«Послание Бхагавад-гиты». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 15.39M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Послание Бхагавад-гиты

(9 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам
тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам[1]

#00:00:44#

Авадхут Махарадж: Шрипад Госвами Махарадж говорит: «Гурудев, может быть, вы что-то дополните или скажете, поскольку я не хочу совершить оскорбление, говоря в вашем присутствии». И Шрила Гурудев говорит: «Нет-нет, продолжайте, я вижу, что у вас всегда есть желание служить преданным».

#00:01:03#

Шрила Говинда Махарадж: В связи с этим есть такой пример. Мать Дурга спросила Господа Шиву: «Кто же занимает в этом мире наивысшее положение того, кому поклоняются?» Шива сказал: «Наивысший объект поклонения — Вишну».

#00:01:31#

Услышав утверждение Господа Шивы мать Дурга очень расстроилась и сказала: «Но ведь я, к сожалению, не занимаюсь служением Вишну».

#00:01:45#

…тасма̄т паратарам̇ деви
тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам

Видя искреннее умонастроение своей супруги, Господь Шива сказал: «Но служить преданному Господа Вишну еще выше, чем служить Самому Вишну».

#00:02:28#

Дурга очень обрадовалась: «Да, я очень счастлива, ведь я служу Господу Шиве, а Господь Шива является великим преданным Господа Вишну. Таким образом я совершаю служение Господу Вишну».

#00:02:59#

Поэтому для нас понять, что такое подлинная духовность и подлинное трансцендентное знание, можно лишь в соприкосновении с преданным, общении с ним.

#00:03:17#

Мы знаем, что в Бхагавад-гите Кришна объяснил бесконечное количество разных истин. Это произошло на поле битвы Курукшетра, когда перед битвой Арджуна был не в состоянии сражаться и сказал: «Как же я могу сражаться, когда напротив — все мои друзья и родственники?»

#00:04:48#

Следует понять ситуацию, в которую попал Арджуна, поскольку перед ним, на противоположной стороне [поля], были очень близкие и дорогие ему люди, такие как Бхишмадев, который был Гуру Арджуны практически с детства. Иногда Пандавы называли его своим отцом, и он, смеясь, говорил: «Нет-нет, я не ваш отец. Я ваш дед». Поэтому Арджуне было очень тяжело, и он сказал: «Ради чего все это нужно, если тех людей, которые горячо любимы мной и уважаемы, я должен убить?»

#00:05:55#

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇,
туш̣йанти ча раманти ча[2]

И хотя информативно Бхагавад-гита затрагивает все виды духовного знания и объясняет все системы йоги, тем не менее для нас объективно ценно то, что Кришна заявляет в высшем смысле. В этой шлоке Он говорит: «Та личность, которая всегда, двадцать четыре часа [в сутки] занята служением Мне, которая посвятила свое существование обсуждению повествований обо Мне, является самой дорогой для Меня».

#00:07:15#

Мы видим, что это произведение начинается с того, как живое существо обретает путь подлинной религии и исполнения своего долга, а приходит в конечном итоге к высшему духовному бытию, где душа имеет непосредственные отношения с Богом.

#00:08:01#

кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас
тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣…[3]

Эта книга имеет дело со всеми системами самореализации и предназначена для всех видов духовного сознания, которые только существуют. Подобно лестнице, структура этой книги выстроена от самого примитивного и более простого до более сложного и возвышенного духовного.

#00:09:26#

Но у вайшнавов, в частности, Бхактивинода Тхакура, мы можем увидеть уникальные комментарии, которые сразу же, с самого начала, вводят нас в мир самоотдачи и служения. В самом начале, где речь идет о буддхи-йоге (интеллекте), Бхактивинод Тхакур комментирует это выражение следующим образом: следует с помощью интеллекта организовать свою жизнь так, чтобы все было связано со служением Кришне.

#00:10:09#

…кариш̣йе вачанам̇ тава[4]

И сам Арджуна в конечном итоге говорит: «Все планы мирского мышления мне теперь понятны. Я начинаю свою деятельность с того, что предаюсь и таким образом начинаю непосредственно служить плану высшего бытия на трансцендентной платформе».

#00:11:13#

эвам̇ буддхех̣ парам̇ буддхва̄
сам̇стабхйа̄тма̄нам а̄тмана̄
джахи ш́атрум̇ маха̄-ба̄хо
ка̄ма-рӯпам̇ дура̄садам[5]

эи саба са̄дханера ати туччха бала
кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ та̄ха̄ дите на̄ре пхала[6]

#00:12:07#

Помню, когда я начал читать вторую главу [Бхагавад-гиты], то был удивлен выражению, в котором говорится о буддхи-йоге, то есть йоге разума (духовном разуме). И хотя [третья] глава называется «Карма-йога», но уже в этой [третьей] главе (фактически в самом начале) Бхактивинод Тхакур говорит о том, что разум должен быть направлен на служение Кришне. Если у человека, который пытается достичь совершенства, нет подобной внутренней установки, то любая его деятельность, любая его йога, которую он совершает, не принесет подлинных плодов. Если нам повезет, то мы увидим, что не только Бхагавад-гита, но и все священные писания в конечном итоге утверждают: пытайся связать свое существование с бхакти, и тогда ты достигнешь совершенства.

#00:13:39#

В целом мы видим три пути, три линии: позитивная, негативная и нейтральная. Негативное и нейтральное может рассматриваться в гармонии с позитивным. Если не существует позитива, то в существовании минуса и ноля нет никакого смысла. Преданность и есть тот плюс, ради которого существует минус и ноль.

#00:14:32#

…ш́рама эва хи кевалам[7]

…стхӣла-туш̣а̄вагха̄тина̄м[8]

Как в «Бхагаватам», так и в Бхагавад-гите существует следующее заключение: вообще все в этом мире, что совершается без преданности, по сути дела, бесполезно. И наоборот: все, что связано с преданностью, имеет ценность.

#00:16:00#

Все заключения священных писаний сводятся к преданности. Если мы раскроем глубокий смысл писаний, то поймем это. В Гите сказано: без подлинной преданности все, что происходит в этом мире, не имеет смысла. Это заключение учения Бхагавад-гиты.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас


[1] «[Господь Шива сказал богине Дурге:] „Дорогая Деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну“» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31).

[2] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).

[3] Кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас, тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣ премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣ / тебхйас та̄х̣ паш́у-па̄ла-пан̇каджа-др̣ш́ас та̄бхйо ’пи са̄ ра̄дхика̄, преш̣т̣ха̄ тадвад ийам̇ тадӣйа-сарасӣ та̄м̇ на̄ш́райет ках̣ кр̣т — «В шастрах сказано, что из всех занимающихся мирской деятельностью (карми) Господь Хари предпочитает того, кому известны высшие ценности жизни. Из множества людей, постигших высшую мудрость (гьяни), тот, кому его знания помогли обрести освобождение, обращается к служению в преданности. Он стоит выше всех остальных. Однако его превосходит тот, что действительно обрел чистую любовь к Господу Кришне (прему). Самые возвышенные же из всех великих преданных — девушки-пастушки (гопи), которые всегда и во всем зависят от Шри Кришны, трансцендентного пастушка. Из всех гопи наиболее дорога Кришне Шримати Радхарани. Ее озеро (кунда) так же бесконечно дорого Кришне, как и эта самая любимая из Его гопи. Кто же откажется поселиться у Радха-кунды и в духовном теле, исполненном упоительных переживаний (апракрита-бхавы), с любовью служить Божественной Чете Шри Шри Радхе-Говинде, ежедневно являющей Свои восемь видов вечных игр (аштакалия-лилу)? Те, кто занимается преданным служением на берегах Радха-кунды, — воистину счастливейшие люди в мироздании» (Шрила Рупа Госвами, «Шри Упадешамрита», 10).

[4] Наш̣т̣о мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания» (Бхагавад-гита, 18.73).

[5] «Сильнорукий Арджуна! Укрепи разум, познав то, что превыше его, — душу. Силой просветленного разума, связанного с твоим истинным „я“, обуздай ум и повергни этого неукротимого врага — вожделение» (Бхагавад-гита, 3.43).

[6] «Без преданного служения все прочие методы духовного самоосознания бессильны и ничего из себя не представляют. Пока человек не обратится к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не принесут ему желаемого результата» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.18).

[7] Дхармах̣ свануш̣т̣хитах̣ пум̇са̄м̇, виш̣ваксена-катха̄су йах̣ / нотпа̄дайед йади ратим̇, ш́рама эва хи кевалам — «Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к беседам о Боге и Его посланию» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.8).

[8] Ш́рейах̣-ср̣тим̇ бхактим удасйа те вибхо, клиш́йанти йе кевала-бодха-лабдхайе / теш̣а̄м асау клеш́ала эва ш́иш̣йате, на̄нйад йатха̄ стхӣла-туш̣а̄вагха̄тина̄м — «О мой Господь, любовное служение Тебе это наилучший путь самопознания. Если человек оставляет этот путь ради накопления умозрительного знания, то так и не достигает желаемого результата, а лишь обрекает себя на многочисленные трудности. Невозможно достичь самопознания простыми размышлениями, в точности как нельзя получить зерно, обрабатывая пустую пшеничную шелуху. Такими усилиями человек навлекает на себя лишь беды и страдания» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.4; стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.22, 24.140, 25.131).

 



←  Воскресный эфир. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 27 февраля 2011 года. Пури, Индия ·• Архив новостей •· Видео-ролик, посвященный открытию храма в Экачакре. 2011.  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Послание Бхагавад-гиты

(9 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам
тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам[1]

#00:00:44#

Авадхут Махарадж: Шрипад Госвами Махарадж говорит: «Гурудев, может быть, вы что-то дополните или скажете, поскольку я не хочу совершить оскорбление, говоря в вашем присутствии». И Шрила Гурудев говорит: «Нет-нет, продолжайте, я вижу, что у вас всегда есть желание служить преданным».

#00:01:03#

Шрила Говинда Махарадж: В связи с этим есть такой пример. Мать Дурга спросила Господа Шиву: «Кто же занимает в этом мире наивысшее положение того, кому поклоняются?» Шива сказал: «Наивысший объект поклонения — Вишну».

#00:01:31#

Услышав утверждение Господа Шивы мать Дурга очень расстроилась и сказала: «Но ведь я, к сожалению, не занимаюсь служением Вишну».

#00:01:45#

…тасма̄т паратарам̇ деви
тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам

Видя искреннее умонастроение своей супруги, Господь Шива сказал: «Но служить преданному Господа Вишну еще выше, чем служить Самому Вишну».

#00:02:28#

Дурга очень обрадовалась: «Да, я очень счастлива, ведь я служу Господу Шиве, а Господь Шива является великим преданным Господа Вишну. Таким образом я совершаю служение Господу Вишну».

#00:02:59#

Поэтому для нас понять, что такое подлинная духовность и подлинное трансцендентное знание, можно лишь в соприкосновении с преданным, общении с ним.

#00:03:17#

Мы знаем, что в Бхагавад-гите Кришна объяснил бесконечное количество разных истин. Это произошло на поле битвы Курукшетра, когда перед битвой Арджуна был не в состоянии сражаться и сказал: «Как же я могу сражаться, когда напротив — все мои друзья и родственники?»

#00:04:48#

Следует понять ситуацию, в которую попал Арджуна, поскольку перед ним, на противоположной стороне [поля], были очень близкие и дорогие ему люди, такие как Бхишмадев, который был Гуру Арджуны практически с детства. Иногда Пандавы называли его своим отцом, и он, смеясь, говорил: «Нет-нет, я не ваш отец. Я ваш дед». Поэтому Арджуне было очень тяжело, и он сказал: «Ради чего все это нужно, если тех людей, которые горячо любимы мной и уважаемы, я должен убить?»

#00:05:55#

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄,
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇,
туш̣йанти ча раманти ча[2]

И хотя информативно Бхагавад-гита затрагивает все виды духовного знания и объясняет все системы йоги, тем не менее для нас объективно ценно то, что Кришна заявляет в высшем смысле. В этой шлоке Он говорит: «Та личность, которая всегда, двадцать четыре часа [в сутки] занята служением Мне, которая посвятила свое существование обсуждению повествований обо Мне, является самой дорогой для Меня».

#00:07:15#

Мы видим, что это произведение начинается с того, как живое существо обретает путь подлинной религии и исполнения своего долга, а приходит в конечном итоге к высшему духовному бытию, где душа имеет непосредственные отношения с Богом.

#00:08:01#

кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас
тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣…[3]

Эта книга имеет дело со всеми системами самореализации и предназначена для всех видов духовного сознания, которые только существуют. Подобно лестнице, структура этой книги выстроена от самого примитивного и более простого до более сложного и возвышенного духовного.

#00:09:26#

Но у вайшнавов, в частности, Бхактивинода Тхакура, мы можем увидеть уникальные комментарии, которые сразу же, с самого начала, вводят нас в мир самоотдачи и служения. В самом начале, где речь идет о буддхи-йоге (интеллекте), Бхактивинод Тхакур комментирует это выражение следующим образом: следует с помощью интеллекта организовать свою жизнь так, чтобы все было связано со служением Кришне.

#00:10:09#

…кариш̣йе вачанам̇ тава[4]

И сам Арджуна в конечном итоге говорит: «Все планы мирского мышления мне теперь понятны. Я начинаю свою деятельность с того, что предаюсь и таким образом начинаю непосредственно служить плану высшего бытия на трансцендентной платформе».

#00:11:13#

эвам̇ буддхех̣ парам̇ буддхва̄
сам̇стабхйа̄тма̄нам а̄тмана̄
джахи ш́атрум̇ маха̄-ба̄хо
ка̄ма-рӯпам̇ дура̄садам[5]

эи саба са̄дханера ати туччха бала
кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ та̄ха̄ дите на̄ре пхала[6]

#00:12:07#

Помню, когда я начал читать вторую главу [Бхагавад-гиты], то был удивлен выражению, в котором говорится о буддхи-йоге, то есть йоге разума (духовном разуме). И хотя [третья] глава называется «Карма-йога», но уже в этой [третьей] главе (фактически в самом начале) Бхактивинод Тхакур говорит о том, что разум должен быть направлен на служение Кришне. Если у человека, который пытается достичь совершенства, нет подобной внутренней установки, то любая его деятельность, любая его йога, которую он совершает, не принесет подлинных плодов. Если нам повезет, то мы увидим, что не только Бхагавад-гита, но и все священные писания в конечном итоге утверждают: пытайся связать свое существование с бхакти, и тогда ты достигнешь совершенства.

#00:13:39#

В целом мы видим три пути, три линии: позитивная, негативная и нейтральная. Негативное и нейтральное может рассматриваться в гармонии с позитивным. Если не существует позитива, то в существовании минуса и ноля нет никакого смысла. Преданность и есть тот плюс, ради которого существует минус и ноль.

#00:14:32#

…ш́рама эва хи кевалам[7]

…стхӣла-туш̣а̄вагха̄тина̄м[8]

Как в «Бхагаватам», так и в Бхагавад-гите существует следующее заключение: вообще все в этом мире, что совершается без преданности, по сути дела, бесполезно. И наоборот: все, что связано с преданностью, имеет ценность.

#00:16:00#

Все заключения священных писаний сводятся к преданности. Если мы раскроем глубокий смысл писаний, то поймем это. В Гите сказано: без подлинной преданности все, что происходит в этом мире, не имеет смысла. Это заключение учения Бхагавад-гиты.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас


[1] «[Господь Шива сказал богине Дурге:] „Дорогая Деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну“» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31).

[2] «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).

[3] Кармибхйах̣ парито харех̣ прийатайа̄ вйактим̇ йайур джн̃а̄нинас, тебхйо джн̃а̄на-вимукта-бхакти-парама̄х̣ премаика-ниш̣т̣ха̄с татах̣ / тебхйас та̄х̣ паш́у-па̄ла-пан̇каджа-др̣ш́ас та̄бхйо ’пи са̄ ра̄дхика̄, преш̣т̣ха̄ тадвад ийам̇ тадӣйа-сарасӣ та̄м̇ на̄ш́райет ках̣ кр̣т — «В шастрах сказано, что из всех занимающихся мирской деятельностью (карми) Господь Хари предпочитает того, кому известны высшие ценности жизни. Из множества людей, постигших высшую мудрость (гьяни), тот, кому его знания помогли обрести освобождение, обращается к служению в преданности. Он стоит выше всех остальных. Однако его превосходит тот, что действительно обрел чистую любовь к Господу Кришне (прему). Самые возвышенные же из всех великих преданных — девушки-пастушки (гопи), которые всегда и во всем зависят от Шри Кришны, трансцендентного пастушка. Из всех гопи наиболее дорога Кришне Шримати Радхарани. Ее озеро (кунда) так же бесконечно дорого Кришне, как и эта самая любимая из Его гопи. Кто же откажется поселиться у Радха-кунды и в духовном теле, исполненном упоительных переживаний (апракрита-бхавы), с любовью служить Божественной Чете Шри Шри Радхе-Говинде, ежедневно являющей Свои восемь видов вечных игр (аштакалия-лилу)? Те, кто занимается преданным служением на берегах Радха-кунды, — воистину счастливейшие люди в мироздании» (Шрила Рупа Госвами, «Шри Упадешамрита», 10).

[4] Наш̣т̣о мохах̣ смр̣тир лабдха̄, тват праса̄да̄н майа̄чйута / стхито ’сми гата-сандехах̣, кариш̣йе вачанам̇ тава — «О Непогрешимый! По Твоей милости моя иллюзия рассеялась и память вернулась ко мне. Я утвердился в истине, освободился от сомнений и готов исполнить Твои указания» (Бхагавад-гита, 18.73).

[5] «Сильнорукий Арджуна! Укрепи разум, познав то, что превыше его, — душу. Силой просветленного разума, связанного с твоим истинным „я“, обуздай ум и повергни этого неукротимого врага — вожделение» (Бхагавад-гита, 3.43).

[6] «Без преданного служения все прочие методы духовного самоосознания бессильны и ничего из себя не представляют. Пока человек не обратится к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не принесут ему желаемого результата» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.18).

[7] Дхармах̣ свануш̣т̣хитах̣ пум̇са̄м̇, виш̣ваксена-катха̄су йах̣ / нотпа̄дайед йади ратим̇, ш́рама эва хи кевалам — «Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к беседам о Боге и Его посланию» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.8).

[8] Ш́рейах̣-ср̣тим̇ бхактим удасйа те вибхо, клиш́йанти йе кевала-бодха-лабдхайе / теш̣а̄м асау клеш́ала эва ш́иш̣йате, на̄нйад йатха̄ стхӣла-туш̣а̄вагха̄тина̄м — «О мой Господь, любовное служение Тебе это наилучший путь самопознания. Если человек оставляет этот путь ради накопления умозрительного знания, то так и не достигает желаемого результата, а лишь обрекает себя на многочисленные трудности. Невозможно достичь самопознания простыми размышлениями, в точности как нельзя получить зерно, обрабатывая пустую пшеничную шелуху. Такими усилиями человек навлекает на себя лишь беды и страдания» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.4; стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.22, 24.140, 25.131).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования