«Два Гуру» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 июня 1992 года. Сан Хосе, США


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Два Гуру
(часть 1) 

(Сан Хосе, США, 28 июня 1992 года) 

 

Мои дорогие духовные братья, любимые и почитаемые вайшнавы, джентльмены, леди и милостивые преданные, я чувствую себя безмерно счастливым от того, что по вашей милости смог посетить это отделение Шри Чайтанья Сарасват Матха в Америке. Я вижу, что удача не покидает меня, потому что все вы следуете учению Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, вы относитесь ко мне так, как этого желал Гуру Махарадж и с той же любовью, какую испытывал ко мне Шрила Свами Махарадж. Однако я ничего из себя не представляющая падшая душа. Я действительно не способен достойно продолжить линию и учение Шрилы Гуру Махараджа без милости преданных. Вы очень милостивы ко мне и только поэтому я решаюсь продолжать нашу проповедь учения Шрилы Гуру Махараджа. Вы предоставили мне почетное кресло, на которое возвел меня Шрила Гуру Махарадж, и тем самым исполняете его волю. Я чувствую себя не вправе занимать его, потому что, на самом деле, недостоин этого. Я целиком завишу от милости вайшнавов и только благодаря ей возможна наша проповедническая миссия. На это я уповаю. 

Когда Его Божественная Милость Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж приехал на Запад, он был одинок. В течение первого года его попытки проповедовать сознание Кришны были безуспешны. У него не было помощников. Но он не терял твердой веры в своего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупаду, который много лет назад сказал ему: «Ты хорошо владеешь английским языком и у тебя особый дар к проповеди, поэтому начни проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире». Эта вера была его опорой и неиссякаемым источником надежды. Но в начале его проповеднического пути — я слышал это от него самого, — ему пришлось столкнуться с множеством трудностей. 

Я пришел в Матх, когда мне было семнадцать лет, в 1947 году. Думаю, что тогда я и обрел его милость. Хотя он был грихастхой, его стремление проповедовать не имело равных. В то время Шрила Свами Махарадж был предпринимателем. У него была лаборатория «Вималтоун Лэборэтриз», а этажом выше он отвел две комнаты Шриле Гуру Махараджу для проповеди. Он очень хотел организовать проведение выездных лекций Гуру Махараджа в Калькутте и близлежащих селениях. Хотя Гуру Махарадж не был склонен возвращаться к массовой проповеди, Шрила Свами Махарадж горел желанием реализовать свой замысел, поскольку знал исключительную способность Гуру Махараджа раскрыть сознание Кришны и его непоколебимую преданность. Их связывала очень близкая и достойная восхищения дружба. Шрила Свами Махарадж принимал участие в проповедях Гуру Махараджа, однако в то время Гуру Махарадж проповедовал мало. Но это не останавливало Шрилу Свами Махараджа. С несколькими брахмачари он начал проповедовать в Калькутте. Шрила Свами Махарадж был бизнесменом и когда к нему приходили клиенты решать деловые вопросы, он проповедовал сознание Кришны. Поэтому бизнес его оставлял желать лучшего! Естественно, это мешало развитию дела. Весь его возвышенный образ мыслей и направленность на проповедь не давали ему сосредоточиться на бизнесе. Он поместил в газетах объявление примерно такого содержания: «Если есть желающие предоставить свой храм или оказать помощь, мы готовы принять ее». В ответ на это отовсюду стали приходить звонки и, заручившись согласием двух-трех брахмачари, одним из которых был я, Шрила Свами Махарадж начал проповедовать. Это было нелегко. В то время он был грихастхой, а я брахмачари в шафрановых одеждах, и, научив меня нескольким шлокам из «Шримад-Бхагаватам», он предоставлял мне вьясасану. «Прочти эти стихи, — говорил он, — а затем я объясню их смысл». Так он начинал свою проповедь. 

Его стремление распространять сознание Кришны было невиданным. Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Прабхупада — они же не слепы, — не могли не заметить этого горения. В конце концов, он оставил дом. Его сестра, Шримати Бхаватарини Диди, была очень предана Шриле Гуру Махараджу. Раньше она оказывала служение Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде. Она хотела принять посвящение в мантру у Шрилы Гуру Махараджа, но так как в то время Шрила Гуру Махарадж никого не инициировал, он направил ее к Шриле Госвами Махараджу. Она считала Шрилу Гуру Махараджа своим Гуру и потому приняла инициацию у Шрилы Госвами Махараджа, но продолжала служить Шриле Гуру Махараджу. Оба — брат и сестра — очень любили Шрилу Гуру Махараджа. 

Поэтому когда Шрила Свами Махарадж решил полностью отдаться проповеди, и рядом не было никого, кто смог бы помочь ему, он не впал в уныние. Приняв санньясу, он отправился на Запад, в Америку. Он решил начать с Америки, поскольку знал, что в Англию и Европу его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, направил таких опытных и знающих санньяси, как Шрипад Апракрита Прабху, известный в отречении как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Однако их проповедь, по всей видимости, не принесла заметных результатов. Они основали матх и читали лекции в кругах высшей знати, на которых бывали даже члены королевской семьи, но в целом это не повлияло на духовную атмосферу общества, хотя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада прилагал к тому немалые усилия. Общественное мнение Индии было очень благосклонно расположено к тем, кому удавалось добиться успеха в Лондоне, называвшемуся тогда на бенгали Билат. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада хотел воспользоваться этой возможностью. Он говорил: «Если мы сможем развить свою миссию в Англии, индийцы станут относиться к учению Гаудия-миссии с большим почтением». Но его воля была исполнена годы спустя после его ухода Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем. 

Кого называют «Прабхупада»?

Прабхупадой сначала называли Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а позже — Шрилу А Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень рад, узнав об этом: «Да, Прабхупада — он достоин этого звания». Некоторые из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады неодобрительно отнеслись к тому, что титулом «Прабхупада» именуют кого-то еще, кроме их Гуру. Однако общепринятое значение этого слова не несет того возвышенного смысла, который оно приобрело позже. Мы обращаемся к преданным, говоря: «Прабху», к санньяси обращаемся: «Прабхупада». Брахмачари мы называем Прабху, а Пада — это звание санньяси. Конечно же, оно очень почетно. Это звание унаследовали также Гуру Джати-Госвами. Они называют всех своих Гуру — Прабхупада. Поэтому в Индии очень много людей, именуемых Прабхупада. Но когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада широко проповедовал по всей Индии учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и все называли его Прабхупадой, это слово приобрело особый смысл. Звание «Вишнупада» (как обращение к Гуру — Ом Вишнупада) выше, чем «Прабхупада». Но сейчас слово «Прабхупада» приобрело новый оттенок — «тот, кто по всему миру проповедует истину сознания Кришны». Это произошло благодаря таким великим личностям, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада и Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж. 

Проповедническая миссия Шрилы Свами Махараджа была исполнением воли его Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, и он не жалел для этого своих сил. Но он был один. Никто не пришел ему на помощь, даже его духовные братья. Но все же за ним всегда стоял Гуру Махарадж, который поддерживал и вдохновлял его. Шрила Свами Махарадж хотел создать миссию, возглавляемую Гуру Махараджем, и много раз предлагал ему это. Сначала была Лига преданных, затем — Международное общество сознания Кришны. Он предложил Гуру Махараджу возглавить миссию в 1948—49 годах, однако Гуру Махарадж отказался занимать такой пост, потому что желал удалиться от дел. И он уже принял отставку. Но фактически он вновь взял на себя это служение после проповеди Шрилы Свами Махараджа! 

Когда Шрила Свами Махарадж впервые приехал на Запад, в течение целого года он испытывал огромные трудности. Я помню, как он делился своими впечатлениями: «В Нью-Йорке у меня не было ни еды, ни денег…» Но у него было столь искреннее стремление, что Нитьянанда Прабху, Махапрабху и его Гурудев не могли позволить ему переносить такие лишения. Поэтому они даровали ему высочайшее положение проповедника сознания Кришны. Дня два назад на Гавайях преданные организовали для меня встречу в парке и там, увидев два больших дерева, я в ту же секунду вспомнил, как начинал Шрила Свами Махарадж, сидя под деревом с единственной парой каратал и воспевая Харе Кришна. Махапрабху и Нитьянанда Прабху не могли более вынести, видя такое, и наделили его званием высочайшего проповедника сознания Кришны. Он совершил здесь большую аскезу; усилия, которые он предпринял в одиночку, были значительны. 

Мне вспоминается день, когда я в первый раз приехал на Запад. У меня было много доброжелательных друзей, учеников Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, они проявили огромную заботу обо мне и предоставили возможность проповедовать сознание Кришны. Они очень гостеприимно приглашали меня приехать к себе, в свои края. Каким образом все это пришло ко мне? Единственная причина всему — это Шрила Свами Махарадж. Он проложил туннель через громаду западного эго! Он проложил широкий туннель, благодаря которому я смог приехать сюда. Ему было невероятно трудно в начале пути, а я отовсюду получаю помощь и поддержку. Поэтому мы не можем не быть благодарными ему за это. 

По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа у меня много преданных друзей в западном мире и в Австралии. Все они с большим энтузиазмом проповедуют сознание Кришны. Я недостойная, ничтожная и падшая душа, но они следуют наставлениям Шрилы Гуру Махараджа. Он возложил на меня руководство Миссией — все вы знаете об этом. Когда он сказал: «Этот человек достоин и может быть моим преемником», я не мог возражать ему. Но хотя я не чувствую себя достойным, это не тревожит меня, потому что я окружен множеством друзей, преданных последователей Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, а знания их столь глубоки, что им под силу превратить в Гаруду даже ворону. Я в огромном долгу перед вами. Вы оказываете мне почет и уважение, предлагаете мне все, что у вас есть, а что я способен дать вам? Мне нечего предложить вам. Шрила Свами Махарадж дал вам очень много, а еще больше вы узнали от Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж создал условия, облегчающие обычной обусловленной душе понимание сознания Кришны, а Шрила Гуру Махарадж наделил ее всем необходимым для правильного развития.

Мне представляется, что оба Гуру явились — один как аватара (воплощение), другой как аватари (источник всех воплощений). Махапрабху пришел как юга-аватара, а Шрила Свами Махарадж — как юга-аватара-проповедник. Но в Махапрабху присутствует еще один образ. И я вижу Шрилу Свами Махараджа и Шрилу Гуру Махараджа в едином образе — как аватару и аватари. Вы знаете, что Гуру Махарадж объяснил нам самые возвышенные понятия, тогда как Шрила Свами Махарадж подготовил умы к восприятию сознания Кришны — он возделал почву и посадил семена, дав им возможность прорасти. Гуру Махарадж обеспечил росткам хороший полив и питание. Таково мое представление и в каждом из них я вижу шикша- и дикша-гуру. Но это общий и, скорее, поверхностный взгляд. Внутренний смысл гораздо глубже. Вполне естественно, что кто-то, вероятно, не воспользовался этой возможностью, но большая часть удачливых душ примет или уже приняла сокровище сознания Кришны. 

(продолжение следует)




←  «Два Гуру» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 июня 1992 года. Сан Хосе, США ·• Архив новостей •· Говардхан-пуджа. Октябрь 2011 года. Запорожье, Украина  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Два Гуру
(часть 1) 

(Сан Хосе, США, 28 июня 1992 года) 

 

Мои дорогие духовные братья, любимые и почитаемые вайшнавы, джентльмены, леди и милостивые преданные, я чувствую себя безмерно счастливым от того, что по вашей милости смог посетить это отделение Шри Чайтанья Сарасват Матха в Америке. Я вижу, что удача не покидает меня, потому что все вы следуете учению Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, вы относитесь ко мне так, как этого желал Гуру Махарадж и с той же любовью, какую испытывал ко мне Шрила Свами Махарадж. Однако я ничего из себя не представляющая падшая душа. Я действительно не способен достойно продолжить линию и учение Шрилы Гуру Махараджа без милости преданных. Вы очень милостивы ко мне и только поэтому я решаюсь продолжать нашу проповедь учения Шрилы Гуру Махараджа. Вы предоставили мне почетное кресло, на которое возвел меня Шрила Гуру Махарадж, и тем самым исполняете его волю. Я чувствую себя не вправе занимать его, потому что, на самом деле, недостоин этого. Я целиком завишу от милости вайшнавов и только благодаря ей возможна наша проповедническая миссия. На это я уповаю. 

Когда Его Божественная Милость Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж приехал на Запад, он был одинок. В течение первого года его попытки проповедовать сознание Кришны были безуспешны. У него не было помощников. Но он не терял твердой веры в своего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупаду, который много лет назад сказал ему: «Ты хорошо владеешь английским языком и у тебя особый дар к проповеди, поэтому начни проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире». Эта вера была его опорой и неиссякаемым источником надежды. Но в начале его проповеднического пути — я слышал это от него самого, — ему пришлось столкнуться с множеством трудностей. 

Я пришел в Матх, когда мне было семнадцать лет, в 1947 году. Думаю, что тогда я и обрел его милость. Хотя он был грихастхой, его стремление проповедовать не имело равных. В то время Шрила Свами Махарадж был предпринимателем. У него была лаборатория «Вималтоун Лэборэтриз», а этажом выше он отвел две комнаты Шриле Гуру Махараджу для проповеди. Он очень хотел организовать проведение выездных лекций Гуру Махараджа в Калькутте и близлежащих селениях. Хотя Гуру Махарадж не был склонен возвращаться к массовой проповеди, Шрила Свами Махарадж горел желанием реализовать свой замысел, поскольку знал исключительную способность Гуру Махараджа раскрыть сознание Кришны и его непоколебимую преданность. Их связывала очень близкая и достойная восхищения дружба. Шрила Свами Махарадж принимал участие в проповедях Гуру Махараджа, однако в то время Гуру Махарадж проповедовал мало. Но это не останавливало Шрилу Свами Махараджа. С несколькими брахмачари он начал проповедовать в Калькутте. Шрила Свами Махарадж был бизнесменом и когда к нему приходили клиенты решать деловые вопросы, он проповедовал сознание Кришны. Поэтому бизнес его оставлял желать лучшего! Естественно, это мешало развитию дела. Весь его возвышенный образ мыслей и направленность на проповедь не давали ему сосредоточиться на бизнесе. Он поместил в газетах объявление примерно такого содержания: «Если есть желающие предоставить свой храм или оказать помощь, мы готовы принять ее». В ответ на это отовсюду стали приходить звонки и, заручившись согласием двух-трех брахмачари, одним из которых был я, Шрила Свами Махарадж начал проповедовать. Это было нелегко. В то время он был грихастхой, а я брахмачари в шафрановых одеждах, и, научив меня нескольким шлокам из «Шримад-Бхагаватам», он предоставлял мне вьясасану. «Прочти эти стихи, — говорил он, — а затем я объясню их смысл». Так он начинал свою проповедь. 

Его стремление распространять сознание Кришны было невиданным. Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Прабхупада — они же не слепы, — не могли не заметить этого горения. В конце концов, он оставил дом. Его сестра, Шримати Бхаватарини Диди, была очень предана Шриле Гуру Махараджу. Раньше она оказывала служение Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде. Она хотела принять посвящение в мантру у Шрилы Гуру Махараджа, но так как в то время Шрила Гуру Махарадж никого не инициировал, он направил ее к Шриле Госвами Махараджу. Она считала Шрилу Гуру Махараджа своим Гуру и потому приняла инициацию у Шрилы Госвами Махараджа, но продолжала служить Шриле Гуру Махараджу. Оба — брат и сестра — очень любили Шрилу Гуру Махараджа. 

Поэтому когда Шрила Свами Махарадж решил полностью отдаться проповеди, и рядом не было никого, кто смог бы помочь ему, он не впал в уныние. Приняв санньясу, он отправился на Запад, в Америку. Он решил начать с Америки, поскольку знал, что в Англию и Европу его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, направил таких опытных и знающих санньяси, как Шрипад Апракрита Прабху, известный в отречении как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Однако их проповедь, по всей видимости, не принесла заметных результатов. Они основали матх и читали лекции в кругах высшей знати, на которых бывали даже члены королевской семьи, но в целом это не повлияло на духовную атмосферу общества, хотя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада прилагал к тому немалые усилия. Общественное мнение Индии было очень благосклонно расположено к тем, кому удавалось добиться успеха в Лондоне, называвшемуся тогда на бенгали Билат. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада хотел воспользоваться этой возможностью. Он говорил: «Если мы сможем развить свою миссию в Англии, индийцы станут относиться к учению Гаудия-миссии с большим почтением». Но его воля была исполнена годы спустя после его ухода Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем. 

Кого называют «Прабхупада»?

Прабхупадой сначала называли Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а позже — Шрилу А Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень рад, узнав об этом: «Да, Прабхупада — он достоин этого звания». Некоторые из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады неодобрительно отнеслись к тому, что титулом «Прабхупада» именуют кого-то еще, кроме их Гуру. Однако общепринятое значение этого слова не несет того возвышенного смысла, который оно приобрело позже. Мы обращаемся к преданным, говоря: «Прабху», к санньяси обращаемся: «Прабхупада». Брахмачари мы называем Прабху, а Пада — это звание санньяси. Конечно же, оно очень почетно. Это звание унаследовали также Гуру Джати-Госвами. Они называют всех своих Гуру — Прабхупада. Поэтому в Индии очень много людей, именуемых Прабхупада. Но когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада широко проповедовал по всей Индии учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и все называли его Прабхупадой, это слово приобрело особый смысл. Звание «Вишнупада» (как обращение к Гуру — Ом Вишнупада) выше, чем «Прабхупада». Но сейчас слово «Прабхупада» приобрело новый оттенок — «тот, кто по всему миру проповедует истину сознания Кришны». Это произошло благодаря таким великим личностям, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада и Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж. 

Проповедническая миссия Шрилы Свами Махараджа была исполнением воли его Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, и он не жалел для этого своих сил. Но он был один. Никто не пришел ему на помощь, даже его духовные братья. Но все же за ним всегда стоял Гуру Махарадж, который поддерживал и вдохновлял его. Шрила Свами Махарадж хотел создать миссию, возглавляемую Гуру Махараджем, и много раз предлагал ему это. Сначала была Лига преданных, затем — Международное общество сознания Кришны. Он предложил Гуру Махараджу возглавить миссию в 1948—49 годах, однако Гуру Махарадж отказался занимать такой пост, потому что желал удалиться от дел. И он уже принял отставку. Но фактически он вновь взял на себя это служение после проповеди Шрилы Свами Махараджа! 

Когда Шрила Свами Махарадж впервые приехал на Запад, в течение целого года он испытывал огромные трудности. Я помню, как он делился своими впечатлениями: «В Нью-Йорке у меня не было ни еды, ни денег…» Но у него было столь искреннее стремление, что Нитьянанда Прабху, Махапрабху и его Гурудев не могли позволить ему переносить такие лишения. Поэтому они даровали ему высочайшее положение проповедника сознания Кришны. Дня два назад на Гавайях преданные организовали для меня встречу в парке и там, увидев два больших дерева, я в ту же секунду вспомнил, как начинал Шрила Свами Махарадж, сидя под деревом с единственной парой каратал и воспевая Харе Кришна. Махапрабху и Нитьянанда Прабху не могли более вынести, видя такое, и наделили его званием высочайшего проповедника сознания Кришны. Он совершил здесь большую аскезу; усилия, которые он предпринял в одиночку, были значительны. 

Мне вспоминается день, когда я в первый раз приехал на Запад. У меня было много доброжелательных друзей, учеников Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, они проявили огромную заботу обо мне и предоставили возможность проповедовать сознание Кришны. Они очень гостеприимно приглашали меня приехать к себе, в свои края. Каким образом все это пришло ко мне? Единственная причина всему — это Шрила Свами Махарадж. Он проложил туннель через громаду западного эго! Он проложил широкий туннель, благодаря которому я смог приехать сюда. Ему было невероятно трудно в начале пути, а я отовсюду получаю помощь и поддержку. Поэтому мы не можем не быть благодарными ему за это. 

По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа у меня много преданных друзей в западном мире и в Австралии. Все они с большим энтузиазмом проповедуют сознание Кришны. Я недостойная, ничтожная и падшая душа, но они следуют наставлениям Шрилы Гуру Махараджа. Он возложил на меня руководство Миссией — все вы знаете об этом. Когда он сказал: «Этот человек достоин и может быть моим преемником», я не мог возражать ему. Но хотя я не чувствую себя достойным, это не тревожит меня, потому что я окружен множеством друзей, преданных последователей Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, а знания их столь глубоки, что им под силу превратить в Гаруду даже ворону. Я в огромном долгу перед вами. Вы оказываете мне почет и уважение, предлагаете мне все, что у вас есть, а что я способен дать вам? Мне нечего предложить вам. Шрила Свами Махарадж дал вам очень много, а еще больше вы узнали от Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж создал условия, облегчающие обычной обусловленной душе понимание сознания Кришны, а Шрила Гуру Махарадж наделил ее всем необходимым для правильного развития.

Мне представляется, что оба Гуру явились — один как аватара (воплощение), другой как аватари (источник всех воплощений). Махапрабху пришел как юга-аватара, а Шрила Свами Махарадж — как юга-аватара-проповедник. Но в Махапрабху присутствует еще один образ. И я вижу Шрилу Свами Махараджа и Шрилу Гуру Махараджа в едином образе — как аватару и аватари. Вы знаете, что Гуру Махарадж объяснил нам самые возвышенные понятия, тогда как Шрила Свами Махарадж подготовил умы к восприятию сознания Кришны — он возделал почву и посадил семена, дав им возможность прорасти. Гуру Махарадж обеспечил росткам хороший полив и питание. Таково мое представление и в каждом из них я вижу шикша- и дикша-гуру. Но это общий и, скорее, поверхностный взгляд. Внутренний смысл гораздо глубже. Вполне естественно, что кто-то, вероятно, не воспользовался этой возможностью, но большая часть удачливых душ примет или уже приняла сокровище сознания Кришны. 

(продолжение следует)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования