«Путь Рупануга-сампрадаи». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа, прочитанная в Москве 19 августа 2002 года

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Путь Рупануга-сампрадаи

Из выступления Его Божественной Милости
в Москве 19 августа 2002 года

 

Здесь, в России, меня встречают сотни любящих преданных, верно следующих нашим принципам. Сегодня я здесь, с вами, а завтра, если на то будет воля Кришны, улечу в Индию. Но я очень счастлив встрече с русскими преданными. Мои благословения всем последователям Шри Чайтанья Сарасват Матха и мои дандават-пранамы всем ныне живущим гуру-вайшнавам.

Я хотел бы сказать несколько слов. То, что я наблюдаю в России, можно назвать чудом. Я вижу, как все русские преданные следуют сознанию Кришны, и поражаюсь этому. Наша российская миссия очень быстро растет. Многие люди принимают посвящение и становятся преданными Гуру Махараджа, Шри Чайтанья Сарасват Матха и Махапрабху. Наша проповедническая миссия в России развивается очень успешно, и никто не может понять, как русские преданные приобрели все необходимые качества, но я вижу и знаю, что это так. Я вижу, что их сердца очень чисты, в них нет никаких скрытых побуждений, а кроме того, эти преданные исполнены терпения и смирения.

Россия долгое время была страной, избравшей свой, особенный путь развития. Мы знали ее как страну коммунизма, но сейчас ее политический строй изменился. Приезжая сюда, я вижу людей, открывших свои сердца сознанию Кришны, в которых живет дух смирения и терпения. С каждым днем все больше и больше их приходит в движение сознания Кришны, и подобного я не видел нигде. Я был болен, вы знаете, у меня был инсульт. Не скрою, мне очень хотелось увидеться с преданными. Когда Джаганнатх Валлабха Прабху позвонил мне от имени русских преданных, я решил приехать сюда. Вместе со мной приехали Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, Шрипад Джанардан Махарадж, Чидананда Прабху, Шрипад Гири Махарадж, Сурешвари Диди – очень много американских преданных.

Наша проповедь очень проста и понятна для людей. Они видят, что сознание Кришны может преодолеть любые границы. Оно может проникнуть в сознание не только людей, но даже растений, животных – кого угодно. Сердца людей преисполняются верой, и они начинают со смирением, терпением и почтением к другим практиковать сознание Кришны. У себя дома каждый живет соответственно своим предпочтениям и возможностям, но здесь все преданные живут в одинаковых условиях. Здесь еще не созданы все условия для комфортного проживания, и люди вынуждены переносить определенные тяготы, несравнимые с привычными удобствами собственного жилья. Но приехать сюда и жить с преданными – их выбор. Они приехали, потому что им это нужно, у них много вопросов, и они хотят услышать на них ответы.

Сегодня мы с преданными размышляли об этом. Проповедь в России проходит прекрасно. Если у меня не будет возможности приехать сюда снова, значит, я не смогу исполнить одно из своих самых заветных желаний. Я действительно очень хочу вновь приехать сюда. Я был здесь уже шесть раз, и, приезжая сюда снова и снова, вижу, что Россия – очень благоприятное место для проповеди сознания Кришны. Весь мир с интересом рассматривает такое явление, как русский характер, и нам открывается сердце этого народа, его душа и образ мышления. Трудно поверить, что ваша страна на протяжении многих лет исповедовала атеизм, потому что каждый человек здесь тянется к Богу. Такое у меня ощущение. Как бы там ни было, сознание Кришны не знает границ, и сейчас оно пришло в Россию.

Я слышал, что Свами Махарадж хотел проповедовать в России, но ему не дали возможности для этого. Из аэропорта он поехал в одну из московских гостиниц, а затем покинул страну. В то время Бхакти Судхир Госвами Махарадж, которого тогда звали Дхира Кришна Брахмачари, представлял в России учение Прабхупады, но был вынужден действовать подпольно. Это не могло быть открытой проповедью. Ананта Шанти Прабху, который пытался открыто проповедовать сознание Кришны, оказался за решеткой и провел в тюрьме двенадцать лет. Но все изменилось благодаря благословениям Шрилы Прабхупады и Шрилы Гуру Махараджа. Теперь сознание Кришны, пребывающее в сердце каждого живого существа, переполняет собою все.

Кришна предстает в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван. Бхагаван – это Верховная Божественная Личность, Он и есть Кришна; во всем мире людям известно, что Всевышний – Кришна. Но понять положение Параматмы немного труднее, потому что она пребывает с дживатмой в сердце каждого живого существа. Наши писания, Упанишады, говорят о двух птицах, одна из которых погружена в деятельность, а Другая наблюдает за ней. Активная птица – это дживатма, а наблюдающая – Параматма. Такое сравнение приводят Упанишады.

Здесь сознание Кришны распространяется от сердца к сердцу, и каждый день оно привлекает все больше и больше удачливых душ. В этом году приняли посвящение несколько сотен преданных, и уже тысячи их практикуют сознание Кришны. Это произошло настолько быстро, всего за несколько лет, что, поистине, просто не верится! Мне так полюбились русские преданные, что я очень хочу вновь встретиться с ними. Мне может нездоровиться или меня может одолевать слабость, но я не обращаю на это внимания, потому что Гуру Махарадж дал мне наказ проповедовать сознание Кришны. Выполняя его указание, я пытаюсь проповедовать по всему миру. Возможно, скоро я поеду в Америку, но мне не забыть Россию. Сердца русских людей настолько искренни и радушны, что я не мог себе даже представить. Приезжая сюда, мы видим результаты их усилий, их душевный настрой, их преданное служение, чистые помыслы, а также то, насколько они терпимы. Я думаю, что они – вайшнавы по своей природе, искренние друзья вайшнавов, вайшнавской сампрадаи, и потому здесь каждая проповедническая миссия имеет так много горячих приверженцев. Что я могу сказать больше?

Сегодня благословенный день, особенно для меня, потому что в этот день я получил дикша-посвящение от Гуру Махараджа, и кроме того, сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами Прабху. Этот день очень дорог для меня, и сейчас я расскажу об играх Рупы Госвами Прабху, а также о том, почему Махапрабху и Его ученики называют свою линию Рупануга-сампрадаей.

Сегодня день ухода Рупы Госвами Прабху и Гауридаса Пандита. Оба они – наши величайшие наставники. Махапрабху Чайтаньядев дал нашей сампрадае название Рупануга-сампрадая. Почему Махапрабху так назвал ее? Впервые Махапрабху встретился с Рупой и Санатаной в районе Рамакели. Тогда Махапрабху дал им посвящение, а позже решил сделать Рупу Госвами Своим преемником. Если мы станем придерживаться поверхностной точки зрения, то увидим, что Шри Чайтанья принял Свое решение несколько позже. Однако, на самом деле, взаимоотношения между Махапрабху и Рупой-Санатаной вечны. Махапрабху невозможно понять без Рупа-Санатаны, а Рупа-Санатану нельзя постичь баз Махапрабху.

Их взаимоотношения становятся более понятными в Пури-дхаме. В святой дхаме Рупе Госвами открылось, как ясновидцу, что переживает в Своем сердце Махапрабху, и, восприняв эти переживания, он сложил одну шлоку. Когда Махапрабху прочел ее, то, не скрывая Своего удивления, спросил Рупу Госвами, ласково потрепав его по плечу: «Откуда тебе известно, что у Меня на сердце?» И, обращаясь к Сварупе Дамодару, Он повторил: «Откуда Рупа Госвами знает, что у Меня на сердце?» Сварупа Дамодар произнес: «Ты наделил Рупу всем, поэтому Твое сердце для него – открытая книга». Махапрабху, Который всегда отличался необычайным смирением и постоянно говорил: «Я никто и ничто», на это, против обыкновения, ответил: «Да, Я отдал Рупе все».

Когда в самом сердце Пури-дхамы Махапрабху представлял собравшимся Рупу Госвами как Своего преемника, судьей выступал Рамананда Рай. Там было много достойных и очень сведущих в науке сознания Кришны лиц, таких как Адвайта Ачарья, Сварупа Дамодар и другие. Махапрабху, в окружении этих возвышенных душ, обратился к Рупе Госвами: «Рупа, Я знаю, ты сейчас пишешь “Лалита-Мадхаву”». Рупа очень смутился, но Махапрабху продолжал: «Почитай что-нибудь из своей книги, чтобы все, присутствующие здесь, услышали эту поэму». Рупа, предпочитавший всегда оставаться в тени, пытался отказаться, но Махапрабху настаивал, и Рупе пришлось, шлока за шлокой, прочесть свое произведение. Оно настолько восхитило слушателей, что они в великом изумлении стали вопрошать Махапрабху: «Каким образом Рупа смог достичь таких глубин познания? Это немыслимо. Ты, должно быть, наделил его особой силой, которая позволяет ему совершеннейшим образом понимать самые тонкие и возвышенные истины сознания Кришны».

Махапрабху не стал этого отрицать. Он сказал: «Да, это так, но все же этого недостаточно. Нужно, чтобы и вы одарили его своими благословениями. Тогда то, что он получил, обретет в нем полное совершенство. Одного лишь Моего благословения и Моей воли мало – кроме них необходимо благословение и желание с вашей стороны. Тогда он с полным правом вступит в свои права».

Затем собравшиеся вайшнавы благословили Рупу Госвами, и с того дня считается, что Махапрабху возложил на Рупу Госвами полномочия быть Его представителем. После ухода Махапрабху все следовали Дасу Госвами, Сварупе Дамодару и Рупа-Санатане. Но Сварупа Дамодар, Дас Госвами, Санатана и другие Госвами единодушно почитали Рупу Госвами как представителя сампрадаи Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху не писал книг, не оставил письменных свидетельств Своего учения, но Рупа-Санатана в своих трудах всеобъемлюще представили Его концепцию. В этом им помогали Сварупа Госвами, Рагхунатх Госвами, Шри Джива Госвами, Гопал Бхатта Госвами и все остальные Госвами. Санатана Госвами был гуру Рупы Госвами, но и он полностью поддержал его, когда сампрадая явила себя как Рупануга-сампрадая. Джива Госвами был непосредственным учеником Рупы Госвами и хранителем сокровищ всей Гаудия-сампрадаи.

Шрила Гуру Махарадж сложил одну шлоку о Шриле Бхактивиноде Тхакуре1. Махапрабху утвердил Рупу Госвами в качестве ачарьи Своей сампрадаи и Своей божественной концепции сознания Кришны. Он наделил Рупу Госвами верховными полномочиями. Сварупе Госвами известно все, и он, без сомнения, учитель сампрадаи. Санатана Госвами, являясь гуру Шри Рупы, всецело поддерживал верховное положение Рупы Госвами, потому что этого хотел Шри Чайтанья Махапрабху. Рупа Госвами подарил учение Шри Чайтаньи Махапрабху всему человечеству. Когда бы ни возникали трудности, когда бы ни появлялась оппозиция, Джива Госвами блестяще отстаивал учение Шри Чайтаньи Махапрабху от любых атеистических нападок или возражений со стороны других религиозных течений. Чтобы защитить учение Рупы Госвами, он написал много трудов в его поддержку.

Шукадев Госвами преподал сознание Кришны в «Шримад-Бхагаватам». Об этом же поведал Господь Шива в тантре и Господь Брахма в качестве сампрадая-гуру. Бхактивинод Тхакур дал чистое сознание Кришны, выражающееся в поклонении Нанда-нандане Шри Кришне и служении Шри Радхике. Такова концепция, которую открыл нам Шрила Бхактивинод Тхакур. Такова наша гуру-парампара, нисходящая через Рупу и Дживу Госвами. Затем она была представлена Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, который перед своим уходом из этого мира передал свои полномочия Шриле Гуру Махараджу. Поэтому все признают нашего Гуру Махараджа, Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, рупануга-ачарьей. Поэтому все ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура почитали Шрилу Гуру Махараджа рупануга-ачарьей.

Таков путь нашей сампрадаи, и всем известно, что передача полномочий происходила от сердца к сердцу и таким образом достигла Шрилы Шридхара Махараджа. Именно поэтому Шрилу Гуру Махараджа почитали даже его противники. Множество учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура приняли санньясу у Гуру Махараджа. Среди них были такие возвышенные вайшнавы, как Шрила Кешава Махарадж, Шрила Бхагават Махарадж, Шрила Ачарья Махарадж, Шрила Мадхусудана Махарадж. Все они считали, что Шрила Сарасвати Тхакур передал свои полномочия рупануга-сампрадая-ачарьи Гуру Махараджу.

Сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами. Я надеюсь, что мне удалось что-то рассказать о нем. Я хочу сказать преданным во всем мире, что они очень милостивы ко мне. Все они очень рады услышать что-то от меня, поэтому я пытаюсь сейчас рассказать о Шриле Рупе Госвами. Я с почтением предлагаю всем преданным свои дандаваты. Я предлагаю свои дандаваты всем, кто пришел в Рупануга-сампрадаю и следует ее принципам как практикующий, учитель или ученик.

 


1 Имеется в виду девятый стих из поэмы «Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам»: ш́рӣ-гаура̄нуматам̇ сварӯпа-видитам̇ рӯпа̄граджена̄др̣там̇, рӯпа̄дйаих̣ паривеш́итам̇ рагху-ган̣аир а̄сва̄дитам̇ севитам / джӣва̄дйаир абхиракшитам̇ ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-самма̄нитам̇, ш́рӣ-ра̄дха̄-пада-севана̄мр̣там ахо тад да̄тум ӣш́о бхава̄н – «По воле Шри Гаурачандры Шри Сварупа Дамодар познал сокровенный смысл того, перед чем преклоняется Шри Санатана Госвами; того, что несут миру Шри Рупа Госвами и другие великие наставники, познавшие сладость духовной любви; того, что вкушают и переживают Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи; что бережно хранят Шри Джива Прабху и все великие святые; того, перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава небожителей Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма. И – о чудо из чудес! – этот сладостный восторг, счастье служения Шри Радхике, теперь ты [Шрила Саччиддананда Бхактивинод Тхакур] даруешь нам».

← «Пикник на обочине». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 7 сентября 2008 года. Рига, Латвия ·• Архив новостей •· Инициация в Сочи. В нашем полку прибыло. 19 августа 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования