«Три типа Гуру. Трансформация восприятия Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 марта 1981 года, Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, размер неизвестен)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Три типа Гуру. Трансформация восприятия Гуру

(2 марта 1981 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Госвами Махарадж: Когда я приезжал к вам в прошлом...

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

#00:00:11#

Госвами Махарадж: ...в сентябре, вы описывали то, каким образом мы можем рассматривать мадхьяма-адхикари тремя способами. Вы привели примеры о том, как одна стопа [Гуру] на «земле» духовного мира и так далее. В книгах Прабхупады, когда он упоминает об уттама-адхикари, то временами он говорит очень широко и в общем.

Шрила Шридхар Махарадж: Как это?

#00:00:50#

Госвами Махарадж: Например, он говорит: «Кто воспевает предписанное количество кругов на мале, кто всегда поглощен мыслями о том, как можно распространять сознание Кришны, тот уттама-адхикари». Затем в другом месте он дает очень высокие определения уттама-адхикари. Как вы сказали, мы можем рассматривать мадхьяму тремя способами. Существуют ли различные способы рассмотрения уттама-адхикари?

#00:01:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Видишь ли, то, что я рассказал тебе, относится не к трем уровням вайшнава, но к трем типам Гурудева. Уттама-адхикари, когда он играет роль Гуру, ачарьиМадхьяма: одна стопа здесь [в материальном мире], другая там [в духовном мире], и по воле Кришны он выполняет долг ачарьи. Однако Гуру Махарадж имеет в виду, что уттама стоит двумя ногами на «земле» духовного мира и простирает руку помощи. Мадхьяма: одна стопа здесь, другая стопа там — и по воле Кришны он забирает людей туда [в духовный мир]. А каништха (третья стадия) — тот, кто обеими ногами стоит на земле материального мира, но его взор устремлен в сторону Вайкунтхи, и он направляет людей туда. Это три стадии ачарьев, но три стадии вайшнавизма — совсем другое явление, другая классификация.

#00:02:36#

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣1

#00:02:46#

Преданный, вайшнав, низшего класса таков, как описано выше. Преданный среднего класса:

#00:02:53#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣ā
йах̣ кароти са мадхйамах̣2

И:

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣3

#00:03:16#

Такова высочайшая стадия в вайшнавизме, согласно «Бхагаватам». Махапрабху же открывает нам три стадии нама-бхаджана-кари вайшнава. Это другая классификация. Обычно вайшнавы разделяются на три класса, такова классификация. Нама-бхаджана-кари вайшнав также рассматривается в трех стадиях. Чистый человек, который пусть даже единожды произнес Святое Имя, — каништха-адхикари вайшнав. Кто всегда призывает Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А уттама-адхикари — это вайшнав такого уровня, что кто бы ни посмотрел на него, тот чувствует склонность призывать Святое Имя.

#00:04:20#

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’4

#00:04:30#

В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим [описание] уттама-адхикари в нама-бхаджана аспекте: высочайший вайшнав таков, что кто бы ни соприкоснулся с ним, кто бы ни взглянул на него, тот чувствует побуждение призывать Имя самому. Это вайшнав высочайшего типа. Кто всегда призывает Святое Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А тот, кто единожды произнес Имя, хотя бы однажды, тот каништха-адхикари вайшнав.

#00:05:00#

[шлоки]

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’

#00:05:21#

Нама-бхаджана-кари [вайшнав] — три стадии, и обычный вайшнав — также три стадии. Таковы классификации.

#00:05:28#

Существует еще одна точка зрения, опираясь на которую, можно выражать адхикар вайшнава.

#00:05:42#

[шлоки]

#00:06:00#

Кто уповает на шастры, питает веру (шраддху) в шастру, следует правилам и предписаниям, содержащимся в писаниях, скрупулезно следует всем этим практикам, тот каништха-адхикари.

#00:06:20#

лаукики ваидики вапи крийа крийате муне
ри-севанукулаива карйа бхактим иччхата5

#00:06:29#

Когда речь идет о шастрических практиках или социальной жизни, о любом явлении, каждое его действие «окрашено» в тона духовной или религиозной жизни, это мадхьяма-адхикари вайшнав.

#00:06:48#

[шлока]

#00:06:56#

Тот, чья вера в Кришну — главное руководство, в каких бы обстоятельствах он ни находился, кто телом, умом и словами, во всех отношениях, действует с точки зрения служения Кришне, тот уттама-адхикари вайшнав. Таким образом, с разных точек зрения эта истина явлена нам: таковы характеристики, таковы стадии вайшнава, слуги Кришны.

#00:07:55#

Госвами Махарадж: Но шишья [ученик] будет рассматривать Гурудева в качестве уттама-адхикари?

#00:08:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, не только как уттама-адхикари, но Гурудев будет рассматриваться как особый представитель Господа, или, скорее, как Его верховная потенция. В мадхура-расе может быть Радхарани или делегация Радхарани, Рупа-манджари. Таким образом демонстрируется различие в вúдении Гурудева. Согласно степени прогресса возможны вариации. Даршан будет варьироваться. В целом, на начальной стадии шишье дается подобное указание: рассматривать Гуру как самого Кришну. А затем — как потенцию Кришны, после чего как определенную потенцию Кришны. Такого рода развитие. Ты понимаешь? На первой стадии шишью просят рассматривать Гуру как Кришну.

Госвами Махарадж: Да.

#00:09:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на несколько более высоком уровне его будут просить рассматривать Гуру как потенцию Кришны.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:31#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на еще более высоком уровне его будут наставлять смотреть на то, какого рода эта потенция: сакхья-раса, мадхура-раса. Подобная дифференциация постепенно разовьется.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:44#

Шрила Шридхар Махарадж: А сначала сам Кришна, сам Бхагаван. Почему? Cварупа-шакти и Бхагаван — суть одно и то же [на начальной стадии]. Нет различия между сварупа-шакти и Бхагаваном на этой стадии, Они — суть единое целое: «Ты должен видеть самого Кришну, а сварупа-шакти заключена в Кришне».

#00:10:11#

Госвами Махарадж: В Бхагавад-гите [4.3] говорится: бхакто ’си ме сакха̄ чети — «Можно лучше понять эту истину тому, кто является сакхой, то есть другом Кришны». Арджуна... Мы читали в «Гаура-ганнодеша-дипике», что Лалита или Вишакха из духовного мира — Арджуна. В духовном мире Вишакха пребывает в мадхурья-расе, но в Бхагавад-гите Арджуна — друг Кришны.

#00:11:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Арджуна — в дварака-лиле? Но я не знаю, упоминается ли это в «Гаура-ганнодеша-дипике». Идея такова, что это некое отражение, классификация типа. В противном случае Лалита, Вишакха в Двараке в мадхура-расе будут Сатьябхамой и Рукмини. Лалита и Вишакха пребывают в ограниченной мадхура-расе в Двараке. Лалита и Вишакха Вриндавана будут представлены в Двараке в мадхура-расе, призванные помогать своей Госпоже в качестве Рукмини и Сатьябхамы. А что касается Арджуны, то определенное сходство может быть прослежено. Не в действительности Арджуна таков, это нечто вроде классификации такого типа, этой природы. Соответственно, если анализировать природу, то мы можем классифицировать Арджуну подобным образом.

#00:12:23#

Определенные чувства преобладают, определенный разум преобладает, определенные разнообразные качества доминируют — такова рода классификация. И в этом смысле этот тип может быть рассмотрен.

#00:12:48#

Цвет и позиция более высоки в мадхура-расе. В сакхья-расе, скажем, Субал имеет связь с мадхура-расой. Мадхумангал несколько ниже, нежели Субал. Мадхумангал и Шридам. Последний где-то безразличен к мадхура-расе. Таким образом, возможна классификация.

#00:13:26#

В дварака-лиле, чтобы представить Лалиту и Вишакху в лагере мадхура-расы, должна присутствовать подобная делегация. И если написано в каком бы то ни было писании, что Арджуна таков, то это вопрос типа, согласно разнообразию атрибутов.

Переводчик: Муралишвар Дас

 


1 «Преданный, добросовестно поклоняющийся Божеству в храме, но не относящийся с почтением к другим преданным и людям в целом, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается занимающим низшее положение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).

2 «Преданный среднего или второго класса, называемый мадхьяма-адхикари, предлагает свою любовь Всевышнему, оставаясь искренним другом всем преданным Господа, милостив к невежественным и невиновным людям и игнорирует тех, кто завидует Верховной Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

3 «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45).

4 «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других воспевать Святое Имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).

5 «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

← Cубботняя программа в Лахте 21 июня 2014 года ·• Архив новостей •· Бхакти-йога в Риге. 30 июня 2014 года. Джай Джаганнатх!!! →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования