«Святое Имя». Лекция Шрилы Бхакти Павана Джанардана Махараджа. 15 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.9 МБ)

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Святое Имя

(15 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Нароттам Дас Тхакур сказал: голокера према-дхана, харина̄ма-сан̇кӣртана1 — это воспевание святых имен низошло с самой Голоки Вриндаваны сюда. Планета, на которой живет Господь, называется Голока Вриндавана. Святое Имя неотлично от Cамого Господа. Уже много лет (последние сорок, по крайней мере) весь мир затоплен воспеванием святых имен — Харе Кришна маха-мантрой.

#00:01:13#

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада отправился в западный мир и познакомил западных людей с этим уникальным процессом — с воспеванием святых имен. Он сам говорил, что наша миссия известна как «Миссия Харе Кришна». Некоторые называют нас «Харе Кришна». Это, на самом деле, не название. Просто оно произошло от того, что мы воспеваем святые имена — Харе Кришна маха-мантру.

#00:02:00#

Но Шрила Прабхупада говорил: «Обычно другие миссии, другие организации известны по именам их Гуру. Но люди не знают эту миссию под моим именем». Конечно же, с тех пор очень многие люди слышали о Шриле Прабхупаде. Но смысл его слов в том, что он не пытался сделать себе имя на духовном движении, на духовном поприще. Он просто пытался вовлечь людей в духовный процесс воспевания святых имен Бога. Человек, воспевая Святое Имя, контактирует с Богом непосредственно.

#00:03:16#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи
дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣
2

#00:03:39#

Сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит в «Шикшаштаке»: «Мой дорогой Господь! Ты Своей милостью вложил в Свои святые имена все Свои энергии, всю трансцендентную славу». Он также говорит: «Не существует правил и предписаний для воспевания Святого Имени — Его можно петь всегда и везде». Вы можете воспевать Имя в собственном уме или сердце, вы можете повторять Его на работе, дома — везде.

#00:04:34#

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» есть история о человеке по имени Калидас. Калидас прославился тем, что принял пыль с лотосных стоп всех вайшнавов (Шрила Гурудев отвечал в предыдущий раз на вопрос, что означает получить пыль с лотосных стоп вайшнавов). Также он старался почтить прасад, маха-прасад всех вайшнавов (доесть остатки пищи, которую они ели).

#00:05:33#

Калидас был известен как очень высокообразованный, интеллигентный человек. Он обратился к одному человеку по имени Маму Тхакур, который был семьянином, женатым человеком. Он дал манго Маму Тхакуру и попросил остатки его трапезы как прасад. Но Маму Тхакур сказал: «Ты что? Я не могу дать тебе остатки своей трапезы». В смирении он добавил: «Кто я такой, чтобы кормить тебя своими объедками?» Но Калидас возразил: «Нет-нет, в писаниях сказано, что если ты возьмешь пыль со стоп вайшнавов или же почтишь остатки их трапезы, таким образом ты можешь продвинуться духовно».

#00:07:27#

На самом деле, это наше кредо — мы принимаем остатки трапезы Их Божественных Светлостей Шри Шри Гуру-Гауранги Радха-Мадхава-Сундарджиу. Сперва пища предлагается на алтаре, а потом она приходит к нам как прасад. И это называется маха-прасад. Если пища была предложена Божествам, а затем ее коснулся Гурудев, он попробовал ее, то остатки этой трапезы называются уже маха-маха-прасадом, то есть они обладают еще большей святостью.

#00:08:19#

Нарада Муни в начале своего духовного пути принял остатки трапезы вайшнавов и впоследствии обрел свое положение — стал великим мудрецом. И поэтому Калидас сказал, что принимать остатки трапезы вайшнава — это один из принципов духовной жизни. Но в своем смирении Маму Тхакур ответил: «Да, ты прав, писания не врут. Но ты сказал, что нужно обратиться к вайшнаву за остатками его трапезы, но я не вайшнав. Поищи кого-нибудь из вайшнавов».

#00:09:17#

Таково качество истинного вайшнава — он никогда не думает о себе как о преданном, как о вайшнаве. Они чувствуют себя падшими и недостойными.

На самом деле Калидас сделал вид, что уходит, но сам притаился в зарослях неподалеку, в кустах. Маму Тхакур, его жена и остальные члены его семьи съели эти манго. Затем жена вышла и выбросила косточки, уже совсем облизанные, в какое-то место. Калидас подождал, пока она уйдет, выпрыгнул из своей засады и стал облизывать эти косточки.

#00:10:57#

Для нас это может быть поразительным или даже немного шокирующим, мы никогда бы не пошли на такое, но мы должны понимать, что это был не фанатизм — такова была глубина веры Калидаса. Настолько была глубока его вера в вайшнавов и в почтение прасада. Калидас был известен тем, что он всегда воспевал Святое Имя. И даже когда ему случалось играть в кости, он так же воспевал при этом. (Это не наша практика — играть в кости или вообще в какие-либо азартные игры, но Калидас был такого уровня вайшнавом, что мог это делать.) Он всегда, вне зависимости от времени и обстоятельств, воспевал Святое Имя. Это то, о чем сказал Махапрабху: нет времени и обстоятельств, когда нельзя воспевать Святое Имя, Его можно воспевать всегда и везде.

#00:13:14#

Также пример Шрилы Харидаса Тхакура позволяет задуматься об этом. Харидас Тхакур является намачарьей, то есть он — ачарья Святого Имени. Он распространил Его, он дает Святое Имя. Он воспевал громко, на четках. Будучи рожденным в семье мусульманина, он воспевал Имя Кришны 192 круга ежедневно, три лакха, триста тысяч имен. Однажды на одном собрании Шрила Харидас Тхакур дал следующий пример силы воспевания Святого Имени: подобно тому как восходящее солнце, еще не появившись, разгоняет тьму и все неблагоприятное (что является неблагоприятным? — под покровом ночи к кому-то могут забраться воры, и духи могут одолевать кого-то, но первые лучи солнца прогоняют и тех, и других), точно так же первые лучи Святого Имени, которые появляются в сердце (называемые намабхаса — тень воспевания Святого Имени), изгоняют из сердца все неблагоприятное и даруют человеку освобождение, устраняя все проблемы и препятствия на его жизненном пути. Но это, на самом деле, не должный эффект, это — побочный эффект воспевания Святого Имени, потому что главное, для чего мы воспеваем Святое Имя, — обрести любовь к Богу, према-бхакти.

#00:17:05#

Многие люди стремятся к тому, чтобы избавиться от проблем жизни, чтобы обрести спокойствие и умиротворение, и даже первые лучи Святого Имени изгоняют прочь все неблагоприятное, хотя это является всего лишь побочными эффектами, потому что подлинное значение Святого Имени [следующее]: оно приносит према-бхакти — чистую, беспримесную любовь к Богу.

#00:17:57#

Не существует правил и предписаний [для повторения Святого Имени]. Господь Чайтанья также говорит: «Все энергии, вся Твоя милость вложена в эти святые имена». Мы можем петь святые имена все вместе, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах — мриданге, караталах, — или, если мы получим такую милость от Гурудева — получим посвящение в Святое Имя, — мы сможем воспевать Его на четках.

#00:18:34#

Когда кто-то обращается к духовному учителю за прибежищем, он получает от него четки и Святое Имя, он получает от него Харе Кришна маха-мантру. Сегодня несколько людей как раз пришли и обратились к Шриле Говинде Махараджу: попросили у него прибежище и Святое Имя.

#00:19:17#

Махапрабху говорит: «Нет правил и предписаний для воспевания Святого Имени, но Я столь неудачлив, что у Меня нет никакого влечения к Нему». Мы испытываем подобные затруднения. Мы знаем, насколько сладостно воспевать Святое Имя, и у нас есть все для этого (Махапрабху сказал: кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣3, то есть «воспевайте Святое Имя непрестанно»), но мы не занимаемся этим, потому что не чувствуем этой сладости. Почему?

#00:20:16#

Потому что наша материальная жизнь — это на самом деле болезнь. Мы живем в рамках материального сознания, и это болезненное состояние. Махапрабху сказал: на самом деле каждый из нас — вечная душа, вечный слуга Кришны. Но мы постоянно думаем, что мы — кто угодно, но только не слуги Кришны, и это называется «ложное эго». Оно есть у каждого — каждый себя кем-то считает. Именно это ложное эго отгораживает нас от общения с Господом. Это как раз в Бхагавад-гите обсуждается, в шестнадцатой главе, которая называется «Божественные и демонические натуры».

#00:22:07#

...ӣш́варо ’хам ахам̇ бхогӣ,
сиддхо ’хам̇ балава̄н сукхӣ
4

Асуры, демоны, также получают свои мантры. Асура, демон, означает «непреданный», даже более того — тот, кто противостоит преданным. Их мантра такова: ӣш́варо ’хам — «я Господь, весь этот мир предназначен только ради моего наслаждения». Многие люди так и думают: «Я родился только для того, чтобы наслаждаться жизнью».

#00:23:20#

У многих людей есть сукрити: они приходят сюда, посещают храм. Но остальные люди идут за наслаждением в другое место. [Сиддхо ’хам̇] — эти слова означают «я совершенен». Балава̄н означает «я очень силен и очень счастлив». Шрила Прабхупада комментирует это: «Я убью того, кто является моим врагом!»

#00:24:36#

Такова эта мантра из Бхагавад-гиты, асуры думают подобным образом. На самом деле, это также наше ложное эго, поэтому мы каждый носим этого асуру, демона внутри. Эго — это наш внутренний враг, наш демон. В любой момент я могу вспылить, или что-нибудь подобное. Поскольку наша ментальность осквернена влиянием ложного эго, мы не можем ощутить сладость воспевания Святого Имени.

#00:25:47#

Шрила Рупа Госвами говорит, что это подобно тому, когда у кого-то желтуха. Что означает гепатит? Когда человек ест что-то сладкое, это ему кажется горьким. Но сладость кажется горькой, потому что вы собственную желчь вкушаете. Таким образом, Шрила Рупа Госвами на примере желтухи объясняет, что тот, кто находится в болезненном состоянии, не может ощутить сладость воспевания Святого Имени. Но подобно тому, как сладость является лекарством при лечении этой болезни, точно так же воспевание Святого Имени приведет нас к излечению от этой болезни.

#00:27:20#

Это также означает, что нам нет необходимости принимать какое-то мистическое, сверхнеобычное посвящение в воспевание Святого Имени. Невозможно Его получить, совершая огненные жертвоприношения, посты, аскезы, епитимьи и так далее. Для того чтобы обрести Святое Имя, необходимо найти чистого вайшнава, того, у кого Оно есть. У нас есть определенная идея, как мы можем найти [его], кто является чистым вайшнавом.

#00:28:40#

Сейчас нас окружают очень много преданных, которые могут направить нас к духовному учителю. Шрипад Бхакти Кусум Ашрам Махарадж приехал сюда из Мексики, Шрипад Бхакти Сиддханти Махарадж приехал к нам из Америки, Бхакти Лалита Диди также приехала к нам оттуда. Если вы поговорите с кем-нибудь из них, то они непременно перенаправят, обратят вас к лотосным стопам Шрилы Говинды Махараджа.

#00:29:52#

Также мы слышали об имени Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа: Прабхупада. Прабхупада означает «тот, кто принимает прибежище у лотосных стоп Господа», и также это означает «тот, чьи лотосные стопы дают прибежище другим». Мы также видим очень много слуг Гурудева здесь, в России: Авадхут Махарадж, Виджай Раман Прабху, Бхарати Махарадж, Мадхав Махарадж и другие. Преданные приехали из Турции к нам.

#00:31:05#

Столь много людей по всему миру приняли прибежище лотосных стоп Шрилы Говинды Махараджа! Мы очень счастливы приехать сюда. Шрила Говинда Махарадж также испытывал большое желание приехать сюда, и мы также приехали сюда, следуя его желанию.

#00:31:55#

Как мы уже сказали, нет определенных правил и предписаний для воспевания Святого Имени, и нет какого-то особого сверхмистического обряда, благодаря которому мы можем обрести Святое Имя. Святое Имя можно обрести, только обратившись к чистой личности, к чистому вайшнаву. Как сказал (как и много раз до этого) Шрила Говинда Махарадж сегодня утром посвящаемому: «Мой духовный учитель, Шрила Шридхар Махарадж, просил меня давать это Святое Имя всем искренним искателям Истины. Я считаю вас таким искренним искателем, и поэтому я даю вам это Святое Имя».

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
 


1 Голокера према-дхана, харина̄ма-сан̇кӣртана / рати на̄ джанмила кене та̄йа — «Сокровище божественной любви Голоки Вриндаваны низошло на Землю в виде совместного пения святых имен Господа Хари. Почему же это пение так и не привлекло меня? И днем и ночью яд мирской суеты жжет мне сердце, и я не воспользовался возможностью избавиться от этих страданий» (Нароттам Дас Тхакур, «Прартхана», песня 4, стих 2).

2 «О всемогущий Всевышний, Ты, обладающий безграничной милостью, даровал миру множество Своих имен, наделив каждое из них всем Своим могуществом, и не сделал никаких ограничений, будь то время, место и прочее, для их повторения и памятования. Но, увы! Мое невезение в том, что у меня нет любви к воспеванию Твоих имен» (Всевышний, Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 2).

3 Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштака», 3).

4 Асау майа̄ хатах̣ ш́атрур, ханиш̣йе ча̄пара̄н апи / ӣш́варо ’хам ахам̇ бхогӣ, сиддхо ’хам̇ балава̄н сукхӣ — [Безбожники утверждают:] «Я уничтожил одного врага и одержу победу над остальными. Я господин окружающего мира, и буду наслаждаться им. Я совершенен, могущественен и счастлив» (Бхагавад-гита, 16.14).

← «Что такое божественная любовь?». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Первый приезд в Россию. Москва, 1996 год ·• Архив новостей •· «Как жить в одиночестве?». Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа. Чиангмай, Таиланд, 30 декабря 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования