«Шри Нимбадитья». Отрывок из книги «Шри Кришна Чайтанья» проф. Нишиканты Саньяла (на русском и английском языках)

Проф. Нишиканта Саньял

Шри Нимбадитья

(отрывок из книги «Шри Кришна Чайтанья»)

 

Шри Нимбадитья — поборник двойственного монизма (двайта-адвайта-вады).

Шри Нимбаркадитья явился в городе Баидурья Паттан (современный Мунгера Паттан) в местности Телугу. Он известен под разными именами, такими как Нимбадитья, Нимбарка или Нимбабибхавасу, а иногда также под именами Арунея, Ниямананда и Хариприячарья. Его последователи известны как нимайеты. Они отличны от нимананди, которые называют себя последователями Шри Чайтаньядева по Его имени — Нимананда. Шри Нимбадитья был отшельником, носившим тройной посох (триданди-санньясином). Линия наставнической преемственности, к которой он принадлежал, такова: 1) Шри Нараяна, 2) Хамса, 3) Чатухсаны: Санака и другие, и 4) Нимбадитьячарья. Комментарий Нимбадитьи на «Веданта-бхашью» известен как «Веданта-париджата-саурабха». Также им написано несколько других трудов.

В системе Нимбарки «услышанный трансцендентный звук» (шрути) считается высочайшим естественным свидетельством Истины. Утверждения других шастр, если они согласуются с услышанным звуком (шрути), также принимаются ей. Источник учения Нимбадитьи — наставления, данные четырьмя Санами [Чатухсанами] Шри Нараде Госвами в седьмой прапатхаке «Чхандогья-упанишады», которые можно обобщить следующим образом:

«Пураны — это пятая Веда. Вишну — Господь всего. Восхваляется преданность Богу в формах непоколебимой веры (шраддхи) и сокровенной зависимости (ништхи). Нет ничего равного или превосходящего любовь к Богу, не зависящую ни от чего иного. Полностью освобожденные [личности] — это вечные слуги Бога, занятые в вечных играх в сфере самосознающей деятельности в обществе Бога. Господь обладает властью являться нашему взору и уходить из нашего видения. Вайшнавы вечны и трансцендентны. Прославлена милость Господа», и т. д. 

Согласно Шри Нимбадитье индивидуальная душа (джива) и Высшая Душа соотносятся друг с другом как неотъемлемая часть и Целое. Душа (джива) отлична от Бога, но не отделена от Него. Душа (джива) — это одновременно  знание и знающий, она подобна солнцу, которое светится само, а также делает видимыми другие объекты. Будучи бесконечно малой частичкой сознания, душа (джива) подчинена Богу, который является неограниченным сознанием. Число душ (джив) бесконечно. Из-за своей крошечности она склонна связываться и разрывать связь с телами, созданными вводящей в заблуждение энергией Бога (майей). В ограниченном состоянии душа (джива) заключена в тюрьме грубых и тонких материальных тел; в освобожденном состоянии она отделена от них. Души (дживы) бывают трех разных видов, а именно: те, что 1) свободны, 2) ограничены, но свободны и 3) ограничены. В каждом из этих видов существуют различные градации. Душа (джива) освобождается из рабства вводящей в заблуждение энергии (майи) по милости Бога — другого пути нет.

Существуют два неодушевленных объекта, а именно: 1) время и 2) вводящая в заблуждение энергия (майя). Время бывает либо трансцендентным, либо материальным. Первое самосознающе и неизменно, то есть не разделено на прошлое, настоящее и будущее. Вводящая в заблуждение энергия (майя) является искажением самосознающей энергии (чит) или тенью последней и обладает качествами тени. В божественности нет изъяна. Подлинная природа Бога исполнена безграничного милосердия. Высший Брахман — это Господь в образе Кришны. Кришна — источник всей красоты и сладости. Кришна, — о котором заботится Его личная Энергия, дочь Бришабхану, которой непрестанно служат тысячи близких подруг (сакхи), являющихся распространениями «Я» дочери Бришабхану, — Объект вечного поклонения индивидуальной души (дживы). Он обладает вечной и трансцендентной телесной формой. Для материалистичного видения Он бесформен, но для духовного зрения Он наделен формой. Он независим, всесилен — Господь всего, обладающий непостижимой властью, которому вечно поклоняются такие боги как Брахма, Шива и прочие. Поклонение Ему бывает двух видов, а именно: 1) умозрительная преданность в период послушничества и 2) возвышенная преданность, которая характеризуется любовью. Последний вид преданности пробуждается благодаря такому средству, как совершение девяти видов преданного служения, заключающегося в слушании, воспевании и так далее.

Шри Джива Госвами не упоминает в своих трудах общину Нимбарки. Так же о нем не говорится в «Сарбадаршанасамграхе» Саяны Мадхавы. Поэтому можно предположить, что эти взгляды на представленного здесь Нимбарку не были широко известны во времена, предшествовавшие времени жизни автора «Сарбадаршанасамграхи», или даже шести Госвами. Нет, однако, никаких сомнений в том, что Шри Нимбадитья — очень древний ачарья и основатель сатвата-двайта-адвайта-сампрадаи.

переводчик: Ниламбари Деви Даси
редактор: Традиш Дас

 

 

Prof. Nishikanta Sanyal

Shri Nimbaditya

(from Shri Krishna Chaitanya)

 

Shri Nimbaditya is the propounder of bifurcial monism (dvaitadvaitavada).

Shri Nimbarkaditya appeared in the town of Baidurya-pattan (mod. ‘Munger-pattan’) in the Telugu country. He is known variosly as ‘Nimbaditya’, ‘Nimbarka’ or ‘Nimbabibhavasu’, and sometimes also as ‘Aruneya’, ‘Niyamananda’ and ‘Haripriyacharya’. His followers are known as Nimayets and are different from ‘Nimanandis’ who profess to be followers of Shri Chaitanyadeva under His appellation of ‘Nimananda’. Shri Nimbaditya was an ascetic of the tripal staff (tridandi sannyasin); the line of his preceptorial succession being (1) Shri Narayana, (2) Hamsa, (3) the Chatuhsanas, viz., Sanaka, etc., and (4) Nimbadityacharya. Shri Nimbadity’s commentary of the Vedanta Bhashya is known as the ‘Vedanta-parijata-saurabha’ and there are also several other works written by him.

The system of Nimbarka holds the ‘heard transcendental sound’ (shruti) as the highest natural evidence of the Truth, and also accepts the testimony of other shastras when they follow heard sound (shruti). The source of Nimbaditya’s teaching is the instruction imparted by the four Sanas to Shri Narada Goswami in the seventh prapathaka of the Chhandogyopanishad, which may be summed up as follows, viz., “That the Puranas are the fifth Veda; Vishnu is the Lord of all, devotion to Godhead in the forms of firm faith (shraddha) and close addiction (nishtha) is glorified; there is nothing equal or superior to the love for Godhead is independent of any other thing; the perfectly emancipated are the eternal servitors of Godhead and are engaged in eternal pastimes in the region of self-conscious activities in the company of Godhead; Godhead has power of appearance to and disappearance from our view; the Vaishnavas are eternal and transcendental; the grace of Godhead is glorified,” etc., etc.

According to Shri Nimbaditya the individual (jiva) soul and the Supreme Soul are related to each other as integral part and Whole. The soul (jiva) is different from Godhead, but not separate. The soul (jiva) is both knowledge and knower, like the Sun which is self-luminous and also makes visible other objects. As an infinitesimal particle of consciousness the soul (jiva) is subordinate to Godhead Who is plenary consciousness. The souls (jivas) are infinite in number. By reason of his smallness he is liable to association with and dissociation from bodies made by the deluding energy of Godhead (maya). In the bound state the soul (jiva) is imprisoned in the gross and subtle physical bodies; in the free state hi is dissociate from them. Souls (jivas) are of three distinct kinds, viz., those that are (1) free, (2) bound yet free, and (3) bound. There are various gradations of each one of these. The soul (jiva) is freed from the bondage of the deluding energy (maya) by the grace of Godhead, there being no other way.

The inanimate objects are two, viz., (1) time and, (2) deluding energy (maya). Time is either transcendental or material. The former is self-conscious and eternal, i.e., undivided into past, present and future. The deluding energy (maya) is the perversion of the self-conscious (chit), or the shadow of the latter, and possesses the qualities of the shadow. Divinity is free from defect. The real nature of Godhead is full of infinite beneficence. Godhead as Krishna is the highest Brahman. Krishna is the source of all beauty and sweetness. Attended by His Own Power, the Daughter of Brishabhanu, constantly served by thousands of intimate female friends (sakhis) who are the extended self of the Daughter of Brishabhanu, Krishna is the Object of the eternal worship of the individual soul (jiva). He has an eternal and transcendental bodily Form. He is formless to the material vision but possessed of form to the spiritual eye. He is independent, all-powerful, Lord of all, possessed of inconceivable power and eternally worshipped by the gods such as Brahma, Shiva, etc. Worship is of two kinds, viz., (1) tentative devotion during novitiate, and (2) the highest devotion characterized by love. The latter is aroused by the practice of nine kinds of devotion as means, consisting of hearing, chanting, etc.

The Nimbarka community is not mentioned in his works by Shri Jiva Goswami. He is also unnoticed in the Sarbadarshanasamgraha of Sayana Madhava. From which it is supposed that the current views of the present Nimbarka were not extensively known till after the time of the author of Sarbadarshanasamgraha, or even of the six Goswamins. There is, however, no doubt whatever that Shri Nimbaditya is a very ancient Acharya and the founder of the satvata dvaitadvaita sampradaya.

 

← «Онтология Прекрасной Реальности» (часть 4). Неформальные беседы со Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· 9 ноября 2011 года. Лекция Cадху Прии Прабху. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования