«Суть и форма. Абсолютное и относительное». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 3 октября 1987 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 17




Те, кто пытается понять, даже могут не понимать, о ком и о чем идет речь, но они также удачливы. Что есть высочайшая концепция Абсолюта? Сладость. Не знание, не сила. Это те явления, которые нас очаровывают, привлекают. Прежде всего мы ищем силу, во-вторых — знание. Или мистическую силу. Силу и знание. Даже они незначительны на фоне сладости.

Сладость — предмет нашей внутренней потребности. Если жажда сладости не удовлетворена, ни о каком удовлетворении не может быть и речи. Когда «черный ящик» эго в нас, «ящик» отдельного интереса разрушается целиком и полностью, то из него прорывается наружу естественный поток, и душа познает родную почву, землю отчизны, родную землю. Когда все сомнения улетучиваются, знание уходит, и всем стремлениям «делать» что-то (совершать карму) также приходит конец. И естественный поток сладости устремляется наружу. И это — Вриндаван. Живое существо узнает родную почву, землю Вриндавана, а Навадвипа более велика, поскольку это Вриндаван, который раздает себя падшим душам.


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Суть и форма. Абсолютное и относительное

(3 октября 1987 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Реплики на бенгали.]

#00:01:16#

Шрила Шридхар Махарадж: [Бхакти] Судхир Госвами [Махарадж] там проповедует так же. Нет?

Преданный: Нет, мы не видели его. Я встречался с Джанарданом Махараджем. Он пришел в наш матх, и он посещал Бхакти Судхира Госвами Махараджа в матхе последнего, в Сан-Хосе. Джанардан Махарадж отправился в Мексику.

#00:01:51#

Шрила Шридхар Махарадж: ...в ее [организации] нынешнем состоянии. Светила этого общества уходят из организации и падают. Я несчастен. Внутренне я несчастен, видя состояние Бхагавана Махараджа, видя, как Рамешвар Махарадж, Бхагаван Махарадж, светила падают. Мы столь горды Свами Махараджем [Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами]. Он совершил чудо. Милостью нашего Гуру Махараджа [Шрилы Сарасвати Тхакура]. Но по прошествии десяти лет состояние общества Свами Махараджа разбивает сердце. По крайней мере, мое сердце. Я испытывал столь великую гордость за те удивительные, выдающиеся деяния, которые Свами Махарадж совершил, однако при своей жизни я был вынужден пережить столь печальный опыт. То будет великий шок не только для ИСККОН, но для [всей] проповеднической миссии на Западе, проповеди, культа, религии Шри Чайтаньи. То будет регресс, отступление назад.

#00:03:29#

Преданный: Только вы можете помочь им, Махарадж. Вы это делаете.

Шрила Шридхар Махарадж: В сердце своем я пытаюсь это делать. Я говорил о том, что я испытываю к ним сочувствие, я не их враг. Я с самого начала заявил, что то, чем я занимаюсь, — это нечто вроде работы по облегчению страданий других. Но что поделать? Это очень, очень прискорбно.

#00:04:01#

Преданный: Но многие узнают сейчас о том, что вы великий друг Свами Махараджа, великий друг всех и каждого, друг всего мира. Например, Джанардан Махарадж пришел.

#00:04:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Иначе быть не может. Тот, кто обладает верой и любовью к Махапрабху и к нашему Гуру Махараджу, питают веру в него и любовь к нему, они не могут не чувствовать гордость за проповедь Свами Махараджа во всем мире. И они не могут не испытывать боли из-за тех прискорбных событий, которые происходят. Мы испытываем великую гордость.

#00:04:55#

Они могут заблуждаться на мой счет. Но я не в силах впасть в заблуждение по отношению к ним настолько легко. Так или иначе, они помогают держать флаг Махапрабху, нашего Гуру Махараджа. Свами Махарадж означает это. Свами Махарадж означает: наш Гуру Махарадж и Махапрабху, и Нитьянанда. Тот, кто способен «читать», интерпретировать глубоко, те видят таким вышеописанным образом.

#00:05:33#

Однако они падают, как было сказано выше. Искренние вайшнавы и даже искренние индийцы, они испытывали гордость, особенно люди, которые питают веру во вриндаван-лилу, в кришна-лилу. «Шримад-Бхагаватам», в котором содержится суть всей ведийской истины, я даже дал такое объяснение — веда-мата, мать Веда есть гаятри, содержит целое, эта гаятри содержит целое. Я представил смысл таким. Глубинный смысл значения гаятри восходит к Кришне, поскольку верховная концепция анандам-расам, счастья — это и есть кришна-лила. Посредством сравнительного анализа или изучения шаг за шагом я показал это. В Мадрасе я доказал это одному великому пандиту, последователю Шанкары, я показал, как развивается эта градация: Чатухсан, Брахма, Шива, на примере этой шлоки:

#00:06:49#

на татха̄ ме прийатама,
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр,
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н[1]

Уддхава — величайший према-бхакта. И этот Уддхава говорит, когда он оказывается во Вриндаване и встречает гопи, он заявляет: «Я хочу быть травинкой на земле Вриндавана, чтобы пыль стоп этих божественных дев могла касаться моей головы». Так каково же положение гопи? Это математический расчет, оценка в соответствии с советами или указаниями богооткровенных писаний, которые дают нам понять, каково положение гопи. Те, кто пытаются понять, они даже могут не понимать, о ком и о чем идет речь, они также удачливы. Концепция высочайшая. Что есть высочайшая концепция Абсолюта? Сладость. Не знание, не сила. Это те явления, которые нас очаровывают, привлекают. Прежде всего мы ищем силу, и, во-вторых, мы ищем знание, или мистическую силу, силу и знание. Даже они незначительны на фоне сладости. Сладость есть наша внутренняя потребность. Если жажда сладости не удовлетворена, тогда мы вовсе не удовлетворены. «Черный ящик» эго в нас, «ящик» отдельного интереса: когда этот «ящик» полностью уничтожается, то естественный поток исходит из этого «ящика», прорывается наружу, и живое существо познает родную почву земли-родины, земли-дома.

#00:08:40#

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́,
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣…[2]

Когда все сомнения рассеяны, знания уходят, и все попытки делать что-то, совершать карму также прекращаются. И естественно, автоматически поток сладости устремляется наружу. И это Вриндаван. Когда это эго отдельного интереса, «ящик» отдельного интереса полностью разрушается, то внутренний поток устремляется наружу, и он признает и распознает материнскую родную почву, землю Вриндавана. А Навадвипа более велика, поскольку это тот Вриндаван, который раздает себя падшим душам. Такой принцип жизни.

Харе Кришна!

#00:09:58#

Преданный: Гуру Махарадж, утром мы обсуждали санньяса-мантрам. Я читал книгу доктора Капура, вашего духовного брата, он ученик Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады — Уда Бихари Капур, доктор. Он написал некую книгу, и в этой книге он объясняет…

#00:10:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Эта книга была представлена им в качестве диссертации, экзаменатором был профессор Саньял. Было три экзаменатора. Одним из них был профессор Саньял, издатель журнала «Harmonist» в Гаудия-миссии и автор книги «Шри Кришна Чайтанья». Санньяса также подразумевается: «Я вручаю себя стремлению служить гопи, или совершать служение гопи». Таков смысл санньясы.

#00:11:12#

Преданный: Он говорит, что Махапрабху получил от Кешавы Бхарати мантрам «тат твам аси». Общий смысл тат твам аси — «ты есть То».

#00:11:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Или: «я есть Ты». Но истинный смысл тат твам аси — «я Твой, я принадлежу Тебе». Ты не независим, ты принадлежишь Ему [Господу], ты зависим от Него, таков иной смысл тат твам аси. Но в целом в школе Шанкары они поверхностно трактуют этот мантрам в духе монизма. Это в Веде, да, но смысл, который они извлекают из Веды, таков — «я есть Ты», сохам, «я есть Бог». Но истинный смысл: «Я принадлежу Тебе, я Твой, Господь, Владыка».

#00:12:15#

Этот мантрам Махапрабху сначала передал Кешаве Бхарати: «Пожалуйста, проверь мантрам. Я услышал некий мантрам во сне. Проверь, это реальный мантрам или нет. Пожалуйста, услышь его и проверь». И он открыл этот мантрам своему Гуру, Кешаве Бхарати, и затем принял этот мантрам от него. Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это тот самый мантрам». Тат твам аси — «я принадлежу Тебе, я Твой». Он не означает — «я есть Ты».

#00:12:49#

Преданный: В настоящее время, в наши дни в гаудия-вайшнава-сампрадае та санньяса-мантра, которую мы получаем, — это иная мантра. Когда появилась новая мантра, санньяса-мантра? Во времена Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады?

#00:13:06#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Махапрабху непосредственно лично обучал и наставлял Рупу и Санатану, а через них Дживу Госвами. И они, эти госвамины, составили писания для вайшнавов. Источником современной санньяса-мантры служат эти писания. Также Махапрабху дал указания Вакрешвару. Есть примеры такого рода, личные указания Махапрабху. Источник этого мантрам — Махапрабху. В частности, Санатана Госвами. «Хари-бхакти-виласа», затем «Сат-крия-сара-дипика»: этот мантрам пребывает в соответствии, в согласии с этими трактатами. Шринивас Ачарья был вдохновлен Гопалой Бхаттой. Нароттам Тхакур.

#00:14:54#

Махапрабху только формально принял мантрам от Кешавы Бхарати. Вначале от Ишвары Пури, но тот мантрам был двадашакшара. Он попросил Санатану Госвами утвердить, учредить мантрам. И Санатана Госвами дал аштадашакшара-мантру, которую в целом принимают все гаудии. Этот мантрам пошел от Санатаны Госвами, аштадашакшара-мантра. А до этого Махапрабху получил двадашакшара-мантру, последнюю часть. Затем Махапрабху принял санньясу ради проповеди от Кешавы Бхарати, и его третьим Гуру был Рамананда [Рай], нам говорят. Он был Гуру Махапрабху в рага-марге в известном смысле, сакхи. Во вриндаван-лиле говорится, что только сакхи, подруга Радхарани, способна открыть подлинную лилу Вриндавана, поскольку им она известна, и они способны ее распространять. Никто иной, только близкие подруги Радхарани способны подарить, открыть эту радха-дасьям. И Махапрабху продемонстрировал это, когда пришел к Рамананде и стал задавать ему вопросы, и Рамананда отвечал. И в то же время Рамананда говорит: «Я чувствую, что Ты — источник моего вдохновения. Ты говоришь моими устами. Я словно бы даю ответы, но я чувствую, что ответы исходят от Тебя». Это подобно тому, как океан порождает облако. Вода океана испаряется и формирует облако, а затем эта же вода проливается из облака в океан в виде дождя.

#00:17:12#

[сан̃ча̄рйа] ра̄ма̄бхидха-бхакта-мегхе…

Преданный:

…сва-бхакти-сиддха̄нта-чайа̄мр̣та̄ни…

Шрила Шридхар Махарадж:

…гаура̄бдхир этаир амуна̄ витӣрн̣аис,
тадж-джн̃атва-ратна̄лайата̄м̇ прайа̄ти[3]

Махапрабху задает вопросы и внутренне отвечает через Рамананду. Высочайшую лилу благодаря этому эпизоду Он показал, что познать высочайшую лилу, принять можно от сакхи. Вишакха-сакхи есть Рамананда. И Сварупа Дамодар также, все эти реалии.

#00:18:06#

Преданный: Но природа характера Рамананды и Сварупы Дамодара отличается.

#00:18:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Лалита и Вишакха. Нам говорят, что они такого типа. Лалита как Сварупа Дамодар, а Вишакха как Рамананда Рай. «Гаура-ганоддеша-дипика»: в этой книге показывается, открывается, кто есть кто во Вриндаване. Эти личности, которые пребывают в гаура-лиле, они являются во Вриндаван. В «Гаура-ганоддеша-дипике» [об этом говорится].

#00:18:56#

Садху Махарадж: Махарадж, я Садху Махарадж, у меня есть вопрос. Поскольку вы самый старший вайшнав на этой планете, не могли бы вы объяснить, что есть старшинство. Поскольку мы видим, в священных писаниях присутствует порой расхождение. Например, Шукадев Госвами. Я хочу знать, какова сиддханта, заключение о природе старшинства. Поскольку мы видим, Шукадев Госвами был главой, возглавлял собрание вайшнавов и произносил речь в этом качестве. И также мы видим, как Господь Кришна говорил с Уддхавой в присутствии Майтреи Риши.

#00:20:02#

А впоследствии, когда Видура захотел получить наставления от Уддхавы, то Уддхава отослал его за наставлениями к Майтрее. Аналогичные события или примеры мы находим также в гаура-лиле. Когда Чайтанья Махапрабху выражал почтение Рамачанде Пури в силу того, что последний был Его старше, хотя он не был квалифицирован, не заслуживал этого почтения, но Гауранга Махапрабху все же это почтение оказывал. Поэтому порой кажется, что старшинство, принцип старшинства не прямолинеен, но может быть извилист, нечто зигзагообразное. Как нам понять, кто старше, кто младше? Вы наиболее квалифицированы ответить на этот вопрос.

#00:20:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Есть форма, а есть суть, содержание. Я говорил об этом здесь с Киртананандой [Свами] и остальными. Я заявил им, что я разрушитель форм.

#00:21:04#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа…[4]

Мы должны почитать форму, но чего ради? В свое время вы следовали определенной религиозной форме, вы были христианами, но вы оставили эту форму и пришли к Свами Махараджу. Почему? Потому что суть и содержание обладают подлинной важностью. Полнота важности передается сути, а форма вторична, второстепенна. Мы должны стараться уважать формальность, форму. Но если суть отсутствует, мы должны отказаться от этой формы и формальности. Суть — все и вся. Махапрабху формально выражал почтение Рамачандре Пури, но Рамачандра Пури восстал против Мадхавендры Пури, своего собственного Гуру. Рамачандра Пури советовал Мадхавендре Пури, когда тот покидал этот мир, он говорил ему: «Почему ты скорбишь по Кришне: „Кришна! Кришна!“? Ты должен осознать, что ты сам — Брахман». И тогда Мадхавендра Пури велел ему убираться и назвал его майявади: «Я не обрету Матхуранатху Кришну! Этот человек пришел ко мне, чтобы учить меня, что я Брахман».

#00:22:36#

И Ишвара Пури: Мадхавендра Пури дал ему служение, Ишвара Пури переполнился любовью, его милостью, а Рамачандра Пури был отвергнут. Но все же формальное почтение Махапрабху пытался ему оказывать, но это почтение не исходило из Его сердца. Таким образом, форма может быть важна, но вопрос в том, какую суть несет эта форма? Мы должны почитать форму в соответствии с этим. В каждой сампрадае, религиозной сампрадае, есть определенное формальное положение. Например, сейчас обсуждается вопрос сикхов в Пенджаби. У них есть определенная форма, но когда речь заходит о сути, то ей придается большее значение. В противном случае форма второстепенна. Первична суть. Сарва-дхарма. С одной стороны, нам советуют уважать форму. Говорится:

#00:23:42#

йатах̣ правр̣ттир бхӯта̄на̄м̇,
йена сарвам идам̇ татам
свакарман̣а̄ там абхйарчйа,
сиддхим̇ виндати ма̄навах̣[5]

#00:23:54#

…сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣,
пара-дхармо бхайа̄вахах̣[6]

Где бы ты ни находился в настоящее время, какое бы положение ни занимал, пытайся сохранять его. Подобно тому, как генерал говорит солдату на поле битвы: «Удерживай позицию ценой своей жизни». Затем, когда придет время, вы сможете продвинуться вперед. Вы понимаете? В таком духе. В Гите говорится: «Не стремись занять чужое положение, сохраняй собственное положение, которое ты приобрел ценой твоих прошлых действий. Поддерживай это положение. Лучше умереть в этом собственном положении, но не отступить».

#00:24:38#

И затем Господь Кришна говорит: «Сарва-дхарма̄н паритйаджйа: отвергни все виды положений, позиций и устремись ко Мне». А иначе в чем смысл прогресса? Жизнь не предназначена для того, чтобы вечно сохранять старое положение. Прогресс означает движение вперед, отвержение старой формы и движение вперед. И в конечном счете достижение высочайшего положения. А высочайшее положение — это безграничное. Это то нечто, что я не могу зажать в кулаке, в пригоршне. Никакое положение невозможно, поскольку это безграничное по отношению к нему. Чем больше ты прогрессируешь, тем больше ты видишь, насколько безграничное велико, насколько я ничтожен, я всего лишь частица, незначительная часть Его. Вы понимаете?

Нитай-Гаура!

#00:25:37#

Я говорил Киртанананде и другим в том собрании: «Я разрушитель формы». Они не могли понять это положение.

#00:25:55#

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…[7]

[Непереведенные реплики.]

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…

Абсолют есть ачарья. Мы должны рассматривать Его, видеть Его в ачарье. И мое видение, восприятие ачарьи будет изменяться в соответствии с моим прогрессом.

#00:26:29#

Преданный: Махарадж, вопрос следующий. Когда духовная душа возвращается в мир Голоки Вриндавана, как она воспринимает иерархию, старшинство там?

#00:26:42#

Шрила Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?

Преданный: Когда атма возвращается в мир Голоки Вриндавана, как она воспринимает старшинство там, иерархию? Там уже присутствует определенная иерархия, среда.

#00:26:59#

Шрила Шридхар Махарадж: И живое существо знакомится с этой средой, с обитателями того мира. Душа возвращает себе свое естественное положение. Там присутствует вечная иерархия, естественная. И она знакомится с представителями этой иерархии, и она занимает определенное положение в рамках определенной группы: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. Существует классификация и дальнейшая классификация, подклассификация: соответственно своему положению она занимает то или иное место. Нечто в этом роде.

Нитай! Нитай! Нитай!

#00:27:50#

[Смеются.]

Я слишком много сегодня говорил. Я буду вынужден пострадать от последствий этого.

#00:28:09#

Преданный: Реакция, с которой вы столкнетесь, будет состоять в том, что ваши речи мы постараемся донести до как можно большего числа людей. И то будет великим благословением для них, и такая реакция придет к вам.

#00:28:22#

Шрила Шридхар Махарадж: Возможно, меня в моем преклонном возрасте Гуру Махарадж использует так. Он хотел, чтобы я отправился на Запад и проповедовал, но у меня не было решимости это сделать. И он заметил обо мне (я думаю, что как минимум один раз он сказал в мой адрес), он назвал меня любителем спокойной жизни.

#00:28:45#

Преданный: Гуру Махарадж, хотя вы говорите о том, что вы преклонных лет, мы считаем, что вы самый юный из нас.

#00:29:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Чем больше ты связан с этой вечной субстанцией, с этим аспектом реальности, то, соответственно этому, ты всегда остаешься вечно новым, то есть юным.

#00:29:56#

Преданный: Махарадж, я беседовал по телефону с Джанарданом Махараджем до того, как приехал сюда, он в Мексике. Он рассказал мне, что находился в ашраме [Бхакти] Кусума Ашрама Махараджа. И руководящий комитет ИСККОН, ДжиБиСи, послал двух санньяси с тем, чтобы те с ним побеседовали. Эти санньяси не были членами ДжиБиСи, но представляли руководящий комитет. И Джанардан Махарадж рассказал мне, что они были с ним на этот раз гораздо более вежливы.

#00:30:35#

Шрила Шридхар Махарадж: После того, как он вернулся отсюда?

Преданный: Да.

#00:30:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Я попросил его, я сказал ему, что члены ДжиБиСи приедут туда на ваше собрание, и после этого вы приезжайте. А иначе они будут обеспокоены. Я не хочу шокировать их до этого собрания. Но он ответил: «У меня уже нет связи с ним, я туда не отправлюсь», и тому подобное. Я посоветовался с [Бхакти] Судхиром [Госвами] Махараджем, и он также сказал, что нет связи с ними. Но я говорил, что это будет шок для ДжиБиСи, я не хотел бы, чтобы это произошло до того, как они должны были прибыть сюда. Я не хотел, чтобы он оставался здесь, поэтому он покинул Матх. А впоследствии он может приехать сюда вновь.

#00:31:48#

Преданный: Так или иначе, на сей раз они вели себя иначе, чем в прошлом. Они были вынуждены вести себя более воспитанно, как джентльмены. То был хороший шок, на этот раз это был позитивный шок.

#00:32:04#

Шрила Шридхар Махарадж: Но в данных обстоятельствах это по-прежнему шок для них, и мне это не нравилось — то, что я должен был сделать, вынужденный обстоятельствами. Я не мог этого избежать. Но в целом я чувствовал, исходя из здравого смысла, что после этого собрания он может приехать сюда. Но они не стали ждать.

#00:32:32#

Преданный: Когда мы летели сюда, мы сделали остановку на Гавайях. Там есть санньяси, который возглавляет храм ИСККОН. Он в прошлом был моим другом. И когда он узнал, что мы на Гавайях, он попросил: «Пожалуйста, приезжайте в храм». Он сказал мне: «Ты можешь остановиться в моей комнате». Мы поехали в храм, я с ним беседовал. Он принял санньясу от Джаяпатаки Свами. Но он несчастен, он недоволен взаимосвязью с этим человеком. Поэтому он передал вам письмо, Вашей Божественной Милости.

#00:33:19#

Шрила Шридхар Махарадж: Вы должны рассмотреть и обдумать все эти вещи. Говинда Махарадж здесь, Госвами Махарадж, Сагар Махарадж. Вы должны поразмыслить и посоветоваться. Вы все искренние люди и питаете в сердцах своих любовь к Махапрабху и к вашему Свами Махараджу. И то, ради чего Свами Махарадж отправился на Запад, вы соприкоснулись с этим явлением. Поэтому мы можем положиться на вас до известной степени.

#00:34:17#

Преданный: В целом мы все считаем, что связь с вами — это самое ценное явление для каждого.

#00:34:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Я так думал, что я всегда их друг. Но я опечален тем, что они ложно меня понимают, они заблуждаются на мой счет. Даже мои враги замечали обо мне, что моя отличительная особенность — это мощный здравый смысл и бескорыстие, что давало мне уникальное положение в Гаудия Матхе. Мощный здравый смысл и отсутствие эгоизма, открытость по отношению к истине, постоянная неизменная открытость навстречу истине.

#00:35:29#

Отсутствие партийного или сектантского духа во мне — другая моя черта. Великодушие, широта. Маха̄-вада̄нйа̄йа[8]. Я люблю Махапрабху.

#00:35:40#

йа̄ре декха, та̄ре каха...[9]

Общий интерес. Кого бы ты ни встретил, «делай ему инъекцию» этого «лекарства» в ситуации эпидемии, инъекцию сознания Кришны. С кем бы ты ни сталкивался, «делай ему инъекцию» сознания Кришны. Таков общий лейтмотив всей жизни Махапрабху. Делай все необходимое, привлекаемый этим духом великодушия, и помощь придет свыше. Если мы совершаем это служение, то помощь автоматически, естественным путем придет к нам, помощь в деле распространения этого сознания Кришны.

#00:36:26#

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а

Не отступай, не уходи. Таким должен быть наш долг. Цель нашей жизни в целом такова, вечной жизни, вечная цель в жизни. Идет ли речь о наших единоличных усилиях или совместных коллективных усилиях такого рода, всегда распространяй сознание Кришны миру. Это единственное занятие, единственное дело. Все остальные занятия и дела второстепенны.

Кришна! Кришна! Кришна! Нитай-Гаура Харибол!

#00:38:05#

Преданный: Махарадж, вот пожертвования.

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна! А нет никаких известий об этом Балараме? Они не знают его?

#00:38:43#

Преданный: Хороших новостей нет. Нет хороших новостей о севе. Он говорил, что он был очень вдохновлен, и он хотел построить санскритский колледж там. Мы проследим за этим.

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол! Нитай! Нитай! Нитай! Нитай! А Бхавананда Махарадж также отошел от дел?

#00:39:21#

Преданный: Да, отошел. Он живет в Нью-Йорке в обществе Рамешвары, они живут вместе.

#00:39:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Они утратили веру, полностью утратили веру в Махапрабху? Как это понимать? Или веру в Прабхупаду, в Свами Махараджа?

Преданный: Я так не думаю. Но они утратили веру в организацию. Но практическую жизнь ачарьи они не способны поддерживать, не могут продолжать [жить в соответствии с положением ачарьи].

#00:40:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Они прямые непосредственные представители Свами Махараджа?

Преданный: Они не представители, они ложные представители.

#00:40:16#

Шрила Шридхар Махарадж: Свами Махарадж сформировал комитет. Разве нет? Комитет ачарьев.

#00:40:21#

Преданный: Есть люди, которые это отрицают, они утверждают, что он не сформировал комитет. Он назвал имена кандидатов в члены этого комитета. И также имена предполагаемых ачарьев он назвал, нескольких будущих ачарьев. Он также назвал вас.

#00:40:45#

Шрила Шридхар Махарадж: Вначале они пришли ко мне, когда возник вопрос относительно Хамсадута, Тамала Кришны и Джаятиртхи, не так ли? Этих трех они назвали. Я попросил их простить эту троицу на первый раз. Поскольку Свами Махарадж признал их в этом качестве. Следует это высоко ценить. И поскольку изгнание этих трех нанесло бы серьезный урон всей миссии Свами Махараджа, поскольку они его прямые представители. Поэтому я попросил простить и забыть на первый раз. Тамал Кришна остался, а Джаятиртха и Хамсадут ушли.

#00:41:48#

Преданный: Тамал Кришна написал письмо в ответ на письмо от Джагат Гуру Свами. Джагат Гуру Свами написал любящее письмо, в котором выразил любовь, но использовал сильные эмоциональные выражения, искренне написал. И Тамал Кришна написал ответ, в котором он ответил на то, что сказал ему Джагат Гуру Свами, и он донес свою точку зрения до комитета ДжиБиСи с тем, чтобы ДжиБиСи рассмотрело его мнение и суждение. Он хотел бы, чтобы все эти проблемы разрешились.

#00:42:53#

Шрила Шридхар Махарадж: А Юдхаманью Сева Викрам приедет?

Преданный: Мы не знаем.

Шрила Шридхар Махарадж: Он поранил ногу, нет?

Преданный: Подвернул щиколотку, это не серьезно.

#00:43:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Существует зов местного провинциального долга и зов абсолютного долга. Призыв совершать абсолютный долг и призыв совершать ограниченный, местный, провинциальный долг, следовать локальному интересу. Это также в божественной сфере. Местное, ограниченное, и абсолютное. И существует, присутствует градация. Безграничное прогрессивно. Это субъект, сверхсубъект и сверх-сверхсубъект. Это прогресс, развитие. Ограниченное не может исчерпать безграничное. Безграничное всегда безгранично. Никакое число ограниченных начал не могут образовать безграничное. Подобно тому как если отнять от ноля ноль будет ноль. Ноль плюс ноль будет ноль. Ноль умножить на ноль будет ноль. Таким образом, безграничное плюс безграничное равно безграничное. Безграничное минус безграничное равно безграничное. И так далее. Такова природа этого явления.

#00:44:58#

Если полноту отнять от полного, то останется полнота. Это безграничное нечто, подобное нулю в известном смысле. С одной стороны, ноль, с другой стороны — безграничное. Поэтому безграничное минус безграничное равно безграничное. Что может быть более удивительно, нежели это? Мы отнимаем полное из полного и в остатке полное, полнота. Оно не уменьшится, полное не уменьшится, не может уменьшиться. И мы стараемся приблизиться к такому явлению.

#00:45:46#

Преданный: В Сан-Франциско мы с Трипурари Махараджем беседовали с одним имперсоналистом, и он говорил, что Абсолют становится обусловлен. Мы же отвечали ему на это, что если бы Абсолют мог становиться обусловленным, то Он не был бы в конечном счете Абсолютом, поскольку Абсолют может стать многими состояниями, или условиями, в этом материальном мире.

#00:46:24#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда Абсолют приближается к не-Абсолюту, к ограниченному началу, это проявление Его величайшего великодушия. Апракрита. Знание классифицируется таким образом. Первое — пратьякша. Пратьякша — это восприятие чувств. Парокша — то, что я не пережил лично, но то, что пережили другие. Затем апарокша — состояние, подобное глубокому сну без сновидений, когда мы соприкасаемся с чем-то, а затем, когда мы просыпаемся, мы говорим: «Я спал очень крепко, хорошим крепким, глубоким сном». В тот момент, в тот период, когда мы спим, отсутствовало любое движение, но, когда мы возвращаемся в бодрствование из этого состояния, мы можем утверждать: «Я спал очень глубоко, без сновидений». Это апорокша. Затем адхокшаджа — другое измерение. Его природа такова: когда оно хочет низойти на наш уровень, мы можем почувствовать его; когда оно уходит, отстраняется, мы беспомощны. Это адхокшаджа.

#00:47:46#

А когда эта адхокшаджа становится более высокого уровня, это явление превращается в апракриту, оно приходит на наш уровень таким образом, что мы считаем Его [Господа] одним из нас. Но Он не один из нас. Это та ситуация, когда Абсолют в Своем высочайшем проявлении приближается к ограниченному существу в максимальной степени, становится наиболее близок к нему. И это апракрита. Нечто подобное реалиям этого мира, но в корне от них отличное. И это Кришна в Его вриндаван-лиле. Тот Кришна, который носит Говардхан, подобно мячику для игры. Когда Он слышит мяуканье кошки, пугается и обнимает Свою мать Яшоду в поисках защиты. Яшода видит всю вселенную, все мироздание, когда Он открывает Свой рот. Она смущена этим, она начинает задаваться вопросом: «Кто Он? Этот мальчик открыл рот, и я обнаружила там всю вселенную. Неужели Он не мой сын?!» Она обескуражена, она сбита с толку. И затем кошка мяукает, и Кришна в испуге обнимает Яшоду, и она думает: «Нет, нет, мне почудилось, он мой сын, мое дитя».

#00:49:28#

Таким образом, Абсолют приближается к ограниченному существу максимально близко и заключает его в Свои объятья. Такова природа апракрита-лилы во Вриндаване: «Я один из вас». Яшода порет Его розгами, Он носит на голове сандалии Нанды. Он находится в таком положении. И Он ссорится с друзьями, дерется с друзьями, ворует масло и так далее, и тому подобное. Все эти реалии. Он лжет. Практически как один из нас Он поступает. Это та ситуация, когда высочайшее самым великодушным образом максимально приближается к ограниченному существу. Это апракрита. Это кришна-лила.

#00:50:35#

А когда Он распространяет и раздает Себя самым падшим — это гаура-лила. Они объединяются — Радха-Говинда. Позитивное и негативное, Радхарани и Кришна. Негативную сторону тотально и целостно представляет Радхарани в различных стадиях: мадхурья-расу и также ватсалью. Родительская любовь, дружеская нежность, любовь друзей и любовь слуг, и покорность — все это части Радхарани. Полнота пребывает в Ней, в Радхарани. Она негативная сторона. А позитивная сторона — Кришна со всеми Своими параферналиями.

[Прославления.]

[Шрила Шридхар Махарадж предлагает гирлянды западным ученикам.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни богиня удачи, ни даже Я сам недороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава» («Шримад Бхагаватам», 11.14.15).

2  «Так разрубается узел в сердце, и вдребезги разбиваются все сомнения».

Стих полностью: бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, др̣ш̣т̣а эва̄тманӣш́варе — «Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.21).

Также: бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани — «Когда преданный видит Меня как Параматму, Сверхдушу, находящуюся в сердцах всех живых существ, узел его ложного эго в сердце разрубается и все сомнения распадаются на маленькие кусочки. Устраняются полностью и все желания совершать материалистичную деятельность» («Шримад-Бхагаватам», 11.20.30).

3  «Шри Чайтанья Махапрабху, известный как Гауранга, — океан всего совершенного знания служения в преданности. Он уполномочен Шри Раманандой Раем, который подобен облаку служения в преданности. Это облако было напоено влагой всей окончательной сути служения в преданности и было направлено океаном пролить эту влагу над морем Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, океан Чайтаньи Махапрабху стал наполнен драгоценными камнями знания чистого служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.1).

4  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).

5  «Человек обретает совершенство, когда путем исполнения предписанных ему обязанностей почитает Всевышнего, который является источником всех живых существ и пронизывает Собою все мироздание» (Бхагавад-гита, 18.46).

6  Ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхарма̄т свануш̣т̣хита̄т / сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣ — «Лучше следовать своему предназначению — пусть даже несовершенно, нежели идеально исполнять чужой долг. Даже смерть может быть благом при исполнении своего предназначения, тогда как следовать по чужому пути опасно» (Бхагавад-гита, 3.35).

7  А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

8  Намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те / кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣ — «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи».

9  Йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а / а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а — Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне: по воле Моей стань Гуру и спаси эту землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).




←  «Значение триданды для гаудия-вайшнава». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 20 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Без Гауранги вкус не придет». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 21 апреля 2023 года. Калифорния, США  →


Те, кто пытается понять, даже могут не понимать, о ком и о чем идет речь, но они также удачливы. Что есть высочайшая концепция Абсолюта? Сладость. Не знание, не сила. Это те явления, которые нас очаровывают, привлекают. Прежде всего мы ищем силу, во-вторых — знание. Или мистическую силу. Силу и знание. Даже они незначительны на фоне сладости.

Сладость — предмет нашей внутренней потребности. Если жажда сладости не удовлетворена, ни о каком удовлетворении не может быть и речи. Когда «черный ящик» эго в нас, «ящик» отдельного интереса разрушается целиком и полностью, то из него прорывается наружу естественный поток, и душа познает родную почву, землю отчизны, родную землю. Когда все сомнения улетучиваются, знание уходит, и всем стремлениям «делать» что-то (совершать карму) также приходит конец. И естественный поток сладости устремляется наружу. И это — Вриндаван. Живое существо узнает родную почву, землю Вриндавана, а Навадвипа более велика, поскольку это Вриндаван, который раздает себя падшим душам.


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Суть и форма. Абсолютное и относительное

(3 октября 1987 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Реплики на бенгали.]

#00:01:16#

Шрила Шридхар Махарадж: [Бхакти] Судхир Госвами [Махарадж] там проповедует так же. Нет?

Преданный: Нет, мы не видели его. Я встречался с Джанарданом Махараджем. Он пришел в наш матх, и он посещал Бхакти Судхира Госвами Махараджа в матхе последнего, в Сан-Хосе. Джанардан Махарадж отправился в Мексику.

#00:01:51#

Шрила Шридхар Махарадж: ...в ее [организации] нынешнем состоянии. Светила этого общества уходят из организации и падают. Я несчастен. Внутренне я несчастен, видя состояние Бхагавана Махараджа, видя, как Рамешвар Махарадж, Бхагаван Махарадж, светила падают. Мы столь горды Свами Махараджем [Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами]. Он совершил чудо. Милостью нашего Гуру Махараджа [Шрилы Сарасвати Тхакура]. Но по прошествии десяти лет состояние общества Свами Махараджа разбивает сердце. По крайней мере, мое сердце. Я испытывал столь великую гордость за те удивительные, выдающиеся деяния, которые Свами Махарадж совершил, однако при своей жизни я был вынужден пережить столь печальный опыт. То будет великий шок не только для ИСККОН, но для [всей] проповеднической миссии на Западе, проповеди, культа, религии Шри Чайтаньи. То будет регресс, отступление назад.

#00:03:29#

Преданный: Только вы можете помочь им, Махарадж. Вы это делаете.

Шрила Шридхар Махарадж: В сердце своем я пытаюсь это делать. Я говорил о том, что я испытываю к ним сочувствие, я не их враг. Я с самого начала заявил, что то, чем я занимаюсь, — это нечто вроде работы по облегчению страданий других. Но что поделать? Это очень, очень прискорбно.

#00:04:01#

Преданный: Но многие узнают сейчас о том, что вы великий друг Свами Махараджа, великий друг всех и каждого, друг всего мира. Например, Джанардан Махарадж пришел.

#00:04:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Иначе быть не может. Тот, кто обладает верой и любовью к Махапрабху и к нашему Гуру Махараджу, питают веру в него и любовь к нему, они не могут не чувствовать гордость за проповедь Свами Махараджа во всем мире. И они не могут не испытывать боли из-за тех прискорбных событий, которые происходят. Мы испытываем великую гордость.

#00:04:55#

Они могут заблуждаться на мой счет. Но я не в силах впасть в заблуждение по отношению к ним настолько легко. Так или иначе, они помогают держать флаг Махапрабху, нашего Гуру Махараджа. Свами Махарадж означает это. Свами Махарадж означает: наш Гуру Махарадж и Махапрабху, и Нитьянанда. Тот, кто способен «читать», интерпретировать глубоко, те видят таким вышеописанным образом.

#00:05:33#

Однако они падают, как было сказано выше. Искренние вайшнавы и даже искренние индийцы, они испытывали гордость, особенно люди, которые питают веру во вриндаван-лилу, в кришна-лилу. «Шримад-Бхагаватам», в котором содержится суть всей ведийской истины, я даже дал такое объяснение — веда-мата, мать Веда есть гаятри, содержит целое, эта гаятри содержит целое. Я представил смысл таким. Глубинный смысл значения гаятри восходит к Кришне, поскольку верховная концепция анандам-расам, счастья — это и есть кришна-лила. Посредством сравнительного анализа или изучения шаг за шагом я показал это. В Мадрасе я доказал это одному великому пандиту, последователю Шанкары, я показал, как развивается эта градация: Чатухсан, Брахма, Шива, на примере этой шлоки:

#00:06:49#

на татха̄ ме прийатама,
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр,
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н[1]

Уддхава — величайший према-бхакта. И этот Уддхава говорит, когда он оказывается во Вриндаване и встречает гопи, он заявляет: «Я хочу быть травинкой на земле Вриндавана, чтобы пыль стоп этих божественных дев могла касаться моей головы». Так каково же положение гопи? Это математический расчет, оценка в соответствии с советами или указаниями богооткровенных писаний, которые дают нам понять, каково положение гопи. Те, кто пытаются понять, они даже могут не понимать, о ком и о чем идет речь, они также удачливы. Концепция высочайшая. Что есть высочайшая концепция Абсолюта? Сладость. Не знание, не сила. Это те явления, которые нас очаровывают, привлекают. Прежде всего мы ищем силу, и, во-вторых, мы ищем знание, или мистическую силу, силу и знание. Даже они незначительны на фоне сладости. Сладость есть наша внутренняя потребность. Если жажда сладости не удовлетворена, тогда мы вовсе не удовлетворены. «Черный ящик» эго в нас, «ящик» отдельного интереса: когда этот «ящик» полностью уничтожается, то естественный поток исходит из этого «ящика», прорывается наружу, и живое существо познает родную почву земли-родины, земли-дома.

#00:08:40#

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́,
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣…[2]

Когда все сомнения рассеяны, знания уходят, и все попытки делать что-то, совершать карму также прекращаются. И естественно, автоматически поток сладости устремляется наружу. И это Вриндаван. Когда это эго отдельного интереса, «ящик» отдельного интереса полностью разрушается, то внутренний поток устремляется наружу, и он признает и распознает материнскую родную почву, землю Вриндавана. А Навадвипа более велика, поскольку это тот Вриндаван, который раздает себя падшим душам. Такой принцип жизни.

Харе Кришна!

#00:09:58#

Преданный: Гуру Махарадж, утром мы обсуждали санньяса-мантрам. Я читал книгу доктора Капура, вашего духовного брата, он ученик Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады — Уда Бихари Капур, доктор. Он написал некую книгу, и в этой книге он объясняет…

#00:10:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Эта книга была представлена им в качестве диссертации, экзаменатором был профессор Саньял. Было три экзаменатора. Одним из них был профессор Саньял, издатель журнала «Harmonist» в Гаудия-миссии и автор книги «Шри Кришна Чайтанья». Санньяса также подразумевается: «Я вручаю себя стремлению служить гопи, или совершать служение гопи». Таков смысл санньясы.

#00:11:12#

Преданный: Он говорит, что Махапрабху получил от Кешавы Бхарати мантрам «тат твам аси». Общий смысл тат твам аси — «ты есть То».

#00:11:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Или: «я есть Ты». Но истинный смысл тат твам аси — «я Твой, я принадлежу Тебе». Ты не независим, ты принадлежишь Ему [Господу], ты зависим от Него, таков иной смысл тат твам аси. Но в целом в школе Шанкары они поверхностно трактуют этот мантрам в духе монизма. Это в Веде, да, но смысл, который они извлекают из Веды, таков — «я есть Ты», сохам, «я есть Бог». Но истинный смысл: «Я принадлежу Тебе, я Твой, Господь, Владыка».

#00:12:15#

Этот мантрам Махапрабху сначала передал Кешаве Бхарати: «Пожалуйста, проверь мантрам. Я услышал некий мантрам во сне. Проверь, это реальный мантрам или нет. Пожалуйста, услышь его и проверь». И он открыл этот мантрам своему Гуру, Кешаве Бхарати, и затем принял этот мантрам от него. Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это тот самый мантрам». Тат твам аси — «я принадлежу Тебе, я Твой». Он не означает — «я есть Ты».

#00:12:49#

Преданный: В настоящее время, в наши дни в гаудия-вайшнава-сампрадае та санньяса-мантра, которую мы получаем, — это иная мантра. Когда появилась новая мантра, санньяса-мантра? Во времена Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады?

#00:13:06#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Махапрабху непосредственно лично обучал и наставлял Рупу и Санатану, а через них Дживу Госвами. И они, эти госвамины, составили писания для вайшнавов. Источником современной санньяса-мантры служат эти писания. Также Махапрабху дал указания Вакрешвару. Есть примеры такого рода, личные указания Махапрабху. Источник этого мантрам — Махапрабху. В частности, Санатана Госвами. «Хари-бхакти-виласа», затем «Сат-крия-сара-дипика»: этот мантрам пребывает в соответствии, в согласии с этими трактатами. Шринивас Ачарья был вдохновлен Гопалой Бхаттой. Нароттам Тхакур.

#00:14:54#

Махапрабху только формально принял мантрам от Кешавы Бхарати. Вначале от Ишвары Пури, но тот мантрам был двадашакшара. Он попросил Санатану Госвами утвердить, учредить мантрам. И Санатана Госвами дал аштадашакшара-мантру, которую в целом принимают все гаудии. Этот мантрам пошел от Санатаны Госвами, аштадашакшара-мантра. А до этого Махапрабху получил двадашакшара-мантру, последнюю часть. Затем Махапрабху принял санньясу ради проповеди от Кешавы Бхарати, и его третьим Гуру был Рамананда [Рай], нам говорят. Он был Гуру Махапрабху в рага-марге в известном смысле, сакхи. Во вриндаван-лиле говорится, что только сакхи, подруга Радхарани, способна открыть подлинную лилу Вриндавана, поскольку им она известна, и они способны ее распространять. Никто иной, только близкие подруги Радхарани способны подарить, открыть эту радха-дасьям. И Махапрабху продемонстрировал это, когда пришел к Рамананде и стал задавать ему вопросы, и Рамананда отвечал. И в то же время Рамананда говорит: «Я чувствую, что Ты — источник моего вдохновения. Ты говоришь моими устами. Я словно бы даю ответы, но я чувствую, что ответы исходят от Тебя». Это подобно тому, как океан порождает облако. Вода океана испаряется и формирует облако, а затем эта же вода проливается из облака в океан в виде дождя.

#00:17:12#

[сан̃ча̄рйа] ра̄ма̄бхидха-бхакта-мегхе…

Преданный:

…сва-бхакти-сиддха̄нта-чайа̄мр̣та̄ни…

Шрила Шридхар Махарадж:

…гаура̄бдхир этаир амуна̄ витӣрн̣аис,
тадж-джн̃атва-ратна̄лайата̄м̇ прайа̄ти[3]

Махапрабху задает вопросы и внутренне отвечает через Рамананду. Высочайшую лилу благодаря этому эпизоду Он показал, что познать высочайшую лилу, принять можно от сакхи. Вишакха-сакхи есть Рамананда. И Сварупа Дамодар также, все эти реалии.

#00:18:06#

Преданный: Но природа характера Рамананды и Сварупы Дамодара отличается.

#00:18:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Лалита и Вишакха. Нам говорят, что они такого типа. Лалита как Сварупа Дамодар, а Вишакха как Рамананда Рай. «Гаура-ганоддеша-дипика»: в этой книге показывается, открывается, кто есть кто во Вриндаване. Эти личности, которые пребывают в гаура-лиле, они являются во Вриндаван. В «Гаура-ганоддеша-дипике» [об этом говорится].

#00:18:56#

Садху Махарадж: Махарадж, я Садху Махарадж, у меня есть вопрос. Поскольку вы самый старший вайшнав на этой планете, не могли бы вы объяснить, что есть старшинство. Поскольку мы видим, в священных писаниях присутствует порой расхождение. Например, Шукадев Госвами. Я хочу знать, какова сиддханта, заключение о природе старшинства. Поскольку мы видим, Шукадев Госвами был главой, возглавлял собрание вайшнавов и произносил речь в этом качестве. И также мы видим, как Господь Кришна говорил с Уддхавой в присутствии Майтреи Риши.

#00:20:02#

А впоследствии, когда Видура захотел получить наставления от Уддхавы, то Уддхава отослал его за наставлениями к Майтрее. Аналогичные события или примеры мы находим также в гаура-лиле. Когда Чайтанья Махапрабху выражал почтение Рамачанде Пури в силу того, что последний был Его старше, хотя он не был квалифицирован, не заслуживал этого почтения, но Гауранга Махапрабху все же это почтение оказывал. Поэтому порой кажется, что старшинство, принцип старшинства не прямолинеен, но может быть извилист, нечто зигзагообразное. Как нам понять, кто старше, кто младше? Вы наиболее квалифицированы ответить на этот вопрос.

#00:20:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Есть форма, а есть суть, содержание. Я говорил об этом здесь с Киртананандой [Свами] и остальными. Я заявил им, что я разрушитель форм.

#00:21:04#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа…[4]

Мы должны почитать форму, но чего ради? В свое время вы следовали определенной религиозной форме, вы были христианами, но вы оставили эту форму и пришли к Свами Махараджу. Почему? Потому что суть и содержание обладают подлинной важностью. Полнота важности передается сути, а форма вторична, второстепенна. Мы должны стараться уважать формальность, форму. Но если суть отсутствует, мы должны отказаться от этой формы и формальности. Суть — все и вся. Махапрабху формально выражал почтение Рамачандре Пури, но Рамачандра Пури восстал против Мадхавендры Пури, своего собственного Гуру. Рамачандра Пури советовал Мадхавендре Пури, когда тот покидал этот мир, он говорил ему: «Почему ты скорбишь по Кришне: „Кришна! Кришна!“? Ты должен осознать, что ты сам — Брахман». И тогда Мадхавендра Пури велел ему убираться и назвал его майявади: «Я не обрету Матхуранатху Кришну! Этот человек пришел ко мне, чтобы учить меня, что я Брахман».

#00:22:36#

И Ишвара Пури: Мадхавендра Пури дал ему служение, Ишвара Пури переполнился любовью, его милостью, а Рамачандра Пури был отвергнут. Но все же формальное почтение Махапрабху пытался ему оказывать, но это почтение не исходило из Его сердца. Таким образом, форма может быть важна, но вопрос в том, какую суть несет эта форма? Мы должны почитать форму в соответствии с этим. В каждой сампрадае, религиозной сампрадае, есть определенное формальное положение. Например, сейчас обсуждается вопрос сикхов в Пенджаби. У них есть определенная форма, но когда речь заходит о сути, то ей придается большее значение. В противном случае форма второстепенна. Первична суть. Сарва-дхарма. С одной стороны, нам советуют уважать форму. Говорится:

#00:23:42#

йатах̣ правр̣ттир бхӯта̄на̄м̇,
йена сарвам идам̇ татам
свакарман̣а̄ там абхйарчйа,
сиддхим̇ виндати ма̄навах̣[5]

#00:23:54#

…сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣,
пара-дхармо бхайа̄вахах̣[6]

Где бы ты ни находился в настоящее время, какое бы положение ни занимал, пытайся сохранять его. Подобно тому, как генерал говорит солдату на поле битвы: «Удерживай позицию ценой своей жизни». Затем, когда придет время, вы сможете продвинуться вперед. Вы понимаете? В таком духе. В Гите говорится: «Не стремись занять чужое положение, сохраняй собственное положение, которое ты приобрел ценой твоих прошлых действий. Поддерживай это положение. Лучше умереть в этом собственном положении, но не отступить».

#00:24:38#

И затем Господь Кришна говорит: «Сарва-дхарма̄н паритйаджйа: отвергни все виды положений, позиций и устремись ко Мне». А иначе в чем смысл прогресса? Жизнь не предназначена для того, чтобы вечно сохранять старое положение. Прогресс означает движение вперед, отвержение старой формы и движение вперед. И в конечном счете достижение высочайшего положения. А высочайшее положение — это безграничное. Это то нечто, что я не могу зажать в кулаке, в пригоршне. Никакое положение невозможно, поскольку это безграничное по отношению к нему. Чем больше ты прогрессируешь, тем больше ты видишь, насколько безграничное велико, насколько я ничтожен, я всего лишь частица, незначительная часть Его. Вы понимаете?

Нитай-Гаура!

#00:25:37#

Я говорил Киртанананде и другим в том собрании: «Я разрушитель формы». Они не могли понять это положение.

#00:25:55#

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…[7]

[Непереведенные реплики.]

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…

Абсолют есть ачарья. Мы должны рассматривать Его, видеть Его в ачарье. И мое видение, восприятие ачарьи будет изменяться в соответствии с моим прогрессом.

#00:26:29#

Преданный: Махарадж, вопрос следующий. Когда духовная душа возвращается в мир Голоки Вриндавана, как она воспринимает иерархию, старшинство там?

#00:26:42#

Шрила Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?

Преданный: Когда атма возвращается в мир Голоки Вриндавана, как она воспринимает старшинство там, иерархию? Там уже присутствует определенная иерархия, среда.

#00:26:59#

Шрила Шридхар Махарадж: И живое существо знакомится с этой средой, с обитателями того мира. Душа возвращает себе свое естественное положение. Там присутствует вечная иерархия, естественная. И она знакомится с представителями этой иерархии, и она занимает определенное положение в рамках определенной группы: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. Существует классификация и дальнейшая классификация, подклассификация: соответственно своему положению она занимает то или иное место. Нечто в этом роде.

Нитай! Нитай! Нитай!

#00:27:50#

[Смеются.]

Я слишком много сегодня говорил. Я буду вынужден пострадать от последствий этого.

#00:28:09#

Преданный: Реакция, с которой вы столкнетесь, будет состоять в том, что ваши речи мы постараемся донести до как можно большего числа людей. И то будет великим благословением для них, и такая реакция придет к вам.

#00:28:22#

Шрила Шридхар Махарадж: Возможно, меня в моем преклонном возрасте Гуру Махарадж использует так. Он хотел, чтобы я отправился на Запад и проповедовал, но у меня не было решимости это сделать. И он заметил обо мне (я думаю, что как минимум один раз он сказал в мой адрес), он назвал меня любителем спокойной жизни.

#00:28:45#

Преданный: Гуру Махарадж, хотя вы говорите о том, что вы преклонных лет, мы считаем, что вы самый юный из нас.

#00:29:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Чем больше ты связан с этой вечной субстанцией, с этим аспектом реальности, то, соответственно этому, ты всегда остаешься вечно новым, то есть юным.

#00:29:56#

Преданный: Махарадж, я беседовал по телефону с Джанарданом Махараджем до того, как приехал сюда, он в Мексике. Он рассказал мне, что находился в ашраме [Бхакти] Кусума Ашрама Махараджа. И руководящий комитет ИСККОН, ДжиБиСи, послал двух санньяси с тем, чтобы те с ним побеседовали. Эти санньяси не были членами ДжиБиСи, но представляли руководящий комитет. И Джанардан Махарадж рассказал мне, что они были с ним на этот раз гораздо более вежливы.

#00:30:35#

Шрила Шридхар Махарадж: После того, как он вернулся отсюда?

Преданный: Да.

#00:30:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Я попросил его, я сказал ему, что члены ДжиБиСи приедут туда на ваше собрание, и после этого вы приезжайте. А иначе они будут обеспокоены. Я не хочу шокировать их до этого собрания. Но он ответил: «У меня уже нет связи с ним, я туда не отправлюсь», и тому подобное. Я посоветовался с [Бхакти] Судхиром [Госвами] Махараджем, и он также сказал, что нет связи с ними. Но я говорил, что это будет шок для ДжиБиСи, я не хотел бы, чтобы это произошло до того, как они должны были прибыть сюда. Я не хотел, чтобы он оставался здесь, поэтому он покинул Матх. А впоследствии он может приехать сюда вновь.

#00:31:48#

Преданный: Так или иначе, на сей раз они вели себя иначе, чем в прошлом. Они были вынуждены вести себя более воспитанно, как джентльмены. То был хороший шок, на этот раз это был позитивный шок.

#00:32:04#

Шрила Шридхар Махарадж: Но в данных обстоятельствах это по-прежнему шок для них, и мне это не нравилось — то, что я должен был сделать, вынужденный обстоятельствами. Я не мог этого избежать. Но в целом я чувствовал, исходя из здравого смысла, что после этого собрания он может приехать сюда. Но они не стали ждать.

#00:32:32#

Преданный: Когда мы летели сюда, мы сделали остановку на Гавайях. Там есть санньяси, который возглавляет храм ИСККОН. Он в прошлом был моим другом. И когда он узнал, что мы на Гавайях, он попросил: «Пожалуйста, приезжайте в храм». Он сказал мне: «Ты можешь остановиться в моей комнате». Мы поехали в храм, я с ним беседовал. Он принял санньясу от Джаяпатаки Свами. Но он несчастен, он недоволен взаимосвязью с этим человеком. Поэтому он передал вам письмо, Вашей Божественной Милости.

#00:33:19#

Шрила Шридхар Махарадж: Вы должны рассмотреть и обдумать все эти вещи. Говинда Махарадж здесь, Госвами Махарадж, Сагар Махарадж. Вы должны поразмыслить и посоветоваться. Вы все искренние люди и питаете в сердцах своих любовь к Махапрабху и к вашему Свами Махараджу. И то, ради чего Свами Махарадж отправился на Запад, вы соприкоснулись с этим явлением. Поэтому мы можем положиться на вас до известной степени.

#00:34:17#

Преданный: В целом мы все считаем, что связь с вами — это самое ценное явление для каждого.

#00:34:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Я так думал, что я всегда их друг. Но я опечален тем, что они ложно меня понимают, они заблуждаются на мой счет. Даже мои враги замечали обо мне, что моя отличительная особенность — это мощный здравый смысл и бескорыстие, что давало мне уникальное положение в Гаудия Матхе. Мощный здравый смысл и отсутствие эгоизма, открытость по отношению к истине, постоянная неизменная открытость навстречу истине.

#00:35:29#

Отсутствие партийного или сектантского духа во мне — другая моя черта. Великодушие, широта. Маха̄-вада̄нйа̄йа[8]. Я люблю Махапрабху.

#00:35:40#

йа̄ре декха, та̄ре каха...[9]

Общий интерес. Кого бы ты ни встретил, «делай ему инъекцию» этого «лекарства» в ситуации эпидемии, инъекцию сознания Кришны. С кем бы ты ни сталкивался, «делай ему инъекцию» сознания Кришны. Таков общий лейтмотив всей жизни Махапрабху. Делай все необходимое, привлекаемый этим духом великодушия, и помощь придет свыше. Если мы совершаем это служение, то помощь автоматически, естественным путем придет к нам, помощь в деле распространения этого сознания Кришны.

#00:36:26#

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а

Не отступай, не уходи. Таким должен быть наш долг. Цель нашей жизни в целом такова, вечной жизни, вечная цель в жизни. Идет ли речь о наших единоличных усилиях или совместных коллективных усилиях такого рода, всегда распространяй сознание Кришны миру. Это единственное занятие, единственное дело. Все остальные занятия и дела второстепенны.

Кришна! Кришна! Кришна! Нитай-Гаура Харибол!

#00:38:05#

Преданный: Махарадж, вот пожертвования.

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна! А нет никаких известий об этом Балараме? Они не знают его?

#00:38:43#

Преданный: Хороших новостей нет. Нет хороших новостей о севе. Он говорил, что он был очень вдохновлен, и он хотел построить санскритский колледж там. Мы проследим за этим.

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол! Нитай! Нитай! Нитай! Нитай! А Бхавананда Махарадж также отошел от дел?

#00:39:21#

Преданный: Да, отошел. Он живет в Нью-Йорке в обществе Рамешвары, они живут вместе.

#00:39:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Они утратили веру, полностью утратили веру в Махапрабху? Как это понимать? Или веру в Прабхупаду, в Свами Махараджа?

Преданный: Я так не думаю. Но они утратили веру в организацию. Но практическую жизнь ачарьи они не способны поддерживать, не могут продолжать [жить в соответствии с положением ачарьи].

#00:40:03#

Шрила Шридхар Махарадж: Они прямые непосредственные представители Свами Махараджа?

Преданный: Они не представители, они ложные представители.

#00:40:16#

Шрила Шридхар Махарадж: Свами Махарадж сформировал комитет. Разве нет? Комитет ачарьев.

#00:40:21#

Преданный: Есть люди, которые это отрицают, они утверждают, что он не сформировал комитет. Он назвал имена кандидатов в члены этого комитета. И также имена предполагаемых ачарьев он назвал, нескольких будущих ачарьев. Он также назвал вас.

#00:40:45#

Шрила Шридхар Махарадж: Вначале они пришли ко мне, когда возник вопрос относительно Хамсадута, Тамала Кришны и Джаятиртхи, не так ли? Этих трех они назвали. Я попросил их простить эту троицу на первый раз. Поскольку Свами Махарадж признал их в этом качестве. Следует это высоко ценить. И поскольку изгнание этих трех нанесло бы серьезный урон всей миссии Свами Махараджа, поскольку они его прямые представители. Поэтому я попросил простить и забыть на первый раз. Тамал Кришна остался, а Джаятиртха и Хамсадут ушли.

#00:41:48#

Преданный: Тамал Кришна написал письмо в ответ на письмо от Джагат Гуру Свами. Джагат Гуру Свами написал любящее письмо, в котором выразил любовь, но использовал сильные эмоциональные выражения, искренне написал. И Тамал Кришна написал ответ, в котором он ответил на то, что сказал ему Джагат Гуру Свами, и он донес свою точку зрения до комитета ДжиБиСи с тем, чтобы ДжиБиСи рассмотрело его мнение и суждение. Он хотел бы, чтобы все эти проблемы разрешились.

#00:42:53#

Шрила Шридхар Махарадж: А Юдхаманью Сева Викрам приедет?

Преданный: Мы не знаем.

Шрила Шридхар Махарадж: Он поранил ногу, нет?

Преданный: Подвернул щиколотку, это не серьезно.

#00:43:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Существует зов местного провинциального долга и зов абсолютного долга. Призыв совершать абсолютный долг и призыв совершать ограниченный, местный, провинциальный долг, следовать локальному интересу. Это также в божественной сфере. Местное, ограниченное, и абсолютное. И существует, присутствует градация. Безграничное прогрессивно. Это субъект, сверхсубъект и сверх-сверхсубъект. Это прогресс, развитие. Ограниченное не может исчерпать безграничное. Безграничное всегда безгранично. Никакое число ограниченных начал не могут образовать безграничное. Подобно тому как если отнять от ноля ноль будет ноль. Ноль плюс ноль будет ноль. Ноль умножить на ноль будет ноль. Таким образом, безграничное плюс безграничное равно безграничное. Безграничное минус безграничное равно безграничное. И так далее. Такова природа этого явления.

#00:44:58#

Если полноту отнять от полного, то останется полнота. Это безграничное нечто, подобное нулю в известном смысле. С одной стороны, ноль, с другой стороны — безграничное. Поэтому безграничное минус безграничное равно безграничное. Что может быть более удивительно, нежели это? Мы отнимаем полное из полного и в остатке полное, полнота. Оно не уменьшится, полное не уменьшится, не может уменьшиться. И мы стараемся приблизиться к такому явлению.

#00:45:46#

Преданный: В Сан-Франциско мы с Трипурари Махараджем беседовали с одним имперсоналистом, и он говорил, что Абсолют становится обусловлен. Мы же отвечали ему на это, что если бы Абсолют мог становиться обусловленным, то Он не был бы в конечном счете Абсолютом, поскольку Абсолют может стать многими состояниями, или условиями, в этом материальном мире.

#00:46:24#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда Абсолют приближается к не-Абсолюту, к ограниченному началу, это проявление Его величайшего великодушия. Апракрита. Знание классифицируется таким образом. Первое — пратьякша. Пратьякша — это восприятие чувств. Парокша — то, что я не пережил лично, но то, что пережили другие. Затем апарокша — состояние, подобное глубокому сну без сновидений, когда мы соприкасаемся с чем-то, а затем, когда мы просыпаемся, мы говорим: «Я спал очень крепко, хорошим крепким, глубоким сном». В тот момент, в тот период, когда мы спим, отсутствовало любое движение, но, когда мы возвращаемся в бодрствование из этого состояния, мы можем утверждать: «Я спал очень глубоко, без сновидений». Это апорокша. Затем адхокшаджа — другое измерение. Его природа такова: когда оно хочет низойти на наш уровень, мы можем почувствовать его; когда оно уходит, отстраняется, мы беспомощны. Это адхокшаджа.

#00:47:46#

А когда эта адхокшаджа становится более высокого уровня, это явление превращается в апракриту, оно приходит на наш уровень таким образом, что мы считаем Его [Господа] одним из нас. Но Он не один из нас. Это та ситуация, когда Абсолют в Своем высочайшем проявлении приближается к ограниченному существу в максимальной степени, становится наиболее близок к нему. И это апракрита. Нечто подобное реалиям этого мира, но в корне от них отличное. И это Кришна в Его вриндаван-лиле. Тот Кришна, который носит Говардхан, подобно мячику для игры. Когда Он слышит мяуканье кошки, пугается и обнимает Свою мать Яшоду в поисках защиты. Яшода видит всю вселенную, все мироздание, когда Он открывает Свой рот. Она смущена этим, она начинает задаваться вопросом: «Кто Он? Этот мальчик открыл рот, и я обнаружила там всю вселенную. Неужели Он не мой сын?!» Она обескуражена, она сбита с толку. И затем кошка мяукает, и Кришна в испуге обнимает Яшоду, и она думает: «Нет, нет, мне почудилось, он мой сын, мое дитя».

#00:49:28#

Таким образом, Абсолют приближается к ограниченному существу максимально близко и заключает его в Свои объятья. Такова природа апракрита-лилы во Вриндаване: «Я один из вас». Яшода порет Его розгами, Он носит на голове сандалии Нанды. Он находится в таком положении. И Он ссорится с друзьями, дерется с друзьями, ворует масло и так далее, и тому подобное. Все эти реалии. Он лжет. Практически как один из нас Он поступает. Это та ситуация, когда высочайшее самым великодушным образом максимально приближается к ограниченному существу. Это апракрита. Это кришна-лила.

#00:50:35#

А когда Он распространяет и раздает Себя самым падшим — это гаура-лила. Они объединяются — Радха-Говинда. Позитивное и негативное, Радхарани и Кришна. Негативную сторону тотально и целостно представляет Радхарани в различных стадиях: мадхурья-расу и также ватсалью. Родительская любовь, дружеская нежность, любовь друзей и любовь слуг, и покорность — все это части Радхарани. Полнота пребывает в Ней, в Радхарани. Она негативная сторона. А позитивная сторона — Кришна со всеми Своими параферналиями.

[Прославления.]

[Шрила Шридхар Махарадж предлагает гирлянды западным ученикам.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] «Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Санкаршана, ни богиня удачи, ни даже Я сам недороги Мне так, как ты, Мой дорогой Уддхава» («Шримад Бхагаватам», 11.14.15).

[2] «Так разрубается узел в сердце, и вдребезги разбиваются все сомнения».

Стих полностью: бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, др̣ш̣т̣а эва̄тманӣш́варе — «Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.21).

Также: бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани — «Когда преданный видит Меня как Параматму, Сверхдушу, находящуюся в сердцах всех живых существ, узел его ложного эго в сердце разрубается и все сомнения распадаются на маленькие кусочки. Устраняются полностью и все желания совершать материалистичную деятельность» («Шримад-Бхагаватам», 11.20.30).

[3] «Шри Чайтанья Махапрабху, известный как Гауранга, — океан всего совершенного знания служения в преданности. Он уполномочен Шри Раманандой Раем, который подобен облаку служения в преданности. Это облако было напоено влагой всей окончательной сути служения в преданности и было направлено океаном пролить эту влагу над морем Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, океан Чайтаньи Махапрабху стал наполнен драгоценными камнями знания чистого служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.1).

[4] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).

[5] «Человек обретает совершенство, когда путем исполнения предписанных ему обязанностей почитает Всевышнего, который является источником всех живых существ и пронизывает Собою все мироздание» (Бхагавад-гита, 18.46).

[6] Ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхарма̄т свануш̣т̣хита̄т / сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣ — «Лучше следовать своему предназначению — пусть даже несовершенно, нежели идеально исполнять чужой долг. Даже смерть может быть благом при исполнении своего предназначения, тогда как следовать по чужому пути опасно» (Бхагавад-гита, 3.35).

[7] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

[8] Намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те / кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣ — «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи».

[9] Йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а / а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а — Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне: по воле Моей стань Гуру и спаси эту землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования