«Самопредание и служение». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Лахта, Санкт-Петербург, 2001 год

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.9 МБ)

Содержание лекции:

#00:01:20#

Шрила Авадхут Махарадж: Сказано, что подлинная духовная жизнь начинается с с момента предания. Поскольку это вечный процесс, и душа находится в этом процессе вечно, встает вопрос, когда же душа начала жить полноценной духовной жизнью?

#00:01:46#

Шрила Говинда Махарадж: Это происходит тогда, когда вера человека достигает стадии, когда служение Кришне становится главной и неотъемлемой частью его жизни.

#00:04:40#

Когда живое существо воспринимает Кришну как Верховную Личность Бога и осознает, что ее подлинное предназначение состоит в служении и удовлетворении Кришны, оно оставляет материалистическую концепцию существования и решает, что с этого момента ее жизнь будет посвящена только Кришне. Так оно обретает первую стадию самопредания. Когда такое решение проявляется в сердце живого существа, оно начинает действовать по принципам, изложенным Шрилой Рупой Госвами:

#00:05:26#  

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйасйа варджанам
ракшишйатӣти виш́ва̄со гоптр̣тве варан̣ам татха̄
а̄тма-никшепа-ка̄рпан̣йе шад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.100)

«Принятие всего, что помогает преданному служению; отвержение всего, что мешает преданному служению; убежденность в том, что Кришна защитит; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение».   

Критерием того, что благоприятно, будут писания, садху, Гуру и вайшнавы. Когда живое существо будет принимать наставления в обществе Гуру, садху и вайшнавов, постепенно оно будет оставлять то, что неблагоприятно для служения Кришне.

#00:11:00#

Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж, очень много людей пришло, чтобы увидеть вас. У людей есть подлинные желания и намерения жить духовной жизнью, и они проявляются в их действиях. Никто до конца здесь не знает писаний, поэтому у искренних людей очень много вопросов. Главное это та искренность, с которой люди приходят.

#00:11:00#

Преданный: Недавно мы читали в книге Бхактивинода Тхакура «Навадвипа-дхама-махатмья», что Джива Госвами очень раскаивался в том, что не застал лилы Господа Чайтаньи. Хочется узнать, застал ли Джива Госвами лилы Господа Чайтаньи или нет?

#00:14:05#

Шрила Говинда Махарадж: Положение Дживы Госвами было таково, что он видел санкиртану Махапрабху своими собственными глазами, но не вступил в окружение Махапрабху в Пури. Он получал наставление от Нитьянанды, который раскрыл ему всю славу трансцендентного положения Навадвипы и дал наставления. Также Нитьянанда сказал: «Махапрабху освободил всю твою семью. Теперь я хочу, чтобы ты шел во Вриндаван, и там ты обретешь свое вечное служение. Джива Госвами отправился во Вриндаван и там прошли его деяния. Он не был в группе ближайших спутников Махапрабху.

Самое главное — это милость Кришны. Если Кришна проливает на кого-то Свою милость через вайшнавов, Писания или любым иным способом, то живое существо способно увидеть истину. Самый главный критерий — это обрести милость Господа и преданных.

#00:16:55#

Существуют множество взглядов различных вайшнавов на процесс духовного совершенствования, но концепцию, которой следуем мы, четко обозначил Шрила Шридхар Махарадж. Эта концепция описывается в одной шлоке следующим образом: «Соприкосновение с Прекрасной Реальностью через служение даст тебе правильное понимание. Только через подлинное служение человек может обрести милость, которая необходима для восприятия всего сущего».

#00:20:26#

Основная идея таких ачарьев, как Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, состояла в том, что только через служение придет истинное понимание и восприятие. Для кого-то это может быть недостаточно авторитетным заключением, а кто-то может сказать, что все должно идти по-другому. Но я хочу вам всем сказать, что я сам обрел некий результат через служение своему Гуру. По молодости я многого не хотел делать, но мой Гуру Махарадж буквально палкой заставил меня заниматься служением. И я хочу сказать вам, что благодаря симпатии и привязанности к нему, благодаря желанию удовлетворить его, я почувствовал, как все явилось в моем сердце.

Никто не читал Веды, Веданту и Упанишады в полном объеме, но это не имеет никакого значения, поскольку существует много тех, кто читал, но так ничего и не поняли. Эти реализации пришли через служение. Если я чем-то и обладаю, то это лишь то, что низошло в мое сердце по милости Шри Гуру. Таков процесс и его результат.

#00:22:30#

Вопрос: В одной из бесед один преданный нашего Матха сказал, что, если Гурудев сказал читать «Бхагаватам», то это будет служением Гурудеву, а  если не говорил читать, то это не будет служением. Как правильно понять этот принцип? Как научиться оказывать квалифицированное служение Гурудеву, если зачастую мы находимся вдали от Гурудева? 

#00:25:54#

Шрила Говинда Махарадж: Гуру не может ответить на вопрос каждого, но существуют Писания и такие книги как «Домашний уют», «Поиск Шри Кришны», в которых даны принципиальные ключевые установки Шрилы Шридхара Махараджа и Говинды Махараджа в виде комментариев. Это даст какое-то понимание того, что благоприятно, а что нет. Определенные преданные также  могут ответить на какие-то вопросы в силу их понимания. Гурудев также старается по мере возможности присылать каких-то проповедников, которые могут корректировать наше понимание. К ним относятся Шрила Госвами Махарадж и другие санньяси, которые приезжают сюда. Таким образом, у местных групп преданных будет складываться определенное понимание трансцендентных истин.

#00:27:18# 

Это такое общество, в котором кто-то все время занят служением. Гурудев имеет в виду интерактивное общение через служение. Он не имеет в виду, кто именно будет задействован в процессе, а сам процесс в целом. Если мы будем регулярно общаться в процессе служения, то это станет нашей подлинной практикой, которая усилит стремление к сознанию Кришны, и оно будет возрастать.

#00:29:36#

Жизнь в этом мире не бесконечна. Я почувствовал это буквально пятнадцать дней назад, когда у меня был приступ, но уже через семь дней я летел в Лондон, хотя врачи запретили мне это делать. Так как стремление к общению с вайшнавами обладает подлинной духовной природой, то это, безусловно, является самым важным. Поэтому, не смотря на все запреты докторов и мелкие неприятности, я постарался приехать сюда к вам.

Когда я даю посвящение, то чувствую, что это моя определенная обязанность и служение всем. Я не хочу никого обманывать. Мое служение состоит в том, чтобы мои последователи получили некий подлинный результат. Это умонастроение придает мне еще больше энтузиазма и желания продвигаться в духовной жизни.

#00:32:03#

Когда я вижу в глазах преданных ответные чувства и то, как они отдают себя служению, то понимаю, что эта энергия отдается в правильном умонастроении. Это служение приобретает правильную форму, и я получаю от этого огромное удовлетворение. Это подлинный обмен чувств. Не нужно подходить к этому сентиментально, играть в некие игры. Духовная жизнь — это не детская игра. Это вопрос жизни и смерти, нашего подлинного существования.

В этом иллюзорном материальном мире большинство живых существ вообще не имеют способности понять, насколько это глубоко и серьезно. Но тому, в ком есть хотя бы капля духовного сознания, необходимо оказать подлинную квалифицированную помощь.

#00:34:08# 

В «Бхагаватам» Шукадеву Госвами был задан вопрос: «Какое чудо из чудес существует в мире?» Шукадев Госвами отвечал, что знает лишь одно чудо, и оно состоит в том, что глупые живые существа даже не думают о том, что им придется умирать. Видя смерть своих близких, они наивно полагают, что это никогда не коснется их лично. Такова иллюзия живого существа, которое, будучи временным, не способно осознать свое положение.

#00:35:57#

аханй ахани бхӯта̄ни
гаччхантиха йама̄лайам 
ш́еш̣а̄х̣ стха̄варам иччханти
ким а̄ш́чарйам атах̣ парам̇

Махабхарата освещает этот вопрос по-другому, и там это звучит следующим образом: «Кто может понять, как заходит и восходит солнце? С каждым восходом и заходом солнца уходит день моей жизни, и она становится на один день короче».

#00:36:54# 

а̄йур харати вай пум́сам
удйан астам́ ча йанн асау
тасйарте йат-кшано нита
уттама-шлока-вартайа

(«Шримад-Бхагаватам», 2.3.17)1

«Бхагаватам» освещает этот вопрос следующим образом: лимит существования в этом мире становится все меньше и меньше, как зарплата, которую тратят каждый день.

#00:37:55#

[шлока]

В конце «Бхагаватам» после семи дней описания трансцендентных деяний Кришны, Шукадев Госвами задает Махараджу Парикшиту вопрос: «О царь! Скажи, тебя беспокоит сейчас этот мир жизни и смерти?» Махарадж Парикшит отвечает: «В этом мире меня перестали волновать рождение и смерть. Теперь в моем сердце родилось непоколебимое желание слушать о деяниях Господа Хари. Пускай крылатый змей Такшака сожжет меня своим огнем, но единственное мое желание — слушать бесконечные прославления славы Господа Хари!» Таково предсмертное умонастроение Махараджа Парикшита.

#00:42:18# 

Преданный: В своей книге «Божественное руководство» Вы написали о том, что мы должны приходить к стопам Говардхана и служить там. Объясните, пожалуйста, как это применить в нашей жизни.

Шрила Говинда Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур провел свои дни в Калькутте. Калькутту, если кто-то знает, можно назвать столицей майи, иллюзии. Внешне Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур живет в столице иллюзии, проповедуя, но преданные знают, что он занимает подлинное положение на Говардхане. На самом деле его ум всегда пребывает во Вриндаване, и его сердце находится там.

Говорится, что, если твой ум и сердце наполнены подлинным желанием служить, и ты непрестанно совершаешь это служение, тогда твое тело будет квалифицировано получить служение Говардхану.

#00:45:50#

Преданная: Иногда у меня возникает желание послужить Божествам, что-то приготовить или сшить для них. А может в это время мне лучше почитать лишний круг джапы или послушать «Шримад-Бхагаватам» или Бхагавад-гиту? Что важней для меня?

#00:47:29#

Шрила Говинда Махарадж: Существует великое множество различных видов преданного служения. Все они обладают подлинной ценностью, но внешне трудно понять, что из них лучше. Подлинным критерием является то, что удовлетворяет моего Гуру и вайшнавов. Мы должны принять это, как подлинную духовную ценность.

Пераданный: А откуда я узнаю, что его удовлетворит? Может лучше почитать Бхагавад-гиту или сшить что-нибудь?

Если вы служите в центре Шри Чайтанья Сарасват Матх, то должны делать все необходимое для этого центра: чтобы в нем проходила проповедь, поклонение, изучение писаний и так далее. Это не вопрос вашего личного отношения, а вопрос вашего служения. Общаясь с преданными, делая все возможное для миссии, вы сможете  оставаться в духовном потоке и углубляться в него.

#00:49:44#

Преданный: Скажите, пожалуйста, если принять то, что все остальные теистические концепции находят свое высшее понимание в вайшнавизме, то отражением чего является вайшнавизм? Меня интересует такая вещь как покаяние. 

#00:50:36#

[шлоки]

#00:52:22#

Покаяние является фактически неотъемлемой частью любой религии. Все шлоки о святых, которые раскаиваются, говорят: «О, Господь! Я не в силах владеть собой и совершаю грех за грехом. Лишь Ты можешь очистить меня! Я предаюсь Тебе и прошу спасти меня в этой пучине жизни. Будь со мной каждую секунду моей жизни!»

#00:53:20#

Покаяние должно быть подлинным, лишь тогда оно имеет некую ценность. Сейчас же существует представление, что нужно прийти в церковь и рассказать батюшке, что я совершил или планирую совершить. Такой вид покаяния вряд ли обладает подлинной природой. Поскольку ценно все, что подлинно, то и раскаяние должно быть подлинным.

#00:55:10#

Когда я был в Ватикане, то видел огромное количество людей, стоящих перед специальной кабиной для отпущения грехов. Такая исповедь тоже обладает некой ценностью. Не важно, где раскаивается человек, если человек хочет искренне раскаяться. Люди приходят к священнику, раскаиваются в своих грехах, делают какие-то пожертвования. Жертвуя, они отдают часть своей энергии. Это не вопрос денег. В этом мире человек занимается деятельностью, и деньги определяют ее результат. Он отдает свою энергию. Поэтому, если этот процесс подлинный, то это, безусловно, поможет. Я верю, что если человек искренне раскаивается, то Господь действительно отпускает ему грехи.

#00:57:10#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Умереть, чтобы жить!»  Истинное покаяние означает умереть здесь, чтобы жить там, но не в прямом смысле, а чтобы раскаяться, не грешить вновь и жить полноценной духовной жизнью. Ради этого следует умереть.

Без сомнения, это заключение является высшим из всех умонастроений. Сейчас я прошу всех пройти на утреннюю программу, а после нее будет общение с санньяси. К восьми тридцати вы можете снова прийти ко мне, и мы продолжим нашу беседу.

Шрила Говинда Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху дас
Редакторы: Бхуван Сундар дас, Сварнанги деви даси

 


1 «С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога».

← Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Встреча в студии Vedalife. Киев, Украина, 2 декабря 2012 года. Части 2 из 3: беседа после киртана ·• Архив новостей •· «Градация преданности». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 10 декабря 2012 года, Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования