«Явление Шри Лалиты Деви». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 38.1 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Лалиты Деви

(18 сентября 2007 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

[киртан]

#00:03:03#

Сегодня очень особенный день. Сегодня день явления Шримати Лалиты Деви. Прямую связь со Шримати Радхарани имеют лишь очень малое число гопи. Без милости Шри Лалиты Деви никто не может обрести связь со Шримати Радхарани. Это невозможно. Во Враджа Дхаме мы можем обнаружить пять видов отношений с Радхой-Кришной. Сила и Исполненный силой — таково положение Кришны и Радхарани.

#00:05:09#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах сач-чид-а̄нанда-виграхах
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]

Вы знаете, что Кришна — это Причина всех причин. Это очень известная шлока. Эту шлоку очень просто можно перевести на английский и русский языки: «Кришна — это Верховная Личность Бога». Хотя Кришна является всем и вся, но действовать без энергии, без силы невозможно, и этой энергией, силой является Шримати Радхарани, Она является хладини-шакти.

#00:06:39#

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’[2]

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и[3]

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадаса Кавираджа Госвами есть такое положение о том, что все качества, все квалификации, вся любовь и нежность Шри Кришны представлены в Шримати Радхарани для служения Шри Кришне.

#00:08:30#

Вы знаете пять основных рас: это шанта-раса (раса пассивного служения), сакхья-раса (дружеская раса), ватсалья-раса (родительская раса), и все эти расы сливаются, находят свою кульминацию в мадхурья-расе, потому что там они все представлены вместе и в наибольшей полноте.

#00:09:29#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д...[4]

Вся эта сила мадхурья-расы представлена в Шримати Радхарани, она есть у Нее, а Кришна исполнен этой силы. Мы можем сказать, что Кришна и Радхарани неотличны, но в то же время Они различны для того, чтобы можно было совершать божественные игры.

#00:11:30#

Я деревенский мальчишка. Когда я рос, я играл со своими друзьями в кришна-лилу, «Махабхарату». Все эти истории о кришна-лиле, гаура-лиле мы слышали с самого детства, это то, с чем мы росли, и что мы слушали изо дня в день. И когда я пришел к Шриле Шридхару Махараджу, он сказал мне: «А теперь ты должен забыть все, что ты знал и слышал до этого». Это означало, что апракрита-кришна-лила является за пределами вашего материального, мирского, обыденного представления, вы даже не можете ни представить, ни помыслить ничего из нее.

#00:12:40#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна[5]

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Тот, кто понимает, что Мое рождение и Мои деяния пребывают за пределами материального мира, за пределами материального сознания, то есть являются апракрита, никогда уже больше не родится в материальном мире, никогда не примет материальное сознание. То, что вы видите, те картинки, которые видите в Моей жизни, — не то, как все есть на самом деле, это нереально. Но если вы сможете увидеть, как это есть на самом деле, увидеть эту реальность, то это знание уже никогда не оставит вас, и вы никогда не опуститесь ниже».

#00:15:34#

Противоположность реальности, должного отношения — сахаджия. Шрила Шридхар Махарадж предупреждал не опускаться до сахаджии, не заниматься сахаджией. Он говорил, что до стадии освобождения от материального сознания нельзя медитировать, думать об играх Кришны. Это невозможно до освобождения и без покровительства эксперта — квалифицированного духовного учителя. В «Шримад-Бхагаватам» есть одна оговорка: вы можете иметь дело с кришна-лилой (с играми Кришны) только под руководством экспертного духовного учителя. Игры Кришны называются лила-виласа, они запредельно высоки и недостижимы для нас, но, несмотря на это, «Шримад-Бхагаватам» все-таки приоткрывает нам их и желает дать нам немножечко знания об этом.

#00:18:57#

В «Шримад-Бхагаватам» описывается брахма-ратри (ночь Господа Брахмы). Танец раса, раса-лила Господа Кришны по времени заняла как раз эту ночь Брахмы, неописуемо продолжительную. Мы не можем себе представить этого никогда, если на нас не прольется милость духовного учителя. Если на то будет указание и милость духовного учителя (духовного учителя, находящегося на уровне апракрита), то мы сможем даже говорить об этом, рассказывать кому-то об этом. Но только при условии его милости.

#00:21:58#

Эти игры проходят на Голоке Вриндавана под руководством Шримати Радхарани. Шримати Радхарани имеет огромное количество гопи, подружек-служанок, которые помогают Ей в этих играх. Восемь главных гопи, которые помогают Шримати Радхарани, возглавляются Шри Лалитой Деви, и она является главной помощницей, служанкой Шримати Радхарани в играх со Шри Кришной. Она настолько сильна и могущественна, что иногда она может отчитывать Кришну или учить Шримати Радхарани, для того чтобы Их игры достигли наибольшего вкуса, наибольшей сладости, и за это она пользуется непревзойденным уважением и славой.

#00:24:39#

Переполненность любовью и нежностью к Шри Кришне рождает привязанность, которая описана Шри Рупой Госвами в его прославлении Шримати Лалиты Деви в восьми стихах о ней. Сейчас я прочту это прославление Шри Лалиты Деви, написанное Рупой Госвами. Одну шлоку все знают очень хорошо.

#00:25:21#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[6]

Это первая шлока. Когда Шрила Шридхар Махарадж цитировал ее, мы все понимали, что сейчас он скажет нам что-то необычайно возвышенное, находящееся на уровне апракрита. Эта шлока говорит о том, что если капелька пота появится на лице Кришны, любовь и нежность Шри Лалиты Деви к Кришне рождает в ней такое желание удалить эту капельку, помочь Ему, что она готова размножиться в сто тысяч тел ради того, чтобы как можно лучше служить Кришне.

#00:28:08#

Иногда эта любовь и нежность Шри Лалиты Деви переходит все границы, переполняет ее, и тогда она может начать отчитывать Шримати Радхарани как простую девчонку, как близкую подругу, что в принципе может быть одно и то же. Уттун̇га-саухр̣да — такую нежность и любовь она испытывает к Шримати Радхарани. Иногда она учит Шримати Радхарани: «Сделай то, сделай это», и сама она обладает точно такой же природой, такими же качествами, как Шримати Радхарани. Это бхама-бхава. На санскрите или бенгали это означает, что в душе появляется абсолютная, полная любовь и нежность к Шри Кришне, но внешне эта личность ведет себя так, как будто этого нет. Эта любовь, эта бхама-бхава выливается в желание служить, принести удовольствие объекту любви. Это описывается в этих восьми шлоках Шрилы Рупы Госвами.

#00:31:29#

Для удовлетворения Шримати Радхарани, для удовлетворения Шри Лалиты Деви и их ближайших спутниц и помощниц я сейчас прочитаю это прославление, но не буду его переводить и объяснять, поскольку это за пределами моих возможностей. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, никогда не объяснял и не рассуждал об этих шлоках в присутствии простой публики, такой, как мы.

Джай Шри Лалита Деви ки джай!

#00:32:28#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми

«Все качества и способности присутствуют в Шри Лалите Деви, и этой Лалите Деви, которая столь прекрасна и красива, я поклоняюсь».

#00:33:26#

рака-судха-кирана-мандала-канти-данди-
вактра-шрийам чакита-чару-чамуру-нетрам
радха-прасадхана-видхана-кала-прасиддхам
девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Она следит и заботится о том, как одеться Шримати Радхарани. Остальные служат и делают это только под ее руководством».

#00:34:22#

ласйолласад-бхуджага-шатру-пататра-читра-
паттамшукабхарана-канчуликанчитангим
горочана-ручи-вигархана-гауриманам
девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Цвет кожи Шри Лалиты Деви настолько же прекрасен, как и цвет кожи Шримати Радхарани. Она выглядит и одевается так же прекрасно, как и Она, чтобы удовлетворить Шримати Радхарани и Шри Кришну».

Все не описать, не перевести. Но что возможно, я говорю.

Она учит Шримати Радхарани: «Ты всегда должна делать вид, что Ты в бхама-бхаве, как будто бы Тебе все равно, Ты немножечко в оппозиции».

#00:36:41#

ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет...[7]

«Ты должна быть исполненной любви и нежности, но она никогда не должна получать прямое выражение. Твоя любовь должна двигаться зигзагообразно, как змея, в разные стороны», — так учит Шри Лалита Деви Шримати Радхарани.

#00:37:14#

дхурте враджендра-танайе тану суштху-вамйам
ма дакшина бхава каланкини лагхавайа
радхе гирам шрину хитам ити шикшайантим
девим гунаих сулалитам лалитам намами

радхам абхивраджа-патех критам атмаджена
кутам манаг апи вилокйа вилохитакшим
ваг-бхангибхис там ачирена виладжджайантим
девим гунаих сулалитам лалитам намами

ватсалйа-вринда-васатим пашупала-раджнйах
сакхйанушикшана-каласу гурум сакхинам
радха-балавараджа-дживита-нирвишешам
девим гунаих сулалитам лалитам намами

йам кам апи враджа-куле вришабхану-джайах
прекшйа сва-пакша-падавим ануруддхйаманам
садйас тад-ишта-гхатанена критартхайантим
девим гунаих сулалитам лалитам намами

радха-враджендра-сута-сангама-ранга-чарйам
варйам винишчитаватим акхилотсавебхйах
там гокула-прийа-сакхи-никурамба-мукхйам
девим гунаих сулалитам лалитам намами

#00:39:22#

«Она Гуру всех сакхи, она знает все о том, как нужно одеваться и как готовить блюда, и этому она учит сакхи».

нандан амуни лалита-гуна-лалитани
падйани йах патхати нирмала-дриштир аштау
притйа викаршати джанам ниджа-вринда-мадхйе
там киртида-пати-кулоджджвала-калпа-валли

Лалита Деви будет очень милостива к каждому, кто будет читать это прославление Шри Лалиты Деви, а Шримати Радхарани будет особо милостива к тому, кто будет служить Шри Лалите Деви.

#00:42:42#

Возможно, когда-нибудь по милости нашего Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа, мы обретем служение Шримати Радхарани и Шри Лалите Деви. У Шримати Радхарани и Шри Лалиты Деви очень много помощниц, сакхи, гопи, которые помогают им совершать служение. Все самое сокровенное служение идет к Рупе Манджари, от нее достигает Шри Лалиты Деви, и Лалита Деви предлагает их Божественной Чете. Но есть служение, которое может совершать только Рупа Манджари. Например, когда Божественная Чета спит, войти в Их покои может только Рупа Манджари и ее ближайшие помощницы, очень сокровенный клан.

#00:44:27#

Рупа Манджари видит квалификации и способности гопи и преданных, находящихся вокруг нее, и она выбирает достойных и представляет их Шри Лалите Деви, а Лалита Деви уже, если считает их достойными, допускает к какому-либо уникальному служению Божественной Чете. В мадхурья-расе существует сотни и тысячи слуг, которые помогают Лалите Деви в служении Радхе-Говинде, а Рупа Манджари поставляет самых квалифицированных сакхи для выполнения самого эксклюзивного служения Лалите Деви.

#00:46:04#

На Шьяма-кунде, Радха-кунде, Говардхане очень много особого служения совершается Радхе-Говинде. Во Вриндаване есть Шьяма-кунда, Радха-кунда, и вы могли их все видеть, если были там, но недалеко от них есть также Лалита-кунда, на которой Радха и Кришна совершали Свои игры ради прославления Шри Лалиты Деви. Шрила Шридхар Махарадж обладает особой связью, особой привязанностью к Рупе, и эту связь он обрел благодаря любви и нежности, которую вызывал у своего учителя Шрилы Сарасвати Тхакура. И когда Шрила Сарасвати Тхакур оставлял этот мир, он позвал Шрилу Шридхара Махараджа, чтобы тот исполнил для него бхаджан «Шри Рупа Манджари-пада».

#00:50:43#

Когда я был молодой, я присоединился к Матху Шрилы Шридхара Махараджа, и тогда это был еще очень маленький домик. Но постепенно он стал расти. Я спросил у Шрилы Гуру Махараджа: где мы можем построить наши ашрамы, в которых могли бы находиться преданные, которые собираются со всего мира?» Шрила Шридхар Махарадж сказал мне не строить много матхов, он сказал построить три. Пусть это будет здесь, в Навадвипе, также пусть будет в Пури, пусть будет в Калькутте, поскольку это важный пересадочный пункт на пути преданных в Навадвипу, и во Вриндаване. «Но если ты будешь строить во Вриндаване, — сказал Шрила Шридхар Махарадж, — то также должен быть матх и на Говардхане, у лотосных стоп Говардхана. Там преданные будут собираться, чтобы утром проснуться до рассвета и направиться к Шьяма-кунде и Радха-кунде. По пути туда они смогут остановиться на Кусум-сароваре и собрать там цветов, чтобы прийти до рассвета, до того, как проснутся Шри Кришна и Шримати Радхарани, на Радха-кунду и Шьяма-кунду и предложить их Им».

#00:55:24#

прамада-мадана-лӣла̄х̣ кандаре кандаре те
рачайати…[8]

Это невероятная удача для падших душ: по милости Шрилы Шридхара Махараджа у нас есть ашрам во Вриндаване на Говардхане, из которого преданные могут идти к Шьяма-кунде и Радха-кунде. Это невероятно, что Шрила Шридхар Махарадж в своем трансцендентном видении, со своего плана [сознания] мог представить нас такими же, как он, как будто мы являемся служанками Шри Лалиты Деви и можем идти на Шьяма-кунду и Радха-кунду через Кусум-саровар, чтобы предложить цветы Радхе-Говинде. По милости Шрилы Шридхара Махараджа у нас есть храм в этом прекрасном месте у стоп Говардхана, с которого преданные начинают свой утренний обход по святым местам Говардхана и Вриндавана, и они идут еще в очень много разных мест, в которых проводят замечательные фестивали и почитают прасадам.

#00:59:11#

Сегодня день явления Шри Лалиты Деви, за день до явления Шримати Радхарани. И мы подносим наши молитвы Шри Лалите Деви, чтобы она пролила милость на нашу группу, которая уже исполнена милости Рупы Манджари через славу Шридхара Махараджа. Если капля милости Шри Лалиты Деви, которая столь милостива к своим преданным, попадет на нас, то лишь малейший ее взгляд, малейшая ее милость способна даровать величайшее благо и величайшую возможность в служении.

[пение бхаджанов]

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Говинда-Кришна — Высший Владыка всех миров, Сама Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

[2] «Суть энергии хладини — это любовь к Богу, а суть любви к Богу — духовная эмоция [бхава], наивысшим выражением которой является махабхава» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68).

[3] «Шри Радха Тхакурани — олицетворение махабхавы. Она — кладезь всех добродетелей, самый драгоценный камень в венце возлюбленных Господа Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.69).

[4] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5; 4.55).

[5] «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна» (Бхагавад-гита, 4.9).

[6] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Рупа Госвами «Лалита-аштака», 1).

[7] Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет / ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати — «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет». Это цитата из «Уджджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Шрингара-бхеда-пракарана, 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).

[8] Прамада-мадана-лӣла̄х̣ кандаре кандаре те, рачайати нава-йӯнор двандвам асминн амандам / ити кила калана̄ртхам̇ лагнакас тад-двайор ме, ниджа-никат̣а-нива̄сам̇ дехи говардхана твам — «О Говардхан, пожалуйста, позволь мне жить у Твоего подножия, ведь тогда я смогу видеть, как юная Божественная Чета наслаждается любовными играми в Твоих пещерах» (Рагхунатх Дас Госвами, «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам», 2).

 

← «День Радхаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 сентября 1999 года. Вриндаван Дхам, Индия ·• Архив новостей •· Видео-ролики о праздновании Шри Кришна Джанмаштами в лахтинском храме →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования