«Любое действие может совершаться в измерении ниргуны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 3 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Любое действие может совершаться в измерении ниргуны

(3 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать…

Шрила Шридхар Махарадж: Да?

Преданный: Это следующий вопрос. Когда ученики приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости Гуру они возвышаются в процессе [духовного] [про]движения через различные гуны, все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. Выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее, как кшатрии, или менеджеры, администраторы, а позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но, с другой стороны, мы пытаемся достичь платформы, стадии благости и даже более того — чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.

#00:01:10#

Преданный: Он говорит, что, когда мы занимаемся повседневной деятельностью (особенно, наши лидеры), это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции, или обязанности…

#00:01:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Что есть ниргуна? На поверхности кажется, что она включает раджас, тамас, саттву, но это может быть ниргуна: даже убийство может быть ниргуной, а поклонение [Богу] может быть сагуной, формальное поклонение. Точка зрения, внутренняя цель, смысл — именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Когда речь идет о руководстве и указании Гуру, то человек может убивать, может грабить и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуной, даже преступные действия, это зависит от измерения, из которого приходит руководство действующему человеку. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой — это ниргуна. В целом это не так, но может быть так: ниргуна.

#00:03:27#

Чистота, искренность намерения зависит от того, кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое (если он кого-то, скажем, ругает или наказывает). Например, мать наказывает своего ребенка — это одно, но враг наказывает ребенка — это совсем другое. За материнским наказанием стоит ее добрая воля, доброжелательность. Поэтому лишь внешняя форма поведения не есть все и вся, невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.

#00:04:15#

Преданный: Да. Скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

#00:04:34#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться, с одной стороны, и в то же время я должен заботиться о благе других с тем, чтобы они не впали в заблуждение, и положение человека, который собирается помочь, — все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих, иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему. Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет.

#00:05:44#

В целом — анукула и пратикула.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам…[1]

Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Даже поражение может преподнести нам урок, даже поражение. Но искренность, искренняя попытка — это всегда похвально и победоносно, триумфально.

#00:06:46#

Преданный: Наш [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами] Прабхупада написал в своем комментарии к стиху «апи чет су-дура̄ча̄ро»[2] аналогичные моменты, утверждения.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  А̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйасйа варджанам ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает служению в преданности; отвержение всего, что мешает служению в преданности; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.100).

2  Апи чет су-дура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к / са̄дхур эва са мантавйах̣, самйаг вйавасито хи сах̣ — «Даже если человек, занимающийся служением в преданности, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» (Бхагавад-гита, 9.30).




←  «Вайшнавы вовлечены в мирские дела лишь внешне». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 14 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Все ли дороги хороши?» Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 21 июля 2023 года. Гупта Говардхан  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Любое действие может совершаться в измерении ниргуны

(3 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать…

Шрила Шридхар Махарадж: Да?

Преданный: Это следующий вопрос. Когда ученики приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости Гуру они возвышаются в процессе [духовного] [про]движения через различные гуны, все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. Выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее, как кшатрии, или менеджеры, администраторы, а позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но, с другой стороны, мы пытаемся достичь платформы, стадии благости и даже более того — чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.

#00:01:10#

Преданный: Он говорит, что, когда мы занимаемся повседневной деятельностью (особенно, наши лидеры), это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции, или обязанности…

#00:01:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Что есть ниргуна? На поверхности кажется, что она включает раджас, тамас, саттву, но это может быть ниргуна: даже убийство может быть ниргуной, а поклонение [Богу] может быть сагуной, формальное поклонение. Точка зрения, внутренняя цель, смысл — именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Когда речь идет о руководстве и указании Гуру, то человек может убивать, может грабить и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуной, даже преступные действия, это зависит от измерения, из которого приходит руководство действующему человеку. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой — это ниргуна. В целом это не так, но может быть так: ниргуна.

#00:03:27#

Чистота, искренность намерения зависит от того, кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое (если он кого-то, скажем, ругает или наказывает). Например, мать наказывает своего ребенка — это одно, но враг наказывает ребенка — это совсем другое. За материнским наказанием стоит ее добрая воля, доброжелательность. Поэтому лишь внешняя форма поведения не есть все и вся, невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.

#00:04:15#

Преданный: Да. Скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

#00:04:34#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться, с одной стороны, и в то же время я должен заботиться о благе других с тем, чтобы они не впали в заблуждение, и положение человека, который собирается помочь, — все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих, иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему. Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет.

#00:05:44#

В целом — анукула и пратикула.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам…[1]

Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Даже поражение может преподнести нам урок, даже поражение. Но искренность, искренняя попытка — это всегда похвально и победоносно, триумфально.

#00:06:46#

Преданный: Наш [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами] Прабхупада написал в своем комментарии к стиху «апи чет су-дура̄ча̄ро»[2] аналогичные моменты, утверждения.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] А̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйасйа варджанам ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает служению в преданности; отвержение всего, что мешает служению в преданности; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.100).

[2] Апи чет су-дура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к / са̄дхур эва са мантавйах̣, самйаг вйавасито хи сах̣ — «Даже если человек, занимающийся служением в преданности, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» (Бхагавад-гита, 9.30).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования