«Положение духовного наставника. День явления Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. 15 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург. Вайшнавский фестиваль, утренний даршан

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.3 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Положение духовного наставника.
День явления Шрилы Шридхара Махараджа

(15 октября 2006 года. Вайшнавский фестиваль, утренний даршан.
Лахта, Санкт-Петербург)

 

К сожалению, я приехал из Индии очень больным, и не знаю, когда смогу участвовать в духовных программах, когда — нет. Иногда я чувствую себя очень хорошо, вчера был такой день. Сейчас мое состояние не самое хорошее, но уже через пару часов мне станет лучше. Я не думал, что буду продолжать болеть в России. Здесь очень много преданных, и я знал, что они будут приходить ко мне, чтобы увидеться и пообщаться со мной.

#00:02:13#

На самом деле волна сознания Кришны в России растет с каждым днем. Такова воля Господа: Кришна желает, чтобы о Нем узнали повсеместно. Я вижу, что Кришна дарует особые благословения здесь, поскольку без милости Кришны достичь Его невозможно. Эта милость нисходит через Его преданных. Благодаря преданным мы можем обрести сознание Кришны очень легко.

#00:03:29#

наиш̣а̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим̇
спр̣ш́атй анартха̄пагамо йад-артхах̣
махӣйаса̄м̇ па̄да-раджо-’бхиш̣екам̇
ниш̣кин̃чана̄на̄м̇ на вр̣н̣ӣта йа̄ват
1

С этими словами Прахлада Махарадж обращается к своему отцу-демону Хираньякашипу: без милости преданных сознание Кришны никогда не проявится. По их милости этот божественный поток являет себя.

#00:05:17#

Мы обрели все по милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Шридхар Махарадж явил его особую милость, раскрыв его положение. Мы находимся в приземленном положении, положение же Гурудева совершенно отлично от нашего. Не стоит рассуждать о нем с точки зрения мирских представлений. Гурудев неотличен от Кришны — таково видение ученых и риши.

#00:06:30#

Сегодня день явления Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Сам Бхагаван сказал:

#00:06:41#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
найти ма̄м эти со ’рджуна
2

«Кто способен понять Мое божественное рождение, Мои божественные деяния, тот освободится из круговорота рождений и смертей».

Только лишь постижение явления столь великой личности освобождает нас от всего несовершенного. Писания приводят в пример рассвет и закат. Во время рассвета солнце не рождается, оно просто поднимается из-за горизонта. А во время заката оно не умирает, но всего лишь исчезает из нашего поля зрения. Как солнце восходит и садится, так и Господь появляется и исчезает. Явление нашего Гуру Махараджа в этом мире сравнивается с восходом солнца.

#00:09:16#

Однажды я внезапно сочинил одну большую поэму всего за полчаса или час. В ней описываются игры Гуру Махараджа. В этой поэме я описал время, место и все, что связано с рождением Шрилы Гуру Махараджа. Я могу прочитать несколько строк оттуда:

#00:10:06#

а̄т̣ха̄раш́а сатера ш́аке саура̄ш́вина ма̄са
ш́аниба̄ра ча̄ббиш́а диваса парака̄ш́а [6]

будха̄дитйа-джӣва йоге тун̇га граха ган̣е
ра̄мачандра-ра̄ш́йа̄ш́рае вӣрачандра-дине [7]

ш́убхан̇карӣ пусйа̄ ан̇ке ка̄рттикӣ навамӣ
дхаран̣ӣ хаила дханйа прабху пада чуми [8]
3

В этих стихах я описал гороскоп Гуру Махараджа: особое благоприятное положение в связи с днем его явления. Он родился в 1817 году эры Шакабда, в месяц Ашвина. Шанибар, 26-е число, суббота месяца Ашвина. Ш́убхан̇карӣ пусйа̄ ан̇ке. Его накшатра — это Пушья накшатра. Накшатра значит «звезда». Пушья — очень известная звезда. Ее качества описаны в джьотиш-шастрах. Там сказано, что под ее влиянием можно избежать сотни неблагоприятных обстоятельств.

#00:12:50#

Гуру Махарадж явился в Чандра-Картику в день навами-титхи, и сегодня именно этот титхи. Рамачандра также родился в этот день (навами). Именно поэтому отец назвал Шридхара Махараджа Рамендра Сундаром.

#00:13:40#

По нашей великой удаче Шрила Гуру Махарадж явился в этом мире и даровал нам прибежище своих лотосоподобных стоп. С внешней стороны мы видим, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур выбрал Гуру Махараджа своим преемником, следующим сампрадая-ачарьей. Таково внешнее видение. Но сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывал положение Гуру столь сладостным образом. Он говорил, что не знает, каково положение других Гуру, но его Гуру неотличен от Радхарани.

#00:15:12#

И нам, в свою очередь, стоит придерживаться точки зрения Шрилы Сарасвати Тхакура и относиться к ней с почтением. Лучший слуга — мой Гурудев. Мой Гурудев — это Радхарани, божественная форма Радхарани, живущей на Голоке Вриндавана. Под Ее началом действуют все восемь сакхи и многие группы манджари во главе с Рупой Манджари. И это лучшее описание Голоки Вриндавана, находящейся над паравьома-дхамой (духовным небом).

В писаниях сказано:

#00:16:49#

вираджа̄р па̄ре ш́уддха-паравйома-дха̄м
тад упари ш́рӣ-гокула-вр̣нда̄ран̣йа на̄м
4

Над местом под названием Паравьома Дхам располагается Вриндаван, Гокула. Мое понимание таково — для меня в моем нынешнем положении это место очень далеко. Но это — истина, и она позитивна. В этом негативном мире все, что нам остается делать, — это следовать наставлениям Шри Чайтаньядева. Если нам удастся следовать им, то мы непременно достигнем трансцендентной обители Господа. Все уже в наших руках.

#00:18:58#

В день своего ухода Сарасвати Тхакур позвал Гуру Махараджа и передал ему управление Рупануга-сампрадаей. Все ученики Сарасвати Тхакура ожидали этого. И позднее многие из них получили санньясу, санньяса-мантру, высшую мантру преданности Господу, от Гуру Махараджа.

#00:20:31#

Все эти чудесные игры вайшнавов я вижу таким образом: все вайшнавы понимали, что Сарасвати Тхакур хочет сделать своим преемником Шридхара Махараджа, но никто не решался указать на это, сделать это явным для всех.

#00:21:42#

В тот момент, когда Гуру Махарадж застеснялся петь песню «Шри Рупа-Манджари-пада», секретарь Кунджа Бабу попросил одного из брахмачари спеть эту песню. Но Прабхупада остановил этого брахмачари, сказав, что он недостаточно квалифицирован, чтобы петь эту песню. «Эту песню может петь только Шридхар Махарадж», — заявил он. И Гуру Махарадж начал петь. На самом деле Гуру Махарадж не эксперт в пении, он танцор. Он был замечательным танцором, это всем известный факт.

#00:22:50#

После этого все получили санньясу у Шридхара Махараджа. Все это трансцендентные игры вайшнавов, и мне бы не хотелось много о них рассуждать. Почти все, что случилось потом, вы знаете. Нет необходимости это обсуждать, но то, что милостивый Шрила Гуру Махарадж принял нас, каждого из нас, — истина. Благодаря тому, что он является представителем Рупануга-сампрадаи, мы все стали принадлежать Рупануга-сампрадае. Теперь нам необходимо перестать отождествлять себя со своим мирским «я» и вступить в трансцендентный мир служения. Нам всегда покровительствует Шрила Гуру Махарадж, и нам необходимо уделять этому должное внимание.

#00:25:33#

В своей жизни я видел очень много чудес и столь много удивительного. Благодаря тому, что все эти переживания были дарованы мне, теперь я нахожусь на трансцендентной платформе, и моя позиция очень сильна. Моя стартовая площадка очень крепка и надежна по милости Шрилы Гуру Махараджа. Я могу запустить любую ракету из материального мира в трансцендентный.

#00:27:05#

Мы не должны об этом забывать: Кришнадас Кавирадж Госвами, обладающий милостью Нитьянанды Прабху, не забыл даровать нам описание качеств личности Нитьянанды:

#00:27:15#

пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхишт̣ха
джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пишт̣ха

мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кшайа
мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа

эмана ниргхр̣н̣а море кеба̄ кр̣па̄ каре
эка нитйа̄нанда вину джагат бхитаре

преме мата нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра

йе а̄ге пад̣айе, та̄ре карайе ниста̄ра
атаэва [
ниста̄рила̄ мо-хена дура̄ча̄ра]5

Это прославление Нитьянанды Прабху, данное Шрилой Кавираджем Госвами.

#00:28:47#

Также мы видим, что положение Шрилы Гурудева неотлично от положения Нитьянанды. Это в высочайшей степени милостивая божественная форма.

#00:29:23#

Кришнадас Кавирадж Госвами объявил, что после того как Нитьянанда благословил его, он обрел всю святую обитель Вриндавана и прибежище у шести Госвами: Рупы, Санатаны и других.

#00:29:41#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи
6

#00:30:30#

Дас Госвами сказал: «Я так и не обрел Твоей милости, о Радхарани! Мне не нужна милость Кришны. Я нуждаюсь только в Твоей милости, а уже потом — в милости Кришны. Но, возможно, Ты будешь милостива ко мне? Уже восемьдесят лет своей жизни я надеюсь, но так и не обрел Твоей милости».

В другой раз Дас Госвами сказал:

#00:30:56#

на̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми
7

Красивая шлока. В ней содержится все.

#00:32:05#

Мы питаем надежду, что очень близки к Кришне и Радхарани, но, с другой стороны, мы находимся очень далеко от Их обители. Махапрабху объясняет, что это ачинтья-бхеда-абхеда. С одной стороны, это столь близко, с другой — столь далеко. Но тот, кто приблизился к этому [плану бытия], погружен в эти переживания, никогда не подумает, что это очень далеко.

#00:33:22#

В Упанишадах мы также находим: тад дӯре тад в антике8. В этой шлоке сказано: «Это столь близко и столь далеко».

#00:33:44#

Милость ждет нас снаружи, достаточно открыть свою дверь, и она войдет к нам.

#00:34:04#

Я не могу прославить Шрилу Гуру Махараджа, потому что его личность безгранична. Прославлять его можно бесконечно. Я все время изумляюсь, когда думаю о том, сколь много даровал нам его милостивый взгляд. Я не смогу осознать этого до своего ухода из этого мира. Я не мог и надеяться, что такой Гуру появится в моей жизни. Мне сейчас семьдесят семь, и я видел столь много в этом мире, а также в духовном мире. Но я никогда не видел такого милостивого Гуру, как мой Гуру Махарадж. Кто я такой? Я был всего лишь деревенским мальчишкой и играл с деревенскими мальчишками. Я знал немного духовных песен, но это ничто. Однако теперь по милости Шрилы Гуру Махараджа все открылось мне. Я чувствую это. Я не могу отрицать влияния милости Шрилы Гуру Махараджа. Его милостивое деятельное участие неизмеримо. Я был столь занят служением Шриле Гуру Махараджу, что позабыл все.

#00:37:51#

Но однажды, в мой день рождения, мой друг и учитель, доктор Дол Говинда Шастри, давал лекцию, прославляющую милость Шрилы Гуру Махараджа ко мне. В тот день мои глаза открылись заново. После того случая я не забываю об этом и каждый день думаю о том, что Гуру Махарадж пролил на меня очень много милости. Сколь же много милости он явил мне, сколь же сильно он заботился обо мне! Все говорили об этом, а я забыл. Но я забыл об этом, потому что был очень занят и вовлечен в божественное служение ему.

#00:39:35#

В итоге я нахожусь здесь, занимая это положение. Это, без сомнений, великая милость Шрилы Гуру Махараджа. Однако мне необходимо общество Шрилы Гуру Махараджа, хранящем все духовное богатство. Через него это богатство распространится более широко.

#00:40:21#

Если я ничего не скажу о том, чье имя Шрипад Авадхут Махарадж, это будет оскорблением по отношению к Шриле Гуру Махараджу. Я могу сказать, что то, что делает Авадхут Махарадж, — чудо для нас.

#00:41:04#

Сегодня я принял одну таблетку, чтобы уснуть, и спал до четырех сорока. Я думал, что все спят столько же. Но я увидел, что это не так: Авадхут Махарадж уже был в моей комнате. Он пришел, чтобы напомнить мне о моем долге. Как бы то ни было, та истина, которая должна быть изложена, заключается в том, что все вы со мной по милости Шрипада Авадхута Махараджа. Я знаю это.

#00:42:20#

Я хотел приехать на фестиваль «Ethnoland», но Авадхут Махарадж сказал: «Приезжайте попозже», и я последовал его указанию. И вчера я понял, почему Авадхут Махарадж сказал мне приехать немного позже. Он указал на определенную дату: двадцать восьмое сентября. Из-за проблем с визой я приехал позже. Вчера или позавчера я посмотрел фотографии с фестиваля «Ethnoland» на своем компьютере. Я был поражен и удивлен, как этот человек управляет этим всем вместе со всеми преданными безо всяких колебаний, и все помогают ему. Но он всегда прославляет меня: «По вашей милости, по вашей милости»… Но я уверен, что мой Гуру Махарадж хочет, чтобы он распространял сознание Кришны по всему миру. Какова позиция Гуру? Позиция Гуру — распространитель сознания Кришны.

#00:44:26#

киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа
йеи кр̣ш̣н̣а-таттва-ветта, сеи гуру хайа
9

Это объяснение Махапрабху Рамананде Раю. Рамананда Рай родился в семье шудр. Махапрабху сказал: «Я знаю, что випры, санньяси, шудры — все это внешние отождествления. Этим Меня не обмануть. Но тот, кто проповедует сознание Кришны, дарует всем сознание Кришны, распространяет сознание Кришны, тот на самом деле является Гуру».

#00:46:07#

В связи с этим я могу с уверенностью сказать вам, что мой Гуру Махарадж явился в образе Авадхута Махараджа и дал мне еще больше служения и знания через него. В настоящее время для меня нет ничего невозможного!

#00:47:32#

Все вы — друзья Авадхута Махараджа, и он от вас ничего не требует. Это всегда меня удивляло. Я на него давлю, но он сам так не поступает. Он оказывает все свое почтение и уважение и отдает вообще все, что у него есть, вайшнавам. Вы видите, что сейчас здесь собрались вайшнавы со всего мира: Шрипад Джанардан Махарадж, Шрипад Госвами Махарадж, Шрипад Сиддханти Махарадж, Шрипад Акинчан Махарадж. Все вайшнавы присоединились к этому собранию и славят Гуру-Гаурангу Гандхарва-Говинда-Сундара, славят Гуру-Гаурангу Радха-Мадхава-Сундара. Чудесным образом Шрипад Авадхут Махарадж вовлекает всех нас в служение нашему Гуру Махараджу.

#00:48:49#

Также сюда приехали Рохини Диди и Шруташрава Прабху. Все вайшнавы собрались здесь благодаря Авадхуту Махараджу. Я в шутку сказал трем людям ранее: «Сотрудничайте с Авадхутом Махараджем». А какова его деятельность? Его деятельность — вовлечение всех вайшнавов в служение Кришне в России. Йеи кр̣ш̣н̣а-таттва-ветта, сеи гуру хайа. Ваше положение прочно, все вы очень удачливы, поскольку вам посчастливилось присоединиться к движению сознания Кришны.

#00:49:31#

Шрипад Авадхут Махарадж: Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

День явления Шрилы Шридхара Махараджа ки джай!

Шри мангала-арати ки джай!

Раз уж Гурудев дал такую возможность, надо идти на арати.

Шрила Говинда Махарадж: Я счастлив общаться с вами. Я не могу остановиться, если начинаю…

Шрипад Авадхут Махарадж: Махарадж, сегодня очень большой день, много-много программ и…

Шрила Говинда Махарадж: Да, да… Проведение всех программ возможно. Теперь я чувствую себя хорошо со всеми вами.

Шрипад Авадхут Махарадж: Джая Шрила Гурудев ки джай!

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

Переводчики: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж,
Джай Кумар Прабху, Сатья Сундар Прабху
Транскрипцию выполнили: Джахнави Прия Деви Даси, Динанатх Дас
Редакторы: Виласини Деви Даси, Традиш Дас

 


1 «Пока закоренелый материалист не осыплет себя пылью с лотосоподобных стоп вайшнава, всецело свободного от скверны мирского бытия, он не разовьет привязанности к лотосоподобным стопам Господа, которого прославляют за Его необычайные деяния. Очистить свою жизнь может лишь тот, кто, обретя сознание Кришны, укрылся под сенью лотосоподобных стоп Верховной Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.32).

2 «Кто понимает, что Я рождаюсь и действую в бренном мире не по принуждению, а по собственной воле, тот сам больше не рождается в этом мире и, расставшись с нынешним телом, входит в Мою обитель. Повинуясь Моей силе наслаждения, эта душа становится Моей вечной служанкой» (Бхагавад-гита, 4.9).

3 «Суббота, 26-е число месяца Ашвина, 1817 солнечного года эры Шака, стало святым днем явления моего владыки. Мой господин избрал день явления Шри Вирачандры Прабху, совпадающий своим покровительствующим знаком Зодиака с днем явления Всевышнего, Господа Шри Рамачандры, когда Солнце и Меркурий, Луна и Юпитер соединились, а множество звезд заняло свои наилучшие позиции. В счастливое время звезды Пушья, на девятый день месяца Картика, мать Земля обрела благословение, поцеловав лотосоподобные стопы моего Владыки» (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж).

4 «Выше реки Вираджа простирается чистейшее духовное небо, а над этим царством Вайкунтхи возвышается божественная обитель, известная как Шри Голока Вриндавана» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шри Радхаштака», 2.1).

5 «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях. Любой, кто слышит мое имя, утрачивает плоды благочестивых поступков. Любой, кто произносит мое имя, становится грешником. Кто в этом мире, кроме Нитьянанды, способен пролить Свою милость на такого презренного человека, как я? Охваченный упоительной любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими. Он дарует освобождение всем, кто припадает к Его стопам» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205–209).

6 Это стих Шрилы Рагхунатха Даса Госвами из «Вилапа-кусуманджали» (102). Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эта шлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: „Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня“. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

7 «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами, «Шри Мукта-чаритам»).

8 В мантре пятой «Шри Ишопанишад» говорится: тад эджати тан наиджати, тад дӯре тад в антике / тад антар асйа сарвасйа, тад у сарвасйа̄сйа ба̄хйатах̣ — «Всевышний и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего».

9 «Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он сведущ в науке о Кришне, его следует принять как Гуру» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.128).

← «Расслабленность — враг прогресса». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси и Сахадев Прабху. Украина, Киев. 21 октября 2013 года ·• Архив новостей •· «День явления Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 26 октября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования