«Природа бхакти беспричинна и неудержима». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 1.2



Russian

Итак, метод таков: са̄дху-сан̇га  кр̣ш̣н̣а-бхакти джанма-мӯла, хайа ‘са̄дху-сан̇га’ [«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83] — источником сознания Кришны служит общение с садху, преданным Кришны. В то же время говорится, что сознание Кришны ахаитуки, беспричинное. Как нам привести в гармонию эти истины? Кришна-бхакти, веру в Кришну или преданность Кришне, мы можем обрести от садху. В то же время говорится, что она «беспричинна». В этой связи Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил смысл ахаитуки в этом стихе из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6):

саи ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати

«Высшее занятие (дхарма) для всего человечества — то занятие, благодаря которому человек может достичь любовного преданного служения трансцендентному Господу. Такое преданное служение должно быть беспричинным и непрерывным, чтобы доставлять «я» полное удовлетворение». 

Он объясняет, что здесь кришна-бхакти описывается как ахаитуки, беспричинная, а также апратихата, непрерывная — когда она пробуждается в сердце, мы способны почувствовать, что сердце испытывает удивительное удовлетворение, яятма супрасидати. В сердце рождается удовлетворение, мы можем чувствовать его. Ахаитукй апратихата̄: она не имеет причины. И она не может быть сдержана, ему невозможно воспрепятствовать, оппозиция нереальна — такова его природа. Бхакти происходит из бхакти. Таким образом, она ахаитуки. Это подобно свече, от которой зажигается другая свеча. Свет порождает свет. Так мы можем понять природу этого явления: изначальный Свет, вечный и само-сущий, распространяет Себя, и потому у Него нет причины, Он «беспричинен». Причина существует вечно и открывает себя. Также бхакти апратихата̄: временно может казаться, что существует оппозиция ей, препятствие, но: неха̄бхикрама-на̄ш́о  сти пратйава̄йо на видйате — «Даже малое начинание в этом преданном служении никогда не проходит бесследно и не утрачивается» (Бхагавад-гита, 2.40). Она не оставит вас! На какое-то время она может быть скрыта, но не существует ее конца — она вечна. Она вечна: она связана с вечным аспектом бытия. Поэтому она апратихата. Мы должны приблизиться к существованию такой природы, обрести связь с этим измерением жизни — определенным измерением бытия, полнотой существования, знанием или природой. Все это существует; нам только необходимо обрести связь. Итак, в этом стихе «Шримад-Бхагаватам» (12.12.55) сказано:

ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣
кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти
саттвасйа ш́уддхим̇ парама̄тма-бхактим̇
джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам 

Гьяна — это прямое знание явления, а вигьяна — систематическое знание. Также в Бхагавад-гите мы находим эту «вигьяну»:

джн̃а̄нам̇ те хам̇ са-виджн̃а̄нам
идам̇ вакш̣йа̄мй аш́еш̣атах̣
йадж джн̃а̄тва̄ неха бхӯйо нйадж
джн̃а̄тавйам аваш́иш̣йате

«Теперь Я открою тебе это знание Моего величественного великолепия и богатства с присущим ему вкусом аромата божественной сладости. Познав это, ты исчерпаешь все знание, утвердившись на этом прекрасном, радостном и победоносном пути» (Бхагавад-гита, 7.2).

Поэтому джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам: вы обретете знание Абсолюта как «системы» — знание частей, градации, иерархии. Вирага имеет два значения: «негативное» и «позитивное». Негативный смысл таков: вы утратите влечение к тому, что не является Богом, влечение к бренному миру и его «потребностям». И позитивный: вишишьяте-рага — вы обретете совершенную (вишишьяте) привязанность (рагу), привязанность, достигаемую процессом отвержения и принятия, занимающую должное место. Ваша привязанность (к Нему, к Богу) не будет смутной догадкой или приблизительным суждением: «Это хорошо, это плохо, это смешение двух начал…», но вы обретете привязанность, рожденную последовательным отвержением, привязанность уместного характера. Таков смысл вирага-юктам. Такова природа этого знания: джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам, знание, основанное на влечении, и также, благодаря опыту «системы», знание того, привязанность какой степени — большей или меньшей — необходима в каждой ее части. Привязанность, сопровождаемая способностью различения: привязанность глаз, привязанность рук — они не должны быть равнозначны; уместная привязанность в соответствии с определенной системой. Привязанность должна быть разграничена: когда и насколько необходимо внимание — критерий таков. «Голова более важна, а ноги — менее». Таким образом, вы постепенно приобретете взвешенную, уместную привязанность к систематическому целому.

Вначале это нечто смутное — «масса влечения», — впоследствии же влечение будет систематизировано. Насколько глубокую связь вы установите с другой стороной — объектом вашей привязанности — систематическим образом, настолько вы сумеете познать (Его).

 



←  Ананда Вардхан Прабху в Сочи! :) ·• Архив новостей •· «Джайа Джашода-Нандана Кришна». Шрила Бхактивинод Тхакур | “Jaya Jashoda-Nandana Krishna.” Srila Bhaktivinod Thakur  →


Russian

Итак, метод таков: са̄дху-сан̇га  кр̣ш̣н̣а-бхакти джанма-мӯла, хайа ‘са̄дху-сан̇га’ [«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83] — источником сознания Кришны служит общение с садху, преданным Кришны. В то же время говорится, что сознание Кришны ахаитуки, беспричинное. Как нам привести в гармонию эти истины? Кришна-бхакти, веру в Кришну или преданность Кришне, мы можем обрести от садху. В то же время говорится, что она «беспричинна». В этой связи Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил смысл ахаитуки в этом стихе из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6):

саи ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати

«Высшее занятие (дхарма) для всего человечества — то занятие, благодаря которому человек может достичь любовного преданного служения трансцендентному Господу. Такое преданное служение должно быть беспричинным и непрерывным, чтобы доставлять «я» полное удовлетворение». 

Он объясняет, что здесь кришна-бхакти описывается как ахаитуки, беспричинная, а также апратихата, непрерывная — когда она пробуждается в сердце, мы способны почувствовать, что сердце испытывает удивительное удовлетворение, яятма супрасидати. В сердце рождается удовлетворение, мы можем чувствовать его. Ахаитукй апратихата̄: она не имеет причины. И она не может быть сдержана, ему невозможно воспрепятствовать, оппозиция нереальна — такова его природа. Бхакти происходит из бхакти. Таким образом, она ахаитуки. Это подобно свече, от которой зажигается другая свеча. Свет порождает свет. Так мы можем понять природу этого явления: изначальный Свет, вечный и само-сущий, распространяет Себя, и потому у Него нет причины, Он «беспричинен». Причина существует вечно и открывает себя. Также бхакти апратихата̄: временно может казаться, что существует оппозиция ей, препятствие, но: неха̄бхикрама-на̄ш́о  сти пратйава̄йо на видйате — «Даже малое начинание в этом преданном служении никогда не проходит бесследно и не утрачивается» (Бхагавад-гита, 2.40). Она не оставит вас! На какое-то время она может быть скрыта, но не существует ее конца — она вечна. Она вечна: она связана с вечным аспектом бытия. Поэтому она апратихата. Мы должны приблизиться к существованию такой природы, обрести связь с этим измерением жизни — определенным измерением бытия, полнотой существования, знанием или природой. Все это существует; нам только необходимо обрести связь. Итак, в этом стихе «Шримад-Бхагаватам» (12.12.55) сказано:

ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣
кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти
саттвасйа ш́уддхим̇ парама̄тма-бхактим̇
джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам 

Гьяна — это прямое знание явления, а вигьяна — систематическое знание. Также в Бхагавад-гите мы находим эту «вигьяну»:

джн̃а̄нам̇ те хам̇ са-виджн̃а̄нам
идам̇ вакш̣йа̄мй аш́еш̣атах̣
йадж джн̃а̄тва̄ неха бхӯйо нйадж
джн̃а̄тавйам аваш́иш̣йате

«Теперь Я открою тебе это знание Моего величественного великолепия и богатства с присущим ему вкусом аромата божественной сладости. Познав это, ты исчерпаешь все знание, утвердившись на этом прекрасном, радостном и победоносном пути» (Бхагавад-гита, 7.2).

Поэтому джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам: вы обретете знание Абсолюта как «системы» — знание частей, градации, иерархии. Вирага имеет два значения: «негативное» и «позитивное». Негативный смысл таков: вы утратите влечение к тому, что не является Богом, влечение к бренному миру и его «потребностям». И позитивный: вишишьяте-рага — вы обретете совершенную (вишишьяте) привязанность (рагу), привязанность, достигаемую процессом отвержения и принятия, занимающую должное место. Ваша привязанность (к Нему, к Богу) не будет смутной догадкой или приблизительным суждением: «Это хорошо, это плохо, это смешение двух начал…», но вы обретете привязанность, рожденную последовательным отвержением, привязанность уместного характера. Таков смысл вирага-юктам. Такова природа этого знания: джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам, знание, основанное на влечении, и также, благодаря опыту «системы», знание того, привязанность какой степени — большей или меньшей — необходима в каждой ее части. Привязанность, сопровождаемая способностью различения: привязанность глаз, привязанность рук — они не должны быть равнозначны; уместная привязанность в соответствии с определенной системой. Привязанность должна быть разграничена: когда и насколько необходимо внимание — критерий таков. «Голова более важна, а ноги — менее». Таким образом, вы постепенно приобретете взвешенную, уместную привязанность к систематическому целому.

Вначале это нечто смутное — «масса влечения», — впоследствии же влечение будет систематизировано. Насколько глубокую связь вы установите с другой стороной — объектом вашей привязанности — систематическим образом, настолько вы сумеете познать (Его).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования