«Душа в относительной реальности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж.

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж

Душа в относительной реальности

 

Все религии этого мира, будь то христианство, буддизм, мусульманство или индуизм, направляют нас к одной, общей для всех цели. Возникновение и распространение различных вероисповеданий – следствие разных точек зрения на причину проявления материального мира. Но ведическая религия, или учение, изложенное в Ведах, объясняет, что душа берет свое начало в пограничной энергии Господа, наделяемая способностями мыслить, чувствовать и желать. Именно эти способности определяют ее сознание и, следовательно, жизнь.   Современные ученые, исследующие строение атома, нейтроны, протоны и другие субатомные частицы, обнаружили, что все во вселенной находится в движении. Вокруг каждого атома на определенной орбите вращаются другие тела. Об этом же свидетельствует ведическое учение – жизнь присутствует повсюду. Ученые приходят к этому выводу на основании новейших исследований и экспериментов, но уже тысячи и тысячи лет назад ведическое учение содержало знания о том, что все сущее является четана, т. е. обладает сознанием, жизнью.   Даже цемент и строительный кирпич – тоже четана. Хотя в данный момент невозможно обнаружить в кирпичной стене какого-либо движения, через несколько сотен лет оно станет явным по тем разрушениям, которые будет претерпевать здание. В действительности ничего не разрушилось, стало лишь видимым внутреннее движение вещества.

Состояние четана – сознания или жизни – присуще всему в двух своих основных формах: стхавара и джангама или неподвижное и подвижное. Дерево считается стхавара или неподвижным, однако каждая его клетка излучает жизнь. Бенгальские ученые обнаружили и продемонстрировали с помощью измерительных приборов, что растения испытывают положительные и отрицательные эмоции, такие как удовольствие и боль. Другими словами, жизнь – неотъемлемое свойство всех проявлений бытия и называется атма или душа. В нашем теле в различных формах живут миллионы душ, но только одна, главная, управляет телом, являясь его хозяином; она называется дехи или атма. Таким образом, жизнь есть повсюду, и ее подвижная форма называется джангама, а неподвижная – стхавара.

Что происходит, когда тело покидает душа? Через 2–3 дня оно являет первые признаки разложения. Оно теряет способность двигаться, хотя движение в нем все еще есть, обнаруживаемое как разложение. Примерно через месяц остаются лишь кости, которые тоже с течением времени подвергаются разрушению. У нас достаточно опыта, чтобы понять, что оставляя тело, мы оставляем этот мир, никто не может жить в этом теле вечно. Десять лет, двадцать, двадцать пять или сто, два месяца или четыре – какой бы ни был отпущен срок, каждому суждено умереть. Смерть неизбежна. Пока существует рождение, существует и смерть. Поэтому, как ни старайся, счастья здесь не найти. Мы придаем такое значение деньгам, но сделали ли они счастливым хоть одного богача? Какой удел ему может уготовить судьба? Серьезный недуг вдруг поразит его внутренности, и вся его трапеза будет состоять из горсти пресного риса. И тот, кого природа наделила красотой, недолго будет радоваться ей. Перебои сердца иссушат его тело тревогами и покроют бледностью его лицо. Кто сегодня купается в славе, завтра может быть разбит параличом. Все в этом мире временно и преходяще, и, несмотря на всю нашу привязанность к нему, мы не можем остаться в нем навсегда. Дом, построенный нами, мы недолго будем считать своим, как и наши дети, которые его унаследуют. Сбережения, которыми мы хотим обеспечить их будущее, могут быть ими же спущены на наркотики или другие пагубные страсти. Один копит, другой проматывает – так заведено в этом мире.   Чем мы заняты здесь? Один становится мужем, другой – хозяином, третий – слугой, однако в чем же их истинное предназначение? В служении. Это то, чем должны быть заняты здесь все. Отец принимает служение со стороны сыновей и, в свою очередь, тоже служит им, заботясь о них и опекая. Поэтому служения не может избежать никто. Но служение в этом мире временно, быстротечно и не может принести подлинного удовлетворения. Построив большой дом, мы полагаем, что обеспечили себе, своим детям и близким родственникам счастливую и беззаботную жизнь, но какое-то время спустя срок нашей жизни подойдет к концу. Тем или иным путем нам суждено покинуть этот мир; этого не минует никто. Следующее поколение тоже уйдет из этого мира. Никто не явится исключением, ни молодые, ни старые; в городах, деревнях, одиноких хижинах люди умирают, уходя один за другим.   Этот относительный мир, в котором, словно узники, томятся татастха-шакти дживы, является отражением относительного аспекта лил Господа. В тюрьме содержится крайне малая часть населения – один процент или менее того. Остальная часть не нуждается в наказании лишением свободы, ее составляют здравомыслящие люди, живущие в своих домах и занятые своей работой. Злоумышленников закон предписывает сажать в тюрьму. Законы установлены для всех, и нарушителей ждет заключение. Земной шар населяют миллиарды людей, из них лишь несколько сотен тысяч сидят под стражей. Остальные живут свободной жизнью и занимаются своими делами.

Подобным образом, обитатели духовного мира, известного как Паравьома-дхама, живут счастливой, лишенной тревог жизнью; этот план бытия носит также название сева-бхуми или земля служения. Здесь каждый приносит радость всем окружающим. Все служат Всевышнему, а Он в ответ служит им – как сын служит своему отцу, а отец – сыну. Нечто схожее можно встретить и в этом мире, в семьях, где отец, мать, братья и сестры живут вместе радостно и счастливо.

 

← «Cаморастворение». Из лекции Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. 25 ноября 2007 года, США ·• Архив новостей •· «Навадвипа-Дхама-парикрама». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 7 марта 2008 года. Калькутта, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования