«Отрывки из писем» (часть 5). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Если мы будем думать или слушать об аштакалия-лиле, это лишь усилит в нас склонность к сахаджии. С самой первой шлоки из «Према-бхакти-чандрики», где описано пробуждение Радхи и Говинды, у нас начнут возникать мирские представления. Все мысли будут оскверненными, а ведь за этими строками скрывается нечто совершенно иное, не мирское. Если будете думать об этой лиле, только сильнее свяжете себя своими же заблуждениями. Для нас петь эти песни все еще неестественно, а принуждать себя думать о Кришна-лиле вовсе не нужно.

Мы слышали много чудесных рассказов о Кришна-лиле, аштакалия-лила — лишь ее малая часть. И она нас не вдохновляет. Мы не будем о ней думать. Ведь мы уже получили неизмеримо больше. О ней написал Шрила Вишванатх Тхакур, один из наших Гуру, поэтому мы относимся к ней с благоговейным почтением. Мы будем молиться Шриле Вишванатху Чакраварти Тхакуру и просить его о том, чтобы аштакалия-лила однажды явила себя нашим сердцам. Так мы окажем ей должное уважение. Мы живем в материальном мире, и нам не стоит анализировать Кришна-лилу, думать о ней хорошо или плохо. Все что нам нужно, это воспевать маха-мантру, славить Гуру и Гаурангу, и Кришна-лила откроет себя. Когда же возвышенный и уважаемый вайшнав желает услышать от кого-то о Кришна-лиле, для рассказчика или певца  это возможность ему послужить. Так было, к примеру, когда Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур призвал к себе в Пури из Бенареса Джаджавара Махараджа, чтобы услышать в его исполнении песни об аштакалия-лиле.

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи в связи с этим приводил замечательный пример. Пытаться проникнуть в лилу  все равно, что прийти в родильную палату, и, не будучи беременной, симулировать роды: кричать, тужиться... Крики могут быть похожими, но от этого ребенок не родится. Родам предшествуют определенные стадии, а когда начнутся схватки, тогда все будет по-настоящему.

Нашим искренним последователям, чтобы духовно расти, лучше всего читать книги и журналы нашего Матха. Благодаря своему божественному видению Шрила Гуру Махарадж щедро, ясно и доходчиво преподнес нам нектар священных книг, чтобы и мы могли черпать из них духовные силы. Если же мы попытаемся разобраться в них своими силами, то лишь запутаемся и пойдем неверным путем.

После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура некоторые люди стали проявлять повышенный интерес к аштакалия-лила-смарану, даже не достигнув соответствующей ступени в преданном служении. Они и сами не знают, насколько это для них опасно. О том, что необходимо для такого бхаджана, писал Шри Рупа Госвами:

а̄дау ш́раддха̄ татах са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ништ̣ха̄ ручи-статах̣1

До тех пор пока мы не утвердимся на ступени ручи, мы не будем способны к аштакалия-лила-смарану. Если кто-либо попытается без должного руководства слушать об этих лилах Кришны до того, как минует ступени анартха-нивритти, твердой ништхи и ручи, он неминуемо окажется в помойной яме сахаджии.

Вначале, благодаря усилиям в садхане и садху-санге, мы должны понять, кто такой Кришна. Необходимо получить знание о Кришне и Кришна-бхакти и идти верным путем. Путь этот  садху-санга. Тогда мы будем способны увидеть, что является благом, а что  нет. Затем у нас появится привязанность к Кришне, а когда она станет достаточно сильной, мы навсегда оставим все мирское. Эта ступень называется анартха-нивритти. Если мы будем слушать о Кришна- лиле, не достигнув духовной зрелости, то приобретем больше анартх, а не сознания Кришны.

На ступени бхаджана-крии мы, благодаря садху-санге, будем следовать девяти методам преданного служения, а со временем в нас усилится ручи, и мы избавимся от анартх. Все это даст нам садху-санга, общение с возвышенными садху. Садху тоже бывают разные. Общаясь с мадхьяма-адхикари, мы поднимемся до их уровня. Получив возможность общения с уттама-адхикари, сошедшего на ступень мадхьяма-адхикари, мы будем быстро духовно расти.

Ступень, на которой привязанность к Кришне многократно усиливается, называется рати, и на этой ступени слушание аштакалия-лилы Кришны возвышает преданных. После ручи все становится удивительно красивым. Но, не достигнув ее, слушать об аштакалия-лиле значит оказаться в сточной канаве сахаджии. Это неизбежно.

Анартха-нивритти можно сравнить со школьным курсом, во время которого изучаются все общеобразовательные предметы, чтобы затем выбрать более узкое направление: естественно-научное или гуманитарное. Это значит, что до анартха-нивритти необходимо изучать все дисциплины, а затем можно и специализацию выбрать, в зависимости от нашей шраддхи и ручи, в противном случае нас переполнят анартхи. Вожделение на санскрите называется «манобхава»: оно разрастается в уме. Когда скверна заполонит ум, она перекинется и на тело.

Основа всего  привязанность к Кришне. Тот, у кого она подлинная, готов к тому, чтобы слушать достойного Гуру. Так обычно протекает процесс становления в преданном служении...

У Шримана Махапрабху еще при жизни было много великих приверженцев. Он, как и подобает ачарье, проповедовал сознание Кришны по всему миру. После ухода Махапрабху кто-то должен был стать Его преемником, и Он прямо указал на Шрилу Рупу Госвами.

Подобным же образом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада избрал своим преемником Шрилу Гуру Махараджа. Он передал ему свои полномочия, когда попросил спеть для него молитву «Шри Рупа Манджари Пада» в присутствии многочисленных духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа, как старших, так и младших. Тем самым он дал понять, что никто иной, как Шрила Гуру Махарадж будет продолжать духовную традицию Шрилы Рупы Госвами, и все это поняли. После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура большинство из тех, кто хотел дать обет санньясы, приходили за этим к Шриле Гуру Махараджу.

Во времена Шримана Махапрабху было немало выдающихся преданных, а многих из них Шрила Рупа Госвами почитал как Гуру. Шри Рамананда Рай, Шри Сварупа Дамодар и другие были необычайно возвышенными преданными.

В Джаганнатха Пури Шриман Махапрабху представил Своим последователям Шрилу Рупу Госвами как Своего ученика и преемника. Некоторые из преданных, присутствовавших при этом, были старше Рупы Госвами, кто-то  младше его. Махапрабху дал Рупе Госвами все Свои благословения и попросил других испытать его. Его достоинства поразили всех. Преданные решили, что все они  плод тех благословений, которые Рупа Госвами получил от Махапрабху. И Шриман Махапрабху подтвердил: «Да, Я благословил его сполна, а теперь ваша очередь дать ему благословения». Тогда все поняли, что Махапрабху решил доверить Шриле Рупе Госвами Свою сампрадаю. Время показало, что под его руководством Госвами и другие преданные счастливо прожили свои необыкновенные, яркие жизни, посвятив их божественной проповеди.

У реки много рукавов и их называют по-разному. Ганга не исключение, но сама она течет по одному руслу. Духовный поток Махапрабху проходит по руслу Шрилы Рупы Госвами. Махапрабху окружало много более достойных, чем Рупа Госвами, преданных, многие были старше его, но Махапрабху вверил Свою сампрадаю именно ему. Поэтому другие Госвами предпочитали не давать имена своим сампрадаям. Хотя у них было много учеников, они всех направляли в Шри Рупануга-сампрадаю. Мы видим это в Гаура-лиле, но и в Кришна-лиле жажда служения всех манджари ведет их к исключительному служению Шри Шри Радхе и Говинде под предводительством Шри Рупы Манджари.

Шрила Гуру Махарадж приводил один замечательный пример. Для сына и мать, и отец почитаемы. В семье всем владеет и распоряжается отец, а жена покорна ему. Но когда сын приветствует их, он сначала выражает почтение матери, а уже потом  отцу. Когда же глава семейства умирает, все имущество отходит к сыну, а не к жене, хотя она старше и пользуется большим почтением. Этот пример поможет нам понять, как осуществляется духовная преемственность.

Следует быть осторожным, когда дело касается столь возвышенных тем, и не затрагивать их, не достигнув духовной зрелости.

Постарайся осмыслить ответы, которые я дал тебе. Пусть книги нашего Матха ведут тебя вперед и поддерживают в тебе возвышенное желание следовать наставлениям Шримана Махапрабху и нести Его учение людям.


1 «[Существуют разные стадии проявления премы:] Сначала шраддха, то есть вера; затем садху-санга, или общение со святыми; после этого бхаджана-крия, или духовная практика; затем анартха-нивритти, то есть прекращение оскорблений или устранение препятствий; затем ништха  устойчивость, за которой идет ручи  вкус» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

← «Милость наших хранителей». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2001 год. Санкт-Петербург, Лахта. ·• Архив новостей •· «История Махараджа Амбариши». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 октября 2006 года. Санкт-Петербург, Лахта →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования