«Онтология Прекрасной Реальности» (часть 6). Неформальные беседы со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвип Дхам, Индия

In English

Cодержание беседы:

 История Шьямананды Прабху

 #00:00:16#

В то же время это день ухода Мадхава Махараджа. Расикананда Махарадж был родом из Миднапура. Он был учеником Шьямананды Праху. История Шьямананды Праху такова. Вначале он получил посвящение в сакхья-расе от Хридойа Чайтаньи Госвами возле Калмы. Так или иначе, он отправился во Вриндаван. Он происходил из не брахманской семьи, это были крестьяне. Он пришел во Вриндаван.

Однажды рано утром он посещал разные святые места Нандаграма, он шел на восток в сторону Калервана и неожиданно увидел на дороге украшение, называемое нупур — ножное женское украшение.

#00:02:23#

Он взял его, положил в свой мешок и был наполнен божественной любовью. Неожиданно, когда он оглянулся назад, то увидел, как некая девушка изысканной красоты ищет что-то там. Он вернулся и спросил девушку: «Что ты ищешь?» «Я потеряла здесь украшение. Нупур Радхарани потерялся где-то здесь, я ищу его», — «О, он есть у меня». Он передал нупур, и девушка взяла этот нупур, приложила к его лбу и исчезла.

#00:03:57#

Он был вне себя: «Что такое? Я настолько удачлив, что получил даршан божественных дев Враджи!» Затем он думал так: он уже получил сакхья-расу, его Гуру обучил его сакхья-расе. Он думал: «Я получил такого рода долг». Так он думал и призывал имя, но с этого момента перемена произошла в его уме и его склонность к мадхура-расе начала расти. Насколько прекрасны, чарующи они! Каков их долг? По ночам они посещают церемонию раса. Он думал так, и произошла великая перемена в его уме. Он установил связь с Дживой Госвами и рассказал ему: «Таково мое состояние. Мой Гурудев в определенной расе, но я вижу, что эта тенденция во мне, я не могу ей противиться, склонность к служению в мадхура-расе, что делать?»

#00:05:58#

Джива Госвами изучил его случай и, будучи удовлетворенным, дал ему дикшу в мадхура-расе. Затем об этом происшествии стало известно в среде Гаудийа-вайшнавов, не только во Враджа-мандале, но и в Гаура-мандале также. Его Гуру, Хридой Чайтанья, почувствовал беспокойство: «Как это понимать? Джива Госвами, стандартный вайшнав, последователь Рупы и Санатаны, совершил подобное. Это противоречит этикету. Шьямананда был моим учеником». Так или иначе, он собрал собрание вайшнавов во Вриндаване и призвал в это собрание Дживу Госвами и Шьямананду, чтобы они дали объяснение тому, что случилось, своему недостойному поведению.

#00:07:34#

Джива Госвами не присутствовал в этом собрании, но послал Шьямананду: «Ответь на их требования». Шьямананда пришел в собрание и собрание попросило у него объяснений:

— В чем дело? Ты получил посвящение от Хридоя Чайтаньи Прабху?

— Да, это так.

— Каким был твой тилак?

— Он был таким-то и таким.

— Теперь ты переменил тилак на нупуру, да?

— Да, тилак изменился.

— Почему и как?

Он рассказал историю.

— Нет, желание твоего Гуру таково, что твой нынешний тилак должен быть стерт. Сотри твой нынешний тилак.

— Нет, я не могу стереть его. Если вы сумеете стереть его, то сделайте это.

Они попытались, но тщетно. Они были изумлены.

— В чем дело? Как это понимать?  

Он рассказал им о том, что произошло, историю. Конечно, они почувствовали благоговение.

Другая, внутренняя история, внутренний эпизод.

#00:09:42#

Когда его призвали к ответу, он взмолился Радхарани: «Таково мое затруднение, что мне делать?» Говорится, что Радхарани заверила его: «Я позабочусь об этом». Радхарани связалась с Субалом, лидером сакхья-расы: «Одного из твоих слуг я беру себе», и он радостно согласился. Таким образом, и это было открыто, явлено Хридою Чайтанье и компромисс был достигнут Шьяманандой.

 

Шринивас Тхакур и Расикананда Прабху

Когда эти трое — Шьямананда, Нароттама и Шринивас — вернулись, у них была телега, запряженная буйволами, на телеге были книги, и возле Бакуры, в Вишнупуре, их ограбили. На протяжении многих дней они пытались найти следы этих книг, но безуспешно и тогда Шьямананда вернулся к себе на родину, в Миднапур, чтобы проповедовать.    

#00:11:23#

Нароттама ушел в Северную Бенгалию, чтобы проповедовать, учить свой собственный урок, но Шринивас был лидером, он был ответственным за книги, он не покинул это место. Полубезумный он блуждал и каким-то образом это книги были похищены местным правителем Бир Хамбиром. Бир Хамбир питал некую симпатию к «Бхагаватам» и его Гуру, некто Вьяс декламировал «Бхагаватам» в царском собрании по вечерам. 

Шринивас пришел в это собрание. Неожиданно, бессознательно Шринивас исправил ошибку в декламации «Бхагаватам» и тогда люди поняли, что он не безумен, но гений, знаток «Бхагаватам». Они узнали о том, каково его положение и о том, что книги были потеряны, и царь признался: «Я похитил эти книги». Книги были показаны Шринивасу, и Бир Хамбир стал учеником Шриниваса.

#00:13:12#

Затем Шьямананда проповедовал в это время в Миднапуре. Его учеником стал Расикананда. Расикананда был очень искренен и его эмоции были настолько велики, что после дикши он буквально сошел с ума и проповедовал Имя Кришны и Вриндаван-лилу Кришны, данную Махапрабху.

Его сантименты были настолько глубоки, что некоторые говорят, что он был анирудха-аватаром, потому что невозможно увидеть в человеческой душе, настолько интенсивны были его сантименты, различные мысли о Вриндаване. Он установил в восточной части округа Миднапур Гопи-Валлабха Матх. Его штаб-квартира, резиденция находилась там.

#00:15:05#

«Расика-мангала» есть книга, в которой описывается следующий эпизод. Однажды некий мусульманский факир, чудотворец, человек, способный демонстрировать публике разные чудеса, услышал имя Расикананды. Он — великий святой и пришел, чтобы испытать его. Он приехал верхом на тигре в ашрам Расикананды: «Где он? Я хочу увидеть этого великого святого». Говорится, Расикананда в это время чистил зубы с помощью маленькой веточки. Он сидел на разрушенной глиняной стене. Когда ему сообщили о том, что приехал факир верхом на тигре, то он попросил разрушенную стену, на которой сидел: «Стена, ты должна перенести меня», и стена пошла.

Факир слез с тигра. Тигр — существо одушевленное, а Расикананда Прабху управлял неодушевленными объектами. Это сиддхи. Расикананда Прабху был шуддха-бхактой, но это йога-вибхути. Стену, неодушевленный предмет, попросили двигаться, идти и стена повиновалась. Как это понимать? Тогда, конечно, можно увидеть мукулитанджалих севате ’сман дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшах [Кришна-карнамрита», 107].

#00:17:58#

Сиддхи, сверхъестественные силы ждут указания вайшнава, приказания. Вайшнаву не нужны сиддхи, но если подобная просьба возникнет у него, подобное желание, то сиддхи придут в действие. Если мы считаем этот эпизод реальным, тогда очень трудно доказать это, подтвердить это с помощью науки теории ископаемого. Но можно понять природу подобного, если принять то, о чем я говорю, — гипнотизм, тогда все возможно. Все возможно. Только сила воли, сила намерения способна явить все, что угодно. Воля способна творить многочисленные мысли, идеи нашего опыта. Мы можем объяснить, опираясь на это основание.

#00:19:23#

Расикананда Прабху проповедовал доктрину Махапрабху в этой части Индии в широких масштабах и его преданность была очень горячей, пламенной и сентиментальной. Его сердце таяло, когда он призывал имя Господа, настолько, что существует категория вайшнавов, которые думают, что он не был человеческой душой, но ишвара-коти, функция самого Господа, аватар. Так говорят некоторые.

#00:20:33#

А затем, дальше, следующий Джаганнатх дас Бабаджи, который считается веша-гуру Бхактивиноды Тхакура и также веша-гуру Гауракишора Бабаджи Махараджа, также гуру гуру Чарана даса Бабаджи, который был гуру Рама даса Бабаджи. Гуру Чарана даса был Бхагават дас и Гауракишор Бабаджи Махаджа, который был Гуру нашего Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати. Бхагават Дас и Гауракишор Дас получили бабаджи-посвящение от Джаганнатха Даса Бабаджи. Говорится, что Бхактивинод Тхакур также получил бабаджи-вешу и мантру от Джаганнатха даса Бабаджи.

Также говорится, что Джаганнатх дас Бабаджи однажды отправился узнать, где находится место рождения Махапрабху. Он был очень стар, ему было сто двадцать пять лет в ту пору, он был инвалидом, его тело было сгорблено. Один его преданный, Бихари дас, носил его на своих плечах.

 

Джаганнатх Дас Бабаджи и Мадхав Махарадж

#00:22:27#

Однажды Бабаджи Махарадж сказал: «Я хочу увидеть место рождения Чайтанйадева, доставь меня, перенеси меня на другую сторону Ганги. Бихари перенес его туда и он попросил остановиться в определенном месте и рыть землю. Он сказал: «Здесь Кази разбил мриданги некоторых хозяев того времени, той эпохи, в которую воспевали, и Махапрабху остановил его. Глиняные черепки, остатки мриданги были найдены там. Говорится, что это было в районе Шривас-ангама, неподалеку. Джаганнатх Дас Бабаджи установил место рождения Махапрабху. Его самадхи находится в той стороне.

#00:24:07#

Мадхав Махарадж был моим младшим духовным братом. В 1930 году он присоединился к Миссии, он был очень энергичным человеком, очень-очень энергичным, настолько, что наш Гуру Махарадж однажды заметил: «Он наделен вулканической энергией. Он был крайне неудовлетворен, недоволен мной и всегда пытался подвигнуть меня на проповедь».

Он долгое время был членом моей группы, я был санньяси, а он носил белые одежды в ту пору и собирал пожертвования в нашей группе. Обычно то была его ответственность. Все, что мы собирали, мы посылали Прабхупаде и Прабхупад был доволен и говорил о нас так: «Это моя группа». Так или иначе, наша проповедь была удовлетворительной и сбор пожертвований был достаточным.

#00:26:02#

Он был очень удовлетворен моими способностями проповедника и сообщал Гуру Махараджу не раз: «Когда на сцену выходят оппоненты, наделенные знанием древних источников Вед, Пуран или будь то оппоненты в виде ученых, наделенных современным знанием, Шридхар Махарадж неизменно выходит победителем в этих диспутах и сохраняет престиж нашей миссии». Таким было его замечание. Особо высокую оценку он давал моим аналогиям. Я всегда мог дискутировать с оппонентами, приводить местные аналогии. То была моя изюминка.

 

Аналогии Шрилы Шридхара Махараджа

#00:27:16#

Ученик: Ваше использование аналогий. Вы говорили о том, как Вы прибегали к аналогиям.

#00:27:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да, это моя способность была очень известная, я известен моими аналогиями, аккуратными, безукоризненными аналогиями.

Ученик: Не могли бы Вы привести нам некий пример?

Шрила Шридхар Махарадж: Аналогия, о чем бы ни шла речь, я пытаюсь неизменно подтвердить мою точку зрения, прибегая к аналогиям. Это моя особенность. Вы слышали, обычно, как правило, я обращаюсь к аналогиям, чтобы пояснить положение антологического аспекта. Да, такова моя природа. Ньяя-шастра.

Однажды случилось так. Один последователь Миссии Рама-Кришны, доктор, человек, занимавший известное положение в обществе, пришел к нам. Я хотел, чтобы он понял и в ходе моего выступления я заметил: «На обочине дороги стоят огромные щиты, но если аудитор отправится в офисы компаний, которым принадлежат щиты, то выяснит, что эти компании банкроты».

#00:29:15#

Бхарата-сева Ашрам, Рама-Кришна Миссия подают себя в качестве слуг человечества и размечают огромные рекламные щиты. Но если аудитор отправится в их офисы, то он выяснит, что эти компании банкроты. У них нет капитала, только шоу, спектакль. Мы с Мадхавом Махараджем, Хаягривой брахмачари приехали в Общество Прабхупады в Пури. Наш Сиддханти Махарадж, у которого есть матхи в Калькутте, дал лекцию и привел подобный пример, тот самый пример. Это было напечатано в журнале «Надия-Пракаша». Он прочитал: «Сиддханти сиддха сварупа брахмачари способен приводить хорошие аналогии». Тогда Хаягрив брахмачари, Мадхав Махарадж обратился к Прабхупаде и сообщил ему: «Это аналогия Шридхара Махараджа». Таким образом.

#00:30:43#

Когда наш Гуру Махарадж приехал в Мадрас, и мы устраивали процессию от железнодорожного вокзала к Матху, то я обратился к главе местной организации бойскаутов. Я объяснил ему: «Мы устраиваем процессию, и нам хотелось бы, чтобы ваши бойскауты маршировали в нашей процессии». Он ответил: «Нет-нет, наша задача — это социальная работа, мы не занимаемся религиозной деятельностью». Я ответил: «Наша деятельность тоже носит социальный характер». «А каким это образом? Вы имеете дело только с религией, никакой социальной работой вы не занимаетесь», — ответил он.

Я привел ему следующую аналогию: «Скажем, есть собаки, есть кошки и есть люди, есть разные формы жизни. Вы стремитесь накормить собак, устроить для них приют, питомник и они остаются собаками. Но наша программа состоит в следующем: мы помогаем собакам превратиться в человеческих существ, мы превращаем собак в людей и, по вашему мнению, какое служение более полезное?»

#00:32:40#

Он согласился: «Конечно, если вам нужно было превратить собак в людей, то эта работа была бы более ценной». Я ответил: «Именно такова наша программа, а вы хотите накормить собак, дать им приют, но они остаются собаками». Таким образом.

Один джентльмен заявил мне, также последователь миссии Рама-Кришны: «Если люди умрут, лишенные крова, пищи, кому вы будете проповедовать?» Я ответил: «Например, в стране голод, а у меня есть еда, и я раздаю эту еду. Собралась толпа. Я единственный, кто раздает пищу. Но если некий человек из этой толпы, из этой очереди убегает, должен ли я прекратить раздачу пищи и бежать за этим единственным человеком? Нет, я должен продолжить раздачу. Я занят этим важным делом и если я прекращу раздачу, то столь многие останутся голодными. Почему я должен? Столь многие люди умирают, и один человек убегает. Почему же я должен бежать за ним в место того, чтобы продолжать раздавать нектар страждущим?» Таким образом.

#00:34:29#

Однажды я пришел к одному министру за рекомендательным письмом. Мы хотели проповедовать в некой местности, и нам нужно было рекомендательное письмо, и он заявил: «Нет-нет, Свамиджи, там живут крестьяне, вы должны выучить тамильский язык прежде, а уже затем проповедовать в этих местах. Они не знают ни ваш английский, ни бенгали, как вы будете проповедовать?» Я ответил: «Например, я иду по улице вашей деревни и вижу, как мальчик тонет в пруду, должен ли я сначала выучить тамильский язык, чтобы вытащить его или каким бы то ни было образом я должен дать окружающим понять, что он тонет и прийти к нему на помощь? Мы считаем, что наша проповедь настолько важна, и мы найдем переводчика и озвучим наши чувства, чтобы помочь людям». Таким образом.

Если возникала какая-то оппозиция, то я всегда мог привести аналогию.

 

Слушание о забавах Кришны очищает сердце

#00:35:51#

Был один царь Джайпура, пообещал заплатить за строительство, оплатить строительство храма в Мадрасе. Но царь сказал: «Хотя я согласен, но вы должны обратиться к этому человеку [был некий администратор]. Если он одобрит этот план, то деньги будут выплачены». Но я знал, что этот администратор — атеист и будет возражать. Я сказал: «Вы — царь, решать вам». Но царь продолжал ссылаться на этого человека и я не мог избежать, я обратился к нему.

Этот человек, этот администратор мне заявил: «Это местные жители — сантала доминайа, туземцы, они живут в джунглях, у них нет ни одежды, ни еды. Они — нищие люди. Если бы у нас и были какие-то лишние деньги, то я бы предпочел их потратить на нужды этих людей, а вы строите храм и даже не здесь, а в Мадрасе. Если бы вы строили храм в их местности, то я еще мог бы подумать над такой возможностью, поскольку в храме они могли бы находить кров, прибежище, но в Мадрасе… Я последний человек на свете, кто даст эти деньги».

#00:38:02#

Я ему заявил: «Да, но царь подписал, посмотрите, он подписал бумагу». «О, этот царь, кто такой этот царь? Он был человеком с улицы. Радха Кришнан и другие, им каждый год платится взятка сто тысяч рупий на содержание университета. Этого человека в обмен на эти деньги возвели на трон. Жена последнего царя в настоящее время ответственна. Она устроила так, что этого человека короновали, и они платят деньги Радха Кришнану. Это их сговор. Конечно, каждый год они получают сто тысяч рупий на университет. Это так называемый царь. Он каждый год платит сто тысяч на университет. Но речь идет об очень бедных людях».

Так он меня разочаровал, и я подумал: «Я теряю этого человека». Но я собрался с духом и нанес ему сокрушительный удар. Внутренне я просил Гуру Махараджа о помощи, я был обескуражен: «Если Вы поможете мне, тогда может быть, мне удастся это осуществить». Внутренне я молился о его помощи, а внешне я процитировал этому человеку следующее:

#00:39:49#

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣,
ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇,
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣ 

(«Шримад-Бхагаватам», 10.33.39)

Я сказал ему, и с глубоким чувством, конечно, я сказал, потому что я был разочарован. Я потерял надежду, я сказал: «Понимаете, когда я был червем, живущим в навозе, то я проглотил горы испражнений, но мой голод не был утолен. Когда я был слоном, то я съел джунгли, но мой голод не был утолен. Аппетит, голод никогда не может быть утолен таким образом. Чем больше мы поглощаем, тем больше мы хотим».

#00:41:02#

[шлока]

Шукадев Госвами поставил следующий диагноз: этот голод — это болезнь сердца и болезнь сердца может быть полностью вылечена только в том случае, если человек займет правильную позицию по отношению к Кришна-лиле.

Викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣ — слушание об играх Кришны с девами Вриндавана, если человек сумеет понять природу этих игр, достигнет гармонии в подобном измерении, только тогда эта болезнь сердца будет излечена. В противном случае она не поддается лечению, поскольку она глубоко укоренена в сердце.

Когда я произнес эти слова, то они затронули сердце этого человека, и он начал плакать. Он сказал: «Свамиджи, поверьте мне, я имею веру в Бога». Я ответил ему: «Ваши слезы свидетельствуют об этом». Он согласился: «Да, мы заплатим деньги, но не сейчас. Вы можете ехать в Мадрас и быть уверенным, что деньги будут выплачены». Таким образом, аналогии.  

#00:43:09#

Я был очень близко связан проповеднический период моей жизни с Мадхавом Махараджем, который был Хайагривой брахмачари в ту пору. Он был высок, хорошего здоровья. Я не в силах был поверить в то, что он покинул мир, он был на восемь лет младше меня. Он приходил ко мне, по меньшей мере, раз или два раза в год со следующей жалобой в мой адрес: «Ты обманываешь образованную публику, ты — скупец. У тебя есть богатства, но ты ни с кем не делишься им». Как говорил Прабхупад обо мне — любитель комфорта.

Мадхав Махарадж говорил: «Я не знаю многого, но то малое, что есть у меня, я хочу нести это от двери к двери. Хотя ты знаешь, тебе известно, я не ученый и способности мои ограничены, но все же я изо всех сил стараюсь нести от двери к двери то малое, что есть у меня. Но ты поступаешь недостойно». Такой была его жалоба. Когда возникали серьезные проблемы, то он всегда консультировался со мной.

#00:44:57#

Когда он открывал новый центр, то всегда советовался со мной. Когда он давал санньяс и когда он сам принимал санньяс, когда нужные вопросы возникали, он приходил ко мне за советом. Такой была его природа. Он был младшим и он приглашал меня на свои собрания в Калькутте. Я посещал его почти каждый год и давал лекции. Они давали этим лекциям высокую оценку. Я пользовался этой возможностью, поскольку Калькутта — это город, в котором много интеллигенции и Мадхав Махарадж основал там центры. Почти каждый год на протяжении пяти дней или около того я проводил там и говорил, рассказывал то, что знал. Таким образом.

 

Стратегия проповеди

#00:46:30#

Вопрос: Когда Вы ходили, путешествовали повсюду, совершали санкиртану, собирали пожертвования, то какой была Ваша стратегия? Как вы обращались к людям?

Шрила Шридхар Махарадж: Мы приезжали в какое-то место, как правило, у нас было приглашение. Если приглашения не было, то мы приезжали в это место, останавливались, выходили на вокзале и кто-то из членов нашей группы направлялся в город и расспрашивал местных жителей, есть ли здесь религиозно настроенные люди. Получив соответствующую информацию, мы все вместе шли к этому человеку и, как правило, он принимал нас, отводил нам место для ночлега, размещал нас.

У нас были листовки и мы объявляли под барабанный бой в городе, в каком-то публичном месте о том, что приехали последователи Гаудийа-матха, они будут совершать Бхагавата-катху — чтение «Бхагаватам», давать лекции в доме такого-то человека. Так три-четыре дня, максимум пять дней длилась программа и в завершение мы просили людей великодушно дать пожертвования, скажем, деньги на строительство Матха или деньги на установление Божества.

#00:48:48#

Или мы говорили: «Будет совершаться парикрама, многие люди присоединятся и неизбежны расходы, пожалуйста, дайте рис»; или: «В Майяпуре обвалилась стена кухни. Требуются деньги на то, чтобы ее восстановить»; или «Необходима помощь в публикации “Бхагавад-гиты”». Таким образом, мы упоминали то или иное служение и просили пожертвования на храмы, на воду, на комнаты, на книги. Таким образом, мы собирали.

#00:49:57#

Когда я проповедовал в Бомбее, один джентльмен, чиновник, бенгалец конечно, сказал: «Вы собираете пожертвования, но вы богаты. Гаудийа-матх — это очень богатая организация. Почему вы собираете деньги?» Я ответил ему: «Да, когда вы видите, что мы богаты, то, по крайней мере, вы видите, что мы тратим деньги очень экстравагантно, не так ли?», — «Да», «Экстравагантно, то есть расходуем их налево и направо. Так вам кажется. Но мы утверждаем, что мы нищие. Хотя мы нищие, но вам кажется, что мы тратим деньги направо и налево. То, что не может себе позволить богач. Богач не может себе позволить тратить деньги подобным образом и о чем же здесь идет речь?

#00:51:11#

Возникает вопрос: то, как мы тратим деньги — это действительно экстравагантно? Мы действительно их тратим бездумно, попусту, расходуем направо и налево или существует необходимость в этом? Каким образом нищий может тратить свои деньги на роскошь? Например, врач, доктор беден, но все же он ездит на автомобиле и люди будут думать: «О, автомобиль — это роскошь, автомобиль ему не нужен». Но автомобиль экономит его время. Благодаря авто он может очень быстро достигать своих пациентов. Это помощь обществу.

Мы тоже используем машины, автомобили или другие транспортные средства, многое другое мы используем для того, чтобы обратиться к людям, донести до них сознание Бога. Мы считаем, что это реальное служение обществу. Хотя мы нищие и мы украшаем Божества очень роскошно, мы раздаем прасадам в широких масштабах — то, что не может себе позволить богатый человек. Мы просим подаяние и мы нищие. Эти деньги мы тратим таким образом. Но то обстоятельство, что мы тратим деньги, не означает, что мы богаты. Мы нищие.

#00:53:08#

Постарайтесь понять, почему то, что для вас роскошь, то, что вам кажется безрассудством, экстравагантной тратой денег, постарайтесь понять ценность, важность. Постарайтесь понять, почему это необходимо. Речь не идет о том, что мы богаты и мы тратим деньги. Таким образом.

 

Шактивада — теория ископаемого

#00:54:16#

Ученик: В книгах Прабхупады сказано, что на определенной стадии духовной жизни человек начинает испытывать естественное влечение к определенному виду взаимоотношений, к определенной расе. Вчера я услышал о том, что изначальный ручи, вкус, который мы чувствуем, есть результат нашей прошлой жизни.

Шрила Шридхар Махарадж: Можно рассматривать это с двух точек зрения. С одной стороны, на начальной стадии мы не можем знать, какова природа нашего внутреннего влечения. Поэтому то, что в начале и то, что приходит впоследствии, может отличаться, поскольку в начале у нас отсутствует связь с наиболее сокровенной тенденцией нашего сердца. Поэтому перемена возможна. Но и выше, когда речь идет о высшей реализации, перемена расы также возможна. Но это происходит редко. Перемена вкуса происходит благодаря вмешательству Высшего Начала. Это возможно, но это очень-очень редкий случай. Возможно.

В целом, если присутствует некий изъян в распознании природы расы, то подобное возможно. Ложная интерпретация. Как правило, поскольку внутренняя тенденция интерпретируется ложным образом, это общий случай. Как правило, это так. Но реальная перемена, когда речь идет о глубокой духовной реализации, это редкий случай и возможна только благодаря вмешательству свыше.

#00:56:38#

Ученик: Махарадж, чем отличаются идеи Бхактисиддханты и Лалита Прасада.

Шрила Шридхар Махарадж: Кто ты?

Ученик: Буддхи-йог.

Шрила Шридхар Махарадж: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не признавал Лалита Прасада, хотя физически был его младшим братом. Мы читали в Надия-пракаше статью. Вначале Лалита Прасад жил в обществе Бхактисиддханты Сарасвати. Но постепенно впоследствии возникли расхождения во мнениях. Он покинул общество нашего Гуру Махараджа и отправился в место рождения Бхактивиноды Тхакура, где находился дом его предков Бхактивиноды Тхакура по материнской линии.

Он стал жить в том месте и основал там свой собственный Матх, центр. Когда это произошло, в это время наш Гуру Махарадж написал: «Он отправился туда, чтобы поклоняться Улачанди, вместо того, чтобы служить Кришне». Ула — это название деревни, там пребывает особое Божество Кали, Шакти — Чанди. Таким было замечание нашего Гуру Махараджа.

#00:58:21#

Также, в последствии, по прошествии какого-то времени Гуру Махардж заметил: «Он, Лалита Прасад, любит своего бабу, отца, не Радху. Он движим физической любовью к нему, физической привязанностью. Поскольку в его сердце живет подобное чувство, он совершает некое служение, но он не понимает, кто и что в действительности Бхактивинод Тхакур». Таким было замечание нашего Гуру Махараджа — поклонник Улачанди. Хотя он поклоняется Махапрабху, но в действительности он поклоняется Улачанди.

Когда мы делаем что-то с целью эксплуатации, тогда это действие, в действительности, называется служением внешней материальной потенции, не сознанию Кришны. Если имеет место быть недостаток искренности, если в сердце присутствуют нежелательные элементы — анья, абхилаша, карма, гьяна и так далее, поэтому он сказал, что Лалита Прасад — шакта, поклонник шакти, потенции или эксплуататор. Наш Гуру Махарадж рассматривал его таким образом. Его материальная привязанность к отцу — это и есть тот самый скрытый мотив, его мотив, побуждающий его, казалось бы, на поверхности, выполнять свои религиозные обязанности. Таким было мнение нашего Гуру Махараджа.

#01:00:38#

Однажды, когда я присоединился к Матху, в то время я жил на стороне и посещал программы, я услышал, что наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал однажды. Один человек спросил у него: «Каково положение поклонников физической потенции Господа, энергии?» Он ответил: «Эти люди — материалисты. Их позиция — позиция материалистов». Я не мог сразу же посчитать его ответ абсолютной правдой, истиной. Я происходил из семьи шакт, я слышал и видел в книгах — Майя — также чайтанйа-рупини, кайвалйа дайини, чинмойи.  Она — сознание. Так я слышал, и вот теперь он говорит, что эти люди — материалисты, что они — атеисты, поклонники потенции.

#01:02:06#

Я попытался понять, что есть что. Его словами невозможно было пренебречь, но то, что я читал в Шастре о том, что она — чинмойи, шакти, потенция, она сознательна, потенция есть сознание, а он утверждает, что поклонники внешней потенции — суть атеисты, материалисты. Как привести в гармонию эти положения?

Я подумал: «Почему он утверждает подобное? Почему он говорит, что они — материалисты?» В конце концов, я пришел к следующему пониманию. Мнение материалистов, шакт, таково:  шакти, потенция — это самая изначальная субстанция, а сознание есть порождение, продукт этой потенции. Потенция и сознание, Пуруша и пракрити. Когда пракрити, которая не есть Пуруша, не есть сознание, рассматривается в качестве Высшего Начала, а сознание, согласно этим представлениям, происходит из этой первичной субстанции, то это, конечно, материализм, теория ископаемого. Таким образом, шакти-вада — это теория ископаемого.

#01:03:36#

Замечание Гуру Махараджа в отношении Лалита Прасада было подобным. Он говорил: «Мотивацией его почтения Бхактивиноду Тхакуру, а через него — к Махапрабху, служила телесная связь с Бхактивинодом Тхакуром — баба бадха радха. Была одна статья Сарасвати Тхакура, напечатаная в Гаудийа, в которой было сказано: «Бхактивинода Тхакура следует рассматривать как Радху». Но Лалита Прасад не мог рассматривать его как Радху. Возникло препятствие, поэтому баба, отец. «Радха-бадха-баба» — таково название статьи. Его усилия в этом направлении, служение Бхактивиноду Тхакуру, а через него — Махапрабху, есть не что иное, как физическая связь, телесная связь. Это было увидено Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, и мы — его последователи.

В другом случае он заметил: «Лалита Прасад Тхакур, совершает поклонение Улачанди, богине Кали, которая является главенствующим божеством, владычицей этой деревни Ула». Это также материализм, не чистое духовное явление.

 

Божественные реалии вне предрассудков ума

#01:05:05#

Однажды он [Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] заметил о Шишира Гхоше, о человеке, который написал книгу «Господь Гауранга» и «Амийа Нимай Чарита» и многие произведения о Махапрабху, он был издателем и основателем «Амрита Базар Патрики», человеком, уважаемым в обществе и известным. Таким было замечание Прабхупады.

Шишир Кумар Гхош создал «Гаурангу», побуждаемый своим стремлением к наслаждению. Подобно тому, как Свами Махарадж написал «Гиту как она есть»: «Гита как она есть» и «Гита», рассматриваемая теми или иными учеными. Свами Махарадж попытался направить читателей «Гиты» в эту сторону — Гита, как она есть. Гауранга, как Он есть и Гауранга таким, каким мы его выдумали, вообразили, Гауранга — ментальная фантазия, ментальные фантазии на тему Гауранги.

Мы должны следовать истинному методу и тогда мы сумеем увидеть, обретем зрение путем, позволяющим видеть это явление, увидим форму. Не следует создавать некий ментальный образ. Мы должны попытаться избавиться от ментальных предрассудков, от самскар и попытаться уловить, понять ту  природу явления, которая не зависима от меня или от многих подобных нам, независимо от ментальных выдумок, концепций ума.

#01:07:17#

Гауранга такой, каков Он есть. Сознание Вриндавана, какое оно есть. Не следует создавать ментальное сознание Кришны. Не нужно создавать ментальный образ и необходимо попытаться понять то, что это есть на самом деле, уже есть.

Однажды наш Гуру Махарадж сказал: «Когда мы призываем Святое Имя, то мы не должны воодушевлять наш ум видеть те или иные картины, рисовать образы, поскольку всякий раз, когда что-то приходит в ум, то другие чувства, подобны стервятникам, которые слетаются в место кремации трупов». Когда возникает звук, то, я думаю, этот звук должен быть такого-то цвета, определенного цвета, имеет определенный образ. Подобно стервятникам все наши чувства устремятся и нападут на жертвы, привнося свои впечатления, но им не следует позволять делать это. Звук явит свою рупу и свой цвет, свой образ, а затем гуна, качество возникнет.

Не те качества, подобные тем, что можно найти в материальном мире. Природа этого качества диаметрально противоположна. Нама, гуна, рупа, затем парикара и затем лила. Но все эти реалии низойдут и будут иными. Тогда как опыт этого материального мира не позволит, он будет застилать то, что, как ожидается, должно низойти свыше.

#01:09:24#

Поэтому наши предрассудки, наши самскары, наши ментальные тенденции, склонности внушают нам: «Я знаю, о чем идет речь. Я знаю, какова природа этого». Ментальные тенденции, предрассудки выйдут на сцену и обступят нас со всех сторон, и я буду думать: «О, это явление известно мне до известной степени, оно должно быть таким-то и таким». Но это все препятствия, им не следует позволять делать это. Имя, которое я получил от моего Гурудева из иного революционно источника иной, Это звук совершенно иного типа. Я должен попытаться концентрироваться только на этом лишь, исключительно и постепенно это Имя утвердит себя.

Существует определенная градация этого. Рупа, гуна, лила и я найду свою душу в качестве частицы этой системы, которую показывает мне имя. Это иной мир, не мир нашего опыта и концепций наших представлений, но нечто в этом роде. Это чистое, духовное сознание. Мы отвергнем все наши эмпирические попытки отправиться туда и модифицировать природу этого явления, потому что в этом случае возникнет препятствие прогресса.

#01:11:13#

Севон мукхе хи джихвадау. Мы будем совершать служение, источником которого являются вайшнавы, и тогда предрассудки умрут и покинут наш ум. Они умрут, лишенные пищи. Любая инициатива ума будет кормить ум и продолжать уму помогать продолжать свою жизнедеятельность. Мы должны исключительно выполнять указания вайшнава и Гуру. Соответственно моей удаче гуру высочайшего уровня могут отдавать мне указания. Мое нынешнее существование, ментальное бытие постепенно уйдет.

Новый мир явится передо мной, и я увижу, что у меня есть индивидуальное положение в этом мире, положение моей души, а вся ментальная система улетучится, будет уничтожена. Моя внутренняя душа, мое сокровенное я — я увижу себя там, в свете, который воссияет. Я увижу душу в качестве частицы этого мира, нового мира. Новый мир предстанет моему зрению и я увижу, что я нахожусь в этом мире в определенном положении, а мое нынешнее мнение о моем существе, эго, ментальной системе тела, все остальное — все это уйдет. Нечто в этом роде.

 

Кришна достигается служением Его слугам

#01:13:20#

Вопрос: Махарадж, я слышал одну историю, я хочу знать Не могли бы Вы мне сказать, эта история достоверна? Это история о Мирабаи. Знаменитая Мирабаи, женщина-преданная.

Шрила Шридхар Махарадж: Насколько мы знаем, преданность Мирабаи смешанного типа, не преданность реального типа, поскольку ее преданность сводится только к Кришне и отсутствует упоминание преданных. Кришна упоминается там, где упоминается только царь, это несовершенное описание. Царь подразумевает столь многих министров, генералов, цариц. Царь никогда не один. Кришна не один. Сварупа-шакти имеет место быть и это реальный Кришна, а все остальные «Кришны» — порождение ментальной системы, воображения.

Может быть, это отображение Кришны в этом мире, в материи, там, где мы не видим Кришну в разных расах, окруженными различными группами слуг в разных расах. Только там, где мы видим такого Кришну — это реальный Кришна. Истинный Кришна — это Кришна в подобных концепциях: Кришна со тсварупа-шакти. В противном случае это майический Кришна, Кришна саттва-гуны. Кришна приходит и «Я и Кришна».

Кришна, окруженный слугами сварупа-шакти категории чид-вилас — это реальный Кришна, чид-вилас в трансцендентном мире. В Своем собственном истинном положении Кришна таков. Если кто-то не видит их, его прямой контакт с Кришной — это грезы, может быть воображение, но не реальность. 

#01:16:00#

Поэтому Гаудия-Матх, люди Гаудия-Матха, последователи Гаудия-Матха на основании вышесказанного не могут ее признать. Хотя ее поэзия сентиментальна, эмоциональна, может быть, но само основание, фундамент ложный. Чувства, мирские сантименты не могут дать нам Кришну. Кришна не один. Без покорности Его вечным преданным мы никогда не сумеем приблизиться к Нему подлинным образом. Подлинное обращение, подлинное приближение к Кришне не может не идти через Его преданных. Не прямое, не прямой контракт, таким образом обрести его невозможно.

#01:17:20#

Таким образом, прямое служение Кришне никогда не возможно для татастха-шакти, джива-шакти. То есть дживы непосредственно служат слугам слуг слуг. Служение, совершаемое таким образом, это реалистичная концепция Кришны, служение Кришне. В противном случае все остальное — воображаемое. Служение не измеряется объемом слез и объемом танца и тому подобной характеристикой.

#01:18:00#

Вопрос: Но, Махарадж, они говорят, что Мирабаи, получила посвящение от Дживы Госвами.

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, в песнях Мира Баи мы не находим подобного. Некоторые люди проводят подобную связь. Она также оскорбила Рупу Госвами. Она пришла во Вриндаван, чтобы увидеть Шрилу Рупу Госвами.

В то время Шрила Рупа Госвами, возможно, был в определенном настроении и заявил: «Я не желаю видеть никакую женщину. Тогда она заметила: «О, сказала она, он считает себя мужчиной. Я думала, что единственный мужчина во Вриндаване —  Кришна, а все остальные женщины». Сделав подобное замечание, она ушла. Возможно, этот эпизод упомянут в Грантхе, в писании под названием «Бхакта-мала», но это писание не слишком аутентично, не слишком достоверно. Оно представляет собой жизнеописание многих преданных различных типов и не является абсолютно аутентичным.

#01:19:29#

Ученик: Махарадж, я слышал, что Мирабаи — гопи из лагеря Чандравали.

Шрила Шридхар Махарадж: Мы не слышали этого и мы не принимаем подобное утверждение. Если бы так было, то она бы признавала Чандравали, гопи, Яшоду и Вриндаван. Столь многие реалии должны были бы возникнуть, были бы объектами ее хвалы, но только Кришна — объект ее прославления. Только Его она признает, а все остальные отвергнуты. Она не в состоянии видеть величие, благородство, праферналии, только Кришна. Это искусственно.

«Если ты хочешь быть моим преданным, стань преданным Моего преданного. Тот, кто преданный Моего преданного, тот Мой истинный преданный». А если я не в состоянии принять величие, благородство преданных Кришны и отвергаю их, только я хороший и Кришна хороший и все отвергнуты, что это такое? Нет лучшего человека, нежели я, только Кришна и я, мы с Кришной, а все остальные отвергаются, это безумие.

 

Господь принимает искренность, а не внешнюю роскошь

#01:21:28#

Ученик: Махарадж, когда в храме есть деньги, роскошь, богатство и так далее, является ли это указателем на то, что Кришне служат должным образом в храме?

Шрила Шрила Махарадж: Деньги не являются критерием. По воле Кришны деньги могут быть использованы в служении. Это также может быть, но это не есть единственный критерий. Когда Санатана Госвами предлагал Радха-Модан-Мохану только определенное количество атты, обжаривал на костре и предлагал, а затем принимал сам, Господь принимал. Бхава-грахи-джанардана, Кришна не принимает ничего материального, но то, что преданный предлагает Ему с рвением, искренностью, эта искренность принимается Кришной. Бхава-грахи-джанардана, Он — четан, Он духовен, а духовный элемент в поклоняющемся — то, что Он принимает в процессе подношения, его внутренняя тенденция, не внешнее явление.

#01:23:13#

Существует история. В Пури жил один преданный, Мадхава дас. Он был преданным сакхйа-расы настолько, что рассказывают, однажды Джаганнатх сказал ему: «Мадхава, я хочу похитить грейпфрут из сада панды, ты должен сопровождать Меня». Мадхава ответил: «Что это? Как это понимать? Хорошо, чего бы Ты не захотел, любое Твое желание должно быть мною исполнено».

В ту ночь, взяв Мадхава, Джаганнатх вошел в грейпфрутовый сад. Кришна забрался на дерево и стал трясти его. Раздался шум, вышел панда: «Кто там? Кто ворует мои грейпфруты?» Кришна убежал, но Его одеяния зацепились за ветки дерева, и владелец сада обнаружил Мадхаву и заявил:

— О, ты — тот самый злодей. Днем ты сидишь на обочине и просишь подаяние, демонстрируя себя в качестве великого садху, а по ночам ты залезаешь в чужие сады и воруешь фрукты!

#01:25:01#

— Это же Кришна, я ни в чем не виноват.

— Что ты такое говоришь? Я проучу тебя. Ты пытаешься меня убедить в том, что…

Тут панда взглянул на ветки дерева и увидел, что там висят одежды Джаганнатха.

— А к тому же еще ты и вор? Ты своровал одежды Джаганнатха!

В результате, он был схвачен, привезен к царю, его избили. Затем Джаганнатх явился во сне к царю, а также к главному священнику.

— Я ходил в обществе Мадхава воровать грейпфруты и Мадхаву избили, а Я принял все эти побои на Мое тело. Пожалуйста, дайте мне крем, лекарства, чтобы заживить Мои раны.

Они были расстроены и сказали:

— О, в действительности Мадхава — столь великий преданный!

Этот сон одновременно приснился и царю и главному панде. Тогда Мадхава ушел из того места и отправился во Вриндаван. «Поскольку люди будут рассматривать меня в качестве великого преданного, я не в силах терпеть подобное отношение», — посчитал он. Он ушел.

#01:26:55#

В «Бхакта-мале» написано: этот Мадхава делал подношение Банка-Бихари, божеству в храме, а затем ел это блюдо. Конечно, Банка-Бихари поклонялись каждый день, предлагали бхогу, но в то время слуга Банка-Бихари был человеком высокого уровня и он мог чувствовать удовлетворение Банка-Бихари после того, как бхога была предложена. В определенный день он почувствовал, что лицо Банка-Бихари не слишком умиротворено, похоже он не доволен и тогда он сказал себе: «Я должен понять, в чем дело».

В тот день он приготовил новую бхогу и предложил ее. Затем, также, по прошествии непродолжительного времени он вернулся, чтобы взглянуть на лицо Божества и увидел дискомфорт, расстройство.

#01:28:32#

Он начал плакать: «Я столь греховен, мои подношения не принимаются моим Владыкой, в чем дело? Что мне делать?» Он постился: «Я не могу есть. Я не могу принимать прасадам, когда я чувствую, что Банка-Бихари не коснулся его», и, не поев, он лег спать. В этом бессознательном состоянии увидел, как Банка-Бихари явился ему и сказал: «Это не твоя вина, но Я чувствую себя больным. Этот Мадхав, мой преданный, пришел в Пури и предложил Мне чанну. Я принял эту сухую чану в таком количестве, что объелся, Я не могу есть, Мой живот полон. Я чувствую себя больным».

Поэтому внешнее великолепие, роскошь не являются критерием. Сухой горох мог показаться Ему настолько вкусным, что Он объелся и заболел. Бхава-грахи-джанарадана.

#01:30:20#

Есть еще одна история о мангусте во время Раджасуйа ягьи. Мангуст залез в горшок, который использовали в кормлении браминов во время дурвикши. Степень жертвенности была высокой, многие подношения были принесены. Грандиозная ягья, раджастичные подношения, грандиозное, пышное жертвоприношение.

Ягья в этом мире может быть трех типов — саттвика, раджасика и тамасика. Так или иначе, преданность вкусна для Господа. Господь любит прему, не какое-либо внешнее великолепие. Скорей великолепие до известной степени присутствует на Вайкунтхе, но особенно во Вриндаване великолепие скрыто, оно находится под землей. Там никто не любит великолепие. Простота, безыскусность, бесхитростность и жертвенность, любовь, преданность, симпатия, самопредание — это богатство, которое можно найти особенно во Вриндаване.

  Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси

 

← «Смиреннее травинки» (часть 2). Из лекции Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, прочитанной 6 февраля 1936 года (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· Воскресная программа в Смоленске 20.11.2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования