«Связь с Кришной приходит через служение преданным». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 18 апреля 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 37.61M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Связь с Кришной приходит через служение преданным

(18 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:12#

Вопрос: Если Госвами Махарадж признает авторитет Эйнштейна, то как это соотносится с его служением в вайшнавской традиции, поскольку идеи Эйнштейна во многом противоположны?

#00:00:32#

Шрила Госвами Махарадж: Я никогда не говорил, что я принимаю Эйнштейна как авторитет, я всего лишь использую его для примера. Хотя в целом он мне нравится. Но еще более глубокими мне кажутся несколько иные идеи. Можно сказать, ну допустим, в качестве аргумента примем, что он является величайшим умом двадцатого столетия, и, косвенным образом, через пример, мы можем понять, насколько сокровенным и тайным является на самом деле сознание Кришны. Эйнштейн, в частности, говорил, что он может принять какую-то общую идею Бога, пантеизм, но идею Бога как Личности — этого мозг Эйнштейна не мог принять.

#00:02:35#

И об этом же сказано в первой шлоке «Бхагаватам». Там сказано: мухйанти йат сӯрайо[1]. Даже Эйнштейн будет запутан и не сможет понять столь высоких идей. Это слишком возвышенно, но тем не менее это истина. В этом и красота этой идеи, что ее невозможно понять материальным умом.

#00:03:05#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[2]

В этом и смысл тех слов писаний, где говорится, что Кришна и все, что связано с Ним, — это предметы, недоступные пониманию материальным разумом и умом. И в этом смысле эти вещи и утверждения невозможно проверить. И для большинства людей это критический момент, после которого, образно говоря, они встают и уходят, говоря: «Ну все, если это нельзя доказать, значит, это нереально!»

#00:04:06#

И в этот момент мы можем процитировать другого нашего друга — Курта Гёделя, который говорил… ну, немного перефразируя его мысль, но суть такова: «Существуют вещи истинные, но которые невозможно доказать». Скажем, вы не можете доказать, что красота существует, но это не означает, что нет красивых людей. Вы не можете доказать существование любви. Вы не можете доказать, что кто-либо когда-либо нашел любовь. Скорее, обратившись к статистике разводов, вы можете сказать об обратном. Но это не останавливает людей, которые пытаются найти и ищут любовь, сладость, нежность. Но это тема для другой лекции.

#00:05:22#

Кришна — это прекрасная реальность. Поэтому мне нравится, как Рукмини, которая впоследствии стала главной царицей государства Кришны, как она приглашала, звала Кришну, прося похитить ее. И мы можем сказать, что она просила Кришну, чтобы Он похитил ее как в буквальном, так и в метафорическом смысле. В метафорическом смысле мы можем сказать, что речь идет о просьбе спасти ее, похитить ее из плена кармических обстоятельств.

#00:06:17#

ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те,
нирвиш́йа карн̣а-вивараир харато ’н̇га-та̄пам
рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇,
твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме[3]

ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара…

#00:06:43#

Стоит обратить внимание, что эти события происходили еще до того, как она встретилась с Кришной, что придает особое значение этому. Она говорит: «Услышав о Тебе, я поняла, что Ты — самое прекрасное, что есть на свете. Твои качества: ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те. И более того, услышав о Тебе, я вообще поняла, для чего нам дарован слух. Почему мы способны слышать хоть что-то? Для того, чтобы мы могли слушать о Тебе, слушать Твои имена, слушать о Твоих качествах, деяниях. Для того, чтобы это было возможно, для этого нам дарован слух». Нирвиш́йа карн̣а-вивараир харато ’н̇га-та̄пам. «И, — продолжает она, — все вещи, которые ранее доставляли мне беспокойства и страдания, когда я начала слушать о Тебе, исчезли».

#00:08:19#

…рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄…

«И, — продолжает она, — слушая о Тебе, ко мне пришло видение Тебя, и, увидев Твой божественный облик, я поняла, для чего нам даровано зрение». Кто-то может сказать: «Это она о чем? О том, что глаза предназначены только для того, чтобы видеть Кришну и больше ни для чего?» Но да, и Радхарани говорит о том же. Это Ее слова. И я думаю, что на эту тему следует поразмыслить. Она говорит: «Единственная причина, по которой у вас есть глаза, — это [возможность] смотреть на Кришну». Я думаю, что речь идет о другом восприятии. Или иной точке зрения.

#00:09:46#

Обычно мы думаем, когда мы слышим что-то духовное: «Ну что ж, добавим это к своему багажу». Но она утверждает, что если вы используете свои глаза для чего бы то ни было, но не видите Кришны, то они бесполезны. Поэтому, как минимум, из этого можно вынести следующее заключение — очень суровое, весьма эксклюзивное. Акхила̄ртха-ла̄бхам̇. И далее она продолжает: «Благодаря этому слушанию Тебя, я обрела все». (Акхила̄ значит «всё», ла̄бха значит «получить».)

#00:10:39#

йам̇… ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇… на̄дхикам̇…[4]

Это «самадхи-шлока» Бхагавад-гиты.

Как бы то ни было:

#00:10:59#

…твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме

«И — заключает она свое письмо, — теперь я бесстыдно, дерзко прошу Тебя — похить меня! Вызволи меня из этих обстоятельств, которые вечно утягивают меня от Тебя, позволяя мне забыть о Тебе».

#00:11:36#

бхаджанӣйа сарва сад гун̣а̄ виш́иш̣т̣ха[5]

#00:11:47#

Качества Кришны таковы, что, соприкасаясь с ними, любой чувствует неудержимое влечение [к Господу]. Но наиболее глубокая связь с Кришной приходит через общение и служение Его величайшим преданным.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение...» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

2  Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

3  [Шри Рукмини написала в своем письме Кришне:] «О краса миров, слушая рассказы о Твоих качествах, которые услаждают слух слушающих и устраняют их телесные страдания, и слушая о Твоей красоте, которая исполняет все желания зрения смотрящих, я сосредоточила свой бесстыдный ум на Тебе, о Кришна!» («Шримад-Бхагаватам», 10.52.37).

4  Йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇ татах̣ / йасмин стхито на дух̣кхена, гурун̣а̄пи вича̄лйате — «Обретя это, он считает, что нет большего достижения. Утвердившись в этом положении, он никогда не утратит самообладания, даже сталкиваясь с великими испытаниями» (Бхагавад-гита, 6.22).

5  Шрила Джива Госвами дал удивительное объяснение понятию «Бхагаван» (Всевышний): бхаджанӣйа сарва сад гун̣а̄ виш́иш̣т̣ха — «Бхагаван обладает таким обаянием, что всякий, кто узнал о Нем, испытывает естественное желание стать Его слугой. Он настолько красив, что тот, кому Он открылся, ощущает желание поклоняться Ему и любить Его. Он носит имя Бхагаван не потому, что подчиняет Себе, а потому, что мы желаем подчиняться Ему». Готовность пожертвовать собой ради Него — признак зрелой веры. Он настолько прекрасен, что душа испытывает естественную потребность жертвовать собой ради Него. «Умереть, чтобы жить» — этим отличается подлинная вера.




←  «Три уровня Гуру. Бхаджанананди и гоштхананди». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 27 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Три типа Гуру. Трансформация восприятия Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 44.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Связь с Кришной приходит через служение преданным

(18 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:12#

Вопрос: Если Госвами Махарадж признает авторитет Эйнштейна, то как это соотносится с его служением в вайшнавской традиции, поскольку идеи Эйнштейна во многом противоположны?

#00:00:32#

Шрила Госвами Махарадж: Я никогда не говорил, что я принимаю Эйнштейна как авторитет, я всего лишь использую его для примера. Хотя в целом он мне нравится. Но еще более глубокими мне кажутся несколько иные идеи. Можно сказать, ну допустим, в качестве аргумента примем, что он является величайшим умом двадцатого столетия, и, косвенным образом, через пример, мы можем понять, насколько сокровенным и тайным является на самом деле сознание Кришны. Эйнштейн, в частности, говорил, что он может принять какую-то общую идею Бога, пантеизм, но идею Бога как Личности — этого мозг Эйнштейна не мог принять.

#00:02:35#

И об этом же сказано в первой шлоке «Бхагаватам». Там сказано: мухйанти йат сӯрайо[1]. Даже Эйнштейн будет запутан и не сможет понять столь высоких идей. Это слишком возвышенно, но тем не менее это истина. В этом и красота этой идеи, что ее невозможно понять материальным умом.

#00:03:05#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…[2]

В этом и смысл тех слов писаний, где говорится, что Кришна и все, что связано с Ним, — это предметы, недоступные пониманию материальным разумом и умом. И в этом смысле эти вещи и утверждения невозможно проверить. И для большинства людей это критический момент, после которого, образно говоря, они встают и уходят, говоря: «Ну все, если это нельзя доказать, значит, это нереально!»

#00:04:06#

И в этот момент мы можем процитировать другого нашего друга — Курта Гёделя, который говорил… ну, немного перефразируя его мысль, но суть такова: «Существуют вещи истинные, но которые невозможно доказать». Скажем, вы не можете доказать, что красота существует, но это не означает, что нет красивых людей. Вы не можете доказать существование любви. Вы не можете доказать, что кто-либо когда-либо нашел любовь. Скорее, обратившись к статистике разводов, вы можете сказать об обратном. Но это не останавливает людей, которые пытаются найти и ищут любовь, сладость, нежность. Но это тема для другой лекции.

#00:05:22#

Кришна — это прекрасная реальность. Поэтому мне нравится, как Рукмини, которая впоследствии стала главной царицей государства Кришны, как она приглашала, звала Кришну, прося похитить ее. И мы можем сказать, что она просила Кришну, чтобы Он похитил ее как в буквальном, так и в метафорическом смысле. В метафорическом смысле мы можем сказать, что речь идет о просьбе спасти ее, похитить ее из плена кармических обстоятельств.

#00:06:17#

ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те,
нирвиш́йа карн̣а-вивараир харато ’н̇га-та̄пам
рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄ртха-ла̄бхам̇,
твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме[3]

ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара…

#00:06:43#

Стоит обратить внимание, что эти события происходили еще до того, как она встретилась с Кришной, что придает особое значение этому. Она говорит: «Услышав о Тебе, я поняла, что Ты — самое прекрасное, что есть на свете. Твои качества: ш́рутва гун̣а̄н бхувана-сундара ш́р̣н̣вата̄м̇ те. И более того, услышав о Тебе, я вообще поняла, для чего нам дарован слух. Почему мы способны слышать хоть что-то? Для того, чтобы мы могли слушать о Тебе, слушать Твои имена, слушать о Твоих качествах, деяниях. Для того, чтобы это было возможно, для этого нам дарован слух». Нирвиш́йа карн̣а-вивараир харато ’н̇га-та̄пам. «И, — продолжает она, — все вещи, которые ранее доставляли мне беспокойства и страдания, когда я начала слушать о Тебе, исчезли».

#00:08:19#

…рӯпам̇ др̣ш́а̄м̇ др̣ш́имата̄м акхила̄…

«И, — продолжает она, — слушая о Тебе, ко мне пришло видение Тебя, и, увидев Твой божественный облик, я поняла, для чего нам даровано зрение». Кто-то может сказать: «Это она о чем? О том, что глаза предназначены только для того, чтобы видеть Кришну и больше ни для чего?» Но да, и Радхарани говорит о том же. Это Ее слова. И я думаю, что на эту тему следует поразмыслить. Она говорит: «Единственная причина, по которой у вас есть глаза, — это [возможность] смотреть на Кришну». Я думаю, что речь идет о другом восприятии. Или иной точке зрения.

#00:09:46#

Обычно мы думаем, когда мы слышим что-то духовное: «Ну что ж, добавим это к своему багажу». Но она утверждает, что если вы используете свои глаза для чего бы то ни было, но не видите Кришны, то они бесполезны. Поэтому, как минимум, из этого можно вынести следующее заключение — очень суровое, весьма эксклюзивное. Акхила̄ртха-ла̄бхам̇. И далее она продолжает: «Благодаря этому слушанию Тебя, я обрела все». (Акхила̄ значит «всё», ла̄бха значит «получить».)

#00:10:39#

йам̇… ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇… на̄дхикам̇…[4]

Это «самадхи-шлока» Бхагавад-гиты.

Как бы то ни было:

#00:10:59#

…твайй ачйута̄виш́ати читтам апатрапам̇ ме

«И — заключает она свое письмо, — теперь я бесстыдно, дерзко прошу Тебя — похить меня! Вызволи меня из этих обстоятельств, которые вечно утягивают меня от Тебя, позволяя мне забыть о Тебе».

#00:11:36#

бхаджанӣйа сарва сад гун̣а̄ виш́иш̣т̣ха[5]

#00:11:47#

Качества Кришны таковы, что, соприкасаясь с ними, любой чувствует неудержимое влечение [к Господу]. Но наиболее глубокая связь с Кришной приходит через общение и служение Его величайшим преданным.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение...» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

[2] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[3] [Шри Рукмини написала в своем письме Кришне:] «О краса миров, слушая рассказы о Твоих качествах, которые услаждают слух слушающих и устраняют их телесные страдания, и слушая о Твоей красоте, которая исполняет все желания зрения смотрящих, я сосредоточила свой бесстыдный ум на Тебе, о Кришна!» («Шримад-Бхагаватам», 10.52.37).

[4] Йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇ татах̣ / йасмин стхито на дух̣кхена, гурун̣а̄пи вича̄лйате — «Обретя это, он считает, что нет большего достижения. Утвердившись в этом положении, он никогда не утратит самообладания, даже сталкиваясь с великими испытаниями» (Бхагавад-гита, 6.22).

[5] Шрила Джива Госвами дал удивительное объяснение понятию «Бхагаван» (Всевышний): бхаджанӣйа сарва сад гун̣а̄ виш́иш̣т̣ха — «Бхагаван обладает таким обаянием, что всякий, кто узнал о Нем, испытывает естественное желание стать Его слугой. Он настолько красив, что тот, кому Он открылся, ощущает желание поклоняться Ему и любить Его. Он носит имя Бхагаван не потому, что подчиняет Себе, а потому, что мы желаем подчиняться Ему». Готовность пожертвовать собой ради Него — признак зрелой веры. Он настолько прекрасен, что душа испытывает естественную потребность жертвовать собой ради Него. «Умереть, чтобы жить» — этим отличается подлинная вера.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования