«Научное представление о природе преданности». Онтология Прекрасной Реальности 1.6. Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. Навадвип, Индия. 80-е годы ХХ-го столетия

Содержание беседы: 

Преданность в целом, начало преданности.

пра̄йен̣а мунайо ра̄джан
нивр̣тта̄ видхи-ш̣едхатах̣
наиргун̣йа-стха̄

«Кто освободился от чар иллюзорных образов и поднялся над заповедями и нравственностью, тот черпает радость в рассказах о Господе — Его образах, качествах и играх» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.7)

а̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо
ниргрантха̄ апй урукраме
курвантй ахаитукӣм̇ бхактим
иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣

«Даже те мудрецы, что погрузились в блаженство духовной души и полностью свободны от оков умственных определений, также отдают себя без каких-либо условий служению Шри Кришне, чьи деяния чудесны и величественны. И это лишь одно из качеств Всевышнего, Господа Хари, который очаровывает все мироздание» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10).

париниш̣т̣хито ‘пи наиргун̣йа
уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е
а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н  

«О святой царь, хотя я был полностью погружен в трансцендентное, тем не менее, меня пленили описания игр Господа, которого прославляют в стихах, исполненных света знания» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.9).

тасйа̄равинда-найанасйа пада̄равинда-
кин̃джалка-миш́ра-туласӣ-макаранда-ва̄йух̣
антар-гатах̣ сва-виварен̣а чака̄ра теш̣а̄м̇
сан̇кш̣обхам акш̣ара-джуш̣а̄м апи читта-танвох̣

«Сводящее с ума благоухание исходило от листочков туласи, украшавших пальцы лотосоподобных стоп Господа, чьи глаза подобны лепесткам лотоса. Когда легкий ветерок донес этот божественный аромат до ноздрей (мудрецов Чатух-сана), их сердца наполнились ликованием и тела затрепетали, хотя прежде они были ревностными почитателями безличного Брахмана» («Шримад-Бхагаватам», 3.15.43).

Первоначальный доступ в школу преданности, выше гьяны — шанта-раса.

на татха̄ ме прийатама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н

«Ни Брахма, ни Шива, ни Санкаршана Вайкунтхи, ни богиня процветания Лакшмидеви, ни даже Я сам не дороги Мне так, как ты. Ты Мой любимец, Уддхава» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15). 

Шаг за шагом было показано развитие преданности. Таким образом, градация.

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйанте
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣

«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я  — Причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» (Бхагавад-гита, 7.19).

Начало жизни в преданности, а затем шаг за шагом. В беседе Рамананды Рая сказано:

варн̣̣а̄ш́рама̄ча̄равата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н
виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам

«Верховная Личность Бога, Господь Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе варн и ашрамов. Нет другого пути, чтобы удовлетворить Всевышнего. Человек должен находиться в системе четырех варн и четырех ашрамов» («Вишну-пурана», 3.8.9).

Второй шаг:

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат

йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш̣ва мад арпан̣ам

«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

Третий шаг:

брахма-бхутах̣̣ прасанна̄тма̄,
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати
самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у,
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м

«Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).

И далее:

сарва-дхарма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо
мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).

а̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н дош̣а̄н,
майа̄диш̣т̣а̄н апи свака̄н
дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н,
ма̄м̇ бхаджета са ту саттамах̣

«Лучшие из праведников те, кто оставляет позади все формы долга, которые Я сам рекомендовал в писаниях для обычных людей. Хотя это Мое предписание, они превосходят его и начинают оказывать любовное служение Мне в преданности. Воистину, они самые праведные из людей» («Шримад-Бхагаватам», 11.11.32).

Эхо бхаджа, это поверхностно, затем:

джна̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти санмукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рутигата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ‘джита джито ‘пй аси таис трилокйа̄м

«Те, кто, отбpосив пути интеллектуального познания и отречения, слушают и говорят о Тебе в любых обстоятельствах; кто посвятил Тебе тело, речь и ум; кто посвящает свою жизнь этим повествованиям, исходящим от чистых пpеданных, несомненно, покоpят Тебя, о Господь, даже несмотря на то, что никто во всех тpех миpах не способен Тебя покорить» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

Затем сакхья-раса, затем ватсалья-раса, затем мадхура-раса. Таким образом восхожение. Систематически, последовательно мы должны понять и усвоить. Вначале мы можем иметь широкое представление о позитивном мире, мире преданности. Мир эксплуатации, в котором мы живем в настоящее время, и прямо противоположное возможно. Систематическая и прогрессивная жизнь в преданности. Отречение занимает промежуточную позицию. Три вида энергии Господа: эксплуатация, отречение и преданность. Нам необходим фундамент в виде веры, тогда на этом фундаменте будут присутствовать здания, структура. Мы должны иметь научное представление о природе преданности. Это не есть некая выдумка, не есть нечто, лишенное сути, нечто, что невозможно доказать, подтвердить. Это явление имеет свою реальную природу. Будет тест, испытание, проверка различных типов. Телескоп невозможно использовать в качестве микроскопа и наоборот. Подтверждение будет разных типов. То, что применимо в науке материального мира, немыслимо, когда речь идет о трансцендентном измерении бытия. Таким образом, мерило оценки будет иным. И мы должны познакомиться, приобрести представление, понять, каков критерий, каков стандарт, какова единица измерения. Тогда мы сумеем понять, что любое утверждение не есть трансцендентная истина. Трансцендентная истина обладает специфическими характеристиками. Любое мнение любого человека не имеет ценности. Это явление систематическое. Существует кажущееся и существует реальное. И эта реальность может быть познана с помощью реальности. Откровение реальности в Его руках. 

 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.0 МБ)

← День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Москве. 2012 год ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 9, стихи 146–165 (беседа и расставание Махапрабху и Венкаты Бхатты). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 1 апреля 2008 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования