«Идея служения в преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург


Russian

Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвāмӣ Маха̄ра̄дж

Идея служения в преданности

(6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Преданная говорит, что Гуру Махарадж дал концепцию «умереть, чтобы жить». Шрила Гуру Махарадж в своей книге раскрывает идею того, что мы должны умереть, чтобы жить, — в том смысле, что нам необходимо полностью предаться Кришне.

Шрила Говинда Махарадж: Да, наша энергия. В своем внутреннем существе мы не должны растрачивать энергию на мирские явления. «Умереть» означает, что наш разум отдаляется от суетного мира и входит в подлинную реальность. Тогда нас ждет настоящая жизнь. Отдаляться от бренного мира и означает «умереть», умереть не физически, а покинуть мир суетный и погрузиться в реальность.

Авадхут Махарадж: Ее вопрос таков. Есть три уровня преданных: начинающие, преданные среднего уровня и возвышенные преданные. Как идея «умереть, чтобы жить» воплощается на разных уровнях преданности? Как следует действовать неофиту, преданному уровня мадхьяма и преданным высочайшего уровня?

Шрила Говинда Махарадж: Махарадж, пожалуйста, дайте ответ. Мне нужно передохнуть.

Госвами Махарадж: Мы не будем вдаваться в тонкости того, как это находит свое отражение на разных уровнях преданности. Он [Шрила Шридхар Махарадж] дает общую идею того, как это применимо для любого уровня из трех. Говоря же в общем о преданных более низкого уровня: они отдают себя под руководство продвинутого преданного. Это позволит им избежать ошибок и ложного понимания этой идеи.

Шрила Говинда Махарадж: Безупречно.

Авадхут Махарадж: Ответы Махараджа всегда прекрасны.

Шрила Говинда Махарадж: Махарадж очень квалифицирован.

Джанардан Махарадж: Как говорил Свами Махарадж: «Полагайся на здравый смысл, но если у тебя его нет, обратись к тому, у кого он есть».

[Шрила Госвами Махарадж смеется.]

Авадхут Махарадж: Это означает «будь практичным» или иначе: пользуйся советом того, у кого есть опыт.

Шрила Говинда Махарадж: Верно.

Авадхут Махарадж: Какая ваша любимая шлока из Бхагавад‑гиты?

Шрила Говинда Махарадж: туш̣йанти ча раманти ча [одобрительный смех присутствующих]. Как звучит первая строка этой шлоки?

Шруташрава Прабху: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

Шрила Говинда Махарадж:

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇,
туш̣йанти ча раманти ча[1]

Я невероятно люблю эту шлоку.

Авадхут Махарадж: Эта шлока, относящаяся к чатур-шлокам, наиболее значимая?

Шрила Говинда Махарадж: Возможно, она относится к чатур-шлокам, я сейчас точно не помню. Возможно. Но это моя любимая шлока.

Госвами Махарадж: В ней говорится, что преданные получают невероятное наслаждение и удовлетворение, обсуждая темы, связанные с Кришной, хари-катху. Это то, что мы видим сейчас на примере Махараджа [Шрилы Говинды Махараджа]. Здесь собралось много преданных, и он говорит о Кришне.

[Кто-то из присутствующих спрашивает]: А из какой главы эта шлока?

Госвами Махарадж: Девятая шлока из десятой главы.

Авадхут Махарадж: Махарадж, но ведь это удивительно, насколько глубокий смысл извлек из нее Шрила Шридхар Махарадж. Ведь никто другой не сделал этого.

Шрила Говинда Махарадж: Он придавал этому большое значение. Многим известна эта шлока, но Гуру Махарадж очень ценил ее, поскольку она несет в себе высочайшие идеи.

Больно сидеть в этом кресле. Могу я пересесть?

Авадхут Махарадж: Махарадж, преданная задает вопрос. В прошлом году вы говорили о соблюдении Экадаши, и она теперь очень усердно соблюдает Экадаши — она постится в течение трех дней. Она хочет узнать, стоит ли ей поститься пять дней? Что вы об этом думаете?

Шрила Говинда Махарадж: Не каждый день — это день Экадаши. Но если она постится в Экадаши, это хорошо. Но ведь другие дни — не Экадаши. Поститься ли ей или нет — ее личный выбор. Она может поститься и каждый день, но в чем смысл?

Дни Экадаши Господь наделил особой силой. Если кто-то может посвятить весь этот день служению Господу, тогда это будет следованием Экадаши, лучшим соблюдением этого дня.

Можно поститься для поддержания здоровья. Некоторые не едят рис с этой целью. Кто-то любит роти, кто-то — рис, другие — исключительно сабджи, а иные вообще сладости. Это зависит от вашего здоровья. Но это не относится к посту в Экадаши, поскольку идея Экадаши — служение. Служение Господу, отдача на 100%, оставление в стороне собственных удовольствий.

[Кто-то из присутствующих]: …собственного счастья.

Шрила Говинда Махарадж: …удовлетворение личных целей. Уделить все внимание служению Господу — это Экадаши.

Авадхут Махарадж: А почему тогда мы прерываем пост в определенное время?

Шрила Говинда Махарадж: Потому, что такое время благоприятно для прерывания поста.

Авадхут Махарадж: Тогда возникает такой вопрос: «А нужно ли следовать Экадаши?»

Шрила Говинда Махарадж: Несомненно. В писаниях даются различные способы вычисления этого времени [выхода из поста]. Этими вычислениями занимаются пандиты, квалифицированные для этого. Мы же просто следуем этому в своей практике.

Джанардан Махарадж: Вы как-то говорили об общей рекомендации, данной Гуру Махараджем: на следующий день [т. е. в Двадаши] пост прерывается после рассвета.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в целом. Но это забота тех, кто занимается вычислениями, а не наша. Они сообщают нам предписанное время, а мы следуем, и это благоприятно для всех нас.

Джанардан Махарадж: Суть ее вопроса такова: «А если мы не знаем, когда именно нужно выходить из поста, у нас нет таких данных, то лучше совсем не соблюдать Экадаши». Такой вывод она делает.

Шрила Говинда Махарадж: Нет, нет!

Джанардан Махарадж: Я просто хочу сказать, что общим предписанием является выход из поста после восхода солнца… Если человек не укладывается, упуская шесть или десять минут [неразборчиво].

Шрила Говинда Махарадж: Но ведь писания говорят, поэтому мы учитываем эти пять, шесть или десять минут. Как в случае с Амбаришей Махараджем, у которого оставалась лишь минута, чтобы прервать пост, но Дурваса все не возвращался. Поэтому время парана важно́. Сама история Амбариши Махараджа начинается с фактора этого времени, поэтому как мы можем игнорировать это? Время здесь — важный фактор для тех, кто следует виддхи-марге. Это относится к виддхи-марге. Но рага-марга означает полное погружение в служение.

Гири Махарадж: Махарадж, мне кажется, что ее вопрос все же заключается в следующем: «Если целью соблюдения Экадаши не является развитие настроения служения, тогда…»

Шрила Говинда Махарадж: Взрастить нашу преданность.

Гири Махарадж: Преданность.

Шрила Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность; ради этого мы следуем Экадаши. Это означает, что в эти конкретные дни мы больше посвящаем себя [служению].

Гири Махарадж: Почему тогда столь важно соблюдать эти границы дня Экадаши?

[Шрила Говинда Махарадж спрашивает о значении одного из слов в вопросе Гири Махараджа.]

Шрила Говинда Махарадж: Об этом говорится в писаниях. Те, кто занимается расчетами, знают эти особенности. Я же не занимаюсь этим, хотя раньше знал это, но теперь уже не помню.

Уже несколько лет этим занимается Дивьяенду. Также некоторые расчеты делает Джанардан Махарадж, он мог бы дать ответ. Он производит расчеты для стран Запада, в частности для Америки. Мы же относимся к той массе преданных, которые не вдаются в эти тонкости. Мы воспеваем, танцуем, почитаем прасадам и следуем Экадаши, не употребляя зерновые: мы едим картофель и прочее.

Авадхут Махарадж: …а также чану

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не чану, а чхану. Чхана означает «сыр».

Госвами Махарадж: Чана означает «нут». Нут мы не употребляем [в Экадаши].

Джанардан Махарадж: Махапрабху просил Свою мать соблюдать Экадаши…

Шрила Говинда Махарадж: Да, не употреблять зерновые. Можно есть фрукты и т. д. Иногда это полезно. [Смеется.] Не расагулы.

Госвами Махарадж: Махарадж, Гуру Махарадж рассказывал о том, какие толкования дню Экадаши давал Сарасвати Тхакур, будучи на Курукшетре.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Что требуется — это максимум служения. Служение очень ценно там, где есть потребность в нем. Например, в Экадаши, потому что в этот день усиливается желание наслаждаться. Желание Господа наслаждаться невероятно усиливается, и в этот день мы отдаем наши силы служению Ему, сводя к минимуму наши обыденные потребности.

В этом суть. Затем уже следует детально разобраться, что принимать в пищу, а что нет. Например, рис усиливает сонливость, поэтому он не подходит. Но нас не так сильно интересуют всевозможные правила и предписания. Мы следуем Экадаши потому, что это наш долг.

Нам даются некоторые советы, которым мы также следуем, правила и ограничения относительно пищи, что принимать, а что нет. Это вопрос необходимости. Если вы испытываете жажду, выпейте стакан воды. Но если вы не хотите пить, то не пейте.

Я видел многих преданных. Так, наш Аранья Махарадж, Кришна Шаран Прабху, — он обходится на Экадаши даже без воды, держит сухой пост. Это называется…

Госвами Махарадж: Нирджала.

Шрила Говинда Махарадж: Да, нирджала. Он почти никогда ничего не употребляет. А наш Ранаджит, к примеру, может что-то съесть.

Госвами Махарадж: А Бабаджи Махарадж в ночь на Экадаши никогда не спал.

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Всю ночь он совершал киртан.

Шрила Говинда Махарадж: Да, он воспевал. Кришнадас Бабаджи Махарадж. Если он находился в Майяпуре или Навадвипе, то он приходил в наш Матх и всю ночь воспевал.

Госвами Махарадж: Да.

Шрила Говинда Махарадж: Среди преданных можно видеть разные характеры. Некоторые капризны, а некоторые очень [улыбается] непреклонны. Различные характеры, и это хорошо.

 


[1] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад‑гӣтā, 10.9).

 



←  «Как соблюдать Экадаши?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 26 июля 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Об Экадаши» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвāмӣ Маха̄ра̄дж

Идея служения в преданности

(6 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Авадхут Махарадж: Преданная говорит, что Гуру Махарадж дал концепцию «умереть, чтобы жить». Шрила Гуру Махарадж в своей книге раскрывает идею того, что мы должны умереть, чтобы жить, — в том смысле, что нам необходимо полностью предаться Кришне.

Шрила Говинда Махарадж: Да, наша энергия. В своем внутреннем существе мы не должны растрачивать энергию на мирские явления. «Умереть» означает, что наш разум отдаляется от суетного мира и входит в подлинную реальность. Тогда нас ждет настоящая жизнь. Отдаляться от бренного мира и означает «умереть», умереть не физически, а покинуть мир суетный и погрузиться в реальность.

Авадхут Махарадж: Ее вопрос таков. Есть три уровня преданных: начинающие, преданные среднего уровня и возвышенные преданные. Как идея «умереть, чтобы жить» воплощается на разных уровнях преданности? Как следует действовать неофиту, преданному уровня мадхьяма и преданным высочайшего уровня?

Шрила Говинда Махарадж: Махарадж, пожалуйста, дайте ответ. Мне нужно передохнуть.

Госвами Махарадж: Мы не будем вдаваться в тонкости того, как это находит свое отражение на разных уровнях преданности. Он [Шрила Шридхар Махарадж] дает общую идею того, как это применимо для любого уровня из трех. Говоря же в общем о преданных более низкого уровня: они отдают себя под руководство продвинутого преданного. Это позволит им избежать ошибок и ложного понимания этой идеи.

Шрила Говинда Махарадж: Безупречно.

Авадхут Махарадж: Ответы Махараджа всегда прекрасны.

Шрила Говинда Махарадж: Махарадж очень квалифицирован.

Джанардан Махарадж: Как говорил Свами Махарадж: «Полагайся на здравый смысл, но если у тебя его нет, обратись к тому, у кого он есть».

[Шрила Госвами Махарадж смеется.]

Авадхут Махарадж: Это означает «будь практичным» или иначе: пользуйся советом того, у кого есть опыт.

Шрила Говинда Махарадж: Верно.

Авадхут Махарадж: Какая ваша любимая шлока из Бхагавад‑гиты?

Шрила Говинда Махарадж: туш̣йанти ча раманти ча [одобрительный смех присутствующих]. Как звучит первая строка этой шлоки?

Шруташрава Прабху: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

Шрила Говинда Махарадж:

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇,
туш̣йанти ча раманти ча[1]

Я невероятно люблю эту шлоку.

Авадхут Махарадж: Эта шлока, относящаяся к чатур-шлокам, наиболее значимая?

Шрила Говинда Махарадж: Возможно, она относится к чатур-шлокам, я сейчас точно не помню. Возможно. Но это моя любимая шлока.

Госвами Махарадж: В ней говорится, что преданные получают невероятное наслаждение и удовлетворение, обсуждая темы, связанные с Кришной, хари-катху. Это то, что мы видим сейчас на примере Махараджа [Шрилы Говинды Махараджа]. Здесь собралось много преданных, и он говорит о Кришне.

[Кто-то из присутствующих спрашивает]: А из какой главы эта шлока?

Госвами Махарадж: Девятая шлока из десятой главы.

Авадхут Махарадж: Махарадж, но ведь это удивительно, насколько глубокий смысл извлек из нее Шрила Шридхар Махарадж. Ведь никто другой не сделал этого.

Шрила Говинда Махарадж: Он придавал этому большое значение. Многим известна эта шлока, но Гуру Махарадж очень ценил ее, поскольку она несет в себе высочайшие идеи.

Больно сидеть в этом кресле. Могу я пересесть?

Авадхут Махарадж: Махарадж, преданная задает вопрос. В прошлом году вы говорили о соблюдении Экадаши, и она теперь очень усердно соблюдает Экадаши — она постится в течение трех дней. Она хочет узнать, стоит ли ей поститься пять дней? Что вы об этом думаете?

Шрила Говинда Махарадж: Не каждый день — это день Экадаши. Но если она постится в Экадаши, это хорошо. Но ведь другие дни — не Экадаши. Поститься ли ей или нет — ее личный выбор. Она может поститься и каждый день, но в чем смысл?

Дни Экадаши Господь наделил особой силой. Если кто-то может посвятить весь этот день служению Господу, тогда это будет следованием Экадаши, лучшим соблюдением этого дня.

Можно поститься для поддержания здоровья. Некоторые не едят рис с этой целью. Кто-то любит роти, кто-то — рис, другие — исключительно сабджи, а иные вообще сладости. Это зависит от вашего здоровья. Но это не относится к посту в Экадаши, поскольку идея Экадаши — служение. Служение Господу, отдача на 100%, оставление в стороне собственных удовольствий.

[Кто-то из присутствующих]: …собственного счастья.

Шрила Говинда Махарадж: …удовлетворение личных целей. Уделить все внимание служению Господу — это Экадаши.

Авадхут Махарадж: А почему тогда мы прерываем пост в определенное время?

Шрила Говинда Махарадж: Потому, что такое время благоприятно для прерывания поста.

Авадхут Махарадж: Тогда возникает такой вопрос: «А нужно ли следовать Экадаши?»

Шрила Говинда Махарадж: Несомненно. В писаниях даются различные способы вычисления этого времени [выхода из поста]. Этими вычислениями занимаются пандиты, квалифицированные для этого. Мы же просто следуем этому в своей практике.

Джанардан Махарадж: Вы как-то говорили об общей рекомендации, данной Гуру Махараджем: на следующий день [т. е. в Двадаши] пост прерывается после рассвета.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в целом. Но это забота тех, кто занимается вычислениями, а не наша. Они сообщают нам предписанное время, а мы следуем, и это благоприятно для всех нас.

Джанардан Махарадж: Суть ее вопроса такова: «А если мы не знаем, когда именно нужно выходить из поста, у нас нет таких данных, то лучше совсем не соблюдать Экадаши». Такой вывод она делает.

Шрила Говинда Махарадж: Нет, нет!

Джанардан Махарадж: Я просто хочу сказать, что общим предписанием является выход из поста после восхода солнца… Если человек не укладывается, упуская шесть или десять минут [неразборчиво].

Шрила Говинда Махарадж: Но ведь писания говорят, поэтому мы учитываем эти пять, шесть или десять минут. Как в случае с Амбаришей Махараджем, у которого оставалась лишь минута, чтобы прервать пост, но Дурваса все не возвращался. Поэтому время парана важно́. Сама история Амбариши Махараджа начинается с фактора этого времени, поэтому как мы можем игнорировать это? Время здесь — важный фактор для тех, кто следует виддхи-марге. Это относится к виддхи-марге. Но рага-марга означает полное погружение в служение.

Гири Махарадж: Махарадж, мне кажется, что ее вопрос все же заключается в следующем: «Если целью соблюдения Экадаши не является развитие настроения служения, тогда…»

Шрила Говинда Махарадж: Взрастить нашу преданность.

Гири Махарадж: Преданность.

Шрила Говинда Махарадж: Усилить нашу преданность; ради этого мы следуем Экадаши. Это означает, что в эти конкретные дни мы больше посвящаем себя [служению].

Гири Махарадж: Почему тогда столь важно соблюдать эти границы дня Экадаши?

[Шрила Говинда Махарадж спрашивает о значении одного из слов в вопросе Гири Махараджа.]

Шрила Говинда Махарадж: Об этом говорится в писаниях. Те, кто занимается расчетами, знают эти особенности. Я же не занимаюсь этим, хотя раньше знал это, но теперь уже не помню.

Уже несколько лет этим занимается Дивьяенду. Также некоторые расчеты делает Джанардан Махарадж, он мог бы дать ответ. Он производит расчеты для стран Запада, в частности для Америки. Мы же относимся к той массе преданных, которые не вдаются в эти тонкости. Мы воспеваем, танцуем, почитаем прасадам и следуем Экадаши, не употребляя зерновые: мы едим картофель и прочее.

Авадхут Махарадж: …а также чану

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не чану, а чхану. Чхана означает «сыр».

Госвами Махарадж: Чана означает «нут». Нут мы не употребляем [в Экадаши].

Джанардан Махарадж: Махапрабху просил Свою мать соблюдать Экадаши…

Шрила Говинда Махарадж: Да, не употреблять зерновые. Можно есть фрукты и т. д. Иногда это полезно. [Смеется.] Не расагулы.

Госвами Махарадж: Махарадж, Гуру Махарадж рассказывал о том, какие толкования дню Экадаши давал Сарасвати Тхакур, будучи на Курукшетре.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Что требуется — это максимум служения. Служение очень ценно там, где есть потребность в нем. Например, в Экадаши, потому что в этот день усиливается желание наслаждаться. Желание Господа наслаждаться невероятно усиливается, и в этот день мы отдаем наши силы служению Ему, сводя к минимуму наши обыденные потребности.

В этом суть. Затем уже следует детально разобраться, что принимать в пищу, а что нет. Например, рис усиливает сонливость, поэтому он не подходит. Но нас не так сильно интересуют всевозможные правила и предписания. Мы следуем Экадаши потому, что это наш долг.

Нам даются некоторые советы, которым мы также следуем, правила и ограничения относительно пищи, что принимать, а что нет. Это вопрос необходимости. Если вы испытываете жажду, выпейте стакан воды. Но если вы не хотите пить, то не пейте.

Я видел многих преданных. Так, наш Аранья Махарадж, Кришна Шаран Прабху, — он обходится на Экадаши даже без воды, держит сухой пост. Это называется…

Госвами Махарадж: Нирджала.

Шрила Говинда Махарадж: Да, нирджала. Он почти никогда ничего не употребляет. А наш Ранаджит, к примеру, может что-то съесть.

Госвами Махарадж: А Бабаджи Махарадж в ночь на Экадаши никогда не спал.

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Всю ночь он совершал киртан.

Шрила Говинда Махарадж: Да, он воспевал. Кришнадас Бабаджи Махарадж. Если он находился в Майяпуре или Навадвипе, то он приходил в наш Матх и всю ночь воспевал.

Госвами Махарадж: Да.

Шрила Говинда Махарадж: Среди преданных можно видеть разные характеры. Некоторые капризны, а некоторые очень [улыбается] непреклонны. Различные характеры, и это хорошо.

 


[1] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад‑гӣтā, 10.9).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования