«Онтология Прекрасной Реальности» (часть 3). Неформальные беседы со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.3 МБ)

In English

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.4 МБ)

 Содержание лекции:

 Поставь Господа в центр всего

 #00:12:12#

А̄нукӯлйасйа сан́калпах̣ — не то же самое, что хари-бхаджан. Это благоприятная или неблагоприятная позиция в отношении нашей божественной реализации. Тело, администрация сами по себе не являются реализацией, но могут помочь или не помочь нашей реализации. Их стоит рассматривать с такой точки зрения: благоприятная, неблагоприятная позиция. В действительности, наша божественная реализация не зависит от той или иной позиции. Это нечто другое. Это скорее наша связь с безграничными возможностями, а не каким-либо ограниченным явлением.

#00:13:42#

Мы должны быть открыты ко всему и вся. Это Вайкунтха. Кунтха означает ограничение или измерение отсутствия всякой связи с относительным или ограниченным. Явление, которое благоприятно или неблагоприятно — такого рода оценка, позиция в этом бренном мире. Но бхаджан, то есть наше самопредание: мы должны жить в гуще безграничного, под небесами безграничного. Кришна-ичча — воля Кришны, любое желание, готовность повиноваться любому предложению с любой стороны. Мы должны стоять лицом к лицу с безграничным, ожидая, что приходящее ко мне —  это моя Потребность, это наше место назначения лицом к лицу. Индивидуально или коллективно, воспеваю ли я Харинам или проповедую — все может быть бренным, мирским, формальным и все может иметь безграничные характеристики.

#00:16:16#

Мы должны сознавать наше окружение. Мы живем в вечности, не на каком-либо мирском уровне, в стране, провинции. Существует другой, относительный или родственный мир. Наш Гуру Махарадж написал книгу «Родственные миры» или «Относительные миры» («Паратантра джагат дои» на бенгали).

Существует два типа бытия или мира — эгоцентрический мир и богоцентрический мир. Этот мир относителен и тот мир относителен. Но в центре того мира стоит Бог. В центре этого мира стоит «я» — майя. Джада-виласа и чид-виласа. Там контролирующая сила — удовлетворение Кришны, здесь — удовлетворение личного эгоизма. То или иное действие может быть бхаджаном или преданностью для кого-то и может быть наслаждением для другого человека. Только настроение, отношение принимается в расчет.

 

Недостатки нужно искать в себе, а не в окружении

#00:18:29#

Чистота зависит от степени самопредания высочайшей причине. Самопредание Нараяне, Рамачандре, Дваракешу, Матхурешу, Враджендранандану — таким образом, все больше и больше. Мы можем формально воспевать имя или заниматься любой деятельностью, но наше отношение, внутренняя цель, объект будут определять, что есть что.

Любовь и раздор: это явление может представать как любовь внешне или внешне как раздор. Но должно принимать в расчет ее внутреннюю позицию. Это ключевой фактор. Мы должны понять это, мы должны следовать этому, как это возможно. Это явление не зависит от окружающей среды или отношения  других.

#00:20:23#

Ахаитукй-апратихата̄1. Никто, кроме моего собственного эго. Я — величайший враг себе и я же — величайший друг. Друг или враг, это же, в действительности, я. Речь идет о том, что находится внутри меня. Никакая внешняя сила не может остановить меня, если я прав. Конечно, для начинающего определенное ограничение существует. В противном случае это также зависит от природы сукрити.

на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид дургатим́ та̄та гаччхати

(Бхагавад-гита, 6.40)2

Подобное заверение дается нам: «Я здесь. Я забочусь о любых неблагоприятных обстоятельствах. Я всезнающ и всемогущ. Если кто-то направляется ко Мне, то я забочусь о нем».

Мы видим в истории — Дхрува, Прахлад и столь многие другие. Подозрения имеют свои ограничения.

#00:22:43#

Это явление возникает, чтобы улучшить наше положение. Все приходит к нам на помощь. Надежда, полнота надежды во всех формах жизни. На хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид — изнутри, и извне — тат те ’нукампа̄м́ су-самӣкш̣ама̄н̣о3. Вини самого себя и никого другого — в таком умонастроении. Это совершенная позиция. Вини себя за свои прошлые поступки, не трать энергию на то, чтобы винить других. Не швыряй комки грязи в лица других людей. Сконцентрируй всю свою энергию на этом. Вини себя и испытывай признательность Господу, Его милости. 

В настоящее время эта милость не отвечает моему нынешнему вкусу, лекарство может не быть вкусным для пациента, диета может не нравиться больному. Однако она полезна, благотворна. Это высочайшее ограничение, данное шастрой. Если мы сумеем воспользоваться благом этого закона, то в самом скором времени мы займем очень достойное положение.

#00:25:02#

Тат те нукампа̄м́ су-самӣкш̣ама̄н̣о. Следует не только не винить обстоятельства, но испытывать признательность, потому что Он стоит за ними. Мой лучший друг стоит за всем, что происходит. Ничто не избегает Его внимательного взора. Никакого изъяна, недостатка в этом быть не может. Даже Радхарани также говорит: «Не следует винить в этой долгой разлуке Кришну. Это лишь следствие моей удачи. Его не следует винить. Все признают, что Он поступил жестоко, бросив нас. Но я не готова винить Кришну. Никакой вины нет с Его стороны. Должно быть, какой-то изъян присутствует во мне, изъян, который проявился подобным образом».

 

 История о целомудренной жене и проститутке

#00:26:38#

Радхарани приводит в гармонию конкуренцию групп в служении следующим образом. Вовсе не так, что Ей не хочется или не нравится, чтобы другие группы служили Кришне, конкурируя с Ней. Но Ее представление следующее. На это следует обратить внимание и понять должным образом. «Они не способны удовлетворять Кришну должным образом, поэтому Ей не нравится их вмешательство. Это Ее соображение. Если бы они могли служить Кришне должным образом, тогда у Нее не было бы возражений, пусть они делают». Но они не способны, тем не менее, они рвутся служить. В этом состоит различие.

Кавирадж Госвами приводит пример:

#00:28:11#

куш̣т̣хӣ-випрерараман̣ӣ, пативрата̄-ш́ироман̣и,
пати ла̄ги’ каила̄ веш́йа̄ра сева̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 20.57)

Эта история описана в Пуранах. Жила одна целомудренная женщина, добродетельная, верная жена, муж которой болел проказой. Она принимала максимум усилий, чтобы служить ему достойно.

Однажды она отвела мужа на берег некой священной реки. Возможно, это был берег Ганги, я не помню, как называлась та река. На берегу муж встретил одну проститутку по имени Лакшира («ослепительная, словно драгоценные камни»). Прокаженный брамин был очарован этой проституткой. Жена отвела его домой и почувствовала некое неудовлетворение в нем.

#00:30:10#

Она спросила: «Похоже, ты несчастен?» Муж отвечал: «Я почувствовал влечение к красоте этой проститутки. Я не в силах отвлечь от нее ум». Тогда эта женщина (она была из браминского рода) стала приходить в дом той проститутки (она была богатой женщиной) и выполняла работу служанки очень тщательно, не прося никакого вознаграждения. Хозяйка обратила внимание:

— Кто убирается здесь?

Расспрашивая, она узнала о том, что одна женщина приходит по утрам и убирается.

— Мы пытались возражать, — рассказали другие слуги,  — но она не прислушалась.

— Чего она хочет? — спросила хозяйка.

— Она хочет встречи с Вами.

— Хорошо, завтра приведите ее ко мне.

#00:32:26#

На следующее утро эта женщина пришла к проститутке и объяснила, каков ее мотив: 

— Мой муж испытывает сильное влечение к тебе. Мое желание состоит в том, чтобы ты удовлетворила его. Мой долг в качестве религиозной жены состоит в том, чтобы заботиться о его удовлетворении. Таково его желание и мне хотелось бы видеть, что он удовлетворен.

Тогда проститутка поняла, в чем дело, и сказала:

— Да. Завтра приводи его. Я приглашаю вас обоих отобедать в моем доме.

Приглашение передали брамину. Был нанят повар-брамин, чтобы приготовить им обед. Были приготовлены два вида блюд: бхагават-прасадам на банановых листьях, вода Ганги в глиняных горшках — вегетарианская пища; рядом стояли другие блюда в золотых и серебряных сосудах, мясо и изысканные яства, красивые подстилки и тому подобное. Одна пища была саттвичная, другая раджасичная и тамасичная.

#00:34:49#

Со сложенными ладонями проститутка пригласила брамина и его жену, предложила им еду, говоря: «Это саттвичный прасадам. Это — раджасичная пища. Вы можете принять то, что захотите». Прокаженный брамин предпочел прасадам. После того, как они приняли прасадам, проститутка заметила этому брамину: «Твоя жена подобна этому саттвичному прасаду, я же подобна этим раджасичным и тамасичным блюдам. Я такая-то и такая. Ты знаешь, кто я. Твоя жена — олицетворение чистоты. У тебя есть вкус к саттвика-пище, к бхагават-прасадаму, к чистоте. Внешне эта пища очень привлекательна, но внутренне она не чиста, осквернена».

Услышав эти замечания, брамин пришел в чувства и сказал: «Да, я ошибался. Бог преподал мне урок через тебя, и у меня больше не осталось этих желаний. Я удовлетворен моим учителем духовной жизни». 

#00:36:55#

Кришнадас Кавирадж Госвами цитирует этот фрагмент в «Чайтанья-чаритамрите». Пати ла̄ги’ каила̄ веш́йа̄ра сева̄  «Целомудренная женщина, добродетельная, верная жена стала служить проститутке ради удовлетворения своего мужа».

Радхарани говорит: «Я готова служить тем, кто принадлежит к враждебному лагерю, но они не могут удовлетворить Кришну, однако претендуют на это. Меня не заботит то, что моя доля уменьшится, если я поделюсь с ними служением. Не это меня заботит».

 

 Абсолютно все находится в сознании Кришны

#00:38:16#

Всякий раз, когда возникают неблагоприятные обстоятельства — дурдаива вила̄са, ничто не должно быть оставлено вовне. Такова позиция подлинного преданного Кришны.

Таким образом, мы сумеем призвать благие идеи, мы привлечем благое, мы установим связь с благими реалиями в окружающем мире, которые очистят нас и наше положение. Хотя это не так легко, но все же энергия, если это возможно, должна быть посвящена лишь тому, чтобы собирать благие пожелания, благую волю от внешних обстоятельств, насколько это в наших силах, искать симпатию окружающего мира с тем, чтобы упрочить, очистить свое положение. Тат те ’нукампа̄м́ су-самӣкш̣ама̄н̣о.

#00:40:01#

Нас вдохновляют смотреть глубоко. Тогда мы сумеем найти нашего друга, очень либерального. Будь либерален в своем отношении к окружающему миру, и ты обязательно соприкоснешься с измерением реальности, которое воистину либерально. Это сознание Кришны. В конечном счете, идя в этом направлении, ты встретишь сознание Кришны. Прахлад мужественно встретил все враждебные обстоятельства, но, в конечном счете, вышел победителем. Расчеты его отца в отношении окружающего мира оказались ложными, а расчеты Прахлада оказались истинными. Его глубокое видение, представление, согласно которому Хари пребывает повсюду,  оказалось правильным.

Мы не должны позволять себе быть обескураженными, падать духом, с какими бы обстоятельствами мы не сталкивались, какими бы суровыми эти обстоятельства ни были. Он есть. Обстоятельства могут казаться враждебными, но в действительности это не так. Улыбающееся лицо проявится из-за завесы. Этот Кришна прекрасен и Он агрессор. Он ждет нас. Он безграничен, Его способность потребления также безгранична. Он с нетерпением ждет, чтобы принять наше служение, но  занавес следует устранить. Наша готовность должна быть крайне интенсивной в безграничной степени.

#00:43:25#

Внутреннее богатство может быть открыто с помощью садху и священных писаний. Общество может помочь нам, но факт таков. Шастра, Гуру, садху помогут нам. Мы должны рассматривать их как единое целое. Полнота нектара.

Мы возвели занавес между собой и нектаром и пьем яд, думая, что это очень благотворно, полезно. В целом, никого не следует винить. Мы несем ответственность за наше бесчестье, позор, плачевное положение. Самоотрицание и признательность окружающему миру, прежде всего Богу — таков путь. Никто не давал никому права причинять мне вред, ущерб. Это лишь моя неправильная интерпретация, согласно которой кто-то способен причинить мне вред. В конечном счете, это не так. Все дружелюбны по отношению ко мне.

#00:43:25#

Когда мы достигаем высочайшей стадии преданности, то мы видим, что все подозрения были ошибочны. То была майа, ложное представление, «то, что не есть»;  мийате — такого рода оценка, основанная на локальном, провинциальном интересе, не на универсальном принципе. Я руководим эгоистическими интересами, не вселенскими, то была причина беспокойства. Ограниченное суждение, ограниченная оценка. Моя точка зрения была ограничена, мийате анайа4, но не с абсолютной, не с безграничной точки зрения. Поэтому я страдаю. Но теперь я понял — мой интерес включен в интерес Абсолюта. Так должно быть.

#00:47:10#

Плохой работник жалуется на свои инструменты. Соответственно своей карме я получил то или иное окружение. Я принимал пищу и появились испражнения. Нет смысла винить испражнения в том, что они возникли. Это эффект, следствие моих поступков. Я совершал карму и результат не заставил себя ждать. Плохой работник жалуется на свои инструментыили испражнения. Карма подобна этим испражнениям, естественное следствие приема пищи. Бесполезная трата энергии — жаловаться на естественные последствия.

С помощью садху и священных писаний мы сумеем избавиться от болезни. Важен выбор пищи.  Необходимо принимать бхагават-прасадам. Все должно быть связано с Кришной и не воображаемым, но подлинным образом. Вовсе не так, что реалии не связаны с Кришной. Все связано с Ним и мы должны попытаться увидеть это. Все должно быть связано с Кришной и оцениваться в категориях связи с Ним.

#00:49:24#

Можно проповедовать, воспевать Харинам, можно писать о Кришне, можно медитировать, можно поклоняться — культивировать сознание Кришны тем или иным образом. Но йагйартхат карманo ’нйатра, лoкo ’йам карма-бандханах5«все следует совершать ради удовлетворения Кришны», который есть полнота целого, совершать все в сознании Кришны. Тогда мы будем восстановлены в своем положении члена мира сознания Кришны.

Сознание Кришны безгранично, оно не является монополией. И в то же время это монополия садху и священных писаний. Они пообещали раздать это явление тем, кто сбит с толку, ахам́ бхакта-пара̄дхӣно6.

 Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Беспричинная и необратимая природа бхакти».

2 «О мой друг, тот, кто занят благой деятельностью, никогда не попадает в беду».

3 «Искренне надеяться на Твою милость» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8).

4 «То, что не может быть измерено».

5 Бхагавад-гита, 3.9.

6 «Я завишу от воли Моих преданных» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

← 4 ноября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Ветошный ·• Архив новостей •· 3 ноября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования