«Шри Кришна Джанмаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 августа 2000 года. Москва, Вешняки

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 96.2 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Шри Кришна Джанмаштами

(23 августа 2000 года, Москва, Вешняки)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

хе кр̣ш̣н̣а карун̣а̄-синдхо дӣна-бандхо джагат-пате
гопеш́а гопика̄-ка̄нта ра̄дха̄-ка̄нта намо ’сту те[4]

намо бра̄хман̣йа-дева̄йа
го бра̄хман̣а-хита̄йа ча
джагад-дхита̄йа кр̣ш̣н̣а̄йа
говинда̄йа намо намах̣[5]

ра̄дхе вр̣нда̄вана̄дхӣш́е карун̣а̄мр̣та-ва̄хини
кр̣пайа̄ ниджа-па̄да̄бджа-да̄сйам̇ махйам̇ прадӣйата̄м[6]

Джай Шрила Гуру Махарадж ки джай!

Шрила Прабхупада ки джай!

#00:01:33#

Сегодня очень благоприятный день, и мы собрались здесь, чтобы отметить Шри Джанмаштами Махотсав. Весь день почти все преданные постились в честь этого праздника, Джанмаштами-тити. Он зовется Кришна-джаянти. Сейчас Кали-юга, и некоторые личности объявляют дни своего рождения, прихода в этот мир как джая-махотсав.

#00:03:03#

По милости Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа и милости Гуру Махараджа, Ом Вишнупада Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами, сегодня во всем мире преданные празднуют и танцуют с именем Кришны и Махапрабху на устах.

#00:03:38#

Сегодняшний праздник начался со святого танца девочки по имени Нимай Прия. Этот танец подарил столь много радости сердцам всех преданных! Мы знаем из «Шримад-Бхагаватам», что небожители, обитатели райских миров, гандхарвы, апсары начинают танцевать, когда приближается явление Кришны, и это прекрасное начало празднования Шри Кришна-джаянти здесь. Так же и по всей Индии, везде и повсюду, празднуется явление Кришны. Это национальный праздник в Индии.

#00:05:02#

Преданные поклоняются Кришне как Верховной Личности Бога. Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, дал очень простое определение Кришны: «Кришна — Прекрасная Реальность». Кришна обладает особой божественной формой, которая привлекает все бытие — как материальное, так и духовное. Сам Кришна привлекается Своей божественной формой.

#00:06:18#

У нас есть «Шри Брахма-самхита» — писание, предназначенное для всех и каждого, которое будет во всех домах. Стихи (шлоки) «Брахма-самхиты» дают Кришна-концепцию, и эта Кришна-концепция воцарится в сердцах всех [живых существ].

#00:06:55#

Нет необходимости объяснять Кришна-концепцию, поскольку все вы знаете, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Он творец всего мироздания, источник всего сущего, Верховная Личность Бога (иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣), и Его имя, Его образ, Его качества, Его спутники и Его игры обладают вечной природой.

#00:07:59#

Реальность [Шри Кришна] существует Сама для Себя и Сама по Себе — таково известное философское определение, которое мы знаем. Если бы Реальность существовала не для Себя, для Своих собственных целей, а для кого-то другого, тогда этот кто-то или это нечто было бы более великим, чем Реальность.

#00:08:47#

Но Упанишады говорят: [санскрит] «Это Его собственное желание — Он, единый, стал миллионами». Это происходит по воле прекрасного Абсолюта, и, повинуясь Его желанию, Господь Санкаршана творит все бытие ради удовлетворения Кришны.

#00:09:29#

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» задается следующий вопрос: если бытие было сотворено в определенный момент времени, что же было до этого?

#00:09:45#

йадйапи ашр̣джйа нитйа чит-ш́акти-вила̄са
татха̄пи сан̇каршан̣а-ичха̄йа та̄ха̄ра прака̄ш́а[7]

Итак, дается следующий ответ: это не сотворенное начало, но оно проявляется по воле Господа Кришны.

#00:10:26#

По воле Господа Санкаршаны возникает все бытие и три вида энергии[8]. Поскольку все сущее исходит из трансцендентного светила, солнца Кришны, Его качества до определенной степени присутствуют в каждом живом существе. Пятьдесят из всех качеств Господа присутствует в каждой дживе-душе. Пятьдесят пять качеств Господа, проявлений Его силы, Его достоинств есть в богах — Господе Шиве и других. Шестьдесят прекрасных качеств Его природы проявлены в Господе Нараяне и других воплощениях Кришны. Шестьдесят два Его качества есть у Баладевы-Санкаршаны. А вся полнота этих качеств [шестьдесят четыре трансцендентных качества] присутствует в божественном образе Кришны.

#00:12:52#

Это непостижимо и потому зовется ачинтья. Творение есть нечто непостижимое, но его проявления мы можем постичь. Поэтому писания говорят: все сущее проявилось. Это означает, что это сущее было прежде, есть сейчас и будет пребывать в будущем. Ничто не будет разрушено, уничтожено. Ученые современной эпохи также принимают эту истину. В эту эпоху ученые совершают множество открытий и говорят столь многие вещи о природе материального мира. Все существует всегда, ничто не исчезает. Тому, что происходило в этой стране пять столетий назад, сейчас мы можем привести свидетельства.

#00:15:11#

В Бенгалии я смотрел по телевизору игру в крикет, снятую пятьдесят или больше лет тому назад. Мы легко можем поверить, что все, написанное в наших писаниях, является истиной.

#00:16:00#

В божественном образе Кришны присутствуют особые качества, которых нет в дживах, нет в богах, нет в Нараяне и других воплощениях.

#00:16:15#

сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣[9]

Шрила Рупа Госвами Прабху написал об этих четырех качествах Кришны. Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣… Игры Кришны привлекают все бытие — духовный и материальный миры. Они ошеломляют даже Брахму, Шиву и других великих личностей, которые, изумленные этими играми, всегда пребывают в поиске своего Господа. Тысячи и тысячи спутников Кришны играют с Ним. Он вечно играет со Своими спутниками в божественной обители Вриндавана Дхаме.

#00:18:21#

Его флейта особенная, нигде невозможно услышать звуки, подобные звукам песни этой флейты. Эта песня флейты Кришны исходит как Гаятри-мантра. Мы знаем это благодаря шлоке, написанной Шрилой Шридхаром Махараджем.

#00:19:23#

Когда Кришна желает играть с враджа-гопи, Он становится под деревом кадамба и начинает играть на флейте. И, услышав песню этой флейты, материальный и духовный миры приходят в изумление. Шрила Рупа Госвами Прабху дал описание этого в шлоке:

#00:19:48#

рундханн амбу-бхр̣таш́ чаматкр̣ти-парам̇ курвван мухус тумбурум̇,
дхйа̄на̄д антарйан санандана-мукха̄н висма̄пайан ведхасам
аутсукйа̄валибхир балим̇ чат̣улайан бхогӣндрам а̄гхӯрнайан,
бхинданн ан̣д̣а-кат̣а̄ха-бхиттим абхито бабхра̄ма вам̇ш́и-дхваних̣[10]

Эту шлоку дал Шрила Рупа Госвами. Эта шлока говорит о песне флейты Кришны.

#00:20:28#

…муралӣ-кала-кӯджитах̣
асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣

Кришна Сам очарован, привлечен Своей божественной формой, Своим образом. Более того, Кришна желает вкусить нектар Самого Себя, экстаз Своего собственного существа, поэтому Он становится Гаурангой Махапрабху. Этот Кришна время от времени, как воплощение, нисходит сюда в наш мир, в наше окружение. Мы называем это аватаром. Аватар означает воплощение Господа Кришны.

#00:21:57#

Это произошло более пяти тысяч лет назад в Матхура Дхаме, Враджа-мандале. В то время столицей Матхура-мандалы была Матхура, а царем его был Уграсена. Сын его был Камса. Человек демонического склада, безбожник и противник религии. Он совершал некую тапасью, аскезу, и благодаря этому обрел могущество. Он думал, что никто не в состоянии победить его. Он был врагом садху, а благочестивую атмосферу праведной жизни он пытался осквернить. Его отцом был благородный царь, поэтому он арестовал отца и заточил его в темницу. Он сам стал царем этого царства. Он победил всех великих царей Индии и продолжал свою демоническую жизнь.

#00:24:53#

Говорится, что мать-Земля, Притхиви Деви, видя демоническую деятельность Камсы, была в горе и вместе с богами отправилась к Господу Брахме. Притхиви Деви, со слезами в глазах, плача, в обществе богов пришла к Кширодакашайи Вишну и просила: «Исполни Свое обещание. Дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге[11]. Ты обещал нисходить из века в век и защищать праведников и принципы религии, наказывая злодеев. Так исполни же Свое обещание! Пришли дни, наступило такое время, когда мы плачем и страдаем из-за деятельности демонов».

#00:26:45#

[Привлекшись] его [Васудевы] характером, его качествами, он [Камса] отдал за него свою сестру замуж, и свадьба их состоялась в Матхуре. После свадебной церемонии новобрачные отправились на колеснице в пышной процессии. Сам Камса был возницей этой колесницы. В это время с небес раздался голос, который провозгласил: «Камса, Тот, Кто убьет тебя, явится в лоне этой женщины. Он будет восьмым ребенком. Она даст рождение многим детям, но восьмой ребенок убьет тебя. Он положит конец твоим демоническим деяниям». Услышав это, Камса был ошеломлен, думая: «Что это такое? Как же ребенок убьет меня? Я должен убить ее прямо сейчас. Какой ребенок появится от нее?» Он захотел убить Деваки. Васудева и другие были в смятении, они сказали Камсе: «Камса, ты великий герой. Почему ты ведешь себя таким образом? Ты столь велик! Никто не может убить тебя. И этот голос с неба… Насколько его предсказания воплотятся в жизнь — ни ты, ни мы не знаем. Так зачем же следовать ему? Ты мой друг, и я твой друг. Если ты боишься, что мой сын убьет тебя, то каждый раз, когда у меня будет рождаться сын, я буду отдавать его тебе. Сегодня очень благоприятный день, а она твоя сестра. Не убивай ее!» Камса поверил Васудеве и отказался от попыток убить Деваки.

#00:31:09#

Свадьба завершилась, со временем появился первый ребенок. Васудева отнес его Камсе: «Вот мой первый сын — возьми его». Но боги были нетерпеливы, они ожидали появления [восьмого] сына. Понимая их мысли, Нарада пришел к Камсе. Он сказал ему: «Тебе нечего страшиться, отдай его обратно!» Камса сказал: «Восьмой сын убьет меня, так что отдай мне восьмого ребенка».

#00:32:33#

Нарада пришел к Камсе и тот спросил у него: «Какие новости ты слышал о Нараяне?» Нарада ответил: «Нараяна готовит твое убийство. Как ты можешь сказать, какой цветок восьмой по счету в гирлянде? Скольким детям даст рождение Деваки? Как ты можешь знать это? Какой из них будет восьмым? Ты не можешь сказать. Так же как в гирлянде нельзя сказать, какой цветок по счету. Все зависит от того, как ты считаешь». Камса подумал, что это правда, это так. Тогда он взял ребенка и убил его. Шесть детей один за другим были убиты Камсой. Более того, Камса заточил Деваки и Васудеву в тюрьму.

#00:34:28#

И вот в лоне Деваки появился седьмой ребенок. Йога-майя забрала этого ребенка из лона Деваки и перенесла Его в лоно Рохини. Имя Его было Баларама. Баларама родился как сын Васудевы, но матерью была Рохини.

#00:35:18#

[шлока]

Эту шлоку приводит «Шримад-Бхагаватам». Все думали, что седьмой ребенок утрачен.

#00:35:57#

Красота Деваки была непостижимой. Каждый день риши и муни, обитатели высших миров нисходили в темницу. Ни сам Камса, ни его приспешники, ни тюремные стражи не могли видеть их. Они приходили туда в своей духовной форме и прославляли Деваки Деви и Кришну.

#00:37:07#

Так проходил месяц за месяцем, и наконец наступил день Джанмаштами — день, когда Кришна появился на свет из лона Деваки. Согласно положению звезд, месяц был бхадра, накшатрой была Рохини, титхи был аштами, это был восьмой лунный день. Все эти факторы (титхи, накшатра и день) в совокупности своей вместе образовывали самое благоприятное и подходящее время для Джаянти.

#00:38:22#

[санскрит]

В «Шримад-Бхагаватам» описывается, что шел приятный легкий дождь, а в небе собрались грозовые тучи. А все звезды, небесные светила заняли самое благоприятное положение. Все реки, океаны, водоемы, озера были полны, а вся атмосфера была прекрасной и умиротворенной.

#00:39:56#

[санскрит]

Это шлока из «Шримад-Бхагаватам». Небеса были темными. Была полночь. Все демоны спали в это время, а все боги танцевали и праздновали в великой радости. В этот самый момент Кришна явился в Своем образе чатур-вьюхи — четырехрукий, украшенный драгоценностями мальчик появился из лона Деваки. Видя эту четырехрукую форму Вишну, с короной на голове, с украшениями и драгоценностями, Деваки и Васудева были изумлены и стали возносить Ему молитвы. Брахма, держась на почтительном расстоянии, видя этот образ Господа, стал молиться Ему. Воспевая славу Господа, Деваки и Васудева, все боги возносили молитвы. Пели и танцевали апсары и гандхарвы, играя на тамбурах и других музыкальных инструментах. Спутники Господа Вишну также молились Ему.

#00:43:25#

Васудева и Деваки, обращаясь к этому образу, как к Вишну, спрашивали Его, почему Он явился в этом образе из лона Деваки. Вишну сказал им: «Жизнь за жизнью в прошлом вы совершали тапасью, чтобы обрести Меня как своего сына. И вот Я пришел к вам как ваш сын. В прошлых рождениях вы молились о том, чтобы у вас был сын, подобный Мне, который обладал бы четырьмя руками, украшенный короной и драгоценностями. Такова была ваша молитва. Мое рождение происходит по Моей воле. Я пребывал в лоне матери Деваки, но одновременно Я пребываю в сердце каждой дживы, души. Поэтому Мое чистое имя — Васудева. Я живу в сердцах всех джив, душ. Это исполнение Моего обещания вам, и, поскольку вы хотели этого, Я явился как ваш сын в образе Вишну».

#00:46:02#

Васудева возносил молитвы и прославлял эту форму Господа, так же, как и Деваки. Деваки сказала Господу Вишну: «Прабху, пожалуйста, прими образ обычного ребенка. Я хочу взять Тебя на колени и целовать Тебя». Об этом написано в «Бхагаватам» — Кришна стал обычным ребенком. Кришна сказал Васудеве: «Мои игры в этом мире уже начались. Поэтому отнеси Меня в Гокулу, в дом Нанды Махараджа, рядом с Ямуной. Оставь Меня там, возьми у него девочку, которая родилась там». Деваки выказывала великую любовь, заботу и нежность, в то время как Васудева взял ребенка и отправился в Гокулу. Двери темницы сами собой открылись, все стражники спали.

#00:48:44#

Стражники спали, все двери, ведущие на свободу, были открыты. Несмотря на непогоду и темноту, Васудева смог найти верную дорогу, ведущую к Ямуне. Анантадев, в Своем образе великой змеи, закрывал Васудеву клобуками своих голов. Когда Васудева пришел к Ямуне, река выходила из берегов. Она была переполнена. Не было лодки, ничего подходящего [для переправы]. Он думал о том, как перейти реку, и в этот момент увидел, как какой-то шакал переходит речку вброд. Он последовал за этим шакалом и перешел реку вброд. С этим связана еще одна история из Пуран, но не стоит ее рассказывать.

#00:51:16#

С Кришной Васудева пришел в дом Нанды Махараджа. Нанда Махарадж был сводным братом Васудевы (по матери), поэтому Васудева знал дом и все что вокруг дома. Отправившись прямо в комнату Яшоды, он увидел, что Яшода лежит без чувств, без сознания. В колыбели девочка. Он положил Кришну и две формы Кришны слились воедино.

#00:52:36#

Об этом написано в писаниях. Васудева взял эту девочку, которая была самой Йога-майей, и покинул Нанда-лой, дом Нанды Махараджа. Затем он с этой девочкой вошел в темницу и всё — замки, двери, стража — стало таким же, как и прежде. Деваки взяла малышку на руки. Девочка начала плакать и проснулись стражники. Услышав плач новорожденного ребенка, они отправились в дом Камсы. Каждую ночь Камсе снились сны, один за другим, в которых он видел, как Господь в форме Вишну убивает его. Поэтому Камса страдал бессонницей, как я. (Все смеются.) Камса немедленно бросился в тюрьму. Увидев дочь, он очень удивился: ведь у Деваки должен был появиться восьмой сын, но появился на свет не сын, а дочь. Но поскольку все шло своим чередом: стражники, Васудева за решеткой, поэтому у Камсы не возникло подозрений.

#00:55:31#

Камса взял эту девочку. Он думал: мальчик это или девочка, но это восьмой ребенок, и его следует убить. Деваки постоянно говорила Камсе: «Это не мальчик, а девочка. Зачем ее убивать?» Но Камса не слушал мольбы Деваки. Он взял девочку и отправился убивать ее к некому камню. Он ухватил девочку за ножки и хотел ударить головой о камень, но она вырвалась из его рук и поднялась в небо, приняв форму матери Дурги. У Дурги Деви — десять рук, а у Ситы Деви — восемь рук. Йога-майя: эта форма была явлена Камсе.

#00:57:13#

С небес Йога-майя сказала Камсе: «Ты глупый Камса. Ты хочешь убить Вишну. Это невозможно. Но ты можешь понять, что сегодня, в этот самый момент Вишну родился в этом мире для того, чтобы убить тебя. Он родился где-то в этом мире. Ты же не пытайся совершить другие ошибки. Если хочешь спасти свою жизнь, поклоняйся Вишну». Но демон никогда не станет слушать такие наставления. Он не хотел быть побежденным. И Камса созвал чрезвычайное совещание, на которое он пригласил своих министров, советников и друзей. На этом собрании было решено, что все младенцы, которые появились на свет за семь дней до появления Кришны, должны быть убиты. Такое предписание было дано Камсой, и его ближайшие друзья, его приспешники стали убивать всех детей.

#00:59:29#

Такова история рождения Господа Кришны. Также эта история описывается в «Брахманда-пуране», в «Шримад-Бхагаватам». В столь многих местах описывается история рождения Кришны. Кришна пришел, чтобы положить конец демонической деятельности. Мы видим, что всю Свою жизнь Кришна сражался со всеми демонами. Он убил Путану, убил Тринаварту, многих друзей Камсы Он убил еще в детстве... Когда Он повзрослел, вместе с Баларамой Он отправился в Матхуру. И они убили там Камсу. Это история рождения Господа Кришны.

#01:01:19#

Завтра будет праздник Нандотсав. Праздник появления у Нанды Махараджа единственного сына, когда Нанда Махарадж устроил пышное празднество со всеми браджа-баси. И мы будем праздновать это великое событие. Нам всем так повезло, что мы можем праздновать день явления Бхагавана Шри Кришны.

#01:02:05#

паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге

Говорится, что из века в век в мире происходят разные события, хорошие и плохие, и, чтобы установить добро, Кришна нисходит Сам и нисходит в образе Своего воплощения из века в век в этот мир.

#01:03:06#

Вы все постились сегодня, почитая Господа Кришну. И кто постится в этот день, тот, как говорят писания, обретает великие духовные плоды. И я уверен, что вы обретете их. Это одна из составляющих частей преданности. Освобождение легко придет к дживе, душе, которая привязана к концепции Кришны. Освобождение, как таковое, не является нашим конечным устремлением, мы желаем трансцендентного служения в вечном мире, в мире, в котором Господь является единственным наслаждающимся, а все мы даруем Ему это наслаждение. Мы предлагаем Господу бхогу, подношение Ему... И поступая таким образом, мы будем вознаграждены сполна, испытывая удовлетворение. Об этом говорят писания. Об этом говорит Санатана Госвами в своей «Хари-бхакти-виласе». Он дает это описание.

#01:05:40#

И мы должны сказать: насколько нам повезло, насколько мы удачливы, что сегодня мы празднуем Кришна Джанмаштами!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Кришна Джанмаштами титхи ки ки ки джай!

Джай день явления Бхагавана Шри Кришначандры маха-махотсав ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Всем браджа-баси ки джай!

Всем матхура-баси ки джай!

Харинам-санкиртан ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхав-Сундар ки джай!

Джай всем русским преданным и преданным всего мира ки джай!

Авадхут Махарадж: Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Джагад-гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданные: Джай! Гаура-премананде! Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси


[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[3] «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи».

[4] «О Кришна, Ты друг всех страждущих и источник творения. Ты повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

[5] «Я предлагаю почтительные поклоны Шри Кришне, Который является покровителем коров, брахманов и всего мира. Я непрестанно предлагаю поклоны самому любящему и нежному Господу Говинде» («Вишну-пуранa», 1.19.65).

[6] «О Радхе, о Царица Вриндавана, Ты подобна текущей реке, наполненной нектаром милости. Пожалуйста, будь добра ко мне, и подари мне какое-нибудь скромное служение у Твоих лотосоподобных стоп» (Шрила Гопал Бхатта Госвами, «Хари-бхакти-виласа»; «Самкшепа-арчана-паддхати», «Виджнапти-панчака»).

[7] «Не стоит вопроса о сотворении духовного мира, тем не менее, духовный мир проявляется по верховной воле Санкаршаны. Духовный мир — это обитель игр вечной духовной энергии» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.257).

[8] Речь идет о внутренней, духовной энергии (хладини-шакти или антаранга-шакти), внешней, материальной энергии (майя-шакти или бахиранга-шакти) и промежуточной энергии, представленной душами (джива-шакти или татастха-шакти).

[9] «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).

[10] «Звук флейты Кришны распространяется по всем трансцендентным и материальным мирам. Он наполняет все сущее радостью, экстазом, красотой и очарованием. Все принимает определенную форму благодаря этому чудесному звуку. Услышав звук флейты Кришны, Господь Брахма в изумлении недоумевает, откуда он исходит. Все потрясены звуком флейты Кришны. Анантадев поворачивает головы, на которых покоятся вселенные, в ту сторону, откуда доносится звук флейты Кришны» («Видагдха-мадхава», 1.27; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 1.164).

[11] Паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

 

← «Kumbh Mela Live | Путешествия с Авадхутом Свами» (часть 1). Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Аллахабад, Индия. 2013 год ·• Архив новостей •· «Kumbh Mela Live | Путешествия с Авадхутом Свами» (часть 2). Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Аллахабад, Индия. 2013 год →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования