравали. Таковы божественные игры Кришны.

#00:18:48#

Существует множество противоположных друг другу групп спутниц Кришны, которые применяют все свое умение, чтобы заманить Его в свою кунджу, но Лалита Деви умнее и находчивее всех остальных. Она использует все возможности, чтобы заманить Кришну в кунджу Шримати Радхарани. В играх Кришны это проявляется благодаря энергии Шримати Радхарани.

#00:20:14#

Я рассказал вам совсем немного о Лалите Деви, поскольку Шрила Рупа Госвами поведал нам не так много о ней. Понимание этого проявится в сердце чистого преданного. Шрила Рупа Госвами написал множество книг, таких как «Лалита-Мадхава», «Уджджвала-ниламани» и другие. Эти труды проявление игр Радхи и Кришны, и он описал эти игры в своих книгах.

В любом государстве существует определенная иерархия. Есть рядовые, лейтенанты, полковники и, наконец, генералы. В духовном мире также есть иерархия. Различные группы служанок занимают определенное положение.

#00:22:57#

Однажды, когда мы собирались создать ашрам во Вриндаване, я спросил у Шрилы Гуру Махараджа: «Где этот бхаджан-ашрам должен находиться — у Радха-кунды или в каком-то другом месте Вриндавана?» Шрила Гуру Махарадж сказал: «Вы можете установить этот ашрам на Говардхане. Рано утром под руководством Лалиты Деви вы будете собирать цветы и молоко, а затем пойдете на Радха-кунду и будете оказывать служение Радхе и Кришне. На Кусум-сароваре вы будете собирать цветы. Но мы не останемся на Радха-кунде. Когда Радха и Кришна уснут, мы вернемся обратно в свой ашрам на Говардхане, а рано утром мы снова приступим к выполнению своего служения».

#00:25:10#

Мы следуем воле главы нашей сампрадаи, Шрилы Рупы Госвами, который есть не кто иной, как Шри Рупа Манджари. Рядом с Радха-кундой и Шьяма-кундой до наших дней еще существует Лалита-кунда.

Вриндаван есть место раса-лилы Кришны. Лалита Деви организует здесь все, вовлекая гопи в божественную игру Кришны. По милости Шрилы Гуру Махараджа мы установили наш ашрам на Говардхане. Мы счастливы, что по их милости мы приобрели участок земли возле самадхи Шрилы Рупы Госвами.

#00:28:01#

Однако я не хотел приобретать эту землю в полное владение, поскольку большинство моих друзей были с Запада и не знали, как вести себя в подобном месте. Все выдающиеся личности тех мест хотели приобрести эту землю, но только не я. Но, тем не менее, по милости Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Дживы Госвами мы приобрели эту землю.

Очень многие миссии, в том числе и ИСККОН, хотели купить этот участок земли, но никому это оказалось не под силу. Только нам Шрила Рупа Госвами доверил эту землю.

Это место, где находятся самадхи Шрилы Рупы Госвами, самадхи Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, а также Шрилы Дживы Госвами. Самадхи многих великих маха-пуруша-вайшнавов находятся там. Там же находится место, откуда началась миссия Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады.

#00:31:33#

Многие были готовы заплатить цену в два раза больше той, что дал Шрила Гуру Махарадж. Ему было сказано, что если в течение пятнадцати дней эта земля не будет куплена, то она будет продана другим. В течение пятнадцати дней было возможно приобрести этот участок земли. По истечении этого срока заинтересованные в покупке земли лица могли вновь начать торг за право ее приобретения. Это было то время, когда праздновалась годовщина явления Шрилы Шридхара Махараджа. Я был настолько занят, что не мог лично отправиться во Вриндаван и купить эту землю. К тому же у меня в то время не было денег.

#00:34:30#

Но нашелся один браджабаси, житель Вриндавана, который сказал, что даст деньги для приобретения земли с условием, что мы вернем их ему позже. Тогда я поклонился Шриле Рупе Госвами и отправил одного из своих братьев в Боге приобрести эту землю. Вскоре мы выкупили этот участок. 

Через несколько месяцев было возведено здание если вы приедете во Вриндаван, то увидите наше место, в котором будет возвышаться трехэтажное здание. В нем двадцать комнат для преданных со всеми удобствами. И все это пришло по милости Рупы Госвами Прабху, Дживы Госвами и благодаря благословениям Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:36:21#

Когда я приобретал эту землю, мое сердце плакало. Я недоумевал, почему Кришна дает эту землю мне? Я думал: «Почему она дается мне? У меня нет никаких качеств. Я очень незначительная душа, но мой Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, не таков. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада передал ему ответственность за сампрадаю и всю духовную силу в момент ухода из этого мира».

Когда он был на смертном ложе, то попросил его спеть песню «Шри-Рупа-Манджари-пада». Гуру Махарадж начал петь, хотя не был профессиональным певцом. Когда попросили спеть другого, более искусного певца, Шрила Сарасвати Тхакур сказал, что хочет услышать не просто красивую мелодию, а передать свою силу Шриле Шридхару Махараджу.

Тогда я понял, насколько милостивы были Шрила Рупа и Шрила Джива Госвами, дав мне, неквалифицированному человеку, возможность приобрести эту землю. Кто я такой, но мой Гуру велик! И это его заслуга — в приобретении этой земли.

#00:40:14#

Они поделились с нами этой удачей. Сознавайте свою духовную удачу. Все вы инициированы в линии Шрилы Рупы Госвами, который есть Шри Рупа Манджари. Госпожа и наставница Шри Рупы Манджари Лалита Деви, которая в то же время занимает положение наставницы самой Шримати Радхарани.

#00:41:04#

ра̄дха̄-мукунда пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чханопакаран̣ӣ-к̣рта деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣  сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми

Гун̣аих̣  сулалита̄м̇. Значение этой шлоки таково, что все самые прекрасные и возвышенные качества присутствуют в Лалите Деви.

Завтра день явления Шримати Радхарани, Радхаштами. Будет очень хорошо, если завтра мы проведем фестиваль по этому поводу.

В Индии и за ее пределами — в Калькутте, Навадвипе, Вриндаване, Пури, во всех отделениях Шри Чайтанья Сарасват Матха — в этот период мы празднуем дни явления Лалиты Деви, Шримати Радхарани, Бхактивинода Тхакура, Вишварупы Прабху. Все праздничные дни, которые перечислил Гуру Махарадж.

#00:43:37#

[шлока]

Весь месяц проходит фестиваль, и все эти праздники день за днем празднуются в наших матхах.

Ачьютананда Прабху сказал, что точно так же, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в момент своего ухода передал всю свою духовную силу и ответственность за Рупануга-сампрадаю Шриле Шридхару Махараджу, попросив его спеть священный гимн гаудия-вайшнавов «Шри-Рупа-Манджари-пада», так и тот факт, что Шрила Рупа Госвами дал эту землю Шриле Говинде Махараджу, прямое свидетельство того, что Говинда Махарадж назначен главой Рупануга-сампрадаи и возглавляет ее сейчас.

#00:46:10#

Мы очень счастливы, поскольку имеем связь со Шрилой Гуру Махараджем. По отношению к Гуру Махараджу как к главе Рупануга-сампрадаи никогда не возникало никаких вопросов. Все главные ученики Сарасвати Тхакура после его ухода приняли санньясу у Шрилы Шридхара Махараджа. Такие выдающиеся личности как Кешава Махарадж, Парамахамса Махарадж, Ачарья Махарадж, Бхагават Махарадж были ведущими учениками Шрилы Сарасвати Тхакура, но после ухода своего духовного учителя приняли посвящение в санньясу у Шрилы Шридхара Махараджа. Это свидетельство необычайного уважения к Шриле Шридхару Махараджу.

Сегодня движение сознания Кришны в линии Гуру Махараджа пришло в Россию, и все мы сейчас составляем семью Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:48:55#

Есть также другие трансцендентные истории, которые указывают на особое положение Шрилы Шридхара Махараджа. Мы знаем, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада принял санньясу от Бхакти Прагьяна Кешавы Махараджа. В свою очередь Кешава Махарадж принял санньясу от Шрилы Шридхара Махараджа.

То же самое справедливо и по отношению к Шриле Говинде Махараджу. Поскольку после ухода Шрилы Шридхара Махараджа все главные его ученики приняли прибежище у стоп Шрилы Говинды Махараджа, то и санньясу они приняли также у него. Даже ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура пришли, чтобы принять санньясу у Шрилы Говинды Махараджа.

#00:50:52#

По милости Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады западный мир получил сознание Кришны. И эта линия также связана с линией Шрилы Рупы Госвами. Линия Свами Прабхупады, линия Шрилы Рупы Госвами и линия Шрилы Шридхара Махараджа — это одна и та же линия. Для нас они неотличны. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада наш шикша-гуру, который неотличен от нашего дикша-гуру. Он также объект нашего поклонения. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что шикша-гуру и дикша-гуру неотличны. Поэтому для нас Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада такой же Гуру, как Шрила Шридхар Махарадж. Иногда возникают какие-то групповые или партийные амбиции, но я не принадлежу ни к какой партии. Во мне нет сектантского духа. Я всего лишь слуга Шрилы Шридхара Махараджа.

Принцип нашей религии — оказывать почтение всем и каждому. Среди этого оказывать почтение Гуру является естественным. Если кто-то не уважает другого, то это нездоровое чувство.

#00:53:55#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Махапрабху говорил: тр̣н̣а̄д апи сунӣчена — необходимо быть смеренным. Тарор апи сахиш̣н̣уна̄ — необходимо быть терпеливым к другим живым существам. Ама̄нина̄ ма̄надена — необходимо оказывать почтение другим, и только тогда возможно кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — непрестанное воспевание Святого Имени Кришны.

Здесь собрались очень удачливые преданные. Я также чувствую себя удачливым оттого, что нахожусь в вашем обществе.

#00:55:14#

На самом деле все вы — собственность Шрилы Рупы Госвами. Через вашего Гурудева вы обязательно обретете служение Радхе и Говинде. Однако старайтесь быть совершенными в своей жизни и в практике сознания Кришны. Относитесь серьезно к своей практике, к своей духовной жизни и не думайте о престиже или о чем-либо еще.

Все самые хорошие мысли и чувства мы должны предлагать своему Гуру и Шриле Рупе Госвами. Ваша цель в духовной жизни — это непрестанное служение Радхе и Говинде. Не следует бояться никого и ничего. Единственно, чего следует опасаться, это возможности оскорбить вайшнава. Избегайте вайшнава-апарадх! Воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 

← «Лалита-саптами». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 6 сентября 2008 года. Рига, Латвия ·• Архив новостей •· «Сладкий сахар». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 20 сентября 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования