«Высшее проявление преданности». Шрила Б. С. Говинда Махарадж. 90-е годы ХХ-го столетия. Соквел, Калифорния, США



скачать (формат MP3, 20.76M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Высшее проявление преданности

(1990-е годы. Соквел, Калифорния, США)

 

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Достопочтенные преданные Кришны, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети, я очень счастлив сегодня, я очень рад встретить вас всех. Этот замечательный ашрам в Калифорнии… Я очень счастлив видеть многих новых искренних искателей, которые присутствуют в этом собрании. И также всех моих друзей и родственников. Вы все — мои родственники и друзья, и вы хотите услышать от меня что-то. Вопросы вполне уместны. Но прежде, чем вы начнете задавать вопросы, а я отвечать на них, я молю вас всех, присутствующих в этом собрании…

#00:03:50#

Вы видите, что этот ашрам, в котором происходит служение Гандхарвике-Гиридхари, растет с каждым днем. Ашрам очень молодой — вы знаете это. И пока в нем нет всех удобств, но я ожидаю, что благодаря служению преданных ашрам будет полон всех удобств, окончательно созреет, будет полон всего необходимого для преданных и для миссии. Вы знаете, что состояние моего здоровья было неидеальным, но ради служения преданным Кришны я хотел приехать сюда, и Кришна дал мне эту возможность, и я получил это служение. Каждый будет проявлять все больший и больший интерес к своей духовной жизни. Ашрам не предназначен для материального, мирского наслаждения, ашрам предназначен для служения Кришне. Мы все — слуги Кришны, преданные Кришны. Писания гласят:

#00:05:46#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇,
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…[1]

Мать Парвати спросила Господа Шиву: «Кто является высочайшим объектом поклонения?» Господь Шива ответил: «Вишну является верховным объектом поклонения». Услышав это, мать Парвати… До этого она испытывала некоторые сомнения: «Я служу Господу Шиве, но Вишну — верховный объект поклонения. Так сказал сам Шива». Господь Шива понял, что у нее на уме, и ответил: «Но еще более высокое положение занимают преданные Кришны. Они являются объектами поклонения в большей степени, чем сам Господь». Парвати была счастлива слышать это. Она думала: «Я служу моему владыке, Шиве, а он служит Кришне. Таким образом я удовлетворяю как должно Кришну и моего владыку, Господа Шиву. Тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам. «Преданный Моих преданных получает бо́льшие возможности» — так написано в писаниях.

#00:07:46#

йе ме бхакта-джана̄х̣ партха,
не ме бхакташ́ ча те джана̄х̣
мад-бхакта̄на̄м̇ ча йе бхакта̄с,
те ме бхакта-тама̄ матах̣[2]

«Мой бхакта, Мой преданный… Он Мой преданный — все знают, но Меня интересуют не те преданные, что служат Мне напрямую, но преданные Моих преданных. То, что Мои преданные будут служить Мне, — это естественно. Я милостив к таким преданным — все это знают. Но преданные Моих преданных — их внимание направлено на служение Моим преданным. Мои преданные двадцать четыре часа в сутки служат Мне, поэтому Я лишен возможности вознаградить их за это служение». Поскольку в сутках двадцать четыре часа, не двадцать пять. В таком случае Кришна лишен возможности служить Своим преданным. Но преданные Его преданных служат Его преданным. И Кришна испытывает большее удовлетворение, Он более милостив к преданным Своих преданных. В Индии приводят пример: внук более любим, нежели сын. Говорят так: «Дедушка более любящ, нежели отец». Прабхупада также сказал своим ученикам: «Ваш дед позаботится обо всех вас». И у меня нет проблем…

#00:10:01#

Вы простите: я всегда делаю ошибки в английском языке, а вы рады слышать мой ломаный английский. [Смех.] Так или иначе, вы понимаете отчетливо, ясно то, что я хочу сказать. Необходимо уделять первостепенное внимание служению преданным. Тот, кто не является преданным, станет преданным. Но необходимо уделять внимание, на первое место ставить служение преданным. Махапрабху сказал: «Нужно почитать всех, не только младших или старших, но оказывать почтение каждому, быть смиренным и терпеливым — такова сама природа преданных». Нам говорят так много, Господь открывает многие истины, но в нашей практике, в нашей жизни необходимо следовать этим трем принципам. Мы всегда это говорим. Но насколько мы практически следуем этим принципам — мы должны обратить на это внимание.

#00:11:33#

В Индии мы видим: ведется дневник успехов школьника. Я не знаю, существует ли такая система здесь. Необходимо вести «дневник» наших успехов в духовной жизни. Мы должны анализировать себя: что мы делаем с утра до вечера, сколько совершаем оскорблений, насколько пытались удовлетворить преданных и как много служения сегодня совершили. Если мы будем таким образом рассматривать себя, анализировать себя, тогда никаких проблем не будет в нашей духовной жизни. Мы — практикующие, поэтому мы совершаем ошибки. Это естественно, поскольку мы живем в иллюзорном окружении. Это может быть ашрам или любое другое место, но я всегда живу в иллюзорной среде, окружении. Я полон изъянов, но Кришна сказал в Бхагавад-гите… Много раз Он говорил это:

#00:12:58#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣[3]

«Человек может быть своим лучшим другом или своим худшим врагом». Столько вреда, сколько мы можем причинить себе сами, никто больше не может нам причинить. Поэтому мы должны быть сознательны в отношении нашего труда, нашего служения. Должны быть сознательны. Тогда майя отпустит нас. Когда мы стремимся служить преданным и Кришне, автоматически майя перестает нас беспокоить. Майя будет счастлива, видя, как мы служим им. Она отойдет на почтительное расстояние. Но до этого, пока этого не произошло, мы должны думать: «Я нахожусь под влиянием майи. Я должен быть сознателен в отношении своей работы, севы».

#00:14:14#

Я не хочу много говорить, не могу. Это моя единственная просьба, обращенная ко всем друзьям и родственникам здесь. Счастливо, радостно двигайтесь вперед, следуя этим принципам: почтение, смирение и терпимость. А иначе вы не сможете помочь другим. Смирение, терпимость и почтение к другим — это наша формула, формула нашей духовной жизни. Пожалуйста, пожалуйста, пытайтесь следовать этой формуле. Такова моя просьба. Как вы знаете, мое здоровье было расстроено. Но мое искреннее желание таково. Миссия здесь — очень счастливая миссия. В этом ашраме много детей, они играют. Может быть, пятьдесят детей, больше того. Каждый день я вижу, как они играют, гуляют вокруг ашрама. А также их отцы, матери, братья, друзья — все они вместе пытаются служить, вкладывать энергию в севу, но необходимо делать это совершенным образом. Такова моя просьба, обращенная к вам. Тогда вы обретете высшее благо в вашей духовной жизни.

#00:15:55#

Я знаю, что я тоже практикующий, практикую в вашем обществе. Я практиковал пятьдесят лет под руководством моего Гуру Махараджа и вайшнавов. Многие вайшнавы были моими хранителями, опекунами. И Гуру Махарадж был моим верховным хранителем. Несколько периодов, этапов было в моей жизни, и у меня есть определенный опыт. Как мы можем превозмочь это иллюзорное окружение? У меня есть некоторый опыт в этом отношении. Если вы попытаетесь двигаться в вышеописанном духе, тогда вы достигнете цели. Необходимо смирение и почтение к другим. Кто-то что-то просит, я думаю, что это политика, дипломатия. Не нужно так думать. Если тебя просят о чем-то, то дай ему. Кто-то хочет чего-то — помоги ему. Таким образом пытайтесь идти вперед. Наша жизнь — это жизнь преданных. Внешне мы все преданные, но внутренне… Внутренняя преданность также необходима, а иначе внешнее тождество преданного не будет полезным, благотворным. В конечном счете мы обманем сами себя. А мы не хотим обманывать сами себя. По крайней мере, мы должны стараться, пытаться практиковать сознание Кришны.

#00:17:52#

Эту жизнь мы обрели, она в наших руках. Я не знаю, какой будет моя судьба после этой жизни, [каково мое] место назначения. Но когда в моих руках эта нынешняя жизнь, я буду пытаться. Я должен обрести мир, покой ума, помощь свыше и возможность служить Хари, Гуру и вайшнавам. Это моя просьба, обращенная к вам всем. Могу ли я сказать что-то большее?

Я вижу также лица новых искателей. Если у них есть вопросы, они могут задать их. У меня есть время, и я постараюсь удовлетворить их.

#00:18:45#

Ученик: Махарадж, в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» Бхуми Деви вместе с полубогами приходит к Кширодакашайи Вишну, поскольку Бхуми опечалена, испытывает скорбь. Похоже, что Бхуми играет очень важную роль. Кришна явился на ней, на Бхуми, на Земле, равно как и Махапрабху. Крайне редкие явления пришествия Господа произошли на поверхности этой планеты, на Бхуми. Бхуми — особая личность? Мы слышим, иногда преданные говорят: «Я поклоняюсь только Кришне — следует поливать корень дерева и тогда все ветви будут удовлетворены. Меня не интересует Бхуми».

Сагар Махарадж: Имеется в виду, что они не относятся с уважением к Земле…

Ученик: «Я поклоняюсь Кришне — следует поливать корень дерева и тогда все ветви будут удовлетворены. Меня не интересует Бхуми».

#00:20:01#

Шрила Говинда Махарадж: Ответ содержится в вашем вопросе. Я поклоняюсь Кришне, я не поклоняюсь Бхуми. А Кришна — это корень дерева. И, если мы поливаем корень, все будут удовлетворены. Так сказано.

#00:20:24#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄[4]

Все пребывает в Кришне. И по милости Кришны все существует. Существование Бхуми Деви возможно благодаря энергии Кришны. Поэтому интересы Бхуми Деви включены в Кришну. Если я поклоняюсь Кришне, то Бхуми Деви автоматически будет удовлетворена и все будут удовлетворены — так написано в «Шримад-Бхагаватам».

#00:21:20#

деварш̣и-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан
сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇
гато мукундам̇ парихр̣тйа картам[5]

Я не буду обязан другим ничем, если я поклоняюсь Господу Кришне. «Другие» означает — деваты (полубоги), бхута (обычные живые существа), родственники, цари, риши — не нужно отдельно поклоняться им. Так написано в «Шримад-Бхагаватам», нам говорят так. Но Махапрабху Шри Чайтаньядев сказал: «Оказывай почтение всем». Он неотличен от Радхи и Кришны. Радха и Кришна объединяются в образе Махапрабху и являются здесь со Своей трансцендентной обителью — в этом мире, Бхуми Деви, в бренном мире.

#00:23:03#

Махапрабху сказал: «Оказывай почтение всем». Это не вопрос — Бхуми или ребенок, или дерево, или растение, или животное — каждому следует оказывать почтение. А я преданный, поэтому я постараюсь сделать всех своими друзьями. Если я не оказываю почтение моим друзьям, то они превратятся во врагов. А зачем мне нужны враги? Я буду оказывать почтение всем и все будут счастливы. Нет проблем.

#00:23:49#

Если кто-то сказал вам подобное, то он не понимает смысла этой шлоки. Это правда — удовлетворяй Кришну и все будут удовлетворены. Но в то же время мое поведение с обычными людьми и обычными полубогами, преданными должно быть уважительным, почтительным. Махапрабху сказал: «Почтение следует оказывать всем. И быть смиренным, терпимым». Таков совет Махапрабху. И такой линии мы можем следовать. Это очень ясно утверждается в писаниях.

Харе Кришна!

#00:24:36#

Ученик: Источником преданности Кришне является Шри Чайтанья Махапрабху, не так ли? Мы считаемся преданными Кришны. Разве не правда, что единственное, как мы можем прийти к Кришне, — через Чайтанью Махапрабху?

[Сагар Махарадж поясняет вопрос.]

#00:25:18#

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Кришна имеет различные проявления. Если человек хочет войти в очень эксклюзивные игры Кришны, тогда необходима преданность Шри Чайтанье Махапрабху. В противном случае — Мира Баи была преданной Кришны. Она не была последовательницей Махапрабху, но она известна как преданная. Туласи Дас — преданный Рамачандры, такого проявления Кришны. Кришна-бхакты могут быть везде, но если ты хочешь исключительного, безраздельного служения Кришне в мадхура-расе, тогда ты должен быть руководим Рупой Госвами и его сампрадаей. В противном случае везде можно найти кришна-бхакт.

#00:26:30#

Ученик: [цитирует шлоку.]

Шрила Говинда Махарадж: Линия эксклюзивной преданности в мадхура-расе была дана Шри Чайтаньей Махапрабху. Он явился, чтобы переживать разнообразие вкусов мадхура-расы и особенно настроение Радхарани, Ее сердце. Он пришел, чтобы почувствовать вкус этого настроения.

#00:27:23#

Рупа Госвами Прабху квалифицирован… Квалификация его пришла от Махапрабху, и он продемонстрировал эту квалификацию. В Праяге Махапрабху обучал его и велел: «Позаботься о Моей сампрадае, возьми ответственность». И это исключительное преданное служение Кришне под руководством Радхарани и сакхи. Если кто-либо хочет войти в измерение тако́й преданности, он должен отождествить себя с сампрадаей Шри Чайтаньи Махапрабху.

Харе Кришна!

#00:28:15#

Ученик: Махарадж, есть шлока, в которой говорится о том, как растет растение преданности. Оно проходит различные уровни бытия, прежде чем достигает Голоки. Если мы пытаемся быть последователями Рупы Госвами, в таком случае мы тоже должны пройти все эти стадии: брахманда, вираджа, паравьома и на вершине — Голока?

#00:28:49#

Шрила Говинда Махарадж: Мы видим, что в этом мире есть разные страны. Если мы хотим полететь в Лондон, то мы садимся на самолет, летящий в Лондон. Таким образом. Если мы хотим следовать руководству Махапрабху, тогда мы садимся на «самолет» Махапрабху. И нет необходимости в промежуточных станциях. Прямой рейс. Этого достаточно.

Ученик: В «Брихад-бхагаватамритам»…

#00:29:30#

Шрила Говинда Махарадж: Да, да. Гопа Кумар проходил все эти стадии. Но он получил кришна-мантрам, и он не был удовлетворен. Он в начале отправился на Шивалоку и т. д. И в конце концов он достиг Кришналоки. Шаг за шагом, последовательно. Но когда мы понимаем, что Рупа Госвами — наш верховный руководитель, тогда это будет самолет Рупы Госвами. Прямой рейс на «самолете» Рупы Госвами. Его «лифт» — прямого назначения. И нет необходимости проезжать разные другие «этажи»[6].

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




1  А̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам / тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам — «[Господь Шива сказал богине Дурге:] „Дорогая деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну“» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31).

2  «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана»; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28) и «Лагху-бхагаватамрите» (2.6)).

3  «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

4  «Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Точно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

5  «О царь! Отвергший мирские обязанности и от всего сердца вверивший себя Мукунде — единственному, способному дать убежище всем живущим, более никому ничего не должен — ни богам, ни мудрецам, ни прочим живым созданиям, ни близким, ни предкам, ни человечеству» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.41).

6  Имеется в виду, что не имеет смысла пытаться достигать промежуточных духовных мест назначения, имея целью достижение высшей обители в духовном мире — Голоки Вриндавана, где проявлены игры Господа с Его близкими преданными в мадхура-расе, взаимоотношениях возлюбленных.




←  «О Махананде Прабху | О Шриле Б. Р. Мадхусудане Махарадже». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 9 января 2014 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Шри Кришна-таттва». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 21.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Высшее проявление преданности

(1990-е годы. Соквел, Калифорния, США)

 

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Достопочтенные преданные Кришны, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети, я очень счастлив сегодня, я очень рад встретить вас всех. Этот замечательный ашрам в Калифорнии… Я очень счастлив видеть многих новых искренних искателей, которые присутствуют в этом собрании. И также всех моих друзей и родственников. Вы все — мои родственники и друзья, и вы хотите услышать от меня что-то. Вопросы вполне уместны. Но прежде, чем вы начнете задавать вопросы, а я отвечать на них, я молю вас всех, присутствующих в этом собрании…

#00:03:50#

Вы видите, что этот ашрам, в котором происходит служение Гандхарвике-Гиридхари, растет с каждым днем. Ашрам очень молодой — вы знаете это. И пока в нем нет всех удобств, но я ожидаю, что благодаря служению преданных ашрам будет полон всех удобств, окончательно созреет, будет полон всего необходимого для преданных и для миссии. Вы знаете, что состояние моего здоровья было неидеальным, но ради служения преданным Кришны я хотел приехать сюда, и Кришна дал мне эту возможность, и я получил это служение. Каждый будет проявлять все больший и больший интерес к своей духовной жизни. Ашрам не предназначен для материального, мирского наслаждения, ашрам предназначен для служения Кришне. Мы все — слуги Кришны, преданные Кришны. Писания гласят:

#00:05:46#

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇,
виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…[1]

Мать Парвати спросила Господа Шиву: «Кто является высочайшим объектом поклонения?» Господь Шива ответил: «Вишну является верховным объектом поклонения». Услышав это, мать Парвати… До этого она испытывала некоторые сомнения: «Я служу Господу Шиве, но Вишну — верховный объект поклонения. Так сказал сам Шива». Господь Шива понял, что у нее на уме, и ответил: «Но еще более высокое положение занимают преданные Кришны. Они являются объектами поклонения в большей степени, чем сам Господь». Парвати была счастлива слышать это. Она думала: «Я служу моему владыке, Шиве, а он служит Кришне. Таким образом я удовлетворяю как должно Кришну и моего владыку, Господа Шиву. Тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам. «Преданный Моих преданных получает бо́льшие возможности» — так написано в писаниях.

#00:07:46#

йе ме бхакта-джана̄х̣ партха,
не ме бхакташ́ ча те джана̄х̣
мад-бхакта̄на̄м̇ ча йе бхакта̄с,
те ме бхакта-тама̄ матах̣[2]

«Мой бхакта, Мой преданный… Он Мой преданный — все знают, но Меня интересуют не те преданные, что служат Мне напрямую, но преданные Моих преданных. То, что Мои преданные будут служить Мне, — это естественно. Я милостив к таким преданным — все это знают. Но преданные Моих преданных — их внимание направлено на служение Моим преданным. Мои преданные двадцать четыре часа в сутки служат Мне, поэтому Я лишен возможности вознаградить их за это служение». Поскольку в сутках двадцать четыре часа, не двадцать пять. В таком случае Кришна лишен возможности служить Своим преданным. Но преданные Его преданных служат Его преданным. И Кришна испытывает большее удовлетворение, Он более милостив к преданным Своих преданных. В Индии приводят пример: внук более любим, нежели сын. Говорят так: «Дедушка более любящ, нежели отец». Прабхупада также сказал своим ученикам: «Ваш дед позаботится обо всех вас». И у меня нет проблем…

#00:10:01#

Вы простите: я всегда делаю ошибки в английском языке, а вы рады слышать мой ломаный английский. [Смех.] Так или иначе, вы понимаете отчетливо, ясно то, что я хочу сказать. Необходимо уделять первостепенное внимание служению преданным. Тот, кто не является преданным, станет преданным. Но необходимо уделять внимание, на первое место ставить служение преданным. Махапрабху сказал: «Нужно почитать всех, не только младших или старших, но оказывать почтение каждому, быть смиренным и терпеливым — такова сама природа преданных». Нам говорят так много, Господь открывает многие истины, но в нашей практике, в нашей жизни необходимо следовать этим трем принципам. Мы всегда это говорим. Но насколько мы практически следуем этим принципам — мы должны обратить на это внимание.

#00:11:33#

В Индии мы видим: ведется дневник успехов школьника. Я не знаю, существует ли такая система здесь. Необходимо вести «дневник» наших успехов в духовной жизни. Мы должны анализировать себя: что мы делаем с утра до вечера, сколько совершаем оскорблений, насколько пытались удовлетворить преданных и как много служения сегодня совершили. Если мы будем таким образом рассматривать себя, анализировать себя, тогда никаких проблем не будет в нашей духовной жизни. Мы — практикующие, поэтому мы совершаем ошибки. Это естественно, поскольку мы живем в иллюзорном окружении. Это может быть ашрам или любое другое место, но я всегда живу в иллюзорной среде, окружении. Я полон изъянов, но Кришна сказал в Бхагавад-гите… Много раз Он говорил это:

#00:12:58#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇, на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур, а̄тмаива рипур а̄тманах̣[3]

«Человек может быть своим лучшим другом или своим худшим врагом». Столько вреда, сколько мы можем причинить себе сами, никто больше не может нам причинить. Поэтому мы должны быть сознательны в отношении нашего труда, нашего служения. Должны быть сознательны. Тогда майя отпустит нас. Когда мы стремимся служить преданным и Кришне, автоматически майя перестает нас беспокоить. Майя будет счастлива, видя, как мы служим им. Она отойдет на почтительное расстояние. Но до этого, пока этого не произошло, мы должны думать: «Я нахожусь под влиянием майи. Я должен быть сознателен в отношении своей работы, севы».

#00:14:14#

Я не хочу много говорить, не могу. Это моя единственная просьба, обращенная ко всем друзьям и родственникам здесь. Счастливо, радостно двигайтесь вперед, следуя этим принципам: почтение, смирение и терпимость. А иначе вы не сможете помочь другим. Смирение, терпимость и почтение к другим — это наша формула, формула нашей духовной жизни. Пожалуйста, пожалуйста, пытайтесь следовать этой формуле. Такова моя просьба. Как вы знаете, мое здоровье было расстроено. Но мое искреннее желание таково. Миссия здесь — очень счастливая миссия. В этом ашраме много детей, они играют. Может быть, пятьдесят детей, больше того. Каждый день я вижу, как они играют, гуляют вокруг ашрама. А также их отцы, матери, братья, друзья — все они вместе пытаются служить, вкладывать энергию в севу, но необходимо делать это совершенным образом. Такова моя просьба, обращенная к вам. Тогда вы обретете высшее благо в вашей духовной жизни.

#00:15:55#

Я знаю, что я тоже практикующий, практикую в вашем обществе. Я практиковал пятьдесят лет под руководством моего Гуру Махараджа и вайшнавов. Многие вайшнавы были моими хранителями, опекунами. И Гуру Махарадж был моим верховным хранителем. Несколько периодов, этапов было в моей жизни, и у меня есть определенный опыт. Как мы можем превозмочь это иллюзорное окружение? У меня есть некоторый опыт в этом отношении. Если вы попытаетесь двигаться в вышеописанном духе, тогда вы достигнете цели. Необходимо смирение и почтение к другим. Кто-то что-то просит, я думаю, что это политика, дипломатия. Не нужно так думать. Если тебя просят о чем-то, то дай ему. Кто-то хочет чего-то — помоги ему. Таким образом пытайтесь идти вперед. Наша жизнь — это жизнь преданных. Внешне мы все преданные, но внутренне… Внутренняя преданность также необходима, а иначе внешнее тождество преданного не будет полезным, благотворным. В конечном счете мы обманем сами себя. А мы не хотим обманывать сами себя. По крайней мере, мы должны стараться, пытаться практиковать сознание Кришны.

#00:17:52#

Эту жизнь мы обрели, она в наших руках. Я не знаю, какой будет моя судьба после этой жизни, [каково мое] место назначения. Но когда в моих руках эта нынешняя жизнь, я буду пытаться. Я должен обрести мир, покой ума, помощь свыше и возможность служить Хари, Гуру и вайшнавам. Это моя просьба, обращенная к вам всем. Могу ли я сказать что-то большее?

Я вижу также лица новых искателей. Если у них есть вопросы, они могут задать их. У меня есть время, и я постараюсь удовлетворить их.

#00:18:45#

Ученик: Махарадж, в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» Бхуми Деви вместе с полубогами приходит к Кширодакашайи Вишну, поскольку Бхуми опечалена, испытывает скорбь. Похоже, что Бхуми играет очень важную роль. Кришна явился на ней, на Бхуми, на Земле, равно как и Махапрабху. Крайне редкие явления пришествия Господа произошли на поверхности этой планеты, на Бхуми. Бхуми — особая личность? Мы слышим, иногда преданные говорят: «Я поклоняюсь только Кришне — следует поливать корень дерева и тогда все ветви будут удовлетворены. Меня не интересует Бхуми».

Сагар Махарадж: Имеется в виду, что они не относятся с уважением к Земле…

Ученик: «Я поклоняюсь Кришне — следует поливать корень дерева и тогда все ветви будут удовлетворены. Меня не интересует Бхуми».

#00:20:01#

Шрила Говинда Махарадж: Ответ содержится в вашем вопросе. Я поклоняюсь Кришне, я не поклоняюсь Бхуми. А Кришна — это корень дерева. И, если мы поливаем корень, все будут удовлетворены. Так сказано.

#00:20:24#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄[4]

Все пребывает в Кришне. И по милости Кришны все существует. Существование Бхуми Деви возможно благодаря энергии Кришны. Поэтому интересы Бхуми Деви включены в Кришну. Если я поклоняюсь Кришне, то Бхуми Деви автоматически будет удовлетворена и все будут удовлетворены — так написано в «Шримад-Бхагаватам».

#00:21:20#

деварш̣и-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан
сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇
гато мукундам̇ парихр̣тйа картам[5]

Я не буду обязан другим ничем, если я поклоняюсь Господу Кришне. «Другие» означает — деваты (полубоги), бхута (обычные живые существа), родственники, цари, риши — не нужно отдельно поклоняться им. Так написано в «Шримад-Бхагаватам», нам говорят так. Но Махапрабху Шри Чайтаньядев сказал: «Оказывай почтение всем». Он неотличен от Радхи и Кришны. Радха и Кришна объединяются в образе Махапрабху и являются здесь со Своей трансцендентной обителью — в этом мире, Бхуми Деви, в бренном мире.

#00:23:03#

Махапрабху сказал: «Оказывай почтение всем». Это не вопрос — Бхуми или ребенок, или дерево, или растение, или животное — каждому следует оказывать почтение. А я преданный, поэтому я постараюсь сделать всех своими друзьями. Если я не оказываю почтение моим друзьям, то они превратятся во врагов. А зачем мне нужны враги? Я буду оказывать почтение всем и все будут счастливы. Нет проблем.

#00:23:49#

Если кто-то сказал вам подобное, то он не понимает смысла этой шлоки. Это правда — удовлетворяй Кришну и все будут удовлетворены. Но в то же время мое поведение с обычными людьми и обычными полубогами, преданными должно быть уважительным, почтительным. Махапрабху сказал: «Почтение следует оказывать всем. И быть смиренным, терпимым». Таков совет Махапрабху. И такой линии мы можем следовать. Это очень ясно утверждается в писаниях.

Харе Кришна!

#00:24:36#

Ученик: Источником преданности Кришне является Шри Чайтанья Махапрабху, не так ли? Мы считаемся преданными Кришны. Разве не правда, что единственное, как мы можем прийти к Кришне, — через Чайтанью Махапрабху?

[Сагар Махарадж поясняет вопрос.]

#00:25:18#

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Кришна имеет различные проявления. Если человек хочет войти в очень эксклюзивные игры Кришны, тогда необходима преданность Шри Чайтанье Махапрабху. В противном случае — Мира Баи была преданной Кришны. Она не была последовательницей Махапрабху, но она известна как преданная. Туласи Дас — преданный Рамачандры, такого проявления Кришны. Кришна-бхакты могут быть везде, но если ты хочешь исключительного, безраздельного служения Кришне в мадхура-расе, тогда ты должен быть руководим Рупой Госвами и его сампрадаей. В противном случае везде можно найти кришна-бхакт.

#00:26:30#

Ученик: [цитирует шлоку.]

Шрила Говинда Махарадж: Линия эксклюзивной преданности в мадхура-расе была дана Шри Чайтаньей Махапрабху. Он явился, чтобы переживать разнообразие вкусов мадхура-расы и особенно настроение Радхарани, Ее сердце. Он пришел, чтобы почувствовать вкус этого настроения.

#00:27:23#

Рупа Госвами Прабху квалифицирован… Квалификация его пришла от Махапрабху, и он продемонстрировал эту квалификацию. В Праяге Махапрабху обучал его и велел: «Позаботься о Моей сампрадае, возьми ответственность». И это исключительное преданное служение Кришне под руководством Радхарани и сакхи. Если кто-либо хочет войти в измерение тако́й преданности, он должен отождествить себя с сампрадаей Шри Чайтаньи Махапрабху.

Харе Кришна!

#00:28:15#

Ученик: Махарадж, есть шлока, в которой говорится о том, как растет растение преданности. Оно проходит различные уровни бытия, прежде чем достигает Голоки. Если мы пытаемся быть последователями Рупы Госвами, в таком случае мы тоже должны пройти все эти стадии: брахманда, вираджа, паравьома и на вершине — Голока?

#00:28:49#

Шрила Говинда Махарадж: Мы видим, что в этом мире есть разные страны. Если мы хотим полететь в Лондон, то мы садимся на самолет, летящий в Лондон. Таким образом. Если мы хотим следовать руководству Махапрабху, тогда мы садимся на «самолет» Махапрабху. И нет необходимости в промежуточных станциях. Прямой рейс. Этого достаточно.

Ученик: В «Брихад-бхагаватамритам»…

#00:29:30#

Шрила Говинда Махарадж: Да, да. Гопа Кумар проходил все эти стадии. Но он получил кришна-мантрам, и он не был удовлетворен. Он в начале отправился на Шивалоку и т. д. И в конце концов он достиг Кришналоки. Шаг за шагом, последовательно. Но когда мы понимаем, что Рупа Госвами — наш верховный руководитель, тогда это будет самолет Рупы Госвами. Прямой рейс на «самолете» Рупы Госвами. Его «лифт» — прямого назначения. И нет необходимости проезжать разные другие «этажи»[6].

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] А̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇, виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам / тасма̄т паратарам̇ деви, тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам — «[Господь Шива сказал богине Дурге:] „Дорогая деви, хотя Веды советуют поклоняться богам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше — служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну“» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31).

[2] «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана»; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28) и «Лагху-бхагаватамрите» (2.6)).

[3] «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Бхагавад-гита, 6.5).

[4] «Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Точно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

[5] «О царь! Отвергший мирские обязанности и от всего сердца вверивший себя Мукунде — единственному, способному дать убежище всем живущим, более никому ничего не должен — ни богам, ни мудрецам, ни прочим живым созданиям, ни близким, ни предкам, ни человечеству» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.41).

[6] Имеется в виду, что не имеет смысла пытаться достигать промежуточных духовных мест назначения, имея целью достижение высшей обители в духовном мире — Голоки Вриндавана, где проявлены игры Господа с Его близкими преданными в мадхура-расе, взаимоотношениях возлюбленных.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования