17 октября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Кисельный

(эту же  запись можно смотреть на сайте Russia_darshantv)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 33.5 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:02#

Вопрос Манаса Кришна Прабху: Мы слышали, что этот месяц называется «Картикамас» и также это время называют Дамодара Вратой. Чем особенно это время? Какое служение мы можем делать в это время?

Я не могу подробно объяснить это. Но я могу рассказать, воспроизвести те вещи, о которых нам рассказал Шрила Гуру Махарадж. Предмет, цель сознания Кришны — это перенести человека в мир преданности. Как Шрила Гуру Махарадж говорит во вступлении к «Золотому Вулкану Божественной Любви», там сказано, что «Шримад-Бхагаватам» переносит нас из мира философии и онтологии в мир расы. Чтобы подчеркнуть этот момент, что «Шримад-Бхагаватам» дает именно это, он выразил эту концепцию в одной шлоке. Эта шлока — прославление Шримати Радхарани.

#00:03:09#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)

Я не могу даже представить себе, как Шрила Гуру Махарадж смог написать что-то столь невероятное. Я не могу поверить, пока меня не ударит молния с небес. Я говорю, что не могу поверить в том смысле, что меня поражает, меня крайне удивляет, сколь высокие вещи он явил в одной шлоке. Для тех, кто имеет удачу обрести связь со Шри Чайтанья Сарасват Матхом по милости Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа, я хотел бы подчеркнуть, что это нечто ненормальное, необычное, чтобы кто-либо написал подобную шлоку. Есть только один человек, написавший подобную шлоку со времен шести Госвами. Этот человек — Шрила Гуру Махарадж, который в состоянии охватить взором весь «Шримад-Бхагаватам» и извлечь из него это. Я думаю, что он написал эту шлоку, чтобы использовать ее в своем произведении, которое должно было стать собранием лучших стихов из «Бхагаватам».

#00:05:55#

В завершении своей книги «Бхагавата-арка-маричи-мала» Шрила Бхакативинод Тхакур, автор этой книги, объясняет, откуда к нему пришло вдохновение для написания этой книги. В этом случае интересно использование слова «арка». Можно увидеть связь этого слова с современным словом.  «Арка» в данном случае указывает на дугу, дуговая лампа. Раньше такие лампы использовали в некоторых видах промышленности. Дуговая лампа излучает такой свет, что, кажется, как будто бы в нее заключили свет молнии или брахмаджйоти, или солнечные лучи. Эта лампа дает невероятный свет, вплоть до того, что оператору приходится одевать защитные очки, чтобы работать с ней.

#00:07:38#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате
дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а
пура̄н̣а̄рко 'дхунодитах̣

 («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43)1

Ведь ранее было написано, что теперь, когда Сам Господь Кришна перестал являть Свои игры на этой земле, то где же найти прибежище религиозным принципам? Калау наш̣т̣а-др̣иш́а̄м эш̣а — в результате тьма невежества Кали-юги затопила этот мир, погрузив его во тьму невежества. Что же нам теперь делать? Там же сказано: пура̄н̣а̄рко 'дхунодитах̣ —но эта Бхагавата Пурана взошла подобно Солнцу и своими лучами, своим сиянием рассеивает невежество, царящее вокруг. Если принять, что «Шримад-Бхагаватам» состоит из 18 тысяч шлок, то в целом это можно сравнить с Солнцем, которое сияет восемнадцатью тысячами лучей Кришна концепции.

#00:09:50#

В конце своей книги Бхактивинод Тхакур столкнулся с дилеммой. Он подумал: «Если я явлю, раскрою, каким образом ко мне пришло вдохновение создать эту книгу, то это могут счесть проявлением гордости». Пратиштха — самоутверждение, жажда славы, самореклама. Ведь помимо славы этого мира, согласно Рамананда-самваде, как мы слышим, нет большей славы, нежели слава того, кого считают преданным Кришны. Даже в материальном смысле подлинная задача художника — явить искусство, при этом скрыв себя.

Бхакативинод Тхакур не хотел привлекать лишнего внимания к себе. Но в тоже время он не хотел, чтобы его могли назвать Гуру друха, то есть неблагодарный ученик. Ведь ученик всегда признает, что все богатство, что у меня есть, все пришло только по милости Шри Гуру. Я думаю, что Бхактивинод Тхакур хотел милостиво одарить нас этим.

#00:12:20#

Ведь кто такой Бхактивинод Тхакур? Чтобы показать его положение, Шрила Гуру Махарадж однажды привел следующий пример. Однажды вечером Бхактивинод Тхакур отправился повторять Кришна-нам, гуляя по небесам в тонком мире. Там он встретил собрание махаджан, которые в это время вели занятия по Бхагавад-гите. Эти махаджаны обсуждали значение стиха «апичет су-дурачаро» из Бхагавад-гиты, что оно означает, а потом кто-то из них обратил внимание: «Но посмотрите! Вот перед нами ананья-бхак-бхакта, давайте спросим у него, кому не знать, как ему». Это намек на то, сколь велико положение Бхактивинода Тхакура.

А в случае написании своей книги Бхактивинод Тхакур объясняет, что он был погружен в глубокую медитацию на «Шримад-Бхагаватам» подобно Шриле Гуру Махараджу, который всегда был погружен во внутренний диалог. Мы понимаем важность садху-санги, но она не ограничена лишь только физическим нахождением рядом. Перед нами пример реальной возможности этого.

#00:14:54#

Итак, он описывает, что «я был погружен в глубокие размышления, в медитацию на «Шримад-Бхагаватам» и тут сам Сваруп Дамодар Госвами, главный помощник Махапрабху, его правая рука, явился передо мною». Это тот самый Сваруп Дамодар, который есть Лалита Сакхи во Вриндаване, правая рука Шримати Радхарани, главная помощница. «Чайтанья-чаритамрита» провозглашает, что Сварупа Дамодар это второе «Я» Махапрабху, второй Махапрабху, что Он есть сокровище всех сиддхантических заключений. Бхактивинод Тхакур описывает: «Он подошел ко мне и сказал, что из этих восемнадцати тысяч лучей солнца “Бхагаватам” мне следует выбрать тысячу лучей, и дал мне указания, как мне следует их выбрать.

#00:16:43#

Итак, Бхактивинод Тхакур создал эту «Бхагавата-арка-ричи-малу». Там он сказал: «Он также дал мне уникальное объяснение первых трех шлок “Шримад-Бхагаватам”, объясняя их как самбандха, абхидея и прайоджана. В одной из своих песен Бхакативинод Тхакур пишет, что все Веды поют о том, что Кришна это собственность Шримати Радхарани и Ее подруг, сакхи. Кто-то другой может сказать: «Но где это сказано в Ведах? Я такого не видел». Вот именно. Шрила Гурудев говорит, что эти слова, с одной стороны, могут вызвать гнев, но их произносит ни кто иной, а Бхактивинод Тхакур. Гурудев объясняет, что он вправе, он может так сказать, потому что у него есть целостный взгляд, целостное понимание всей Веды. Поэтому он способен видеть глубоко.

#00:18:29#

Подобным же образом Шрила Гуру Махарадж глубоко проник в смысл «Шримад-Бхагаватам» и выразил его смысл в сжатом виде в одной шлоке. Там сказано: йадамийа махима шри-бхагаватам катхайам. Что именно, в конечном счете, эта бхагавата-катха прославляет? Ведь, в конце концов, мы можем сказать, что «Шримад-Бхагаватам» — это Сам Кришна, Кришна в форме книги.

Есть разные писания по этому поводу, где говорится, например, что первая и вторая песни подобны лотосным стопам Кришны. Потом выше и выше, десятая песня — это Его улыбающееся лицо. Но кто-то мог бы возразить: «Да, но почему вы говорите о Шримати Радхарани, если даже Ее имени не упомянуто в “Бхагаватам”?» Но Шрила Гуру Махарадж объясняет, что хотя Ее имя не названо напрямую, но каждый слог, каждая шлока «Шримад-Бхагаватам» ведут нас в направлении служения Ее лотосным стопам.

#00:20:26#

Но почему ее имя не названо? Самое близкое, к чему Шукадев подходит, — к Ее имени, он говорит «анайа̄ра̄дхито», что означает «та гопи, которая поклонялась Кришне лучше всех». Этому даются разные объяснения. Одно из них таково, что когда Шукадев Госвами и Парикшит Махарадж беседовали в «Бхагаватам», то они также видели, что присутствуют различные мудрецы, различные люди, у каждого свой «адхикар», квалификация. Нам говорят, что в то время собрались лучшие мудрецы, ведущие специалисты по всей Вселенной, по всем теистическим системам, собрались там, где рассказывался «Бхагаватам». То, что они слышали, крайне поражало их, они были не в состоянии поверить. Не все были в состоянии всем сердцем принять услышанное. Поэтому все объяснялось иногда косвенным, тайным образом.

#00:22:31#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
               
нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
             
нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)2

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что человекоподобные игры Кришны совершенны. Они совершенны в том, что подобны человеческим, Кришна-лила. Это особенность Вриндавана, он чем-то напоминает материальное, но не является таковым. Даже в наше время все еще идет тайный поток этого, даже в современных жителях Вриндавана.

#00:23:43#

Если вы отправитесь в какой-то магазин или лавочку во Вриндаване, там хозяева всегда хотят вас угостить каким-то напитком, чем-нибудь угостить, напоить вас. Однажды я был там, и возникла необходимость дать четыре напитка. Хозяин магазинчика отправил помощника, чтобы тот принес еще два напитка, он принес сначала два, потом отправился еще за двумя и принес их.

Я был удивлен, потому что любой американец на его месте не носил бы по два стаканчика, а взял бы сразу четыре и отнес за один раз. Увидев мой озадаченный взгляд, хозяин магазина сказал: «Здесь вам не Вайкунтха». То есть на Вайкунтхе у них четыре руки. То есть он сказал: «Если это была бы Вайкунтха, то тогда мы смогли бы принести по четыре за раз. Но мы во Вриндаване, поэтому мы носим по два и потом еще два».

#00:25:24#

Поэтому Кришна скрывает свое великолепие, могущество, аспект айшварьи в обманчиво простом окружении Вриндавана.

Итак, те собравшиеся мудрецы при рассказе «Бхагаватам» фактически говорили: «Итак, вы заявляете нам, что высшие игры Абсолютной Реальности очень похожи на человеческие, и в это очень сложно поверить». Не десятирукий и не огромный, как Маха Вишну, столь огромный, что вселенные исходят из его пор.

#00:27:09#

йасйа прабха̄-прабхавато джагат-ан̣д̣а-кот̣и-
кот̣иш̣в аш́еш̣а-васудха̄ди вибхӯти-бхиннам
тад брахма ниш̣калам анантам аш́еш̣а-бхӯтам̇
говиндам а̄ди-пуруш̣ам там ахам̇ бхаджа̄ми

(Брахма-самхита, 5.40)3

Но тот самый Маха-Вишну, из пор которого исходят целые вселенные, он, как нам объясняют, является всего лишь частью части Кришны. Итак, те мудрецы говорили: «Мало того, что вы рассказываете нам, что высшая реальность подобна человеку. Но услышав об играх Кришны и Радхарани, браджа-гопи, вы продолжаете рассказывать нам, что высшая реальность это не просто человек, а человек аморальный, безнравственный».

Они были не в состоянии в это поверить, поэтому, когда Шукадев Госвами и Парикшит Махарадж беседовали друг с другом, они видели, что некоторым людям, присутствующим при этой беседе, очень сложно переварить услышанное. Это одно из объяснений о том, почему имя Шримати Радхарани в явном виде не названо в «Бхагаватам».

Но Санатана Госвами в «Брихад-бхагаватамритам» дает еще одно объяснение. После того, как Кришна под предлогом того, чтобы Уддхава передал Его сообщение, сделал так, чтобы он стал свидетелем непревзойденной преданности браджа-гопи, Уддхава сказал:

#00:29:41#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у джуш̣ам́ ахам́ сйа̄м́
вр̣инда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам́ сва-джанам а̄рйа-патхам́ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм́ ш́рутибхир вимр̣игйа̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61)4

«То, чего не способны достичь даже Веды, то на что они лишь указывают, эти полуцивилизованные девушки из джунглей, обитающие во Вриндаване, для них это предмет, которым они играют как игрушкой. Они столь высоки, что я хотел бы, моя мечта — присутствовать хотя бы атомарным образом в почве Вриндавана, чтобы, когда эти браджа-гопи в своем служении Кришне будут ходить по земле Вриндавана, чтобы иногда пыль с их святых лотосных стоп коснулась меня и тем освятила мое бытие».

#00:31:45#

В своей «Брихад-бхагаватамрита-тике» Шрила Санатана Госвами объясняет, что если бы Шукадев в своем рассказе в «Бхагаватам» упомянул имя Шримати Радхарани, то это зажгло бы в его сердце столь интенсивный огонь переживания разлуки, что это практически уничтожило бы его. Настолько сильным было бы это чувство. Иными словами он бы потерял над собой власть. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Когда я думаю о Радхарани, я теряю свое существование». Для нас достаточно и того, что мы знаем, что существует возможность того, что какие-то люди выражают такие чувства, испытывают это.

#00:32:53#

Шрила Сарасвати Тхакур однажды сказал о Радхаштами: «Сегодня лучший день года». Иногда его называют Варшанабхавидеви Даита дас. В этом случае Шрила Гуру Махарадж предпочел назвать мадхура-лилы Кришны «Шйама-лила».

Как однажды Шрила Гурудев, глядя на Божества Гуру-Гауранга-Гандхарва-Говинда-Сундара, обернулся ко мне и сказал: «Это суровая мадхура-раса». А цвет мадхура-расы, как там говорят, темный. Но не темный цвет этого мира, а ачинтья-гуна-сварупам. Как Шримати Радхарани говорит, Кришна-према это не предмет этого мира. Но это нечто крайне тонкое, прекрасное, мистически очаровательное. #00:35:00#

акаитава кр̣ш̣н̣а-према, йена джа̄мбӯнада-хема,
              сеи према̄ нр̣локе на̄ хайа
йади хайа та̄ра йога, на̄ хайа табе вийога,
        вийога хаиле кеха на̄ джӣйайа

 («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 2.43)5

Потому что сначала было сказано, что это не нр̣илоке — не принадлежит этому миру.

Иногда говорят так: «Мы слышали, что на небесах есть целые реки золота». «Бхагаватам» описывает, что на небесных планетах встречаются плоды манго размером со слона. Когда они падают, то из них льются, струятся потоки нектара, которые окатывают все вокруг. То есть джа̄мбӯнада-хема — на небесах есть золотые реки, и это не что-то, существующее в этом мире. То, к чему мы стремимся, также не предмет этого мира. Нам хватило этого мира.

Люди говорят: «Вы, что с ума сошли?», — «Пытаемся!». «Ум все еще властен надо мной, но я пытаюсь!». Поэтому нас не интересуют какие-либо вещи этого мира. Или кто-то может спросить: «А есть ли какие-то объективные, материальные доказательства, например, существования этих манго размером со слона?», — «Тогда, если вы задаете такие вопросы, то вы находитесь не в том здании. Заходя сюда, вы, возможно, не заметили знака, где было сказано: «При входе в здание оставьте на ресепшене свой ум!».

#00:37:21#

Как одна старая реклама говорила: «Это только для безумцев, не для yормальных». Махапрабху говорил Рамананде Раю: а̄ми эка ба̄тула, туми двитӣйа ба̄тула [«Чайанья-чаритамрита», Мадхья, 8.291] — «Я — один безумец, а ты — второй». Йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м́ тасйа̄м́ джа̄гарти сам́йамӣ — что для одного ночь, то для другого день. Что для одного безумие, то для другого — ясный ум.

Но преданные предпочитают немного скрывать положение Шримати Радхарани и лишь косвенным образом, намеками они говорят о Ее славе.

Например, в Бхагавад-гите Кришна говорит: ма̄ша̄на̄м́ ма̄рга-ш́ӣрш̣о ‘хам — «из месяцев Я — марга-ширш» [Бхагавад-гита, 10.35], месяц, который приходится на ноябрь-декабрь. Шрила Гуру Махарадж объясняет, что Санатана Госвами показывает нам, что из этого мы сможем сделать вывод, что месяц Шримати Радхарани — это месяц перед этим, но даже здесь Кришна не говорит об этом прямо. Даже в этой Дамодараштаке, в первом стихе, говорится, что эти игры Господа Дамодара с матушкой Яшодой очень прекрасны. Многие другие вещи там описаны, и только в самом конце упоминается имя Шримати Радхарани — намо радхикайай твадийа-прийайай намо 'нанта-лилайа дэвайа тубхйам.

#00:39:59#

Однажды кто-то задал Шриле Гуру Махараджу вопрос примерно в это время: «А правда ли, что если кто-то следует обетам на протяжении этого месяца, то он получает то же благо, что он мог получить от всей чатурмасьи? Гуру Махарадж рассмеялся с презрением. Он объяснил, что когда речь идет о субстанции такого рода, то, даже соприкоснувшись с этим на мгновение, вы обретете все. Качество всегда выше количества.

#00:40:46#

йад-анучарита-лӣла̄-карн̣а-пӣйӯш̣а-випрут̣-
сакр̣д-адана-видхӯта-двандва-дхарма̄ винаш̣т̣а̄х̣
сапади гр̣ха-кут̣умбам̇ ди́нам утш̣р̣иджйа дина
бахава иха вихан̇га̄ бхакш̣у-чарйа̄м̇ каранти

(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.18)

Сама Шримати Радхарани говорит, что даже одной капли этой субстанции достаточно, чтобы не только растворить все материальные привязанности, но и перенести в божественный мир. Важно качество.

Сарасвати Тхакур, объясняя Упадешамриту, нектар наставлений о совете, данном там, омыться в водах Радха-кунды говорит: «Речь не идет о водах этого мира». Эти воды это высшие пределы, крайней степени атма-ниведанам, полное самопожертвование. Там дается совет омыться в этих водах.

Рагхунатх Дас Госвами в свои последние дни написал стих, в котором выражает свою мечту, свое желание принять прибежище у стоп Говардхана.

#00:42:41#

ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам

(Рагхунатх Дас Госвами «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам»)6

#00:43:11#

мукхе радха радха боле бхасе найанера джоле радхе радхе

В свои последние дни он ползал на коленях вокруг этого священного места и пел эту песню. Эту песню позже обнаружил Шрила Сарасвати Тхакур и ее любил петь Кришнадас Бабаджи Махарадж. Шрила Гуру Махарадж разрешал произносить такие вещи только на Радхаштами или в этот период.

Однажды, некий человек в присутствии Шрилы Сарасвати Тхакура прославлял Лакшми Деви, цитировал множество шлок, говорящих о ее великолепии, высшем положении, и это обеспокоило внутреннее, духовное состояние Шрилы Сарасвати Тхакура. В нем возникли противоречивые чувства, с одной стороны, потребность рассказать о славе Шримати Радхарани, с другой стороны — понимание, что вероятно это будет неуместно здесь, как та известная фраза, что некоторые стихи хорошо слушать, но плохо говорить. Это внутренне противоречие достигло такой высоты в нем, что он потерял сознание и упал со стула.

#00:45:34#

Это время еще называют урджджа-врата, а Шрила Гуру Махарадж объясняет, что одно из ее имен это Урджешвари, что означает, что все необходимые ресурсы для служения Кришне приходят от нее. Шрила Гуру Махарадж неоднократно уверял нас, что если мы искренни в своем стремлении, то загадочным, мистическим образом все необходимое для служения придет к нам.

Харе Кришна.

Транскрипция: Лаванга Лата деви даси
Редактор: Сварнанги деви даси

 


1 «Эта "Бхагавата-пурана" сияет, словно солнце. Она взошла сразу же после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали».

2 «Самая высшая форма Господа — это Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте».

3 «Я служу Верховной Личности Бога, Говинде, предвечному Господу, трансцендентное сияние тела которого брахмаджйоти безгранично, неисчерпаемо и всепроникающе. Оно причина возникновения бесчисленных планет с разным климатом и условиями жизни».

4 «Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, что очень трудно оставить, и они оставили путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосных стоп Мукунды, Кришны, которого можно постичь посредством Ведического знания. Да буду я столь удачлив, чтобы стать одним из кустов, лиан, или травинок во Вриндаване, чтобы гопи топтали их, и так благословляли их пылью со своих лотосных стоп».

5 «Непритворная любовь к Кришне, как и золото из реки Джамбу, не встречается в этом мире. Если бы она существовала здесь, то не было бы разлуки с Кришной, ибо в разлуке с Ним жизнь невыносима».

6 «О Говардхан, пожалуйста, позволь мне жить у твоего подножия…».

← Ярославская ятра в августе 2011 года ·• Архив новостей •· «Мгновения прекрасной реальности» (часть 5). Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования