«Три типа Гуру. Трансформация восприятия Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Три типа Гуру.
Трансформация восприятия Гуру

(2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: Когда я приезжал к вам в прошлом...

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

#00:00:11#

Госвами Махарадж: ...в сентябре, вы описывали то, каким образом мы можем рассматривать мадхьяма-адхикари тремя способами. Вы привели примеры о том, как одна стопа [Гуру] на «земле» духовного мира и так далее. В книгах Прабхупады, когда он упоминает об уттама-адхикари, то временами он говорит очень широко и в общем.

Шрила Шридхар Махарадж: Как это?

#00:00:50#

Госвами Махарадж: Например, он говорит: «Кто воспевает предписанное количество кругов на мале, кто всегда поглощен мыслями о том, как можно распространять сознание Кришны, тот уттама-адхикари». Затем в другом месте он дает очень высокие определения уттама-адхикари. Как вы сказали, мы можем рассматривать мадхьяму тремя способами. Существуют ли различные способы рассмотрения уттама-адхикари?

#00:01:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Видишь ли, то, что я рассказал тебе, относится не к трем уровням вайшнава, но к трем типам Гурудева. Уттама-адхикари, когда он играет роль Гуру, ачарьиМадхьяма: одна стопа здесь [в материальном мире], другая там [в духовном мире], и по воле Кришны он выполняет долг ачарьи. Однако Гуру Махарадж имеет в виду, что уттама стоит двумя ногами на «земле» духовного мира и простирает руку помощи. Мадхьяма: одна стопа здесь, другая стопа там — и по воле Кришны он забирает людей туда [в духовный мир]. А каништха (третья стадия) — тот, кто обеими ногами стоит на земле материального мира, но его взор устремлен в сторону Вайкунтхи, и он направляет людей туда. Это три стадии ачарьев, но три стадии вайшнавизма — совсем другое явление, другая классификация.

#00:02:36#

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[1]

#00:02:46#

Преданный, вайшнав, низшего класса таков, как описано выше. Преданный среднего класса:

#00:02:53#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣ā
йах̣ кароти са мадхйамах̣[2]

И:

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣[3]

#00:03:16#

Такова высочайшая стадия в вайшнавизме, согласно «Бхагаватам». Махапрабху же открывает нам три стадии нама-бхаджана-кари вайшнава. Это другая классификация. Обычно вайшнавы разделяются на три класса, такова классификация. Нама-бхаджана-кари вайшнав также рассматривается в трех стадиях. Чистый человек, который пусть даже единожды произнес Святое Имя, — каништха-адхикари вайшнав. Кто всегда призывает Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А уттама-адхикари — это вайшнав такого уровня, что кто бы ни посмотрел на него, тот чувствует склонность призывать Святое Имя.

#00:04:20#

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’[4]

#00:04:30#

В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим [описание] уттама-адхикари в нама-бхаджана аспекте: высочайший вайшнав таков, что кто бы ни соприкоснулся с ним, кто бы ни взглянул на него, тот чувствует побуждение призывать Имя самому. Это вайшнав высочайшего типа. Кто всегда призывает Святое Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А тот, кто единожды произнес Имя, хотя бы однажды, тот каништха-адхикари вайшнав.

#00:05:00#

[бенгали]

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’

#00:05:21#

Нама-бхаджана-кари [вайшнав] — три стадии, и обычный вайшнав — также три стадии. Таковы классификации.

#00:05:28#

Существует еще одна точка зрения, опираясь на которую, можно выражать адхикар вайшнава.

#00:05:42#

арча̄йа̄м эва харайе…[5]

сурарш̣е вихита̄ ш́а̄стре, харим уддиш́йа йа̄ крийа̄
саива бхактир ити прокта̄, тайа̄ бхактих̣ пара̄ бхавет[6]

#00:06:00#

Кто уповает на шастры, питает веру (шраддху) в шастру, следует правилам и предписаниям, содержащимся в писаниях, скрупулезно следует всем этим практикам, тот каништха-адхикари.

#00:06:20#

лаукикӣ ваидикӣ ва̄пи
йа̄ крийа̄ крийате муне
хари-сева̄нукӯлаива
са ка̄рйа̄ бхактим иччхата̄
[7]

#00:06:29#

Когда речь идет о шастрических практиках или социальной жизни, о любом явлении, каждое его действие «окрашено» в тона духовной или религиозной жизни, это мадхьяма-адхикари вайшнав.

#00:06:48#

ӣха̄ йасйа харер да̄сйе карман̣а̄ манаса̄ гира̄
никхила̄св апй авас[тха̄су джӣван-муктах̣ са учйате][8]

#00:06:56#

Тот, чья вера в Кришну — главное руководство, в каких бы обстоятельствах он ни находился, кто телом, умом и словами, во всех отношениях, действует с точки зрения служения Кришне, тот уттама-адхикари вайшнав. Таким образом, с разных точек зрения эта истина явлена нам: таковы характеристики, таковы стадии вайшнава, слуги Кришны.

#00:07:55#

Госвами Махарадж: Но шишья [ученик] будет рассматривать Гурудева в качестве уттама-адхикари?

#00:08:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, не только как уттама-адхикари, но Гурудев будет рассматриваться как особый представитель Господа, или, скорее, как Его верховная потенция. В мадхура-расе может быть Радхарани или делегация Радхарани, Рупа-манджари. Таким образом демонстрируется различие в вúдении Гурудева. Согласно степени прогресса возможны вариации. Даршан будет варьироваться. В целом, на начальной стадии шишье дается подобное указание: рассматривать Гуру как самого Кришну. А затем — как потенцию Кришны, после чего как определенную потенцию Кришны. Такого рода развитие. Ты понимаешь? На первой стадии шишью просят рассматривать Гуру как Кришну.

Госвами Махарадж: Да.

#00:09:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на несколько более высоком уровне его будут просить рассматривать Гуру как потенцию Кришны.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:31#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на еще более высоком уровне его будут наставлять смотреть на то, какого рода эта потенция: сакхья-раса, мадхура-раса. Подобная дифференциация постепенно разовьется.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:44#

Шрила Шридхар Махарадж: А сначала сам Кришна, сам Бхагаван. Почему? Cварупа-шакти и Бхагаван — суть одно и то же [на начальной стадии]. Нет различия между сварупа-шакти и Бхагаваном на этой стадии, Они — суть единое целое: «Ты должен видеть самого Кришну, а сварупа-шакти заключена в Кришне».

#00:10:11#

Госвами Махарадж: В Бхагавад-гите говорится: бхакто ’си ме сакха̄ чети — «Можно лучше понять эту истину тому, кто является сакхой, то есть другом Кришны»[9]. Арджуна... Мы читали в «Гаура-ганнодеша-дипике», что Лалита или Вишакха из духовного мира — Арджуна. В духовном мире Вишакха пребывает в мадхурья-расе, но в Бхагавад-гите Арджуна — друг Кришны.

#00:11:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Арджуна — в дварака-лиле? Но я не знаю, упоминается ли это в «Гаура-ганнодеша-дипике». Идея такова, что это некое отражение, классификация типа. В противном случае Лалита, Вишакха в Двараке в мадхура-расе будут Сатьябхамой и Рукмини. Лалита и Вишакха пребывают в ограниченной мадхура-расе в Двараке. Лалита и Вишакха Вриндавана будут представлены в Двараке в мадхура-расе, призванные помогать своей Госпоже в качестве Рукмини и Сатьябхамы. А что касается Арджуны, то определенное сходство может быть прослежено. Не в действительности Арджуна таков, это нечто вроде классификации такого типа, этой природы. Соответственно, если анализировать природу, то мы можем классифицировать Арджуну подобным образом.

#00:12:23#

Определенные чувства преобладают, определенный разум преобладает, определенные разнообразные качества доминируют — такова рода классификация. И в этом смысле этот тип может быть рассмотрен.

#00:12:48#

Цвет и позиция более высоки в мадхура-расе. В сакхья-расе, скажем, Субал имеет связь с мадхура-расой. Мадхумангал несколько ниже, нежели Субал. Мадхумангал и Шридам. Последний где-то безразличен к мадхура-расе. Таким образом, возможна классификация.

#00:13:26#

В дварака-лиле, чтобы представить Лалиту и Вишакху в лагере мадхура-расы, должна присутствовать подобная делегация. И если написано в каком бы то ни было писании, что Арджуна таков, то это вопрос типа, согласно разнообразию атрибутов.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



1  «Преданный, добросовестно поклоняющийся Божеству в храме, но не относящийся с почтением к другим преданным и людям в целом, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается занимающим низшее положение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).

2  «Преданный среднего или второго класса, называемый мадхьяма-адхикари, предлагает свою любовь Всевышнему, оставаясь искренним другом всем преданным Господа, милостив к невежественным и невиновным людям и игнорирует тех, кто завидует Верховной Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

3  «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45).

4  «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других воспевать Святое Имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).

5 Арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате / на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣ — «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

6 «О Нарада, мудрец среди богов, та деятельность, что рекомендована священными писаниями для удовлетворения Всевышнего, Господа Шри Хари, называется регулируемой преданностью (садхана-бхакти), благодаря которой достигается высочайший уровень бхакти (кришна-премы)» («Нарада-панчаратра», 1.2.13; «Бхакти-расамрита-синдху», Бхагавад-бхакти, Двития-лахари, Садхана-бхакти, 13).

7  «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

8 «Он [преданный Богу] занимает свое тело, ум и речь в ничем не ограниченном стремлении служить Шри Хари и не отступает от этого правила ни при каких обстоятельствах» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.187).

9  [Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне:] са эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа, йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣ / бхакто ’си ме сакха̄ чети, рахасйам̇ хй этад уттамам — «Поскольку ты Мой друг и предан Мне, сейчас Я открою тебе сокровенное знание об этой вечной йоге» (Бхагавад-гита, 4.3).




←  «Связь с Кришной приходит через служение преданным». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 18 апреля 2010 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Научиться видеть Кришну во всем». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Три типа Гуру.
Трансформация восприятия Гуру

(2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: Когда я приезжал к вам в прошлом...

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

#00:00:11#

Госвами Махарадж: ...в сентябре, вы описывали то, каким образом мы можем рассматривать мадхьяма-адхикари тремя способами. Вы привели примеры о том, как одна стопа [Гуру] на «земле» духовного мира и так далее. В книгах Прабхупады, когда он упоминает об уттама-адхикари, то временами он говорит очень широко и в общем.

Шрила Шридхар Махарадж: Как это?

#00:00:50#

Госвами Махарадж: Например, он говорит: «Кто воспевает предписанное количество кругов на мале, кто всегда поглощен мыслями о том, как можно распространять сознание Кришны, тот уттама-адхикари». Затем в другом месте он дает очень высокие определения уттама-адхикари. Как вы сказали, мы можем рассматривать мадхьяму тремя способами. Существуют ли различные способы рассмотрения уттама-адхикари?

#00:01:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Видишь ли, то, что я рассказал тебе, относится не к трем уровням вайшнава, но к трем типам Гурудева. Уттама-адхикари, когда он играет роль Гуру, ачарьиМадхьяма: одна стопа здесь [в материальном мире], другая там [в духовном мире], и по воле Кришны он выполняет долг ачарьи. Однако Гуру Махарадж имеет в виду, что уттама стоит двумя ногами на «земле» духовного мира и простирает руку помощи. Мадхьяма: одна стопа здесь, другая стопа там — и по воле Кришны он забирает людей туда [в духовный мир]. А каништха (третья стадия) — тот, кто обеими ногами стоит на земле материального мира, но его взор устремлен в сторону Вайкунтхи, и он направляет людей туда. Это три стадии ачарьев, но три стадии вайшнавизма — совсем другое явление, другая классификация.

#00:02:36#

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[1]

#00:02:46#

Преданный, вайшнав, низшего класса таков, как описано выше. Преданный среднего класса:

#00:02:53#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣ā
йах̣ кароти са мадхйамах̣[2]

И:

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣[3]

#00:03:16#

Такова высочайшая стадия в вайшнавизме, согласно «Бхагаватам». Махапрабху же открывает нам три стадии нама-бхаджана-кари вайшнава. Это другая классификация. Обычно вайшнавы разделяются на три класса, такова классификация. Нама-бхаджана-кари вайшнав также рассматривается в трех стадиях. Чистый человек, который пусть даже единожды произнес Святое Имя, — каништха-адхикари вайшнав. Кто всегда призывает Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А уттама-адхикари — это вайшнав такого уровня, что кто бы ни посмотрел на него, тот чувствует склонность призывать Святое Имя.

#00:04:20#

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’[4]

#00:04:30#

В «Чайтанья-чаритамрите» мы находим [описание] уттама-адхикари в нама-бхаджана аспекте: высочайший вайшнав таков, что кто бы ни соприкоснулся с ним, кто бы ни взглянул на него, тот чувствует побуждение призывать Имя самому. Это вайшнав высочайшего типа. Кто всегда призывает Святое Имя, тот мадхьяма-адхикари вайшнав. А тот, кто единожды произнес Имя, хотя бы однажды, тот каништха-адхикари вайшнав.

#00:05:00#

[бенгали]

йа̄н̇ха̄ра дарш́ане мукхе а̄исе кр̣ш̣н̣а-на̄ма
та̄н̇ха̄ре джа̄ниха туми ‘ваиш̣н̣ава-прадха̄на’

#00:05:21#

Нама-бхаджана-кари [вайшнав] — три стадии, и обычный вайшнав — также три стадии. Таковы классификации.

#00:05:28#

Существует еще одна точка зрения, опираясь на которую, можно выражать адхикар вайшнава.

#00:05:42#

арча̄йа̄м эва харайе…[5]

сурарш̣е вихита̄ ш́а̄стре, харим уддиш́йа йа̄ крийа̄
саива бхактир ити прокта̄, тайа̄ бхактих̣ пара̄ бхавет[6]

#00:06:00#

Кто уповает на шастры, питает веру (шраддху) в шастру, следует правилам и предписаниям, содержащимся в писаниях, скрупулезно следует всем этим практикам, тот каништха-адхикари.

#00:06:20#

лаукикӣ ваидикӣ ва̄пи
йа̄ крийа̄ крийате муне
хари-сева̄нукӯлаива
са ка̄рйа̄ бхактим иччхата̄
[7]

#00:06:29#

Когда речь идет о шастрических практиках или социальной жизни, о любом явлении, каждое его действие «окрашено» в тона духовной или религиозной жизни, это мадхьяма-адхикари вайшнав.

#00:06:48#

ӣха̄ йасйа харер да̄сйе карман̣а̄ манаса̄ гира̄
никхила̄св апй авас[тха̄су джӣван-муктах̣ са учйате][8]

#00:06:56#

Тот, чья вера в Кришну — главное руководство, в каких бы обстоятельствах он ни находился, кто телом, умом и словами, во всех отношениях, действует с точки зрения служения Кришне, тот уттама-адхикари вайшнав. Таким образом, с разных точек зрения эта истина явлена нам: таковы характеристики, таковы стадии вайшнава, слуги Кришны.

#00:07:55#

Госвами Махарадж: Но шишья [ученик] будет рассматривать Гурудева в качестве уттама-адхикари?

#00:08:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, не только как уттама-адхикари, но Гурудев будет рассматриваться как особый представитель Господа, или, скорее, как Его верховная потенция. В мадхура-расе может быть Радхарани или делегация Радхарани, Рупа-манджари. Таким образом демонстрируется различие в вúдении Гурудева. Согласно степени прогресса возможны вариации. Даршан будет варьироваться. В целом, на начальной стадии шишье дается подобное указание: рассматривать Гуру как самого Кришну. А затем — как потенцию Кришны, после чего как определенную потенцию Кришны. Такого рода развитие. Ты понимаешь? На первой стадии шишью просят рассматривать Гуру как Кришну.

Госвами Махарадж: Да.

#00:09:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на несколько более высоком уровне его будут просить рассматривать Гуру как потенцию Кришны.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:31#

Шрила Шридхар Махарадж: Затем на еще более высоком уровне его будут наставлять смотреть на то, какого рода эта потенция: сакхья-раса, мадхура-раса. Подобная дифференциация постепенно разовьется.

Госвами Махарадж: Ага.

#00:09:44#

Шрила Шридхар Махарадж: А сначала сам Кришна, сам Бхагаван. Почему? Cварупа-шакти и Бхагаван — суть одно и то же [на начальной стадии]. Нет различия между сварупа-шакти и Бхагаваном на этой стадии, Они — суть единое целое: «Ты должен видеть самого Кришну, а сварупа-шакти заключена в Кришне».

#00:10:11#

Госвами Махарадж: В Бхагавад-гите говорится: бхакто ’си ме сакха̄ чети — «Можно лучше понять эту истину тому, кто является сакхой, то есть другом Кришны»[9]. Арджуна... Мы читали в «Гаура-ганнодеша-дипике», что Лалита или Вишакха из духовного мира — Арджуна. В духовном мире Вишакха пребывает в мадхурья-расе, но в Бхагавад-гите Арджуна — друг Кришны.

#00:11:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Арджуна — в дварака-лиле? Но я не знаю, упоминается ли это в «Гаура-ганнодеша-дипике». Идея такова, что это некое отражение, классификация типа. В противном случае Лалита, Вишакха в Двараке в мадхура-расе будут Сатьябхамой и Рукмини. Лалита и Вишакха пребывают в ограниченной мадхура-расе в Двараке. Лалита и Вишакха Вриндавана будут представлены в Двараке в мадхура-расе, призванные помогать своей Госпоже в качестве Рукмини и Сатьябхамы. А что касается Арджуны, то определенное сходство может быть прослежено. Не в действительности Арджуна таков, это нечто вроде классификации такого типа, этой природы. Соответственно, если анализировать природу, то мы можем классифицировать Арджуну подобным образом.

#00:12:23#

Определенные чувства преобладают, определенный разум преобладает, определенные разнообразные качества доминируют — такова рода классификация. И в этом смысле этот тип может быть рассмотрен.

#00:12:48#

Цвет и позиция более высоки в мадхура-расе. В сакхья-расе, скажем, Субал имеет связь с мадхура-расой. Мадхумангал несколько ниже, нежели Субал. Мадхумангал и Шридам. Последний где-то безразличен к мадхура-расе. Таким образом, возможна классификация.

#00:13:26#

В дварака-лиле, чтобы представить Лалиту и Вишакху в лагере мадхура-расы, должна присутствовать подобная делегация. И если написано в каком бы то ни было писании, что Арджуна таков, то это вопрос типа, согласно разнообразию атрибутов.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



[1] «Преданный, добросовестно поклоняющийся Божеству в храме, но не относящийся с почтением к другим преданным и людям в целом, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается занимающим низшее положение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47).

[2] «Преданный среднего или второго класса, называемый мадхьяма-адхикари, предлагает свою любовь Всевышнему, оставаясь искренним другом всем преданным Господа, милостив к невежественным и невиновным людям и игнорирует тех, кто завидует Верховной Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

[3] «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45).

[4] «Вайшнав высшей категории — это тот, кто одним своим присутствием побуждает других воспевать Святое Имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.74).

[5] Арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате / на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣ — «Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

[6] «О Нарада, мудрец среди богов, та деятельность, что рекомендована священными писаниями для удовлетворения Всевышнего, Господа Шри Хари, называется регулируемой преданностью (садхана-бхакти), благодаря которой достигается высочайший уровень бхакти (кришна-премы)» («Нарада-панчаратра», 1.2.13; «Бхакти-расамрита-синдху», Бхагавад-бхакти, Двития-лахари, Садхана-бхакти, 13).

[7] «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

[8] «Он [преданный Богу] занимает свое тело, ум и речь в ничем не ограниченном стремлении служить Шри Хари и не отступает от этого правила ни при каких обстоятельствах» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.187).

[9] [Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне:] са эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа, йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣ / бхакто ’си ме сакха̄ чети, рахасйам̇ хй этад уттамам — «Поскольку ты Мой друг и предан Мне, сейчас Я открою тебе сокровенное знание об этой вечной йоге» (Бхагавад-гита, 4.3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования