«Душа — частица сознания». Беседа Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа с учениками 1 марта 1981 года в Навадвипе, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.4 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Душа — частица сознания

(1 марта 1981 года, Навадвип, Индия) 

 

#00:00:00#

Ученик (Дхира Кришна Махарадж Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж) спрашивает: Живые существа нисходят на эту материальную платформу из брахмаджьоти. Но в то же время мы слышали, что каждое живое существо вечно связано с Кришной одной из пяти рас?

Шрила Шридхар Махарадж: Это потенциал. Анализируя сварупу... Из татастха-локи можно низойти, спуститься сюда (в материальный мир), поэтому также есть возможность и войти в то царство. Внутреннее… паричай… как это называется? Тождество?

Ученик: Да, тождество.

Шрила Шридхар Махарадж: Обрести свое внутреннее тождество. Вчера мы обсуждали с Тамалом Кришной Прабху (Махараджем) эту тему, этот вопрос затрагивался.

Брахма-лока — недеференцированная «масса» сознания, где присутствует как свет, так и тьма. Есть возможность выбора тьмы, этой стороны бытия — материального мира. Сторона света... Если проанализировать, то можно увидеть сварупу, которая подходит для определенного служения в измерении Голоки. Но эта сварупа фиксирована. Чья-то сварупа принадлежит измерению Вайкунтхи, другая — Голоки.

Также на Голоке присутствует пять рас. Если мы способны видеть глубинную природу, то можно распознать характеристики сварупы, природу сварупы, хотя источником является Брахма-лока. Это общий случай.

Затем существуют особые способности Кришны к трансформации. Способность трансформации крайне редка: изменение расы или группы. От одной группы существо может быть перемещено в другую группу. От сакхья-расы Шьямананда был трансформирован, перемещен в мадхура-расу. Но это случается крайне редко.

#00:03:06#

Ученик: Однажды вы сказали мне, Махарадж, что по утверждению Бхактивинода Тхакура истинная раса Шьямананды Прабху была мадхура.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, она не была распознана его первым Гуру. Первый Гуру не распознал ее. Конечно, конечно... Но также Бхактивинод Тхакур написал — возможно, в «Таттва-сутре» или где-то еще: «Кришна способен делать все, что угодно».

Ученик (Бхакти Чару Свами, если это он, бенгальский Махарадж): Его непостижимая потенция.

Шрила Шридхар Махарадж: Знатоки, эксперты способны определить сварупу, увидеть ее, распознать, отследить. Она — то, что внутри, то, что есть. Но воля Кришны — высшая. Он может даже прекратить существование дживы, хотя джива — нитья (вечная). Но это не слишком приятно для нас.

Ученик: Каково различие между сварупа-гатта и васту-гатта?

Ученик (Дхира Кришна Махарадж) спрашивает: «Каково различие между сварупа-сиддхи (или сварупа-гатта) и васту-сиддхи (васту-гатта)?»

Шрила Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи — внутренняя реализация, завершение внутренней реализации, окончательная стадия. А васту-сиддхи — как внутреннее, так и внешнее.

Ученик: Сварупа-сиддхи — человек не имеет ничего общего с материальной платформой? В сварупа-сиддхи присутствует некое звено, связь с материальной платформой, а в васту-сиддхи — нет?

#00:05:25#

Шрила Шридхар Махарадж: Он полностью вовлечен в другой мир, хотя находится на материальной платформе, связан с нею. Но в васту-сиддхи он полностью отстранен, изолирован от материальной платформы. Помещен туда.

Ученик: Сварупа-сиддхи... в силу связи с материей мирские желания посещают сознание?

Шрила Шридхар Махарадж: Их можно увидеть на «задней сцене», как бы на «задней сцене», как некую подоплеку в сварупа-сиддхи. Но в васту-сиддхи нет сознания материального мира. Даже материальное сознание также обращается в духовное сознание. Эта часть также обращается в духовное. При этом отсутствует видение материальной стороны бытия даже в качестве подоплеки или «заднего плана» или фона, как угодно.

Ученик: Кришна говорит: бхакти-йогена севате са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н [Бхагавад-гита, 14.26]. Если мы совершаем шраванам, киртанам, то этот процесс освобождает?

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик: Когда мы совершаем шраванам, киртанам, то этот процесс освобождает нас? Дает ли этот процесс нам освобождение?

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, освобождает!

Ученик: В таком случае...

#00:06:57#

Шрила Шридхар Махарадж: Не только освобождает. Освобождение происходит бессознательно, но личность вступает в обитель реального духовного служения. Шраванам, киртанам помогает нам войти, вступить в Реальность. А освобождение происходит автоматически при этом процессе, бессознательно, неведомым образом. Ты совершаешь прогресс в сторону позитивной стороны. И когда ты двигаешься в сторону позитивного, то неизбежно ты отдаляешься от негативной стороны. Освобождение подразумевает, означает избавиться от определенной идеи (имеются в виду идеалы эксплуатации, идеалы отречения). Это означает, что все становится частью сознания Кришны. Это не отход от неких реалий как таковых, но отход от идей эксплуатации и отречения. Преданность и все остальное становится частью сознания Кришны.

Ученик: А саюджья-мукти...

Шрила Шридхар Махарадж: Это не саюджья-мукти, но позитивная концепция освобождения.

Ученик: То есть во взаимоотношениях с Кришной...

Шрила Шридхар Махарадж: Да, с Кришной и с каршной — с Кришной и Его преданными — и то, и другое. Кришна-самбандхея — все связано с Кришной.

#00:08:32#

Ученик: Махарадж, скажем, духовный учитель лично пребывает в определенной расе с Кришной. А ученики, которых он принимает, также обязательно принадлежат к той же самой расе или ученики могут быть различных рас?

Шрила Шридхар Махарадж: Они могут быть различных рас. Учитель пришел в одной расе, но бхеда-абхеда (единство и различие), — для тех, кто в иной расе, учитель будет в иной расе. Хотя в то же время учитель в той же самой расе — ачинтья-бхеда-абхеда.

Ученик: Махарадж, если духовный учитель пребывает в мадхура-расе, а ученик в сакхья-расе, то как будут выглядеть их взаимоотношения, их взаимодействие?

Шрила Шридхар Махарадж: Если Гуру в мадхура-расе, а ученик в сакхья-расе, то трудностей нет. Но если ученик в мадхура-расе, а Гуру в сакхья-расе, тогда возникают трудности. Можно рассматривать это двояко. Это нечто не совсем простое, хитросплетение. Нароттам Тхакур говорит: «Когда Локанатх возьмет меня за руку и отведет меня к Рупе Госвами и даст мне связь с Рупой Госвами...» Мой Гуру оказал мне помощь до настоящего момента, но дальше, на следующем этапе помощь будет приниматься от другой личности, от другого джентльмена. Таким образом мы можем рассматривать это.

В «Джайва-дхарме» Виджай... Сначала Враджанатх и Виджай беседовали с Рагхунатхом Дасом Бабаджи. Враджанатх был удовлетворен, а Виджай отправился в Пури и там вновь получил шикшу в мадхура-расе от некого другого вайшнава. Может быть и так. Есть ли вопросы?

#00:11:54#

Ученик (Бхакти Чару Махарадж): Махарадж, однажды вы приводили такой пример: скажем, кто-то в мадхура-расе и принят кем-то, кто пребывает в сакхья-расе. И тогда лидер группы — той группы, к которой на самом деле он принадлежит, — скажем, Лалита Деви приходит к Субалу (лидеру группы в сакхья-расе) и говорит: «Я забираю эту личность из твоей группы в свою».

Шрила Шридхар Махарадж: Да, это написано в книге «Виласа» (кажется, как-то так она называется). Радхарани предложила Субалу: «Я хочу забрать одного из твоих последователей, взять его в Свою группу». «Да-да, — ответил Субал. — Я очень рад санкционировать это. Это хорошо и здорово! Он получит лучший шанс в Твоей группе». В случае с Шьяманандой Прабху так описано.

Ученик: Если живое существо в действительности пришло из брахмаджьоти, то это означает, что у него есть бесконечный счет (открытый счет), когда он возвращается в духовное небо. Он может быть помещен в любую расу по мере своего прогресса? Так ли это?

Шрила Шридхар Махарадж: Он может иметь возможность входа в любую расу, но по мере развития это будет распознано должным образом. Куда он пойдет, куда направится, его окончательная позиция будет утверждена в процессе развития, будет явлено, куда в конечном счете он будет помещен в служении. Согласно его внутренней пригодности или квалификации он будет помещен в соответствующее место. Внутренняя эволюция. По мере внутренней эволюции это может быть утверждено — пригодность, квалификация.

#00:14:48#

Ученик (судя по всему, это спрашивает Тамал Кришна Госвами): Махарадж, я не понимаю...

Ученик (пересказывает Бхакти Чару Свами): Когда эмбрион развивается в утробе...

Ученик (продолжает Тамал Кришна Махарадж): Мы понимаем, что это развитие от тонкого к грубому телу.

Шрила Шридхар Махарадж: Что мы понимаем?

Ученик: Во время этого развития эмбриона мы видим, что грубое тело принимает определенную форму, которая сначала не столь развита.

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик: Грубое тело развивается таким образом, что вначале невозможно... это нечто аморфное.

Шрила Шридхар Махарадж: Тонкое тело предполагает... Скажем, когда человек спит, где пребывает его тонкое тело? Тонкое тело на месте. Оно не растет во сне. Оно не уходит во сне. Говорится, что в течение семи месяцев (или около того) тонкое тело пробуждается. Пробуждение тонкого тела... на определенной стадии в состоянии сна.

#00:16:44#

Ученик: В процессе развития мы понимаем, что мы получаем следующую форму благодаря нашим мыслям или сознанию в момент смерти. Этим определяется наша будущая форма в следующем рождении.

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик (Тамал Кришна Госвами): Когда речь идет о человеческих существах, то в зависимости от того, каково их сознание на момент смерти, они обретают соответствующее следующее тело, в зависимости от желаний.

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Возможны многочисленные желания. Желания могут быть многочисленны. Побуждения, импульсы определяют шансы следующего рождения. Они многочисленны.

Ученик (Бхакти Чару Свами): В процессе развития следующего тела это тонкое тело следит за этим развитием грубого тела или оно непосредственно... приходит Параматма?

Шрила Шридхар Махарадж: Параматма — это Параматма. Тонкое тело — это часть тонкого мира. Грубое тело по мере своего развития... Тонкое тело проявлено, проявляется по мере развития грубого тела. Я не знаю, ясно это или нет? Сначала машина должна быть полностью собрана, затем она сможет работать. И двигатель есть, но дефект в машине. Есть двигатель, но машина не работает, потому что она еще не собрана, не все на месте. С машиной все в порядке, но...

#00:19:05#

Ученик (Тамал Кришна Госвами): А как же машина развивается?

Шрила Шридхар Махарадж: До тех пор пока тело не полностью собрано, пока оно не выражено полностью, не проявлено полностью, оно собирается.

Ученик: То есть тело развивается...

Шрила Шридхар Махарадж: Что-что? Это не вопрос, как тело развивается. Можно продолжить вышеприведенную аналогию: атма и сукшма-деха (тонкое тело). Концепция атмы выше, чем концепция тонкого тела (тонкоматериального тела). Атма есть, а в зависимости от тонкого тела и грубого тела... Атма действует в этом бренном мире через грубое и тонкое тела.

Ученик: Махарадж, но атма... В утробе атма спит, а как же тело развивается? Что развивает тело? Какая природа? Пракрити?

Шрила Шридхар Махарадж: Пракрити... без связи с атмой пракрити не может развиваться.

Ученик: То есть через мать...

Шрила Шридхар Махарадж: Душа — это некая пассивная связь. Какая-то связь с душой есть. В противном случае, если нет связи с душой, то это просто тьма. Только атма есть свет, а любое проявление чего бы то ни было предполагает атму. Любое утверждение, утверждение любой реалии предполагает существование, присутствие атмы.

Ученик: Детали внутреннего развития... Мне кажется, что... [очень невнятно] Когда речь идет об эмбрионе, это нечто вроде пустого листа, а затем... Он сам не знает, что хочет сказать, и куда он вообще пришел, и зачем?

#00:21:36#

Шрила Шридхар Махарадж: Существуют различные типы форм жизни. Процессы могут быть разными, но это не имеет значения. Но в целом, какие именно индивидуальные особенности... Атма — душа. Без души ничто не может быть утверждено или проявиться в бытии. Атма...

Ученик: Даядхар Прабху спрашивает...

Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны понять, что все является идеей, концепцией, представлением. За пределами этого мы не можем ничего знать. Это невозможно. Концепция атмы предполагает существование или бытие любого типа, даже тьму. Если атмы нет, то нет ничего. Концепция — это самый корень того, как мы можем утвердить существование чего бы то ни было, любой реалии. Атма самоочевидна. Атму следует принимать в начале бытия, в корне существования пребывает она. Мы можем отследить различные виды существования. В противном случае это невозможно. Сознание мы должны признать первым, как первичный принцип. Что бы вы ни сказали — это своего рода сознание. Что бы вы ни сказали — это идея. Даже тьма — это идея. Определенная концепция, представление. И эта идея предполагает существование сознания. Сомневающийся должен существовать, согласно Декарту. Я сомневаюсь, но кто сомневается? Тот, кто существует. Первый принцип самоочевиден. Это самоочевидный принцип — мы принимаем атму. В противном случае ничего невозможно объяснить. Если меня нет, то как я могу утверждать что бы то ни было — то или другое? Поэтому первое, на первом месте должна стоять атма, а затем уже можно спекулировать о чем угодно.

#00:24:18#

Ученик: Атма — источник энергии?

Шрила Шридхар Махарадж: Атма означает сознание в общем смысле. Атма означает сознание в этом случае. Не дживатма или Параматма. Затем мы, когда речь идет о более глубоких уровнях мышления, мы можем думать, Параматма (Бог) существует в начале, а затем... То есть сначала сознание высшего типа, а затем уже все остальные виды сознания. Это самое очевидное. Затем другие вещи или реалии активируются благодаря этому первому принципу. Без души никакая функция, ничто невозможно!

Ученик: Но сознание. Сознание проникает в многие формы, начиная от одноклеточных существ (бактерий) до человека.

Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Ученик (Бхакти Чару Свами пересказывает на бенгали).

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в разных телах. Да-да, пронизывает, естественно. Даже в дереве и камне присутствует атма. Сознание, дух повсюду. Дело в следующем: тонкая материя помогает развитию грубой материи.

Ученик: Да-да.

Шрила Шридхар Махарадж: Понимаешь? Когда мы хотим схватить преступника, поймать бандита, то мы делаем это с помощью другого бандита. Нечто в этом роде. Материя, тонкая материя... С помощью тонкой материи развивается грубая материя. Поскольку тонкая материя становится уполномоченной свыше направлять развитие грубой материи. Но тонкая материя не есть первопринцип.

#00:26:22#

Ученик: Тонкое тело определяет детали развития?

Шрила Шридхар Махарадж: Понимаешь, компьютер... Можно сказать, что компьютер независим с одной стороны. У него внутри происходят свои процессы, но все равно у компьютера есть тот, кто на нем работает. Компьютер не есть совершенный центр. Но есть некий более высокий центр, который управляет развитием, существованием и прочим всех остальных центров. Этот процесс многоступенчатый: многочисленные центры, многочисленные стадии. Но высший... В конечном счете мы должны иметь дело с высшим началом или с высшим центром.

Ученик: Махарадж, субъективная эволюция.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, субъективное взаимоотношение — не объективное. Субъективная эволюция. Это вайчитра — многообразие, результат субъективной эволюции. От тонкого к грубому — таким образом.

Цвет происходит из глаза скорее. Цвет содержится в глазе. Вовсе не так, что цвет содержится в реалии. Солнце, глаз и цвет. Эфир, ухо и звук. Различные ветви от одного общего явления, центрального. От субъективного, от тонкого все приходит к грубому.

Ученик: То есть тонкое тело активно по-разному в...

#00:28:48#

Шрила Шридхар Махарадж: Нас заботит принцип. Нас интересует сам принцип. Не частности, не специфика, не конкретика. Эту конкретику следует предоставить так называемым ученым.

Ученик: Махарадж, все направляется гипнотизером, как вы говорили. Материя контролируется. Речь идет о том, кто что контролирует? Речь идет о полномочиях, делегации, делегировании силы.

Шрила Шридхар Махарадж: Господь говорит в Гите: «Я наделяю материальную природу силой, потенцией». Творит она, но санкция Его. Санкция всегда есть. Без Его воли и травинка не шелохнется. Но эта делегированная сила присутствует, проявляется по-разному, связь не прямая. Скажем, преступника собираются повесить. Кто причина? Бог — причина. Он — причина всего, но все же Он — не прямая причина того, что кого-то вздернут на виселице. Реальная причина — это человек, который совершил убийство, и поэтому его собираются повесить. Его действие — это реальная причина. Но если бы не было правительства, то его бы и не повесили. Он ответственен за свою смерть на виселице, потому что он совершил убийство, это главная причина. А другая причина — это правительство, которое следит за законностью. Многочисленные причины существуют: прямые и косвенные. Прямой и косвенный прогресс. Столь много всего в природе.

#00:30:54#

Ученик: А его собственная карма?

Шрила Шридхар Махарадж: Его собственная карма... В этой юрисдикции его собственная карма — реальная, доминирующая причина, но есть также и другие причины. Если рассмотреть, что стоит, что является подоплекой определенного события, то, говорит Гита, это пять явлений. Пять явлений следует принимать в расчет в качестве... когда речь идет о причине и следствии. Прямая и косвенная причины. Пренебрежение нами Высшим Авторитетом... То, что мы пренебрегли Высшим Авторитетом, привело нас сюда. Это первопричина всех остальных событий. Ты понимаешь, нет?

Ученик: Да. А пренебрежение?

Шрила Шридхар Махарадж: Пренебрежение — неповиновение. Неповиновение Высшему Авторитету — это первопричина. Затем все это отбросило меня на определенное расстояние. Я пленен средой, влияниями среды и различными причинами, возникающими в этой среде. Таким образом. Я ушел далеко, отошел далеко от центра, и многое окружает меня теперь. И их вклад — суть многочисленных причин того, что со мной происходит. Эта причина, та причина, другая причина. Но истинная причина... Истинную причину следует отследить до самого начала цепочки.

#00:33:01#

Как я оказался здесь? Сначала я стал Брахмой, потом моя карма привела меня в форму зверя — скажем, тигра. И я обусловлен тигриным менталитетом, и я живу в нем. Или я становлюсь деревом. Подобное впечатление окружает меня. Я стал деревом или насекомым, или кем угодно. И я пожинаю плоды, реакции. Это сложные случаи. Однако нет конца этому разнообразию, и нет конца анализу. Но нас интересует главное. Есть разные законы, есть разные среды, разные причины. Я могу быть помещен во многих местах. Но нет никакого блага от того, чтобы анализировать, бесконечно анализировать в деталях каждый отдельно взятый атом. Нас интересует принцип, суть, трансформация, как материальная концепция происходит, как материя происходит из чистого сознания. Таков твой вопрос?

Материя не есть независимое явление, независимое от духа. Но когда мы в Брахма-локе — в маргинальной, пограничной, срединной потенции, — в этой среде или сфере есть бесчисленные точки, точки лучей Брахма-локи, брахмаджьоти (сияния). Многочисленные электроны или атомы (назовите это как угодно) — частицы сознания.

#00:35:27#

Сознание подразумевает начало, наделенное свободой воли. Без свободной воли или свободы воли невозможно помыслить сознание. Сознание подразумевает свободу воли. Точка сознания подразумевает очень уязвимое, ограниченное явление. Но эта точка света или точка луча наделена свободой воли. И эта точка есть личность, которая свободна, вольна выбирать ту сторону или эту сторону. Одни выбирают ту сторону, другие эту сторону, находясь в состоянии пограничной сферы. Свобода выбора стоит за первым действием или первым шагом, приводящим на эту сторону бытия. Свобода выбора. Эта свобода есть врожденное явление. Это естество, природа живого существа, но в результате мы видим: одни живые существа пользуются своим шансом и приходят на эту сторону, другие — на ту сторону. Одни принимают покорность, другие хотят... доминировать?

Ученик: Да, доминировать.

Шрила Шридхар Махарадж: И в целом те, кто питает представление о доминировании, о господстве, входят в измерение эксплуатации. И впоследствии эксплуатация проецируется на свободу воли живого существа. Отсюда происходит все разнообразие и все развитие материального мира. Но точка отсчета такова, как было описано выше. Частица сознания есть, а что есть материальное? Материальное подразумевает нечто возникающее в результате тенденции эксплуатации. Таков процесс развития. В результате живое существо становится порабощенным. И в этом процессе возникает великое разнообразие. Сначала это нечто очень тонкое, но результат очень грубый и наглядный. Я ясно выражаюсь? Что вы думаете?

#00:38:00#

Ученик: Свободная воля.

Шрила Шридхар Махарадж: Точка отсчета — это свободная воля. Поскольку свободная воля уязвима... Эта свободная воля ану — атомарное сознание и очень малое. Все малое. Все, чем наделено живое существо, очень крошечное, поэтому уязвимо, существует возможность совершения ошибки. Поэтому первый выбор живого существа — доминировать, и постепенно оно вступило в мир доминирования, и все остальное в его будущем — это результат его прошлых действий. Девата гандхарва кинара. Различные ранги, классы — такое деление. И затем дерево, камень и все что угодно. Водные формы жизни или газообразные тела, и так далее и тому подобное. Развитие... подобное развитие мы видим в этом материальном мире.

Ученик: То есть биологическое развитие?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, развитие! Но с точкой отсчета... Точка отсчета, то, с чего, все началось — это свобода воли, свободный выбор души. И уже из этого развились все эти реалии: ум, тело и все остальное. Индивидуально или коллективно. Все основано, все зависит от опыта. Подобно сну. Субъективная эволюция подобна опыту сна. Во сне так же: из тонкого тела проявились многие явления, воспринимаются в тонком теле, порождаемы или присутствуют в тонком теле, поэтому, в конечном счете, если мы сумеем проследить цепочку, то увидим, что все происходит из центра и того, что вокруг него, из центра и его окружения. Но источник, первопричина в субъекте. Если устранить субъект — первопричину, тогда ничего не остается.

#00:41:11#

Ученик: Я хочу спросить. Мы видим, что Кришна приходит во многих воплощениях...

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Ученик: ...как Господь Нарасимхадев, как Рамачандра, Вараха. Каждое из этих воплощений... Имеет ли каждое из них свою собственную планету в духовном мире? Подобно тому, как, скажем, кто-то преданный...

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик: ...кто-то преданный (бхакта) Шри Рамачандры.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, Шри Рамачандры.

Ученик: Существует ли лока (планета) Шри Рамачандры в измерении Вайкунтхи?

Шрила Шридхар Махарадж: Планета? Что ты имеешь в виду?

Ученик: Лока.

Шрила Шридхар Махарадж: А-а, лока или дхама. У них есть собственная дхама или место на Вайкунтхе. Это нитья. Это место имеет вечную природу. И в избранной группе они присутствуют там как часть Вайкунтхи.

Ученик: Сита, Лакшман...

#00:42:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Да-да, все они вечны. Они присутствуют там. И также в брахманде мы находим... в некоторых брахмандах (в некоторых вселенных) они приходят (или являются). Но изначально Вайкунтха... Изначальная группа присутствует там. И она распространяется в различные части брахманд. Это нитья — вечное явление, вечно сущее и безграничное. Вечно сущий и безграничный мир, никогда не умирающий. Никогда не умирающий, никогда не погибающий, вечный, лила. Лила означает вечность. Такого рода преданность, такого рода преданный и такого рода владыки всегда существуют. Все суть нитья — вечные. Прахлада также вечен. Эта лила, которая однажды была продемонстрирована здесь, происходит в других частях, в других брахмандах. И изначально она присутствует в измерениях Вайкунтхи.

Ученик: Нрисимхадев?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, Нрисимхадев.

Ученик: В той же самой форме, в том же самом образе?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в том же самом образе. Каждая лила имеет циклический характер и движется по кругу. Хираньякашипу сначала погибает, потом Брахма говорит ему, исполняет его желание, он вновь появляется на свет, становится могущественным. Цикл, круг.

Ученик: А Хираньякашипу присутствует в каждой брахманде? Но Хираньякашипу присутствует и в измерении Вайкунтхи?

Шрила Шридхар Махарадж: Да-да, в измерении Вайкунтхи также. Джай и Виджай.

#00:44:43#

Ученик: Но в лиле Нрисимхадева здесь мы видим, что он уничтожает демонов. Неужели подобные демоны присутствуют на Вайкунтхе?

Шрила Шридхар Махарадж: Подобно тому как здесь мы видим Господа, скажем, изображение или арча, то есть Божество (мурти). Аналогичным образом мирской аспект или материальный аспект явлен в измерении Вайкунтхи посредством картин или отображен в какой-то... каким-то пассивным образом, как скульптура или картина.

Ученик: Не могли бы вы... Я не понимаю.

Шрила Шридхар Махарадж: Мирской аспект, материальный аспект, лила, то, что... подобно тому, как в прапанче, то есть в земных играх (на Земле) мы видим Кришну в изображении, в Божестве. Прямо противоположное явление присутствует в четане, то есть в сознании, в мире духа, в мире сознания. Там джада (материя) представлена пассивным образом как скульптура или картина. Это возможно. Лишь пассивным образом, не активно. Лишь для того, чтобы создать подоплеку или задний фон для этой лилы. Это не более чем пассивная репрезентация материи. Материальные реалии представлены в лиле сознания пассивным образом, словно картина. Словно картина, подобно тому, как духовные реалии приносятся сюда в виде картины и так далее. Чхая — тени.

Черный и темный, черный цвет представляет тьму, а белый цвет представляет свет. Майя представлена там в качестве картины, пассивно. Пассивная майя, не активная. Майя присутствует там, но она не активна на Вайкунтхе.

Ученик: Маха-майя?

Шрила Шридхар Махарадж: Как чхая, как тень.

#00:47:49#

Ученик: А в измерении Голоки демоны не атакуют Кришну?

Шрила Шридхар Махарадж: Демоны подобны тени. По сути демонов как таковых нет. Но они представлены в Кришна-лиле в виде картины или изображения, пассивным образом. Они представлены там, на Голоке, как тень.

Ученик: Махарадж, Дхира Кришна Махарадж спрашивает.

Ученик (Дхира Кришна Махарадж): Господь Нрисимхадев имеет форму получеловека-полульва. Но также Господь Нрисимхадев имеет четырехрукую форму — на Вайкунтха-локе Он чатурбхуджа (четырехрукий). Он в форме получеловека-полульва и в четырехрукой форме на одной планете?

Шрила Шридхар Махарадж: Господь Нрисимхадев имеет четыре руки и полулев.

#00:49:25#

Ученик: Но есть еще форма Вишну?

Шрила Шридхар Махарадж: Такой же случай, как в случае с Курмой, Варахой и так далее. Каждый проходит через подобные стадии. То, что было явлено этому миру, эти реалии будут повторяться вновь и вновь. И повторяются. Это также процесс... Это общее явление, явление общего порядка. Определенные обстоятельства возникают, приходят подобно лекарству и болезни. Есть болезнь и есть лекарство. Если болезнь вечна, то и лекарство также вечно. Подобное происходит множество раз. Нарасимха приходит вновь и вновь, чтобы облегчить страдания Своих преданных. Это вечное явление, имеющее вечную позицию, вечное положение в измерении Вайкунтхи.

Разнообразие безграничного характера. Свободные игры происходят в разное время разной природы. В чем трудность для понимания? В чем затруднение? Если Нрисимхадев вечен, тогда что здесь непонятного?

Ученик: Махарадж, Дхира Кришна Махарадж хочет по сути знать... Существуют двадцать четыре экспансии Нараяны. Одна из них — это Нрисимха. Как эта экспансия Нараяны, носящая имя Нрисимхи, имеющая четыре руки, связана с Нрисимхой — получеловеком-полульвом? Изначальный Нрисимхадев имеет другую форму? Этот Нрисимхадев там, и Он нисшел сюда?

#00:52:02#

Шрила Шридхар Махарадж: В шастре не упомянуто, что тот Нрисимха был другого типа, подобно Нараяне. Нет, об этом не говорится. То есть тот, другой Нрисимха также получеловек-полулев.

Вайкунтха свободна от связи с материей, но как материальная связь... каким образом связь с материальной реалией может быть принесена в измерение Вайкунтхи? Как это возможно? Низшая часть Вайкунтхи, возможность этих вещей (связь с бренным миром)...

Скажем, английский чиновник приезжает в Индию, и он совершает какие-то славные деяния и фотографирует прием, сцену приема, который ему оказали, затем вешает эту фотографию у себя в Лондоне на стену — фото, на котором изображено, как его принимали в Индии. Это до известной степени правда. До известной степени или частично, поскольку это фото не есть реальное событие. Событие произошло там, но отображено здесь. Однако эти вещи не прекращаются, поэтому они нитья.

#00:54:10#

Ученик: Как картина?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, как картина, не как реальный акт убийства. Эта часть (мирская часть, материальная часть) там как картина, но не сам акт убийства.

Ученик: То есть убийства как такового нет?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Имеется в виду, та сторона (материальная сторона) не активна там, но связь есть. Связь поддерживается с материальной стороной, хорошее с плохим, сознание с не-сознанием. Эту связь мы не можем отрицать. В любом случае она должна быть поддерживаема. Когда могущественный приходит сюда, то он могущественен, а когда... Скажем так, то начало, которое могущественное здесь, приходя туда, оно становится бессильным. Подобно деревянной кукле, эта материальная сторона представлена там, нечто неживое. Материальные реалии не могут быть представлены там в качестве живых, но лишь ссылка присутствует. Но самих материальных реалий нет.

Ученик: Кришна-лила здесь на Земле. У гопи, которые любили Кришну, были мужья, но на Голоке у них нет мужей, но то же самое настроение.

Шрила Шридхар Махарадж: На Голоке опять же мужья представлены как картины, а иначе бы паракия была невозможна.

Ученик: Но мужей как таковых нет?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Вопросов нет?

Ученик: Нет.

#00:56:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Лишь как тень. Они есть как тень. Чтобы создать панику в умах гопи, для того, чтобы интенсивность любви (милана)... В мадхура-расе мы имеем полноту связи. Для того чтобы усилить это явление, оно должно быть, буквально говоря, продвигаемо таким образом, чтобы эта встреча или соединение, или любовь была очень редкой и рискованной. Поэтому возникает необходимость... отсюда необходимость в картине или некой теневой фигуры в сердцах гопи: «О, у меня есть муж!» И все эти вещи создаются в уме, и делают это явление более вкусным. Милана — встреча, соединение.

Ученик: Это как память?

Шрила Шридхар Махарадж: Память, возбуждение — в таком духе. Такого рода сознание необходимо, чтобы придать этому явлению характер паракии, черту паракии. Паракия же необходима, чтобы сделать это явление, встречу, любовь, соединение редкими и драгоценными. Когда речь идет о любви Кришны, это явление ставится на пьедестал. Ему дается высокая оценка.

#00:57:47#

Ученик: В «Шримад-Бхагаватам» присутствует описание многих игр, включая...

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик: Есть многие игры (лилы), связанные с Индрой.

Шрила Шридхар Махарадж: С Индрой?

Ученик: Да. И он много раз... Ему выпадает благая удача общения даже с самим Вишну. Мы находим в Кришна-лиле, что он совершает многочисленные ошибки. Временами он не уважает своего Гуру. Почему же он не учится, если он постоянно встречается с Вишну? Он столь возвышенная личность — царь богов, почему же он постоянно совершает ошибки? Как это возможно? Он должен быть чистым преданным. У него так много общения с Кришной, с великими душами, почему же он постоянно совершает ошибки?

Шрила Шридхар Махарадж: Можно рассмотреть это с двух точек зрения. Во-первых, по сравнению с безграничным ограниченный интеллект или способность — ничто. Это первый момент. Второй момент: высшее положение Кришны таково, что Он способен делать все, что угодно. Эти два момента. Он может, чтобы способствовать Своей лиле, преследуя Свои собственные цели в Своих играх, может управлять средой, управлять окружающими реалиями так, как Ему хочется. Это первое понимание.

#00:59:57#

Второе понимание — интеллектуальное. Когда речь идет о безграничном, то у ограниченного существа нет положения — оно нигде. Нет положения, когда речь идет о соприкосновении ограниченного с безграничным. Это сагуна-лила, не ниргуна. Индра, Брахма — они считаются принадлежащими к сагуне, то есть майическому миру, майическому знанию, к майе. Они пребывают в области заблуждения, в области ложных представлений. Подоплека — ложное понимание. Незначительная ошибка или большая ошибка — все это ошибка. Все это ошибочное представление, поэтому нет особой разницы между незначительной и большой ошибкой, поскольку и то, и другое едино.

Брахма был много раз искушаем. Даже Махадева был много раз искушаем. Только в измерении ниргуна Харидас Тхакур был спасен от соблазна, но Брахма был искушен, соблазнен. Однако Харидас Тхакур не может быть искушен, соблазнен, поскольку это соответственно сагуна и ниргуна. Сагуна — это измерение заблуждения. Большое заблуждение или малое — в любом случае ни на что нельзя полагаться. Любая ошибка может быть совершена любым, кто занимает любое положение в области ошибок.

Ученик: Но Харидас Тхакур — как же он не был соблазнен?

Шрила Шридхар Махарадж: Он — ниргуна.

Ученик: А что это означает, что он ниргуна?

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Ученик: Я не понимаю.

#01:01:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Ниргуна означает «эксклюзивным образом он предан Кришне», ананья-бхакти. А Брахма, пребывающий в сфере сагуна, вынужден возвращаться в этот порочный круг: вверх-вниз, вверх-вниз. От микроба до Брахмы. Зенит... Брахма стоит на вершине лестницы, но в любой момент он может скатиться до положения микроба, до последней ступени.

Ученик: А в Кришна-лиле, когда Брахма видит свою глупость и возносит молитвы Кришне...

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в Кришна-лиле показано, что Брахма совершает ошибки. И в Двараке он совершает ошибки. Как это возможно? Во-первых, это показывает величие безграничного, безграничную способность. Безграничный кукловод, все куклы в руках Господа, Он только дергает за веревочки. Во-вторых, что большое, что малое — все это ненадежно в этом майическом мире. Одну и ту же ошибку живое существо может совершать тысячу раз в майическом мире, но в измерении ниргуна подобное явление невозможно по определению. Если где-то и присутствует подобная ошибка или заблуждение в духовном мире, в сфере ниргуны, то это прямое вмешательство Кришны.

Ученик: Иногда говорится, что Брахма приходил в образе Харидаса Тхакура с тем, чтобы достичь позиции чит, чистой бхакти. Но как мы переходим от платформы совершения ошибок, когда мы обусловлены майей?

Шрила Шридхар Махарадж: Существует множество примеров такого рода. Кришна и Баларама суть Кеша-аватара, гопи суть проститутки рая (небес), многочисленные пуранические версии. Кришна и Баларама суть Кеша-аватара, гопи — небесные куртизанки. С Брахмой тот же самый случай. Брахма был частью Харидаса Тхакура. Он слился с Харидасом, был частью Харидаса... Точно так же, как Кеша-аватар явился и вошел в Кришну и Балараму, а Кришна и Баларама — Сваям Бхагаван, Сваям Пракаш. Первый и второй. Так нам это показали махаджаны и шастры. Низшее, низшая функция... Когда приезжает, скажем, глава правительства, то функция мэра аннулируется на это время, поскольку глава правительства включает в себя мэра. Нечто в этом роде.

#01:05:15#

Ученик: Непостижимо (кто-то говорит на заднем плане).

Шрила Шридхар Махарадж: Да, так оно и есть. Не все это способны оценить по достоинству. Очень тонкие реалии обсуждаются.

Ученик: У меня есть еще один вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж: Да?

Ученик: Относительно деватов (богов).

Шрила Шридхар Махарадж: Да?

Ученик: Боги, говорится, — преданные Вишну. Они преданны, они деваты.

Шрила Шридхар Махарадж: Преданные не означает пака, то есть полноценные или стабильные преданные, устойчивые преданные. Но некоторая степень покорности присутствует в них.

Ученик: Это карма-мишра-бхакти в их случаях?

Шрила Шридхар Махарадж: Может быть. Лишь покорность Вишну. Асуры верят в моральные законы, а боги обладают некоторой верой в Вишну. Асуры верят только в мораль. Кришна-бхакта, ананья-бхакта — безраздельные исключительные преданные. Это явление стоящее особняком, совершенно иное явление. Очень важное явление. Следующее — чтобы понять это, чтобы различить их, необходимо провести различие между сагуной и ниргуной. Высочайшее достижение в измерении сагуна — капелька, частица в ниргуне, в вечном мире или в вечном потоке. Сагуна и ниргуна прямо противоположны. Девы — в рамках сагуны. Вершина сагуны привлекает нас, но это ничто. Сегодня ты Брахма, а завтра ты москит или червяк.

#01:07:36#

Как говорится в «Бхагаватам»? «Человек не желает страданий, но страдания приходят к нему сами собой. Удовольствия также приходят сами собой». Нет необходимости стремиться к удовольствиям. Они приходят автоматически так же, как и страдания. Поток нашей кармы, нашей деятельности запланирован таким образом, что страдания и удовольствия чередуются. Поэтому развитие в иллюзорном мире не следует считать представляющим хоть какую бы то ни было ценность. Не стоит и копейки. Никакой ценности оно не представляет в сагуна мире. Высочайшее положение в сагуна мире лишено всякой ценности, подобно сну, сновидению.

Но если речь идет о ниргуна измерении, об измерении Кришна-лилы, где присутствует самодержавный абсолютный поток, который включает в себя все, объемлет собой все, — и никакая сила не может сдержать или приостановить его течение, — то это явление обладает вечной ценностью — ниргуна. Человек в измерении ниргуна может рассматриваться как преступник с точки зрения сагуна-лилы, но это не имеет ни малейшего значения. Апи чет су-дура̄ча̄ро бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к [Бхагавад-гита, 9.30]. Прогресс в сагуна (искаженном мире, мире заблуждения) не есть прогресс. Тот, кто принимает участие в ниргуна-лиле, того никогда невозможно осуждать. Это сама реальность. Речь идет о самой реальности. Это общий, универсальный и изначальный поток лилы. И этот поток никогда не может быть приостановлен, ему никогда невозможно бросить вызов.

#01:10:45#

Эта лила происходит, мы так или иначе должны войти туда, принять участие в этом потоке, мы должны открыть этот поток и связаться с ним. Он неуязвим, он непреодолим, непобедим и жизнетворен в высочайшей степени. Это Кришна-лила — источник жизни и пищи. Так или иначе, каким-либо образом мы благодаря писаниям и садху, и сукрити разных типов... Сукрити сознательное и бессознательное, затем шраддха, затем садху-санга. Тогда мы устанавливаем связь с этим скрытым подспудным потоком, неуязвимым измерением. Этот поток или это нечто сладчайшее из всего самого сладкого — мадхура-мадхурам. Так или иначе мы должны установить связь с ним. Хорошее и плохое. ‘Дваите’ бхадра̄бхадра-джн̃а̄на, саба манодхарма [«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.176]. А в действительности сеи гран. Мы — порождение ума. Это все измышления ума — хорошее и плохое, категории этого мира. Поэтому если сравнивать сагуну и ниргуну, то эти попытки сравнения практически нелепы и смехотворны. Тем не менее, мы не можем избежать сагуна мира полностью. Но мир, о котором идет речь для нас, совершенно отличен. Ниргуна совершенно отличен от сагуны.

#01:12:37#

Ученик: Существует множество Брахм и вселенных. А может ли быть Брахма чистейшим преданным?

Шрила Шридхар Махарадж: Когда он преданный, то это другой вопрос.

Ученик: Скажем, Дхрува в «Бхагаватам» описывается, кланяется...

Шрила Шридхар Махарадж: Статус Брахмы отличается. Звание — это банкноты, оттиск гинеи. А человек — это золото, которое подтверждает ценность этой банкноты. Пост Брахмы — это одно, а индивидуальное живое существо, которое его занимает, — это другое. Брахма — это ранг, это функция. Преданный случайно также может быть назначен на этот пост. Когда подходящее живое существо недоступно, тогда Господь сам начинает играть эту функцию — творца материального мира, Брахмы.

Ученик: Тогда, если Брахма — наш Гурудев...

Шрила Шридхар Махарадж: Этого Брахму не следует рассматривать как того, кто... Поэтому Мадхвачарья вырезал эти две главы из «Бхагаватам», в которых описано заблуждение Брахмы. И логика его была такой: «Как наш Гурудев мог впасть в заблуждение и не понять Кришну?» Но Махапрабху не делал этого, не вырезал из «Бхагаватам» эти разделы, описания. Кришна — Верховный, Ему невозможно бросить вызов. Если Он захочет, то Он может поступать таким образом с тем, чтобы предостеречь нас, чтобы мы были осторожны, осознавая, что даже для того, кто занимает положение Брахмы, возможно заблуждение. Чтобы предостеречь нас. На какое-то время Он может сделать меня пригодным, а потом может вновь уйти.

Ученик (Бхакти Чару Махарадж): (неразборчиво).

#01:15:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Со столь великой нежностью он обрел подобную веру в собственного Гуру. Он обрел его благословение, и мы должны донести это. «Вдохновленный своим Гурудевом, я отправлюсь по городам и весям и буду нести это послание». Этому была дана высокая оценка. Но это делать следует искренне. Мы станем проверять себя. Искренность, качества ученика, квалификация ученика.

Ученик: Ачарья-абхиман.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, ачарья-абхиман. И татастха-вичар. Акинчан Махарадж был здесь, когда этот джентльмен задал вопрос Свами Махараджу, сказав: «Вы проповедуете столь широко, пышно, великолепно, роскошно. А что делают другие?» На это Свами Махарадж ответил: «Они просто...»

Ученик (кто-то добавляет): «Спят, едят и бьют в колокола».

Шрила Шридхар Махарадж: Духовные братья пришли, когда до них дошло это замечание Свами Махараджа, явились ко мне с жалобами. Я ответил на них, что Свами Махарадж совершает столь грандиозный киртан, что «если в его киртане вам будет отведена всего лишь навсего роль звонарей, то это будет вашей высочайшей удачей».

Ученик: Мы с вашего позволения сейчас с вами попрощаемся до следующего раза.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Ученик: Джая Ом Вишнупад Паривраджакачарья Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипция: Кундалатика Деви Даси
Редактор: Традиш дас


← «Соприкосновение с высшим миром». Лекция Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. 1 июня 2012 года. Оренбург ·• Архив новостей •· «Душа-джива». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования