«Характеристики дживы-души и природа ниргуны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 24




Russian

Характеристики дживы-души и природа ниргуны

Вопрос. Гуру Махарадж, каждая клетка в человеческом теле — это отдельное живое существо? Отдельная джива?

Шрила Шридхар Махарадж. Нет, не отдельная джива. Речь не идет о связи дживы с каждой клеткой [тела]. Если проанализировать клетку, то выясняется, что она содержит множество составляющих частиц, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие части. Но это не так, что в каждой части [тела] присутствует душа. Это не соответствует действительности.

Бесчисленные души блуждают в мироздании. И, когда возникает необходимость, они соединяются с определенной материальной субстанцией, и возможно развитие, рост. Если клетка является источником души, то клетка также способна порождать душу. Такая концепция, такое представление возникает, но душа не имеет ничего общего с клеткой. Соответственно своей карме, душа соединяется с любой клеткой, любой формой, любым животным, любым растением. Источником души не является клетка.

Душа не зависит от материи. Материя не способна породить душу, но и душа не в силах породить материю. Душа является пограничной материальной энергией, потенцией [Бога], а материя — грубая энергия, или потенция Господа. Существуют две «ветви»: главная, ключевая, и низшая. Сравнительно говоря, две потенции, две энергии происходят из одного источника. Апара-шакти: низшая потенция Господа есть материя, а несколько более высокая потенция Господа есть джива, душа. Различные потенции происходят из одной и той же субстанции. С одной стороны, Брахма (Брахман), с другой стороны — Вираджа. И когда они соединяются, то это нечто может расти.

С одной стороны, пракрити, с другой стороны — пуруша. С одной стороны, свет, с другой — вода. Одна субстанция подобна воде, другая — подобна свету. Две различных потенции Господа.

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄

«Апареям — это Моя низшая потенция», — говорит верховный Господь.

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат

Существует другая, более тонкая потенция, нежели душа, джива-душа. И эта потенция, вступая, входя в ту потенцию… когда это происходит, становится возможным движение мира, материального бытия.

Материальная потенция также пребывает в различных стадиях. Это явление описывается как земля, вода, огонь, воздух, эфир. Но все это материально. Тонкое и грубое. Все материально. Но душа… хотя эфир — самая тонкая [материальная] субстанция, душа не принадлежит к этой категории. Камень, земля — грубое начало, а эфир — очень тонкое начало, или элемент. Тем не менее он есть порождение, продукт материальной потенции, энергии. Но душа не имеет своим источником эту материальную энергию. Это нечто принципиально отличное, иная категория, отличная от материи.

Когда душа соприкасается с грубой энергией, потенцией, то мы находим, видим жизнь в материальном мире. Это все безжизненные предметы. Жизнь здесь [в душе]. А душа без этой материальной субстанции способна жить в высочайшей сфере жертвенности, не [связанная] с духом, настроением господства.




←  «Постоянно ловить волну сознания Кришны». Шрила Б. Б. Авадхут  Махарадж. 13 мая 2024 года. Калифорния, США ·• Архив новостей •· «О смысле одной шлоки». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 22 марта 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия. Неформальная беседа с санньяси  →

Russian

Характеристики дживы-души и природа ниргуны

Вопрос. Гуру Махарадж, каждая клетка в человеческом теле — это отдельное живое существо? Отдельная джива?

Шрила Шридхар Махарадж. Нет, не отдельная джива. Речь не идет о связи дживы с каждой клеткой [тела]. Если проанализировать клетку, то выясняется, что она содержит множество составляющих частиц, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие части. Но это не так, что в каждой части [тела] присутствует душа. Это не соответствует действительности.

Бесчисленные души блуждают в мироздании. И, когда возникает необходимость, они соединяются с определенной материальной субстанцией, и возможно развитие, рост. Если клетка является источником души, то клетка также способна порождать душу. Такая концепция, такое представление возникает, но душа не имеет ничего общего с клеткой. Соответственно своей карме, душа соединяется с любой клеткой, любой формой, любым животным, любым растением. Источником души не является клетка.

Душа не зависит от материи. Материя не способна породить душу, но и душа не в силах породить материю. Душа является пограничной материальной энергией, потенцией [Бога], а материя — грубая энергия, или потенция Господа. Существуют две «ветви»: главная, ключевая, и низшая. Сравнительно говоря, две потенции, две энергии происходят из одного источника. Апара-шакти: низшая потенция Господа есть материя, а несколько более высокая потенция Господа есть джива, душа. Различные потенции происходят из одной и той же субстанции. С одной стороны, Брахма (Брахман), с другой стороны — Вираджа. И когда они соединяются, то это нечто может расти.

С одной стороны, пракрити, с другой стороны — пуруша. С одной стороны, свет, с другой — вода. Одна субстанция подобна воде, другая — подобна свету. Две различных потенции Господа.

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄

«Апареям — это Моя низшая потенция», — говорит верховный Господь.

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат

Существует другая, более тонкая потенция, нежели душа, джива-душа. И эта потенция, вступая, входя в ту потенцию… когда это происходит, становится возможным движение мира, материального бытия.

Материальная потенция также пребывает в различных стадиях. Это явление описывается как земля, вода, огонь, воздух, эфир. Но все это материально. Тонкое и грубое. Все материально. Но душа… хотя эфир — самая тонкая [материальная] субстанция, душа не принадлежит к этой категории. Камень, земля — грубое начало, а эфир — очень тонкое начало, или элемент. Тем не менее он есть порождение, продукт материальной потенции, энергии. Но душа не имеет своим источником эту материальную энергию. Это нечто принципиально отличное, иная категория, отличная от материи.

Когда душа соприкасается с грубой энергией, потенцией, то мы находим, видим жизнь в материальном мире. Это все безжизненные предметы. Жизнь здесь [в душе]. А душа без этой материальной субстанции способна жить в высочайшей сфере жертвенности, не [связанная] с духом, настроением господства.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования