«Исключительная линия преданности гаудия-вайшнавизма». Простые и сладостные истины (часть 8). Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. С. Говиндой Махараджем. 90-ые года ХХ-го столетия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 33.1 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Исключительная линия преданности
гаудия-вайшнавизма

Простые и сладостные истины (часть 8)

Цикл неформальных бесед. 90-ые года ХХ-го столетия

 

Вопрос: Мы хотели бы узнать о поклонении Нрисимхадеву в гаудия-вайшнавизме? Почему в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не столь заметно поклонение Нрисимхадеву?

#00:01:00#

Шрила Говинда Махарадж: Нрисимхадев — это бхакти-винашая. Если преданный поклоняется Нрисимхадеву, и Нрисимхадев доволен преданным, тогда все препятствия на пути преданности будут устранены.

Но служение Ему это шанта-раса. Также гаудия-вайшнавы молятся другим божественным личностям, таким как Рама, Вамана. Но единственная их молитва: «Сделай меня совершенным для поклонения Шри Кришне». Такова линия гаудия-вайшнавизма. Они не специализируются на поклонении другим инкарнациям Господа Кришны. Они поклоняются эксклюзивно Кришне, только Кришне, тому Кришне, Которому поклоняется Радхарани, Которому служит Радхарани, Который принимает служение от Радхарани, Который очень любит Радхарани. Такому Кришне поклоняются гаудия-вайшнавы.

#00:03:35#

Об этом очень тяжело говорить, но это правда: у Гуру Махараджа не было большого желания, чтобы преданные отправлялись в Нрисимха-пали и поклонялись Нрисимхадеву. Это одно из отклонений от эксклюзивного настроения преданности Кришне. Но об этом очень тяжело говорить. Нрисимхадев, возможно, будет зол на меня за это. Но каково было настроение Гуру Махараджа — об этом я могу говорить. Когда преданные хотели ехать в Нрисимха-пали, Гуру Махарадж говорил: «Зачем вам ехать в Нрисимха-пали? Молитесь Нитьянанде Прабху. Он может дать вам все».

Но наш интеллект и ментальность всегда смешаны с обыденным. Поэтому мы думаем: «О, Нрисимхадев может дать больше помощи в нашей жизни в преданности». И это правда, Нрисимхадев может дать. Но гаудия-вайшнавы не думают так, они поклоняются Нрисимхадеву и подносят поклоны Нрисимхадеву, но все их внимание направленно на служение Кришне под руководством Шримати Радхарани. Такова линия гаудия-вайшнавизма.

#00:05:50#

Бхактивинод Тхакур говорил об этом еще более чудесно. Каждое утро в четыре часа ветер проносился по его крыше. Он повторял джапу, стоя на крыше. И каждый день он чувствовал сильный порыв ветра, устремляющийся в сторону Майяпура через его крышу. И он сказал об этом, мы слышали это от Гуру Махараджа: «О, Нрисимхадев отправился в Майяпур, чтобы посетить арати Махапрабху». Таковы были слова Бхактивинода Тхакура, и мы знаем о них от Гуру Махараджа.

#00:07:00#

Нрисимхадев исполнен желания увидеть арати Махапрабху. В это тяжело поверить. Но как, например, ваш отец очень важный и богатый человек, чей-то отец тоже важный и богатый. У вашего отца много богатства, еще у кого-то много богатства. Но вы будете фанатично следовать своему отцу, вы будете идти за своим отцом, даже если ваш отец не столь богатый, не столь знаменитый, но это ваш отец. Это называется внимательность, внимательное настроение гаудия-вайшнавов. Они не будут вычислять, кто большой, кто маленький. Они знают своего Гуру и свое направление жизни. И так они продвигаются под руководством Гуру в линии рупануга, поклоняются Махапрабху, Нитьянанде Прабху, неотличным от Радхи и Кришны.

Направление жизни таких преданных показано Рупой Госвами Прабху. Под руководством Лалиты Деви мы обретем служение Кришне. И в конечном итоге это означает руководство Радхарани. Таково эксклюзивное настроение гаудия-вайшнавов.

#00:09:10#

Мы видели в Нрисимха-пали очень много искателей мирского. Они проводят пуджу Нрисимхадеву, закапывают камень под дерево и просят: «Я хочу этого, я хочу того». Кто-то просит ребенка, кто-то богатства, кто-то просит: «Исцели меня или моего сына от болезни». Они закладывают специальный камешек. И когда их желание исполняется, они достают камень и проводят пуджу Нрисимхадеву. Подобным мирским образом происходит их поклонение в Нрисимха-пали.

#00:10:10#

Многие наши преданные очень простые. Они не могут понять этого. Они думают: «Мы пришли в святое место, мы что-то должны сделать, мы должны произвести какие-то действия». Они смотрят, что можно сделать, и тоже так делают. И когда Анурадха был у нас в Матхе, он тайком водил преданных в Нрисимха-пали. И они всегда говорили рикша-вале: «Только не говори Говинде Махараджу, не говори Говинде Махараджу». Потому что Говинда Махарадж доложит Гуру Махараджу. Это не моя вина, я в очень сложном положении, я выучен Гуру Махараджем на эксклюзивную преданность Радхе и Кришне. И я не слышал ничего другого. С первого момента до последнего я слышал только эту теорию, эту концепцию. Я вырос с этой концепцией, и я не могу идти на компромисс с чем бы то ни было.

Но теперь я иду на компромисс, но при этом очень несчастлив. И я вижу: если я не пойду на компромисс, многие уйдут из сампрадаи Гуру Махараджа. Настроение Гуру Махараджа было очень эксклюзивно, оно было направленно на служение Радхарани под руководством Лалиты Деви. Таково настроение Гуру Махараджа. И без этого настроения этот Матх был бы для него неприемлем.

#00:12:20#

До 80-х годов в миссии Гуру Махараджа было немного преданных. Только трое-четверо преданных были с Гуру Махараджем. И эти трое-четверо не обладали многими квалификациями, но они c большой любовью были привязаны к лотосоподобным стопам Гуру Махараджа. И поэтому они только следовали указаниям и не знали много о сиддханте. Они исполняли все указания, приходящие от Гуру Махараджа. Все, что они знали, — это служение. И они были счастливы в этом служении.

Раньше я не ходил в Нрисимха-пали. Только один раз во время навадвипа-дхама-парикрамы мы заходили в Нрисимха-пали. Так было тридцать лет. Но позже стали приезжать западные преданные, и они хотели увидеть Навадвип Дхам. И тогда я стал отправлять кого-то в Нрисимха-пали, кого-то в Майяпур, кого-то в Чампахати. Так пришла некая связь с Нрисимхадевом. Но ранее этого не было, только раз в год мы заходили в Нрисимха-пали и проводили пуджу группой из пятисот или тысячи преданных. Раз в год и только во время парикрамы. Наша цель была гаура-дхама-парикрама, навадвипа-дхама-парикрама, не посмотреть какое-то одно место, а посмотреть всю Навадвип Дхаму.

Так было долгое время. Потом стали приезжать западные преданные, и не все могли приехать именно на Гаура-пурниму. И даже если они приезжали не на Гаура-пурниму, они все равно хотели посмотреть что-то. И тогда мы отправляли их: «Посети это место, посети то место». И им было очень интересно, когда они слышали, что Нрисимхадев одаривает очень легко. Но на самом деле это тоже не так просто — получить дар Нрисимхадева. Его очень легко получить от Господа Шивы. Если вы попросите что-нибудь у Господа Шивы и поднесете ему лист марбела, билла-патру, он будет очень счастлив. Немного воды Ганги и листья билла-патры. Знаете, что такое билла-патра? Патра — лист. Туласи-патра очень дорога Кришне, а билла-патра очень дорога Шиве. Если вы предложите семь листочков или три листочка билла-патры и воду Ганги Господу Шиве, он даст вам все. Таково его настроение.

И Нрисимхадев тоже очень милостив к преданным и дает помощь на пути преданности. Шуддха-бхакты, чистые преданные, ничего ни у кого не просят. Если они что-то просят, то просят у Кришны. Они имеют дело только с Кришной. Ничего более. Если вы берете в долг, берите в долг у Кришны. Если вы получаете что-то, вы получаете от Кришны. Дело только с Кришной. Таков чистый преданный Кришны, такова его природа.

#00:18:00#

Но сейчас многое происходит. Вьясадева составил аштодаш-пураны, восемнадцать Пуран различного рода и «Махабхарату», и «Веданта-даршан». Он многое сделал для нашего адхикара. Адхикар означает «качества», «положение», «положение преданности». И он хочет привести нас к линии кришна-бхакти. Отовсюду он старается собрать дживы, души. И для этого он явил много шастр, писаний. И когда мы думаем об этом, мы понимаем, что душам необходимо обрести этот шанс, возможность выбрать одно направление или другое направление. Иначе, находясь на одном месте, невозможно развиваться счастливо.

Мы готовим разнообразный прасад. Почему? Потому что один вид прасада не удовлетворит нас. Поэтому готовят разный прасад, подношения. Это тоже разнообразие преданности, оно дает разные шансы. Это счастливые шансы. Когда вы говорите «гаудия-вайшнав», вы отделяете его от всех других настроений преданности. И гаудия-вайшнав — это гаудия-вайшнав. Такой тип вайшнавов, которым нужна милость только от Радхарани, ничто и ни от кого более.

#00:21:00#

Заключительная шлока дана нам Рагхунатхом Дасом Госвами:

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит,
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме,
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи

(«Вилапа-кусуманджали», 102)

«Это моя единственная надежда. Однажды Ты прольешь милость на мою голову. И я жду этого уже очень долго. Сейчас мне уже за восемьдесят, и я не могу терпеть больше. Пролей Свою милость на меня. Я жду на берегу Радха-кунды Твою милость. Без Твоей милости мне не нужна и милость Самого Кришны».

Таковы его слова. И это линия гаудия-вайшавизма. Они не желают милости даже Кришны, если это не Кришна-Радхарани. Преданность гаудия-вайшнавов представлена Рупой Госвами, и она идет эксклюзивно через Шримати Радхарани. Это высшая цель жизни — служение Радхарани под руководством Ее окружения.

А вот шлока Рупы Госвами (см. ниже): «Мне нужна милость от Тебя, ничто более. Если Ты, Кришна, дашь ее сегодня, я буду полностью счастлив, я преисполнюсь радости. Если же не дашь, я буду ждать эту каплю милости и буду смотреть только на небо, только с неба я буду ждать эту каплю живительной влаги, как птица чатака. Но если ничего не придет, мне ничего не остается, как просто ждать. И я буду ждать. Дождь придет с неба, и я возьму каплю этого дождя. И это Твоя милость. Но если молния ударит c небес, это я приму, это я должен стерпеть. Но кроме воды с неба мне не нужно ничего. Я не стану пить ничего более».

Такова молитва Рупы Госвами Прабху в форме слов птицы чатаки.

#00:24:37#

вирачайа майи дан̣д̣ам̇ дӣнабандхо дайа̄мӣ ва̄
гатир иха на бхаваттах̣ ка̄чид анйа̄ мама̄сти
нипатату ш́ата-кот̣ир нирбхарам̇ ва̄ нава̄мбха̄с-
тадапи кила пайодах̣ стӯйате ча̄такена

Такова молитва Рупы Госвами и Даса Госвами.

#00:25:00#

рӯпа-рагхуна̄тха-паде раху мора а̄ш́а̄
пра̄ртхана коройе сада̄ нароттама-да̄са[1]

(«Лаласамайи-прартхана»)

#00:25:08#

ш́ри-ш́ри-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а̄
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣ш̣н̣ада̄са[2]

(«Шри Чайтанья-чаритамрита»)

Они всегда следуют Рупе и Рагхунатху. Они не идут никуда более. Они читают «Бхагаватам». Там все. Но им нравится та часть, где настроение мадхура-расы. В «Шримад-Бхагаватам» есть много всего. Мы видим это. Вчера Прабху рассказывал историю Пуранджана. И много подобных историй, но это не вызывало у них большого интереса. Они, госвами, прошли уже многое, и теперь они на уровне магистров. У них нет времени изучать язык, грамматику. Они прошли эту стадию. Это подобно изучению языка — история Пуранджана и многое другое.

#00:27:10#

Гаудия-вайшнавы имеют эксклюзивное настроение преданности Шримати Радхарани. И всю концепцию гаудия-вайшнавизма вы найдете в одной главе — в восьмой главе Мадхья-лилы, в беседе [Махапрабху] с Раманандой Раем, а также в беседе с Рагхупати Упадхьяей, и в книгах, в особенности в «Брахма-самхите» и «Кришна-карнамрите».

…говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

Все дороги ведут к Кришне. Здесь дается объяснение слова «говинда», «гамбинда» — «Тот, кто приносит счастье, радость коровам».

Когда кто-то спросил у Махапрабху в Пури: «Вы проповедуете кришна-нам, и я вот тоже составил множество объяснений, трактовок этого имени. Не хотели бы Вы послушать мой труд?» Но Махапрабху сказал: «Нет, Я не хочу слышать множество трактовок».

#00:29:28#

прабху кахе, — «кр̣ш̣н̣а-на̄мера баху артха на̄ ма̄ни
‘ш́йа̄ма-сундара’ ‘йаш́ода̄-нандана’, — эи ма̄тра джа̄ни»

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.85)

Махапрабху сказал: «Я не хотел бы это услышать. Я не смогу стерпеть множество трактовок Имени Кришны. Я лишь знаю, что Он — Шьямасундар, Радха-Шьям-Сундар, и Он рожден Яшодой, Он сын Нанды Махараджа. Этих двух значений Мне достаточно».

Он ничего не хотел слушать, ни от кого. Таковы слова Махапрабху. Мы лишь хотим знать, что Он Шьямасундар и Яшоданандан. Таков Его паричай, определение.

#00:30:50#

Также он спросил у Рагхупати Упадхьяи:

— Какова самая прекрасная форма Кришны?

— Шьяма-рупа — высочайшая форма Господа.

— Какая земля высочайшая?

— Высочайшая трансцендентная земля — это Матхура. А внутри самой Матхуры — Вриндаван.

— Какой лучший возраст Господа?

— Вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам̇ — от тринадцати до пятнадцати лет.

— Какова высочайшая раса для удовлетворения Господа?

— Мадхурья-раса.

Ади-раса значит мадхурья-раса. Супружеская раса — это высшая раса и предельная. И тогда Махапрабху счастливо сказал:

— Ох-хо, Я научился у тебя одной шлоке сегодня!

ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄
вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106)

Замечательная шлока. Концепция Махапрабху очень проста. Но мы делаем ее на разный манер, загрязняем ее, можно сказать. Махапрабху дал одну шлоку: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ — о харинам-санкиртане. И я думаю, нам этого достаточно. Что еще может быть необходимо? Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ — это полное и чистое положение дживы, души, сознания. Но одной чистоты недостаточно. Когда вы чистите что-то, убираете, вы должны также избавиться от мусора. Мусор — это мирское, обыденное. И что вы с ним сделаете? Нужно разжечь костер, огонь, и сжечь мусор, тогда его не станет. Будет лишь пепел, это мелочь, но даже и он, возможно, сгорит. И вокруг вашего дома все чисто — все грязное сгорело, теперь необходимо добавить что-то хорошее, чистое.

Ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ — вы сможете начать новую жизнь. Вы увидите луч, эликсир, нектарный луч кришна-нама, нисходящий на вашу голову и дающий служение Кришне в мадхурья-расе, игру с Ним.

#00:36:00#

Мой английский не ясен. Но вы понимаете меня. Одной шлоки достаточно. Так я часто думаю, чувствую. Шри Чайтанья, Адвайта и Нитьянанда. Когда Шри Чайтаньядев появляется в нашем сердце, вся а-чайтанья выходит из сердца. И чувство приходит — со ’хам, Кришна — Верховная Личность Бога, и я Его часть, сын. Нитьянанда. После этого мы получаем весь экстаз, нектар. Все от повторения Харинама, неотличного от формы Кришны.

#00:37:15#

...ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇...

Всегда идет игра, деяния Кришны в сердце.

                                                                     ...пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

«Шикшаштакам» — это квинтэссенция всех шлок. И это первая шлока «Шикшаштакам». И в ней мы можем видеть все. У кого есть глаза, тот увидит. Необходимо открыть наши глаза.

#00:38:08#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣

Это главное. Нам необходимо сделать это. И это придет двумя способами: через сознание — внимательность, любовь, желание; через милость Кришны — так тоже может прийти. Этими двумя путями можно достичь уровня служения Кришне. Тяжело оставить план эксплуатации. И путь отречения также не прекрасен без милости Кришны. Но план преданности может очистить все и дать высшее, аутентичное положение в трансцендентном мире. Таков мир преданности.

#00:40:26#

Есть еще одна шлока о Нрисимхадеве. Где «Брахма-самхита»? Я долгое время не читал «Брахма-самхиту» и только один раз мне удалось прочитать ее. Вы знаете, все западные преданные знают «Брахма-самхиту». Вот эта шлока:

#00:41:15#

йат-па̄да-паллава-йугам̇ винидха̄йа кумбха-
двандве пран̣а̄ма-самайе са ган̣а̄дхира̄джах̣
вигхна̄н вихантум аламасйа джагат-трайасйа
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[3]

(«Брахма-самхита», 5.50)

Нрисимхадев поставил Свои лотосоподобные стопы на голову Ганеше. И через это Ганеша обрел все сиддхи, и Ганеша распространил их по всему миру. И как он скажет, так и будет. Гана иша, ганеша значит первая личность из полубогов, получающая подношения. После него остальные полубоги получают подношения. Сначала первое подношение подносят Ганеше в этом мире. Таково правило.

Ганеша — ади панча девата. Он — первый из пяти главных божеств. Но как он получил это положение? Когда он поднес поклоны Говинде, Говинда поставил Свою лотосоподобную стопу ему на голову. Здесь сказано: Говинда. Но от Гуру Махараджа я слышал, что это был Нрисимхадев. Значит где-то об этом написано. Но здесь написано по-другому.

На Западе, я слышал, преданные Свами Махараджа знали «Брахма-самхиту» наизусть. Однажды я ехал в машине с ними, и они читали, пели «Брахма-самхиту». И я подумал: «Все преданные Свами Махараджа знают «Брахма-самхиту» наизусть». Так я решил тогда: ученики Свами Махараджа читали «Брахма-самхиту» и знают «Брахма-самхиту».

Скажите этой преданной, Сите, что я получил ее письмо, и я очень доволен ей. Такая новость для нее.

http://harekrishna.ru/2011/10/9159-mir-predannosti-potok-vdohnoveniya.html

Перевод и транскрипцию выполнил: Амия Синдху Дас
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


[1] «Единственная моя надежда, чтобы лотосоподобные стопы Рупы и Рагхунатхи постоянно были объектом моих молитв».

[2] «Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, всегда страстно желая их милости, я, Кришнадас, рассказываю «Чайтанья-чаритамриту», следуя по их пути».

[3] «Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу. Ганеша всегда держит Его лотосоподобные стопы на двух тумули, шишках на своей слоновьей голове, чтобы обрести способность устранять любые препятствия во всех трех мирах».

 

 

← "Лекция, прочитанная на вайшнавском фестивале в Киеве". Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 31 июля 2011 года ·• Архив новостей •· Ананда Вардхан Прабху в Ярославле →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования