«Мы должны следовать настроению служения Лалиты Деви». Отрывок из четвертой главы «Божественного руководства» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа (на русском и английском языках)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Мы должны следовать настроению служения Лалиты Деви

(отрывок из четвертой главы «Божественного руководства») 

 

«Вступить во Вриндаван мы можем лишь по милости Шримати Радхарани. Но Она постоянно занята в служении Кришне, и на нас у Нее нет времени, однако по Ее милости Ее самая близкая, лучшая и величайшая спутница, Лалита Деви, может дать нам доступ. Лалита Деви возглавляет группу сакхи, подруг Шримати Радхарани; она очень милостива и может пустить нас во Враджа Дхаму, Вриндавана Дхаму».

 

В действительности Радхарани сама не дает доступ. Допуск в этот мир даруется сакхи, подругами Радхарани. Что же касается нас, то мы находимся в группе Лалиты Деви, и в этой группе Рупа Манджари — старшая среди всех манджари, а Лалита Деви — наша госпожа. Мы молим ее о том, чтобы она приняла нас и заняла в служении. Наша надежда очень велика, так как Лалита Деви чрезвычайно милостива, подобно Нитьянанде Прабху. Она испытывает огромную нежность ко всем и возглавляет всех сакхи.

Есть восемь главных гопи, известных как ашта-сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадеви. Лалита Деви возглавляет их всех. Также у нее есть своя собственная группа, с помощью которой она устраивает все для поддержания служения Радхарани. Она — главная повелительница нашего духовного «я». Сейчас нам не стоит размышлять о столь возвышенных темах, поскольку мы облачены в материальные тела; однако это цель нашей жизни. Поэтому с полным почтением мы должны поклоняться этому и не совершать никаких оскорблений в святой Дхаме.

Очень трудно жить во Вриндавана Дхаме. У нас должно быть исключительное настроение служения Радха-Кришне, благодаря чему нам могут даровать там определенное место. По милости Лалиты Деви через нашего Шрилу Гуру Махараджа и Рупу Госвами это возможно. Если мы будем стремиться видеть все в таком свете, то у нас не возникнет никаких проблем.

Мы невероятно удачливы, ибо по милости Шрилы Гуру Махараджа мы попали во Вриндавана Дхаму. На самом деле Вриндаван находится в трансцендентном мире, и мы не можем достичь его с помощью нашего материального тела. Но здесь у нас есть особая возможность по милости Махапрабху, а также по милости Шримати Радхарани. Мы подобны пчелам, желающим вкусить мед из плотно закрытой банки. Но Они могут даровать нам шанс достичь этого трансцендентного мира. Банка запечатана, пчела не способна открыть крышку и получить мед. Это всего лишь пример, благодаря которому становится понятно наше нынешнее положение. Для пчелы мед недоступен, и наше положение подобно этому, но насколько мы все-таки близки к меду!

Вступить во Вриндаван мы можем лишь по милости Шримати Радхарани. Но Она постоянно занята в служении Кришне, и на нас у Нее нет времени, однако по Ее милости Ее самая близкая, лучшая и величайшая спутница, Лалита Деви, может дать нам доступ. Лалита Деви возглавляет группу сакхи, подруг Шримати Радхарани; она очень милостива и может пустить нас во Враджа Дхаму, Вриндавана Дхаму.

Однако есть еще один важный вопрос. Действительно ли мы этого желаем или нет? Мы слышали о Вриндавана Дхаме, но слышали это посредством материальных чувств, опираясь на свои прошлые мирские переживания. Однако некоторая суть проникла сквозь это, и мы подумали: «Мне нравится Вриндавана Дхама». Но, подобно Шри Харинама маха-мантре, Вриндавана Дхама также трансцендентна. Если мы желаем вступить туда, нам необходима особая милость Шримати Радхарани, которую можно получить от Ее спутниц. И получить ее можно, лишь пребывая в настроении величайшей жажды этого нектара.

Шрила Рупа Госвами сказал: 

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70)1

Мы можем совершать многие виды различного служения Господу, но это не показатель того редчайшего стремления, необходимого для Вриндавана Дхамы. Нам необходимо общаться с обитателями Враджа Дхамы, слушать о лиле Кришны, погрузиться в шраванам, киртанам, вишнох-смаранам, пада-севанам и т. д. Благодаря этой деятельности в нашей жизни в самопредании Господу к нам придет вдохновение, и по беспричинной милости Шримати Радхарани такой вид жертвенного устремления (кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣) может войти в наше сердце. Для этого мира это чрезвычайно редко, но такова высшая цель нашей жизни. Мы нуждаемся в этом. Находясь в материальном теле, мы не способны прикоснуться к этой упоительной лиле, но мы можем немного узнать об этом через цепь наших учителей, гуру-парампару. 

иш̣варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарвва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

(«Шри Брахма-самхита», 5.1) 

«Верховный Господь, сама истина, сознание и счастье — это Говинда, Шри Кришна. Он не имеет начала, являясь источником всего сущего и Причиной всех причин».

Таково Его положение. 

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́
чаитанйа-раса-виграха
пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 2.223) 

Нет никакого различия между Святым Именем и Кришной. Они Оба трансцендентны, поэтому никакое мирское знание и материалистичная деятельность не помогут нам прикоснуться к этому экстазу. В Упанишадах сказано: 

на̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо
на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена
йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас
тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣нуте танӯм сва̄м

(«Мундака-упанишад», 3.2.3) 

«Всевышний не достижим ни благодаря проповеди, ни благодаря глубокому познанию писаний. Он достижим лишь для того, кого Он выберет Сам. Именно такой личности Он открывает Свой истинный облик».

Когда с высшего уровня беспричинная милость нисходит и прикасается к падшей душе, она ощущает: «Что-то прикоснулось ко мне, что-то настолько возвышенное и благое». К примеру, если я прикоснусь к муравью, то он немедленно ощутит это прикосновение. Но контролирую это я, а не он. Когда я подниму свой палец, он может ощутить: «Что-то появилось и прикоснулось ко мне, а сейчас ушло прочь». Он не способен контролировать ситуацию или что-либо изменить, ибо это ему не по силам.

Кришна поступает с нами так же. Когда само трансцендентное знание нисходит и прикасается к нам, тогда мы можем понять это; в противном же случае это вне нашего понимания. Это не механический процесс. Путь один: йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас. Если мы в полной и беспримесной преданности примем прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, то Кришна, несомненно, будет милостив к нам; и это дарует нам маленькую надежду. Все зависит от сладчайшей воли Шри Кришны, и это единственный путь, где мы можем обрести некоторое положение и доступ в мир божественного бытия.

Зачем же тогда мы совершаем такую деятельность, как поклонение и т. д.? Просто наша практика состоит в том, чтобы все подносить лотосоподобным стопам Кришны, включая и самих себя. Мы стремимся практиковать в этом направлении.

Но Кришна говорит в Бхагавад-гите (18.66): 

сарвва-дхармма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарвва-па̄пебхйо
мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣
 

«Полностью отвергни все виды религии, приняв исключительное прибежище во Мне. Я освобожу тебя от всех видов скверны. Никогда не падай духом». 

йат карош̣и йад аш́на̄си
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат куруш̣ва мад-арпан̣ам
 

«О Арджуна, сын Кунти, какую бы деятельность ты ни совершал — мирскую или духовную, ел бы, проводил жертвоприношение или давал пожертвования, какие бы аскезы ты ни принимал и обеты ни давал, — выполняй все это как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

Есть множество подобных стихов. Например: 

даивӣ хй эш̣а̄ гун̣амайӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
 

«Эту Мою надмирную, сверхъестественную и вечную энергию, проявляющуюся в трех гунах природы, чрезвычайно трудно превзойти. Однако те, кто принял прибежище исключительно во Мне, кто полностью предан Мне, конечно же, способны выйти из-под влияния этой непреодолимой иллюзии» (Бхагавад-гита, 7.14).

Кришна ждет полного самопредания, и тогда Он возьмет нас под Свое личное покровительство. Когда же Он примет нас, наши тела станут трансцендентными. 

дикша̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе та̄н̇ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193)2

Когда обусловленная душа принимает прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, Кришна принимает ее и обеспечивает всем, в чем она испытывает нужду. Он дарует все, что необходимо, делая ее совершенной в ее трансцендентном положении. Главное — это самопредание. Полностью предавшаяся Господу душа уже не заботится о себе. 

ма̄наса, дехо, гехо, йо кичхӯ мор
арпилун̇ тува̄ паде, нанда-киш̣ор

сампаде бипаде, джӣване-маран̣е
да̄й мама гела̄, тува̄ о-пада баран̣е...

(«Шаранагати»)3

Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Все, чем обладаю, я подношу лотосоподобным стопам Кришны. Я не знаю, что у меня есть, но что бы ни имел, прошу Тебя, прими это и займи в служении Себе. Отныне я не буду заботиться о себе. Ты можешь поддерживать жизнь в моем теле или нет, ибо это теперь зависит от Тебя, а не от меня. Я буду лишь стремиться к служению Твоим святым лотосоподобным стопам».

С того момента, как обусловленная душа принимает прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, Кришна начинает рассматривать ее как Свою собственность. 

ракш̣а караби тухун̇ ниш́чайа джа̄ни
па̄на карабун̇ ха̄м йа̄муна-па̄ни
 

Бхактивинод Тхакур говорит в «Шаранагати»: «Ты должен спасти меня. Я знаю, что это Твой долг, поэтому чего мне бояться? Я могу без страха прыгнуть в отравленные воды озера Калии; я могу делать все».

Здесь мы можем увидеть главное — веру в Кришну. Подлинно трансцендентный мир — это мир веры. И в этом мире вера — это земля, основа. Если мы живем, проникнувшись полной верой, то тогда обязательно достигнем высшего блага, какого только можно достичь.

Есть один пример, который вы, наверняка, слышали. Полицейский в погоне за преступниками может по ошибке убить кого-то, но вся ответственность за его поступки, даже за его ошибки, ложится на правительство, а не на полицейского. Он должен задержать преступников; в этом его долг. И это главная мысль.

После самопредания все плоды наших поступков приходят к Кришне, а не к нам; однако самопредание должно быть полным. Это главное качество обусловленной души. После этого все зависит от Кришны, и лишь Он знает, как Он будет опекать эту душу.

По лилам Кришны и Его преданных вы можете понять, в чем воля Кришны, а в чем — нет. Если вы стремитесь обрести это знание и поддерживать свою преданность Господу в этом окружении, то вы ничего не будете бояться.

Этот совет приходит в рамках нашего первичного и вторичного обучения. Однако высшее положение приходит по милости спутниц Радхарани. Если мы обладаем подобным высшим стремлением, то оно придет к нам. Любой, кто обладает этим особенным качеством сильнейшего стремления — жажды по мадхура-расе, — обретет ее. И это действительно так. Лишь сильный голод по этой лиле может даровать нам маленький шанс. 

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи
4

В святой жизни Шрилы Рагхунатха Даса Госвами мы видим: он провел свою жизнь, примерно восемьдесят лет, во Вриндаване, пребывая в особом настроении пылкого желания. Он явил через свое положение и свою лилу, как это настроение глубокого желания может низойти к дживе-душе.

Шриман Махапрабху проявил все виды бхавы, включая и махабхаву, в этом материальном мире. Он вкушал это, сам Кришна вкушал это, и благочестивые души могут узреть это, а также Его атрибуты и Его спутников. Ради благочестивой души все является ей так, чтобы помочь ей следовать к месту ее назначения.

Дас Госвами сказал: «Я лишь жду Твоей милости. О Радхарани, если Ты не даруешь мне ее, то я буду считать свою жизнь во Вриндаване бессмысленной. Я даже не желаю милости Кришны. Зачем мне Кришна, если я не обрету Твою милость? Ты наивысшая служанка Кришны, и лишь под Твоим руководством я желаю этого служения. Без связи с Тобой я не получу этого, и уверен в этом полностью. Кришна обладает множеством форм, но ра̄дха̄-сан̇ге йада̄ бха̄ти, тада̄ ’мадана-мохитах̣: когда Ты с Кришной, мы видим, что Кришна принимает экстатический облик. Поэтому я нуждаюсь в Твоей милости. Все свое время я провожу лишь ради того, чтобы обрести Твою милость. Моя единственная молитва: “Прошу Тебя, осчастливь меня Своей милостью”. Я нуждаюсь в служении Твоим лотосоподобным стопам. Я не желаю общения с Кришной без Тебя; такое служение Кришне ничего не стоит. Ничего, кроме Твоего служения, не может принести счастье Кришне, поэтому мне необходимо служение Тебе».

В писаниях приводятся слова Кришны: 

…мад бхакта̄на̄м̇ ча йе бхакта̄с
те ме бхакта-тама̄х̣ мата̄х̣
 

«Мой дорогой Партха, тот, кто объявляет себя Моим преданным, не является таковым. Лишь личность, преданная Моему преданному, действительно предана Мне» («Ади-пурана»).

Мы можем найти множество шлок в «Шримад-Бхагаватам», Шримад Бхагавад-гите и других писаниях, где объясняется этот момент. Поэтому Шрила Дас Госвами говорит: «Сам Кришна удовлетворен лишь общением со Своими преданными; поэтому я нуждаюсь в Твоей милости, и лишь в этом моя надежда. Когда-нибудь я обрету ее. Я провел всю жизнь на Радха-кунде, однако еще не обрел ее!»

Такова молитва Шрилы Даса Госвами. Его цель — лишь служение Шримати Радхарани. Однако лишь по особой милости спутниц Шримати Радхарани мы можем обрести ощущение столь сильной жажды.

Шрила Нароттам Тхакур писал в одной песне: 

нита̄йер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе5

Нитьянанда Прабху может дать нам разрешение войти в тот мир, но Он может дать только «паспорт». И лишь спутницы Шримати Радхарани могут дать нам «визу» в этот мир высочайшего служения Господу. Поэтому мы возносим молитвы нашему Шриле Гуру Махараджу, ибо он — неотличное проявление Шримати Радхарани. 

а̄ча̄рйа̄м̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н
на̄ваманйета кархичит
на марттйа буддхйа̄ сӯйета
сарвва дева-майо гурух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)6

Кришна лично нисходит как Гуру, но когда мы видим подлинный облик Гуру, то понимаем, что он — величайший слуга Шри Кришны.

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур в своей «Гурваштаке» сказал: 

йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до
йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи
дхйа̄йам̇ стувам̇с тасйа йаш́ас три-сандхйам̇
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам
7 

никун̃джа-йӯно рати-кели-сиддхйаир
йа̄ йа̄либхир йуктир апекш̣ан̣ӣйа̄
татра̄ти-да̄кш̣йа̄д ати-валлабхасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам
8

Из этих шлок мы можем понять положение Гурудева. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал, что если мы сможем в высшем смысле осознать это, то увидим Гурудева как Шримати Радхарани, то есть наивысшую служанку Шри Кришны. Обрести же подобное видение мы можем лишь по милости нашего Шрилы Гуру Махараджа. Не обретя его, мы не сможем войти в мир Прекрасной Реальности — этот запредельный мир.

По милости Шрилы Гуру Махараджа мы собрались здесь и взываем к лотосоподобным стопам Гурудева. Если волна милости Шрилы Гуру Махараджа затопит наше сердце, то мы обретем позволение войти в этот мир.

Множество раз Шрила Гуру Махарадж объяснял и прославлял кришна-лилу, и каждый раз он давал нам ключ: мы должны следовать настроению служения Лалиты Деви.

Настроение Лалиты Деви — это непрерывное служение двадцать четыре часа в сутки, и подобное же настроение распространяется на всю ее группу. Кроме того, все группы проникнуты этим служением. Поэтому нам необходимо обрести милость Шрилы Гуру Махараджа. Иного пути нет, ибо он занимает положение патриарха всей Рупануга-сампрадаи. Он величайший слуга Лалиты Деви, и этот слуга — Шримати Рупа Манджари.

Шриман Махапрабху назначил Шрилу Рупу Госвами во главе Своей сампрадаи. Мы получили связь в этой линии, и однажды все наши устремления в этом сокровенном служении непременно исполнятся. Этой надеждой мы живем.

Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас


 

Shrila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

We Must Follow the Service Mood of Lalitadevi

From ‘Divine Guidance’, chapter four

 

“We can enter Vrindavan Dham by the mercy of Radharani. But She is engaged with the service of Shri Krishna, and She has no time to see to us, but by the mercy of Her finest, closest and topmost associate, Lallitadevi, we may gain a chance to enter. Lallitadevi is the leader of the group of sakhis, the friends of Radharani; she is very merciful and can give us admission to Vraja Dham, Vrindavan Dham.”

 

Actually, Radharani does not give entrance. Admission is granted by the sakhis, the girlfriends of Radharani. Especially, we are in the group of Lallitadevi and in that group, Rupa Manjari is the head of the manjari section, and Lallitadevi is our Mistress. Our prayer is that she will take us and engage us in service. We are very hopeful because Lallitadevi’s mood is very open, something like that of Nityananda Prabhu. She is very affectionate with all, and she is the head of all the sakhis.

The ashta-sakhis, the eight principal gopis are: Lalita, Vishakha, Chitra, Campakalata, Tungavidya, Indurekha, Sudevi and Rangadevi. Lallitadevi is the leader of that group. She has a special group and through them she arranges for maintaining the service to Radharani. She is the head Mistress of our spiritual form. We are now in mundane bodies so we will not think of that, still that is our goal of life. Therefore we must worship that with our full regard, and we must not make any offence in the Dham.

It is very difficult to stay in Vrindavan Dham. We must have an exclusive service mood to Radha-Krishna, and that can give us some place here. By the mercy of Lalitadevi, through our Shrila Guru Maharaj and Rupa Goswami, it is possible to get that. And if in that way we try to see everything, then no problem will come to us.

We are so fortunate that we have reached, by the grace of Shrila Guru Maharaj, Vrindavan Dham. Actually Vrindavan is in the transcendental world and we cannot reach that transcendental plane with our mundane body. But here we have some special facility by the mercy of Mahaprabhu as well as Shrimati Radharani. We are like bees who try to take honey from a tightly sealed honey pot; but they may give us some chance to attach with that transcendental world. The pot is solid and the bees cannot remove the seal and take the honey. This is an example only, but still, from it we can understand what our position is like. The bees are on the outside of the bottle, and our position is similar—but we are also near the honey!

We can enter Vrindavan Dham by the mercy of Radharani. But She is engaged with the service of Shri Krishna, and She has no time to see to us, but by the mercy of Her finest, closest and topmost associate, Lalitadevi, we may gain a chance to enter. Lalitadevi is the leader of the group of sakhis, the friends of Radharani; she is very merciful and can give us admission to Vraja Dham, Vrindavan Dham.

But here is one question. Do we want that or not? We hear about Vrindavan Dham, but we hear through our mundane senses and with our mundane feelings. Some essence, however, is coming through that and we express, “We like Vrindavan Dham.” But, like Shri Harinama maha-mantra, Vrindavan Dham is also transcendental. If we want to enter there, we need some special mercy of Shrimati Radharani through Her associates, and we can only get that with our super-hankering mood.

Shrila Rupa Goswami said:

kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā matiḥ
krīyatāṁ yadi kuto ’pi labhyate
tatra laulyam api mūlyam ekalaṁ
janma-koṭi-sukṛtair na labhyate

(Shri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 8.70)

We can do many auspicious services to the Lord but that is not the cause of the real hankering necessary for service to Vrindavan Dham. We need to have the association of the associates of Vraja Dham, hear the lila of Krishna, and engage in shravanam, kirttanam, vishnoh-smaranam, pada-sevanam, etc. With that kind of activity in our devotional path, inspiration can come to us, and by the causeless mercy of Shrimati Radharani, that kind of devotional hankering can enter our heart; kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā matiḥ. It is very rare in this mundane world, but that is our super goal of life. We need it. We cannot touch that ecstatic lila through our mundane body, but we may understand it a little through our preceptorial Masters’ line, the guru-parampara.

iṣvaraḥ paramaḥ kṛṣṇaḥ
sac-cid-ānanda-vigrahaḥ
anādir ādir govindaḥ
sarvva-kāraṇa-kāraṇam

(Shri Brahma-samhita, 5.1)

“The Supreme Lord, the embodiment of truth, consciousness and joy, is Govinda, Krishna. He is beginningless, the origin of all that be, and the cause of all causes.”

That is His position.

nāma cintāmaṇiḥ kṛṣṇaś caitanya-rasa-vigraha
pūrṇa śuddho nitya-mukto ’bhinnatvān nāma nāmiṇoḥ

The Holy Name and Krishna are non-different. Both are transcendental, therefore through our mundane knowledge and mundane activity we cannot touch that ecstasy. In the Upanishads it is said:

nāyam ātmā pravacanena labhyo
na medhayā na bahunā śrutena
yam evaiṣa vṛṇute tena labhyas
tasyaiṣa ātmā vivṛnute tanūm svām

“The Supreme Lord is not attained by preaching, by vast intelligence, nor by knowing very expertly the Vedas. He is attained only by one who He Himself chooses. To such a person He manifests His own Form.”

“...the super-position comes by the mercy of the associates of Shrimati Radharani. If we have super-hankering, then it will come to us. Who has some special quality of hankering—hankering for madhura-rasa—he will get it. It is true. Only hankering after that lila can give us a little chance.”

When from the upper level causeless mercy comes and touches a fallen soul, he can understand: “Something is touching me, and that thing is very exalted and auspicious.” An example is that if an ant is running past me and I touch it, the ant can understand it is being touched. All is under my control, not his. When I lift my finger he then thinks, “Oh, whatever came and touched me has now gone away.” In this situation he has no possibility to exert his personality, he has no free-will to control the situation.

Krishna is like that. When that Transcendental Knowledge Himself comes down and touches us, at that time, we can understand it, otherwise there is no possibility for us to understand. It is not mechanical. One possibility is there—yam evaiṣa vṛṇute tena labhyas—if we take shelter with our full unalloyed devotion to the lotus feet of Shri Krishna, then Krishna must be merciful to us; and that gives us some hope. It is up to the sweet will of Krishna, but in this way we can gain some position and enter into the transcendental world.

Why are we doing other types of activities such as worshipping, etc.? It is our practice for devoting everything, including ourselves, unto the lotus feet of Krishna. In this way we are trying to practise.

But Krishna said in Bhagavad-gita:

sarvva-dharmmān parityajya
mām ekaṁ śaraṇaṁ vraja
ahaṁ tvāṁ sarvva-pāpebhyo
mokṣayiṣyāmi mā śucaḥ

(Bhagavad-gita, 18.66)

“Totally rejecting all kinds of religion, take shelter of Me exclusively. I will liberate you from all kinds of sins. Do not despair.”

yat karoṣi yad aśnāsi
yaj juhoṣi dadāsi yat
yat tapasyasi kaunteya
tat kuruṣva mad-arpaṇam

“Oh Arjuna, son of Kunti, whichever action you perform, whether general or scriptural; whatever you eat; whatever you offer in sacrifice; whatever you give in charity; and whichever austerity you perform or vow you keep, all that you perform should be as an offering unto Me.”

There are many shlokas like this. Another one is:

daivī hy eṣā guṇamayī
mama māyā duratyayā
mām eva ye prapadyante
māyām etāṁ taranti te

“This other-worldly, supernatural, external potency of Mine composed of three modes of nature most certainly is difficult to cross. However, those who take shelter exclusively in Me alone, and who completely surrender unto Me, they certainly are able to surpass this almost insurmountable illusion.”

Krishna wants full surrender unto His lotus feet, and if we do this He will take our full responsibility, and when He takes us our bodies will become transcendental.

dikṣā-kāle bhakta kare ātma-samarpaṇa
sei-kāle kṛṣṇa tāre kare ātma-sama

sei deha kare tāra cidnanda-maya
aprākṛta-dehe tāṅra caraṇa bhajaya

(Shri Chaitanya-charitamrita, Antya-lila, 4.192,193)

When the conditioned soul takes shelter unto the lotus feet of Shri Krishna, Krishna takes him and provides for him whatever he may lack. He gives to him whatever is necessary, making him complete in that transcendental position. The main thing is devotion. A fully surrendered soul has no responsibility for himself.

mānasa, deho, geho, yo kichū mor
arpiluṅ tuvā pade, nanda-kiṣor

sampade bipade, jīvane-maraṇe
dāy mama gelā, tuvā o-pada baraṇe…

(Sharanagati)

Shrila Bhaktivinoda Thakur says, “Whatever I have, everything I am offering unto the lotus feet of Krishna. I do not know what I have, but whatever it may be please take that for Your service, from this day on I have no responsibility for myself. You may maintain this body or not, this is Your matter not mine. I shall only try to serve Your holy lotus feet.”

When the conditioned soul takes shelter under the lotus feet of Krishna, Krishna takes that conditioned soul as His own property.

rakṣa karabi tuhuṅ niścaya jāni
pāna karabuṅ hāyāmuna-pāni

Bhaktivinoda Thakur said in Sharanagati, “You must save us. It is your duty, I know, so what fear can I have? I can jump into the polluted waters of the Kaliya Lake without fear—I can do anything.”

Here we can see the main thing: faith in Krishna. The faithful world, that is the real transcendental world. In that world, faith is the very ground—the very foundation. When we live there with our full faith, we will attain the highest result of highest benefit in life.

One example you may have heard. If a police officer chases some thieves but mistakenly kills someone, all liability for his actions, even his mistakes, goes to the government and not to the police officer. His responsibility is only towards capturing the thieves—that is his duty. This is the main point.

After self-surrender, the result of what we do goes to Krishna and does not come to us, but that surrender must be perfect. This is the first quality of the conditioned soul. After that, everything depends on Krishna; and only He knows in which way He will take the charge of the conditioned soul.

Through the Pastimes of Krishna and His devotees you can understand what is the will of Krishna, and what is not. If you try to gain that knowledge and maintain your devotion within that environment, you will have no fear from anywhere.

This advice comes within the category of our primary and secondary education. But the super-position comes by the mercy of the associates of Shrimati Radharani. If we have super-hankering, then it will come to us. Who has some special quality of hankering—hankering for madhura-rasa—he will get it. It is true. Only hankering after that lila can give us a little chance.

In the pastimes of Shrila Dasa Goswami we can see:

āśā-bharair amṛta-sindhu-mayaiḥ kathañchit
kālo mayāti gamitaḥ kila sāmprataṁ hi
tvaṁ chet kṛpāṁ mayi vidhāsyasi naiva kiṁ me
prāṇair vrajena cha varoru bakāriṇāpi

Shrila Raghunath Dasa Goswami passed his life, some eighty years, in Vrindavan Dham with this special type of hankering. He showed by his position and through his lila how this mood of hankering can come to the jiva-soul—and in what a super way it can come.

Shriman Mahaprabhu showed all kinds of bhavas, including mahabhava, in this mundane world. He tasted it, Krishna Himself tasted it, and the auspicious souls can see it as well as His paraphernalia and His associates. For the auspicious soul, everything shows him in which way he will proceed to his destination.

Dasa Goswami said, “I am only waiting for Your mercy. Oh, Radharani, if You do not give that, I think my life is spoiled in Vrindavan Dham. Even, I do not want the mercy of Krishna. What shall I do with Krishna if Your mercy is not present there? You are the Supreme Servitor of Krishna and only under Your guidance do I want that service. Without Your connection I will not get it, I know that, and it is one hundred percent sure.”

“Krishna has many forms, but: rādhā-saṅge yadā bhāti, tadā ‘madana-mohitaḥ’ When You are with Krishna, we can see that Krishna is in His fully ecstatic form. Therefore, I need Your mercy. My whole time I have spent for Your mercy. My only prayer is, “Please give Your mercy on my head.” I need to serve Your lotus feet. I do not want the association of Krishna without You; such service to Krishna has no value. Krishna will not be happy without Your service, and I want to do Your service.”

Krishna says in the shastra:

…mad bhaktānāṁ ca ye bhaktās
te me bhakta-tamāḥ matāḥ

“My dear Partha, one who claims to be My devotee is not really so. Only a person who is the devotee of My devotee is actually My devotee.”

We can see many shlokas in Shrimad-Bhagavatam, Shrimad Bhagavad-gita and other places expressing this point.

So Shrila Dasa Goswami says: “Krishna Himself is very pleased with the association of His devotees; therefore I need Your mercy, only this is my hope. One day I must get it. But I have passed my whole life here in Radha-kunda, and still I do not have it!” In this way, Shrila Dasa Goswami is praying. His ambition is only to serve Shrimati Radharani. And it is by the special mercy of the associates of Shrimati Radharani that we may get that kind of hankering.

Shrila Narottama Thakura wrote in one song: nitāyer koruṇā habe, braje rādhā-kṛṣṇa pābe. Nityananda Prabhu can give us admission there; He can give us the passport. But only the associates of Shrimati Radharani can give us the visa to enter into that world, that faithful service world. So we pray to our Shrila Guru Maharaj. He is the non-different representation of Shrimati Radharani.

ācāryyāṁ māṁ vijānīyān
nāvamanyeta karhicit
na marttya buddhyāsūyeta
sarva deva-mayo guruḥ

(Shrimad-Bhagavatam, 11.17.27)

Krishna Himself appears in the form of Guru, but when we will see the real form of Guru, then we will understand that he is the Supreme Servitor of Shri Krishna.

Shrila Vishvanath Chakravarti Thakur in his Gurvvashtaka says:

yasya prasādād bhagavad-prasādo
yasyaprasādān na gatiḥ kuto ’pi
dhyāyan stuvaṁs tasya yaśas tri-sandhyaṁ
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

nikuñja-yūno rati-keli-siddhyai
yā yālibhir yuktir apekṣaṇīyā
tatrāti-dākṣyād ati-vallabhasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

From these shlokas we can see the positions of Shri Gurudev. Shrila Prabhupada Saraswati Thakur said that if we realise in a higher way, we can see Gurudev as Shrimati Radharani; that means, the Supreme Servitor of Shri Krishna. To gain that vision we need the mercy of our Shrila Guru Maharaj. Without such mercy we cannot enter the garden of Reality the Beautiful—that transcendental world.

By the mercy of Shrila Guru Maharaj we are gathered together here and asking for the mercy of the lotus feet of Gurudev. If Shrila Guru Maharaj with his full wave of mercy will break into our hearts, then we must gain admission within that transcendental world.

Many times Shrila Guru Maharaj explained and praised krishna-lila, and every time he would give us some clue: we must follow the service mood of Lalitadevi.

Lalitadevi’s mood is twenty-four hours a day continuous service and such mood spread throughout her group. Not only that, but all groups are enlightened by the service of Lalitadevi. So, it is necessary to get their mercy and it is possible only by the grace of our Shrila Guru Maharaj—and not by any other way. This is because he commands the position of the Holder of the Rupanuga sampradaya. He is the super servitor of Lalitadevi, and that servitor is Shrimati Rupa Manjari. 

Shriman Mahaprabhu gave charge of His sampradaya to Shrila Rupa Goswami. In this way we are connected, and we must one day fulfil our divine aspiration for their service. This is our only hope.

 


1 «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления».

2 «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле».

3 Манаса Дехо Гехо, стихи 1 и 2.

4 Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эта шлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: “Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

5 «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» («Манах-шикша», 3).

6 Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов».

7 «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, всегда прославляя его и медитируя на него — утром, днем и вечером. Только по его милости можно обрести милость Господа, и если он не удовлетворен какой-либо душой, то ей негде более обрести прибежища» («Шри Шри Гурваштака», стих 8).

8 «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который бесконечно дорог Верховной Божественной Чете, развлекающейся в рощах Враджи, и который сведущ в тех приготовлениях, что совершают сакхи в служении любовным играм Божественной Четы» («Шри Шри Гурваштака», стих 6).

← «Особое положение Лалиты Деви в Радха-дасьям». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 сентября 1981 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Шри Лалита-аштака» Шрилы Рупы Госвами. Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования