«Проповедь на Западе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 июня 2001 года. Санкт-Петербург, «Другой мир»



скачать (формат MP3, 62.97M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь на Западе

(20 июля 2001 года, Санкт-Петербург, «Другой мир»)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

#00:00:22#

Джайа Шри Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа!

Слава всем собравшимся преданным ки джайа!

#00:00:51#

Уважаемые преданные, господа, дети и все остальные друзья! Я очень удачлив, что сегодня получил возможность встретиться со всеми вами.

#00:01:27#

Дорогие друзья, этот мир населен сотнями тысяч, миллионами живых существ. Из них многие сотни тысяч обладают человеческим рождением. Но из всех этих бесконечных человеческих живых существ очень редко кому-либо удается услышать что-то о сознании Кришны, а уж тем более, очень редко кому-либо удается проповедовать об этом бесконечном духовном учении.

#00:02:29#

В священных писаниях, а также от садху мы знаем, что семя сознания Кришны — и это бесконечная удача для живого существа, — может быть посажено в сердце удачливой личности духовным наставником, Гуру.

#00:03:23#

Посмотрите на этот мир, в котором мы пребываем. В этом мире все живые существа обречены на бытие, исполненное страдания. Но существует более высокое состояние сознания, некий прекрасный мир высшей божественной реальности, который живые существа способны достигнуть с помощью милости Самого Господа Кришны.

#00:04:05#

Возвращаясь к этому миру, можно сказать, что причина страдания человечества в том, что люди сами не могут понять собственного предназначения, собственного назначения, они не могут познать себя.

#00:04:37#

Живые существа обладают стремлением к мышлению, чувственному восприятию, проявлению воли, но, к сожалению, в этом обусловленном материальном состоянии они лишены возможности постижения своей внутренней сущности.

#00:05:14#

Поскольку люди находятся в такой безвыходной ситуации, Господь Кришна предоставил возможность [духовного возвышения] через священные писания, через садху, через Гуру, Он даже Сам низошел в этот мир, приняв определенное воплощение, чтобы облегчить страдания всех живых существ.

#00:05:41#

Этот мир не более чем совокупность четырех юг, таких как Сатья, Двапара, Трета и Кали. И в каждую югу, каждую космическую эпоху, существует некоторый предписанный путь достижения высшего назначения человека.

#00:06:21#

Но эпоха Кали, в которую мы живем сейчас, ее негативная сторона состоит в том, что здесь мы настолько обусловлены и обеспокоены иллюзией, несовершенством этого мира.

#00:07:02#

Но все это происходит вследствие того, о чем говорят писания: в Кали-югу на три четверти религия полностью утрачена и уничтожена. И самая возвышенная духовная концепция может быть представлена, не говоря уже о ее понимании, на одну четверть. На 25% религия проявлена в Кали-югу. Поэтому воспринять ее крайне сложно, но есть некая возможность и для этого следует иметь чистое и ищущее сердце.

#00:08:06#

В каждую югу существует предписанный теологический процесс, но в Кали-югу все эти процессы не имеют никакой действенной силы. Предписанная религия века Кали — это воспевание Святого Имени Господа.

#00:08:45#

Но хочу вас обрадовать: мы настолько удачливы, что не так давно, какое-то время назад, в этом мире воплотился Господь Шри Гауранга Махапрабху, и Он пришел также в форме Своего Святого Имени.

#00:09:32#

Этот Гауранга Махапрабху есть не кто иной, как проявление Самой Радхи и Кришны. Он низошел в этот мир и явил Свои чудесные божественные деяния. Уйдя же из этого мира, Он оставил Своих святых последователей. Он оставил шестерых Госвами и многих других возвышенных личностей, которые были в состоянии описать и передать оставленную науку человечеству.

#00:10:05#

Этот поток, трансформированный в божественный поток, который струился через этих личностей, иногда раскрывался, выливался в бесконечный водопад, а иногда становился тонким ручейком. Таково течение этой реки преданности.

#00:10:40#

По прошествии времени, сто пятьдесят лет тому назад, ситуация в этом мире стала очень неблагоприятная, поскольку этот водопад снова стал очень слабым ручейком, и он протекал в очень узком кругу людей. Сознание Кришны было известно только очень небольшому кругу людей.

#00:11:28#

Тогда, для блага всех живых существ, в этот мир низошел Шрила Бхактивинод Тхакур. Он своей божественной силой превратил этот ручеек снова в огромный поток на благо всех живых существ.

#00:12:15#

Оригинальная наука сознания Кришны была записана святыми шестью Госвами в их книгах на санскрите в очень понятной только для возвышенных личностей форме, но Шрила Бхактивинод Тхакур явил эту трансцендентную науку на других языках мира. Он начал использовать для проповеди бенгальский и английский языки и культивировать это в понятных формах для простых людей.

#00:12:59#

Вслед за ним в этот мир низошел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который обладал непревзойденной силой. Он явился в этот мир с одной лишь целью, чтобы объявить тотальную войну всем религиозным концепциям. Его задача была такова: в назначенное время он начал проповедь против иллюзии, против майи.

#00:14:36#

Многие из нас знают, что инкарнация Шивы — Шанкарачарья, великий ачарья. Он явился в Индию и разбил своей проповедью все предыдущие религиозные концепции, установив философию майявады. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел в этот мир и с легкостью разбил философию самого великого Шанкары с помощью священных писаний и собственной практики. Он распространил философию бхакти по всей Индии и открыл шестьдесят четыре центра — шестьдесят четыре храма.

#00:15:29#

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил с успехом свою концепцию, персональную концепцию поклонения Шри Кришне в Индии, тогда его следующий шаг был следующим. Он сказал: «Я отправлю своих представителей во все страны мира, и во всех этих странах я установлю подлинную теистическую концепцию».

#00:16:05#

Он обратился к своим ученикам: «Если кто-либо из вас обладает хоть какой-либо квалификацией, каким-либо знанием западного мира и языка, отправляйтесь на Запад и распространяйте сознание Кришны по всему миру».

#00:16:46#

И, как проявление его божественной воли, один из его учеников, который известен нам всем, Бхактиведанта Свами Прабхупада, в одиночку, переправившись через океан, попал в западный мир. По милости своего Гуру он установил во всем мире эту великолепную концепцию сознания Кришны.

#00:17:21#

Его труд был настолько велик, что он был признан всем миром. Мало того, что он был признан всем миром, благодаря его деятельности, благодаря его бескорыстной проповеди вся сампрадая, все проповедники сознания Кришны в буквальном смысле обрели прочный пьедестал для проповеди сознания Кришны. Сознание Кришны обрело подлинную ценность.

#00:18:25#

Я также получил от него его безграничную милость, поскольку, еще будучи семнадцатилетним мальчишкой, жил в его доме вместе с моим Гуру и изучал священные писания непосредственно от него. Он также часто брал меня на разные программы и в проповеднические туры.

#00:19:01#

Так получилось, что мы жили с моим Гуру в его проповедническом центре. Когда мой Гуру уезжал из Калькутты в Навадвипу, он говорил мне: «Не теряй время зря, получай наставления, получай образование от Шрилы Абхая, от Бхактиведанты Свами Прабхупады».

#00:19:30#

Прабхупад милостиво наставлял меня и использовал для своей проповеди. Тогда я был семнадцатилетним брахмачари в шафрановой одежде, и, когда он брал меня на проповеднические программы, которые он устраивал в домах почтенных горожан в Калькутте, он предлагал мне вьясасану. Я садился и начинал читать «Шримад-Бхагаватам». Потом Бхактиведанта Свами Прабхупада останавливал меня и начинал объяснять присутствующим значение и смысл этих великолепных шлок.

#00:20:23#

Поэтому мне, как никому иному, понятно, насколько подлинный и чистый был его энтузиазм как бы то ни было распространять сознание Кришны. На всю жизнь его энтузиазм остался неким стандартом.

#00:21:17#

Поэтому сегодня здесь, в России, я чувствую, что имею возможность сидеть с вами в одном зале лишь по милости Бхактиведанты Свами Прабхупады, моего искреннего доброжелателя, и, безусловно, конечно же, по милости моего божественного наставника Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа.

#00:21:56#

Между Шрилой Прабхупадой и моим Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, были очень тесные и возвышенные взаимоотношения. Их можно определить лишь одной фразой Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил: «Для меня Шрила Шридхар Махарадж — шикша-гуру». Слова Шрилы Бхактиведанты Свами — лучший аттестат Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:22:44#

Сам Бхактиведанта Свами Прабхупад был восхищен проповедническими способностями [Шрилы Шридхара Махараджа]. Если описывать их проповедническую природу, то можно сказать так: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад всегда вступал в бой, он всегда был бойцом, он всегда шел до конца. Проповедническая стратегия Шрилы Шридхара Махараджа была иной. Он всегда стремился остановиться сзади, а вперед выставлял великолепные качества сознания Кришны и описывал их.

#00:23:47#

Многие, может быть, не знают, они, может быть, думают, что Шрила Шридхар Махарадж не был проповедником, но надо понять, что Шрила Шридхар Махарадж в своей духовной жизни инструктировал и создавал большое количество Гуру и проповедников. Он подготовил и воспитал плеяду великолепных санньяси, начиная от учеников Бхактисиддханты Сарасвати и заканчивая его собственными учениками. Он оставил в этом мире большое количество величайших проповедников.

#00:24:30#

Как уже я говорил, Бхактиведанта Свами Прабхупад обладал бесстрашием. Его энергия, напор были таковы, что он хотел странствовать по всему миру, где бы ему ни представилась возможность, — с подобным мощным, интенсивным напором проповедовать сознание Кришны.

#00:25:03#

Несмотря на его очень энергичный характер, хочу заверить, возвращаясь из своих проповеднических туров по западному миру, он приходил в Шри Чайтанья Сарасват Матх, встречался со Шрилой Шридхаром Махараджем и рассказывал ему о своих проповеднических успехах.

#00:25:31#

Позже он писал мне письма. Он писал: «Говинда Махарадж, хочешь, приезжай ко мне на Запад и тогда ты своими глазами увидишь, как проходит наша западная проповедническая деятельность. Когда ты увидишь это своими глазами, ты сможешь все это описать Шриле Шридхару Махараджу».

#00:26:01#

Но, к сожалению, мне так и не удалось уехать на Запад, поскольку я был личным слугой и доктором Шрилы Шридхара Махараджа, а в то время он уже был в преклонном возрасте и его здоровье не позволяло мне оставлять его ни на минуту.

#00:26:35#

Таким образом, я могу сказать, что чувствую желание Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы я отправлялся на Запад, и страстное желание Шрилы Бхактиведанты Свами, который меня приглашал. Эти благословения до сих пор со мной. Я чувствую, что куда бы я ни поехал, эти благословения всегда со мной, и они всегда работают на меня.

#00:27:10#

Шрила Шридхар Махарадж подготовил меня для проповеди, но Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж вселил в меня непоколебимую уверенность и энтузиазм.

#00:28:11#

Однажды в издании Бхактиведанты Свами Прабхупады я прочитал, как в письменной форме он прославил «Шри Гаудия Даршан», тот журнал, который в молодости я издавал. Когда я издавал этот журнал, я копию отправлял Бхактиведанте Свами Прабхупаде, чтобы он оценил качество и философскую остроту этих публикаций. Как ответ, я получил издание ИСККОН, где Бхактиведанта Свами Прабхупад пишет о том, что этот «Гаудия Даршан», этот журнал, который мы издаем, обладает безусловно важнейшей ценностью. Я был удивлен, я думал, что Бхактиведанта Свами Прабхупад делает такое огромное дело, а я всего лишь издаю маленькую публикацию, но насколько он был удовлетворен этой проповеднической работой!

#00:29:39#

Еще тогда, по их благословению, по благословению двух моих Гуру, я распространял их публикации от деревни к деревне. Но пришло время и мне пришлось ездить не от деревне к деревне, а от страны к стране исполнять их волю. Я очень счастлив, что могу это делать здесь.

#00:30:59#

Эти благословения живут со мной в буквальном смысле. Если вы посмотрите, то справа и слева от меня здесь, на сцене, увидите Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Госвами Махараджа, Шрипада Гири Махараджа, Чидананду Прабху. Там, в зале, еще несколько учеников Бхактиведанты Свами сидят. Эти личности, зная милость Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, зная милость Шрилы Шридхара Махараджа, всегда помогают мне. Не просто помогают мне, они говорят: «Говинда Махарадж, вам надо ехать на Запад, вам надо проповедовать». Тем самым, можно сказать, они выталкивают меня постоянно на бой.

#00:31:56#

Таким образом, целая группа учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады помогает мне во всем мире продолжать дело их Гуру.

#00:32:48#

Я при их помощи всегда проповедую. Почему они помогают мне? Потому что они знают, насколько ценна милость Шри Гуру. Можно сказать, что по милости Гуру, по милости духовного наставника, даже обезьяна может стать человеком. Я чувствую, что это произошло со мной. У меня нет качеств, я не обладаю ничем, я не знаю никаких западных языков, у меня нет понимания западного мира. Единственное, что у меня есть, — это непоколебимая вера в милость моего учителя, и поэтому я проповедую в западном мире.

#00:33:50#

Их отношение, их помощь дают мне величайший энтузиазм, все они (и сам я) знают, насколько важна сева вайшнаву, насколько важно в духовной жизни служить вайшнаву, насколько важно в духовной жизни удовлетворить вайшнавов и Гуру.

#00:34:21#

Я очень удачлив быть здесь с людьми, которые стремятся практиковать сознание Кришны. Здесь, в России, я уже нахожусь в четвертый раз, и русские люди день ото дня дают мне больше и больше энтузиазма, удовлетворяя мое сердце, когда я вижу, как они пытаются служить.

#00:35:36#

И здесь, в России, я чувствую очень родственную атмосферу. Русским людям очень близко мышление бхакти, поскольку в культуре, внешнем проявлении я нахожу сходства с Индией. Очевидно, что существует некая культурная, некая духовная связь [двух наших стран]. Ясно также и другое, что в результате определенного времени и деградации эта связь была расторгнута и уничтожена, но я чувствую, что она очень легко может быть восстановлена.

#00:36:39#

Она может быть восстановлена, поскольку в сердце каждого живого существа есть внутренняя духовная потребность в поиске взаимоотношений с Богом. Пускай этот человек будет умный или глупый, старый или молодой, в его сердце все равно живет некое стремление к истине, духовной реальности.

#00:37:15#

Сейчас я вижу, как огромный рост преданных происходит в этой стране. Я думаю, что через каких-нибудь пять лет преданных будет не просто сотни или тысячи, я думаю, что преданных будет далеко за миллион, поскольку здесь живет много искренних, простосердечных людей. Хоть у них и простые сердца, но их стремления, желания духовной жизни очень сильны.

#00:39:41#

Я хочу сказать, судя по тем данным, которые у меня есть: как быстро, за какие-то годы, выросла наша миссия здесь, в России, и не только наша миссия, но и другие миссии тоже успешно развиваются в России. Можно сказать, что русские люди очень удачливы, и, безусловно, в нашей миссии есть большое количество преданных, которые всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны. Можно перечислить их имена, такие как Яду Кришна, Калидаман и многие-многие другие, на самом деле их больше, и эти личности всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны.

#00:41:19#

Осталось всего лишь несколько дней моего пребывания в Петербурге. 23 числа мы проведем Ратха-ятру. Что значит Ратха-ятра? Это распространение сознания Кришны. Мы будем совершать нама-санкиртану на улицах. Потом, через пару дней, мы полетим в Москву и в Москве в течение семи дней также будем проводить интенсивную проповедническую программу. Что значит интенсивная проповедническая программа? Дать возможность людям соприкоснуться с сознанием Кришны, попробовать практиковать его.

#00:42:22#

Всем вам я приношу свои почтительные поклоны. Я приношу всем вам свои почтительные поклоны, потому что вы подобны самосветящимся светилам, которые способны дать этому народу сознание Кришны.

#00:43:41#

У меня не осталось уже никакого физического здоровья, но, тем не менее, я начал эту традицию восемнадцати мировых проповеднических туров. Я взял с собой своих друзей, преданных: Шрипада Ачарью Махараджа, Шрипада Тиртху Махараджа, Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Гири Махараджа, Чидананду Прабху, Шрипада Госвами Махараджа, чья проповедь, безусловно, производит неизгладимое впечатление на всех людей.

#00:44:32#

Все эти преданные, которые путешествуют со мной, первоклассные преданные — вайшнавы, они все квалифицированы и способны ответить на любые вопросы. Я знаю, что по вашей милости и по милости их проповеди в этой стране очень скоро увеличится число практикующих сознание Кришны. Они будут практиковать очень счастливо.

#00:45:13#

Наш Гурудев, Шрила Шридхар Махарадж, предсказал славу Шри Чайтанья Сарасват Матха в свое время: «Придет день, когда этот духовный институт будут знать во всем мире, он будет сверкать, словно солнце, которое взойдет и никогда не закатится».

#00:45:43#

Мои благословения, мои смиренные поклоны всем вам. На этом я хочу закончить.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Ананда Сундар Дас


[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

 



←  Фото проповеди с Амарендранатхом Прабху Брахмачари в Йошкар-Оле. 4–5 декабря 2014 года ·• Архив новостей •· Празднование дня явления Шрилы Гурудева. 7 декабря 2014 года. Великий Новгород  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 66.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь на Западе

(20 июля 2001 года, Санкт-Петербург, «Другой мир»)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

#00:00:22#

Джайа Шри Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа!

Слава всем собравшимся преданным ки джайа!

#00:00:51#

Уважаемые преданные, господа, дети и все остальные друзья! Я очень удачлив, что сегодня получил возможность встретиться со всеми вами.

#00:01:27#

Дорогие друзья, этот мир населен сотнями тысяч, миллионами живых существ. Из них многие сотни тысяч обладают человеческим рождением. Но из всех этих бесконечных человеческих живых существ очень редко кому-либо удается услышать что-то о сознании Кришны, а уж тем более, очень редко кому-либо удается проповедовать об этом бесконечном духовном учении.

#00:02:29#

В священных писаниях, а также от садху мы знаем, что семя сознания Кришны — и это бесконечная удача для живого существа, — может быть посажено в сердце удачливой личности духовным наставником, Гуру.

#00:03:23#

Посмотрите на этот мир, в котором мы пребываем. В этом мире все живые существа обречены на бытие, исполненное страдания. Но существует более высокое состояние сознания, некий прекрасный мир высшей божественной реальности, который живые существа способны достигнуть с помощью милости Самого Господа Кришны.

#00:04:05#

Возвращаясь к этому миру, можно сказать, что причина страдания человечества в том, что люди сами не могут понять собственного предназначения, собственного назначения, они не могут познать себя.

#00:04:37#

Живые существа обладают стремлением к мышлению, чувственному восприятию, проявлению воли, но, к сожалению, в этом обусловленном материальном состоянии они лишены возможности постижения своей внутренней сущности.

#00:05:14#

Поскольку люди находятся в такой безвыходной ситуации, Господь Кришна предоставил возможность [духовного возвышения] через священные писания, через садху, через Гуру, Он даже Сам низошел в этот мир, приняв определенное воплощение, чтобы облегчить страдания всех живых существ.

#00:05:41#

Этот мир не более чем совокупность четырех юг, таких как Сатья, Двапара, Трета и Кали. И в каждую югу, каждую космическую эпоху, существует некоторый предписанный путь достижения высшего назначения человека.

#00:06:21#

Но эпоха Кали, в которую мы живем сейчас, ее негативная сторона состоит в том, что здесь мы настолько обусловлены и обеспокоены иллюзией, несовершенством этого мира.

#00:07:02#

Но все это происходит вследствие того, о чем говорят писания: в Кали-югу на три четверти религия полностью утрачена и уничтожена. И самая возвышенная духовная концепция может быть представлена, не говоря уже о ее понимании, на одну четверть. На 25% религия проявлена в Кали-югу. Поэтому воспринять ее крайне сложно, но есть некая возможность и для этого следует иметь чистое и ищущее сердце.

#00:08:06#

В каждую югу существует предписанный теологический процесс, но в Кали-югу все эти процессы не имеют никакой действенной силы. Предписанная религия века Кали — это воспевание Святого Имени Господа.

#00:08:45#

Но хочу вас обрадовать: мы настолько удачливы, что не так давно, какое-то время назад, в этом мире воплотился Господь Шри Гауранга Махапрабху, и Он пришел также в форме Своего Святого Имени.

#00:09:32#

Этот Гауранга Махапрабху есть не кто иной, как проявление Самой Радхи и Кришны. Он низошел в этот мир и явил Свои чудесные божественные деяния. Уйдя же из этого мира, Он оставил Своих святых последователей. Он оставил шестерых Госвами и многих других возвышенных личностей, которые были в состоянии описать и передать оставленную науку человечеству.

#00:10:05#

Этот поток, трансформированный в божественный поток, который струился через этих личностей, иногда раскрывался, выливался в бесконечный водопад, а иногда становился тонким ручейком. Таково течение этой реки преданности.

#00:10:40#

По прошествии времени, сто пятьдесят лет тому назад, ситуация в этом мире стала очень неблагоприятная, поскольку этот водопад снова стал очень слабым ручейком, и он протекал в очень узком кругу людей. Сознание Кришны было известно только очень небольшому кругу людей.

#00:11:28#

Тогда, для блага всех живых существ, в этот мир низошел Шрила Бхактивинод Тхакур. Он своей божественной силой превратил этот ручеек снова в огромный поток на благо всех живых существ.

#00:12:15#

Оригинальная наука сознания Кришны была записана святыми шестью Госвами в их книгах на санскрите в очень понятной только для возвышенных личностей форме, но Шрила Бхактивинод Тхакур явил эту трансцендентную науку на других языках мира. Он начал использовать для проповеди бенгальский и английский языки и культивировать это в понятных формах для простых людей.

#00:12:59#

Вслед за ним в этот мир низошел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который обладал непревзойденной силой. Он явился в этот мир с одной лишь целью, чтобы объявить тотальную войну всем религиозным концепциям. Его задача была такова: в назначенное время он начал проповедь против иллюзии, против майи.

#00:14:36#

Многие из нас знают, что инкарнация Шивы — Шанкарачарья, великий ачарья. Он явился в Индию и разбил своей проповедью все предыдущие религиозные концепции, установив философию майявады. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел в этот мир и с легкостью разбил философию самого великого Шанкары с помощью священных писаний и собственной практики. Он распространил философию бхакти по всей Индии и открыл шестьдесят четыре центра — шестьдесят четыре храма.

#00:15:29#

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил с успехом свою концепцию, персональную концепцию поклонения Шри Кришне в Индии, тогда его следующий шаг был следующим. Он сказал: «Я отправлю своих представителей во все страны мира, и во всех этих странах я установлю подлинную теистическую концепцию».

#00:16:05#

Он обратился к своим ученикам: «Если кто-либо из вас обладает хоть какой-либо квалификацией, каким-либо знанием западного мира и языка, отправляйтесь на Запад и распространяйте сознание Кришны по всему миру».

#00:16:46#

И, как проявление его божественной воли, один из его учеников, который известен нам всем, Бхактиведанта Свами Прабхупада, в одиночку, переправившись через океан, попал в западный мир. По милости своего Гуру он установил во всем мире эту великолепную концепцию сознания Кришны.

#00:17:21#

Его труд был настолько велик, что он был признан всем миром. Мало того, что он был признан всем миром, благодаря его деятельности, благодаря его бескорыстной проповеди вся сампрадая, все проповедники сознания Кришны в буквальном смысле обрели прочный пьедестал для проповеди сознания Кришны. Сознание Кришны обрело подлинную ценность.

#00:18:25#

Я также получил от него его безграничную милость, поскольку, еще будучи семнадцатилетним мальчишкой, жил в его доме вместе с моим Гуру и изучал священные писания непосредственно от него. Он также часто брал меня на разные программы и в проповеднические туры.

#00:19:01#

Так получилось, что мы жили с моим Гуру в его проповедническом центре. Когда мой Гуру уезжал из Калькутты в Навадвипу, он говорил мне: «Не теряй время зря, получай наставления, получай образование от Шрилы Абхая, от Бхактиведанты Свами Прабхупады».

#00:19:30#

Прабхупад милостиво наставлял меня и использовал для своей проповеди. Тогда я был семнадцатилетним брахмачари в шафрановой одежде, и, когда он брал меня на проповеднические программы, которые он устраивал в домах почтенных горожан в Калькутте, он предлагал мне вьясасану. Я садился и начинал читать «Шримад-Бхагаватам». Потом Бхактиведанта Свами Прабхупада останавливал меня и начинал объяснять присутствующим значение и смысл этих великолепных шлок.

#00:20:23#

Поэтому мне, как никому иному, понятно, насколько подлинный и чистый был его энтузиазм как бы то ни было распространять сознание Кришны. На всю жизнь его энтузиазм остался неким стандартом.

#00:21:17#

Поэтому сегодня здесь, в России, я чувствую, что имею возможность сидеть с вами в одном зале лишь по милости Бхактиведанты Свами Прабхупады, моего искреннего доброжелателя, и, безусловно, конечно же, по милости моего божественного наставника Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа.

#00:21:56#

Между Шрилой Прабхупадой и моим Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, были очень тесные и возвышенные взаимоотношения. Их можно определить лишь одной фразой Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил: «Для меня Шрила Шридхар Махарадж — шикша-гуру». Слова Шрилы Бхактиведанты Свами — лучший аттестат Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:22:44#

Сам Бхактиведанта Свами Прабхупад был восхищен проповедническими способностями [Шрилы Шридхара Махараджа]. Если описывать их проповедническую природу, то можно сказать так: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад всегда вступал в бой, он всегда был бойцом, он всегда шел до конца. Проповедническая стратегия Шрилы Шридхара Махараджа была иной. Он всегда стремился остановиться сзади, а вперед выставлял великолепные качества сознания Кришны и описывал их.

#00:23:47#

Многие, может быть, не знают, они, может быть, думают, что Шрила Шридхар Махарадж не был проповедником, но надо понять, что Шрила Шридхар Махарадж в своей духовной жизни инструктировал и создавал большое количество Гуру и проповедников. Он подготовил и воспитал плеяду великолепных санньяси, начиная от учеников Бхактисиддханты Сарасвати и заканчивая его собственными учениками. Он оставил в этом мире большое количество величайших проповедников.

#00:24:30#

Как уже я говорил, Бхактиведанта Свами Прабхупад обладал бесстрашием. Его энергия, напор были таковы, что он хотел странствовать по всему миру, где бы ему ни представилась возможность, — с подобным мощным, интенсивным напором проповедовать сознание Кришны.

#00:25:03#

Несмотря на его очень энергичный характер, хочу заверить, возвращаясь из своих проповеднических туров по западному миру, он приходил в Шри Чайтанья Сарасват Матх, встречался со Шрилой Шридхаром Махараджем и рассказывал ему о своих проповеднических успехах.

#00:25:31#

Позже он писал мне письма. Он писал: «Говинда Махарадж, хочешь, приезжай ко мне на Запад и тогда ты своими глазами увидишь, как проходит наша западная проповедническая деятельность. Когда ты увидишь это своими глазами, ты сможешь все это описать Шриле Шридхару Махараджу».

#00:26:01#

Но, к сожалению, мне так и не удалось уехать на Запад, поскольку я был личным слугой и доктором Шрилы Шридхара Махараджа, а в то время он уже был в преклонном возрасте и его здоровье не позволяло мне оставлять его ни на минуту.

#00:26:35#

Таким образом, я могу сказать, что чувствую желание Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы я отправлялся на Запад, и страстное желание Шрилы Бхактиведанты Свами, который меня приглашал. Эти благословения до сих пор со мной. Я чувствую, что куда бы я ни поехал, эти благословения всегда со мной, и они всегда работают на меня.

#00:27:10#

Шрила Шридхар Махарадж подготовил меня для проповеди, но Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж вселил в меня непоколебимую уверенность и энтузиазм.

#00:28:11#

Однажды в издании Бхактиведанты Свами Прабхупады я прочитал, как в письменной форме он прославил «Шри Гаудия Даршан», тот журнал, который в молодости я издавал. Когда я издавал этот журнал, я копию отправлял Бхактиведанте Свами Прабхупаде, чтобы он оценил качество и философскую остроту этих публикаций. Как ответ, я получил издание ИСККОН, где Бхактиведанта Свами Прабхупад пишет о том, что этот «Гаудия Даршан», этот журнал, который мы издаем, обладает безусловно важнейшей ценностью. Я был удивлен, я думал, что Бхактиведанта Свами Прабхупад делает такое огромное дело, а я всего лишь издаю маленькую публикацию, но насколько он был удовлетворен этой проповеднической работой!

#00:29:39#

Еще тогда, по их благословению, по благословению двух моих Гуру, я распространял их публикации от деревни к деревне. Но пришло время и мне пришлось ездить не от деревне к деревне, а от страны к стране исполнять их волю. Я очень счастлив, что могу это делать здесь.

#00:30:59#

Эти благословения живут со мной в буквальном смысле. Если вы посмотрите, то справа и слева от меня здесь, на сцене, увидите Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Госвами Махараджа, Шрипада Гири Махараджа, Чидананду Прабху. Там, в зале, еще несколько учеников Бхактиведанты Свами сидят. Эти личности, зная милость Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, зная милость Шрилы Шридхара Махараджа, всегда помогают мне. Не просто помогают мне, они говорят: «Говинда Махарадж, вам надо ехать на Запад, вам надо проповедовать». Тем самым, можно сказать, они выталкивают меня постоянно на бой.

#00:31:56#

Таким образом, целая группа учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады помогает мне во всем мире продолжать дело их Гуру.

#00:32:48#

Я при их помощи всегда проповедую. Почему они помогают мне? Потому что они знают, насколько ценна милость Шри Гуру. Можно сказать, что по милости Гуру, по милости духовного наставника, даже обезьяна может стать человеком. Я чувствую, что это произошло со мной. У меня нет качеств, я не обладаю ничем, я не знаю никаких западных языков, у меня нет понимания западного мира. Единственное, что у меня есть, — это непоколебимая вера в милость моего учителя, и поэтому я проповедую в западном мире.

#00:33:50#

Их отношение, их помощь дают мне величайший энтузиазм, все они (и сам я) знают, насколько важна сева вайшнаву, насколько важно в духовной жизни служить вайшнаву, насколько важно в духовной жизни удовлетворить вайшнавов и Гуру.

#00:34:21#

Я очень удачлив быть здесь с людьми, которые стремятся практиковать сознание Кришны. Здесь, в России, я уже нахожусь в четвертый раз, и русские люди день ото дня дают мне больше и больше энтузиазма, удовлетворяя мое сердце, когда я вижу, как они пытаются служить.

#00:35:36#

И здесь, в России, я чувствую очень родственную атмосферу. Русским людям очень близко мышление бхакти, поскольку в культуре, внешнем проявлении я нахожу сходства с Индией. Очевидно, что существует некая культурная, некая духовная связь [двух наших стран]. Ясно также и другое, что в результате определенного времени и деградации эта связь была расторгнута и уничтожена, но я чувствую, что она очень легко может быть восстановлена.

#00:36:39#

Она может быть восстановлена, поскольку в сердце каждого живого существа есть внутренняя духовная потребность в поиске взаимоотношений с Богом. Пускай этот человек будет умный или глупый, старый или молодой, в его сердце все равно живет некое стремление к истине, духовной реальности.

#00:37:15#

Сейчас я вижу, как огромный рост преданных происходит в этой стране. Я думаю, что через каких-нибудь пять лет преданных будет не просто сотни или тысячи, я думаю, что преданных будет далеко за миллион, поскольку здесь живет много искренних, простосердечных людей. Хоть у них и простые сердца, но их стремления, желания духовной жизни очень сильны.

#00:39:41#

Я хочу сказать, судя по тем данным, которые у меня есть: как быстро, за какие-то годы, выросла наша миссия здесь, в России, и не только наша миссия, но и другие миссии тоже успешно развиваются в России. Можно сказать, что русские люди очень удачливы, и, безусловно, в нашей миссии есть большое количество преданных, которые всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны. Можно перечислить их имена, такие как Яду Кришна, Калидаман и многие-многие другие, на самом деле их больше, и эти личности всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны.

#00:41:19#

Осталось всего лишь несколько дней моего пребывания в Петербурге. 23 числа мы проведем Ратха-ятру. Что значит Ратха-ятра? Это распространение сознания Кришны. Мы будем совершать нама-санкиртану на улицах. Потом, через пару дней, мы полетим в Москву и в Москве в течение семи дней также будем проводить интенсивную проповедническую программу. Что значит интенсивная проповедническая программа? Дать возможность людям соприкоснуться с сознанием Кришны, попробовать практиковать его.

#00:42:22#

Всем вам я приношу свои почтительные поклоны. Я приношу всем вам свои почтительные поклоны, потому что вы подобны самосветящимся светилам, которые способны дать этому народу сознание Кришны.

#00:43:41#

У меня не осталось уже никакого физического здоровья, но, тем не менее, я начал эту традицию восемнадцати мировых проповеднических туров. Я взял с собой своих друзей, преданных: Шрипада Ачарью Махараджа, Шрипада Тиртху Махараджа, Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Гири Махараджа, Чидананду Прабху, Шрипада Госвами Махараджа, чья проповедь, безусловно, производит неизгладимое впечатление на всех людей.

#00:44:32#

Все эти преданные, которые путешествуют со мной, первоклассные преданные — вайшнавы, они все квалифицированы и способны ответить на любые вопросы. Я знаю, что по вашей милости и по милости их проповеди в этой стране очень скоро увеличится число практикующих сознание Кришны. Они будут практиковать очень счастливо.

#00:45:13#

Наш Гурудев, Шрила Шридхар Махарадж, предсказал славу Шри Чайтанья Сарасват Матха в свое время: «Придет день, когда этот духовный институт будут знать во всем мире, он будет сверкать, словно солнце, которое взойдет и никогда не закатится».

#00:45:43#

Мои благословения, мои смиренные поклоны всем вам. На этом я хочу закончить.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Ананда Сундар Дас


[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования