«Куда вам падать?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1998 год. Чехия. «Простые и сладостные истины» (часть 32)



Индубала Диди: В чем заключается оскорбление учителя? И как обрести его милость?

Шрила Говинда Махарадж: Тот, кто не следует своему Гуру, тот — апарадхи, оскорбитель. Тот же, кто следует указаниям Гуру, обретает его крипу, милость.

Джаганнатх Валлабха Прабху (Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж): Но, Махарадж, все думают, что следуют наставлениям Гуру. Даже люди безумные, которые делают то, что им вздумается, считают, что следуют Гуру. Это проблема.

Шрила Говинда Махарадж (смеется): Это лучше, чем ничего. По крайне мере, такой человек признает себя учеником.

Джаганнатх Валлабху Прабху: Это очень шаткое положение.

Шрила Говинда Махарадж: Прабху, мы все — обусловленные души и постоянно совершаем ошибки. Это естественно. Но, находясь в таком состоянии, мы будем пытаться стать лучше. Если нам присуща тенденция к самосовершенствованию, мы сумеем достичь успеха. В этом нет сомнений. Но мы живем в несовершенном мире и находимся в падшем состоянии. Ошибаться естественно для нас.

Шрипад Бхакти Ананда Сагар Махарадж: Однажды некто спросил у Свами Махараджа: «Если мы прекратим воспевать Святое Имя и следовать регулирующим принципам, то будет падение?» На это Свами Махарадж ответил: «Куда вам падать?»



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Куда вам падать?

(1998 год. Чехия)

 

Так или иначе Кришна проливает Свою милость на западный мир, обитателей Запада. И есть люди, которые в состоянии выбирать. Мы знаем Шрилу Свами Махараджа, поскольку до Шрилы Свами Махараджа никто не шел на риск проповеди сознания Кришны так, как это делал он. Были многочисленные ученики, квалифицированные ученики Шрилы Сарасвати Тхакура, но они опасались ехать на Запад, поскольку думали, что это напрасная трата времени, денег, и они считали, что они не квалифицированы, у них нет качеств. Но они не говорили так, они не заявляли прямо: «Мы не квалифицированы», но испытывали опасения. В противном случае, почему они не ехали на Запад? У них были деньги, у них были люди, последователи. Например, Тиртха Махарадж. Почему он не ехал [на Запад] и не посылал своих людей? [Шрипад Бхакти Саранга Апракрита] Госвами Махарадж поехал на Запад по указанию своего Гурудева, но он не отправился в Америку. И Бон Махарадж пытался [проповедовать на Западе], но Бон Махарадж не был в полной мере благословлен своим Гуру. Он мог проповедовать, но благословения Гуру крайне важный фактор, и он утратил эти благословения. В противном случае, Бон Махарадж был первым человеком, был первым в смысле своей квалификации проповедника сознания Кришны.

#00:02:19#

Но благословения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура он утратил, потому что он был очень горд. И он сослужил дурную службу концепции Сарасвати Тхакура. Он сам признавался в этом, это не я говорю. Больше того, на протяжении месяца или трех месяцев, я не могу сказать точно, возможно в течение трех месяцев, как минимум одного месяца, он находился на лодке, которая плавала по воде Тривени[1], [священной] реки. Он делал это в качестве епитимьи, искупления за свой грех, за свой проступок. Это все исторические факты. Поэтому-то я и утверждаю, что он оскорбил своего Гуру и не был благословлен своим Гуру в полной мере. За исключением этого он был квалифицирован в полной мере. И он жил в Праяге, в Тривени на лодке он находился в течение месяца, для того чтобы искупить свое оскорбление. Он был простосердечным человеком, он не был критичен. Я слышал его лекции, я в ту пору не знал английского языка, но я слышал, слушал его лекции не раз. Его язык был непревзойденным, его стиль, подача. Когда он говорил на бенгали, то не включал в свою речь ни единого английского слова. Когда он говорил на английском, он говорил на сто процентов на английском языке. Его стиль как оратора был блестящ. Я поразился, когда впервые услышал его лекцию в зале собраний общества Махананди в Калькутте.

#00:04:37#

Преданный: А в каком году это было, Махарадж?

Шрила Говинда Махарадж: Возможно, в 1948. Цветущий стиль [буквально] был ему присущ. Его речь была блестяща, немыслима. Впоследствии я не раз слышал его выступления, но в 48-ом году впервые. Когда он говорил на бенгали, он говорил исключительно на бенгали. Я знаю бенгали очень хорошо, и я был в силах понимать, что это прекрасный, блестящий бенгали. А когда он говорил на английском, он был столь же хорош в этом языке. Он был очень квалифицированным проповедником. И он был лидером. Когда Прабхупада Сарасвати Тхакур совершал парикраму, вриндаван-парикраму, за ним шли тысячи его последователей, Бон Махарадж возглавлял эту процессию. Он был высококвалифицированным человеком, но благословения своего Гурудева он утратил. И поэтому он не в силах был проповедовать в Америке. Он проповедовал в Европе. Но опять же и в Европе он не добился значительных результатов. Он пытался.

Преданный: Он инициировал трех человек.

Шрила Говинда Махарадж: Ну, три человека. Что это такое по сравнению с тем, чего достиг Свами Махарадж?

#00:06:21#

Свами Махарадж не был настолько квалифицирован, как все они, но его главной квалификацией служила его преданность его Гуру. Это было главное. И благодаря преданности Свами Махарадж сумел достичь всего. И больше того, то, что сделал Свами Махарадж в обществе, никто не в силах был добиться аналогичного результата. Это невозможно. Только лишь сам Нитьянанда Прабху или сам Махапрабху, если Они действуют, тогда подобный результат достижим. Свами Махарадж не учился в колледже, он не получил ученую степень. Он не был образованным человеком в полном смысле этого слова. Он был химиком. Он изучал физику, химию и математику, он был химиком. Он не изучал историю, искусство и литературу, но он перевел множество произведений ведической литературы. Он не знал санскрит хорошо, он знал санскрит даже хуже меня. Я плохо знаю санскрит, но его познания в санскрите были еще более скудными.

#00:07:58#

Сагар Махарадж: В среде его учеников были знатоки санскрита, ученые. И они признавали, что он не знал санскрит на высоком уровне.

Шрила Говинда Махарадж: Но что сделал Свами Махарадж? Он перевел [Бхагавад-гиту, издав ее как] «Бхагавад-гита как она есть», он перевел «Бхакти-расамрита-синдху». Это крайне, крайне сложная для перевода книга. [Он перевел] «Бхакти-расамрита-синдху», «Шримад-Бхагаватам», Шримад Бхагавад-гиту.

Сагар Махарадж: Без академических познаний, квалификации.

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно, благодаря полноте благословений Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, его Гуру, он это сделал. И никто не мог с ним сравниться.

#00:08:54#

На протяжении года он сталкивался с духовными испытаниями в Америке. Как он готовил? Что он ел? Он питался роти, лепешками. Так он проводил свои дни. И полнота милости Нитьянанды Прабху, Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура сделали его величайшим ачарьей, генералом проповеди. Милость Гуру способна творить подобные чудеса.

#00:09:50#

Индубала Диди: В чем заключается оскорбление учителя? И в чем состоит милость Гуру?

Шрила Говинда Махарадж: Не следовать Гуру есть апарадха. А тот, кто следует указаниям Гуру, тот обретает крипу, милость Гуру.

Авадхут Махарадж: Махарадж, но ведь каждый думает: «Я следую моему Гуру». Люди, которые действуют на свой страх и почин, даже они считают, что они следуют Гуру.

Шрила Говинда Махарадж: Это хорошо. По крайней мере такой человек, который поступает своевольно, как ему заблагорассудится, но считает, что следует Гуру, он признает себя в качестве ученика.

Авадхут Махарадж: Это шаткая позиция.

Шрила Говинда Махарадж: Прабху, мы все обусловленные души, и мы постоянно совершаем ошибки, это естественно. Но мы, находясь в таком измерении ошибок, пытаемся корректировать себя. И если подобная тенденция жива в нас, то мы окажемся в выигрыше, мы станем победителями.

#00:11:51#

Мы обязательно одержим победу, в этом нет сомнений, но мы живем в этом измерении бытия в падшем состоянии, поэтому мы обречены на ошибки, это естественно.

Сагар Махарадж: Кто-то сказал Свами Махараджу: «Махарадж, а если мы перестанем воспевать святое имя и совершать другую практику, падем ли мы?» На что Свами Махарадж ответил этому человеку: «Куда вам падать?» То есть это не вопрос падения. «Вы уже падшие», — говорит Свами Махарадж.

Авадхут Махарадж: Махарадж, я видел, как люди приходят к вам. Я видел, что искренние души очень быстро совершают прогресс, это нечто чудесное. Я вижу, как это происходит. Но до этого они тоже следовали сознанию Кришны и какому-то Гуру, и временами такие люди становились безумны. В чем причина этого безумия?

#00:13:21#

Шрила Говинда Махарадж: Если у них рождается эго, представление, согласно которому [они считают]: «Я лучше моего Гуру, я понимаю, какова концепция моего Гуру», подобное представление делает таких людей безумными. Эго — это самый страшный враг. Необходимо оставить эго, имея дело с Гуру, а также имея дело с другими вайшнавами. Мы должны стараться слепо следовать наставлениям Гуру, в этом не может быть сомнений и колебаний, это крайне важно, существенно. Благодаря такой позиции, такой стратегии я получу результат, я верю в это. Я видел одного мальчика, юношу, он тоже такой. Вы видели этого мальчика? Он мне служит в Навадвипе. Кока. Иногда я нарочно даю ему неверные инструкции, я испытываю его. Он говорит: «Да? Вот так нужно действовать?» Я говорю: «Конечно». И он начинает действовать. Я поражаюсь, зачем, почему он так действует?

#00:14:44#

Авадхут Махарадж: Кока — уникальная личность. Да, мы видели его, он просветленная душа, он необычная душа.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И он очень легко обрел сознание Кришны. Я его опасаюсь, потому что никогда не пытаюсь в его присутствии давать неверные инструкции, но я просто шучу. Такова моя природа, я склонен шутить. И я поражаюсь, видя его настроение, его дух. И нарочно иногда даю ему неверные инструкции, указания, и он сломя голову летит выполнять мои указания, слепо.

#00:15:48#

Авадхут Махарадж: Махарадж, но эго настолько огромно, создается впечатление, что невозможно преодолеть эго.

Шрила Говинда Махарадж: В таком случае необходимо отдать, вручить эго Гуру, попытаться это сделать, и предаться, предаться в полной мере Гуру. Необходимо постараться понять. Кавирадж Госвами, Джива Госвами и [другие] наши госвамины Вриндавана — насколько они были квалифицированы, но каким образом они отказались от своего эго, положения?

Сагар Махарадж: Возможно, это неуместное замечание, но Кока настолько могущественен, что он...

Шрила Говинда Махарадж: Я очень люблю настроение Коки, прекрасное настроение, дух. Когда я присоединился, пришел в Матх, мое настроение, дух был аналогичным. Что бы ни говорил Гуру Махарадж, для меня это было окончательным указанием. Я был горд, я считал: «Это сказал мой Гуру Махарадж». Я был горд следовать. Теперь я принимаю в расчет, я анализирую, что и почему говорил Гуру Махарадж. Определенная способность понимать и осознавать ко мне пришла. В ту пору я следовал слепо. Что бы ни сказал Гуру Махарадж, я бежал выполнять не рассуждая.

#00:17:52#

Однажды один видный юрист, крупный юрист сидел напротив Прабхупады, Бхактиведанты Свами Махараджа. Я поражался, видя этого юриста, поскольку он был представителем группы, лагеря, враждебного Прабхупаде. Я пришел на встречу с Прабхупадой, Свами Махараджем. В тот день Прабхупада был очень зол, потому что один его духовный брат… Прабхупада раздавал прасадам, и этот духовный брат выбросил прасадам. Он сделал это не на глазах у Прабхупады, но тайком, но Прабхупада понял, что произошло, он понял, что этот духовный брат не стал почитать прасадам. Почему? Потому что этот прасадам ему принес ученик-млеччха (с его точки зрения), западный ученик Свами Махараджа. И он выбросил прасадам. Свами Махарадж был очень зол. И я пришел на встречу с Прабхупадой, и он сказал: «Говинда Махарадж, ты знаешь, что случилось? Этот человек пришел ко мне, мы мило беседовали, затем я угостил его, поднес ему прасадам, и он выбросил прасадам. Мои ученики подобрали этот прасадам и съели, приняли его, почтили его. Как ты можешь считать этого человека вайшнавом?», — сказал он мне. «С этим человеком что-то не так», — сказал я. «А что не так?», — спросил он. «Да, не так, поскольку он не Говинда Махарадж, он не ваш ученик, он ваш духовный брат, а духовных братьев всегда питает эго в отношениях с другими духовными братьями. Эти люди считают, что они брамины, это не прасадам, поскольку вы млеччха-гуру, ваши ученики — млеччхи». «Я же сказал ему, что это прасадам», — заявил Свами Махарадж. [Смеются.]

#00:20:16#

«Я верю в это, — заявил ему я, — потому что я ваш ученик, но он не ваш ученик, и он не верит». А этот адвокат заявил: «Но если Прабхупада говорит, что это прасадам, то это прасадам». И я поразился. Он представитель враждебного лагеря, враждебной группы. Этот юрист однажды оказал мне крайне существенную помощь, один раз, но значительную помощь.

Авадхут Махарадж: Мы видели, как к нам на программу в храм, в центр приходит человек со своим контейнером, с какой-то пищей, со своим прасадамом. Он не принимает наш прасадам, он принимает свой прасадам.

Шрила Говинда Махарадж: Ну, это и глупость, и это отсутствие духовного знания. Духовное знание всегда подталкивает нас к поиску вайшнаваты, вайшнавской природы, качеств. Мы всегда будем искать, если у нас есть духовные знания: где вайшнав, где вайшнавата? Постоянный поиск такого рода — это настроение подлинно духовной личности. Где золото? Где золото? Где вайшнавата? Такого рода поиск.

#00:22:21#

Преданная: Вы приводили пример Кавираджа Госвами, он показывал, что у него нет эго.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в «Чайтанья-чаритамрите» он написал:

пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха
джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха

мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кш̣айа
мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа

эмана ниргхр̣н̣а море кеба̄ кр̣па̄ каре
эка нитйа̄нанда вину джагат бхитаре[2]

Насколько милостив Нитьянанда Прабху, он [Кришнадас Кавирадж Госвами] показал этой поэзией в «Чайтанья-чаритамрите». Он показал: «Мое положение уродливое, нижайшее, позиция, которая вызывает отвращение: я подобен насекомому, живущему в испражнениях. Хуже того: Джагай и Мадхай совершили множество оскорблений, я более греховен, нежели Джагай и Мадхай. Если кто-то услышит мое имя, то он лишится всего своего благочестия. Да, все добродетели и благочестие он утратит. И если кто-то призовет мое имя, то он заразится грехом. Призывая мое имя, он совершит грех. Но Нитьянанда Прабху столь милосерден! И на такого человека, как я, Он пролил Свою милость, и вызволил меня из этой помойки [буквально], и подарил мне лотосоподобные стопы Кришны. И теперь у меня есть Вриндаван, у меня есть даршан божеств Вриндавана, даршан госвами , я обрел возможность служить госваминам, и так далее, и так далее. Все пришло ко мне милостью Господа Нитьянанды Прабху». Так Кавирадж Госвами пояснил, что есть что.

#00:25:13#

Авадхут Махарадж: Махарадж, в «Прапанна-дживанамритам» говорится, что самопредание включает три части: предание себя телом, умом и словами. А как связаны мысли и поступки? [Смеются.] Кто-то думает, что он хочет предаться, но он не действует, он только думает, ограничивается мыслями о самопредании, но не предается действием, поступками.

Шрила Говинда Махарадж: Что я могу сказать? Если кто-то думает, что ему делать, как делать, то, по крайней мере, он думает в этом [верном] направлении. [Смеются.] В этом состоит некоторая надежда. Надежда на то, что завтра или послезавтра он начнет действовать.

#00:26:18#

Сагар Махарадж: Махарадж, мне пару месяцев тому назад или месяц назад позвонили, один преданный жаловался на другого преданного. Он рассказал о том, что этот преданный, на которого он жаловался, напивается пьяным и в пьяном виде выходит на улицу и начинает проповедовать. Этот [жаловавшийся] преданный опасался, что [тот, на кого он жаловался], поступая таким образом, бросает тень на репутацию нашего сообщества. Я поразился, услышав это. Этот человек даже в пьяном виде продолжает проповедовать. И я сказал этому преданному: «Ну, по крайней мере, он проповедует. Это хороший симптом».

#00:27:09#

Шрила Говинда Махарадж: Джагай и Мадхай тоже, когда в доме Шриваса Пандита Махапрабху совершал маха-санкиртану в обществе Своих преданных, Джагай и Мадхай не входили в дом, они были пьяны. И, слыша звук мриданги и каратал, они танцевали за оградой дома. Они пели всю ночь и танцевали, слыша этот звук каратал и мриданги. Под бой мриданги и звон каратал. А утром, когда Махапрабху шел совершать омовение, если Джагай и Мадхай встречали Его, они говорили: «О, Нимай Пандит, Ты знаешь, нам очень понравился бой мриданги, который мы слушали всю ночь накануне. Вы отлично стучали на мридангах, нам нравилось танцевать под этот аккомпанемент». [Смеются.]

Сагар Махарадж: Махарадж, в Лондоне у нас рядом с матхом, с центром был винный магазин, и постоянно местные Джагаи и Мадхаи приходили и танцевали под звуки киртана.

#00:28:45#

Шрила Говинда Махарадж: Когда Джагай и Мадхай были пьяны, они не сознавали себя, они творили разные нехорошие поступки, именно в таком виде они пытались побить Харидаса и Нитьянанду. Они не попытались, а побили. В первый день, когда Нитьянанда и Харидас их встретили, они убежали. На следующий день Нитьянанда подумал: «Я должен подарить им кришна-прему». И они приблизились к Джагаю и Мадхаю, и Нитьянанда сказал им: «Что вы делаете, Джагай и Мадхай? Пойте Харе Кришна!» Они были очень пьяны в тот момент, они заявили Нитьянанде: «Что Ты нам говоришь? Ты нам советуешь? Убирайся отсюда!» И Нитьянанда Прабху сказал: «Да, Я уберусь, но вы пойте Харе Кришна, пойте маха-мантру!» И они Ему сказали: «Так Ты что, Ты не успокоишься?»

#00:29:45#

И Джагай схватил глиняный горшок и бросил в голову Нитьянанды Прабху, и горшок Его ранил, пролилась кровь. Нитьянанда Прабху продолжал настаивать: «Хорошо, — говорил Он, — ничего страшного, но вы пойте святое имя!» И Мадхай схватил другой глиняный горшок и пытался бросить еще раз, но Джагай остановил его, схватив за руку, и сказал ему: «Этот человек сумасшедший. Нам-то что до них? Мы пьем». Джагай остановил Мадхая. А преданные пришли к Махапрабху и рассказали Ему о том, что произошло: «Они [Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур] проповедовали Твою концепцию, Твое учение, и Мадхай ранил Господа Нитьянанду». Махапрабху был очень зол. А далее произошли эти события, когда Джагай и Мадхай предались Махапрабху, и Он подарил им кришна-прему. С того дня они стали преданными Махапрабху.

#00:31:16#

Авадхут Махарадж: А чем они после этого занимались, помимо того, что проповедовали? После этого они проповедовали сознание Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: Да, они совершали севу и проповедовали, Джагай и Мадхай. Им и не нужно было проповедовать, все видели, что Джагай и Мадхай стали вайшнавами. Это была лучшая проповедь. Люди поражались: «Как так? Они обрели крипу Махапрабху». Все поражались, видя, как они убирают дорогу, по которой ходят Махапрабху и вайшнавы. В ту пору миллионы людей приходили в Навадвипу и исходили из Навадвипы, и все люди поражались, когда Махапрабху стал знаменит. Он спас Джагая и Мадхая, Он стал знаменит после этого. Махапрабху заявил Джагаю и Мадхаю: «Больше так не поступайте, Я избавлю вас от последствий ваших грехов». Так Он сказал.

#00:32:34#

[шлока]

«Джагай и Мадхай, больше не грешите. Я беру на Себя [по]следствия всех ваших былых грехов». И они ответили: «Да, мы предались, мы вручили себя Твоим лотосоподобным стопам».

#00:33:21#

Авадхут Махарадж: Махарадж, а кем были Джагай и Мадхай в прошлом, в других лилах Господа — в «Рамаяне», в играх Рамачандры, кем они были?

Шрила Говинда Махарадж: Мне нужно заглянуть в книгу. Я не могу вам сказать, я позабыл. Есть книга под названием «Гаура-ганнодеша-дипика», маленькая книга. Я не знаю, опубликована ли она на английском, я читал ее давным-давно, я позабыл. В ту пору меня не интересовало, кто есть кто. В ту пору меня интересовал ответ на вопрос, кто я, а не кто есть кто. Я обезьяна или я медведь? Кто я?

Преданная: Махарадж, мы благодаря милости Гурудева узнаем, кто мы?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Наше тождество, наше я, природа будет явлена автоматически, естественным образом. Нет необходимости в искусственном поиске такого рода. В один прекрасный день мы увидим, как тьма рассеется и воссияет свет. Мы не можем знать, когда это произойдет, но свет воссияет. Подобно рассвету, ранним утром неожиданно появляется свет. Мы не знаем когда.

Преданный: На все требуется время, Махарадж.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Подобно рождению и смерти опять же. Когда смерть приходит к человеку, он не понимает, что она пришла. Он неожиданно видит, как он вышел из тела. Он думает: «Что это такое? Я здесь, а мое тело — вот здесь?!» Смотрит на себя со стороны.

#00:36:12#

Преданная: Должны ли мы молиться Гурудеву?

Шрила Говинда Махарадж: Да, это наша единственная надежда. Гуру есть сам Кришна, поэтому у нас нет проблем. Кришна является в образе человека, в образе Гуру предстает передо мной, это крайне ясная истина. И я должен повиноваться ему, и тогда качества, квалификация, все придет ко мне.

Преданная: Я могу всегда просить его о помощи?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Просите вы или нет, помощь придет сама собой, автоматически, естественным образом. У меня был такой опыт. Когда в моей жизни возникали крайне серьезные проблемы, иногда я просил Гуру Махараджа: «Помогите мне, сделайте то-то или то». Но сейчас я лишился этой привычки. В прошлом я просил. Когда я сталкиваюсь с серьезными проблемами, я крайне обескуражен, я падаю духом, и я не понимаю, как мне решить эту проблему. Когда для меня становится очевидным, что я не в силах ее решить, тогда я успокаиваюсь, мой ум становится умиротворенным, все становится легким и доступным, и я жду решения. Я жду, когда же проблема разрешится. И проблема разрешается крайне легко и просто, и все встает на свои места.

#00:38:20#

Несколько дней назад подобное случилось. Я был крайне обеспокоен определенной ситуацией. И мои друзья, крайне влиятельные, сказали мне: «Не нужно вам беспокоиться, мы сами решим эту проблему». И они прилагали всяческие усилия, эти крайне серьезные люди в известном смысле, для того чтобы решить эту проблему. Но, когда уже все было готово к тому, чтобы решить эту проблему их методами, я сказал: «А теперь остановитесь, я попытаюсь решить эту проблему. Если я не сумею, тогда действуйте вы». И я ждал милости Гуру Махараджа. И проблема разрешилась сама собой. Через пять минут это случилось. И мои друзья поразились: «Как это случилось?!» Я ответил им: «Это стиль Гуру Махараджа!» Я сказал им: «Подождите, вначале я хочу показаться этим людям на глаза». Людям, которые служили источником проблемы. Я хочу, чтобы они меня увидели, тогда посмотрим. Но мне даже не пришлось туда идти. Эти люди сами пришли ко мне, они меня увидели, посмотрели мне в глаза, и проблема решилась сама собой. Я поразился. И в то же время не был удивлен. Вы это видели.

#00:40:29#

А мои друзья думали, что они отправятся туда, они пойдут к начальнику полиции, они пойдут к каким-то влиятельным людям, и так благодаря связям они решат эту проблему. На что я им объяснил: «Это не моя линия, не мой путь решения проблем. Мой путь решения проблемы таков — тр̣на̄д апи сунӣчена, и так далее»[3]. Самый простой путь решения проблем. Это происходило не раз, великое множество раз проблемы решались таким образом. И Гуру Махарадж говорил: «Необходимо ждать и смотреть. Необходимо ждать и смотреть, что будет происходить». Это максима, мудрость, афоризм Чанакьи Пандита, великого политика древней Индии. Он заимствовал эту шлоку из священных писаний. Не следует действовать необдуманно. Следует сначала обдумать, единожды, дважды, трижды, затем действовать.

#00:42:02#

Авадхут Махарадж: Махарадж, я помню однажды у нас возникла проблема с родственниками, когда речь шла о земле для храма в Петербурге. [Авадхут Махарадж рассказывает о ситуации с родственниками, которые не хотели уступить землю, но затем внезапно они изменили свое отношение, и вся земля, принадлежавшая этим родным, досталась Махараджу таким образом. — Примпер.]

Шрила Говинда Махарадж: Обитатели Навадвипы были очень злы на меня. Поскольку я пошел против их желания. Они явились ко мне, сотни людей, огромная толпа собралась. Они хотели меня избить. Я был молод в ту пору, юн. Но как раз в это время явился глава полиции, послал двух полицейских. И он велел им: «Скажите Говинде Махараджу, что местные жители на него разгневаны, он должен со мной встретиться». Я отправился на встречу к этому полицейскому начальнику. Я ушел на встречу, и спустя пять минут после того, как я ушел из матха, туда пришла огромная толпа. Если бы они меня поймали, они бы меня избили. Но благодаря этой разнице в пять минут (Кришна призвал меня к начальнику полиции) я спасся. Они меня не увидели, эти люди, не нашли, но драка все-таки случилась. Эти люди вернулись к себе. Я узнал о том, что произошло, и сказал офицеру полиции: «Теперь я вернусь в матх, я узнаю, кто туда приходил». Он мне на это заявил: «Не нужно ходить, там сотни людей. Ты оставайся здесь, я пошлю полицейских». И он послал вооруженных полицейских. К тому времени толпа рассеялась. Но эти пять минут Кришна послал мне, так я думаю. Я думаю, что то была милость Гуру Махараджа.

#00:45:01#

Если бы они пришли за пять минут до того, как я ушел, то они бы избили меня, и чего бы они только ни сделали.

Авадхут Махарадж: Могли бы вас убить?

Шрила Говинда Махарадж: Ну, убить не убить, но ранили бы серьезно. Но этими пятью минутами Кришна спас меня. А на следующий день я отправился в деревню, где жили эти люди. Я сказал им: «Вы вчера приходили, чтобы меня избить. Вот я к вам пришел, готов, бейте». Много случилось в истории Шри Чайтанья Сарасват Матха. В пору моей юности, молодости разные эпизоды имели место быть. Но я доволен моим служением, счастлив служением Гуру Махараджу, очень доволен. А теперь Кришна дарит наилучший шанс, возможность, поэтому я не могу игнорировать этот шанс, эту возможность проповедовать сознание Кришны. Таково желание Гуру Махараджа, Прабхупады Свами Махараджа, Прабхупады Сарасвати Тхакура и всей сампрадаи. Милостью Гуру-Гауранги я обрел прекрасные возможности проповедовать сознание Кришны. Мне не нужно ни о чем просить Кришну, но плоды моей кармы меня настигают.

#00:47:05#

Преданный: Махарадж, мы хотим дать вам отдохнуть. Сейчас шесть тридцать. Вы с самого утра общаетесь с преданными. Мы хотим, чтобы вы отдохнули.

Шрила Говинда Махарадж: Да, утром мы отправимся в Лондон, завтра утром. То не была моя глупость. Когда события происходят неожиданно, внезапно, мы эти события не контролируем. Я чувствовал себя хорошо, но неожиданно... [Шрила Говинда Махарадж, говоря о плодах кармы, видимо, имеет в виду боль в ногах, [которую] он неожиданно почувствовал. — Примпер.] Но я проделал путь из Бразилии в Нью-Йорк. Что я могу поделать? Я буду пытаться. У Прабхупады Сарасвати Тхакура был один великий ученик [который говорил]: «Я хочу умереть с оружием в руках на поле брани, я не хочу умереть, как больной старик в постели в кругу домочадцев, я хочу умереть на поле битвы с оружием в руках, — он буквально говорил, — с доспехами на себе, в кольчуге, с мечом в руке».

#00:49:17#

Преданная: [Окончания вопроса не слышно. — Примпер.] Вчера вы инициировали одного старого человека. [Вопрос обрывается. — Примпер.]

Шрила Говинда Махарадж: Я был счастлив до того, как приехал сюда, но после того, как я здесь оказался, счастье мое возросло, поскольку многочисленные преданные собрались здесь, и все они пытаются что-то сделать, внести свою лепту в служение. Каждый может помочь, насколько помощь в его силах. Ментально, физически, по-разному. По-разному люди оказывают помощь. Прабху [имени Прабху не было слышно — примпер.] — источник вдохновения. Также Преманидхи Прабху привязан к служению этого Прабху, другого Прабху, помогает ему в служении.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Тривени-сангам — это слияние трех священных рек: Ганги, Ямуны и (невидимой для глаз) Сарасвати в Аллахабаде (Праяге), штат Уттар-Прадеш, Индия.

2  «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях. Любой, кто слышит мое имя, утрачивает плоды благочестивых поступков. Любой, кто произносит мое имя, становится грешником. Кто в этом мире, кроме Нитьянанды, способен пролить Свою милость на такого презренного человека, как я?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205–207).

3  Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).




←  «Меняем себя и меняем мир через игры». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 декабря 2023 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «История лондонского матха». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1992 год. Лондон, Великобритания  →


Индубала Диди: В чем заключается оскорбление учителя? И как обрести его милость?

Шрила Говинда Махарадж: Тот, кто не следует своему Гуру, тот – апарадхи, оскорбитель. Тот же, кто следует указаниям Гуру, обретает его крипу, милость.

Джаганнатх Валлабха Прабху (Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж): Но, Махарадж, все думают, что следуют наставлениям Гуру. Даже люди безумные, которые делают то, что им вздумается, считают, что следуют Гуру. Это проблема.

Шрила Говинда Махарадж (смеется): Это лучше, чем ничего. По крайне мере, такой человек признает себя учеником.

Джаганнатх Валлабху Прабху: Это очень шаткое положение.

Шрила Говинда Махарадж: Прабху, мы все – обусловленные души и постоянно совершаем ошибки. Это естественно. Но, находясь в таком состоянии, мы будем пытаться стать лучше. Если нам присуща тенденция к самосовершенствованию, мы сумеем достичь успеха. В этом нет сомнений. Но мы живем в несовершенном мире и находимся в падшем состоянии. Ошибаться естественно для нас.

Шрипад Бхакти Ананда Сагар Махарадж: Однажды некто спросил у Свами Махараджа: «Если мы прекратим воспевать Святое Имя и следовать регулирующим принципам, то будет падение?» На это Свами Махарадж ответил: «Куда вам падать?»



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Куда вам падать?

(1998 год. Чехия)

 

Так или иначе Кришна проливает Свою милость на западный мир, обитателей Запада. И есть люди, которые в состоянии выбирать. Мы знаем Шрилу Свами Махараджа, поскольку до Шрилы Свами Махараджа никто не шел на риск проповеди сознания Кришны так, как это делал он. Были многочисленные ученики, квалифицированные ученики Шрилы Сарасвати Тхакура, но они опасались ехать на Запад, поскольку думали, что это напрасная трата времени, денег, и они считали, что они не квалифицированы, у них нет качеств. Но они не говорили так, они не заявляли прямо: «Мы не квалифицированы», но испытывали опасения. В противном случае, почему они не ехали на Запад? У них были деньги, у них были люди, последователи. Например, Тиртха Махарадж. Почему он не ехал [на Запад] и не посылал своих людей? [Шрипад Бхакти Саранга Апракрита] Госвами Махарадж поехал на Запад по указанию своего Гурудева, но он не отправился в Америку. И Бон Махарадж пытался [проповедовать на Западе], но Бон Махарадж не был в полной мере благословлен своим Гуру. Он мог проповедовать, но благословения Гуру крайне важный фактор, и он утратил эти благословения. В противном случае, Бон Махарадж был первым человеком, был первым в смысле своей квалификации проповедника сознания Кришны.

#00:02:19#

Но благословения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура он утратил, потому что он был очень горд. И он сослужил дурную службу концепции Сарасвати Тхакура. Он сам признавался в этом, это не я говорю. Больше того, на протяжении месяца или трех месяцев, я не могу сказать точно, возможно в течение трех месяцев, как минимум одного месяца, он находился на лодке, которая плавала по воде Тривени[1], [священной] реки. Он делал это в качестве епитимьи, искупления за свой грех, за свой проступок. Это все исторические факты. Поэтому-то я и утверждаю, что он оскорбил своего Гуру и не был благословлен своим Гуру в полной мере. За исключением этого он был квалифицирован в полной мере. И он жил в Праяге, в Тривени на лодке он находился в течение месяца, для того чтобы искупить свое оскорбление. Он был простосердечным человеком, он не был критичен. Я слышал его лекции, я в ту пору не знал английского языка, но я слышал, слушал его лекции не раз. Его язык был непревзойденным, его стиль, подача. Когда он говорил на бенгали, то не включал в свою речь ни единого английского слова. Когда он говорил на английском, он говорил на сто процентов на английском языке. Его стиль как оратора был блестящ. Я поразился, когда впервые услышал его лекцию в зале собраний общества Махананди в Калькутте.

#00:04:37#

Преданный: А в каком году это было, Махарадж?

Шрила Говинда Махарадж: Возможно, в 1948. Цветущий стиль [буквально] был ему присущ. Его речь была блестяща, немыслима. Впоследствии я не раз слышал его выступления, но в 48-ом году впервые. Когда он говорил на бенгали, он говорил исключительно на бенгали. Я знаю бенгали очень хорошо, и я был в силах понимать, что это прекрасный, блестящий бенгали. А когда он говорил на английском, он был столь же хорош в этом языке. Он был очень квалифицированным проповедником. И он был лидером. Когда Прабхупада Сарасвати Тхакур совершал парикраму, вриндаван-парикраму, за ним шли тысячи его последователей, Бон Махарадж возглавлял эту процессию. Он был высококвалифицированным человеком, но благословения своего Гурудева он утратил. И поэтому он не в силах был проповедовать в Америке. Он проповедовал в Европе. Но опять же и в Европе он не добился значительных результатов. Он пытался.

Преданный: Он инициировал трех человек.

Шрила Говинда Махарадж: Ну, три человека. Что это такое по сравнению с тем, чего достиг Свами Махарадж?

#00:06:21#

Свами Махарадж не был настолько квалифицирован, как все они, но его главной квалификацией служила его преданность его Гуру. Это было главное. И благодаря преданности Свами Махарадж сумел достичь всего. И больше того, то, что сделал Свами Махарадж в обществе, никто не в силах был добиться аналогичного результата. Это невозможно. Только лишь сам Нитьянанда Прабху или сам Махапрабху, если Они действуют, тогда подобный результат достижим. Свами Махарадж не учился в колледже, он не получил ученую степень. Он не был образованным человеком в полном смысле этого слова. Он был химиком. Он изучал физику, химию и математику, он был химиком. Он не изучал историю, искусство и литературу, но он перевел множество произведений ведической литературы. Он не знал санскрит хорошо, он знал санскрит даже хуже меня. Я плохо знаю санскрит, но его познания в санскрите были еще более скудными.

#00:07:58#

Сагар Махарадж: В среде его учеников были знатоки санскрита, ученые. И они признавали, что он не знал санскрит на высоком уровне.

Шрила Говинда Махарадж: Но что сделал Свами Махарадж? Он перевел [Бхагавад-гиту, издав ее как] «Бхагавад-гита как она есть», он перевел «Бхакти-расамрита-синдху». Это крайне, крайне сложная для перевода книга. [Он перевел] «Бхакти-расамрита-синдху», «Шримад-Бхагаватам», Шримад Бхагавад-гиту.

Сагар Махарадж: Без академических познаний, квалификации.

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно, благодаря полноте благословений Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, его Гуру, он это сделал. И никто не мог с ним сравниться.

#00:08:54#

На протяжении года он сталкивался с духовными испытаниями в Америке. Как он готовил? Что он ел? Он питался роти, лепешками. Так он проводил свои дни. И полнота милости Нитьянанды Прабху, Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура сделали его величайшим ачарьей, генералом проповеди. Милость Гуру способна творить подобные чудеса.

#00:09:50#

Индубала Диди: В чем заключается оскорбление учителя? И в чем состоит милость Гуру?

Шрила Говинда Махарадж: Не следовать Гуру есть апарадха. А тот, кто следует указаниям Гуру, тот обретает крипу, милость Гуру.

Авадхут Махарадж: Махарадж, но ведь каждый думает: «Я следую моему Гуру». Люди, которые действуют на свой страх и почин, даже они считают, что они следуют Гуру.

Шрила Говинда Махарадж: Это хорошо. По крайней мере такой человек, который поступает своевольно, как ему заблагорассудится, но считает, что следует Гуру, он признает себя в качестве ученика.

Авадхут Махарадж: Это шаткая позиция.

Шрила Говинда Махарадж: Прабху, мы все обусловленные души, и мы постоянно совершаем ошибки, это естественно. Но мы, находясь в таком измерении ошибок, пытаемся корректировать себя. И если подобная тенденция жива в нас, то мы окажемся в выигрыше, мы станем победителями.

#00:11:51#

Мы обязательно одержим победу, в этом нет сомнений, но мы живем в этом измерении бытия в падшем состоянии, поэтому мы обречены на ошибки, это естественно.

Сагар Махарадж: Кто-то сказал Свами Махараджу: «Махарадж, а если мы перестанем воспевать святое имя и совершать другую практику, падем ли мы?» На что Свами Махарадж ответил этому человеку: «Куда вам падать?» То есть это не вопрос падения. «Вы уже падшие», — говорит Свами Махарадж.

Авадхут Махарадж: Махарадж, я видел, как люди приходят к вам. Я видел, что искренние души очень быстро совершают прогресс, это нечто чудесное. Я вижу, как это происходит. Но до этого они тоже следовали сознанию Кришны и какому-то Гуру, и временами такие люди становились безумны. В чем причина этого безумия?

#00:13:21#

Шрила Говинда Махарадж: Если у них рождается эго, представление, согласно которому [они считают]: «Я лучше моего Гуру, я понимаю, какова концепция моего Гуру», подобное представление делает таких людей безумными. Эго — это самый страшный враг. Необходимо оставить эго, имея дело с Гуру, а также имея дело с другими вайшнавами. Мы должны стараться слепо следовать наставлениям Гуру, в этом не может быть сомнений и колебаний, это крайне важно, существенно. Благодаря такой позиции, такой стратегии я получу результат, я верю в это. Я видел одного мальчика, юношу, он тоже такой. Вы видели этого мальчика? Он мне служит в Навадвипе. Кока. Иногда я нарочно даю ему неверные инструкции, я испытываю его. Он говорит: «Да? Вот так нужно действовать?» Я говорю: «Конечно». И он начинает действовать. Я поражаюсь, зачем, почему он так действует?

#00:14:44#

Авадхут Махарадж: Кока — уникальная личность. Да, мы видели его, он просветленная душа, он необычная душа.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И он очень легко обрел сознание Кришны. Я его опасаюсь, потому что никогда не пытаюсь в его присутствии давать неверные инструкции, но я просто шучу. Такова моя природа, я склонен шутить. И я поражаюсь, видя его настроение, его дух. И нарочно иногда даю ему неверные инструкции, указания, и он сломя голову летит выполнять мои указания, слепо.

#00:15:48#

Авадхут Махарадж: Махарадж, но эго настолько огромно, создается впечатление, что невозможно преодолеть эго.

Шрила Говинда Махарадж: В таком случае необходимо отдать, вручить эго Гуру, попытаться это сделать, и предаться, предаться в полной мере Гуру. Необходимо постараться понять. Кавирадж Госвами, Джива Госвами и [другие] наши госвамины Вриндавана — насколько они были квалифицированы, но каким образом они отказались от своего эго, положения?

Сагар Махарадж: Возможно, это неуместное замечание, но Кока настолько могущественен, что он...

Шрила Говинда Махарадж: Я очень люблю настроение Коки, прекрасное настроение, дух. Когда я присоединился, пришел в Матх, мое настроение, дух был аналогичным. Что бы ни говорил Гуру Махарадж, для меня это было окончательным указанием. Я был горд, я считал: «Это сказал мой Гуру Махарадж». Я был горд следовать. Теперь я принимаю в расчет, я анализирую, что и почему говорил Гуру Махарадж. Определенная способность понимать и осознавать ко мне пришла. В ту пору я следовал слепо. Что бы ни сказал Гуру Махарадж, я бежал выполнять не рассуждая.

#00:17:52#

Однажды один видный юрист, крупный юрист сидел напротив Прабхупады, Бхактиведанты Свами Махараджа. Я поражался, видя этого юриста, поскольку он был представителем группы, лагеря, враждебного Прабхупаде. Я пришел на встречу с Прабхупадой, Свами Махараджем. В тот день Прабхупада был очень зол, потому что один его духовный брат… Прабхупада раздавал прасадам, и этот духовный брат выбросил прасадам. Он сделал это не на глазах у Прабхупады, но тайком, но Прабхупада понял, что произошло, он понял, что этот духовный брат не стал почитать прасадам. Почему? Потому что этот прасадам ему принес ученик-млеччха (с его точки зрения), западный ученик Свами Махараджа. И он выбросил прасадам. Свами Махарадж был очень зол. И я пришел на встречу с Прабхупадой, и он сказал: «Говинда Махарадж, ты знаешь, что случилось? Этот человек пришел ко мне, мы мило беседовали, затем я угостил его, поднес ему прасадам, и он выбросил прасадам. Мои ученики подобрали этот прасадам и съели, приняли его, почтили его. Как ты можешь считать этого человека вайшнавом?», — сказал он мне. «С этим человеком что-то не так», — сказал я. «А что не так?», — спросил он. «Да, не так, поскольку он не Говинда Махарадж, он не ваш ученик, он ваш духовный брат, а духовных братьев всегда питает эго в отношениях с другими духовными братьями. Эти люди считают, что они брамины, это не прасадам, поскольку вы млеччха-гуру, ваши ученики — млеччхи». «Я же сказал ему, что это прасадам», — заявил Свами Махарадж. [Смеются.]

#00:20:16#

«Я верю в это, — заявил ему я, — потому что я ваш ученик, но он не ваш ученик, и он не верит». А этот адвокат заявил: «Но если Прабхупада говорит, что это прасадам, то это прасадам». И я поразился. Он представитель враждебного лагеря, враждебной группы. Этот юрист однажды оказал мне крайне существенную помощь, один раз, но значительную помощь.

Авадхут Махарадж: Мы видели, как к нам на программу в храм, в центр приходит человек со своим контейнером, с какой-то пищей, со своим прасадамом. Он не принимает наш прасадам, он принимает свой прасадам.

Шрила Говинда Махарадж: Ну, это и глупость, и это отсутствие духовного знания. Духовное знание всегда подталкивает нас к поиску вайшнаваты, вайшнавской природы, качеств. Мы всегда будем искать, если у нас есть духовные знания: где вайшнав, где вайшнавата? Постоянный поиск такого рода — это настроение подлинно духовной личности. Где золото? Где золото? Где вайшнавата? Такого рода поиск.

#00:22:21#

Преданная: Вы приводили пример Кавираджа Госвами, он показывал, что у него нет эго.

Шрила Говинда Махарадж: Да, в «Чайтанья-чаритамрите» он написал:

пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха
джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха

мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кш̣айа
мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа

эмана ниргхр̣н̣а море кеба̄ кр̣па̄ каре
эка нитйа̄нанда вину джагат бхитаре[2]

Насколько милостив Нитьянанда Прабху, он [Кришнадас Кавирадж Госвами] показал этой поэзией в «Чайтанья-чаритамрите». Он показал: «Мое положение уродливое, нижайшее, позиция, которая вызывает отвращение: я подобен насекомому, живущему в испражнениях. Хуже того: Джагай и Мадхай совершили множество оскорблений, я более греховен, нежели Джагай и Мадхай. Если кто-то услышит мое имя, то он лишится всего своего благочестия. Да, все добродетели и благочестие он утратит. И если кто-то призовет мое имя, то он заразится грехом. Призывая мое имя, он совершит грех. Но Нитьянанда Прабху столь милосерден! И на такого человека, как я, Он пролил Свою милость, и вызволил меня из этой помойки [буквально], и подарил мне лотосоподобные стопы Кришны. И теперь у меня есть Вриндаван, у меня есть даршан божеств Вриндавана, даршан госвами , я обрел возможность служить госваминам, и так далее, и так далее. Все пришло ко мне милостью Господа Нитьянанды Прабху». Так Кавирадж Госвами пояснил, что есть что.

#00:25:13#

Авадхут Махарадж: Махарадж, в «Прапанна-дживанамритам» говорится, что самопредание включает три части: предание себя телом, умом и словами. А как связаны мысли и поступки? [Смеются.] Кто-то думает, что он хочет предаться, но он не действует, он только думает, ограничивается мыслями о самопредании, но не предается действием, поступками.

Шрила Говинда Махарадж: Что я могу сказать? Если кто-то думает, что ему делать, как делать, то, по крайней мере, он думает в этом [верном] направлении. [Смеются.] В этом состоит некоторая надежда. Надежда на то, что завтра или послезавтра он начнет действовать.

#00:26:18#

Сагар Махарадж: Махарадж, мне пару месяцев тому назад или месяц назад позвонили, один преданный жаловался на другого преданного. Он рассказал о том, что этот преданный, на которого он жаловался, напивается пьяным и в пьяном виде выходит на улицу и начинает проповедовать. Этот [жаловавшийся] преданный опасался, что [тот, на кого он жаловался], поступая таким образом, бросает тень на репутацию нашего сообщества. Я поразился, услышав это. Этот человек даже в пьяном виде продолжает проповедовать. И я сказал этому преданному: «Ну, по крайней мере, он проповедует. Это хороший симптом».

#00:27:09#

Шрила Говинда Махарадж: Джагай и Мадхай тоже, когда в доме Шриваса Пандита Махапрабху совершал маха-санкиртану в обществе Своих преданных, Джагай и Мадхай не входили в дом, они были пьяны. И, слыша звук мриданги и каратал, они танцевали за оградой дома. Они пели всю ночь и танцевали, слыша этот звук каратал и мриданги. Под бой мриданги и звон каратал. А утром, когда Махапрабху шел совершать омовение, если Джагай и Мадхай встречали Его, они говорили: «О, Нимай Пандит, Ты знаешь, нам очень понравился бой мриданги, который мы слушали всю ночь накануне. Вы отлично стучали на мридангах, нам нравилось танцевать под этот аккомпанемент». [Смеются.]

Сагар Махарадж: Махарадж, в Лондоне у нас рядом с матхом, с центром был винный магазин, и постоянно местные Джагаи и Мадхаи приходили и танцевали под звуки киртана.

#00:28:45#

Шрила Говинда Махарадж: Когда Джагай и Мадхай были пьяны, они не сознавали себя, они творили разные нехорошие поступки, именно в таком виде они пытались побить Харидаса и Нитьянанду. Они не попытались, а побили. В первый день, когда Нитьянанда и Харидас их встретили, они убежали. На следующий день Нитьянанда подумал: «Я должен подарить им кришна-прему». И они приблизились к Джагаю и Мадхаю, и Нитьянанда сказал им: «Что вы делаете, Джагай и Мадхай? Пойте Харе Кришна!» Они были очень пьяны в тот момент, они заявили Нитьянанде: «Что Ты нам говоришь? Ты нам советуешь? Убирайся отсюда!» И Нитьянанда Прабху сказал: «Да, Я уберусь, но вы пойте Харе Кришна, пойте маха-мантру!» И они Ему сказали: «Так Ты что, Ты не успокоишься?»

#00:29:45#

И Джагай схватил глиняный горшок и бросил в голову Нитьянанды Прабху, и горшок Его ранил, пролилась кровь. Нитьянанда Прабху продолжал настаивать: «Хорошо, — говорил Он, — ничего страшного, но вы пойте святое имя!» И Мадхай схватил другой глиняный горшок и пытался бросить еще раз, но Джагай остановил его, схватив за руку, и сказал ему: «Этот человек сумасшедший. Нам-то что до них? Мы пьем». Джагай остановил Мадхая. А преданные пришли к Махапрабху и рассказали Ему о том, что произошло: «Они [Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур] проповедовали Твою концепцию, Твое учение, и Мадхай ранил Господа Нитьянанду». Махапрабху был очень зол. А далее произошли эти события, когда Джагай и Мадхай предались Махапрабху, и Он подарил им кришна-прему. С того дня они стали преданными Махапрабху.

#00:31:16#

Авадхут Махарадж: А чем они после этого занимались, помимо того, что проповедовали? После этого они проповедовали сознание Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: Да, они совершали севу и проповедовали, Джагай и Мадхай. Им и не нужно было проповедовать, все видели, что Джагай и Мадхай стали вайшнавами. Это была лучшая проповедь. Люди поражались: «Как так? Они обрели крипу Махапрабху». Все поражались, видя, как они убирают дорогу, по которой ходят Махапрабху и вайшнавы. В ту пору миллионы людей приходили в Навадвипу и исходили из Навадвипы, и все люди поражались, когда Махапрабху стал знаменит. Он спас Джагая и Мадхая, Он стал знаменит после этого. Махапрабху заявил Джагаю и Мадхаю: «Больше так не поступайте, Я избавлю вас от последствий ваших грехов». Так Он сказал.

#00:32:34#

[шлока]

«Джагай и Мадхай, больше не грешите. Я беру на Себя [по]следствия всех ваших былых грехов». И они ответили: «Да, мы предались, мы вручили себя Твоим лотосоподобным стопам».

#00:33:21#

Авадхут Махарадж: Махарадж, а кем были Джагай и Мадхай в прошлом, в других лилах Господа — в «Рамаяне», в играх Рамачандры, кем они были?

Шрила Говинда Махарадж: Мне нужно заглянуть в книгу. Я не могу вам сказать, я позабыл. Есть книга под названием «Гаура-ганнодеша-дипика», маленькая книга. Я не знаю, опубликована ли она на английском, я читал ее давным-давно, я позабыл. В ту пору меня не интересовало, кто есть кто. В ту пору меня интересовал ответ на вопрос, кто я, а не кто есть кто. Я обезьяна или я медведь? Кто я?

Преданная: Махарадж, мы благодаря милости Гурудева узнаем, кто мы?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Наше тождество, наше я, природа будет явлена автоматически, естественным образом. Нет необходимости в искусственном поиске такого рода. В один прекрасный день мы увидим, как тьма рассеется и воссияет свет. Мы не можем знать, когда это произойдет, но свет воссияет. Подобно рассвету, ранним утром неожиданно появляется свет. Мы не знаем когда.

Преданный: На все требуется время, Махарадж.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Подобно рождению и смерти опять же. Когда смерть приходит к человеку, он не понимает, что она пришла. Он неожиданно видит, как он вышел из тела. Он думает: «Что это такое? Я здесь, а мое тело — вот здесь?!» Смотрит на себя со стороны.

#00:36:12#

Преданная: Должны ли мы молиться Гурудеву?

Шрила Говинда Махарадж: Да, это наша единственная надежда. Гуру есть сам Кришна, поэтому у нас нет проблем. Кришна является в образе человека, в образе Гуру предстает передо мной, это крайне ясная истина. И я должен повиноваться ему, и тогда качества, квалификация, все придет ко мне.

Преданная: Я могу всегда просить его о помощи?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Просите вы или нет, помощь придет сама собой, автоматически, естественным образом. У меня был такой опыт. Когда в моей жизни возникали крайне серьезные проблемы, иногда я просил Гуру Махараджа: «Помогите мне, сделайте то-то или то». Но сейчас я лишился этой привычки. В прошлом я просил. Когда я сталкиваюсь с серьезными проблемами, я крайне обескуражен, я падаю духом, и я не понимаю, как мне решить эту проблему. Когда для меня становится очевидным, что я не в силах ее решить, тогда я успокаиваюсь, мой ум становится умиротворенным, все становится легким и доступным, и я жду решения. Я жду, когда же проблема разрешится. И проблема разрешается крайне легко и просто, и все встает на свои места.

#00:38:20#

Несколько дней назад подобное случилось. Я был крайне обеспокоен определенной ситуацией. И мои друзья, крайне влиятельные, сказали мне: «Не нужно вам беспокоиться, мы сами решим эту проблему». И они прилагали всяческие усилия, эти крайне серьезные люди в известном смысле, для того чтобы решить эту проблему. Но, когда уже все было готово к тому, чтобы решить эту проблему их методами, я сказал: «А теперь остановитесь, я попытаюсь решить эту проблему. Если я не сумею, тогда действуйте вы». И я ждал милости Гуру Махараджа. И проблема разрешилась сама собой. Через пять минут это случилось. И мои друзья поразились: «Как это случилось?!» Я ответил им: «Это стиль Гуру Махараджа!» Я сказал им: «Подождите, вначале я хочу показаться этим людям на глаза». Людям, которые служили источником проблемы. Я хочу, чтобы они меня увидели, тогда посмотрим. Но мне даже не пришлось туда идти. Эти люди сами пришли ко мне, они меня увидели, посмотрели мне в глаза, и проблема решилась сама собой. Я поразился. И в то же время не был удивлен. Вы это видели.

#00:40:29#

А мои друзья думали, что они отправятся туда, они пойдут к начальнику полиции, они пойдут к каким-то влиятельным людям, и так благодаря связям они решат эту проблему. На что я им объяснил: «Это не моя линия, не мой путь решения проблем. Мой путь решения проблемы таков — тр̣на̄д апи сунӣчена, и так далее»[3]. Самый простой путь решения проблем. Это происходило не раз, великое множество раз проблемы решались таким образом. И Гуру Махарадж говорил: «Необходимо ждать и смотреть. Необходимо ждать и смотреть, что будет происходить». Это максима, мудрость, афоризм Чанакьи Пандита, великого политика древней Индии. Он заимствовал эту шлоку из священных писаний. Не следует действовать необдуманно. Следует сначала обдумать, единожды, дважды, трижды, затем действовать.

#00:42:02#

Авадхут Махарадж: Махарадж, я помню однажды у нас возникла проблема с родственниками, когда речь шла о земле для храма в Петербурге. [Авадхут Махарадж рассказывает о ситуации с родственниками, которые не хотели уступить землю, но затем внезапно они изменили свое отношение, и вся земля, принадлежавшая этим родным, досталась Махараджу таким образом. — Примпер.]

Шрила Говинда Махарадж: Обитатели Навадвипы были очень злы на меня. Поскольку я пошел против их желания. Они явились ко мне, сотни людей, огромная толпа собралась. Они хотели меня избить. Я был молод в ту пору, юн. Но как раз в это время явился глава полиции, послал двух полицейских. И он велел им: «Скажите Говинде Махараджу, что местные жители на него разгневаны, он должен со мной встретиться». Я отправился на встречу к этому полицейскому начальнику. Я ушел на встречу, и спустя пять минут после того, как я ушел из матха, туда пришла огромная толпа. Если бы они меня поймали, они бы меня избили. Но благодаря этой разнице в пять минут (Кришна призвал меня к начальнику полиции) я спасся. Они меня не увидели, эти люди, не нашли, но драка все-таки случилась. Эти люди вернулись к себе. Я узнал о том, что произошло, и сказал офицеру полиции: «Теперь я вернусь в матх, я узнаю, кто туда приходил». Он мне на это заявил: «Не нужно ходить, там сотни людей. Ты оставайся здесь, я пошлю полицейских». И он послал вооруженных полицейских. К тому времени толпа рассеялась. Но эти пять минут Кришна послал мне, так я думаю. Я думаю, что то была милость Гуру Махараджа.

#00:45:01#

Если бы они пришли за пять минут до того, как я ушел, то они бы избили меня, и чего бы они только ни сделали.

Авадхут Махарадж: Могли бы вас убить?

Шрила Говинда Махарадж: Ну, убить не убить, но ранили бы серьезно. Но этими пятью минутами Кришна спас меня. А на следующий день я отправился в деревню, где жили эти люди. Я сказал им: «Вы вчера приходили, чтобы меня избить. Вот я к вам пришел, готов, бейте». Много случилось в истории Шри Чайтанья Сарасват Матха. В пору моей юности, молодости разные эпизоды имели место быть. Но я доволен моим служением, счастлив служением Гуру Махараджу, очень доволен. А теперь Кришна дарит наилучший шанс, возможность, поэтому я не могу игнорировать этот шанс, эту возможность проповедовать сознание Кришны. Таково желание Гуру Махараджа, Прабхупады Свами Махараджа, Прабхупады Сарасвати Тхакура и всей сампрадаи. Милостью Гуру-Гауранги я обрел прекрасные возможности проповедовать сознание Кришны. Мне не нужно ни о чем просить Кришну, но плоды моей кармы меня настигают.

#00:47:05#

Преданный: Махарадж, мы хотим дать вам отдохнуть. Сейчас шесть тридцать. Вы с самого утра общаетесь с преданными. Мы хотим, чтобы вы отдохнули.

Шрила Говинда Махарадж: Да, утром мы отправимся в Лондон, завтра утром. То не была моя глупость. Когда события происходят неожиданно, внезапно, мы эти события не контролируем. Я чувствовал себя хорошо, но неожиданно... [Шрила Говинда Махарадж, говоря о плодах кармы, видимо, имеет в виду боль в ногах, [которую] он неожиданно почувствовал. — Примпер.] Но я проделал путь из Бразилии в Нью-Йорк. Что я могу поделать? Я буду пытаться. У Прабхупады Сарасвати Тхакура был один великий ученик [который говорил]: «Я хочу умереть с оружием в руках на поле брани, я не хочу умереть, как больной старик в постели в кругу домочадцев, я хочу умереть на поле битвы с оружием в руках, — он буквально говорил, — с доспехами на себе, в кольчуге, с мечом в руке».

#00:49:17#

Преданная: [Окончания вопроса не слышно. — Примпер.] Вчера вы инициировали одного старого человека. [Вопрос обрывается. — Примпер.]

Шрила Говинда Махарадж: Я был счастлив до того, как приехал сюда, но после того, как я здесь оказался, счастье мое возросло, поскольку многочисленные преданные собрались здесь, и все они пытаются что-то сделать, внести свою лепту в служение. Каждый может помочь, насколько помощь в его силах. Ментально, физически, по-разному. По-разному люди оказывают помощь. Прабху [имени Прабху не было слышно — примпер.] — источник вдохновения. Также Преманидхи Прабху привязан к служению этого Прабху, другого Прабху, помогает ему в служении.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Тривени-сангам — это слияние трех священных рек: Ганги, Ямуны и (невидимой для глаз) Сарасвати в Аллахабаде (Праяге), штат Уттар-Прадеш, Индия.

[2] «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях. Любой, кто слышит мое имя, утрачивает плоды благочестивых поступков. Любой, кто произносит мое имя, становится грешником. Кто в этом мире, кроме Нитьянанды, способен пролить Свою милость на такого презренного человека, как я?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205–207).

[3] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать святое имя» («Шри Шикшаштакам», 3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования