«Настроение преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Май 1996 года. Калифорния, США. Мировой проповеднический тур

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Настроение преданности

(Май 1996 года. Калифорния, США. Мировой проповеднический тур)

 

По милости Шрилы Гуру Махараджа и Махапрабху несколько дней уже прошли здесь в кришна-санкиртане и в общении с преданными. То, в чем мы нуждаемся для того, чтобы жить, мы получили.

Наша практика очень проста, название нашего ашрама очень простое и легко распознаваемое — Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам. Чайтанья Махапрабху, вы знаете, есть образ Радхи-Говинды. Он тождественен Им. Он явился для того, чтобы переживать Свое божественное настроение. Божественная любовь Голоки Вриндаваны снизошла. Ради того, чтобы это произошло, Он явился здесь. И что сказал Кришнадас Кавирадж Госвами, цитируя шлоки Рупы Госвами Прабху, шлоки Шрилы Сварупы Дамодара:

#00:02:30#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау…[1]

Когда высочайший Абсолют желает почувствовать Свою высочайшую сладость, Он является, Он проявляет Свой образ Шри Чайтаньи Махапрабху. И нет иного пути, поскольку Кришна желает чувствовать Свой вкус, вкус Себя, но не может делать это в полной мере. Поскольку Та, Которая обладает высочайшим настроением преданности, запредельным настроением преданности, — это Радхарани. И Он, будучи Кришной, не может в полной мере переживать это явление. Это вечные игры Радхи и Кришны, а также игры Махапрабху. Игры Махапрабху — это следующее «издание».

#00:04:05#

аш̣т̣а̄вим̇ш́а чатур-йуге два̄парера ш́еш̣е
враджера сахите хайа кр̣ш̣н̣ера прака̄ш́е[2]

Господь Кришна явился в Двапара-югу, а затем и в Кали-югу, но уже в образе Махапрабху, чтобы испытать этот экстаз.

Шрипад Сагар Махарадж: В конце двадцать восьмого тысячелетия Вайвасваты Ману, в это время.

Шрила Говинда Махарадж: В это время Бхагаван Шри Кришна является. А после этого наступает время юга-аватара Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. И в это время юга-аватар сливается с Кришной. И этот Кришна есть источник всего — трансцендентного, бренного — всего сущего.

#00:04:55#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣…[3]

Махапрабху внутренне имеет два образа. И один из них — образ юга-аватара. Другой образ — это Сам Кришна, Который стремится почувствовать вкус или природу Своей красоты, любви — всего. Он принимает настроение Радхарани и Ее цвет. Этот образ есть Махапрабху. С этим образом сливается юга-аватар Махапрабху. Подобный намек дал Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, цитируя шлоки.

#00:05:50#

…ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

Кр̣ш̣н̣а-сварӯпа — это ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇: Сам Кришна принял цвет Радхарани и Ее настроение и явился в образе Гауранги Махапрабху. Этот Махапрабху более милостив, нежели Кришна, поскольку Кришна явился в образе бхакты, Своего преданного, а природа преданного такова: преданный раздает Кришну. Когда Сам Кришна становится преданным, Он настолько милостив, Ему присуще столь милостивое настроение, настроение милосердия к падшим душам возникает в Нем. Таким образом Кавирадж Госвами объяснил: «Когда Кришна желает дать Себя, Он становится Чайтаньей Махапрабху».

И столь удачливы дживы, души, поскольку они обрели это явление в широких масштабах. В противном случае его обрести очень трудно, поскольку отсутствует связь с обителью Кришны, с той обителью, где Кришна играет с гопи. Кришна имеет множество образов, форм. Мы слышали об этом. Эти формы — юга-аватар, лила-аватар, манвантар-аватар, шакти-авеша-аватар — многие формы Кришны. Но Его изначальная форма — в этом образе этот сладостный Абсолют всегда играет. Когда этот сладостный Абсолют желает дать Себя, тогда не возникают вопросы. Он способен пролить Свою милость.

Иногда мы видим, когда в некой стране меняется правительство или, когда в страну приезжает некий уважаемый гость, тогда многих заключенных выпускают на свободу. Так происходит. Если меняется правительство и на смену приходит новое правительство, то новое правительство выпускает заключенных на свободу. И, может быть, тысячи и тысячи заключенных выходят на свободу. Нечто в этом роде.

Когда Сам Кришна приходит, тогда Он способен дать Себя. И это бесспорно, не подлежит сомнению. Закон становится бессилен, аннулируется. Махапрабху Чайтаньядев — верховный даритель Самого Себя. Махапрабху хотел, чтобы после Него Его поток продолжал свое течение в этом мире. По Его милости мы обрели шад-госвами и других вайшнавов в линии Чайтаньи Махапрабху. Через них этот поток продолжает свое течение.

Махапрабху лично обучал Рупу Госвами и Санатану Госвами в Каши Дхаме и в Праяге. Рупа-шикша и Санатана-шикша известны. Они описаны в соответствующих главах «Чайтанья-чаритамриты». Все материалы бхакти-йоги, ананья-бхакти были переданы Рупе Госвами и Санатане Госвами. Ананья-бхакти: материалы эксклюзивной преданности были переданы, и Махапрабху сказал: «Да, Я даровал ему это явление». И таким образом Он утвердил Рупу Госвами, поэтому не возникает вопроса о том, каким образом происходит передача милости Чайтаньи Махапрабху.

Этот ашрам следует линии Шри Рупы Госвами, а также миссии Чайтаньи Махапрабху, поэтому название ашрама в высшей степени уместно: Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам. Мы желаем служить. Мы стремимся служить представителям нашей наставнической линии, возглавляемым нашим Гуру Махараджем. Тот, кто связан с Гуру Махараджем, возможно, он его духовный брат или, может быть, он его ученик, или, может быть, он ученик ученика: все они суть сарасваты. Сарасвати Тхакур — Гуру нашего Гуру Махараджа, а также Гуру Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. И мы все — последователи Сарасвати Тхакура. Это наше само-отождествление.

И мы знаем, кто этот Сарасвати Тхакур — он тот, кто возродил всю сампрадаю. Когда различные апа-сампрадаи осквернили концепцию Махапрабху, в то время Сарасвати Тхакур (мы знаем, что он — паршада Шри Чайтаньи Махапрабху), в то время он явился. Он возродил сампрадаю и вновь утвердил концепцию Кришны, Чайтаньи Махапрабху и по всему миру пытался распространить свою миссию. А впоследствии по его милости мы обрели наших Гуру — Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, а также Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду. А по их милости в наши дни по всему миру люди связаны с линией Шрилы Рупы Госвами, а мы — слуги их миссии.

Сева-ашрам. Ашрам, матх, миссия — все это разные понятия. Матх означает место, в котором живут студенты, ученики, люди, изучающие религию. Тогда как ашрам — это место, в котором постоянно совершается служение Верховному Господу. И в этом месте может жить каждый, кто совершает служение. Наше видение, намерение были таковы. Тот, кто желает служить, тот может получить место обитания, удобства.

И наша миссия с каждым днем счастливо растет. Счастье не только мое, счастье каждого, кто пытается понять характер деятельности нашей миссии, нашу жизнь в служении. Если они — истинные искатели и питают веру, то благодаря искренности они легко могут понять, что такое сознание Кришны, природу служения Кришне — всё. Здесь проявлен наш ашрам, и все мы являемся слугами сверху донизу, тотальным образом. Наше намерение состоит исключительно в служении Гуру и Гауранге. Мы столь счастливы, потому что с каждым днем наша семья становится больше, наша семья растет. В действительности в этом мире число наших последователей невелико. Но нас это не смущает и не разочаровывает, поскольку мы знаем, что преданность — это крайне редкое явление, и священные писания говорят:

#00:17:50#

мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇ на̄ра̄йа̄н̣а-пара̄йан̣ах̣
судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне[4]

Можно увидеть мукта-пуруш и освобожденные души. Если вы будете искать преданность среди освобожденных душ, то увидите — преданных считанные единицы. Гуру Махарадж напоминает нам, говоря: «Мы нуждаемся в качестве, не в количестве». Наше положение таково: мы всегда находимся в экзаменационном зале, а Гуру и вайшнавы будут принимать у нас экзамены. Однако мы не должны терять надежды. Если десять человек сдадут экзамены, то мое имя должно быть в этом списке. Если один человек сдаст экзамен, то этим человеком должен быть я. Так мы будем пытаться вручить себя служению Кришне. Это крайне редкое явление, в этом нет сомнений. Крайне редкий шанс — обрести это настроение.

Но я удивляюсь, видя, как наши преданные исполнены преданности Кришне, не просто преданы, они иногда чересчур преданы. И подобное настроение преданности — счастье для нас. Мы обрели общество таких людей. Это наша удача в этом мире.

Этот мир полон иллюзий. Если где-то в этом мире мы видим связь с совершенным светом, то мы должны быть счастливы. И мы должны достичь света счастливо, мы должны достичь цели. Свет показывает нам: «Да, мы следуем подлинной линии». Такого рода связь со служением дал Гуру Махарадж, и под его стягом мы должны развивать наше сообщество, нашу организацию. Несомненно, наша миссия развивается, но с каждым днем она будет становиться все более прославленной, счастливой, прекрасной. Вы терпите мой английский язык.

Преданные: Мы не терпим его, мы любим его. Это нектар для нашего слуха.

Шрила Говинда Махарадж: И я должен признаться. Я должен исповедаться. Мне очень повезло, поскольку я обрел сотни друзей, все они преданы Кришне. Некоторые незначительные изъяны, ну, чуть больше изъяна — это естественно, но они преданы.

#00:22:45#

джа̄та-ш́раддхо мат-катха̄су,
нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу…[5]

Они шраддхāлур и сампатти ван. Они обладают верой, и они богаты. Они богаты сознанием Кришны. Джāта-шраддхо мат-катхāсу нирвинн̣ах сарва-кармасу. Они оставили все свои привычки и отказались от всего счастья ради служения Кришне.

Вчера я слушал лекцию Шрилы Свами Махараджа на бенгальском языке, в которой он сказал: «Посмотрите на людей, приезжающих из западных стран. Ради меня они оставили многое. Они отказались от наркотиков, что естественно в их странах. Они отказались от алкоголя и тому подобного, они отказались от мяса — от этой привычки, они отказались от незаконного секса — от этой привычки, они отказались от азартных игр. Они отказались от материалистичного наслаждения, которое было доступно у них на родине. И они сделали все это ради меня. А также пятый принцип — отказ от богатства, передача всего богатства Гуру. Так насколько они преданы, насколько их следует почитать! Тогда как кто из индийцев поступил подобным образом? Можете показать хотя бы одного человека, который отказался от всего ради своего Гуру? Есть ли здесь хоть один такой человек, человек, оставивший все ради своего Гуру? Однако эти западные люди — их пример образцовый, мы не можем ожидать ничего большего. Поэтому я иду на определенные уступки в отношении образа жизни. И, я думаю, для них это вполне уместно».

Так Шрила Свами Прабхупада поддержал их, и Шрила Гуру Махарадж был... я не знаю, как выразиться по-английски. Сказать «счастлив» недостаточно... дал крайне высокую оценку, признавал эту деятельность Шрилы Свами Махараджа.

Однажды Гуру Махарадж Гуру Махараджа — Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — хотел учредить студенческое общежитие в Лондоне, и преданные консультировались также с Гуру Махараджем по этому вопросу. На собрании, посвященном этому вопросу, Сарасвати Тхакур говорил: «Мы откроем в Лондоне общежитие, гостиницу. К нам будут приходить благие души, и они будут жить в гостинице и в общежитии. В будущем они могут стать нашими последователями. Они будут учиться (они будут изучать, имеются в виду мирские предметы, — кто-то юриспруденцию, кто-то химию и так далее). Многие индийские молодые люди приезжают в Англию за образованием. Они будут жить в нашем обществе, они будут видеть нас, и они обязательно примут нашу религию. Если будет необходимо, мы будем подавать им пищу, к которой они привыкли».

Гуру Махарадж сказал: «Но в таком случае репутация нашей миссии пострадает, если мы станем подавать им подобную пищу». Имеется в виду мясо. На что Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Тысячи рождений тому назад я принял это решение». И он выразился так: «Ради служения Кришне мы должны быть готовы делать все что угодно. Мы знаем, что они страдают от майи рождение за рождением. И все они наши друзья, все они наши братья. Мы должны помочь им».

Когда Сарасвати Тхакур сказал: «вайкунтха-вритти», Гуру Махарадж заметил: «Благодаря этим словам ко мне пришло кристально ясное понимание этой идеи: ради служения Кришне мы должны быть готовы на все». Таково видение Шрилы Сарасвати Тхакура.

Таким образом он вдохновил своих учеников. Сейчас это движение стало широкомасштабным в этом мире. И мы счастливы, поскольку являемся частью этого явления, частью этой организации Шрилы Сарасвати Тхакура. Мы не в силах были представить, что так будет. Мы слышали многое. И для нас эта идея была фантастикой.

Нетаджи Субхас Чандра Бос — великий человек, знаменитый в Индии. Если вы скажете Нетаджи, то каждый скажет: «О, речь идет о Субхасе». В Бенгалии особенно, но не только в Бенгалии, по всей Индии это имя гремит. Когда Субхас Чандра Бос учился в Англии, бывало так, что его ботинки были запачканы, а на улице был некий англичанин, который чистил ботинки прохожих, зарабатывал этим на жизнь. И Субхас был очень счастлив, потому что англичанин чистил ему ботинки. Он написал письмо в Индию, в котором упомянул это обстоятельство. Это правда. Такова гордость мирского человека.

Прабхупада Сарасвати Тхакур пролил милость на весь мир, и в настоящее время весь западный мир танцует, воспевает его имя, танцует с его именем на устах, прославляет Его Божественную Милость. Насколько счастлив Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж Прабхупада! И я должен упомянуть его имя — нет иного пути. Вы можете понять, о чем идет речь. Мы все удивляемся, поскольку это произошло за несколько лет. Сарасвати Тхакур ушел, это произошло в 1937 году, и после этого прошло несколько лет. То были годы ссор, столкновений. Шрила Свами Махарадж начал [духовное движение] в 1965 году. И за десять лет весь мир понял, кто такой Шри Чайтанья Махапрабху, кто такой Нитьянанда Прабху, что такое Харе Кришна маха-мантра, и эти люди постигли культуру вайшнавизма в большей степени, нежели индийцы.

Одна женщина, преданная, каждый день поклонялась Туласи. Я очевидец, поэтому и рассказываю. В Индии горшок, в котором выращиваются Туласи, обычно делают из глины. Случилось так, что этот горшок упал и разбился. Туласи была повреждена. Эта женщина плакала не переставая, она не принимала прасадам весь день и пыталась вылечить Туласи. Таким образом она служила Туласи. Нам нелегко представить, нелегко обнаружить среди индийцев подобную любовь к Туласи Деви. И я видел невероятную любовь многих. Я могу рассказать.

Аланкар — украшение наших Божеств. Одна преданная подарила Божествам украшения на Говардхане. Я видел: она очень дотошно, скрупулезно заботилась об этом. И она увидела какой-то изъян и плакала, она говорила: «Я завтра уезжаю, а эти украшения предназначены для Божеств. И Божества не будут украшены должным образом». И она плакала. Деньги для нее не важны. Я видел. Я видел, насколько велика ее любовь к Божествам. И, видя ее слезы, я подумал: «Кришна не дарит такую любовь мне, но насколько велика ее любовь к Кришне!»

Когда возникает вопрос о том, могут ли женщины совершать севу, когда это необходимо, я всегда немедленно отвечаю: «Да, конечно, они могут совершать севу». Они в действительности не женщины. Женский образ. Но они — преданные. Тот, кто предан, у того нет ни касты, ни формы. Только качества.

Шрипад Сагар Махарадж: Нет бренной формы.

Шрила Говинда Махарадж: Мы должны быть сознательны в отношении нашего настроения преданности. Правила и предписания предназначены для нас. Такого рода чувство приходит ко мне. Я видел, что многие преданные служат в миссии Шрилы Свами Махараджа. И я думаю, это Запад, это не Восток. В Индии это затруднительно, но на Западе это нетрудно. (Имеется в виду служение женщин в миссии, всяческое служение.) Такого рода настроение преданности. Как преданные обрели это настроение? Единственный источник сознания Кришны — это преданные. И это великая благая удача западных людей. Они не слышали многого. Они жили в расслабленном настроении, всячески наслаждались мирской жизнью. Они ничего не знали о Боге и о религии. Кто-то был христианином. Христиане ходят в церковь, молятся Богу, говоря «спасибо», и возвращаются домой. Формально приходят в церковь в хорошей одежде, кто-то ищет мужчину, кто-то ищет женщину, говорят Господу: «Спасибо».

Реплика: Иногда еще говорят: «Прости».

Шрила Говинда Махарадж: Но подобное настроение преданности нелегко обрести, однако они его обрели. И почему они его обрели? За этим стоит благая удача, сукрити. А именно: они никогда не совершали оскорбления, они никогда не оскорбляли Господа Кришну. Возможность совершить оскорбления отсутствовала в их жизни — оскорбления в адрес преданных, оскорбления в адрес Кришны, поскольку никогда прежде они не общались с преданными. И неожиданно они шли по дороге и увидели на обочине этой дороги открытую сокровищницу. И тот, у кого есть жажда и у кого есть любовь к драгоценным камням, тот может войти в эту сокровищницу, но он должен быть верным и иметь веру.

Таким образом они обрели это богатство. Они оставили многое — свое мирское наслаждение. Если вы оглядитесь, то увидите: в нашем ашраме сейчас здесь, в Соквеле, разбиты палатки. Преданные отвели мне теплую комнату, но сами они живут под открытым небом, им холодно. Там стоят палатки, несколько десятков. Они спят в этих палатках счастливо. Я только что задал вопрос Джаганнатхе Валлабхе Прабху: «Где твоя палатка?» Он показал мне свою палатку. Я спросил: «Неужели тебе ночью не холодно?» Он сказал: «Да, холодно. Но я счастлив здесь жить. У меня есть спальный мешок». Или что-то в этом роде.

Я видел его квартиру в Нью-Йорке. Не видел своими глазами, но слышал об этой квартире. Роскошная квартира. И там он спит, живет, танцует, наслаждается с преданными. Комфортабельная, фешенебельная квартира, Махарадж видел эту квартиру. Но здесь он живет хуже нищего, и он счастлив жить так. Я видел, я очевидец. Я спросил у него, а он ответил: «Да, Махарадж, я очень счастлив». Я ничего не сказал, но удивляюсь, насколько велика их преданность, поэтому они счастливы.

Такого рода преданные, к счастью, удачливые души. К счастью для нас, мы обрели их общество. Поэтому, я должен сказать, мне очень повезло. Я обрел общество друзей по милости Гуру Махараджа. Могу ли я сказать что-то большее?

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга-Гандхарва-Говинда-Сундар-Джиу ки джай!

Самавета вайшнава мандала ки джай!

Самавета бхакта-вринда ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Прославление преданных: Ом Аштоттара-шата-шри-Шримад Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Вишнупад ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[2] «Господь Кришна приходит на Землю в конце Двапара-юги двадцать восьмой дивья-юги, и вместе с Ним во всем великолепии нисходит Его вечная обитель Враджа Дхама» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.10).

[3] Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — «Кришна, известный как Говинда, является Верховным Господом всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Являясь началом всего, Сам Он не имеет начала. Он есть изначальная причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

[4] «Даже среди тысяч освобожденных гьяни и достигших совершенства йогов редко встретишь преданного Нараяны» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.150; 25.83).

[5] Джа̄та-ш́раддхо мат-катха̄су, нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу / веда дух̣кха̄тмака̄н ка̄ма̄н, паритйа̄ге ’пй анӣш́варах̣ // тато бхаджета ма̄м̇ прӣтах̣, ш́раддха̄лур др̣д̣ха-ниш́чайах̣ / джуш̣ама̄н̣аш́ ча та̄н ка̄ма̄н, дух̣кходарка̄м̇ш́ ча гархайан — «Пробудивший веру в рассказы о Моей славе, отвернувшийся от мирской суеты, знающий, что всякое наслаждение чувств ведет к страданию, но все еще не способный отказаться от чувственных удовольствий, Мой преданный остается счастливым и поклоняется Мне с великой верой и убежденностью. Даже если иногда порывы чувств уводят его, Мой преданный знает, что все удовольствия чувств приводят к печальному концу, и искренне раскаивается в своих поступках» («Шримад-Бхагаватам», 11.20.27,28).

 

The Mood of Devotion

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.8 МБ)

 

← «Следуй потоку». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Таиланд. 14 февраля 2012 года ·• Архив новостей •· «Утренний даршан». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 cентября 2007 года. Санкт-Петербург, Лахта →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования