«Духовная традиция Махапрабху» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian


Духовные братья Шрилы Гуру Махараджа очень высоко ценили его и прямо говорили об этом. Один из них однажды сказал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж пребывает в этом мире, они будут приходить к нему и принимать его наставления. Другие говорили, что, слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они чувствуют, будто находятся в сени лотосоподобных стоп Прабхупады Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Почему же все духовные братья так высоко чтили Шрилу Гуру Махараджа? Целью жизни для них было служение Шри Шри Радхе и Говинде, и они понимали, что такое служение приходит к ним через их Шри Гурудева, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Но также они знали, что их Гурудев передал свою божественную силу Шриле Шридхару Махараджу, и потому считали, что силу и милость их Гурудева с его благословения хранит теперь Шрила Гуру Махарадж. Именно по этой причине они всегда стремились быть рядом с ним.

Эти преданные оставили все мирское, все суетные желания и присоединились к миссии, чтобы служить Шри Шри Радхе и Кришне, Прабху Нитьянанде и Шриману Махапрабху. Но как обрести это служение? Доступ к нему можно получить только по милости вайшнавов и Шри Гуру. Для них это было совершенно ясно, поэтому они готовы были пожертвовать всем ради того, чтобы время от времени приходить сюда и слушать Шрилу Гуру Махараджа. Они рассказывали ему о своей проповеднической деятельности и были счастливы, когда видели, как Шрила Гуру Махарадж радовался их успехам.

Многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа участвовали в собраниях Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, которые проводил наш Матх. Шрила Гуру Махарадж неизменно уступал председательское кресло Шрипаду Бхакти Саранге Госвами Махараджу. Шрипад Госвами Махарадж получил санньясу от Шрилы Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж знал, что Шрипада Госвами Махараджа высоко ценили во всей Гаудия-миссии. Поэтому он всегда предлагал ему место председателя.

На одном из таких собраний Шрипад Госвами Махарадж, заняв председательское кресло, выступил с необычайной речью. Он сказал, что он сам и другие проповедники активно действуют во всех направлениях, но всегда с нетерпением ждут, как Шрила Шридхар Махарадж оценит качество их проповеди. В своей речи он употребил слово «симхавалокана»1. Этим он дал понять: «Мы проповедуем повсюду в мире, но время от времени приходим к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы посмотреть, доволен ли он нашей деятельностью».

Симхавалокана: пройдя какое-то расстояние, лев оглядывается по сторонам, прежде чем продолжить путь, проходит еще немного и оглядывается снова. Так и проповедники, говорил Госвами Махарадж, снова и снова обращаются к Шриле Гуру Махараджу, чтобы узнать, одобряет ли он их проповедь.

Рӯпа-сарасвате-дха̄ра̄ декхена тома̄те2. Во главе духовной преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху стоит Рупа Госвами Прабху. Никто не говорит: Чайтанья-сампрадая. Правильное название — Рупануга-сампрадая. Махапрабху хотел, чтобы Гуру в Его сампрадае был Рупа Госвами. Духовный поток Рупануга-сампрадаи проходит через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура так чтили Шрилу Гуру Махараджа. Они всегда чувствовали идущий через него духовный поток и чувствуют до сих пор.

Шрилу Рупу Госвами поставил во главе сампрадаи сам Шри Чайтанья Махапрабху. Чтобы понять, почему Он так поступил, нужно обратиться, прежде всего, к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Там все описано со всей ясностью. Махапрабху пришел в этот мир в ореоле божественного сияния. В это время Рупа и Санатана были министрами в правительстве Бенгалии. Однако, прежде всего, они были преданными Кришны. Они чувствовали, что Кришна вскоре появится на Земле, и пытались определить, где же это произойдет.

Установить место явления Махапрабху им помогло Его божественное сияние. Увидев его, они отправились навстречу. Им стало ясно: «Явился наш возлюбленный Шри Кришна!» Шри Рупу и Шри Санатану связывали с Господом особенные отношения. До встречи с Господом их звали Дабир Кхас и Сакар Малик. Санатана Госвами был премьер-министром, а Рупа Госвами — министром финансов. Внешне они были правительственными чиновниками, но в сердце всегда жаждали кришна-премы. Когда Нимай Пандит, Махапрабху Гаурасундар, предстал их взору, от Него исходил божественный свет.

Многие преданные знали, что Махапрабху — божественная Личность, нисшедшая из безграничного мира, и были связаны с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи. Преданные часто собирались вместе и говорили о будущем.

Они знали, что Махапрабху примет санньясу, и ждали этого дня. Когда же Рупа и Санатана узнали о том, что Махапрабху действительно дал обет санньясы, они привязались к Нему еще сильнее. Когда Махапрабху отправился во Вриндаван, Его путь проходил через Навадвип и Рамакели, и за Ним шли тысячи людей. Вот тогда-то Рупа и Санатана в тайне от всех встретились с Махапрабху в деревне Рамакели. Увидев Его, они сразу поняли, что Он их Господь, и со всей преданностью стали служить Ему.

Рупа и Санатана остановились неподалеку от Рамакели. Когда наступила ночь, они сменили свои богатые одежды на простые дхоти преданных и отправились на встречу с Махапрабху. Зажав в зубах травинки в знак смирения, они припали к лотосоподобным стопам Махапрабху с молитвой:

мат-тулйо на̄сти па̄па̄тма̄
на̄пара̄дхӣ ча каш́чана
париха̄ре ’пи ладжджа̄ ме
ким̇ бруве пуруш̣оттама

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.190)

«Мы столь презренны, что недостойны даже предстать перед Тобой. Мы так низко пали, спаси нас!»3

Когда Махапрабху услышал эти слова и увидел, как эти братья преданы Ему, сердце Его растаяло.

До встречи с Махапрабху Рупа и Санатана написали Ему много писем, и Он всегда старался поддержать их:

пара-вйасанинӣ на̄рӣ
вйагра̄пи гр̣ха-кармасу
тад эва̄сва̄дайатй антар
нава-сан̇га-раса̄йанам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.211)

«Замужняя женщина, у которой есть возлюбленный, все время думает о нем, но при этом занимается домашними делами, как ни в чем не бывало».

«Вы поступайте подобным же образом, а когда придет время, Кришна освободит вас от обязанностей в миру».

Когда Рупа Госвами и его старший брат Санатана Госвами встретились с Махапрабху в Рамакели, Он подарил им новую надежду: «Ступайте домой. Придет время, и Кришна освободит вас от мирской службы. Вы Мои вечные слуги, поэтому никогда ничего не бойтесь. Кришна вам поможет».

Перед уходом они сказали Махапрабху: «Правитель этой земли — мусульманин. Он хорошо относится к Тебе, но, увидев эти толпы, может и переменить свое отношение. Если рядом с Тобой будут тысячи людей, царь может почувствовать угрозу и навредить Тебе».

Позднее Шри Рупа встретился с Махапрабху, когда Тот возвращался из Вриндавана. Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему продолжить Его миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел Рупе Госвами отыскать утерянные святые места, где проходили игры Шри Кришны, и написать книги, чтобы передать потомкам полученные от Него наставления. Махапрабху стал учителем Рупы Госвами и хотел, чтобы Рупа Госвами возглавил Его сампрадаю.

С Рупой Госвами Махапрабху встретился, кроме того, в Праяге, а с Санатаной Госвами — в Бенаресе. Оба они ученики самого Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал лично, лишь давал им советы, но Шри Рупу и Шри Санатану Он учил сам. Махапрабху сделал их хранителями Своего учения. Таков был первый этап жизни Шри Рупы Госвами на Земле.

Позже Рупа Госвами встретился с Махапрабху в Нилачале и Шри Чайтанья принял его как сына. Махапрабху никогда не нарушал устоявшихся обычаев Джаганнатха-кшетры, поэтому Харидаса Тхакура Он поселил в крытой соломой хижине в саду Тапана Мишры4. Когда в Нилачале появился Рупа Госвами, Махапрабху и его поселил в том же самом саду. Там же останавливался и Санатана, когда пришел на встречу с Махапрабху.

(продолжение следует)

 


1 «Поступь льва».

2 В песне, посвященной Шриле Б. Р. Шридхару Дев-Госвами Махараджу, говорится, что он является «воплощением учения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Сарасвати Тхакура» (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж «Шри Гуру Арати-стути», 13).

3 Это стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.154) Шрилы Рупы Госвами: «Дорогой Господь, да будет Тебе известно, что нет бόльших грешников и богохульников, чем мы. Нам стыдно признаться в своих грехах. Нам трудно даже назвать свои грехи вслух, не говоря уже о том, чтобы отказаться от них».

4 Среди индусов Шрила Харидас Тхакур считался низкорожденным.




←  «Кална-лила Махапрабху в доме Гауридаса Пандита» (часть 2). Садху Прия Прабху | “Mahaprabhu’s Kalna-lila in the Gauridas Pandit’s House” (part 2). Sadhu Priya Prabhu ·• Архив новостей •· «Духовная традиция Махапрабху» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»  →

Russian


Духовные братья Шрилы Гуру Махараджа очень высоко ценили его и прямо говорили об этом. Один из них однажды сказал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж пребывает в этом мире, они будут приходить к нему и принимать его наставления. Другие говорили, что, слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они чувствуют, будто находятся в сени лотосоподобных стоп Прабхупады Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Почему же все духовные братья так высоко чтили Шрилу Гуру Махараджа? Целью жизни для них было служение Шри Шри Радхе и Говинде, и они понимали, что такое служение приходит к ним через их Шри Гурудева, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Но также они знали, что их Гурудев передал свою божественную силу Шриле Шридхару Махараджу, и потому считали, что силу и милость их Гурудева с его благословения хранит теперь Шрила Гуру Махарадж. Именно по этой причине они всегда стремились быть рядом с ним.

Эти преданные оставили все мирское, все суетные желания и присоединились к миссии, чтобы служить Шри Шри Радхе и Кришне, Прабху Нитьянанде и Шриману Махапрабху. Но как обрести это служение? Доступ к нему можно получить только по милости вайшнавов и Шри Гуру. Для них это было совершенно ясно, поэтому они готовы были пожертвовать всем ради того, чтобы время от времени приходить сюда и слушать Шрилу Гуру Махараджа. Они рассказывали ему о своей проповеднической деятельности и были счастливы, когда видели, как Шрила Гуру Махарадж радовался их успехам.

Многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа участвовали в собраниях Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, которые проводил наш Матх. Шрила Гуру Махарадж неизменно уступал председательское кресло Шрипаду Бхакти Саранге Госвами Махараджу. Шрипад Госвами Махарадж получил санньясу от Шрилы Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж знал, что Шрипада Госвами Махараджа высоко ценили во всей Гаудия-миссии. Поэтому он всегда предлагал ему место председателя.

На одном из таких собраний Шрипад Госвами Махарадж, заняв председательское кресло, выступил с необычайной речью. Он сказал, что он сам и другие проповедники активно действуют во всех направлениях, но всегда с нетерпением ждут, как Шрила Шридхар Махарадж оценит качество их проповеди. В своей речи он употребил слово «симхавалокана»1. Этим он дал понять: «Мы проповедуем повсюду в мире, но время от времени приходим к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы посмотреть, доволен ли он нашей деятельностью».

Симхавалокана: пройдя какое-то расстояние, лев оглядывается по сторонам, прежде чем продолжить путь, проходит еще немного и оглядывается снова. Так и проповедники, говорил Госвами Махарадж, снова и снова обращаются к Шриле Гуру Махараджу, чтобы узнать, одобряет ли он их проповедь.

Рӯпа-сарасвате-дха̄ра̄ декхена тома̄те2. Во главе духовной преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху стоит Рупа Госвами Прабху. Никто не говорит: Чайтанья-сампрадая. Правильное название – Рупануга-сампрадая. Махапрабху хотел, чтобы Гуру в Его сампрадае был Рупа Госвами. Духовный поток Рупануга-сампрадаи проходит через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура так чтили Шрилу Гуру Махараджа. Они всегда чувствовали идущий через него духовный поток и чувствуют до сих пор.

Шрилу Рупу Госвами поставил во главе сампрадаи сам Шри Чайтанья Махапрабху. Чтобы понять, почему Он так поступил, нужно обратиться, прежде всего, к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Там все описано со всей ясностью. Махапрабху пришел в этот мир в ореоле божественного сияния. В это время Рупа и Санатана были министрами в правительстве Бенгалии. Однако, прежде всего, они были преданными Кришны. Они чувствовали, что Кришна вскоре появится на Земле, и пытались определить, где же это произойдет.

Установить место явления Махапрабху им помогло Его божественное сияние. Увидев его, они отправились навстречу. Им стало ясно: «Явился наш возлюбленный Шри Кришна!» Шри Рупу и Шри Санатану связывали с Господом особенные отношения. До встречи с Господом их звали Дабир Кхас и Сакар Малик. Санатана Госвами был премьер-министром, а Рупа Госвами – министром финансов. Внешне они были правительственными чиновниками, но в сердце всегда жаждали кришна-премы. Когда Нимай Пандит, Махапрабху Гаурасундар, предстал их взору, от Него исходил божественный свет.

Многие преданные знали, что Махапрабху – божественная Личность, нисшедшая из безграничного мира, и были связаны с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи. Преданные часто собирались вместе и говорили о будущем.

Они знали, что Махапрабху примет санньясу, и ждали этого дня. Когда же Рупа и Санатана узнали о том, что Махапрабху действительно дал обет санньясы, они привязались к Нему еще сильнее. Когда Махапрабху отправился во Вриндаван, Его путь проходил через Навадвип и Рамакели, и за Ним шли тысячи людей. Вот тогда-то Рупа и Санатана в тайне от всех встретились с Махапрабху в деревне Рамакели. Увидев Его, они сразу поняли, что Он их Господь, и со всей преданностью стали служить Ему.

Рупа и Санатана остановились неподалеку от Рамакели. Когда наступила ночь, они сменили свои богатые одежды на простые дхоти преданных и отправились на встречу с Махапрабху. Зажав в зубах травинки в знак смирения, они припали к лотосоподобным стопам Махапрабху с молитвой:

мат-тулйо на̄сти па̄па̄тма̄
на̄пара̄дхӣ ча каш́чана
париха̄ре ’пи ладжджа̄ ме
ким̇ бруве пуруш̣оттама

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.190)

«Мы столь презренны, что недостойны даже предстать перед Тобой. Мы так низко пали, спаси нас!»3

Когда Махапрабху услышал эти слова и увидел, как эти братья преданы Ему, сердце Его растаяло.

До встречи с Махапрабху Рупа и Санатана написали Ему много писем, и Он всегда старался поддержать их:

пара-вйасанинӣ на̄рӣ
вйагра̄пи гр̣ха-кармасу
тад эва̄сва̄дайатй антар
нава-сан̇га-раса̄йанам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.211)

«Замужняя женщина, у которой есть возлюбленный, все время думает о нем, но при этом занимается домашними делами, как ни в чем не бывало».

«Вы поступайте подобным же образом, а когда придет время, Кришна освободит вас от обязанностей в миру».

Когда Рупа Госвами и его старший брат Санатана Госвами встретились с Махапрабху в Рамакели, Он подарил им новую надежду: «Ступайте домой. Придет время, и Кришна освободит вас от мирской службы. Вы Мои вечные слуги, поэтому никогда ничего не бойтесь. Кришна вам поможет».

Перед уходом они сказали Махапрабху: «Правитель этой земли – мусульманин. Он хорошо относится к Тебе, но, увидев эти толпы, может и переменить свое отношение. Если рядом с Тобой будут тысячи людей, царь может почувствовать угрозу и навредить Тебе».

Позднее Шри Рупа встретился с Махапрабху, когда Тот возвращался из Вриндавана. Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему продолжить Его миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел Рупе Госвами отыскать утерянные святые места, где проходили игры Шри Кришны, и написать книги, чтобы передать потомкам полученные от Него наставления. Махапрабху стал учителем Рупы Госвами и хотел, чтобы Рупа Госвами возглавил Его сампрадаю.

С Рупой Госвами Махапрабху встретился, кроме того, в Праяге, а с Санатаной Госвами – в Бенаресе. Оба они ученики самого Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал лично, лишь давал им советы, но Шри Рупу и Шри Санатану Он учил сам. Махапрабху сделал их хранителями Своего учения. Таков был первый этап жизни Шри Рупы Госвами на Земле.

Позже Рупа Госвами встретился с Махапрабху в Нилачале и Шри Чайтанья принял его как сына. Махапрабху никогда не нарушал устоявшихся обычаев Джаганнатха-кшетры, поэтому Харидаса Тхакура Он поселил в крытой соломой хижине в саду Тапана Мишры4. Когда в Нилачале появился Рупа Госвами, Махапрабху и его поселил в том же самом саду. Там же останавливался и Санатана, когда пришел на встречу с Махапрабху.

(продолжение следует)

 


1 «Поступь льва».

2 В песне, посвященной Шриле Б. Р. Шридхару Дев-Госвами Махараджу, говорится, что он является «воплощением учения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Сарасвати Тхакура» (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж «Шри Гуру Арати-стути», 13).

3 Это стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.154) Шрилы Рупы Госвами: «Дорогой Господь, да будет Тебе известно, что нет бόльших грешников и богохульников, чем мы. Нам стыдно признаться в своих грехах. Нам трудно даже назвать свои грехи вслух, не говоря уже о том, чтобы отказаться от них».

4 Среди индусов Шрила Харидас Тхакур считался низкорожденным.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования