«Гуру-таттва». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 июля 2012 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 30.16M)

Russian

Содержание лекции:


#00:00:38#

Во время посвящения Гуру сажает семя преданности в сердце ученика. Как понять, что в одну жизнь я получил это семя, а во вторую жизнь я снова получаю то же семя?

Шриле Гуру Махараджу задавали подобные вопросы. Шрила Гуру Махарадж говорил так: «Если следовать этим идеям, что Гуру должен возвращаться за своим учеником из жизни в жизнь, то выходит, что ни один мадхьяма-адхикари не обретет освобождения, потому что всегда найдется какой-нибудь ученик, которому понадобится очень много времени. Мы не наказываем Гуру». На самом деле это очень серьезный вопрос. Для этого необходимо понимание Гуру-таттвы или принципа Гуру.

Шрила Гуру Махарадж объяснял это таким образом: «Есть вайшнав, но вдохновенная сторона этого вайшнава — в ней мы видим Гуру». Главным образом он приводил пример из беседы Шри Чайтаньи Махапрабху с Санатаной Госвами во время знаменитой Санатана-шикши. Мы знаем, что в разделе, где шла речь об атмарама-шлоке, предлагались многочисленные толкования одного и того же стиха. Чтобы объяснить, вернемся немного назад.

Прежде этого времени Махапрабху беседовал с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, и во время этой беседы Сарвабхаума Бхаттачарья дал девять толкований этого стиха. Вслед за этим Махапрабху дал восемнадцать других толкований. Какое-то время спустя Санатана беседовал с Махапрабху и он сказал ему: «Я хотел бы услышать те толкования, которые ты давал прежде Сарвабхауме». И Махапрабху отвечает: «Сарвабхаума — это своего рода сумасшедший, Я — другого рода сумасшедший, и ты хочешь, чтобы сейчас Я пересказал тебе беседу двух безумцев? А, кроме того, Я не помню. Так или иначе, что бы Я ни сказал тогда, это было в соответствии с его потребностью».

#00:05:58#

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что после Бхагавад-гиты в «Махабхарате» есть эпизод, когда Арджуна говорит Ему: «В прошлый раз, когда мы беседовали, мы были  на поле сражения, в напряженной обстановке, поэтому сейчас, Кришна, я не могу вспомнить тех наставлений, которые Ты давал мне. Пожалуйста, не мог бы Ты их повторить?» Кришна отвечал: «В тех обстоятельствах у тебя была определенная потребность, и Я говорил тебе в соответствии с твоей потребностью. Сейчас обстоятельства изменились. Я могу сказать что-то снова, но это не будет повторением прошлого».

#00:06:52#

Мы видим, что красной нитью здесь идет тема внутренней потребности. Гуру отвечает на внутреннюю потребность ученика. Говоря шире, сам посредник, которым является Гуру, отвечает на эту внутреннюю потребность ученика.

Махапрабху объяснил Санатане Госвами, что во время той беседы у Сарвабхаумы были определенные внутренние потребности. В более широком смысле мы можем использовать слово «адхикар». У него была определенная квалификация, способность постижения. В соответствии с этим Махапрабху рассказал ему что-то. И затем Он повернул беседу в другую сторону. Он начал говорить о внутренней потребности самого Санатаны Госвами. И поскольку потребность Санатаны Госвами и его адхикар в данном контексте были выше, то Махапрабху дал шестьдесят новых толкований этого же стиха, не затрагивая восемнадцать объяснений, данных ранее.

#00:09:02#

После этих услышанных шестидесяти толкований Санатана Госвами сказал: «То, что Ты рассказываешь мне, невозможно для человека, это невозможно для человека, это возможно только для Бога»Махапрабху стеснительно сказал Санатане Госвами: «О, дорогой Санатана, зачем ты хвалишь Меня? Ведь ты прекрасно знаешь, что говорить о стихе «Бхагаватам», каждое слово «Бхагаватам» это Сам Кришна, каждое слово «Бхагаватам» способно явить бесконечное число значений. Более того, Я Сам не понимаю того, что через Меня проходит сейчас к тебе. Но Мне понятно одно, что Кришна сейчас использует Меня, чтобы пролить на тебя милость».

#00:10:45#

Поэтому мы говорим, что

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ 

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)

Гуру — это божественный посредник, божественный посланник, которого Господь использует для того, чтобы пролить милость на того или иного нуждающегося. Поэтому есть такое выражение «божественная милость».

#00:11:16#

ахам̇ ведми ш́уко ветти
вйа̄со ветти на ветти ва̄...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.313)

Далее, объясняя этот вопрос Санатане Госвами, Махапрабху процитировал знаменитый стих, история которого такова. В свое время за много лет до этого великий вайшнавский комментатор Шридхар Свами написал комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Этот комментарий значительно отличался от комментариев, которые существовали до этого. И поэтому возникли споры, следует ли принимать этот комментарий за истину или следует отвергнуть.

#00:12:28#

Поскольку этот спор шел между очень духовно развитыми людьми, то они решили: «Давайте обратимся к Шиве». В том месте был храм Шивы. И они сказали: «Давайте обратимся за советом к самому Шиве и посмотрим, ответит ли он нам что-нибудь». И тогда из этого божества Шивы прозвучала эта знаменитая шлока, которая означает: «Я знаю смысл “Бхагаватам”. Шукадев знает “Бхагаватам”, а Вьясадев, который собственно написал “Бхагаватам”, он, может быть, знает, а может быть, нет». То есть Вьясадев в том случае стал тем самым посредником, через которого Господь проливает Свою милость на других.

#00:14:00#

И что хотел сказать Махапрабху Санатане Госвами? В этом случае этот посредник может до конца понимать послание, идущее через него, а может и не понимать. Что гарантируется в этом случае — это такого рода связь, связь с посланником Бога. Кто именно станет этим посредником — в этом случае у Бога есть бесконечный выбор, бесконечные варианты.

Подобно тому, как в школе, в первом классе говорят: «Удели все свое внимание урокам, которые будет тебе давать этот учитель, учитель начальных классов».

#00:15:10#

Меня воспитывали монашки. И я помню, еще в первый день они мне сказали: «Видите, это сестра Паулина, она для нас — это все. И мы знали только ее, ее мнение было высшим во всех вопросах». И с моей точки зрения она стала моим учителем навечно. И поэтому, перейдя во второй класс, я был поражен, обнаружив, что там другой учитель. Я сказал: «А как же сестра Паулина?» Мне объяснили: «Нет-нет, это — то же самое, просто продолжение». — «Правда?» — «Точно-точно!» — «Но я хочу говорить с сестрой Паулиной!»

#00:16:27#

Но это тот же поток, который является через разных учителей. А в одном случае один итот же учитель был и в третьем классе, и позже — в пятом. Поэтому в некоторых случаях Кришна может дать того же посланника, что и в прошлый раз, а в других случаях — дать иного посланника для того, чтобы продолжить наше образование.

Все это возможно. Шрила Гуру Махарадж любил цитировать известного поэта Манку, который написал поэму под названием «Смерть Шишупала». Шрила Гуру Махарадж извлекал оттуда следующую идею. Он говорил: «Нынешняя благая связь указывает на благоприятное будущее человека, но не в меньшей степени эта связь указывает на благоприятное прошлое, на то, что у человека уже была связь в прошлом».

#00:18:44#

Говоря о продолжении развития, можно привести такой пример. Иногда мы видим, как человек, только получив инициацию, за очень короткое время растет очень быстро. Это указывает на запас сукрити, на то, что у человека в прошлом была значительная связь с этим.

И, с другой стороны, Шрила Гуру Махарадж объясняет, если мы посмотрим на Джада Бхарату или других великих святых, которые показывают пример падения, например, с уровня бхавы, то в этих случаях их падение — это короткий эпизод. Во-превых, мы можем интерпретировать такие случаи как урок для окружающих, как лилу. С другой стороны, в любом случае это короткий эпизод, а затем они снова идут вверх.

#00:20:30#

Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада однажды написал подношение своему учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру на его Вьяса-пуджу, в котором были такие строки: «Чудо из чудес, старейший из старых, ты явился в новых одеждах».

И Шрила Рупа Госвами пишет об этом в собственной книге, эти же его слова процитированы в «Чайтанья-чаритамрите». Он пишет, что на высоком, на соответствующем уровне развития, стремящийся ученик обретает прибежище ашрайа-виграхи. В данном случае это означает кого-то из сверх-слуг, сверх-предводителей определенного настроения служения духовного мира. Он обретает соответствующее общение, соответствующие наставления по своей потребности.

#00:22:30#

Себя мы относим к категории новообращенных. Если вы спросите ребенка, мальчика: «А кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», то почти наверняка мальчишка назовет вам профессию, которая связана с красивой формой — пожарный, полицейский, военный. А маленькая девочка скажет: «А я хочу быть принцессой». Это будущее не исключено. Но в большинстве случаев время, когда задают этот вопрос, — не подходящий момент для того, чтобы всерьез определяться, кем ты будешь. В будущем этот ребенок подрастет и определится, и может быть, эта самая девочка станет не принцессой, а ученым.

#00:24:20#

Здесь мы проводим аналогию, что в нашем нынешнем состоянии, на нашем нынешнем уровне развития мы можем считать, что мы лишь малые дети в духовной жизни. Соответственно любые представления о своей конкретной занятости в мире духовного служения, помимо общей идеи, что мы будем служить, любые конкретные представления будут ранними. Более того, это будет нездоровым признаком.

Иными словами, сейчас нам не нужно особо заботиться о будущем. Заботиться нужно о настоящем. Кто будет руководить мной тогда-то? Думай о том, что происходит сейчас. Потому, что здесь и сейчас перед нами есть возможности служить.

#00:25:33#

Однажды кто-то из учеников Шрилы Прабхупады начал говорить после его ухода: «Мы слышали, что Шрила Прабхупада вот-вот вернется». Как знаете, многие люди ждут возвращения Иисуса Христа. Продолжая тему о возвращении Гуру, кто-то из его учеников говорил: «Шрила Прабхупада скоро вернется».

Мы слышали, например, что ранние христиане в первые годы не считали нужным, к примеру, сажать деревья. То есть они не считали нужным: «Зачем сажать деревья, если Иисус Христос скоро вернется? Скоро будет второе пришествие». На что Шрила Гуру Махарадж, чтобы помочь ученикам избавиться от таких представлений, сказал: «Не нужно заниматься только ожиданием. Не ждите. Ведь представьте: он, ваш Гуру вернется и скажет: “И чем же вы занимались все это время, пока меня не было?”»

#00:27:19#

Гопи ждут возвращения Кришны во Вриндаван. И это очень загадочная тема. Ведь говорят, что Кришна ни на шаг, никогда не покидает Вриндавана. Но в то же время они ждут возвращения Кришны во Вриндаван.

Но во время кажущегося отсутствия Кришны, разлуки с Ним, они не забывают о Нем, не теряют своего сознания Кришны. Скорее наоборот, они обретают все большее сознание Кришны даже в разлуке.

#00:28:27#

Поэтому в сознании Кришны верно обратное. Нам объясняют, что настоящее, подлинное сознание Кришны можно практиковать только в состоянии разлуки.

Вишванатх Чакраварти Тхакур, когда дает свои толкования на «Брамара-гиту», то есть эпизод, когда Уддхаву Кришна отправил во Вриндаван для того, чтобы тот облегчил страдания браджа-гопи, которые страдали от разлуки с Ним. Он отправил его с посланием надежды. Он объясняет там, что когда вы непосредственно, физически находитесь радом с человеком, вы в не очень большей степени осознаете этого человека. Можно выразить это так: вы принимаете возможность общения с ним за само собой разумеющееся. Но когда вы далеко от этого человека, здесь мы говорим, разумеется, о совершенной, глубокой любви, то каждое мгновение, каждую секунду вы полностью поглощены мыслями об этом человеке. В этом случае окружающий мир для вас отступает на задний план.

#00:30:50#

Но в их случае все, что вокруг них, каждая деталь окружающего мира становится воспоминанием о Нем. И в своей безумной разлуке с Кришной браджа-гопи обращались с вопросом ко всему живому в Вриндаване с вопросом: «Где Кришна? Как найти Кришну?» Их внутренние ощущения проецировались на окружающий мир, и они спрашивали деревья: «А вы видели Кришну?» Деревья естественно молчали в ответ, (они же деревья). Браджа-гопи думали, что деревья молчат из чувства мужской солидарности. Считается, что деревья — мужского рода, а лианы, растения — женского рода. Так они думали: «Это деревья молчат из мужской солидарности и не говорят нам про Кришну».

#00:32:35#

Поэтому они думали так: «Мы знаем, что вам, деревьям, нельзя доверять». Тогда они обращались к Кришне, к лианам, к растениям женского рода: «Вы скажите нам, где Кришна?» Они спрашивали деревья, растения, все вокруг. И чувства, что жили у них внутри, раскрашивали соответствующим образом все вокруг. Это очень загадочный эпизод. Поэтому есть особое выражение, прежде всего используемое Гуру Махараджем, — «единение в разлуке».

Сознание Кришны всегда измеряется обратным методом. Мы видим в «Чайтанья-чаритамрите» описание: когда Кришна видит лицо Шримати Радхарани и чувства, которые проявляются на Ее лице, это доставляет Ему в тысячу раз больше удовольствия, радости, нежели непосредственное соприкосновение с Ней.

#00:34:24#

Джнане прайасам удапасйа наманта эва — эти слова «Бхагаватам» означают, что нам следует оставить свои попытки подходить к тому миру с обыденными мерками. Эти обыденные мерки не помогут понять сознание Кришны, скорее навредят. Поэтому преданные принимают любое положение, которое к ним приходит, то, что приходит к ним через Кришну, и то, что связано с Кришной. Потому что Кришна обладает авидйа сварат — Он один знает, зачем все и почему.

Поэтому сама Шримати Радхарани являет высший пример преданности в восьмой шлоке Шикшаштакам.

#00:35:56#

а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинaшт̣у ма̄м
aдарш́ана̄н мaрмa-хата̄м̇ кaрoту ва̄...

Она говорит: «Если Кришна хочет спрятаться от Меня, это означает, что Он так более счастлив, тогда в этой разлуке будет и Мое счастье». И осмысленно о подобных чувствах может говорить только глубокий преданный. Мы можем говорить об этом в общих чертах, что такой уровень существует.

#00:37:31#

Но до тех пор, пока не произойдет этого внутреннего перехода от попыток судить обо всем с точки зрения собственного блага, пусть и духовного, к стремлению действовать ради Кришны, Кришна анушиланам, до тех пор мы не сможем соприкоснуться с идеей настоящей преданности. И именно такой подход — это суть севы, когда не идет речь о награде, отсутствие расчета на собственное благо.

Когда мы просто видим, что вот это явлено мне через Гуру-парампару, через учителей как действие, которое принесет радость Кришне, и мы посвящаем себя этому.

#00:38:47#

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи

Эти слова Махапрабху Гуру Махарадж иногда выражал подобным образом: «Да в соответствии с моей кармой мне придется рождаться снова и снова». Мы знаем, что он выражает чувства преданного. Но что он говорит? Он говорит о том: «Что мне интересно? Мне не интересно вырваться из майа-самсары и мне не интересно спастись от множества кармических реакций за мои же собственные дурные поступки».

#00:40:02#

на̄ра̄йан̣а-пара̄х̣ сарве
на куташ́чана бибхйати 
сарга̄паварга-наракеш̣в
апи тулйа̄ртха-дарш́инах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 6.17.28)

Вайшнавов такие вопросы не волнуют. Вайшнав думает: «Да, в соответствии с моей кармой я в этом мире надолго, но я молюсь лишь о том, чтобы тем или иным образом, так или иначе, во время моих странствий по этому миру у меня было хоть какая-то связь с преданными, возможность служить им». Преданных всегда волнует только служение: «А смогу ли я служить?»

Бхактивинод Тхакур говорит: «Я не хотел бы стать даже Брахмой, если это положение не преданного, но я хотел бы с радостью стать муравьем, если это в доме преданного». Потому что там, где преданные, там, где преданные, там обязательно будет хари-катха, вайшнава-сева и так далее.

#00:41:44#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.83)

Садху-санга, общение с преданными, это коренная причина роста преданности, духовного роста.

Поэтому Гуру Махарадж напоминает нам: «Помните, наши учителя, наши хранители живые. Йога-майя смотрит на нас любящими глазами, она видит, что у нас на уме, что у нас на сердце, и в соответствии с этим она, Йога-майя, и они, хранители, посылают нам ответ на нашу внутреннюю потребность в любых обстоятельствах. И Шрила Гуру Махарадж напоминает нам, что тот духовный мир, который иногда называют миром служения, на самом деле это мир, где каждая частичка — это Гуру.

#00:43:09#

вайкун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала чинмайа...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.53)

Это мир, где каждая пылинка на земле — это Гуру, который выше нас. Первая шлока «Чайтанья-чаритамриты»  гласит «ванде гурум» — я предлагаю свои поклоны Гуру, множествам Гуру.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  Вьяса-пуджа Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. 7 июля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Поиск истины». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2012 год. Москва, ресторан «Джаганнат»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 31.6 МБ)

Russian

Содержание лекции:


#00:00:38#

Во время посвящения Гуру сажает семя преданности в сердце ученика. Как понять, что в одну жизнь я получил это семя, а во вторую жизнь я снова получаю то же семя?

Шриле Гуру Махараджу задавали подобные вопросы. Шрила Гуру Махарадж говорил так: «Если следовать этим идеям, что Гуру должен возвращаться за своим учеником из жизни в жизнь, то выходит, что ни один мадхьяма-адхикари не обретет освобождения, потому что всегда найдется какой-нибудь ученик, которому понадобится очень много времени. Мы не наказываем Гуру». На самом деле это очень серьезный вопрос. Для этого необходимо понимание Гуру-таттвы или принципа Гуру.

Шрила Гуру Махарадж объяснял это таким образом: «Есть вайшнав, но вдохновенная сторона этого вайшнава — в ней мы видим Гуру». Главным образом он приводил пример из беседы Шри Чайтаньи Махапрабху с Санатаной Госвами во время знаменитой Санатана-шикши. Мы знаем, что в разделе, где шла речь об атмарама-шлоке, предлагались многочисленные толкования одного и того же стиха. Чтобы объяснить, вернемся немного назад.

Прежде этого времени Махапрабху беседовал с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, и во время этой беседы Сарвабхаума Бхаттачарья дал девять толкований этого стиха. Вслед за этим Махапрабху дал восемнадцать других толкований. Какое-то время спустя Санатана беседовал с Махапрабху и он сказал ему: «Я хотел бы услышать те толкования, которые ты давал прежде Сарвабхауме». И Махапрабху отвечает: «Сарвабхаума — это своего рода сумасшедший, Я — другого рода сумасшедший, и ты хочешь, чтобы сейчас Я пересказал тебе беседу двух безумцев? А, кроме того, Я не помню. Так или иначе, что бы Я ни сказал тогда, это было в соответствии с его потребностью».

#00:05:58#

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что после Бхагавад-гиты в «Махабхарате» есть эпизод, когда Арджуна говорит Ему: «В прошлый раз, когда мы беседовали, мы были  на поле сражения, в напряженной обстановке, поэтому сейчас, Кришна, я не могу вспомнить тех наставлений, которые Ты давал мне. Пожалуйста, не мог бы Ты их повторить?» Кришна отвечал: «В тех обстоятельствах у тебя была определенная потребность, и Я говорил тебе в соответствии с твоей потребностью. Сейчас обстоятельства изменились. Я могу сказать что-то снова, но это не будет повторением прошлого».

#00:06:52#

Мы видим, что красной нитью здесь идет тема внутренней потребности. Гуру отвечает на внутреннюю потребность ученика. Говоря шире, сам посредник, которым является Гуру, отвечает на эту внутреннюю потребность ученика.

Махапрабху объяснил Санатане Госвами, что во время той беседы у Сарвабхаумы были определенные внутренние потребности. В более широком смысле мы можем использовать слово «адхикар». У него была определенная квалификация, способность постижения. В соответствии с этим Махапрабху рассказал ему что-то. И затем Он повернул беседу в другую сторону. Он начал говорить о внутренней потребности самого Санатаны Госвами. И поскольку потребность Санатаны Госвами и его адхикар в данном контексте были выше, то Махапрабху дал шестьдесят новых толкований этого же стиха, не затрагивая восемнадцать объяснений, данных ранее.

#00:09:02#

После этих услышанных шестидесяти толкований Санатана Госвами сказал: «То, что Ты рассказываешь мне, невозможно для человека, это невозможно для человека, это возможно только для Бога»Махапрабху стеснительно сказал Санатане Госвами: «О, дорогой Санатана, зачем ты хвалишь Меня? Ведь ты прекрасно знаешь, что говорить о стихе «Бхагаватам», каждое слово «Бхагаватам» это Сам Кришна, каждое слово «Бхагаватам» способно явить бесконечное число значений. Более того, Я Сам не понимаю того, что через Меня проходит сейчас к тебе. Но Мне понятно одно, что Кришна сейчас использует Меня, чтобы пролить на тебя милость».

#00:10:45#

Поэтому мы говорим, что

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ 

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)

Гуру — это божественный посредник, божественный посланник, которого Господь использует для того, чтобы пролить милость на того или иного нуждающегося. Поэтому есть такое выражение «божественная милость».

#00:11:16#

ахам̇ ведми ш́уко ветти
вйа̄со ветти на ветти ва̄...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.313)

Далее, объясняя этот вопрос Санатане Госвами, Махапрабху процитировал знаменитый стих, история которого такова. В свое время за много лет до этого великий вайшнавский комментатор Шридхар Свами написал комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Этот комментарий значительно отличался от комментариев, которые существовали до этого. И поэтому возникли споры, следует ли принимать этот комментарий за истину или следует отвергнуть.

#00:12:28#

Поскольку этот спор шел между очень духовно развитыми людьми, то они решили: «Давайте обратимся к Шиве». В том месте был храм Шивы. И они сказали: «Давайте обратимся за советом к самому Шиве и посмотрим, ответит ли он нам что-нибудь». И тогда из этого божества Шивы прозвучала эта знаменитая шлока, которая означает: «Я знаю смысл “Бхагаватам”. Шукадев знает “Бхагаватам”, а Вьясадев, который собственно написал “Бхагаватам”, он, может быть, знает, а может быть, нет». То есть Вьясадев в том случае стал тем самым посредником, через которого Господь проливает Свою милость на других.

#00:14:00#

И что хотел сказать Махапрабху Санатане Госвами? В этом случае этот посредник может до конца понимать послание, идущее через него, а может и не понимать. Что гарантируется в этом случае — это такого рода связь, связь с посланником Бога. Кто именно станет этим посредником — в этом случае у Бога есть бесконечный выбор, бесконечные варианты.

Подобно тому, как в школе, в первом классе говорят: «Удели все свое внимание урокам, которые будет тебе давать этот учитель, учитель начальных классов».

#00:15:10#

Меня воспитывали монашки. И я помню, еще в первый день они мне сказали: «Видите, это сестра Паулина, она для нас — это все. И мы знали только ее, ее мнение было высшим во всех вопросах». И с моей точки зрения она стала моим учителем навечно. И поэтому, перейдя во второй класс, я был поражен, обнаружив, что там другой учитель. Я сказал: «А как же сестра Паулина?» Мне объяснили: «Нет-нет, это — то же самое, просто продолжение». — «Правда?» — «Точно-точно!» — «Но я хочу говорить с сестрой Паулиной!»

#00:16:27#

Но это тот же поток, который является через разных учителей. А в одном случае один итот же учитель был и в третьем классе, и позже — в пятом. Поэтому в некоторых случаях Кришна может дать того же посланника, что и в прошлый раз, а в других случаях — дать иного посланника для того, чтобы продолжить наше образование.

Все это возможно. Шрила Гуру Махарадж любил цитировать известного поэта Манку, который написал поэму под названием «Смерть Шишупала». Шрила Гуру Махарадж извлекал оттуда следующую идею. Он говорил: «Нынешняя благая связь указывает на благоприятное будущее человека, но не в меньшей степени эта связь указывает на благоприятное прошлое, на то, что у человека уже была связь в прошлом».

#00:18:44#

Говоря о продолжении развития, можно привести такой пример. Иногда мы видим, как человек, только получив инициацию, за очень короткое время растет очень быстро. Это указывает на запас сукрити, на то, что у человека в прошлом была значительная связь с этим.

И, с другой стороны, Шрила Гуру Махарадж объясняет, если мы посмотрим на Джада Бхарату или других великих святых, которые показывают пример падения, например, с уровня бхавы, то в этих случаях их падение — это короткий эпизод. Во-превых, мы можем интерпретировать такие случаи как урок для окружающих, как лилу. С другой стороны, в любом случае это короткий эпизод, а затем они снова идут вверх.

#00:20:30#

Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада однажды написал подношение своему учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру на его Вьяса-пуджу, в котором были такие строки: «Чудо из чудес, старейший из старых, ты явился в новых одеждах».

И Шрила Рупа Госвами пишет об этом в собственной книге, эти же его слова процитированы в «Чайтанья-чаритамрите». Он пишет, что на высоком, на соответствующем уровне развития, стремящийся ученик обретает прибежище ашрайа-виграхи. В данном случае это означает кого-то из сверх-слуг, сверх-предводителей определенного настроения служения духовного мира. Он обретает соответствующее общение, соответствующие наставления по своей потребности.

#00:22:30#

Себя мы относим к категории новообращенных. Если вы спросите ребенка, мальчика: «А кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», то почти наверняка мальчишка назовет вам профессию, которая связана с красивой формой — пожарный, полицейский, военный. А маленькая девочка скажет: «А я хочу быть принцессой». Это будущее не исключено. Но в большинстве случаев время, когда задают этот вопрос, — не подходящий момент для того, чтобы всерьез определяться, кем ты будешь. В будущем этот ребенок подрастет и определится, и может быть, эта самая девочка станет не принцессой, а ученым.

#00:24:20#

Здесь мы проводим аналогию, что в нашем нынешнем состоянии, на нашем нынешнем уровне развития мы можем считать, что мы лишь малые дети в духовной жизни. Соответственно любые представления о своей конкретной занятости в мире духовного служения, помимо общей идеи, что мы будем служить, любые конкретные представления будут ранними. Более того, это будет нездоровым признаком.

Иными словами, сейчас нам не нужно особо заботиться о будущем. Заботиться нужно о настоящем. Кто будет руководить мной тогда-то? Думай о том, что происходит сейчас. Потому, что здесь и сейчас перед нами есть возможности служить.

#00:25:33#

Однажды кто-то из учеников Шрилы Прабхупады начал говорить после его ухода: «Мы слышали, что Шрила Прабхупада вот-вот вернется». Как знаете, многие люди ждут возвращения Иисуса Христа. Продолжая тему о возвращении Гуру, кто-то из его учеников говорил: «Шрила Прабхупада скоро вернется».

Мы слышали, например, что ранние христиане в первые годы не считали нужным, к примеру, сажать деревья. То есть они не считали нужным: «Зачем сажать деревья, если Иисус Христос скоро вернется? Скоро будет второе пришествие». На что Шрила Гуру Махарадж, чтобы помочь ученикам избавиться от таких представлений, сказал: «Не нужно заниматься только ожиданием. Не ждите. Ведь представьте: он, ваш Гуру вернется и скажет: “И чем же вы занимались все это время, пока меня не было?”»

#00:27:19#

Гопи ждут возвращения Кришны во Вриндаван. И это очень загадочная тема. Ведь говорят, что Кришна ни на шаг, никогда не покидает Вриндавана. Но в то же время они ждут возвращения Кришны во Вриндаван.

Но во время кажущегося отсутствия Кришны, разлуки с Ним, они не забывают о Нем, не теряют своего сознания Кришны. Скорее наоборот, они обретают все большее сознание Кришны даже в разлуке.

#00:28:27#

Поэтому в сознании Кришны верно обратное. Нам объясняют, что настоящее, подлинное сознание Кришны можно практиковать только в состоянии разлуки.

Вишванатх Чакраварти Тхакур, когда дает свои толкования на «Брамара-гиту», то есть эпизод, когда Уддхаву Кришна отправил во Вриндаван для того, чтобы тот облегчил страдания браджа-гопи, которые страдали от разлуки с Ним. Он отправил его с посланием надежды. Он объясняет там, что когда вы непосредственно, физически находитесь радом с человеком, вы в не очень большей степени осознаете этого человека. Можно выразить это так: вы принимаете возможность общения с ним за само собой разумеющееся. Но когда вы далеко от этого человека, здесь мы говорим, разумеется, о совершенной, глубокой любви, то каждое мгновение, каждую секунду вы полностью поглощены мыслями об этом человеке. В этом случае окружающий мир для вас отступает на задний план.

#00:30:50#

Но в их случае все, что вокруг них, каждая деталь окружающего мира становится воспоминанием о Нем. И в своей безумной разлуке с Кришной браджа-гопи обращались с вопросом ко всему живому в Вриндаване с вопросом: «Где Кришна? Как найти Кришну?» Их внутренние ощущения проецировались на окружающий мир, и они спрашивали деревья: «А вы видели Кришну?» Деревья естественно молчали в ответ, (они же деревья). Браджа-гопи думали, что деревья молчат из чувства мужской солидарности. Считается, что деревья — мужского рода, а лианы, растения — женского рода. Так они думали: «Это деревья молчат из мужской солидарности и не говорят нам про Кришну».

#00:32:35#

Поэтому они думали так: «Мы знаем, что вам, деревьям, нельзя доверять». Тогда они обращались к Кришне, к лианам, к растениям женского рода: «Вы скажите нам, где Кришна?» Они спрашивали деревья, растения, все вокруг. И чувства, что жили у них внутри, раскрашивали соответствующим образом все вокруг. Это очень загадочный эпизод. Поэтому есть особое выражение, прежде всего используемое Гуру Махараджем, — «единение в разлуке».

Сознание Кришны всегда измеряется обратным методом. Мы видим в «Чайтанья-чаритамрите» описание: когда Кришна видит лицо Шримати Радхарани и чувства, которые проявляются на Ее лице, это доставляет Ему в тысячу раз больше удовольствия, радости, нежели непосредственное соприкосновение с Ней.

#00:34:24#

Джнане прайасам удапасйа наманта эва — эти слова «Бхагаватам» означают, что нам следует оставить свои попытки подходить к тому миру с обыденными мерками. Эти обыденные мерки не помогут понять сознание Кришны, скорее навредят. Поэтому преданные принимают любое положение, которое к ним приходит, то, что приходит к ним через Кришну, и то, что связано с Кришной. Потому что Кришна обладает авидйа сварат — Он один знает, зачем все и почему.

Поэтому сама Шримати Радхарани являет высший пример преданности в восьмой шлоке Шикшаштакам.

#00:35:56#

а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинaшт̣у ма̄м
aдарш́ана̄н мaрмa-хата̄м̇ кaрoту ва̄...

Она говорит: «Если Кришна хочет спрятаться от Меня, это означает, что Он так более счастлив, тогда в этой разлуке будет и Мое счастье». И осмысленно о подобных чувствах может говорить только глубокий преданный. Мы можем говорить об этом в общих чертах, что такой уровень существует.

#00:37:31#

Но до тех пор, пока не произойдет этого внутреннего перехода от попыток судить обо всем с точки зрения собственного блага, пусть и духовного, к стремлению действовать ради Кришны, Кришна анушиланам, до тех пор мы не сможем соприкоснуться с идеей настоящей преданности. И именно такой подход — это суть севы, когда не идет речь о награде, отсутствие расчета на собственное благо.

Когда мы просто видим, что вот это явлено мне через Гуру-парампару, через учителей как действие, которое принесет радость Кришне, и мы посвящаем себя этому.

#00:38:47#

на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи

Эти слова Махапрабху Гуру Махарадж иногда выражал подобным образом: «Да в соответствии с моей кармой мне придется рождаться снова и снова». Мы знаем, что он выражает чувства преданного. Но что он говорит? Он говорит о том: «Что мне интересно? Мне не интересно вырваться из майа-самсары и мне не интересно спастись от множества кармических реакций за мои же собственные дурные поступки».

#00:40:02#

на̄ра̄йан̣а-пара̄х̣ сарве
на куташ́чана бибхйати 
сарга̄паварга-наракеш̣в
апи тулйа̄ртха-дарш́инах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 6.17.28)

Вайшнавов такие вопросы не волнуют. Вайшнав думает: «Да, в соответствии с моей кармой я в этом мире надолго, но я молюсь лишь о том, чтобы тем или иным образом, так или иначе, во время моих странствий по этому миру у меня было хоть какая-то связь с преданными, возможность служить им». Преданных всегда волнует только служение: «А смогу ли я служить?»

Бхактивинод Тхакур говорит: «Я не хотел бы стать даже Брахмой, если это положение не преданного, но я хотел бы с радостью стать муравьем, если это в доме преданного». Потому что там, где преданные, там, где преданные, там обязательно будет хари-катха, вайшнава-сева и так далее.

#00:41:44#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.83)

Садху-санга, общение с преданными, это коренная причина роста преданности, духовного роста.

Поэтому Гуру Махарадж напоминает нам: «Помните, наши учителя, наши хранители живые. Йога-майя смотрит на нас любящими глазами, она видит, что у нас на уме, что у нас на сердце, и в соответствии с этим она, Йога-майя, и они, хранители, посылают нам ответ на нашу внутреннюю потребность в любых обстоятельствах. И Шрила Гуру Махарадж напоминает нам, что тот духовный мир, который иногда называют миром служения, на самом деле это мир, где каждая частичка — это Гуру.

#00:43:09#

вайкун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала чинмайа...

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.53)

Это мир, где каждая пылинка на земле — это Гуру, который выше нас. Первая шлока «Чайтанья-чаритамриты»  гласит «ванде гурум» — я предлагаю свои поклоны Гуру, множествам Гуру.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования