«Поиск истины». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2012 год. Лекция в «Джаганнате».

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.5 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:20#

Судя по тому, что я услышал из русского языка, из моего представления, переводчик упоминал что-то об Америке, шестидесятых годах, глупо утверждать, что одно время лучше другого. Каждому хочется думать, что время, которое пришлось на его юность, подростковый возраст, было самым лучшим. На всю жизнь человек сохраняет вкусы, которые он обрёл в детстве, в юности — вкусы к музыке, к пище. Но мне нравятся слова Чарльза Диккенса, которыми он открывает свою историю о двух городах, где сказано: «Это были лучшие времена. Это были худшие времена». Даже о нынешнем времени мы вправе сказать то же самое. Я только что разговаривал с Ашутошем, рассказывал ему о том, как мы, представители того времени, чувствовали себя в вопросе осознания себя, поисков своего подлинного я.

#00:02:26#

Ведь можно сказать, что жизнь, настоящая жизнь в любой её форме, в любое время, заключается в одном вопросе — вопросе раскрытия своего я, в ответе на вопрос «кто я?» Полагаю, вам всем знакомо это ощущение, когда вы живёте, у вас есть свой взгляд на мир, но вдруг к вам приходит какая-то информация, быть может, происходит какое-то открытие, что-то новое в мире литературы, в мире искусства, музыки, чего-то ещё и это открытие, эта информация переворачивает ваши взгляды на мир.

Не зря говорят, что сейчас мы с вами живём в эру информации. Это раньше, в прошлые времена какой-то человек мог жить в своём маленьком, ограниченном мирке и ничего не знать об окружающем большом мире, не интересоваться тем, что происходит вовне. Именно по этой причине искатели приключений с давних времён не сидели на месте, а садились на корабль и пускались в путешествие, чтобы соприкоснуться, самим увидеть незнакомые народы, незнакомые культуры, увидеть что-то новое.

#00:04:37#

А в наше время у каждого есть Википедия. Ну, может быть, сегодня, говорят: «Сегодня Википедия не работает. Ну, или, может быть, на три месяца, пока школьники не учатся, её отключат». Но суть в том, что сейчас мы не в состоянии закрыть для себя окружающий мир. Вы просто не сможете быть сколь-нибудь современным человеком, если вы будете закрываться от других альтернативных взглядов на мир, если вы не будете знать о том, что существуют различные взгляды на мир, различные точки зрения.

Итак, мы можем сказать, что суть заключается в раскрытии своего я, в духовном открытии. Мы не знаем, насколько верны исторические данные, мы не можем до конца быть уверенны в том, что пишут в учебниках. Но в чём мы можем быть уверенны — что в любое время жили люди, похожие на нас с вами, и эти люди пытались найти своё место в мире, пытались разобраться кто они.

#00:06:42#

Мы иногда используем такое выражение — «трансцендентный» или «трансцендентальный», что происходит от слова «трансценд» -— превосходить; то, что выходит за рамки локальных, местных воззрений. Это указывает на ту постоянную часть моего я, которая выходит за рамки моих временных состояний, когда я был младенцем, ребёнком, подростком. Именно о подобных вещах речь идёт в «Бхагавад-гите». Там Кришна наставляет воина Арджуну. Сюжет «Бхагавад-гиты» таков, что в тот момент Арджуна, этот великий воин, был на столько обеспокоен происходящими событиями, своими кармическими обстоятельствами, что был не в состоянии совладать собой, он не знал как поступить правильно. Тогда Кришна напомнил ему, что все эти житейские обстоятельства временны, они приходят и уходят, подобно временам года.

#00:08:22#

В Нью-Йорке есть старая шутка — все постоянно разговаривают о погоде, но никто не в состоянии решить проблему с погодой. Причина очень проста — потому что никто не может исправить погоду. Хотя, быть может, исключения бывают. Говорят, русские умеют создавать облака, поэтому мы в праве сказать, что русские не только разговаривают, беседуют о погоде, но и действительно меняют её.

Если смотреть в долгосрочной перспективе, то что более рационально, что разумнее — пытаться изменить окружающий мир, окружающие обстоятельства или же пытаться изменить себя?

Иногда говорят, что суть послания Бхагавад-гиты заключается в простой идее: не пытайся спорить с окружающей средой, но постарайся изменить себя. Это вовсе не означает, что вам не придётся сталкиваться с ужасными обстоятельствами. Но если наши взгляды и наши поступки будут продиктованы духовными взглядами на себя и на окружающий мир, тогда мы сможем сделать правильный выбор и продолжать свой путь в любых обстоятельствах.

#00:10:49#

В Бхагавад-гите есть знаменитый стих, слова Кришны, обращённые к Арджуне, где Он говорит: «Все эти обстоятельства, в которых ты себя обнаруживаешь, подобны смене времён года. Подобно тому, как ты переодеваешься из летней одежды в зимнюю и терпишь эти обстоятельства, подобным же образом терпи всё, что происходит вокруг тебя».

В какой-то момент, в течение этой беседы, Кришна говорит Арджуне: «Мы с тобой сейчас беседуем, на самом деле, мы с тобой рождались уже много раз. Разница в том, что Я помню все эти жизни, а ты — нет».

Интересно заметить об Индии, что среди философских систем Индии есть, как религиозные, более известные, так и атеистические взгляды. Часть индийской философии — это атеизм. С незапамятных времён в индийской философии вера в Бога, теизм и отсутствие веры, атеизм сосуществуют.

Итак, в индийской философии есть своё место даже для атеизма, но интересно заметить, что даже в атеистической части индийской философии они признают идею реинкарнации. Кем бы они ни были, атеистами, буддистами или верующими, все они признают идею реинкарнации.

#00:13:22#

Странствие души в этом мире иногда называют субъективной эволюцией сознания и эта эволюция в чем-то схожа с эволюцией, о которой мы все слышали из науки, с одной разницей: согласно субъективной эволюции сознания именно душа является той силой, которая управляет эволюцией. Кришна объясняет Арджуне, что смена тел подобна смене одежды. Мы видим, мы знаем, что разные люди одеваются в одежду разных цветов. Каждый человек решает для себя в каждый момент: «Сегодня я хочу одеться в красное, в синее, а завтра в зелёное».

На компьютерном мониторе используется всего три основных цвета — красный, зелёный и синий. Благодаря сочетанию этих цветов в различных комбинациях рождаются миллионы цветов и оттенков. Подобным же образом Веды говорят, что все формы жизни также принадлежат к различным сочетаниям трёх начал или трёх качеств известных как благость, страсть и невежество. Все формы жизни, всё, что происходит вокруг, относится к тому или иному сочетанию этих трёх начал.

#00:15:31#

Например, животное такое, как тигр, в большей степени относится к качествам страсти, но бывают и более спокойные животные такие, как коровы, они более благостные. Веды говорят, что душа постепенно развивается, эволюционирует от боле низких форм жизни к более высоким, и чем более низка форма жизни, тем в большей степени эта форма жизни руководствуется лишь инстинктами.  Невозможно противостоять своим инстинктам в этих формах жизни, но приближаясь к человеческому рождению, вы постепенно обретаете всё больше и больше свободы воли, возможности выбирать, пока, наконец, не рождаетесь человеком.

Есть знаменитые слова, которые описывают в чём разница по сути человека и животного. Разница в том, что мы, как люди, наделены таким свойством, как совесть. Мы склонны задумываться, заглядывать внутрь себя, мы склонны погружаться в философию.

#00:17:54#

Иногда на канале Дискавери или «В мире животных», или где-то ещё вы можете увидеть в передаче съёмки плотоядных животных-хищников, которые близко к закату собираются на охоту. Но вы никогда не увидите, чтобы эти хищники, пара — самец и самка, вдруг остановились на закате и сказали друг другу: «Ах, посмотри, дорогой, какой красивый закат», а ему отвечают: «Да, такая романтика, прекрасное время для романтического вечера или романтического ужина». Нет, животные так не размышляют. У них уже капает слюна изо рта, они готовы отправиться на охоту и безжалостно убить, уничтожить свою жертву. У них нет совести, внутреннего голоса, который говорил бы им: «Нет, ну подумай, какие они милые, какие беззащитные, зачем убивать?» Это пример того, как душа может выражать себя в животной форме жизни. Кто-то может сказать: «О, как низко опустилась такая душа».

#00:19:47#

В каком-то смысле мы можем сказать, что душа поразительна в своей способности приспосабливаться, жить, как в крошечном теле муравья, так и в огромном теле слона. Но если смотреть на это не с механической, а с более высокой точки зрения, задумываться об уровне сознания, то мы можем сказать, как низко опустилась душа, которая родилась в теле животного. Иными словами, у каждого есть возможность опуститься столь низко, до такой бесчувственности, до такого отсутствия сострадания, что он не будет задумываться о подобных вещах.

Когда мы видим, как человек ведёт себя столь безжалостным образом, мы испытываем чувство ужаса, мы понимаем, что это неправильно. Хотя границы можно обозначать по разным линиям, но у каждого есть интуитивное, внутреннее понимание что правильно, что неправильно, что подобает человеку, а что не подобает.

#00:21:32#

Ещё один интересный аспект, уникальный для людей — это склонность к историям, рассказам. У животных не бывает рассказов. Животные едят, люди едят, животные спят, мы спим, животные воспроизводят себе подобных, мы воспроизводим себе подобных — это общие черты. Но мы, люди, при этом обладаем одной отличительной особенностью — у нас есть особенная страсть, тяга к слушанию историй и в этих историях могут описываться архетипы человеческих характеров.

Как известные архетипы, характеры описаны великими писателями ещё в давние времена в русской литературе, они до сих пор живы, мы все прекрасно знаем эти архетипы. Эти описания живо играют в воображении людей и каждому из нас на личном уровне, в личном смысле, эти архетипы помогают задуматься, что нам есть, куда расти. Мы видим, что наиболее искусные писатели в состоянии даже в самом коротком рассказе затронуть самые важные темы, такие как жизнь и смерть, бессмертие и тому подобное. Ведь эти вопросы всегда волновали человека, любовь, разлука, смерть.

#00:24:06#

Чехов написал один интересный рассказ. Сюжет, казалось бы, очень прост, молодой человек был очень очарован девушкой. Однажды на какой-то встрече эта девушка передала молодому человеку записку, в которой было сказано: «Встретимся в полночь на кладбище».

Молодой человек вернулся домой и размышлял над этой запиской: «Наверно она смеётся на до мной, едва ли она серьёзна, скорей всего она лишь хочет посмеяться». Так он думал, когда было ещё только десять часов вечера. К одиннадцати часам он начал думать немножко иначе: «А вдруг она и правда придёт», ведь ему эта девушка была интересна, он испугался: «А что, если она и правда придёт, а меня не будет?» Так в полдвенадцатого он, наконец, позвал кучера, сел в экипаж и отправился. Так, конечно же, к полуночи он прибыл на кладбище, девушка не пришла. Мы могли бы сказать: «Но и что это за рассказ? Это Чеховский рассказ. Казалось бы, ничего не произошло, но вас уже захватил этот рассказ.

#00:26:10#

Но самое интересное дальше. Девушка так и не пришла, но этот молодой человек на кладбище начал разглядывать надписи на могилах и читал имена девушек, которые были похоронены на этом кладбище. Он видел даты: родилась в таком-то году, умерла тогда-то. Он начал размышлять: «А ведь эти люди, эти женщины, девушки тоже когда-то были молодые, прекрасные, у них тоже была влюблённость, романтика, они тоже на что-то надеялись, но всё это закончилось здесь на кладбище».

Так Чехов в этом рассказе очень искусно поведал нам историю о жизни, смерти, бессмертии через этот рассказ, искусным образом. Всякий раз, когда кто-то столь искусным образом способен поведать нам рассказ о столь глубоких вопросах на столь важные темы, этот человек оказывает нам огромную услугу, большую духовную услугу. Ведь духовная жизнь и означает искусство в своих нынешних кармических обстоятельствах, повседневной жизни научиться жить так, чтобы направлять себя, свой интерес к духовному росту.

#00:28:26#

В этом смысле суть послания Бхагавад-гиты можно изложить таким образом:  спаси себя, то есть не пытайся изменить окружающий мир, чтобы он был таким, каким тебе нравится, но сам изменись.

#00:29:54#

Вопрос: (не слышно)

Шрила Госвами Махарадж: Вот видите, у каждого правила есть исключение. Можете добавить и это к достижению индийской философии. У них есть даже те, кто отрицает реинкарнацию. Главная идея, которую я хотел донести, в том, что в Индии, в индийской философии есть место для любых идей, для …??? Но Вы упомянули о Чарваке Муни. В целом, к нему не относятся серьёзно. Есть такой пример философских взглядов Чарваки Муни. В Индии в кулинарии очень ценится гхи, очищенное топлёное масло. Вероятно, западным аналогом Чарваки Муни был бы Эпикур западной мысли. Философию Чарваки Муни можно изложить таким образом: смысл жизни в том, чтобы есть побольше гхи потому, что это вкусно, и наслаждаться жизнью.  Каким образом получить гхи — не важно, покупай, воруй, любым образом тащи и наслаждайся жизнью.

#00:32:01#

Как Вы подразумевали в своём вопросе, ведь его философия не признаёт реинкарнации, соответственно утверждает, что эта жизнь — это последний шанс, поэтому наслаждайся во всю. Это своего рода эгоизм. Пусть другим будет плохо, лишь бы мне было хорошо. Мы пытаемся предложить противоположные взгляды, ведь великие духовные лидеры скорее готовы страдать сами, лишь бы другим это помогло.

Пожалуй, ближайшее подобие бескорыстной любви в этом мире мы можем найти в бескорыстной любви матери к собственному ребёнку. Иногда говорят, что женщина, пока она одинока, пока у неё нет детей, она может быть эгоистична, но как только у неё появляется ребёнок, дети, её иная, неэгоистичная сторона,  проявляется.

#00:34:00#

Есть разные виды радости, что человек черпает, приобретая, когда он тянет одеяло на себя. Но есть другого рода радость, которую он испытывает отдавая, делясь. Мы считаем, что счастье потребления эгоистическое, это более низкого вида счастье. Более высокого рода счастье доступно через бескорыстие, через бескорыстное самопожертвование, ведь это приносит благо и человеку и всем окружающим.

#00:35:20# Вопрос: (не слышно)

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего, когда мы говорим о Боге, о божественном, нам следует принять, что какие-то вещи навсегда останутся непостижимыми. Мы можем рассуждать об отце, сыне, а как же другая грань — мать, супруга, возлюбленная — эти аспекты? Ведь это ещё интересней. Кто играет эти роли во взаимоотношениях с Богом? Сознание Кришны обсуждает эти вопросы, поскольку в нём представлена идея высшего мужского и высшего женского. Высший мужчина и высшая женщина и их полные любви взаимоотношения — это более полное представление о высшем представлении Бога, о высшей реальности. Если мы говорим о Боге, но говорим при этом только о его мужском аспекте, тогда то, что мы говорим, может быть, и правда, но это лишь частичное представление о Боге. Поэтому мы не получим полное представление о Боге до тех пор, пока не включим в картину как мужские, так и женские проявления Бога.

#00:38:00#

Поэтому христианская модель Бог — отец, Бог — сын не применима, она не работает в сознании Кришны. Но если вы примете идею о том, что Кришна — это верховная, изначальная личность Бога, тогда вы сможете лучше понять и положение Иисуса Христа. Однако мы не пытаемся противопоставлять эти идеи. Мы просто говорим — божественное можно рассматривать вот в таком ключе. А вот другой взгляд, иная точка зрения и, в конечном счёте, между ними нет противоречия, если мы поймём, что какая-то из них частична, другая более полна. Но женский аспект Бога в большей степени явлен в идеях сознания Кришны. Там эта сторона знания развита в огромной степени.  

#00:39:53#

Вопрос: (не слышно)

Шрила Госвами Махарадж:Но в сознании Кришны мужское и женское представлены наравне. Есть высший мужчина, есть высшая женщина и она не менее важна, а в каких-то случаях даже более важна, чем он. Она не играет вторую роль, она не на втором плане, но она — неотъемлемая часть полной истины.

#00:41:00#

Вопрос: (не слышно)

Шрила Госвами Махарадж: Здесь мы начинаем касаться уже очень эзотерических, очень глубоких вопросов. Можно попытаться описать это так. Когда они сливаются воедино целиком и полностью, они могут забыть о том, что они существуют отдельно, считать себя единым. Они могут настолько терять друг друга друг в друге, но это нечто очень высокое и очень эзотерическое. Должно быть, Вы склонны к этому.

Спасибо за ваше любезное слушание и хорошие вопросы.

Транскрипция: Нава Гопи деви даси

Редактор: Сварнанги деви даси

← «Гуру-таттва». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 июля 2012 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «О Рамануджачарье». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2012 года. Чиангмай, Таиланд →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования