«Два Гуру» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 июня 1992 года. Сан Хосе, США


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Два Гуру
(часть 2) 

(Сан Хосе, США, 28 июня 1992 года) 

 

Сейчас Харе Кришна маха-мантру воспевают во всем мире. Кто прежде знал о ней? Кто знал имена Махапрабху Чайтаньядева, Нитьянанды Прабху, Панча-таттвы и Радха-Кришны до появления здесь Шрилы Свами Махараджа? Никто этого не знал. Поэтому всем вам повезло необычайно. Сейчас вы не только знаете о Них, но и посвящаете Им свои жизни. Гуру Махарадж часто цитировал слова из песни Васудева Гхоша: 

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита
            кемане дхарита̄м де’
ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄
            джагате джа̄на̄та ке? 

«Если бы Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир, как бы мы смогли узнать, кто есть Шри Шри Радха-Кришна и Их према — божественная любовь и красота? Мы никогда бы не узнали об этом».

Поэтому наша необыкновенная удача состоит в том, что мы обрели это знание; возможно, не всё, а какую-то часть, но даже ее достаточно, чтобы осчастливить крохотную душу. Эка бинду джагат дубай — одной капли этой милости хватит, чтобы затопить кришна-премой весь мир. Они одарили нас ею и тьма, рассеявшись перед нашим взором, уступила место сознанию Кришны. Сознание Кришны — это самое глубокое понимание образа Бога. Мы можем узнать множество, огромное множество образов Господа, но Высочайшая Личность Бога, Шри Кришна, как и Его любовь, красота, сияние — все — полно и неповторимо. Это знание дали миру Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж.

Я считаю бесконечно удачливым и себя, потому что с юности их милость и любовь ко мне были поистине беспредельны. Я получил от них столь много, что меня не покидает мысль о том, какое служение я могу оказать им и их преданным. Их основной целью было служение вайшнавам, Божествам Шри Шри Гуру Гауранга-Гандхарва-Говиндасундару и Миссии. Таково было желание Шрилы Гуру Махараджа. Когда он давал посвящение искреннему искателю, или когда его спрашивали о том, какое служение необходимо, Гуру Махарадж неизменно отвечал: «Служите Божествам, преданным и Шри Чайтанья Сарасват Матху». Служение вайшнавам и Шри Шри Гуру-Гауранге — цель нашей жизни. Посредством этого мы достигнем всего — Шри Шри Радха-Кришны и Их игр во Вриндаване. Хотя отсюда мы не можем этого увидеть и ощутить, деятельное служение Гуру и вайшнавам раскроет нам понимание всего. Таким было их мировоззрение, многое из него они преподнесли нам самым совершенным и утонченным образом. Все преклонялись перед философскими заключениями Шрилы Гуру Махараджа, отводя ему высочайшее положение; среди них были не только ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, но и сам учитель. Поэтому естественно, что многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа очень любили и почитали его. За день до того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур пожелал оставить сей мир, он созвал своих самых ближайших спутников, и когда они собрались в его комнате, он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть 

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана

(Шрила Нароттам Дас Тхакур «Шри-Рупа-манджари-пада»)

Шрилы Гуру Махараджа в этот момент не было в комнате, и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». В этот период Гуру Махарадж дежурил в комнате Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Каждый дежурил по два часа в сутки и Гуру Махарадж выбрал самое тяжелое время — с двух до четырех часов утра. В это время особенно хочется спать, но Гуру Махарадж взял именно эти часы. После четырех часов утра, когда его сменил другой, Гуру Махарадж пошел к себе прилечь. Он не спал, а просто лежа отдыхал, поскольку через час должно было начаться арати, к которому все собирались. В то время, когда он отдыхал, его позвали к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру. Гуру Махарадж пришел в комнату и его Гурудев обратился к нему: «Шридхар Махарадж, спой “ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада”». Все знали, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур скоро покинет этот мир, поэтому были полны самого напряженного внимания. Гуру Махарадж не был искусным певцом и, чувствуя некоторую робость, не решался запеть эту проникновенную песню. Тогда Кунджабихари Видьябхушана Прабху — тогдашний секретарь и управляющий Гаудия Матха (позже Шрипад Б. В. Тиртха Махарадж), — указал на одного брахмачари, одаренного великолепным голосом, и велел ему петь вместо Гуру Махараджа. Он имел полное право распоряжаться, кому петь, поскольку был близким слугой и секретарем Прабхупады. Но Прабхупада запротестовал, услышав пение этого брахмачари, и сказал: «Мне не нужна мелодия, эту песню будет петь Шридхар Махарадж». Все были ошеломлены. Гуру Махарадж был тоже очень взволнован, однако начал петь, и после того, как он закончил всю песню, Прабхупада сказал: «Я счастлив». Тогда он велел остальным петь такие песни, как «туху дайа-сагара тарайите прани» и другие. Но с того дня все духовные братья Гуру Махараджа не раз говорили, и я слышал это от них самих: «Раньше мы никогда не знали, как происходит передача из сердца в сердце; но в тот день мы были свидетелями того, как Прабхупада передал свои полномочия в Рупануга-сампрадае (Гуру Махараджу)». После этого все оказывали Гуру Махараджу величайшее уважение как сампрадая-ачарье линии Рупануга.

В то время среди учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа было много возвышенных и высокообразованных санньяси, грихастх и брахмачари. После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура многие из этих брахмачари и грихастх приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа.

Шрила Свами Махарадж также хотел принять санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и обратился к нему с этой просьбой. Но их связывала очень тесная дружба, и Гуру Махарадж знал всю семью Шрилы Свами Махараджа. Кроме того, они в течение многих лет жили вместе практически одной семьей. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что если ему придется дать санньясу Шриле Свами Махараджу в ближайшее время, он будет нести ответственность за его семью в том случае, если в результате этого возникнут сложности. Это поставило бы его в очень затруднительное положение. Он посоветовал Шриле Свами Махараджу отправиться во Вриндаван и прожить там с полгода. Но Шрила Свами Махарадж отверг это предложение: «Нет, у меня нет времени! Мне нужна санньяса как можно скорее и после посвящения я уеду». Шрила Свами Махарадж добавил, что Шримати Бхаватарини Диди, его сестра, обещала взять на себя заботу о его семье. Она поддержала его: «Да-да, принимай санньясу, бизнес не для тебя, ты не можешь заниматься им. Отправляйся проповедовать». Она заверила его, что будет опекать его семью. Но поскольку Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были очень близкими друзьями, Шрила Гуру Махарадж колебался. После настоятельных просьб Шрила Гуру Махарадж сказал: «Я дал санньясу Шриле Кешаве Махараджу, поэтому, если ты хочешь принять санньясу у меня, он может дать тебе мантрам, — это будет решением вопроса». 

Об имени «Бхактиведанта» 

Тогда Шрила Свами Махарадж спросил о том, какое у него будет имя, и Шрила Гуру Махарадж ответил: «Твое имя — Бхактиведанта, и ты можешь добавить к нему любой титул». Это имя Шрила Гуру Махарадж называл ему и ранее.

Духовное положение Шрилы Гуру Махараджа в сампрадае Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура было очень высоко и все с большим почтением относились к нему. Если в сампрадае случались какие-либо сложности или кто-то не мог разрешить особенно трудного вопроса, всегда обращались за помощью к Шриле Гуру Махараджу и следовали его совету. После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура практически все его известные духовные братья приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа, другие же обращались к Шриле Гуру Махараджу с тем, чтобы он направил их к человеку, достойному поддержать престиж санньяса-гуру. Шрила Мадхава Махарадж, очень возвышенная личность, однажды сказал Гуру Махараджу: «После Прабхупады — вы мой Гуру». Хотя Шрила Гуру Махарадж не давал ему санньясы, он попросил его: «Я считаю вас своим санньяса-гуру, но если вы не дадите мне санньясу, дайте мне имя». Гуру Махарадж предложил ему два имени, одно из них было — Шри Бхакти Дайита Мадхава, которое он и принял. Затем Шрила Мадхава Махарадж простерся перед Шрилой Гуру Махараджем в полном дандавате и отправился принимать обет отречения у другого санньяси. Все преданные превозносили Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а после его ухода чтили Шрилу Гуру Махараджа как своего Гуру.

Гуру Махарадж был очень тверд в самой сути учения Рупануга-сампрадаи и за это все его глубоко уважали; однако он никогда не стремился принимать знаки почтения, которые ему, тем не менее, всегда оказывали. Гуру Махарадж никуда не выезжал, к нему же приезжали все, и общение с ним доставляло невыразимое счастье. Например, Шрила Госвами Махарадж, занимавший в то время в Миссии очень высокое положение, в своей лекции, которую я записал на пленку, сказал: «Мы с огромным энтузиазмом проповедуем сознание Кришны, но время от времени нам очень интересно, что думает о нашей проповеди Шрила Шридхар Махарадж, как он оценивает ее. Если одобряет, мы ощущаем удвоенный прилив энергии!»

Двигаясь вперед, лев временами оборачивается, чтобы взглянуть назад. Это заложено в его природе и носит на санскрите название «симхавалоканам». Поэтому Шрила Госвами Махарадж сказал: «Мы вкладываем в проповедь все свои силы, но иногда оглядываемся назад, — что думает об этом Шрила Шридхар Махарадж?» И прибавил: «Это чувство испытываем все мы, собравшиеся здесь».

Возвращаясь в Индию после поездок по всему миру, Шрила Свами Махарадж всегда встречался со Шрилой Гуру Махараджем. Гуру Махарадж был очень рад этим рассказам о событиях и результатах поездок, а Шрила Свами Махарадж был счастлив от того, что «Шрила Шридхар Махарадж все одобрил». Они часто обсуждали тончайшие нюансы сознания Кришны. Эти беседы касались очень высоких тем, и я безмерно счастлив от того, что у меня была возможность слушать их. Они с большой любовью относились ко мне. Нас, брахмачари, было в Матхе очень немного, и я все время находился подле Гуру Махараджа, поэтому на меня проливалась их милость. В юности я жил в доме Шрилы Свами Махараджа и руководил местным отделением Шри Чайтанья Сарасват Матха на Сита Канта, 7, Банерджи Лэйн. Гуру Махарадж велел мне изучать Шримад Бхагавад-гиту под началом Шрилы Свами Махараджа в то время, когда Гуру Махарадж уезжал в Калькутту. Гуру Махарадж много раз брал меня с собой, отправляясь проповедовать. Помимо этого я проповедовал на Бара Базаар, ходя от магазина к магазину, но тогда у меня не было книг для распространения. Шрила Свами Махарадж говорил мне: «Раздавай журнал “Back to Godhead” (“Назад к Господу”)». Он выпустил два или три номера, но за недостатком средств не мог продолжать его публикацию. В комнате его хранились огромные стопки экземпляров. Кто будет распространять его? Никто своих услуг не предлагал. Поэтому Шрила Свами Махарадж сказал мне, когда я пришел: «Возьми журнал и раздавай его, ходя от двери к двери». Таким образом, я стал первым распространителем «Back to Godhead».

Итак, богатство приходило ко мне разными путями. Под богатством я подразумеваю любовь Гуру. Возможно, я был недостоин ее. Я даже не закончил школы. Был непослушным мальчишкой. Учитель наказывал меня каждый день, поэтому я не приходил в школу и, следовательно, не занимался. Но всем знаниям, которые я приобрел, я обязан Гуру Махараджу. У меня нет страха. Многие боятся вопросов, но я очень люблю, когда мне их задают. Все это — по милости Гуру Махараджа и вайшнавов. Я всегда повторяю: «Я люблю отвечать на вопросы, вы можете спрашивать всё, что вас интересует о сознании Кришны». Я ничего не боюсь, потому что так долго слушал Гуру Махараджа, что приобрел определенное понимание. Если я чего-то не знаю, по их милости знание придет ко мне. Например, английский язык — сейчас я разговариваю на нем, но мои друзья здесь хорошо помнят то время, когда мы вместе ехали в поезде и не могли сказать друг другу ни слова! А сейчас я могу говорить на нем…

После ухода Шрилы Свами Махараджа Гуру Махарадж по своей милости принял всех его спутников и учеников. Он был очень близким и любящим другом Шрилы Свами Махараджа и поэтому принял всех его последователей и старался способствовать развитию движения сознания Кришны. И сейчас, как вы видите, оно развивается.

(перейти к первой части)




←  Лекция в храме. Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 октября 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Два Гуру» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 июня 1992 года. Сан Хосе, США  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Два Гуру
(часть 2) 

(Сан Хосе, США, 28 июня 1992 года) 

 

Сейчас Харе Кришна маха-мантру воспевают во всем мире. Кто прежде знал о ней? Кто знал имена Махапрабху Чайтаньядева, Нитьянанды Прабху, Панча-таттвы и Радха-Кришны до появления здесь Шрилы Свами Махараджа? Никто этого не знал. Поэтому всем вам повезло необычайно. Сейчас вы не только знаете о Них, но и посвящаете Им свои жизни. Гуру Махарадж часто цитировал слова из песни Васудева Гхоша: 

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита
            кемане дхарита̄м де’
ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄
            джагате джа̄на̄та ке? 

«Если бы Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир, как бы мы смогли узнать, кто есть Шри Шри Радха-Кришна и Их према — божественная любовь и красота? Мы никогда бы не узнали об этом».

Поэтому наша необыкновенная удача состоит в том, что мы обрели это знание; возможно, не всё, а какую-то часть, но даже ее достаточно, чтобы осчастливить крохотную душу. Эка бинду джагат дубай — одной капли этой милости хватит, чтобы затопить кришна-премой весь мир. Они одарили нас ею и тьма, рассеявшись перед нашим взором, уступила место сознанию Кришны. Сознание Кришны — это самое глубокое понимание образа Бога. Мы можем узнать множество, огромное множество образов Господа, но Высочайшая Личность Бога, Шри Кришна, как и Его любовь, красота, сияние — все — полно и неповторимо. Это знание дали миру Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж.

Я считаю бесконечно удачливым и себя, потому что с юности их милость и любовь ко мне были поистине беспредельны. Я получил от них столь много, что меня не покидает мысль о том, какое служение я могу оказать им и их преданным. Их основной целью было служение вайшнавам, Божествам Шри Шри Гуру Гауранга-Гандхарва-Говиндасундару и Миссии. Таково было желание Шрилы Гуру Махараджа. Когда он давал посвящение искреннему искателю, или когда его спрашивали о том, какое служение необходимо, Гуру Махарадж неизменно отвечал: «Служите Божествам, преданным и Шри Чайтанья Сарасват Матху». Служение вайшнавам и Шри Шри Гуру-Гауранге — цель нашей жизни. Посредством этого мы достигнем всего — Шри Шри Радха-Кришны и Их игр во Вриндаване. Хотя отсюда мы не можем этого увидеть и ощутить, деятельное служение Гуру и вайшнавам раскроет нам понимание всего. Таким было их мировоззрение, многое из него они преподнесли нам самым совершенным и утонченным образом. Все преклонялись перед философскими заключениями Шрилы Гуру Махараджа, отводя ему высочайшее положение; среди них были не только ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, но и сам учитель. Поэтому естественно, что многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа очень любили и почитали его. За день до того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур пожелал оставить сей мир, он созвал своих самых ближайших спутников, и когда они собрались в его комнате, он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть 

ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пӯджана

(Шрила Нароттам Дас Тхакур «Шри-Рупа-манджари-пада»)

Шрилы Гуру Махараджа в этот момент не было в комнате, и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». В этот период Гуру Махарадж дежурил в комнате Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Каждый дежурил по два часа в сутки и Гуру Махарадж выбрал самое тяжелое время — с двух до четырех часов утра. В это время особенно хочется спать, но Гуру Махарадж взял именно эти часы. После четырех часов утра, когда его сменил другой, Гуру Махарадж пошел к себе прилечь. Он не спал, а просто лежа отдыхал, поскольку через час должно было начаться арати, к которому все собирались. В то время, когда он отдыхал, его позвали к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру. Гуру Махарадж пришел в комнату и его Гурудев обратился к нему: «Шридхар Махарадж, спой “ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада”». Все знали, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур скоро покинет этот мир, поэтому были полны самого напряженного внимания. Гуру Махарадж не был искусным певцом и, чувствуя некоторую робость, не решался запеть эту проникновенную песню. Тогда Кунджабихари Видьябхушана Прабху — тогдашний секретарь и управляющий Гаудия Матха (позже Шрипад Б. В. Тиртха Махарадж), — указал на одного брахмачари, одаренного великолепным голосом, и велел ему петь вместо Гуру Махараджа. Он имел полное право распоряжаться, кому петь, поскольку был близким слугой и секретарем Прабхупады. Но Прабхупада запротестовал, услышав пение этого брахмачари, и сказал: «Мне не нужна мелодия, эту песню будет петь Шридхар Махарадж». Все были ошеломлены. Гуру Махарадж был тоже очень взволнован, однако начал петь, и после того, как он закончил всю песню, Прабхупада сказал: «Я счастлив». Тогда он велел остальным петь такие песни, как «туху дайа-сагара тарайите прани» и другие. Но с того дня все духовные братья Гуру Махараджа не раз говорили, и я слышал это от них самих: «Раньше мы никогда не знали, как происходит передача из сердца в сердце; но в тот день мы были свидетелями того, как Прабхупада передал свои полномочия в Рупануга-сампрадае (Гуру Махараджу)». После этого все оказывали Гуру Махараджу величайшее уважение как сампрадая-ачарье линии Рупануга.

В то время среди учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа было много возвышенных и высокообразованных санньяси, грихастх и брахмачари. После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура многие из этих брахмачари и грихастх приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа.

Шрила Свами Махарадж также хотел принять санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и обратился к нему с этой просьбой. Но их связывала очень тесная дружба, и Гуру Махарадж знал всю семью Шрилы Свами Махараджа. Кроме того, они в течение многих лет жили вместе практически одной семьей. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что если ему придется дать санньясу Шриле Свами Махараджу в ближайшее время, он будет нести ответственность за его семью в том случае, если в результате этого возникнут сложности. Это поставило бы его в очень затруднительное положение. Он посоветовал Шриле Свами Махараджу отправиться во Вриндаван и прожить там с полгода. Но Шрила Свами Махарадж отверг это предложение: «Нет, у меня нет времени! Мне нужна санньяса как можно скорее и после посвящения я уеду». Шрила Свами Махарадж добавил, что Шримати Бхаватарини Диди, его сестра, обещала взять на себя заботу о его семье. Она поддержала его: «Да-да, принимай санньясу, бизнес не для тебя, ты не можешь заниматься им. Отправляйся проповедовать». Она заверила его, что будет опекать его семью. Но поскольку Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были очень близкими друзьями, Шрила Гуру Махарадж колебался. После настоятельных просьб Шрила Гуру Махарадж сказал: «Я дал санньясу Шриле Кешаве Махараджу, поэтому, если ты хочешь принять санньясу у меня, он может дать тебе мантрам, — это будет решением вопроса». 

Об имени «Бхактиведанта» 

Тогда Шрила Свами Махарадж спросил о том, какое у него будет имя, и Шрила Гуру Махарадж ответил: «Твое имя — Бхактиведанта, и ты можешь добавить к нему любой титул». Это имя Шрила Гуру Махарадж называл ему и ранее.

Духовное положение Шрилы Гуру Махараджа в сампрадае Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура было очень высоко и все с большим почтением относились к нему. Если в сампрадае случались какие-либо сложности или кто-то не мог разрешить особенно трудного вопроса, всегда обращались за помощью к Шриле Гуру Махараджу и следовали его совету. После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура практически все его известные духовные братья приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа, другие же обращались к Шриле Гуру Махараджу с тем, чтобы он направил их к человеку, достойному поддержать престиж санньяса-гуру. Шрила Мадхава Махарадж, очень возвышенная личность, однажды сказал Гуру Махараджу: «После Прабхупады — вы мой Гуру». Хотя Шрила Гуру Махарадж не давал ему санньясы, он попросил его: «Я считаю вас своим санньяса-гуру, но если вы не дадите мне санньясу, дайте мне имя». Гуру Махарадж предложил ему два имени, одно из них было — Шри Бхакти Дайита Мадхава, которое он и принял. Затем Шрила Мадхава Махарадж простерся перед Шрилой Гуру Махараджем в полном дандавате и отправился принимать обет отречения у другого санньяси. Все преданные превозносили Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а после его ухода чтили Шрилу Гуру Махараджа как своего Гуру.

Гуру Махарадж был очень тверд в самой сути учения Рупануга-сампрадаи и за это все его глубоко уважали; однако он никогда не стремился принимать знаки почтения, которые ему, тем не менее, всегда оказывали. Гуру Махарадж никуда не выезжал, к нему же приезжали все, и общение с ним доставляло невыразимое счастье. Например, Шрила Госвами Махарадж, занимавший в то время в Миссии очень высокое положение, в своей лекции, которую я записал на пленку, сказал: «Мы с огромным энтузиазмом проповедуем сознание Кришны, но время от времени нам очень интересно, что думает о нашей проповеди Шрила Шридхар Махарадж, как он оценивает ее. Если одобряет, мы ощущаем удвоенный прилив энергии!»

Двигаясь вперед, лев временами оборачивается, чтобы взглянуть назад. Это заложено в его природе и носит на санскрите название «симхавалоканам». Поэтому Шрила Госвами Махарадж сказал: «Мы вкладываем в проповедь все свои силы, но иногда оглядываемся назад, — что думает об этом Шрила Шридхар Махарадж?» И прибавил: «Это чувство испытываем все мы, собравшиеся здесь».

Возвращаясь в Индию после поездок по всему миру, Шрила Свами Махарадж всегда встречался со Шрилой Гуру Махараджем. Гуру Махарадж был очень рад этим рассказам о событиях и результатах поездок, а Шрила Свами Махарадж был счастлив от того, что «Шрила Шридхар Махарадж все одобрил». Они часто обсуждали тончайшие нюансы сознания Кришны. Эти беседы касались очень высоких тем, и я безмерно счастлив от того, что у меня была возможность слушать их. Они с большой любовью относились ко мне. Нас, брахмачари, было в Матхе очень немного, и я все время находился подле Гуру Махараджа, поэтому на меня проливалась их милость. В юности я жил в доме Шрилы Свами Махараджа и руководил местным отделением Шри Чайтанья Сарасват Матха на Сита Канта, 7, Банерджи Лэйн. Гуру Махарадж велел мне изучать Шримад Бхагавад-гиту под началом Шрилы Свами Махараджа в то время, когда Гуру Махарадж уезжал в Калькутту. Гуру Махарадж много раз брал меня с собой, отправляясь проповедовать. Помимо этого я проповедовал на Бара Базаар, ходя от магазина к магазину, но тогда у меня не было книг для распространения. Шрила Свами Махарадж говорил мне: «Раздавай журнал “Back to Godhead” (“Назад к Господу”)». Он выпустил два или три номера, но за недостатком средств не мог продолжать его публикацию. В комнате его хранились огромные стопки экземпляров. Кто будет распространять его? Никто своих услуг не предлагал. Поэтому Шрила Свами Махарадж сказал мне, когда я пришел: «Возьми журнал и раздавай его, ходя от двери к двери». Таким образом, я стал первым распространителем «Back to Godhead».

Итак, богатство приходило ко мне разными путями. Под богатством я подразумеваю любовь Гуру. Возможно, я был недостоин ее. Я даже не закончил школы. Был непослушным мальчишкой. Учитель наказывал меня каждый день, поэтому я не приходил в школу и, следовательно, не занимался. Но всем знаниям, которые я приобрел, я обязан Гуру Махараджу. У меня нет страха. Многие боятся вопросов, но я очень люблю, когда мне их задают. Все это — по милости Гуру Махараджа и вайшнавов. Я всегда повторяю: «Я люблю отвечать на вопросы, вы можете спрашивать всё, что вас интересует о сознании Кришны». Я ничего не боюсь, потому что так долго слушал Гуру Махараджа, что приобрел определенное понимание. Если я чего-то не знаю, по их милости знание придет ко мне. Например, английский язык — сейчас я разговариваю на нем, но мои друзья здесь хорошо помнят то время, когда мы вместе ехали в поезде и не могли сказать друг другу ни слова! А сейчас я могу говорить на нем…

После ухода Шрилы Свами Махараджа Гуру Махарадж по своей милости принял всех его спутников и учеников. Он был очень близким и любящим другом Шрилы Свами Махараджа и поэтому принял всех его последователей и старался способствовать развитию движения сознания Кришны. И сейчас, как вы видите, оно развивается.

(перейти к первой части)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования