«Основы духовной науки». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.6 МБ)

Содержание лекции:

[00:00:16]

Махапрабху описывал это таким образом, как Cолнце и солнечные лучи. Субстанция, природа одна и та же, но сила и мощь различны. Природа этого и едина, и одновременно различна. Бхеда-абхеда — в этом смысл. Джива, душа очень крошечная. Для неё немыслимо представить, как такое положение вещей возможно. Поэтому Махапрабху говорит, что всё это ачинтйа — непостижимо для ума. Мы являемся частицами Cолнца, солнечного света, но не обладаем той же силой и мощью, что и Cолнце. Поскольку всё это непостижимо, Махапрабху говорит: «Ачинтйа бхеда абхеда», и мы не в состоянии представить себе это, вообразить, как такое возможно. Природа реальности такова: ачинтйа бхеда абхеда.

[00:01:56]

Все религиозные мировые концепции присутствуют в рамках сознания Кришны. Об этих истинах говорит «Брахма-самхита», «Шримад Бхагават-гита», другие Священные Писания. Все мировые религии пребывают в Кришна-концепции Бога. На самом деле Кришна ничего не творит. Всё существует в Кришна-концепции. Время от времени этот мир проявляет себя, а потом переходит в непроявленное состояние, пралайа и махапралайа. Бытие растворяется в Кришне, а затем вновь исходит из него. Нечто подобное Солнцу и его лучам. Но разве свет и источник не связаны между собой? Они неразрывно связаны. Такова Кришна-концепция. Кришна и джива, душа всегда связаны и мы можем обнаружить в живом существе присутствие Параматмы, это связь неразрушима.

[00:03:53]

Я приводил пример Cолнца и солнечных лучей. Изойдя из Кришны, живое существо обладает своим собственным существованием. Писания говорят о природе живого существа, дживы. Джива, душа очень маленькая, крошечная и если сердце живого существа очищено, для него возможно пережить, чувствовать присутствие Кришны, это зовётся Параматмой. Атма, индивидуальная душа исходит из Бога и в её бытии присутствует также и Параматма, особая ипостась Бога. Он пребывает и в этой частице части луча божественного света.

[00:05:01]

Этот вопрос для философов, но я думаю для преданных нет крайней необходимости знать эти вещи. Знание этих истин необходимо только для проповедников, для того, чтобы у них было ясное представление об этих вещах. В противном случае обычные преданные, не проповедующие,  обретают сознание Кришны в своё сердце через самопожертвование, через вручение себя Господу и тогда понимание этих вещей само собой, естественным образом приходит к ним. Прежде всего, те, кто лишены веры не имеют никаких взаимоотношений с Высшей Душой. Тот, кто хочет знать об этом, атма, Параматма — такой вопрос для него, но человек лишённый веры, как это может быть для него реальностью? Поэтому я сказал — это философский вопрос.

[00:06:52]

Тот, кто не способен верить, может понять это по-другому. Как его зовут — это ясно, но главный вопрос — Он является первоисточником, единым, из которого исходит всё сущее. В этом есть здравый смысл. Атеисты способны понять это. Они должны спросить себя: «А я реален или нет? Я здесь или нет? Сила моей жизни — насколько она реальна? Я есть, я мыслю, я желаю или нет?». Для них это первостепенный вопрос. И если это так, где первоначало всего этого? Откуда всё это происходит? Мой отец родил меня и у него были предки. Так всё творение восходит к единому.

[00:08:26]

Я не могу не верить в реальность потому, что являюсь её частью и не только я, но и все окружающие. Но где первоисточник? Какова его природа и обладает ли эта первопричина формой? Присутствует ли в её природе мышление, желание, чувства? Если нет, как эти начала могут быть во мне? Я не могу верить в то, что я — ничто, я обладаю определённой природой.

Итак, должна быть первопричина, единый, изначальный. К такому заключению может прийти атеист. За творением должен стоять источник, силы, иначе моё собственное существование невозможно. Я размышляю: есть Он или нет, откуда приходят эти мысли? Где-то должен быть их первоисточник. Я являюсь порождением моего отца, а он — своих родителей. Так всё восходит к Верховному.

[00:10:10]

Вопрос в том, обладает ли Верховный всеми этими характеристиками? Если нет, тогда моё бытие лишено смысла, но если я утверждаю, что в нём начало всего сущего, тогда и моё бытие реально. Следуя таким путём, мы обнаружим ответ. Все писания подтверждают эти истины, хотя то, о чём я говорю основано не на писаниях, а на здравом смысле. Мы видели, как проявляет себя сила Всевышнего. Где источник воли, мышления, чувствования? Поиск первопричины, в конечном счёте, приводит нас к Единому. В конечном счёте, я не могу отрицать причину всех причин. Что это? Какова природа этой первопричины? Кришна или Радха — это другой вопрос, но причину всего сущего нам следует принять. Крипа — это милость. Природа милости определяется природой Гуру. Если это учитель физики, он одарит меня знанием физики или географии, а учитель религии передаёт знание религиозных истин.

[00:12:06]

Приходящее от учителя знание является его милостью. Везде и всегда необходим Гуру, учитель, иначе знание недостижимо. Огонь обжигает, в этом его урок. Огонь — тоже учитель. Это обучение крайне наглядно. Глупец не верит в свойства огня. Обжёгшись, он получает свой урок. Гуру необходим повсюду, в любой области знания. Желая познать природу духовного, мы обращаемся к духовному учителю. Духовная сила приходит через него. Однако это возможно по его милости, другого пути нет.

Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 

← «О Рамануджачарье». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2012 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· Харинама в Риге 8 июля 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования