«Кришна пытается удовлетворять Своих преданных». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 июня 1992 года. Гавайи, США. «Простые и сладостные истины» (часть 72)




Russian

Кришна пытается удовлетворять Своих преданных

Может быть, еще две-три [шлоки], помимо этих восьми [стихов «Шикшаштакам»] воспевал Махапрабху. Но это «Шикшаштакам», и мы знаем, что шлоки «Шикшаштакам» написал Махапрабху. Но Он дал [также] два других источника [духовного знания] — принес из Южной Индии «Брахма-самхиту» и «Кришна-карнамриту». В этих двух писаниях заключена полнота теизма Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы видим, что суть всего содержится в «Брахма-самхите». И также [там] содержится раса-вичар («наука о духовном вкусе», подсказывает Сагар Махарадж). Знание о божественных взаимоотношениях с Кришной и верховных взаимоотношениях в мадхура-расе содержится в «Кришна-карнамрите». Махапрабху был счастлив принести две эти книги из Южной Индии. Полнота истины передана в шлоке Махапрабху: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇.

Тот, кто способен должным образом воспевать Харе Кришна маха-мантру, обретет это благо. Его покинет, оставит в покое вся иллюзорная среда. Он обретет счастье. Он обретет экстаз. Он обретет форму, образ в измерении преданности, и он обретет служение Кришне в мадхура-расе. [Это духовное продвижение возможно] вплоть до мадхура-расы. Здесь эта истина передана очень искусно и разумно. Я никогда не видел ничего подобного прежде. Бхактивинод Тхакур очень разумно и искусно передал это в своем комментарии. Мы видим, как Гуру Махарадж популяризировал эту истину в своих произведениях. Крайне ясно и отчетливо Гуру Махарадж выразил ее в шикшаштакам-вьякхье, объяснениях «Шикшаштакам».

Так или иначе, наше место назначения — это зенит, пик достижения высочайшего совершенства, высший предел. Это измерение того высочайшего вкуса, где Кришна пытается служить Своему преданному, но безуспешно. Все преданные служат Кришне, такова их природа. Это происходит на Вайкунтха-локе, на Голоке, во Вриндаване. Повсюду дживы-души и Его спутники пытаются служить этому Вишну, или Кришне. Но Кришна пытается служить Своим преданным. Таково положение вещей в мадхура-расе. И Кришна не способен это делать. Он становится обязан Своим преданным, Он чувствует, что в долгу перед ними и стремится служить им. Такова природа Кришны. Но Он не может служить! Поэтому Он пытается служить Своим преданным через группы слуг Его преданных, то есть через преданных Его преданных. Он помогает преданным Своих преданных служить им. Это очень, очень высокий образ мыслей.

[Кришна говорит:] «Тот, кто говорит, что является Моим преданным, не является Моим преданным, а тот, кто является преданным Моего преданного, тот является Моим преданным. Все это знают. Я хочу отвести положение подлинного преданного тому, кто служит Моему преданному. То, на что Я неспособен, он делает. Я не в силах служить Моему преданному. Но он служит Моему преданному. Он удовлетворяет Моего преданного. Таково его качество. Поэтому Я раб преданного Моего преданного». Таково заключение Кришны. Это высочайшее явление. И это цель нашей жизни.

Мы только говорим: «Голока, Голока», но что такое Голока? Можно понять, что это такое, благодаря этой (описанной выше) концепции. Мы столь удачливы, что обрели это благодаря Бхактивиноду Тхакуру, Шриле Сарасвати Госвами Прабхупаде, и милосердная волна, охватившая весь мир, пришла благодаря Шриле Свами Махараджу, и очень утонченным образом она предстала перед нами в личности Шрилы Гуру Махараджа.

У Кришны нет никаких забот, все служат Ему. И в чем же состоит Его «забота», труд? Он пытается «переварить», «усвоить» то, что Ему подносят, но это не работа. Ему нужно что-то делать. Трансцендентный мир живет и развивается таким образом. Каждый в нем что-то делает. И то, что он делает ,— это нечто очень хорошее, очень чистое, очень экстатичное и радостное. Природа того мира описана в «Шри Брахма-самхите»:

ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво,
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ,
чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча...

[«Во Вриндаване богини суть возлюбленные; верховный Господь — возлюбленный; деревья — древа, исполняющие желания; земля состоит из драгоценных камней, исполняющих желания; вода — нектар; речь — песня; движение — танец; флейта — любимая подруга Кришны, а свет духовен и полон радости. Вриндаван — источник высшего наслаждения» («Шри Брахма-самхита», 5.56).]

Многие описания Голоки, Шветадвипы, мы обретаем милостью Махапрабху, благодаря «Шри Брахма-самхите». Там всё и все служат Кришне, то есть целью жизни каждого обитателя того мира является служение Кришне. Но каков труд, каково занятие Кришны? Кришна пытается удовлетворять Своих преданных. Преданные очень разумны и не позволяют Ему это делать. В сутках 24 часа. Преданные 24 часа в сутки задействованы в служении Кришне. Поэтому у Кришны нет шанса им служить, но Ему нужно что-то с этим делать, поэтому Он пытается действовать более глубоким или искусным образом, то есть служить преданным Его преданных. И в этом заключается наш шанс, если мы можем служить преданным преданных преданных преданных.

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

[«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80; а также «Падьявали» (74) Шрилы Рупы Госвами).]

Таким образом Махапрабху отверг всю варнашрама-дхарму. Он объяснил, что принадлежность к варне и ашраму не есть наше подлинное тождество. Каково это тождество? Кришна — верховная личность Бога. И Его слуги обладают всем богатством трансцендентного мира, то есть силой, энергией Кришны. У них есть это в их сердцах. И мое тождество состоит в том, что я — слуга слуги слуги Кришны.

В Австралии некие преданные… там много преданных, но они живут по-своему. Кто-то привязан к индуизму. И один преданный из числа таких пришел ко мне. Его шокировало то, что я сказал в лекции: «Мы не индуисты». Наше тождество состоит в том, что мы не брамины, не кшатрии, мы не вайшьи и не шудры. Мы не цари, не священники, не торговцы и не рабочие. У нас есть лишь одно отождествление: гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ («слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи»). Махапрабху отверг, уничтожил варнашраму. Мадхавендра Пури отверг также и деятельность, предписанную вайшнава-смрити.




←  Парикрама. Окончание. 23 ноября 2023 года. Вриндаван Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Шри Нимбадитья». Проф. Нишиканта Саньял. Из книги «Шри Кришна Чайтанья» | “Sri Nimbaditya.” Prof. Nishikanta Sanyal. From Sri Krishna Chaitanya  →


Russian

Кришна пытается удовлетворять Своих преданных

Может быть, еще две-три [шлоки], помимо этих восьми [стихов «Шикшаштакам»] воспевал Махапрабху. Но это «Шикшаштакам», и мы знаем, что шлоки «Шикшаштакам» написал Махапрабху. Но Он дал [также] два других источника [духовного знания] — принес из Южной Индии «Брахма-самхиту» и «Кришна-карнамриту». В этих двух писаниях заключена полнота теизма Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы видим, что суть всего содержится в «Брахма-самхите». И также [там] содержится раса-вичар («наука о духовном вкусе», подсказывает Сагар Махарадж). Знание о божественных взаимоотношениях с Кришной и верховных взаимоотношениях в мадхура-расе содержится в «Кришна-карнамрите». Махапрабху был счастлив принести две эти книги из Южной Индии. Полнота истины передана в шлоке Махапрабху: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇.

Тот, кто способен должным образом воспевать Харе Кришна маха-мантру, обретет это благо. Его покинет, оставит в покое вся иллюзорная среда. Он обретет счастье. Он обретет экстаз. Он обретет форму, образ в измерении преданности, и он обретет служение Кришне в мадхура-расе. [Это духовное продвижение возможно] вплоть до мадхура-расы. Здесь эта истина передана очень искусно и разумно. Я никогда не видел ничего подобного прежде. Бхактивинод Тхакур очень разумно и искусно передал это в своем комментарии. Мы видим, как Гуру Махарадж популяризировал эту истину в своих произведениях. Крайне ясно и отчетливо Гуру Махарадж выразил ее в шикшаштакам-вьякхье, объяснениях «Шикшаштакам».

Так или иначе, наше место назначения — это зенит, пик достижения высочайшего совершенства, высший предел. Это измерение того высочайшего вкуса, где Кришна пытается служить Своему преданному, но безуспешно. Все преданные служат Кришне, такова их природа. Это происходит на Вайкунтха-локе, на Голоке, во Вриндаване. Повсюду дживы-души и Его спутники пытаются служить этому Вишну, или Кришне. Но Кришна пытается служить Своим преданным. Таково положение вещей в мадхура-расе. И Кришна не способен это делать. Он становится обязан Своим преданным, Он чувствует, что в долгу перед ними и стремится служить им. Такова природа Кришны. Но Он не может служить! Поэтому Он пытается служить Своим преданным через группы слуг Его преданных, то есть через преданных Его преданных. Он помогает преданным Своих преданных служить им. Это очень, очень высокий образ мыслей.

[Кришна говорит:] «Тот, кто говорит, что является Моим преданным, не является Моим преданным, а тот, кто является преданным Моего преданного, тот является Моим преданным. Все это знают. Я хочу отвести положение подлинного преданного тому, кто служит Моему преданному. То, на что Я неспособен, он делает. Я не в силах служить Моему преданному. Но он служит Моему преданному. Он удовлетворяет Моего преданного. Таково его качество. Поэтому Я раб преданного Моего преданного». Таково заключение Кришны. Это высочайшее явление. И это цель нашей жизни.

Мы только говорим: «Голока, Голока», но что такое Голока? Можно понять, что это такое, благодаря этой (описанной выше) концепции. Мы столь удачливы, что обрели это благодаря Бхактивиноду Тхакуру, Шриле Сарасвати Госвами Прабхупаде, и милосердная волна, охватившая весь мир, пришла благодаря Шриле Свами Махараджу, и очень утонченным образом она предстала перед нами в личности Шрилы Гуру Махараджа.

У Кришны нет никаких забот, все служат Ему. И в чем же состоит Его «забота», труд? Он пытается «переварить», «усвоить» то, что Ему подносят, но это не работа. Ему нужно что-то делать. Трансцендентный мир живет и развивается таким образом. Каждый в нем что-то делает. И то, что он делает ,— это нечто очень хорошее, очень чистое, очень экстатичное и радостное. Природа того мира описана в «Шри Брахма-самхите»:

ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво,
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майӣ тойам амр̣там
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ,
чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча...

[«Во Вриндаване богини суть возлюбленные; верховный Господь — возлюбленный; деревья — древа, исполняющие желания; земля состоит из драгоценных камней, исполняющих желания; вода — нектар; речь — песня; движение — танец; флейта — любимая подруга Кришны, а свет духовен и полон радости. Вриндаван — источник высшего наслаждения» («Шри Брахма-самхита», 5.56).]

Многие описания Голоки, Шветадвипы, мы обретаем милостью Махапрабху, благодаря «Шри Брахма-самхите». Там всё и все служат Кришне, то есть целью жизни каждого обитателя того мира является служение Кришне. Но каков труд, каково занятие Кришны? Кришна пытается удовлетворять Своих преданных. Преданные очень разумны и не позволяют Ему это делать. В сутках 24 часа. Преданные 24 часа в сутки задействованы в служении Кришне. Поэтому у Кришны нет шанса им служить, но Ему нужно что-то с этим делать, поэтому Он пытается действовать более глубоким или искусным образом, то есть служить преданным Его преданных. И в этом заключается наш шанс, если мы можем служить преданным преданных преданных преданных.

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

[«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80; а также «Падьявали» (74) Шрилы Рупы Госвами).]

Таким образом Махапрабху отверг всю варнашрама-дхарму. Он объяснил, что принадлежность к варне и ашраму не есть наше подлинное тождество. Каково это тождество? Кришна — верховная личность Бога. И Его слуги обладают всем богатством трансцендентного мира, то есть силой, энергией Кришны. У них есть это в их сердцах. И мое тождество состоит в том, что я — слуга слуги слуги Кришны.

В Австралии некие преданные… там много преданных, но они живут по-своему. Кто-то привязан к индуизму. И один преданный из числа таких пришел ко мне. Его шокировало то, что я сказал в лекции: «Мы не индуисты». Наше тождество состоит в том, что мы не брамины, не кшатрии, мы не вайшьи и не шудры. Мы не цари, не священники, не торговцы и не рабочие. У нас есть лишь одно отождествление: гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ («слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи»). Махапрабху отверг, уничтожил варнашраму. Мадхавендра Пури отверг также и деятельность, предписанную вайшнава-смрити.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования