«Семья и сознание Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Колката, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 7)




Russian

Вопрос: У кого-то есть семья. Дети подрастают. Как быть в ситуации, когда человек пытался на протяжении многих лет воспитывать детей в духе cознания Кришны, но, несмотря на все старания родителей, когда дети вырастают, то они не желают следовать путем cознания Кришны? Как должны чувствовать себя родители, какой должна быть их позиция в этой ситуации? Как в случае со Свами  Махараджем.

Говинда Махарадж: Как в случае со Свами Махараджем? 

Собеседник: Как в случае с Махараджем Прабхупадой.

[Все смеются.]

#00:02:30#

Свами Махарадж дал сознание Кришны всему миру. За исключением своей семьи. Своих родных. Это зависит от сукрити этих детей или родственников. Это первый момент. А второй момент таков: это воля Кришны будет стоять за этим. Я говорю сейчас о Свами Махарадже. Другие матери и отцы всегда будут стараться воспитать своих детей в линии Сознания Кришны. Это их долг. Но если они начинают давить, тогда они потерпят крах. Поскольку такова природа дживы, души.

Собеседник: Дети взбунтуются? 

Говинда Махарадж: Нет. Если кому-то постоянно давать антибиотик, то у этого человека выработается иммунитет к нему. Да, совершенно верно, выработается иммунитет. Антибиотик перестанет действовать. Если ты давишь и не можешь дать должное руководство, тогда враждебная тенденция возникнет в уме этого человека. И это зависит от сукрити того, о ком идет речь, а также от милости Кришны. В противном случае никто не мог бы прийти в линию Сознания Кришны. Этот человек может быть сыном Кришны или может быть сыном великого преданного. На основании этого я так понимаю ситуацию Свами Махараджа. Если бы вся семья Свами Махараджа была послушной ему, то он не сумел бы стать санньяси. Если бы они были послушные, если бы у него были достаточные деньги, то он не сумел бы таким образом следовать линии Сознания Кришны, как он следовал. То, что я сейчас говорил — это материальное видение. Обратите внимание: его дети восстали против него, жена восстала, окружающий мир восстал, все были враждебны к нему. И тогда сестра сказала Свами Махараджу: «Немедленно принимай санньясу». Свами Махарадж возразил на это: «Кто позаботится о моих родных? На мне лежит ответственность». На что сестра Пишима ответила: «Я позабочусь о твоих детях и жене. Ты ступай, покидай дом. Это твое дело. Твое дело — это проповедь сознания Кришны».

#00:06:35#

Случай Свами Махараджа — это особый случай. И Кришна хотел проповедовать через Свами Махараджа Свою концепцию, Свое сознание. Поэтому Свами Махарадж столкнулся с большими трудностями, испытаниями в своей семейной жизни. Это главная причина. Все это лишь с материальной точки зрения. Трансцендентная точка зрения такова: Кришна показал нам, каким образом человек может явить себя в качестве ачарьи. Ачарья может выйти из любой среды. В любых обстоятельствах. Таково трансцендентное видение. Кришна показал эту истину. Мы не говорим, что наш Гуру болен. Мы говорим: «Наш Гуру демонстрирует болезнь». Разве нет? Вы знаете об этом? «Мой Гурудев болен» — так мы не говорим.  Мы говорим: «Мой Гурудев демонстрирует болезнь». Так мы говорим. И это трансцендентное видение. Хорошо, прабху, нет проблем?

#00:08:19#

Мать и отец будут стараться обучить своих детей в линии сознания Кришны, но это зависит от их нитья-сукрити. Нитья означает «вечное» — вечное сукрити, вечная удача. Какое-то сукрити дети обретут, несомненно, благодаря такому воспитанию. И если это воспитание должное, правильное, то они не покинут сознание Кришны. Но не каждый способен обучать должным образом или воспитывать. И по этой причине дети покидают сознание Кришны. Живые существа всегда испытывают тягу к материальным вещам. Если постоянно говорить человеку: «Не трогай это, не трогай то, не трогай третье, то человек всегда будет смотреть на это, запретный плод сладок. И это неправильное воспитание обучения. Если кто-то хочет засунуть палец в огонь, и он не знает, каковы последствия, то отец или мать должны сказать ребенку: «Не трогай огонь». Но если ребенок коснется огня, то он получит опыт, и тогда уже никогда в жизни он не сделает этого вновь.

#00:10:15#

Но, иначе можно сказать, так происходит не во всех семьях. В некоторых семьях дети получают настоящую, реальную помощь от матери, от отца. Мы видели: сын вайшнава хочет быть вайшнавом. На Западе дети любят мать и отца когда они маленькие, но впоследствии, когда они вырастают, они начинают знакомиться с материальной жизнью. По этой причине была организована варнашрама в Индии. Поскольку основатели варнашрамы знают, что брахмачари обязательно постарается стать грихастхой. В общем и целом это так. Поэтому была устроена, организована такая система, когда следующим ашрамом для брахмачари является грихастха-ашрам. Но не каждый становится грихастхой. Кто-то становится ванапрастхой или остается брахмачари на протяжении всей своей жизни. Это уже другой вопрос. Но вначале человека воспитывали и обучали в качестве брахмачари, затем установился грихастха, затем ванапрастха, затем санньяси. В целом таковы стадии, этапы жизни. Мы видим это в наших писаниях. Это факт. Не нужно давить на детей, оказывая давление, поскольку невозможно немедленно изменить их настроение.

#00:12:28#

Собеседник: Махарадж, на Западе большая проблема это школа и телевидение. Окружение в школах, отношение к сознанию Кришны. И другие дети на праздниках говорят детям: «Ты что, сектант?»

Говинда Махарадж: Поэтому с одной стороны западная культура очень хороша для практики сознания Кришны. Мы видим, молодежь на Западе приходит к сознанию Кришны. Я смотрю на возраст группы последователей Свами Махараджа. В большинстве своем, то были молодые люди, пришедшие к нему. Самому старшему из них было в районе 35 лет. Большинство преданных Шрилы Свами Махараджа были молодыми людьми, они присоединились, пришли в линию сознания Кришны в юности. Индийцы приходят к сознанию Кришны когда им за 50. Поэтому в любом случае западная культура помогает в этом отношении. Позволяет прийти в линию сознания Кришны. Мы видим результат. Сознание Кришны разрушает правила, любой культуры, можно сказать. Сознание Кришны — это исключительная линия преданности. Линия эксклюзивной преданности. Они пытаются обрести это явление и благодаря своей любви к этому явлению они отказываются от всего дурного такого сознание Кришны. В противном случае, организованным образом в рамках варнашрамы.  Люди пытаются следовать ей, но не могут следовать должным образом и они постоянно отклоняются от варнашрамы. Какие-то люди следуют варнашраме, но в Кали-югу варнашрамы не существует. Фактически. И все это уже испорчено, подобно прокисшему молоку. Молоко очень хорошее, но оно прокисло. Поэтому оно уже плохое. И в Кали-югу варнашрама испорчена. Религия стоит на одной ноге. Трех ног уже нет. Вы знаете эту историю. Встреча Кали и Парикшита Махараджа.

Однажды Парикшит Махарадж гулял и увидел быка. Кали поранил три ноги быка и бык стоял на одной ноге. И эту ногу хотел отрубить некий чернокожий человек. И Парикшит страшно разгневался, достал лук и стрелы и хотел убить этого человека. Этот человек приблизился к нему, поклонился и сказал:  «Я Кали, и это моя эпоха. Я ждал в прошлом, поскольку Кришна присутствовал в этом мире и я не мог действовать. Теперь Кришна ушел, и наступила эпоха, и я владыка этой эпохи — Кали-юги. И этот бык — это в действительности не бык, а добродетель — религия, олицетворенная религия. Три ноги он уже утратил, одна нога осталась — один столп религии. И мой долг состоит в том, чтобы отрубить эту ногу. Тогда Парикшит ответил: «Пока я нахожусь здесь, пока я сижу на этом троне, ты не можешь оказывать влияния в моем царстве. Если ты попытаешься это сделать, я убью тебя». Тогда Кали сказал: «Что же мне делать, господин? Это мой долг. Где мне жить? У меня нет места, потому что вся Земля твое царство. Куда же я отправлюсь? Где мне выполнять свою работу? Пожалуйста, отведи меня в какое-то место для жизни». И тогда, видя его намерения, его покорность, Парикшит был удовлетворен и сказал: «Ты не можешь оказывать влияния везде. Я даю тебе следующие места: там, где присутствует незаконный секс, там, где присутствуют наркотики, там, где присутствуют азартные игры, и там где присутствует мясоедение. Четыре места я отвожу тебе, ты можешь жить в этих местах. Но ты не будешь оказывать влияния в этих местах». И Кали подумал: «Каким же образом люди будут покупать наркотики, секс, мясо?». Кали вновь обратился к Парикшиту и сказал: «Пожалуйста, отведите мне еще одно место. И это — золото. Я буду жить в золоте». И Парикшит ответил: «Хорошо, ты можешь жить в золоте». Таким образом, четыре указания… пять указаний «Бхагаватам»: ты не должен заниматься этой деятельностью, в противном случае на тебя окажет воздействие влияние Кали».

#00:20:16#

В действительности варнашрама-дхарма и другие явления отсутствуют в эту эпоху, в эпоху Кали. Но люди пытаются и продолжают поддерживать, следовать ведическим указаниям. Чтобы сохранить что-то от варнашрамы. Но сознание Кришны данное Махапрабху находится за пределами варнашрамы. Махабрабху сказал:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

«Я не священник, не правитель, не торговец и не рабочий. Я не послушник, не семьянин, не отшельник, не монах. Я лишь слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Возлюбленного гопи, пастушек Враджи, того изначального Господа, который есть океан нектара, вечно усиливающегося, совершенного, самоявленного трансцендентного экстаза».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80;
а также «Падьявали» (74) Шрилы Рупы Госвами)

Это не варнашрама-дхарма. Махапрабху отказался от нее и избегал ее буквально. И он сказал: «В действительности мой образ имеет трансцендентную природу и мои качества суть воля, мышление и чувства и я буду использовать эти функции в служении Кришне и мой истинный образ, моя истинная форма, это образ слуги слуги слуги слуг Кришны. Таково мое истинное «Я». И если кто-то следует этой линии, для него нет необходимости следовать линии варнашрамы. Ты следуй одной религии, и эта религия — служение Кришне.

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

«Конституциональное положение живого существа — быть вечным рабом Кришны, поскольку оно — пограничная энергия Кришны и Его проявление, одновременно единое с Господом и отличное от Него, подобно тому, как молекулярная частица солнечного света едина с солнцем и отлична от него». 

Это учение Махапрабху. Произноси: «Кришна», поклоняйся Кришне, познавай сознание Кришны. Таково учение Махапрабху. Мы будем пытаться учить наших детей в этом духе. Но не следует оказывать на них давления. Если мы будем давить на них, то дети отвернутся. Поскольку Кали всегда ищет лазейку. По милости Махапрабху и вайшнавов в большинстве своем дети будут следовать линии сознания Кришны. Это моя (как будет на английском?) — Концепция? Нет, не концепция, моя мысль такова. Если давление отсутствует, то они будут следовать этой линии мысли, а если будет давление, то результат будет дурным.

In English



←  «Шри Гарга-самхита» (часть 3). Говардхана-кханда (главы 9-11). Ананда Мой Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 22 ноября 2011 года ·• Архив новостей •· «Лекция по Чайтанья-чаритамрите. Ветви Адвайты Ачарьи» (часть 2). Садху Прия Прабху. 23 октября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург →



Russian

Вопрос: У кого-то есть семья. Дети подрастают. Как быть в ситуации, когда человек пытался на протяжении многих лет воспитывать детей в духе cознания Кришны, но, несмотря на все старания родителей, когда дети вырастают, то они не желают следовать путем cознания Кришны? Как должны чувствовать себя родители, какой должна быть их позиция в этой ситуации? Как в случае со Свами  Махараджем.

Говинда Махарадж: Как в случае со Свами Махараджем? 

Собеседник: Как в случае с Махараджем Прабхупадой.

[Все смеются.]

#00:02:30#

Свами Махарадж дал сознание Кришны всему миру. За исключением своей семьи. Своих родных. Это зависит от сукрити этих детей или родственников. Это первый момент. А второй момент таков: это воля Кришны будет стоять за этим. Я говорю сейчас о Свами Махарадже. Другие матери и отцы всегда будут стараться воспитать своих детей в линии Сознания Кришны. Это их долг. Но если они начинают давить, тогда они потерпят крах. Поскольку такова природа дживы, души.

Собеседник: Дети взбунтуются? 

Говинда Махарадж: Нет. Если кому-то постоянно давать антибиотик, то у этого человека выработается иммунитет к нему. Да, совершенно верно, выработается иммунитет. Антибиотик перестанет действовать. Если ты давишь и не можешь дать должное руководство, тогда враждебная тенденция возникнет в уме этого человека. И это зависит от сукрити того, о ком идет речь, а также от милости Кришны. В противном случае никто не мог бы прийти в линию Сознания Кришны. Этот человек может быть сыном Кришны или может быть сыном великого преданного. На основании этого я так понимаю ситуацию Свами Махараджа. Если бы вся семья Свами Махараджа была послушной ему, то он не сумел бы стать санньяси. Если бы они были послушные, если бы у него были достаточные деньги, то он не сумел бы таким образом следовать линии Сознания Кришны, как он следовал. То, что я сейчас говорил — это материальное видение. Обратите внимание: его дети восстали против него, жена восстала, окружающий мир восстал, все были враждебны к нему. И тогда сестра сказала Свами Махараджу: «Немедленно принимай санньясу». Свами Махарадж возразил на это: «Кто позаботится о моих родных? На мне лежит ответственность». На что сестра Пишима ответила: «Я позабочусь о твоих детях и жене. Ты ступай, покидай дом. Это твое дело. Твое дело — это проповедь сознания Кришны».

#00:06:35#

Случай Свами Махараджа — это особый случай. И Кришна хотел проповедовать через Свами Махараджа Свою концепцию, Свое сознание. Поэтому Свами Махарадж столкнулся с большими трудностями, испытаниями в своей семейной жизни. Это главная причина. Все это лишь с материальной точки зрения. Трансцендентная точка зрения такова: Кришна показал нам, каким образом человек может явить себя в качестве ачарьи. Ачарья может выйти из любой среды. В любых обстоятельствах. Таково трансцендентное видение. Кришна показал эту истину. Мы не говорим, что наш Гуру болен. Мы говорим: «Наш Гуру демонстрирует болезнь». Разве нет? Вы знаете об этом? «Мой Гурудев болен» — так мы не говорим.  Мы говорим: «Мой Гурудев демонстрирует болезнь». Так мы говорим. И это трансцендентное видение. Хорошо, прабху, нет проблем?

#00:08:19#

Мать и отец будут стараться обучить своих детей в линии сознания Кришны, но это зависит от их нитья-сукрити. Нитья означает «вечное» — вечное сукрити, вечная удача. Какое-то сукрити дети обретут, несомненно, благодаря такому воспитанию. И если это воспитание должное, правильное, то они не покинут сознание Кришны. Но не каждый способен обучать должным образом или воспитывать. И по этой причине дети покидают сознание Кришны. Живые существа всегда испытывают тягу к материальным вещам. Если постоянно говорить человеку: «Не трогай это, не трогай то, не трогай третье, то человек всегда будет смотреть на это, запретный плод сладок. И это неправильное воспитание обучения. Если кто-то хочет засунуть палец в огонь, и он не знает, каковы последствия, то отец или мать должны сказать ребенку: «Не трогай огонь». Но если ребенок коснется огня, то он получит опыт, и тогда уже никогда в жизни он не сделает этого вновь.

#00:10:15#

Но, иначе можно сказать, так происходит не во всех семьях. В некоторых семьях дети получают настоящую, реальную помощь от матери, от отца. Мы видели: сын вайшнава хочет быть вайшнавом. На Западе дети любят мать и отца когда они маленькие, но впоследствии, когда они вырастают, они начинают знакомиться с материальной жизнью. По этой причине была организована варнашрама в Индии. Поскольку основатели варнашрамы знают, что брахмачари обязательно постарается стать грихастхой. В общем и целом это так. Поэтому была устроена, организована такая система, когда следующим ашрамом для брахмачари является грихастха-ашрам. Но не каждый становится грихастхой. Кто-то становится ванапрастхой или остается брахмачари на протяжении всей своей жизни. Это уже другой вопрос. Но вначале человека воспитывали и обучали в качестве брахмачари, затем установился грихастха, затем ванапрастха, затем санньяси. В целом таковы стадии, этапы жизни. Мы видим это в наших писаниях. Это факт. Не нужно давить на детей, оказывая давление, поскольку невозможно немедленно изменить их настроение.

#00:12:28#

Собеседник: Махарадж, на Западе большая проблема это школа и телевидение. Окружение в школах, отношение к сознанию Кришны. И другие дети на праздниках говорят детям: «Ты что, сектант?»

Говинда Махарадж: Поэтому с одной стороны западная культура очень хороша для практики сознания Кришны. Мы видим, молодежь на Западе приходит к сознанию Кришны. Я смотрю на возраст группы последователей Свами Махараджа. В большинстве своем, то были молодые люди, пришедшие к нему. Самому старшему из них было в районе 35 лет. Большинство преданных Шрилы Свами Махараджа были молодыми людьми, они присоединились, пришли в линию сознания Кришны в юности. Индийцы приходят к сознанию Кришны когда им за 50. Поэтому в любом случае западная культура помогает в этом отношении. Позволяет прийти в линию сознания Кришны. Мы видим результат. Сознание Кришны разрушает правила, любой культуры, можно сказать. Сознание Кришны — это исключительная линия преданности. Линия эксклюзивной преданности. Они пытаются обрести это явление и благодаря своей любви к этому явлению они отказываются от всего дурного такого сознание Кришны. В противном случае, организованным образом в рамках варнашрамы.  Люди пытаются следовать ей, но не могут следовать должным образом и они постоянно отклоняются от варнашрамы. Какие-то люди следуют варнашраме, но в Кали-югу варнашрамы не существует. Фактически. И все это уже испорчено, подобно прокисшему молоку. Молоко очень хорошее, но оно прокисло. Поэтому оно уже плохое. И в Кали-югу варнашрама испорчена. Религия стоит на одной ноге. Трех ног уже нет. Вы знаете эту историю. Встреча Кали и Парикшита Махараджа.

Однажды Парикшит Махарадж гулял и увидел быка. Кали поранил три ноги быка и бык стоял на одной ноге. И эту ногу хотел отрубить некий чернокожий человек. И Парикшит страшно разгневался, достал лук и стрелы и хотел убить этого человека. Этот человек приблизился к нему, поклонился и сказал:  «Я Кали, и это моя эпоха. Я ждал в прошлом, поскольку Кришна присутствовал в этом мире и я не мог действовать. Теперь Кришна ушел, и наступила эпоха, и я владыка этой эпохи — Кали-юги. И этот бык — это в действительности не бык, а добродетель — религия, олицетворенная религия. Три ноги он уже утратил, одна нога осталась — один столп религии. И мой долг состоит в том, чтобы отрубить эту ногу. Тогда Парикшит ответил: «Пока я нахожусь здесь, пока я сижу на этом троне, ты не можешь оказывать влияния в моем царстве. Если ты попытаешься это сделать, я убью тебя». Тогда Кали сказал: «Что же мне делать, господин? Это мой долг. Где мне жить? У меня нет места, потому что вся Земля твое царство. Куда же я отправлюсь? Где мне выполнять свою работу? Пожалуйста, отведи меня в какое-то место для жизни». И тогда, видя его намерения, его покорность, Парикшит был удовлетворен и сказал: «Ты не можешь оказывать влияния везде. Я даю тебе следующие места: там, где присутствует незаконный секс, там, где присутствуют наркотики, там, где присутствуют азартные игры, и там где присутствует мясоедение. Четыре места я отвожу тебе, ты можешь жить в этих местах. Но ты не будешь оказывать влияния в этих местах». И Кали подумал: «Каким же образом люди будут покупать наркотики, секс, мясо?». Кали вновь обратился к Парикшиту и сказал: «Пожалуйста, отведите мне еще одно место. И это — золото. Я буду жить в золоте». И Парикшит ответил: «Хорошо, ты можешь жить в золоте». Таким образом, четыре указания… пять указаний «Бхагаватам»: ты не должен заниматься этой деятельностью, в противном случае на тебя окажет воздействие влияние Кали».

#00:20:16#

В действительности варнашрама-дхарма и другие явления отсутствуют в эту эпоху, в эпоху Кали. Но люди пытаются и продолжают поддерживать, следовать ведическим указаниям. Чтобы сохранить что-то от варнашрамы. Но сознание Кришны данное Махапрабху находится за пределами варнашрамы. Махабрабху сказал:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

«Я не священник, не правитель, не торговец и не рабочий. Я не послушник, не семьянин, не отшельник, не монах. Я лишь слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Возлюбленного гопи, пастушек Враджи, того изначального Господа, который есть океан нектара, вечно усиливающегося, совершенного, самоявленного трансцендентного экстаза».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80;
а также «Падьявали» (74) Шрилы Рупы Госвами)

Это не варнашрама-дхарма. Махапрабху отказался от нее и избегал ее буквально. И он сказал: «В действительности мой образ имеет трансцендентную природу и мои качества суть воля, мышление и чувства и я буду использовать эти функции в служении Кришне и мой истинный образ, моя истинная форма, это образ слуги слуги слуги слуг Кришны. Таково мое истинное «Я». И если кто-то следует этой линии, для него нет необходимости следовать линии варнашрамы. Ты следуй одной религии, и эта религия — служение Кришне.

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

«Конституциональное положение живого существа – быть вечным рабом Кришны, поскольку оно – пограничная энергия Кришны и Его проявление, одновременно единое с Господом и отличное от Него, подобно тому, как молекулярная частица солнечного света едина с солнцем и отлична от него». 

Это учение Махапрабху. Произноси: «Кришна», поклоняйся Кришне, познавай сознание Кришны. Таково учение Махапрабху. Мы будем пытаться учить наших детей в этом духе. Но не следует оказывать на них давления. Если мы будем давить на них, то дети отвернутся. Поскольку Кали всегда ищет лазейку. По милости Махапрабху и вайшнавов в большинстве своем дети будут следовать линии сознания Кришны. Это моя (как будет на английском?) — Концепция? Нет, не концепция, моя мысль такова. Если давление отсутствует, то они будут следовать этой линии мысли, а если будет давление, то результат будет дурным.

In English

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования