«С чего начинается духовная жизнь?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 мая 1997 года. Соквел, Калифорния, США. «Простые и сладостные истины» (часть 40)




Существует два типа сукрити: нитья-сукрити и анитья-сукрити. Вечное сукрити и временное, преходящее. Временное сукрити может одарить нас благочестием и обществом праведников, благочестивых людей. Вечное сукрити приходит к нам благодаря любому соприкосновению с реалиями, относящимися к Шри Кришне. Благодаря этой связи сукрити любого типа, к нам приходящее, является нитья — вечным. Например, храм или некий садху, или ашрам… любая связь с теми реалиями, которые относятся к Господу Кришне. Воспевание Святого Имени, санкиртана и т. д. Благодаря нитья-сукрити можно обрести садху-сангху.

Мы обретаем шраддху благодаря сукрити, а благодаря шраддхе обретаем садху-сангху. Это происходит, когда шраддха возрастает, становится зрелой. Зрелая шраддха приводит нас в общество садху, природа которых соответствует природе нашей шраддхи. В обществе садху мы начинаем жить духовной жизнью. Практическая духовная жизнь возможна исключительно в обществе садху.

Иногда милость проливается беспричинно. Ее поток всегда течет в этом бренном мире. Мы можем тем или иным образом соприкоснуться с этой волной милости, милосердия Кришны. Благодаря чему тотчас же обретаем нитья-сукрити и садху-сангху. Если мы входим, вступаем в эту волну милости, то начинается бхаджана-крия — практическая духовная жизнь в обществе садху. Идя таким путем, мы можем возвыситься до Голоки Вриндавана.

Может быть и так, что мы остановимся посредине — достигнем Вайкунтхалоки, на чем наше путешествие прекратится. Это мир, в котором пребывают многочисленные воплощения Господа. Мы можем развить привязанность к ним. Но есть возможность достичь самой Голоки Вриндавана, где нам откроются определенные возможности. Можно достичь столь высокого уровня. В целом положение вещей таково. Но если к нам придет особая милость, то наш путь может стать очень коротким и очень возвышенным. Мы достигнем цели.

Когда Махапрабху явился, Он раздавал кришна-прему. И в обществе преданного можно очень легко войти в измерение такой жизни, духовной практики. Можно сказать, что это особая милость Господа. Он хочет дать живым существам Себя. Это Его особая милость. Но в целом благодаря сукрити можно обрести доступ к духовной жизни.



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

С чего начинается духовная жизнь?

(21 мая 1997 года. Соквел, Калифорния, США)

 

Шрила Говинда Махарадж: Все думают об Ананде Виграхе [Прабху]. Ты заболел, я слышал?

Ананда Виграха Прабху: Да, Гурудев.

Шрила Говинда Махарадж: Я звонил по телефону преданным во всем мире. Джай Ананда Виграха [Прабху] ки джай! Я все спрашивал: «Почему Ананда Виграха не приехал? Почему не приехал?» И у меня были мысли: возможно, ты поехал к матери, я думал.

Преданный: Нет, Махарадж, он приехал к отцу.

Ананда Виграха Прабху: Это самое безопасное место, Гурудев.

Шрила Говинда Махарадж: Теперь я свободен от тревог. Я счастлив видеть тебя здесь. Отдохни здесь. А глаз исцелится. Теперь ты хорошо видишь?

Ананда Виграха Прабху: Да, глаз практически здоров. Вот здесь немножко под глазом сохраняется боль.

Шрила Говинда Махарадж: Когда я слышу о том, что ты здесь, я свободен от проблем. Он всегда совершает севу и живет со мной, в моем обществе. Я сказал ему: «Оставайся со мной». И он остается со мной и всегда совершает севу.

#00:01:45#

Если у вас есть некий опыт за вашими плечами и знания, то вы с легкостью сумеете понять, постичь [духовное знание]. В противном случае вы должны обратиться к знатоку, к эксперту, которому это явление, эти реалии известны. И с его помощью вы сумеете понять. Вопрос и ответ. Реализация подразумевает это. Нечто написано в книге. Но невозможно понять все значения, все смыслы. И в этом случае вы можете задавать вопросы. А если вам что-то известно об этом, то вы собственными силами сумеете понять, что есть что.

Сагар Махарадж: Вы можете что-то прочитать и что-то понять самостоятельно, а для понимания определенных истин обратиться к Гуру.

#00:02:39#

Шрила Говинда Махарадж: Да, такой метод предпочитал Махапрабху. Иди, ступай к эксперту, к знатоку, и изучай книги, священные писания, под его руководством, тогда ты поймешь, что есть что. И это святая правда. Я по-прежнему, по сей день черпаю новое понимание из шлок Бхагавад-гиты. Когда я читаю шлоки, я начинаю понимать новое. Я поражаюсь тому, что новые смыслы открываются, в новой форме, и очень возвышенные смыслы, истины. Это благо — обсуждать эти истины со знатоком. Никто не является знатоком в полной мере, абсолютным экспертом. У каждого есть определенные ограничения, в этом нет сомнений. Но тот, кто в достаточной мере знает язык, и тот, у кого есть определенные чувства, у которого есть мыслительные способности, — если вы попытаетесь обсуждать эти истины в его обществе, то новый свет [понимания] прольется [на вас]. Источником этого нового света станет такое обучение.

#00:04:20#

Мы читали книги Бхактивинода Тхакура: «Чайтанья-шикшамриту», «Джайва-дхарму». Мы видим по-прежнему, что необходимо понять многое, и только тогда можно понять смысл этих книг. Это справедливо и в отношении «Чайтанья-чаритамриты». «Чайтанья-чаритамриту» читать и понимать не так-то просто — гораздо тяжелее, чем «Джайва-дхарму».

#00:05:03#

Но Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада, сделал перевод [«Чайтанья-чаритамриты»]. Его переводы, его комментарии, как я чувствую, прекрасны. Я чувствую, что он попытался дать этому миру «Чайтанья-чаритамриту». И, насколько это возможно, он попытался дать совершенный перевод и совершенные комментарии. Другие этого не сделали, только он написал комментарий к «Чайтанья-чаритамрите». И теперь это наше богатство, мы можем так сказать. Если вы будете соприкасаться с ним, то к вам придет помощь. Но и этой помощи может быть недостаточно. Если вам доступен хороший наставник, тот, кто постиг эти [духовные] истины, такой человек должен быть вайшнавом, садху, он должен быть квалифицирован в определенной мере. Благодаря его руководству смысл истины откроется нам.

#00:06:27#

Во многих местах присутствуют неясности, туманные места присутствуют. Возможно, в настоящее время это не так, но раньше, в прошлом, несколько лет тому назад определенные фрагменты, истины я не понимал. Но впоследствии я задал Гуру Махараджу вопрос: «Как можно различить сахаджиизм и вайшнавизм как таковой, вайшнавизм в целом, [как] чистый вайшнавизм отличить от сахаджиизма? Как мы можем провести различия между ними в линии „Чайтанья-чаритамриты“?»

#00:07:17#

И Гуру Махарадж высказал одну прекрасную мысль, он привел доказательства своему тезису, и все стало кристально ясно. Он объяснил, что до достижения ручи [устойчивого духовного вкуса] ты должен испытывать подозрения, не доверять любому руководству, совершенно оно или нет. Ты должен всегда проверять: то руководство, которое приходит, — совершенно оно или нет? А когда ты достигнешь ручи, ты избавишься от необходимости проверять, не доверять. Когда ты займешь непоколебимую позицию, прочную, в этой позиции ты сумеешь практиковать. До достижения стадии ручи ты должен ждать и не думать, что то, что в твоих руках, это и есть плод знания.

#00:08:20#

В этом смысле возможны определенные трудности. Ты должен всегда относиться с недоверием, проверять. А иначе ты можешь оказаться жертвой сахаджиизма, имитации.

#00:08:33#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣…[1]

Анартха-нивритти. Ты еще не обрел это положение, не достиг его, анартха-нивритти. В этом случае, не достигнув его, если ты станешь размышлять об играх Радхи и Говинды, каким образом Они играют, совершают разные игры, твой ум деградирует до сахаджиизма. Все, что ты сумеешь понять или осознать в отношении этих игр, источником этого будет твой ум. Но эти игры находятся за пределами твоего ума и мышления. Священные писания говорят:

#00:09:18#

ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄,
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча,
тад ачинтйасйа лакш̣ан̣ам[2]

То, что недоступно нашему мышлению, нашим мыслям, нашей ментальной системе, такого рода жизнь существует там, в духовном мире, очень похожая на жизнь в материальном мире. Форма, образ Господа Кришны — это совершенным образом [представленный] человеческий образ, но Его тело — не человеческое тело. Его игры и все, что с Ним связано, — человекоподобные. И Он является источником всех мыслей, или ментальных концепций. Изначальная форма верховной личности Бога — человекоподобная форма. Она является первоисточником всего, что есть в бытии. Однако Его тело отличается от нашего человеческого тела.

#00:10:29#

Его мысли за пределами наших мыслей, отличаются от наших ментальных систем. Мы не в силах это постичь. Апракрита и пракрита. Материя и дух трансцендентный. Мы не в силах провести различие между ними до достижения стадии ручи. До достижения стадии ручи любая наша позиция не будет стабильной, устойчивой. А достижению ручи должна предшествовать анартха-нивритти. А ништха — устойчивость в этом сознании. Это явление зовется ништхой. До ништхи — анартха-нивритти. Существует четыре типа анартхи.

Сагар Махарадж: Четыре изъяна.

#00:11:22#

Шрила Говинда Махарадж: Да, четыре изъяна мы должны преодолеть, избавиться от них…

Сагар Махарадж: …превзойти эту стадию.

Шрила Говинда Махарадж: Да, превзойти эту стадию, и тогда мы направимся к этапу ручи. Ручи означает, [что] на этой стадии присутствует влечение, привязанность, нежность, любовь и непоколебимость, устойчивость. Это явление зовется ручи. Любовь, привязанность и нежность. Если эти качества существуют в тебе, то твой ум не отклонится, он ничем не будет осквернен.

#00:12:12#

Преданный: Мысли, которые у тебя возникают в процессе чтения священных писаний, не исказят в материалистическом духе то, что эти писания, шастры, подразумевают.

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно.

Преданный: Заблуждения. Если ты достиг платформы ручи, то у тебя есть...

Шрила Говинда Махарадж: Любовь и нежность. Это крайне важно. И преданность с любовью и нежностью — это устойчивая преданность. Устойчивая позиция, положение этой преданности — любовь и нежность. [Преданность,] пронизанная духом нежности и любви.

#00:12:50# 

Любовь способна дать тебе все. Ты, имея эту любовь, никогда не будешь чувствовать усталости. Если ребенок, сын болеет, то днем и ночью мать ухаживает за ним, заботится о сыне днем и ночью. А почему? Потому что в ее сердце живет нежность, любовь, привязанность. Если это так в материальном мире, то что же говорить о такой природе в трансцендентном мире. На вышеописанной стадии, ручи, невозможна ни усталость от служения, ни заблуждения. Сварасика-бхакти. Рупа Госвами Прабху дал прекрасное объяснение. Если твой возлюбленный хвалит тебя, ты можешь... Я не могу объяснить этого на английском.

#00:14:16#

Если твой возлюбленный, возлюбленная оскорбляет тебя в присутствии других, ты не испытываешь никаких беспокойств, возмущения от этого в своем сердце. А если твой возлюбленный, возлюбленная прославляет тебя, хвалит в присутствии других, то опять же эти хвалы не в силах побеспокоить, потревожить твой ум. Такое явление зовется сварасика-бхакти.

#00:14:43#

Это означает, что ты лучше знаешь, чем он, чем она, [чем] тот, который говорит. Ты утвержден, устойчив в этом сознании. Что бы там ни говорил твой возлюбленный, возлюбленная, ты знаешь лучше, поэтому его или ее слова не в силах тебя побеспокоить. Хвалят тебя или оскорбляют, тебе все равно — в том смысле, что ты знаешь лучше, что есть что, кто есть кто. Такое явление зовется ручи, ништха и ручи.

Да, Диди, каков ваш вопрос?

#00:15:25#

Преданная: Махарадж говорил о сукрити. И он говорил о том, что благодаря нашей благой удаче мы приходим к Гуру. Я подумала, что мы пришли к вам благодаря милости Кришны. И я спрашивала, задавала вопрос о различии между двумя терминами.

#00:16:16#

Шрила Говинда Махарадж: Сукрити приходит к нам благодаря обществу. (Проходи, Бимал, проходи.) Приходит благодаря обществу садху. (Садитесь здесь Диди, здесь.) Существует два вида сукрити: нитья-сукрити и анитья-сукрити. Вечное сукрити и временное, преходящее сукрити. Временное сукрити способно одарить нас благочестием и обществом праведников, или благочестивых людей. Вечное сукрити придет к нам тем или иным образом, когда мы связаны с реалиями, относящимися к Кришне. Благодаря соприкосновению с ними к нам приходит вечное сукрити.

#00:18:02#

Там, где присутствует связь с Господом Кришной, благодаря этой связи сукрити любого типа, приходящее к нам, — нитья, вечное сукрити. Например, храм или некий садху, или ашрам, или любая связь с теми реалиями, которые относятся к Господу Кришне.

#00:18:34#

Сагар Махарадж: Воспевание святого имени [Кришны], санкиртана и так далее.

Шрила Говинда Махарадж: Это сукрити может прийти к нам, и это сукрити зовется нитья-сукрити. Благодаря нитья-сукрити мы можем обрести садху-сангу. Мы обретаем шраддху благодаря сукрити, а благодаря шраддхе мы обретаем садху-сангу. Шраддха приходит благодаря сукрити. А сукрити приходит благодаря соприкосновению с теми реалиями, которые относятся к Господу. А когда шраддха вырастает, становится зрелой, автоматически мы обретаем определенную садху-сангу соответствующего типа. А благодаря садху-санге мы начинаем нашу духовную жизнь. Духовная жизнь практическим образом начинается исключительно благодаря садху-санге.

#00:19:52#

Беспричинная милость всегда течет, ее поток течет в этом бренном мире. Мы можем любым образом соприкоснуться с этой волной, волной милости, милосердия Кришны. Благодаря этому соприкосновению мы немедленно обретаем нитья-сукрити. И благодаря этому мы обретаем садху-сангу. Если мы сумеем вступить, войти в эту волну, если мы вступаем в эту волну, то наша бхаджана-крия, то есть жизнь в духовной практике, начинается в обществе этих садху. Таким образом [это происходит].

#00:21:13#

Мы можем возвыситься до Голоки Вриндавана благодаря такой возможности, той возможности, которую мы обретаем. А иначе мы можем задержаться в срединной позиции, достичь Вайкунтха-локи и остановиться на этом, где существуют многочисленные проявления Господа. Мы можем испытать привязанность к ним, и на этом наша путешествие закончится. Но существует возможность достичь самой Голоки Вриндавана, где нам будут открыты определенные возможности, мы можем возвыситься, достичь настолько высокого уровня.

#00:22:34#

Это в общем и целом. Но если к нам придет особая милость, то наш путь может стать очень коротким и очень возвышенным, мы достигнем нашей цели. Когда Махапрабху явился, Он раздавал кришна-прему. В обществе преданного Махапрабху мы можем очень легко войти, вступить в измерение этой жизни, практики. Можно сказать, что это особая милость Господа. Он хочет дать живым существам самого Себя. Это Его особая милость. Но в целом благодаря сукрити мы можем обрести доступ к духовной жизни.

#00:23:55#

Преданный: Махарадж, вы говорили о том, что духовный мир недоступен нашим мыслям. Вы использовали слово «ачинтья». Существуют ли различия между [понятиями] ачинтья и адхокшаджа?

#00:24:09#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Ачинтья означает «непостижимый», «немыслимый». Адхокшаджа означает «выходящее за рамки наших чувств». Это значит то, что находится за пределами наших чувств, знание, существующее за пределами наших чувств. Также форма, образ Господа за пределами наших чувств зовется адхокшаджа. Внутри этого измерения происходит игра сладостного Абсолюта, совершается движение, или развивается игра сладостного Абсолюта. Ее природа непостижима для нас, ачинтья. Мы не в силах постичь, или понять это явление, поэтому у нас возникают многочисленные вопросы в связи с этим явлением. Услышав множество вопросов, Бхактивинод Тхакур устал. И он сказал: «Какой вопрос? О том, почему Кришна принял образ Чайтаньядева, почему Кришна принял форму Махапрабху? Это Его воля, это происходит по Его воле. Зачем вы задаете великое множество вопросов об этом?»

#00:26:00#

Преданный: Махарадж, Бхакта Бандху звонит.

Шрила Говинда Махарадж: Принесите телефон.

Преданная: Он встретит вас в Мексике?

#00:26:11#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Он приедет в Морелию, из Морелии — в Тихуану, а затем прилетит сюда. Я попросил его служить матху в Соквеле. Он наш лучший, говорят преданные, очень хороший мальчик, юноша. Я утратил его общество, он хороший слуга. Ананда Виграха также очень хороший слуга, каждый день он заботится о коровах. Я очень доволен Анандой Виграхой. Возможно, Ананда Виграха по прошествии какого-то времени вернется в Индию. Он хочет совершать севу, много севы, особенно севу коровам. Это прекрасная сева, я сам совершал севу коровам. Поэтому-то я и стал человеком, на которого не стыдно смотреть. Сева коровам — прекрасная сева. Если кто-то совершает севу коровам, он непременно обретет особую милость Кришны. Да. Имя Кришны — Говинда, Он дарит радость сердцам коров.

Сагар Махарадж: Вас тоже зовут Говинда.

#00:27:59#

Шрила Говинда Махарадж: Меня зовут Говинда Дас. [Смеются.] Гуру Махарадж очень любил имя Говинда.

Сагар Махарадж: Его [Шрилы Шридхара Махараджа] божество [Говинда], его озеро — Говинда-кунда, его здание — Говинда-дхам.

Преданная: А Гопаштами, вы празднуете Гопаштами?

#00:28:38#

Шрила Говинда Махарадж: Да, Гопаштами и другие праздники, связанные с коровами, мы также празднуем в Навадвипе. Во времена Гуру Махараджа всех коров мы приводили к божествам, но сейчас невозможно привести к божествам всех коров, мы приводим избранных коров. Приводим к божеству, подносим корове цветочную гирлянду.

#00:29:10#

Преданная: Когда я жила во Вриндаване, мы совершали Гопаштами. Мы вручную украшали коров узорами, расписывали их и предлагали им целый пир. Там было, я думаю, девяносто коров, много коров. Это был грандиозный фестиваль.

#00:29:31#

Шрила Говинда Махарадж: Гопал, Говинда, Гопа, Кришна — это все различные имена Кришны. Голока, Гокула. Согласно словарю го означает притхиви, «земля». Но это другое значение слова го. Но тот смысл, который первый приходит к нам на ум: го значит «корова». [Это] первичное значение, первое, что приходит на ум. Го значит «корова». Кришна всегда питает нежную любовь к коровам. Единственная собственность, богатство вриндавана-васи — коровы. Это все богатство, которое есть у них.

#00:31:12#

Преданный: Махарадж, вы говорили о ручи, и вы говорили, что один из симптомов ручи — любовь и нежность к Кришне. Распространяется ли эта любовь на преданных и на Гуру также?

#00:31:32#

Шрила Говинда Махарадж: Спонтанно это будет любовь к преданным также, да. Преданный преданных.

#00:31:42#

йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха,
на ме бхактāш́ ча те джанāх̣
мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс,
те ме бхакта-тамā матāх̣[3]

[Господь Кришна говорит:] «Преданный Моих преданных — Мой истинный преданный». Почему? Преданный всегда служит Кришне, двадцать четыре часа в сутки он вовлечен в это служение, днем и ночью. В сутках двадцать четыре часа, не более того. Поэтому у Кришны нет возможности отплатить преданному за его служение. Кришна не в силах его отблагодарить, но он получает такую возможность. Неквалифицированные люди, преданные Его преданных, пытаются служить Его преданным, они помогают таким образом Кришне, и Кришна становится им обязанным до известной степени. Но преданный всегда вовлечен в служение Кришне. А наша сампрадая — рупануга, мы испытываем величайшую привязанность к преданности в образе Радхарани. Это Ее сила — чит-шакти, хладини-шакти, [Ее] преданность [Кришне], это Она. И мы привязаны к миру служения Радхарани Кришне.

#00:34:03#

К миру служения Радхарани Кришне мы привязаны. Под руководством Ее самой. То, что приходит к нам... (Прабху, проходите. Вот сюда, сюда. Если нужно кресло, можно принести кресло.) Мы эксклюзивным образом под руководством нашего Гурудева привязаны к служению Радхарани. Это непрямое служение Ей, линия служения проходит через манджари и сакхи. И это безопасное положение для нас, служение под их руководством.

#00:35:15#

Если Кришна гневается, Гуру способен спасти нас. Но если Гуру недоволен нами, никто не в силах нас спасти. Поэтому мы хотим оставаться в безопасном положении, то есть находиться под руководством нашего Гурудева. Принимая руководство Гурудева, мы будем пытаться служить Кришне, и в этом случае служение будет совершенным. Опять же мы не напрямую приближаемся или обращаемся к Гуру, мы проходим через цепь подчиненных Гуру, то есть обращаемся к Рупе Манджари, Рупе Госвами. Рупа Госвами есть Рупа Манджари. Главная — Лалита Деви, она служит Радхе и Кришне. Мы принадлежим к группе Лалиты Деви. Но наш подчиненный ей Гуру — Рупа Госвами.

#00:36:14#

[Это] наша юрисдикция, наше служение устремлено в направлении служения Рупе Манджари. Она источник указаний, повелений. Благодаря выполнению ее указаний мы также обретаем определенное прямое служение Радхе и Говинде. Иногда подобное происходит. Но не все осознают Радху и Говинду, они [слуги или служанки] осознают Рупу Госвами, Рупу Манджари. Какое указание дает ее божественная милость, следование этим указаниям — это жизнь преданного Радхи-Кришны.

#00:37:24#

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
           сеи мора бхаджана-пӯджана…[4]

Какова наша практика, жизнь в практике? Под руководством Рупы Манджари эта жизнь протекает, и это окончательное явление, это точка. Мы не пытаемся напрямую служить Радхе и Кришне, у нас нет намерений, стремлений такого рода. Ты будешь служить Рупе Манджари, Рупа Манджари служит Лалите Деви, Лалита Деви служит Радхе и Кришне. Но все служение восходит, достигает Радхи-Кришны, иногда прямо, иногда косвенно. Манджари могут ступать в ту комнату, где Радха-Говинда бывают наедине, но сакхи не входят в этот покой. Они посылают младших, подчиненных. И эти младшие способны совершать служение лучше, чем кто-либо другой в этом образе.

#00:38:47#

Наша сампрадая названа во имя Рупы Госвами, не именем Чайтаньи Махапрабху. В общем и целом, мы можем говорить, что мы сампрадая Чайтаньи, мы можем говорить, что мы сампрадая Махапрабху. Но если эксклюзивно и очень позитивно [буквальным образом], если мы заявим исключительно о своей идентичности, мы скажем: «Мы рупануга-сампрадая». Почему? Потому что Махапрабху передал всю полноту мощи, силы Рупе Госвами. Эта передача, трансмиссия силы произошла в Праяге, Гае, когда Махапрабху сам сказал: «Да, Я передаю [полномочия] Шри Рупе».

#00:39:40#

Было собрание в Пури-дхаме, когда Рупа Госвами пришел к Махапрабху. А по дороге к Нему он написал две пьесы: «Лалита-Мадхаву» и «Видагдха-Мадхаву». Он, возможно, не завершил все произведения, но написал две эти книги. И Махапрабху хотел показать, каким образом Шрила Рупа Госвами представляет и проповедует в этом мире Его концепцию. Поэтому Махапрабху созвал всех преданных, и пришли все ключевые преданные, такие как Сварупа Дамодар, Рамананда Рай, Сарвабхаума Бхаттачарья, Тапан Мишра и другие. Они присутствовали на том собрании. Собрание великих ученых, все они квалифицированы в линии Махапрабху и в линии сознания Кришны. И в том собрании Махапрабху сказал: «Рупа, покажи преданным свои сочинения, представь». Рупа Госвами Прабху был очень робок по своей природе, но, следуя воле Махапрабху, он дал ответ. Рамананда Рай был практически господином этого собрания, самым главным в этом собрании. Сварупа Дамодар и Рамананда Рай занимали подобное положение.

#00:41:45#

Но Рамананда Рай в большей степени, нежели Сварупа Дамодар, связан с эксклюзивными чувствами Махапрабху. И Рамананда Рай задавал вопросы Рупе Госвами, и тот отвечал на них последовательно. Рамананда Рай также написал «Джаганнатха-Валлабха-натаку» и другие книги. «Джаганнатха-Валлабха-натака». Возможно, другие книги также, но у нас есть только одна. Он был квалифицирован, несомненно. Рамананда Рай отвечал на вопросы Махапрабху. Так выглядел их диалог [рамананда-самвада], как диалог наставника и ученика, где Рамананда играл роль наставника, а Господь Чайтанья — роль ученика. И услышав все, все ответы Рупы Госвами, Рамананда Рай и Сварупа Дамодар заявили, они сказали Махапрабху: «Твоя концепция, Твое учение в полной мере представлены Рупой, он в высшей степени аутентично представил все эти истины, и это было бы для него невозможно без Твоей милости. Поэтому мы считаем, что Ты пролил полноту Своей милости на Рупу». Махапрабху согласился и сказал: «Да».

#00:43:29#

Такого рода признание нетипично, оно более чем нормально. Можно сказать, что это анти-вайшнавизм. Если кто-то заявляет: «Я дал ему мою милость», — это противоречит духу вайшнавизма. Но Махапрабху в данном случае без малейших колебаний заявил: «Да, Я дал ему полноту Моей милости. Я молю всех вас: та собственность, то богатство, которое есть у вас, подарите ему также». Но они старше Рупы Госвами: Сварупа Дамодар, Шри Рамананда Рай. Они занимали высокое, более возвышенное положение в ту пору, нежели Рупа Госвами. Рупа Госвами младше Сварупы Дамодара, младше Рамананды Рая и других. Но желание Махапрабху и указания были обращены к Рупе Госвами. И все были счастливы, все последователи были счастливы принять это. Именем Рупы Госвами Санатана Госвами, который является Гуру Рупы Госвами и его братом, и в практическом смысле даже более квалифицирован, этот Санатана Госвами также думал: «Я следую руководству Рупы, я его последователь».

#00:45:19#

Таким образом Рупа Госвами обрел величайшую силу любви Махапрабху. И когда Кришнадас Кавирадж Госвами хотел составить, написать «Чайтанья-чаритамриту», он обратился ко всем вайшнавам. Они были очень возвышенными личностями. Там была очень возвышенная личность, а именно Прабходананда Сарасвати, положение которого в кришна-лиле — это положение сакхи по имени Тунгавидья. У Радхарани есть восемь ключевых, главных сакхи, и они также сакхи Кришны. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья — это пять. Индурекха, Судеви и Рангадевика. Это восемь сакхи, главных сакхи, и у каждой из них есть собственная большая группа. Они владыки, госпожи-владычицы всех манджари. А Рупа Манджари — манджари. Но тем не менее Прабходананда Сарасвати подарил милость Кришнадасу Кавираджу Госвами. «Ты хочешь написать что-то особенное о Махапрабху, — заявил он ему, — я очень доволен этим!»

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  А̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ / тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣ — «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике служения в преданности. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

2  «Все трансцендентное называется непостижимым, а логика материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.308. Этот стих из «Махабхараты» (Бхишма-парва, 5.22) также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.93) Шрилы Рупы Госвами).

3  «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана». Этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

4  Шрила Рупа Госвами. «Шри Рупа-Манджари-пада», 1.




←  «Развитие миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх в России». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 13 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Путь к идеалу». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 27 октября 1991 года. Индия  →


Существует два типа сукрити: нитья-сукрити и анитья-сукрити. Вечное сукрити и временное, преходящее. Временное сукрити может одарить нас благочестием и обществом праведников, благочестивых людей. Вечное сукрити приходит к нам благодаря любому соприкосновению с реалиями, относящимися к Шри Кришне. Благодаря этой связи сукрити любого типа, к нам приходящее, является нитья – вечным. Например, храм или некий садху, или ашрам… любая связь с теми реалиями, которые относятся к Господу Кришне. Воспевание Святого Имени, санкиртана и т. д. Благодаря нитья-сукрити можно обрести садху-сангху.

Мы обретаем шраддху благодаря сукрити, а благодаря шраддхе обретаем садху-сангху. Это происходит, когда шраддха возрастает, становится зрелой. Зрелая шраддха приводит нас в общество садху, природа которых соответствует природе нашей шраддхи. В обществе садху мы начинаем жить духовной жизнью. Практическая духовная жизнь возможна исключительно в обществе садху.

Иногда милость проливается беспричинно. Ее поток всегда течет в этом бренном мире. Мы можем тем или иным образом соприкоснуться с этой волной милости, милосердия Кришны. Благодаря чему тотчас же обретаем нитья-сукрити и садху-сангху. Если мы входим, вступаем в эту волну милости, то начинается бхаджана-крия – практическая духовная жизнь в обществе садху. Идя таким путем, мы можем возвыситься до Голоки Вриндавана.

Может быть и так, что мы остановимся посредине – достигнем Вайкунтхалоки, на чем наше путешествие прекратится. Это мир, в котором пребывают многочисленные воплощения Господа. Мы можем развить привязанность к ним. Но есть возможность достичь самой Голоки Вриндавана, где нам откроются определенные возможности. Можно достичь столь высокого уровня. В целом положение вещей таково. Но если к нам придет особая милость, то наш путь может стать очень коротким и очень возвышенным. Мы достигнем цели.

Когда Махапрабху явился, Он раздавал кришна-прему. И в обществе преданного можно очень легко войти в измерение такой жизни, духовной практики. Можно сказать, что это особая милость Господа. Он хочет дать живым существам Себя. Это Его особая милость. Но в целом благодаря сукрити можно обрести доступ к духовной жизни.



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

С чего начинается духовная жизнь?

(21 мая 1997 года. Соквел, Калифорния, США)

 

Шрила Говинда Махарадж: Все думают об Ананде Виграхе [Прабху]. Ты заболел, я слышал?

Ананда Виграха Прабху: Да, Гурудев.

Шрила Говинда Махарадж: Я звонил по телефону преданным во всем мире. Джай Ананда Виграха [Прабху] ки джай! Я все спрашивал: «Почему Ананда Виграха не приехал? Почему не приехал?» И у меня были мысли: возможно, ты поехал к матери, я думал.

Преданный: Нет, Махарадж, он приехал к отцу.

Ананда Виграха Прабху: Это самое безопасное место, Гурудев.

Шрила Говинда Махарадж: Теперь я свободен от тревог. Я счастлив видеть тебя здесь. Отдохни здесь. А глаз исцелится. Теперь ты хорошо видишь?

Ананда Виграха Прабху: Да, глаз практически здоров. Вот здесь немножко под глазом сохраняется боль.

Шрила Говинда Махарадж: Когда я слышу о том, что ты здесь, я свободен от проблем. Он всегда совершает севу и живет со мной, в моем обществе. Я сказал ему: «Оставайся со мной». И он остается со мной и всегда совершает севу.

#00:01:45#

Если у вас есть некий опыт за вашими плечами и знания, то вы с легкостью сумеете понять, постичь [духовное знание]. В противном случае вы должны обратиться к знатоку, к эксперту, которому это явление, эти реалии известны. И с его помощью вы сумеете понять. Вопрос и ответ. Реализация подразумевает это. Нечто написано в книге. Но невозможно понять все значения, все смыслы. И в этом случае вы можете задавать вопросы. А если вам что-то известно об этом, то вы собственными силами сумеете понять, что есть что.

Сагар Махарадж: Вы можете что-то прочитать и что-то понять самостоятельно, а для понимания определенных истин обратиться к Гуру.

#00:02:39#

Шрила Говинда Махарадж: Да, такой метод предпочитал Махапрабху. Иди, ступай к эксперту, к знатоку, и изучай книги, священные писания, под его руководством, тогда ты поймешь, что есть что. И это святая правда. Я по-прежнему, по сей день черпаю новое понимание из шлок Бхагавад-гиты. Когда я читаю шлоки, я начинаю понимать новое. Я поражаюсь тому, что новые смыслы открываются, в новой форме, и очень возвышенные смыслы, истины. Это благо — обсуждать эти истины со знатоком. Никто не является знатоком в полной мере, абсолютным экспертом. У каждого есть определенные ограничения, в этом нет сомнений. Но тот, кто в достаточной мере знает язык, и тот, у кого есть определенные чувства, у которого есть мыслительные способности, — если вы попытаетесь обсуждать эти истины в его обществе, то новый свет [понимания] прольется [на вас]. Источником этого нового света станет такое обучение.

#00:04:20#

Мы читали книги Бхактивинода Тхакура: «Чайтанья-шикшамриту», «Джайва-дхарму». Мы видим по-прежнему, что необходимо понять многое, и только тогда можно понять смысл этих книг. Это справедливо и в отношении «Чайтанья-чаритамриты». «Чайтанья-чаритамриту» читать и понимать не так-то просто — гораздо тяжелее, чем «Джайва-дхарму».

#00:05:03#

Но Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада, сделал перевод [«Чайтанья-чаритамриты»]. Его переводы, его комментарии, как я чувствую, прекрасны. Я чувствую, что он попытался дать этому миру «Чайтанья-чаритамриту». И, насколько это возможно, он попытался дать совершенный перевод и совершенные комментарии. Другие этого не сделали, только он написал комментарий к «Чайтанья-чаритамрите». И теперь это наше богатство, мы можем так сказать. Если вы будете соприкасаться с ним, то к вам придет помощь. Но и этой помощи может быть недостаточно. Если вам доступен хороший наставник, тот, кто постиг эти [духовные] истины, такой человек должен быть вайшнавом, садху, он должен быть квалифицирован в определенной мере. Благодаря его руководству смысл истины откроется нам.

#00:06:27#

Во многих местах присутствуют неясности, туманные места присутствуют. Возможно, в настоящее время это не так, но раньше, в прошлом, несколько лет тому назад определенные фрагменты, истины я не понимал. Но впоследствии я задал Гуру Махараджу вопрос: «Как можно различить сахаджиизм и вайшнавизм как таковой, вайшнавизм в целом, [как] чистый вайшнавизм отличить от сахаджиизма? Как мы можем провести различия между ними в линии „Чайтанья-чаритамриты“?»

#00:07:17#

И Гуру Махарадж высказал одну прекрасную мысль, он привел доказательства своему тезису, и все стало кристально ясно. Он объяснил, что до достижения ручи [устойчивого духовного вкуса] ты должен испытывать подозрения, не доверять любому руководству, совершенно оно или нет. Ты должен всегда проверять: то руководство, которое приходит, — совершенно оно или нет? А когда ты достигнешь ручи, ты избавишься от необходимости проверять, не доверять. Когда ты займешь непоколебимую позицию, прочную, в этой позиции ты сумеешь практиковать. До достижения стадии ручи ты должен ждать и не думать, что то, что в твоих руках, это и есть плод знания.

#00:08:20#

В этом смысле возможны определенные трудности. Ты должен всегда относиться с недоверием, проверять. А иначе ты можешь оказаться жертвой сахаджиизма, имитации.

#00:08:33#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣…[1]

Анартха-нивритти. Ты еще не обрел это положение, не достиг его, анартха-нивритти. В этом случае, не достигнув его, если ты станешь размышлять об играх Радхи и Говинды, каким образом Они играют, совершают разные игры, твой ум деградирует до сахаджиизма. Все, что ты сумеешь понять или осознать в отношении этих игр, источником этого будет твой ум. Но эти игры находятся за пределами твоего ума и мышления. Священные писания говорят:

#00:09:18#

ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄,
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча,
тад ачинтйасйа лакш̣ан̣ам[2]

То, что недоступно нашему мышлению, нашим мыслям, нашей ментальной системе, такого рода жизнь существует там, в духовном мире, очень похожая на жизнь в материальном мире. Форма, образ Господа Кришны — это совершенным образом [представленный] человеческий образ, но Его тело — не человеческое тело. Его игры и все, что с Ним связано, — человекоподобные. И Он является источником всех мыслей, или ментальных концепций. Изначальная форма верховной личности Бога — человекоподобная форма. Она является первоисточником всего, что есть в бытии. Однако Его тело отличается от нашего человеческого тела.

#00:10:29#

Его мысли за пределами наших мыслей, отличаются от наших ментальных систем. Мы не в силах это постичь. Апракрита и пракрита. Материя и дух трансцендентный. Мы не в силах провести различие между ними до достижения стадии ручи. До достижения стадии ручи любая наша позиция не будет стабильной, устойчивой. А достижению ручи должна предшествовать анартха-нивритти. А ништха — устойчивость в этом сознании. Это явление зовется ништхой. До ништхи — анартха-нивритти. Существует четыре типа анартхи.

Сагар Махарадж: Четыре изъяна.

#00:11:22#

Шрила Говинда Махарадж: Да, четыре изъяна мы должны преодолеть, избавиться от них…

Сагар Махарадж: …превзойти эту стадию.

Шрила Говинда Махарадж: Да, превзойти эту стадию, и тогда мы направимся к этапу ручи. Ручи означает, [что] на этой стадии присутствует влечение, привязанность, нежность, любовь и непоколебимость, устойчивость. Это явление зовется ручи. Любовь, привязанность и нежность. Если эти качества существуют в тебе, то твой ум не отклонится, он ничем не будет осквернен.

#00:12:12#

Преданный: Мысли, которые у тебя возникают в процессе чтения священных писаний, не исказят в материалистическом духе то, что эти писания, шастры, подразумевают.

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно.

Преданный: Заблуждения. Если ты достиг платформы ручи, то у тебя есть...

Шрила Говинда Махарадж: Любовь и нежность. Это крайне важно. И преданность с любовью и нежностью — это устойчивая преданность. Устойчивая позиция, положение этой преданности — любовь и нежность. [Преданность,] пронизанная духом нежности и любви.

#00:12:50# 

Любовь способна дать тебе все. Ты, имея эту любовь, никогда не будешь чувствовать усталости. Если ребенок, сын болеет, то днем и ночью мать ухаживает за ним, заботится о сыне днем и ночью. А почему? Потому что в ее сердце живет нежность, любовь, привязанность. Если это так в материальном мире, то что же говорить о такой природе в трансцендентном мире. На вышеописанной стадии, ручи, невозможна ни усталость от служения, ни заблуждения. Сварасика-бхакти. Рупа Госвами Прабху дал прекрасное объяснение. Если твой возлюбленный хвалит тебя, ты можешь... Я не могу объяснить этого на английском.

#00:14:16#

Если твой возлюбленный, возлюбленная оскорбляет тебя в присутствии других, ты не испытываешь никаких беспокойств, возмущения от этого в своем сердце. А если твой возлюбленный, возлюбленная прославляет тебя, хвалит в присутствии других, то опять же эти хвалы не в силах побеспокоить, потревожить твой ум. Такое явление зовется сварасика-бхакти.

#00:14:43#

Это означает, что ты лучше знаешь, чем он, чем она, [чем] тот, который говорит. Ты утвержден, устойчив в этом сознании. Что бы там ни говорил твой возлюбленный, возлюбленная, ты знаешь лучше, поэтому его или ее слова не в силах тебя побеспокоить. Хвалят тебя или оскорбляют, тебе все равно — в том смысле, что ты знаешь лучше, что есть что, кто есть кто. Такое явление зовется ручи, ништха и ручи.

Да, Диди, каков ваш вопрос?

#00:15:25#

Преданная: Махарадж говорил о сукрити. И он говорил о том, что благодаря нашей благой удаче мы приходим к Гуру. Я подумала, что мы пришли к вам благодаря милости Кришны. И я спрашивала, задавала вопрос о различии между двумя терминами.

#00:16:16#

Шрила Говинда Махарадж: Сукрити приходит к нам благодаря обществу. (Проходи, Бимал, проходи.) Приходит благодаря обществу садху. (Садитесь здесь Диди, здесь.) Существует два вида сукрити: нитья-сукрити и анитья-сукрити. Вечное сукрити и временное, преходящее сукрити. Временное сукрити способно одарить нас благочестием и обществом праведников, или благочестивых людей. Вечное сукрити придет к нам тем или иным образом, когда мы связаны с реалиями, относящимися к Кришне. Благодаря соприкосновению с ними к нам приходит вечное сукрити.

#00:18:02#

Там, где присутствует связь с Господом Кришной, благодаря этой связи сукрити любого типа, приходящее к нам, — нитья, вечное сукрити. Например, храм или некий садху, или ашрам, или любая связь с теми реалиями, которые относятся к Господу Кришне.

#00:18:34#

Сагар Махарадж: Воспевание святого имени [Кришны], санкиртана и так далее.

Шрила Говинда Махарадж: Это сукрити может прийти к нам, и это сукрити зовется нитья-сукрити. Благодаря нитья-сукрити мы можем обрести садху-сангу. Мы обретаем шраддху благодаря сукрити, а благодаря шраддхе мы обретаем садху-сангу. Шраддха приходит благодаря сукрити. А сукрити приходит благодаря соприкосновению с теми реалиями, которые относятся к Господу. А когда шраддха вырастает, становится зрелой, автоматически мы обретаем определенную садху-сангу соответствующего типа. А благодаря садху-санге мы начинаем нашу духовную жизнь. Духовная жизнь практическим образом начинается исключительно благодаря садху-санге.

#00:19:52#

Беспричинная милость всегда течет, ее поток течет в этом бренном мире. Мы можем любым образом соприкоснуться с этой волной, волной милости, милосердия Кришны. Благодаря этому соприкосновению мы немедленно обретаем нитья-сукрити. И благодаря этому мы обретаем садху-сангу. Если мы сумеем вступить, войти в эту волну, если мы вступаем в эту волну, то наша бхаджана-крия, то есть жизнь в духовной практике, начинается в обществе этих садху. Таким образом [это происходит].

#00:21:13#

Мы можем возвыситься до Голоки Вриндавана благодаря такой возможности, той возможности, которую мы обретаем. А иначе мы можем задержаться в срединной позиции, достичь Вайкунтха-локи и остановиться на этом, где существуют многочисленные проявления Господа. Мы можем испытать привязанность к ним, и на этом наша путешествие закончится. Но существует возможность достичь самой Голоки Вриндавана, где нам будут открыты определенные возможности, мы можем возвыситься, достичь настолько высокого уровня.

#00:22:34#

Это в общем и целом. Но если к нам придет особая милость, то наш путь может стать очень коротким и очень возвышенным, мы достигнем нашей цели. Когда Махапрабху явился, Он раздавал кришна-прему. В обществе преданного Махапрабху мы можем очень легко войти, вступить в измерение этой жизни, практики. Можно сказать, что это особая милость Господа. Он хочет дать живым существам самого Себя. Это Его особая милость. Но в целом благодаря сукрити мы можем обрести доступ к духовной жизни.

#00:23:55#

Преданный: Махарадж, вы говорили о том, что духовный мир недоступен нашим мыслям. Вы использовали слово «ачинтья». Существуют ли различия между [понятиями] ачинтья и адхокшаджа?

#00:24:09#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Ачинтья означает «непостижимый», «немыслимый». Адхокшаджа означает «выходящее за рамки наших чувств». Это значит то, что находится за пределами наших чувств, знание, существующее за пределами наших чувств. Также форма, образ Господа за пределами наших чувств зовется адхокшаджа. Внутри этого измерения происходит игра сладостного Абсолюта, совершается движение, или развивается игра сладостного Абсолюта. Ее природа непостижима для нас, ачинтья. Мы не в силах постичь, или понять это явление, поэтому у нас возникают многочисленные вопросы в связи с этим явлением. Услышав множество вопросов, Бхактивинод Тхакур устал. И он сказал: «Какой вопрос? О том, почему Кришна принял образ Чайтаньядева, почему Кришна принял форму Махапрабху? Это Его воля, это происходит по Его воле. Зачем вы задаете великое множество вопросов об этом?»

#00:26:00#

Преданный: Махарадж, Бхакта Бандху звонит.

Шрила Говинда Махарадж: Принесите телефон.

Преданная: Он встретит вас в Мексике?

#00:26:11#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Он приедет в Морелию, из Морелии — в Тихуану, а затем прилетит сюда. Я попросил его служить матху в Соквеле. Он наш лучший, говорят преданные, очень хороший мальчик, юноша. Я утратил его общество, он хороший слуга. Ананда Виграха также очень хороший слуга, каждый день он заботится о коровах. Я очень доволен Анандой Виграхой. Возможно, Ананда Виграха по прошествии какого-то времени вернется в Индию. Он хочет совершать севу, много севы, особенно севу коровам. Это прекрасная сева, я сам совершал севу коровам. Поэтому-то я и стал человеком, на которого не стыдно смотреть. Сева коровам — прекрасная сева. Если кто-то совершает севу коровам, он непременно обретет особую милость Кришны. Да. Имя Кришны — Говинда, Он дарит радость сердцам коров.

Сагар Махарадж: Вас тоже зовут Говинда.

#00:27:59#

Шрила Говинда Махарадж: Меня зовут Говинда Дас. [Смеются.] Гуру Махарадж очень любил имя Говинда.

Сагар Махарадж: Его [Шрилы Шридхара Махараджа] божество [Говинда], его озеро — Говинда-кунда, его здание — Говинда-дхам.

Преданная: А Гопаштами, вы празднуете Гопаштами?

#00:28:38#

Шрила Говинда Махарадж: Да, Гопаштами и другие праздники, связанные с коровами, мы также празднуем в Навадвипе. Во времена Гуру Махараджа всех коров мы приводили к божествам, но сейчас невозможно привести к божествам всех коров, мы приводим избранных коров. Приводим к божеству, подносим корове цветочную гирлянду.

#00:29:10#

Преданная: Когда я жила во Вриндаване, мы совершали Гопаштами. Мы вручную украшали коров узорами, расписывали их и предлагали им целый пир. Там было, я думаю, девяносто коров, много коров. Это был грандиозный фестиваль.

#00:29:31#

Шрила Говинда Махарадж: Гопал, Говинда, Гопа, Кришна — это все различные имена Кришны. Голока, Гокула. Согласно словарю го означает притхиви, «земля». Но это другое значение слова го. Но тот смысл, который первый приходит к нам на ум: го значит «корова». [Это] первичное значение, первое, что приходит на ум. Го значит «корова». Кришна всегда питает нежную любовь к коровам. Единственная собственность, богатство вриндавана-васи — коровы. Это все богатство, которое есть у них.

#00:31:12#

Преданный: Махарадж, вы говорили о ручи, и вы говорили, что один из симптомов ручи — любовь и нежность к Кришне. Распространяется ли эта любовь на преданных и на Гуру также?

#00:31:32#

Шрила Говинда Махарадж: Спонтанно это будет любовь к преданным также, да. Преданный преданных.

#00:31:42#

йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха,
на ме бхактāш́ ча те джанāх̣
мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс,
те ме бхакта-тамā матāх̣[3]

[Господь Кришна говорит:] «Преданный Моих преданных — Мой истинный преданный». Почему? Преданный всегда служит Кришне, двадцать четыре часа в сутки он вовлечен в это служение, днем и ночью. В сутках двадцать четыре часа, не более того. Поэтому у Кришны нет возможности отплатить преданному за его служение. Кришна не в силах его отблагодарить, но он получает такую возможность. Неквалифицированные люди, преданные Его преданных, пытаются служить Его преданным, они помогают таким образом Кришне, и Кришна становится им обязанным до известной степени. Но преданный всегда вовлечен в служение Кришне. А наша сампрадая — рупануга, мы испытываем величайшую привязанность к преданности в образе Радхарани. Это Ее сила — чит-шакти, хладини-шакти, [Ее] преданность [Кришне], это Она. И мы привязаны к миру служения Радхарани Кришне.

#00:34:03#

К миру служения Радхарани Кришне мы привязаны. Под руководством Ее самой. То, что приходит к нам... (Прабху, проходите. Вот сюда, сюда. Если нужно кресло, можно принести кресло.) Мы эксклюзивным образом под руководством нашего Гурудева привязаны к служению Радхарани. Это непрямое служение Ей, линия служения проходит через манджари и сакхи. И это безопасное положение для нас, служение под их руководством.

#00:35:15#

Если Кришна гневается, Гуру способен спасти нас. Но если Гуру недоволен нами, никто не в силах нас спасти. Поэтому мы хотим оставаться в безопасном положении, то есть находиться под руководством нашего Гурудева. Принимая руководство Гурудева, мы будем пытаться служить Кришне, и в этом случае служение будет совершенным. Опять же мы не напрямую приближаемся или обращаемся к Гуру, мы проходим через цепь подчиненных Гуру, то есть обращаемся к Рупе Манджари, Рупе Госвами. Рупа Госвами есть Рупа Манджари. Главная — Лалита Деви, она служит Радхе и Кришне. Мы принадлежим к группе Лалиты Деви. Но наш подчиненный ей Гуру — Рупа Госвами.

#00:36:14#

[Это] наша юрисдикция, наше служение устремлено в направлении служения Рупе Манджари. Она источник указаний, повелений. Благодаря выполнению ее указаний мы также обретаем определенное прямое служение Радхе и Говинде. Иногда подобное происходит. Но не все осознают Радху и Говинду, они [слуги или служанки] осознают Рупу Госвами, Рупу Манджари. Какое указание дает ее божественная милость, следование этим указаниям — это жизнь преданного Радхи-Кришны.

#00:37:24#

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
           сеи мора бхаджана-пӯджана…[4]

Какова наша практика, жизнь в практике? Под руководством Рупы Манджари эта жизнь протекает, и это окончательное явление, это точка. Мы не пытаемся напрямую служить Радхе и Кришне, у нас нет намерений, стремлений такого рода. Ты будешь служить Рупе Манджари, Рупа Манджари служит Лалите Деви, Лалита Деви служит Радхе и Кришне. Но все служение восходит, достигает Радхи-Кришны, иногда прямо, иногда косвенно. Манджари могут ступать в ту комнату, где Радха-Говинда бывают наедине, но сакхи не входят в этот покой. Они посылают младших, подчиненных. И эти младшие способны совершать служение лучше, чем кто-либо другой в этом образе.

#00:38:47#

Наша сампрадая названа во имя Рупы Госвами, не именем Чайтаньи Махапрабху. В общем и целом, мы можем говорить, что мы сампрадая Чайтаньи, мы можем говорить, что мы сампрадая Махапрабху. Но если эксклюзивно и очень позитивно [буквальным образом], если мы заявим исключительно о своей идентичности, мы скажем: «Мы рупануга-сампрадая». Почему? Потому что Махапрабху передал всю полноту мощи, силы Рупе Госвами. Эта передача, трансмиссия силы произошла в Праяге, Гае, когда Махапрабху сам сказал: «Да, Я передаю [полномочия] Шри Рупе».

#00:39:40#

Было собрание в Пури-дхаме, когда Рупа Госвами пришел к Махапрабху. А по дороге к Нему он написал две пьесы: «Лалита-Мадхаву» и «Видагдха-Мадхаву». Он, возможно, не завершил все произведения, но написал две эти книги. И Махапрабху хотел показать, каким образом Шрила Рупа Госвами представляет и проповедует в этом мире Его концепцию. Поэтому Махапрабху созвал всех преданных, и пришли все ключевые преданные, такие как Сварупа Дамодар, Рамананда Рай, Сарвабхаума Бхаттачарья, Тапан Мишра и другие. Они присутствовали на том собрании. Собрание великих ученых, все они квалифицированы в линии Махапрабху и в линии сознания Кришны. И в том собрании Махапрабху сказал: «Рупа, покажи преданным свои сочинения, представь». Рупа Госвами Прабху был очень робок по своей природе, но, следуя воле Махапрабху, он дал ответ. Рамананда Рай был практически господином этого собрания, самым главным в этом собрании. Сварупа Дамодар и Рамананда Рай занимали подобное положение.

#00:41:45#

Но Рамананда Рай в большей степени, нежели Сварупа Дамодар, связан с эксклюзивными чувствами Махапрабху. И Рамананда Рай задавал вопросы Рупе Госвами, и тот отвечал на них последовательно. Рамананда Рай также написал «Джаганнатха-Валлабха-натаку» и другие книги. «Джаганнатха-Валлабха-натака». Возможно, другие книги также, но у нас есть только одна. Он был квалифицирован, несомненно. Рамананда Рай отвечал на вопросы Махапрабху. Так выглядел их диалог [рамананда-самвада], как диалог наставника и ученика, где Рамананда играл роль наставника, а Господь Чайтанья — роль ученика. И услышав все, все ответы Рупы Госвами, Рамананда Рай и Сварупа Дамодар заявили, они сказали Махапрабху: «Твоя концепция, Твое учение в полной мере представлены Рупой, он в высшей степени аутентично представил все эти истины, и это было бы для него невозможно без Твоей милости. Поэтому мы считаем, что Ты пролил полноту Своей милости на Рупу». Махапрабху согласился и сказал: «Да».

#00:43:29#

Такого рода признание нетипично, оно более чем нормально. Можно сказать, что это анти-вайшнавизм. Если кто-то заявляет: «Я дал ему мою милость», — это противоречит духу вайшнавизма. Но Махапрабху в данном случае без малейших колебаний заявил: «Да, Я дал ему полноту Моей милости. Я молю всех вас: та собственность, то богатство, которое есть у вас, подарите ему также». Но они старше Рупы Госвами: Сварупа Дамодар, Шри Рамананда Рай. Они занимали высокое, более возвышенное положение в ту пору, нежели Рупа Госвами. Рупа Госвами младше Сварупы Дамодара, младше Рамананды Рая и других. Но желание Махапрабху и указания были обращены к Рупе Госвами. И все были счастливы, все последователи были счастливы принять это. Именем Рупы Госвами Санатана Госвами, который является Гуру Рупы Госвами и его братом, и в практическом смысле даже более квалифицирован, этот Санатана Госвами также думал: «Я следую руководству Рупы, я его последователь».

#00:45:19#

Таким образом Рупа Госвами обрел величайшую силу любви Махапрабху. И когда Кришнадас Кавирадж Госвами хотел составить, написать «Чайтанья-чаритамриту», он обратился ко всем вайшнавам. Они были очень возвышенными личностями. Там была очень возвышенная личность, а именно Прабходананда Сарасвати, положение которого в кришна-лиле — это положение сакхи по имени Тунгавидья. У Радхарани есть восемь ключевых, главных сакхи, и они также сакхи Кришны. Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья — это пять. Индурекха, Судеви и Рангадевика. Это восемь сакхи, главных сакхи, и у каждой из них есть собственная большая группа. Они владыки, госпожи-владычицы всех манджари. А Рупа Манджари — манджари. Но тем не менее Прабходананда Сарасвати подарил милость Кришнадасу Кавираджу Госвами. «Ты хочешь написать что-то особенное о Махапрабху, — заявил он ему, — я очень доволен этим!»

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] А̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ / тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣ — «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике служения в преданности. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

[2] «Все трансцендентное называется непостижимым, а логика материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.308. Этот стих из «Махабхараты» (Бхишма-парва, 5.22) также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.93) Шрилы Рупы Госвами).

[3] «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана». Этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

[4] Шрила Рупа Госвами. «Шри Рупа-Манджари-пада», 1.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования