«История Махараджа Амбариши». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 октября 2006 года. Санкт-Петербург, Лахта

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.0 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

История Махараджа Амбариши

(20 октября 2006 года, Лахта, Санкт-Петербург)


Сегодня утром по моей просьбе Шрипад Джанардан Махарадж общался от моего имени. Это очень благоприятно — каждое утро иметь соприкосновение с Гуру-Гаурангой. Каждое утро вы получаете даршан наших Божеств. И, не зависимо от того, в каком положении находятся преданные: недавно присоединились или  практикуют давно — положение преданного и гьяни-преданного всегда прославлено и благоприятно.

Вы знаете двух героев Прахлада Махараджа и Амбаришу Махараджа. Ведавьяса прославил их обоих на страницах «Шримад-Бхагаватам» и описал их необычайную преданность и деяния. 

ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
амбарӣш̣о маха̄-бха̄гах̣
сапта-двӣраватӣм̇ махӣм
авйайа̄м̇ ча ш́рийм̇ лабдхва̄
вибхавам̇ ча̄тулам̇ бхуви

мене ’тидурлабхам̇ пум̇са̄м̇
сарвам̇ тат свапна-сам̇стутам
 

(«Ш́рӣмад-Бха̄гаватам», 9.4.15,16)1 

Амбариша Махарадж был величайшим преданным и царем всего мира. Но главная его особенность была в том, что, несмотря на то, что он был царем всего мира, это нисколько не мешало ему быть преданным, практиковать духовную жизнь. Вся его власть, вся сила никоим образом не действовала на него, потому что он практиковал сознание Кришны и управлял миром в соответствии с наставлениями священных писаний.

#00:04:54#

са ваи махах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор
вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане
карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у
ш́рутим̇ чака̄ра̄чйута-сат-катходайе
 

мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау
тад-бхр̣тйа-га̄тра-спарш́е ’н̇га-сан̇гамам
гхра̄н̣ам̇ ча тат-па̄да-сароджа-саурабхе
ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите
 

па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е
ш́иро хр̣ш̣ӣкеш́а-пада̄бхивандане
ка̄мам̇ ча да̄сйе на ту ка̄ма-ка̄мйайа̄
йатхоттамаш́лока-джана̄ш́райа̄ ратих̣

(«Ш́рӣмад-Бха̄гаватам», 9.4.1820)2

Эти прекрасные шлоки описывают деятельность Амбариши Махараджа, который был занят духовной жизнью с утра до ночи.

У нас есть право читать и изучать «Шримад-Бхагаватам», где мы находим столь многие прославления таких великих преданных, как Амбариша Махараж, Бали Махарадж, Дхрува Махарадж, Нава Йогендра и других. Соприкосновение с этим крайне благоприятно для нас. Каждый новый посвященный задает вопрос: «В чем мое служение? Что я должен делать?» Наш ответ общий для всех: «Воспевай Святое Имя, слушай о славе Господа и славе преданных». Но у нас есть программа на весь день с раннего утра и до вечера, мы заняты различной деятельностью. И на примере Амбариши Махараджа показано, какие виды деятельности будут благоприятны для нас. Он имел в подчинении большое правительство, но сам был занят поклонением, служением Кришне.

Са ваи махах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор: его ум был занят медитацией на лотосоподобные стопы Кришны. Са ваи махах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор / вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане: его уста были заняты прославлением Господа и Его преданных. Карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у: его руки были заняты в уборке храма. Ш́рутим̇ чака̄ра̄чйута-сат-катходайе: его слух был занят слушанием  о славе священных писаний, о славе Господа, славе преданных. Мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау: его глаза всегда созерцали Божества  проявленную форму Господа и святые места Господа.

тад-бхр̣тйа-га̄тра-спарш́е ’н̇га-сан̇гамам
гхра̄н̣ам̇ ча тат-па̄да-сароджа-саурабхе
ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите

Осязание он задействовал в прикосновении к чистым преданным Господа. Его руки обнимали преданных и проводили поклонение преданным. Своими руками он раздавал прасад преданным. Обоняние было задействовано вдыханием аромата Туласи, предложеннойлотосоподобным стопам Божеств. Его язык был занят вкушением прасада, пищи, предложенной Божествам с листьями Туласи.

па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е
ш́иро хр̣ш̣ӣкеш́а-пада̄бхивандане

Свои стопы он занимал совершением парикрамы. Памятуя о Господе, он поклонялся всему и всем.

ка̄мам̇ ча да̄сйе на ту ка̄ма-ка̄мйайа̄

Все его желания были задействованы в служении Господу, Его преданным, преданным Его преданных.

йатхоттамаш́лока-джана̄ш́райа̄ ратих̣

Поэтому, будучи столь великой личностью, он обрел милость и силу преданности.

Даже Дурваса Риши, будучи великим мудрецом, обладавшим великой йогической силой, могуществом, получал его наставления.

#00:16:34#

Так получилось, что Амбариша Махарадж принял обет: в течение года он должен был безукоризненно следовать соблюдению Экадаши. Таким образом прошел почти год и Амбариша Махарадж держал свой обет и безукоризненно следовал каждому дню Экадаши.

Однажды, в день маха-двадаши, когда нужно было прервать Экадаши, дворец посетил величайший мудрец Дурваса Муни. Амбариша Махарадж предложил ему свое служение и предложил принять прасад и прервать Экадаши вместе. Дурваса Муни согласился и отправился омываться на реку и задержался там. Тогда Амбариша Махарадж, который строго соблюдал Экадаши, посоветовался с риши, которых много жило при дворце. Те посоветовали ему: «Пока Дурваса Муни отсутствует, ты не имеешь права садиться за стол, не накормив гостя. Однако, поскольку пришло время парана — прерывания Экадаши, ты можешь просто выпить капельку воды, которая согласно писаниям, считается пищей и в то же время это не пища. Писания гласят, что если необходимо использовать какую-то пищу, можно использовать воду».

Когда Дурваса Муни вернулся, то благодаря великой мистической силе сразу же понял, что Амбариша Махарадж принял пищу, воду. Хотя он и опоздал, но, будучи риши, возгордился и разгневался на Амбаришу Махараджа, сказав: «Как ты, жалкий домохозяин, смог принять прасад, не накормив гостя — садху, такого, как я? За твою гордыню, за то, что ты не следуешь правилам и предписаниям, я накажу тебя!» Он не понял, что Амбариша Махарадж принял эту капельку воды лишь только потому, что следовал обету.

Таким образом, Дурваса вырвал волос из своей шикхи, превратил его в огненный шар и повелел ему уничтожить Амбаришу Махараджа. Но Господь Кришна, который всегда пребывает в каждом сердце, охраняет Своих чистых преданных. Атрибуты Господа, такие как Сударшана-чакра и прочие, также мечтают служить преданным. Таким образом, Сударшана-чакра увидел возможность послужить Господу и Его преданному и тут же уничтожил огненный шар, созданный Дурвасой Муни. Сударшан был сильно возмущен, его гнев не уходил. Он моментально уничтожил это оружие, проклятие, которое называлось крита. Сударшан думал: «Этот преданный был столь чист в своих намерениях, он столь искренне хотел служить тебе, а ты попытался проклясть его. Я покажу тебе свой гнев», и бросился за Дурвасой.

Дурваса вдруг увидел рядом с Амбаришей огромный крутящийся Сударшана-диск, который был готов уничтожить весь мир, и в страхе бросился бежать. Но в это время Амбариша Махарадж стоял рядом с ними на одной ноге со сложенными ладонями и думал: «Я разозлил Господа. Пусть же этот диск Сударшана-чакра сожжет меня». Дурваса бежал, но Сударшана-чакра летел за ним.

Ища спасения, Дурваса отправился искать прибежища у Господа Шивы. Когда Господь Шива узнал, что Дурвасу преследует Сударшана-чакра, он сказал: «Я не могу тебе помочь, это бесполезно. Сколько раз я ни выступал против воли Кришны, я терпел поражение именно от этого Сударшана. Хоть ты и мой сын, но я тебе ничем не могу помочь». Шива испуганно продолжал: «Лучше иди к Брахме, может он тебе поможет».

Брахма сказал Дурвасе: «Ты хочешь, чтобы я сражался с Сударшаном? Но только по его милости я могу видеть весь мир. Сударшан освящает для меня весь мир. Я не могу вступить с ним в какой-либо конфликт. Если ты хочешь спастись, ищи защиты у Господа Вишну».

Вишну же сказал: «Я не могу тебе помочь, Дурваса. Я дал полную свободу и независимость Сударшану. Сударшан всегда защищает преданных, как я могу остановить его? Это его служение. Я не могу тебе помочь». Тогда Дурваса вспомнил: «Но я же тоже Твой преданный, я пришел искать у Тебя защиты».

Вишну ответил Дурвасе: «Да, хорошо, ты вспомнил, что ты преданный, но посмотри, какой ты преданный? Ты испугался Сударшана. Амбариша Махарадж, которого ты оскорбил, стоял и смотрел, он готов был тут же принять наказание и сгореть в огне, а ты же бросился бежать от Сударшана, скрывался. Ты просил защиты то у Шивы, то у Брахмы, и, в конечном итоге, прибежал ко Мне. Ты не обладаешь такими качествами преданности, поэтому, если хочешь обрести прощение Сударшана, ты должен прийти к Амбарише и принять у него прибежище. Тогда твоя жизнь будет спасена».

Дурваса вернулся к Амбарише, предался ему и смиренно сказал: «Прости меня и спаси мою жизнь. Сам Господь Вишну сказал, что ты единственный, кто может спасти меня». Амбариша был очень опечален тем, что из-за него Сударшан наказывает этого риши, и он обратился к Сударшане с молитвой: «Прошу тебя, если во мне есть хоть капля благочестия, хоть какие-то заслуги перед тобой, используй их, чтобы спасти этого несчастного брахмана».

Своими молитвами Амбариша умилостивил Сударшана, и Сударшан вернулся к своему изначальному положению. Он скрылся за личностью преданного Амбариши. Тогда Амбариша смиренно поклонился Дурвасе и предложил все свои угощения. Он не только угостил Дурвасу, но и устроил большой пир. У Дурвасы были тысячи последователей, все они также приняли прасад.

#00:32:58#

ахо ананта-да̄са̄на̄м́
махаттвам̄ др̣ш̣т̣ам адйа ме
кр̣та̄гасо ‘пи йад ра̄джан
ман́гала̄ни самӣхасе

(«Шримад-Бхагаватам», 9.5.14)

Тогда сердце Дурвасы было тронуто, и он со слезами на глазах стал прославлять Амбаришу Махараджа. Он сказал: «Нигде в этом мире нет таких личностей, как преданные Вишну. Я совершил столь отвратительный поступок, но преданный простил меня и пролил на меня свою милость».

Я рассказал эту историю вкратце. Она столь прекрасна, в ней приводится множество замечательных молитв. Вы можете прочитать ее в девятой песни «Шримад-Бхагаватам». Я рассказал вам ее потому, что, может, не все ее знают.

Памятуя об Амбарише Махарадже, можно сказать, что он задействовал себя, будучи самым великим царем, в служении Кришне с утра до ночи. Часто мы говорим: «У меня не хватает времени на служение Господу», но это не так. Время на служение Господу у преданного есть всегда, преданный всегда занят служением.

Джай Гуру Махараж ки джай!

Джай Шри Шри Радха-Мадхава ки джай!

Всем преданным ки джай! 

Транскрипция: Нава Гопи Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш дас


1 Ш́рӣ-ш́ука ува̄ча / амбарӣш̣о маха̄-бха̄гах̣ / сапта-двӣраватӣм̇ махӣм // авйайа̄м̇ ча ш́рийм̇ лабдхва̄ / вибхавам̇ ча̄тулам̇ бхуви // мене тидурлабхам̇ пум̇са̄м̇ / сарвам̇ тат свапна-сам̇стутам // видва̄н вибхава-нирва̄н̣ам̇ / тамо виш́ати йат пума̄н — «Шукадева Госвами отвечал: “Великодушный Амбариша Махарадж действительно был необычным государем. Он повелевал всеми семью островами Земли. И хотя редко кому удается стяжать столько власти, славы и богатства одновременно, этот государь был совершенно равнодушен к плодам призрачного мира, которые тают неожиданно словно сон, обнаруживая собственную ничтожность. В действительности всякий обладатель суетных даров обрекает себя на скитания во мраке невежества”».

2 «В своих мыслях Амбариша Махарадж всегда был подле стоп Господа Кришны, свою речь он посвящал единственно прославлению Всевышнего, собственными руками он убирался в храме Его, а свой слух обращал к словам Всевышнего и о Всевышнем. Взор государя всегда был обращен к изваянию Кришны, храмам Господа и святым местам, связанным с Ним, — таким как Матхура и Вриндаван. Руками он умащал стопы преданных слуг Господа, носом вдыхал запах листьев туласи, предложенных Господу, а языком причащался к прасаду Господа. Ноги государя несли его в святые места и храмы Божьи, а голову свою он склонял перед Всевышним и Его верными рабами. Он не имел иных желаний, кроме служения Господу, коему посвящал себя денно и нощно. Свои чувства Амбариша Махарадж занимал единственно делами, связанными с Господом, и всячески сторонился плотских удовольствий. И так день ото дня возрастало в нем влечение к Господу».

← «Отрывки из писем» (часть 5). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа ·• Архив новостей •· «Уход Шрилы Гурудева». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2010 год. Харьков, Украина →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования