«Слава Лалиты Деви» (на русском и английском языках). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет положение самой дорогой преданной Шри Рупы и Шри Радхи

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Слава Лалиты Деви

Шрила Гурудев объясняет положение
самой дорогой преданной Шри Рупы и Шри Радхи.

 

Сегодня — Шри Лалита-саптами. Этот день — объект величайшего поклонения и источник милости для обусловленных душ, поскольку лишь милость Лалиты Деви способна подарить им служение Радхарани и Кришне, Божественной Чете. Мы знаем положение Лалиты Деви благодаря Шриле Рупе Госвами Прабху и другим Госвами. Она высочайшая служанка, и ее служение обладает большей ценностью, нежели служение Кришне, совершаемое Радхарани. Она очень строга, когда речь идет о служении Радхе и Кришне. Она не в силах терпеть даже малейшие изъяны, но также она очень милостива к искренним искателям, младшим практикующим.

Все восемь главных сакхи Радхи и Кришны принимают руководство Лалиты Деви. Нам сложно представить, чтобы слуга мог заявить своему господину: «Сядь. Не мешай мне служить», однако Лалита Деви, и лишь она одна, обладает правом так говорить. Шрила Рупа Госвами написал поэму в честь Лалиты Деви.

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирман̃чанопакаран̣ӣ-кр̣та-деха-лакш̣а̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м̇
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[1]

Гун̣аих̣ сулалита̄м̇: она обладает всеми сладостными качествами, а ее служение не знает себе равных. Она очень милостива к каждому, но знает, как служить, лучше, чем кто-либо. Ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-нирман̃чанопакаран̣ӣ-кр̣та-деха-лакш̣а̄м: если она замечает какие-либо затруднения или разлады в служении, предлагаемом Радхе и Говинде, она впадает в ярость и желает иметь тысячи тел, чтобы устранить источник дискомфорта Радхи и Говинды.

Естественным образом, в ходе игры Радхарани и Кришны, пот выступает на Их лотосоподобных стопах, и Они временами испытывают усталость. Дабы устранить этот пот, Лалита Деви желает иметь тысячи и тысячи тел.

Уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м̇: порой она отчитывает Радхарани, а иногда укоряет Шри Кришну. Но она неизменно делает это ради Их удовлетворения, служения Им, Их счастья, Их радости. У нее нет иных намерений.

Существуют многочисленные группы сакхи. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Ранга Деви суть главные сакхи, и у каждой из них есть группы сакхи, но Лалита Деви возглавляет их всех.

Стремясь служить Кришне, Радхарани временами демонстрирует вама-бхаву, то есть иногда Она впадает в гнев или категорически протестует, имея с Ним дело. Порой у других Ее позиция вызывает отторжение, но Лалита Деви всегда стремится гармонизировать ситуацию, и, если необходимо, она «распекает» Радхарани или Шри Кришну. Ее положение, природа и настроение таковы. Мы знаем, что в сфере математических вычислений сто процентов — максимальный показатель, но жертвенность и преданность Лалиты Деви равна двумстам процентам.

В конечном счете, по указанию Лалиты Деви Рупа Госвами Прабху совершает служение Радхе и Кришне на Радха-кунде, Шьяма-кунде, в Раса-стхали и повсюду. Рупа Госвами Прабху — очень близкий слуга Лалиты Деви, но он гораздо ее младше. Шри Рупа очень, очень дорога Лалите Деви, и она не знает никого другого, кроме Лалиты Деви. Она не совершает никакого служения Радхарани без одобрения и согласия Лалиты Деви. Можно понять степень и природу ее верности благодаря песне Нароттама Тхакура:

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
           сеи мора бхаджана-пӯджана…[2]

Это главная, самая почитаемая песня гаудия-вайшнава-сампрадаи, и она очень дорога преданным, поскольку каждый преданный стремится служить Лалите Деви под руководством Рупы Госвами и видеть ее своей руководительницей в их служении Радхарани. Наш Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур неизменно следует пути Рупы Госвами. Исполнение желаний и удовлетворение Рупы Госвами — наши ориентиры в деле выполнения исключительного служения Радхе и Кришне, совершаемого с полного одобрения Лалиты Деви. Такова наша линия.

Шрила Дас Госвами испытывал крайнюю привязанность к Лалите Деви и Рупе Госвами. Он написал множество стихов, их восхваляющих. Однажды слуга Шрилы Даса Госвами проходил через Сакхи-стхали, деревню Чандравали, соперницы Радхарани. Там он выпросил некоторое количество сливок, завернутых в очень большой лист. Когда он вручил эти сливки Дасу Госвами, который на заключительном этапе своей жизни питался только ими, последний спросил у него: «Где ты взял этот контейнер из гигантского листка?» Слуга был простодушным вайшнавом и ответил: «Я шел по Сакхи-стхали, там я увидел этот лист и завернул в него немного сливок». «Что? Ты вручил мне лист из Сакхи-стхали?!» И Дас Госвами швырнул лист на землю! Благодаря этой игре мы можем понять, насколько он предан линии Лалиты Деви и Рупы Госвами.

сакхӣ-стхалӣ на̄хи хери найане
декхиле ш́аибйа̄ке пад̣айе мане[3]

йе йе пратикӯла чандра̄ра сакхӣ
пра̄н̣е дух̣кха па̄и та̄ха̄ре декхи’[4]

Такова уникальная песня Шрилы Бхактивинода Тхакура о Шри Рупе Госвами, Радхарани и линии Лалиты Деви.

Каждый день устраивается все необходимое для наслаждения Радхи и Говинды. В разных местах в лесу, среди цветущих деревьев, подготавливаются кунджа-лилы Радхи и Говинды. Лалита Деви отдает все необходимые распоряжения, а также сообщает Кришне о месте праздничных встреч. Затем Кришна направляется туда, чтобы встретить Радхарани. Таким образом Лалита Деви заботится обо всем — о подготовке этих событий, об их течении и о том, что за ними следует. В ее сознании постоянно служение Радхе и Говинде.

Сегодня — день явления Лалиты Деви. Мы знаем, что Лалита Деви родилась в Учча Гао, возле Вришабханупура, в Варшане. Лалита Деви несколько старше Радхарани. Я думаю, что она появилась на свет за год и один день до того, как родилась Радхарани.

Высшая форма служения Кришне есть отношения тайных возлюбленных. Любовь, нежность, красота, очарование и так далее — все присутствует в служении Кришне, но отношения тайных возлюбленных, любовь такого рода доставляет Кришне наибольшее наслаждение. По этой причине Радхарани демонстрирует наличие у Нее мужа, Абхиманью Гхоша. Лалита Деви и другие также имеют мужей. Если бы мужей не было, то отношения тайных возлюбленных не существовали бы в трансцендентной обители Господа Кришны.

У нас нет качеств, позволяющих рассуждать о том служении, которое Радхарани и сакхи предлагают Кришне, или о том, как они его совершают, но вайшнавы отчасти рассказали об этом явлении в священных писаниях. Вайшнавская литература содержит многочисленные поэмы, посвященные этому явлению, и поэты отдали дань величайшего уважения Лалите Деви.

чан̣д̣ӣда̄са, видйа̄пати, ра̄йера на̄т̣ака-гӣти,
          карн̣а̄мр̣та, ш́рӣ-гӣта-говинда
сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане, маха̄прабху ра̄три-дине,
           га̄йа, ш́уне — парама а̄нанда[5]

Каждую ночь Шриман Махапрабху переживал экстаз подобной любви к Кришне. Сварупа Дамодар пел песни, написанные Чандидасом, Видьяпати, Раманандой Раем и Джаядевом Госвами. Все эти произведения порождены высочайшим пиком преданности в духе отношений тайных возлюбленных. Джаядев Госвами написал:

мегхаих̣ медурам амбарам вана-бхувах̣ ш́йа̄ма̄х̣ тама̄ла-друмаих̣
нактам бхӣрух̣ айам твам эва тат имам ра̄дхе гр̣хам пра̄пайа
иттхам нанда-нидеш́атах̣ чалитайох̣ пратй-адхва-кун̃джа-друмам
ра̄дха̄-ма̄дхавайох̣ джайанти йамуна̄-кӯле рахах̣-келайах̣[6]

Раха-кели [сокровенные игры] Радхи и Кришны суть высочайшее выражение той любви, о которой идет речь (отношения тайных возлюбленных), но все, что необходимо для этих игр, устраивает Лалита Деви [«Их подруга»] в кругу Радхарани. В кругу Чандравали Шайбья, сакхи (подруга) Чандравали, и представительницы ее группы, действуют в своих интересах и временами «похищают» Кришну, в то время как Он идет по дороге. Кришна часто направляется в кунджу Радхарани, но Чандравали также весьма умна, и она берет Кришну за руку, в то время как Он направляется к Радхарани, и говорит: «Пойдем в мою кунджу». Кришна что-то отвечает, противясь, но Его слова невнятны. Затем Кришна идет в кунджу Чандравали, а Радхарани плачет в Своей кундже. Аналогичные и разнообразные игры Радхи и Кришны происходят во Вриндаване.

Нам столь повезло, что сегодня мы провели небольшой фестиваль. Насколько это в моих силах, я попытался прославить Лалиту Деви. Я думаю, что она не рассердится на меня, и, по милости Шрилы Гуру Махараджа, однажды мы обретем возможность служить ее божественной милости.

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

 

 

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj

Lalita Devi’s Glory

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj
explains the position of the dearmost of Śrī Rūpa and Śrī Rādhā.

 

Today is Śrī Lalitā Saptamī. It is an extremely worshippable and merciful day for conditioned souls because only the mercy of Lalitā Devī can give them service to Rādhārāṇī and Kṛṣṇa, the Divine Couple. We know Lalitā Devī’s position through Śrīla Rūpa Goswāmī Prabhu and the other Goswāmīs. She is the supreme servitor, and her service is more valuable than Rādhārāṇī’s service to Kṛṣṇa. She is very strict about the service of Rādhā and Kṛṣṇa. She cannot tolerate even slight faults, but she is also very merciful to sincere seekers who are junior practitioners.

Rādhā and Kṛṣṇa’s eight principal sakhīs are all under the guidance of Lalitā Devī. It puzzling to us that a servant can tell their master, “Sit down. Don’t interfere with my service”, yet Lalitā Devī, and only Lalitā Devī, has the right to speak this way. Śrīla Rūpa Goswāmī composed a poem for Lalitā Devī:

rādhā-mukunda-pada-sambhava-gharma-bindu-
nirmañchanopakaraṇī-kṛta-deha-lakṣām
uttuṅga-sauhṛda-viśeṣa-vaśāt pragalbhāṁ
devīṁ guṇaiḥ sulalitāṁ lalitāṁ namāmi

(Śrī Lalitāṣṭakam: 1)

Gunaiḥ sulalitāṁ: she has all varieties of sweet qualities, and her service is incomparable. She is very merciful to everyone, but she knows how to serve better than anyone. Rādhā-Mukunda-pada-sambhava-gharma-bindu-nirmañchanopakaraṇī-kṛta-deha-lakṣām: if she sees any deficiency or disturbance in the service being offered to Rādhā and Govinda, she becomes very furious and desires to take on thousands of bodies to remove Rādhā and Govinda’s unhappiness. Naturally as Rādhārāṇī and Kṛṣṇa play, sweat appears on Their lotus feet, and They sometimes begin to feel some fatigue. To remove that sweat, Lalitā Devī desires to take on thousands and thousands of bodies.

Uttuṅga-sauhṛda-viśeṣa-vaśāt pragalbhāṁ: sometimes she chastises Rādhārāṇī, and sometimes she chastises Śrī Kṛṣṇa. But always for Their satisfaction, Their service, Their happiness, Their joy. She has no other intention.

There are many groups of sakhīs. Lalitā, Viśākhā, Chitrā, Champakalatā, Tuṅgavidyā, Indulekhā, Sudevī, and Raṅga Devī are the eight principal sakhīs, and each of them have groups of sakhīs, but Lalitā Devī is the chief of them all.

To serve Kṛṣṇa, Rādhārāṇī sometimes shows vāma-bhāva, that is, she sometimes becomes angry or strongly opposes Kṛṣṇa. Sometimes others find this very unpalatable to see, but Lalitā Devī always wants to harmonise, and if necessary, she chastises Rādhārāṇī, or chastises Śrī Kṛṣṇa. Her position, nature, and mood are like that. We know that one hundred per cent is the maximum in mathematical calculations, but Lalitā Devī is two hundred percent dedicated.

Ultimately, service is given by Rūpa Goswāmī Prabhu on the order of Lalitā Devī to Rādhā and Kṛṣṇa in Rādhā Kuṇḍa, Śyām Kuṇḍa, the Rāsa Sthalī, and everywhere else. Rūpa Goswāmī Prabhu is a very close servitor of Lalitā Devī but by age is very junior to her. Śrī Rūpa is very, very dear to Lalitā Devī, and she does not know anything other than Lalitā Devī. Without Lalitā Devī’s consent, she does not do any service for Rādhārāṇī. We can understand chastity through Narottam Ṭhākur’s song:

śrī-rūpa-mañjarī-pada,sei mora sampada,
          sei mora bhajana-pūjana

(Prārthanā: 16.1)

This is the Gauḍīya-Vaiṣṇava sampradāya’s chief, most honoured song, and it is very dear to the devotees because every devotee wants to serve Lalitā Devī under the guidance of Rūpa Goswāmī and have Lalitā Devī engage them in service to Rādhārāṇī. Our Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur always follows the line of Rūpa Goswāmī. The order and satisfaction of Rūpa Goswāmī is our target in going to render exclusive service with the full consent of Lalitā Devī to Rādhā and Kṛṣṇa. That is our line.

Śrīla Dās Goswāmī was exclusively attached to Lalitā Devī and Rūpa Goswāmī. He wrote many verses glorifying them. Once Śrīla Dās Goswāmī’s servant passed through Sakhī Sthalī, which is the village of Chandrāvalī, Rādhārāṇī’s competitor. There he collected some buttermilk in a very big leaf. When he gave it to Dās Goswāmī, who is in last years ate only buttermilk, Dās Goswāmī asked him, “Where did you get this big big leaf bowl?” The servant was a simple-hearted Vaiṣṇava and said, “I came through Sakhī Sthalī, and there I saw this leaf and collected some buttermilk for you inside it.” “Huh! You have given me a leaf bowl from Sakhī Sthalī?!” Then Dās Goswāmī threw it on the ground! Through this Pastime, we can see how much he is dedicated to the line of Lalitā Devī and Rūpa Goswāmī.

sakhī-sthalī nāhi heri nayane
dekhile śaibyāke paḍaye mane

(Śaraṇāgati: 28.3)

[“I never cast my glance towards Sakhī Sthalī. If I see it, I am reminded of Śaibyā.”]

ye ye pratikūla chandrāra sakhī
prāṇe duḥkha pāi tāhāre dekhi’

(Śaraṇāgati: 28.4)

[“I feel pain in my heart whenever I see any of Chandrāvalī’s unfavourable friends.”]

This is Śrīla Bhakti Vinod Ṭhākur’s very exclusive song about Śrī Rūpa Goswāmī, Rādhārāṇī, and Lalitā Devī’s line.

Every day new arrangements for Rādhā and Govinda’s enjoyment are made. In different places in the forest amidst flowering trees, arrangements are made for Rādhā and Govinda’s kuñja-līlās. Lalitā Devī gives all of the directions for this and also tells Kṛṣṇa where the festive meetings are being arranged. Then Kṛṣṇa goes there to meet Rādhārāṇī. In this way, Lalitā Devī arranges everything, before, during, and after. She is constantly conscious about the service of Rādhā and Govinda.

Today is Lalitā Devī’s appearance day. We know that Lalitā Devī was born in Uchchā Gāo, near Vṛṣabhānupur, Varṣāṇā. Lalitā Devī is a little elder than Rādhārāṇī. I think she appeared one year and one day before Rādhārāṇī.

The supreme form of service to Kṛṣṇa is paramour love. Love, affection, beauty, charm, and so on—everything—are found in Kṛṣṇa’s service, but paramour love is the most tasteful for Kṛṣṇa. For this reason, Rādhārāṇī shows that She has a husband, Abhimanyu Ghoṣ. Lalitā Devī and others also have husbands. If they did not, paramour love would not exist in Lord Kṛṣṇa’s transcendental abode.

We are not qualified to speak about the service Rādhārāṇī and the sakhīs offer to Kṛṣṇa or how they are offer it, but Vaiṣṇavas have said something about that in the scriptures. So many poems have been written in the Vaiṣṇava literature about that, and the poets have given supreme honour to Lalitā Devī.

chaṇḍīdāsa, vidyāpati,rāyera nāṭaka-gīti,
         karṇāmṛta, śrī-gīta-govinda
svarūpa-rāmānanda-sane,mahāprabhu rātri-dine,
          gāya, śune—parama ānanda

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Madhya-līlā, 2.77)

Every night Śrīman Mahāprabhu tasted the ecstasy of paramour love for Kṛṣṇa. Svarūp Dāmodar sang songs by Chaṇḍī Dās, Vidyāpati, Rāmānanda Rāy, and Jayadev Goswāmī. These compositions are all built by a mountain of dedication in paramour love. Jayadev Goswāmī wrote,

meghaiḥ meduram ambaram vana-bhuvaḥ śyāmāḥ tamāla-drumaiḥ
naktam bhīruḥ ayam tvam eva tat imam rādhe gṛham prāpaya
ittham nanda-nideśataḥ chalitayoḥ praty-adhva-kuñja-drumam
rādhā-mādhavayoḥ jayanti yamunā-kūle rahaḥ-kelayaḥ

(Śrī Gītā-Govinda: 1.1)

[“‘Rādhā, the sky is filled with clouds. The forest has been cast into darkness by tamāl trees. He is coy at night. So bring Him home alone.’ Thus advised by Their friend, Rādhā and Mādhava passed by every bush and tree along the path. Their confidential Pastimes along the bank of the Yamunā conquer all.”]

The raha-keli [confidential Pastimes] of Rādhā and Kṛṣṇa are the super expression of paramour love, but all arrangement for this is done by Lalitā Devī [‘Their friend’] within Rādhārāṇī’s society. In Chandrāvalī’s society, Śaibyā, a sakhī of Chandrāvalī, and her group make arrangements and sometimes steal Kṛṣṇa while He is on the road. Kṛṣṇa often goes to Rādhārāṇī’s kuñja, but Chandrāvalī is also very clever, and she takes Kṛṣṇa’s hand while He is walking towards Rādhārāṇī and says, “Come to my kuñja.” Kṛṣṇa gives some expression, but not a satisfactory explanation. Then Kṛṣṇa goes to Chandrāvalī’s kuñja, and Rādhārāṇī cries in Her kuñja. Like this, different kinds of Pastimes of Rādhā and Kṛṣṇa happen in Vṛndāvan-līlā.

We are so fortunate that today we have had a little festival, and as possible by me, I have tried to glorify Lalitā Devī. I think that she not will be angry with me, and by the grace of Śrīla Guru Mahārāj, one day we will get the opportunity to serve her divine grace.

Jay Oṁ Viṣṇupād Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj ki jay!

 


[1] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-ра̄сой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[2] Прартхана, 16.1.

[3] «Я никогда не взгляну в сторону Сакхи-стхали. Если я вижу его, я вспоминаю Шайбью» («Шаранагати», 28.3).

[4] «Я испытываю боль в сердце всякий раз, когда вижу любую из подруг Чандравали, несущих угрозу» («Шаранагати», 28.4).

[5] «Также Шри Чайтанья Махапрабху читал книги, пел песни Чандидаса и Видьяпати, а также слушал отрывки из „Джаганнатха-валлабха-натаки“, „Кришна-карнамриты“ и „Гита-Говинды“. Так, в обществе Сварупы Дамодара и Рамананды Рая, Он днем и ночью с огромным удовольствием пел и слушал об играх Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.77).

[6] «„Радха, небо затянуто тучами. Из-за деревьев тамал лес погрузился во тьму. Ему страшно ночью. Так верни Его домой“. Следуя подобному совету Своей подруги, Радха и Мадхава оставили позади все кусты и деревья на Своем пути. Их сокровенные игры на берегу Ямуны абсолютно триумфальны» («Шри Гита-Говинда», 1.1).

 

← Программа в Сочи с Хришикешем Махараджем и Махавиром Махараджем от 4 сентября 2016 года ·• Архив новостей •· Шри Лалита Саптами | Погрузись глубоко в реальность с Бхакти Судхиром Госвами (с переводом). 8 сентября 2016 года. Гупта Говардхан  →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования