«Цель и предназначение человеческой жизни». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 39.08M)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Цель и предназначение человеческой жизни

(2 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:41#

Вопрос: В чем смысл человеческой жизни, если растения растут сами по себе, животные тоже могут обходиться без вмешательства человека. Для чего нужен человек как эволюционное существо в природе вообще? Что на это Гуру Махарадж ответит?

#00:02:19#

Шрила Говинда Махарадж: Когда у Господа рождается желание творить, только лишь благодаря одному желанию происходит все творение. Один из ответов [на вопрос]: «В чем смысл человеческого существования?» — для удовлетворения Бога, [удовлетворения] желаний Бога. Это, можно сказать, одна из лил, одно из деяний Бхагавана. Такова одна из игр, чудесных деяний Господа, чтобы из непроявленного явилось все, и за этим стоит Его волеизъявление: «Я один, но теперь Я хочу стать всем и распространиться во многое».

#00:04:06#

эко ’хам баху сйам[1]

#00:04:44#

В Упанишадах сказано: «Я один, и Я становлюсь всем. Поскольку нет никого, кроме Меня, Я проявляюсь во все».

В философском смысле все можно разделить на три энергии, три божественных потенции, которые называются чит-шакти, майя-шакти и джива-шакти. Такая точка зрения (подобное разделение на три составляющие) содержится в священных писаниях. Таким образом, есть заключение писаний, которое вкратце гласит, что в мире чит-шакти всегда происходят божественные деяния, лилы, тогда как энергия джива-шакти служит причиной возникновения всех джив, всех живых существ. А майя-шакти является, по сути дела, негативной частью реальности, в которой так называемые добро и зло или позитивное и негативное постоянно эманируются, и в совокупности этих плюсов и минусов [майя-шакти] существует.

#00:08:33#

Все это существует для определенной цели, [исполнено смысла] так называемой лилы. С более глубокой точки зрения мы также можем, рассмотрев ситуацию, увидеть, что, несмотря на то, что Он сотворил все… Не только чудо в том, что Он сотворил все. Чудо в том, что все живое, начиная от живых существ и заканчивая планетами, обладает свободой. И мы видим, что все обладает собственным независимым существованием. Каждая планета — сама по себе, они не сталкиваются. Все в этом мире обладает природой собственного уникального бытия.

#00:12:35#

Гениальность Его творения состоит в том, что каждое живое существо обладает независимой свободой, и эта свобода заключается в возможности бесконечных выборов. Мы видим, что в этом мире мы обладаем способностью испытать счастье или горе, еще какие-либо состояния. Также одно из качеств, которое присуще нашему существованию, — это такой аспект, как сат-чит-ананда. Или, например, такой аспект, как думать, чувствовать и изъявлять волю. Бесконечное количество разных аспектов, которые позволяют бытию вести свое индивидуальное существование, и все это создал Он по Своей собственной воле.

#00:14:06#

Твой вопрос был простой, но я дал более детальное объяснение. Еще в более глубоком смысле можно сказать, что Бог решил явить Самого Себя, Себе подобное, и таким образом это желание вызвало создание людей — живых существ в форме людей — как модель Самого Себя. Почему мы такие? Потому что Он Сам — как человек. Это Его божественная вечная форма.

#00:15:49#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а вен̣у-кара нава-киш́ора нат̣а-вара
                 нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа
[2]

#00:16:54#

В «Чайтанья-чаритамрите» есть онтологическое заключение о том, что живое существо по воле Господа было явлено Им. Его волеизъявление дало толчок энергии, которая, повинуясь Ему, исполнила данную задачу, и как отражение Его живые существа были явлены в этом мире. Также в этой шлоке употребляется слово «анади», то есть никто не знает, когда это произошло. Это изначальная, вечная тайна вне времени и пространства. Поскольку наше существо за пределами Его временных рамок, никто не знает, когда это произошло.

#00:21:19#

Чидананда Прабху: Мы вчера проводили санкиртану, но потом решили остановиться, потому что подумали, что вы будете обеспокоены.

#00:21:27#

Шрила Говинда Махарадж: Я никогда не обеспокоен санкиртаной. Мало того, в Навадвипе я живу в окружении трех генераторов, которые всегда работают, поэтому мне очень приятно слышать санкиртану. Ничто меня не может потревожить. Санкиртана подобна ягье, жертвоприношению. Если мы совершаем что-то для удовлетворения Господа, это называется в писаниях ягьей. Также сказано, что ягья является частью [Бога], то есть жертвоприношение для удовлетворения Всевышнего также является частью Самого Вишну.

#00:24:33#

«Бхагаватам» рассказывает о том, что просто огненная ягья не может равняться полной санкиртана-ягье, которая обладает гораздо более глубоким смыслом и сутью. Эти смысл и суть объяснил Сам Шри Чайтанья Махапрабху в первой шлоке «Шикшаштакам»:

#00:25:13#

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам
[3]

#00:27:11#

Сам Махапрабху явил всего лишь несколько шлок в этом мире, и самые главные, основные — это «Шикшаштака», которая является спонтанным проявлением сердца Махапрабху. Мы также знаем еще несколько шлок, которые написал Сам Махапрабху. В Свою бытность Он не записывал ничего, но позднее шесть Госвами явили огромное количество разных шлок и книг, в которых они описали те онтологические истины, которые явил этому миру Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:30:03#

Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам. И каков результат первой ступени этой санкиртаны? Наше собственное «я», которое является нашей сущностью, в данный момент покрыто пылью. Зеркало нашего ума покрыто пылью, поэтому наше собственное «я» утрачено. И, когда мы проводим санкиртану, наше сердце постепенно очищается от пыли, и мы являем себе свое собственное «я».

#00:32:30#

…бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇…

Существование душ в этом мире подобно пожару в джунглях — когда от ветра трутся бамбуковые стволы, они естественным образом вспыхивают. Живые существа в сотнях тысяч воплощениях испытывают разные реакции — счастье, несчастье, холод, жару, блуждая по миллионам вселенных. Санкиртана — то, что способно остановить это бесконечное страдание. Когда все греховные реакции, которые коренятся в тонком теле живого существа, сгорают в санкиртане, джива обретает свое подлинное естество. Естественным образом она начинает испытывать то самое счастье, которое уготовано ей по природе.

#00:35:26#

виш́ве ’смин киран̣аир йатха̄ хима-карах̣ сан̃джӣвайанн ош̣адхӣр
накш̣атра̄н̣и ча ран̃джайан ниджа-судха̄м̇ виста̄райан ра̄джате
сач-чха̄стра̄н̣и ча тош̣айан будха-ган̣ам̇ самодайам̇с те татха̄
нӯнам̇ бхӯми-тале ш́убходайа ити хла̄до бахух̣ са̄твата̄м[4]

#00:36:40#

Я тоже написал в свое время одну шлоку, когда мне было двадцать три года, и он [Шрила Шридхар Махарадж] прочитал ее на санскрите. Ее смысл таков, что когда восходит луна, своим благоприятным светом она освещает все сущее. Также и живые существа, освободившись от негативного воздействия кармы, последствий собственных грехов, освещенные благоприятным светом божественного существования, начинают испытывать счастье и блаженство в своем естестве, в гармонии со всем окружающим. И тогда в сердцах живых существ, способных воспринять Господа, естественным образом возникает любовь и привязанность, чистые чувства к Господу.

#00:38:47#

И тогда в сердце дживы, этого счастливого живого существа, рождается естественное чувство, которое говорит ему: «Господь, я Твой слуга». Или: «Господь —мой родитель, Господь — мой сын, Господь — мой возлюбленный». И так далее в зависимости... «Господь — моя душа и жизнь, нет жизни без Господа. Я не могу себе представить ни на секунду существование без Него. В моем существовании с Ним вся моя сущность будет восполнена». Таким образом через санкиртану подобное чувство приходит в сердце живого существа.

#00:39:56#

...видйа̄-вадху-джӣванам...

#00:40:34#

Но с еще более глубокой точки зрения я вижу в этой шлоке мадхурья-расу, когда сердца возлюбленных, мужа и жены, союз которых свеж и счастлив, естественным образом начинают испытывать друг к другу эти чувства. Подобная суть скрыта в этой поэзии. И тогда подлинное восприятие красоты, любви и гармонии в высшей степени может быть достигнуто душой. Этим чувствам нет предела. Они все больше и больше проявляются в сердце души. В конечном итоге живое существо обретает полное удовлетворение, оно обретает то удовлетворение, ради которого существует. Если пить нектар, в какой-то момент начнет приходить это удовлетворение.

#00:43:06#

…парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Махапрабху провозгласил победоносную санкиртану. Мы принимаем ее вечное божественное покровительство. Таково чувство, которое проявилось из сердца Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:44:44#

кали-йуга-дхарма харина̄ма-сан̇кӣртана

#00:45:07#

Далее сказано, что в Кали-югу… Какая религия возможна в Кали-югу? — Только санкиртана. Это единственная религия, которая способна принести подлинный плод, [открыть] подлинное предназначение в сердце каждого живого существа.

#00:46:37#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄...[5]

#00:47:46#

Далее Махапрабху воспевает подлинное Имя. В каком смысле? Он говорит, что Господь наделил Свое Имя всеми энергиями. Вся сила, вся суть трансцендентного существования заложена в Имени Кришны. Такие имена, как Рама, Кришна, Нрисимха — сотни тысяч имен явлены. В них — все энергии. Они полны сами в себе. «Но у Меня нет никаких качеств, Я не способен воспевать эти святые имена», — так говорит Махапрабху. И в другом месте Махапрабху говорит: «Каким же образом Я могу достичь этого подлинного результата воспевания? Каким образом Я смогу воспевать так, чтобы воспевание было подлинным?»

#00:49:16#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
[6]

#00:49:44#

Далее Махапрабху раскрывает положение воспевания. Он говорит о том, что если ты хочешь подлинно воспевать, тогда стань терпеливее, чем дерево, стань ниже, чем солома. То окружение, которое всегда приводит тебя к страданиям, — пытайся занять свое положение в нем, займи гармоничное положение в окружающем, оцени сам то, что ты сможешь сделать для этого окружающего. Таким образом. Смысл этого — занять гармоничное положение в окружающем, не положение эксплуататора, т. е. [сделай так,] чтобы окружение не было твоим врагом и не пытайся им обладать, а займи смиренное положение, и тогда ты сможешь воспевать Святое Имя.

#00:53:38#

[бенгали]

#00:54:21#

Это перевод Бхактивинода с санскрита, бенгальские стихи. Вы должны быть смиренными и обладать терпением, почтением, уважать других. Все эти качества придут к вам [в процессе духовной практики]. Тогда воспевание [Святого Имени] принесет плод. Это первое условие — будьте смиренными, обладайте терпением и выражайте почтение другим.

#00:55:58#

Что касается вашего внутреннего состояния, то вы должны избегать десяти видов оскорблений. Мы постоянно даем вам брошюру, где описываются эти десять видов оскорблений. Если вы будете избегать этих оскорблений и воспевать Святое Имя, к вам обязательно придет результат.

Переводчик: Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Бхуван Сундар Дас

 


[1] Чхандогья-упанишад, 6.2.3.

[2] «Самая высшая форма Господа — это Кришна, Который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[3] «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[4] [Обращение Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа, прославляющее Шрилу Бхактивинода Тхакура:] «Как луну, несущую всему живому прохладу, прославляют за ее исполненные нектара лучи, питающие растения и заставляющие звезды мерцать, так и твое святое явление в этот мир определено, как удовлетворяющее писаниям чистой преданности (которые ты глубоко изучал) и благословляющее ученых всеобъемлющим счастьем (благодаря провозглашению тобой совершенных самоочевидных истин, нисходящих по цепи божественной преемственности). Ты явился в этот мир, и радости преданных нет границ» («Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам», 5).

[5] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О мой Господь, Твое Святое Имя приносит благо всем и каждому, а у Тебя несчетное количество имен, таких как Кришна и Говинда, через которые Ты являешь Себя. Свои святые имена Ты милостиво наделил всем Своим божественным могуществом. Нет строгих правил, касающихся места и времени, которые следовало бы учитывать при их воспевании. По Своей беспричинной милости Ты низошел в образе божественного звука, однако во Мне нет любви к Твоему Имени» («Шикшаштакам», 2).

[6] «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шикшаштакам», 3).

 



←  «Милость Господа». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 февраля 2001 года. Донецк, Украина ·• Архив новостей •· «Мистерия сознания Кришны». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 27 апреля 2013 года. Киев, Украина →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования