«Духовная традиция Махапрабху» (часть 2). Отрывок из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Махапрабху стремился не беспокоить других. Доброжелательное отношение ко всему живому – лучшее качество последователей вайшнавизма. Наш Гуру Махарадж говорил, что подлинная варнашрама-дхарма учит благосклонному отношению ко всему в природе. Варнашрама подразумевает такую организацию общества, при которой не нарушается естественный ход вещей. В этом случае мы сможем посвятить свою жизнь духовному совершенствованию, не нарушая течения жизни.

Махапрабху не стремился к установлению брахманизма, ибо все это поверхностно по сравнению с тем неизмеримо возвышенным, что Он принес нам. Его дар выше любого «-изма».

В Праяге, дав наставления Рупе Госвами, Махапрабху сказал Своим спутникам: «Придет время, и вы убедитесь, что он этого достоин». Признав Рупу Госвами лучшим Своим учеником, Махапрабху бросил открытый вызов Рамананде Раю, Сварупе Дамодару, Сарвабхауме Пандиту, Бхагавану Ачарье, Сикхи Махити и многим придворным пандитам, которые были Его последователями. Среди приближенных Махапрабху были сотни великих преданных. Рамананду Рая Махапрабху вообще считал равным Себе, и даже более того – Своим Гуру.

Сварупа Дамодар почитается вторым проявлением Махапрабху: са̄кша̄т маха̄прабхура двитейа сварӯпа1. И все же Махапрабху решил, что главой Его сампрадаи, Его духовной преемственности, будет Рупа Госвами. Он не наделил этими полномочиями Сварупу Дамодара, хотя его и почитали едва ли не превосходящим Махапрабху. Любое литературное произведение, прежде чем быть представленным Махапрабху, проходило строгую проверку Сварупы Дамодара. Все приходило к Махапрабху только через руки Сварупы Дамодара.

Когда Махапрабху встретился на берегах Годавари с Раманандой Раем, Он пожелал, чтобы Рамананда поделился с Ним знаниями. Эка ра̄ма̄нандера хайа эи адхика̄ра: «Рамананда – живой маха-пуруша. Нет никого в этом мире, кто способен поступать так, как он»2. Хотя Махапрабху так высоко отзывался о Рамананде Рае, Он не указал на него как на Своего преемника.

Своим преемником Махапрабху избрал Рупу Госвами и представил его собранию Своих ближайших последователей, попросив испытать его. Судьей стал Рамананда Рай, который расспросил Рупу Госвами о его драмах «Лалита Мадхава» и «Видагдха Мадхава». Сам Рамананда Рай написал до этого пьесу «Джаганнатха Валлабха Натака».

Кроме Рамананды Рая Махапрабху назначил судьями Сварупу Дамодара и Сарвабхауму Бхаттачарью, но Рамананда Рай был среди них главным. Он спрашивал Рупу Госвами о стилях разных частей его пьес, а также задал много вопросов, касающихся взглядов Рупы Госвами. Тот ответил один за другим на все вопросы, и ответы его были совершенными. Все собравшиеся пришли в изумление, и даже Харидас Тхакур, первый проповедник Святого Имени Господа, который начал распространять славу Харе Кришна маха-мантры за несколько лет до того, как это стал делать Махапрабху.

На долю Харидаса Тхакура выпало немало суровых испытаний и невзгод. Стражи порядка секли его на двадцати двух площадях и хотели засечь насмерть. Пройдя через все испытания, Харидас Тхакур явил миру величие Шри Харинама. О шлоке, в которой Рупа Госвами восхвалял Святое Имя, он высказался так: «Никогда прежде мы не слышали ничего подобного о славе Святого Имени».

Рамананда Рай сказал о Рупе Госвами:

– Ким̇ ка̄вйена кавес тасйа3… Рупа Госвами представил нашему собранию истинное учение о Кришне, которое дал миру Махапрабху, и мы слушали его в изумлении. Он выразил словами то, что невозможно описать.

Тогда Махапрабху спросил Рамананду Рая:

– А что ты извлек из его слов?

– Его речь поражает красотой и совершенством, – ответил Рамананда Рай. – Ты передал ему все, что узнал от меня. В этом нет никаких сомнений. Никто другой не сможет так хорошо это представить. Ким̇ ка̄н̣д̣ена дхануш-матах̣: герой, не способный поразить цель, перестает быть великим. Рупа Госвами действительно великий герой, стреляющий без промаха. Мы все готовы признать его Твоим представителем.

Все были единодушны:

– Несомненно, без Твоей милости он не смог бы так полно и совершенно представить Твое учение.

Махапрабху с ними согласился, хотя никогда не считал Себя пандитом. Он сказал:

– Да, Я дал ему все Свои благословения. Более того, Я хочу, чтобы и вы все были к нему милостивы и благословили его проповедь Моего учения в этом мире.

– Но ведь Твоей милости вполне достаточно, – ответили преданные.

– Нет, – возразил Махапрабху, – вы Мои друзья. Так одарите же Рупу Госвами своей милостью. Тогда он преисполнится чистой любовью к Кришне и сможет проповедовать Его послание.

Все без сомнений благословили Рупу Госвами. Это была чудесная минута. Махапрабху наделил Рупу Госвами возвышенным, золотистым обликом и отдал в его полное ведение Свою сампрадаю. После этого Рупа Госвами целый год оставался в Джаганнатха Пури с Махапрабху и узнавал от Него все больше и больше. А затем он отправился проповедовать во Вриндаван Дхаму.

Кави Карнапура, которого Шри Чайтанья также наделил духовной силой, указал, кем являются преданные Махапрабху в Кришна-лиле. Он писал, что в Кришна-лиле Рупа Госвами – это Рупа Манджари, возглавляющая всех манджари. Главная служанка и возлюбленная Шри Кришны – Шримати Радхарани, а Ей служат восемь главных сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадевика. Над ними предводительствует Лалитадеви, под началом которой и служит Рупа Манджари. В Гаура-лиле Рупа Манджари – это Рупа Госвами.

Если не считать учеником Шри Чайтаньи Махапрабху Вакрешвара Пандита, можно утверждать, что Его единственным учеником в то время был Кави Карнапура. Кави Карнапура был сыном Шивананды Сена. Когда он еще находился во чреве матери, Махапрабху велел Шивананде Сену назвать сына Пуридасом. Но когда мальчик появился на свет, Шивананда Сен дал ему имя Чайтаньядас. Когда ему было всего пять лет, он вместе с отцом пришел повидаться с Махапрабху. Господь спросил, как зовут мальчика. Кто-то сказал, что его имя Чайтаньядас, и Махапрабху, немного смущенный, возразил: «Нет, его зовут Пуридас. Почему ты назвал его Чайтаньядасом?»

Махапрабху наделил мальчика большой духовной силой. Он сказал: «Пуридас, воспевай святые имена. Повторяй: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе».

Но мальчик молчал. Два или три раза Махапрабху попросил его повторить мантру Харе Кришна. Удивлению Господа не было предела. «Кого бы Я ни попросил, все повторяют святые имена Кришны, – думал Он. – А этот ребенок как воды в рот набрал. В чем же дело?»

Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара, почему ребенок отказывается повторять святые имена, и тот ответил:

– Этот мальчик только что получил от Тебя духовное посвящение. Для него Ты Гуру мира, сам Кришна, посвятивший его в воспевание Святого Имени Господа. Он только что получил от Тебя мантру и не решается произнести ее вслух.

– Какой умный малыш! – изумился Махапрабху.

Так Пуридас принял свое необычное посвящение. Позднее он стал известен под именем Кави Карнапуры и написал необычайно прекрасную пьесу под названием «Чайтанья Чандрадоя Натака». Написать подобное выше человеческих возможностей! Кави Карнапура вложил в эту пьесу все духовные богатства Чайтаньи Махапрабху. Также его перу принадлежат «Гаура-ганоддеша-дипика» и «Кришна-ганоддеша-дипика».

От Кави Карнапуры, Сварупы Дамодара, Рагхунатха Даса, Шрилы Дживы Госвами и других преданных мы узнаем, что Махапрабху лично передал руководство своей сампрадаей Шриле Рупе Госвами. В сампрадае Махапрабху Чайтаньядева Рупа Госвами занимает самое возвышенное положение, и именно он продолжает духовную преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху. Такова история, и относиться к ней следует очень серьезно. Надеюсь, что я доступно изложил ее вам.

Нароттам Дас Тхакур, который, как сказано в священных книгах, неотличен от самого Махапрабху, восславил Шрилу Рупу Госвами в одной из своих песен. В ней мы обнаружим всю сиддханту, все самые чистые чувства преданности и узнаем о высоких достоинствах Рупы Госвами. И по сей день молитва Шрилы Нароттама Тхакура остается жизнью и душой Гаудия-вайшнавов4. Именно ее хотел услышать Шрила Сарасвати Тхакур в последние минуты жизни, и не от кого-нибудь, а от Шрилы Гуру Махараджа.

Хотя у Шрилы Сарасвати Тхакура было мягкое сердце, ему нестерпимо было слышать эту песню от кого-либо другого. «Не красивое пение я хочу услышать. Песню эту будет петь только Шридхар Махарадж!» – воскликнул он. Она начинается так:

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана
сеи мора пра̄н̣а-дхана, сеи мора а̄бхаран̣а,
сеи мора джӣванера джӣвана

Я не стану пересказывать ее на английском: слишком сокровенные истины в ней заключены. В дни явления и ухода Шрилы Сарасвати Тхакура и Рупы Госвами Прабху, а также в другие особые дни Шрила Гуру Махарадж всегда сам пел эту песню, передавая благословения Рупы Госвами всем собравшимся вокруг него преданным. Вспоминая эти лилы, я думаю о том, насколько же нам всем посчастливилось принадлежать к духовной традиции Рупы Госвами Прабху.

ш́рӣла рӯпа госва̄мӣ прабху, кӣ джайа!
прабхупа̄да ш́рӣла бхактисиддха̄нта сарасватӣ т̣ха̄кур, кӣ джайа!
ом̇ вишн̣упад ш́рӣла бхакти ракшак ш́рӣдхар дев-госва̄мӣ маха̄ра̄дж, кӣ джайа!
харина̄ма-сан̇кӣрттана, кӣ джайа!
шрӣ чаитанйа са̄расват ш́рӣдхар, кӣ джайа!
джайа на̄ма̄ча̄рйа ш́рӣла харида̄с т̣ха̄кур, кӣ джайа!
гаура према̄нанде, хари хари бол!


1 «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111.

2 «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 5.42.

3 Ниже стих приведен полностью: ким̇ ка̄вйена кавес тасйа / ким̇ ка̄н̣д̣ена дхануш-матах̣ // парасйа хр̣дайе лагнам̇ / на гхӯрн̣айати йач чхирах̣ – «Какая польза в стреле лучника и в стихотворении поэта, если они пронзают сердце, но не кружат голову» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 1.195).

4 Имеется в виду молитва Шрилы Нароттама Даса Тхакура «Шри-Рупа-Манджари-пада».

← «Онтология Прекрасной Реальности» (часть 5). Неформальные беседы со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· День ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура в Ярославле →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования