«Семья и сознание Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Колката, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 7)





Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Семья и сознание Кришны

(«Простые и сладостные истины», часть 7)

(Цикл неформальных бесед. 90-ые года ХХ-го столетия)


Слушательница: У кого-то есть семья. Дети подрастают. Складывается ситуация, когда человек пытался на протяжении многих лет воспитывать детей в духе сознания Кришны, что, несмотря на все старания родителей, когда дети вырастают, они не желают следовать пути сознания Кришны. Как должны чувствовать себя родители? Какой должна быть их позиция в этой ситуации?

#00:01:19#

Шрила Говинда Махарадж: Вы понимаете то, что они говорят?

Шрипад Сиддханти Махарадж: Родители пытаются вырастить из детей преданных Кришны. В конечном счете, когда дети вырастают, они не хотят иметь ничего общего с Кришной. Родители пытались всю свою жизнь воспитать из них преданных, но у них ничего не вышло. Как они должны себя чувствовать? Должны ли они чувствовать свою вину или…? Какой должна быть их позиция? Какую позицию они должны занять после того, как они всю жизнь пытались сделать детей сознающими Кришну, но не преуспели в этом? Дети выросли и стали заниматься глупостями.

#00:02:18#

Шрила Говинда Махарадж: Как в случае Свами Махараджа.

Слушатель: Свами Махараджа?

Шрила Говинда Махарадж: Да, как в случае Свами Махараджа Прабхупады.

Свами Махарадж дал сознание Кришны всему миру за исключением своей семьи, своих родных. Это зависит от сукрити этих детей или родственников. Это первый момент.

#00:02:53#

А второй момент таков: воля Кришны будет стоять за этим. Я говорю сейчас о Свами Махарадже. Другие матери или отцы всегда будут стараться воспитать своих детей в линии сознания Кришны. Это их долг. Но если они начинают давить, тогда они потерпят крах, поскольку такова природа дживы-души.

#00:03:40#

Слушатель: Дети взбунтуются?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Если кому-то постоянно давать антибиотик…

Шрипад Сиддханти Махарадж: …то у этого человека выработается иммунитет к нему?

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно: выработается иммунитет. Антибиотик перестанет действовать. Речь идет об этом. Если ты давишь и не можешь дать должное руководство, тогда враждебная тенденция возникнет в уме этого человека.

#00:04:42#

И это зависит от сукрити того, о ком идет речь, а также от милости Кришны. В противном случае никто не мог бы прийти в линию сознания Кришны. Этот человек может быть сыном Кришны или может быть сыном великого преданного.

#00:05:15#

На основании этого я так понимаю ситуацию Свами Махараджа. Если бы вся семья Свами Махараджа была послушной ему, то он не сумел бы стать санньяси. Если бы они были послушны, если бы у него было достаточно денег, то он не сумел бы таким образом следовать линии сознания Кришны, как он следовал.

#00:05:47#

То, что я сейчас говорю, — это материальное видение. Обратите внимание. Его дети восстали против него, жена восстала, окружающий мир восстал, [все] были враждебны к нему, и тогда [его] сестра сказала Свами Махараджу: «Немедленно принимай санньясу!» Свами Махарадж возразил на это: «Кто позаботится о моих родных? На мне лежит ответственность». На что сестра Пишима ответила: «Я позабочусь о твоих детях и жене. Ты ступай, покидай дом — это твое дело! Твое дело — это проповедь сознания Кришны!»

#00:06:40#

Случай Свами Махараджа — это особый случай, и Кришна хотел проповедовать через Свами Махараджа Свою концепцию, Свое сознание. Поэтому Свами Махарадж столкнулся с большими трудностями, испытаниями в своей семейной жизни. Это главные причины.

#00:07:09#

Все это лишь с материальной точки зрения. Трансцендентная точка зрения такова: Кришна показал нам, каким образом человек может явить себя в качестве ачарьи. Ачарья может выйти из любой среды, [проявиться] в любых обстоятельствах — таково трансцендентное видение. И Кришна показал эту истину.

#00:07:46#

Мы не говорим, что наш Гуру болен. Мы говорим: «Наш Гуру демонстрирует болезнь». Разве нет? Вы знаете об этом? «Мой Гурудев болен», — так мы не говорим. Мы говорим: «Мой Гурудев демонстрирует болезнь». Так мы говорим. И это трансцендентное видение.

[Обращаясь к кому-то из присутствующих:] Хорошо, Прабху, нет проблем.

#00:08:21#

Мать, отец будут стараться обучить своих детей (в линии сознания Кришны — имеется в виду), но это зависит от их нитья-сукрити. Нитья означает «вечный»: вечное сукрити, вечная удача.

#00:08:45#

Какое-то сукрити дети обретут, несомненно, благодаря этому воспитанию, и, если это воспитание должное, правильное, они не покинут сознание Кришны. Но не каждый способен обучать должным образом или воспитывать, и по этой причине дети покидают сознание Кришны.

#00:09:15#

Живые существа всегда испытывают тягу к материальным вещам. Если постоянно говорить человеку: «Не трогай это, не трогай то, не трогай третье», то человек всегда будет смотреть [на запретное]… Запретный плод сладок, и это неправильное воспитание или обучение.

#00:09:39#

Если кто-то хочет засунуть палец в огонь и не знает, каковы последствия, то отец или мать должны сказать ребенку: «Не касайся огня!» Но если ребенок коснется огня, то он получит опыт, и тогда уже никогда в жизни он не сделает этого вновь.

#00:10:15#

Но иначе, можно сказать… так происходит не во всех семьях. В некоторых семьях дети получают настоящую, реальную помощь от матери, от отца. Мы видели: сын вайшнава хочет быть вайшнавом.

#00:10:46#

На Западе дети любят мать и отца, когда они маленькие, но впоследствии, когда они вырастают, они начинают знакомиться с материальной жизнью. По этой причине была организована варнашрама в Индии, поскольку основатели варнашрамы знали, что брахмачари обязательно постарается стать грихастхой. В общем и целом, это так, поэтому была устроена такая система, когда следующим ашрамом для брахмачари является грихастха-ашрам. Но не каждый становится грихастхой. Кто-то становится ванапрастхой или остается брахмачари на протяжении всей своей жизни. Это уже другой вопрос.

#00:11:44#

Но вначале человека воспитывали, обучали в качестве брахмачари. Затем он становился грихастхой, затем ванапрастхой, затем санньяси. В целом таковы стадии, этапы жизни. Мы видим это в наших писаниях. Это факт.

#00:12:16#

Не нужно давить на детей, оказывать давление, поскольку невозможно немедленно изменить их настроение.

#00:12:30#

Слушатель: Махарадж! На Западе большая проблема — это школа и телевидение. Окружение в школах лишено сознания Кришны, и другие дети говорят, на праздниках говорят детям [преданных]: «Ты, что, сектант?»

#00:12:46#

Шрила Говинда Махарадж: Поэтому, с одной стороны, западная культура очень хороша для практики сознания Кришны. Мы видим: молодежь на Западе приходит к сознанию Кришны. Я смотрю на возраст группы последователей Свами Махараджа. В большинстве своем то были молодые люди, пришедшие к нему. Самым старшим из них было около тридцати пяти лет.

#00:13:46#

Большинство преданных Шрилы Свами Махараджа были молодыми людьми. Когда они присоединились, пришли в линию сознания Кришны? В юности. Индийцы приходят в сознание Кришны, когда им за пятьдесят. Поэтому в любом случае западная культура помогает в этом отношении, позволяет прийти в линию сознания Кришны.

#00:14:18#

Мы видим результат: сознание Кришны разрушает правила любой культуры, можно сказать. Сознание Кришны — это исключительная линия преданности, линия эксклюзивной преданности. Они [последователи сознания Кришны] пытаются обрести это явление, и благодаря своей любви к этому явлению они отказываются от всего дурного.

#00:14:59#

Таково сознание Кришны. В противном случае организованным образом в рамках варнашрамы люди пытаются следовать ей, но не могут следовать должным образом: они постоянно отклоняются от варнашрамы. Какие-то люди следуют варнашраме, но в Кали-югу варнашрамы не существует фактически. Все это уже испорчено, подобно прокисшему молоку. Молоко [было] очень хорошее, но оно прокисло, поэтому оно уже плохое.

#00:15:40#

В Кали-югу варнашрама испорчена. Религия стоит на одной ноге. Трех ног уже нет. Вы знаете эту историю — встреча Кали и Парикшита Махараджа.

#00:16:02#

Однажды Парикшит Махарадж гулял и увидел быка. Кали поранил три ноги быка, и бык стоял на одной ноге, и эту ногу хотел отрубить некий чернокожий человек. Парикшит страшно разгневался, достал лук и стрелы, и хотел убить этого человека. Этот человек приблизился к нему, поклонился и сказал: «Я Кали, и это — моя эпоха. Я ждал в прошлом, поскольку Кришна присутствовал в этом мире, и я не мог действовать. Теперь Кришна ушел, наступила [следующая] эпоха, и я — владыка этой эпохи, Кали-юги. Этот бык в действительности не бык. Это — добродетель, олицетворенная религия. Три ноги он уже утратил, а одна нога осталась, один столп религии. Мой долг состоит в том, чтобы отрубить эту ногу»[1].

#00:17:33#

Тогда Парикшит ответил: «Пока я нахожусь здесь, пока я сижу на этом троне, ты не можешь оказывать влияние в моем царстве. Если ты попытаешься это сделать, я убью тебя».

#00:17:53#

Тогда Кали сказал: «Что же мне делать, господин? Это мой долг. Где мне жить? У меня нет места, потому что вся Земля — твое царство. Куда же я отправлюсь? Где мне выполнять мою работу? Пожалуйста, отведи мне какое-то место для жизни».

#00:18:19#

И тогда, видя его намерения, его покорность, Парикшит был удовлетворен и сказал: «Ты не можешь оказывать влияние везде. Я даю тебе следующие места: там, где присутствует незаконный секс; там, где присутствуют наркотики; там, где присутствуют азартные игры; и там, где присутствует мясоедение. Четыре места я отвожу тебе. Ты можешь жить в этих местах, но ты не будешь оказывать влияние в иных местах»[2].

#00:19:03#

И Кали подумал: «Каким же образом люди будут покупать наркотики, секс, мясо?» Кали вновь обратился к Парикшиту и сказал: «Пожалуйста, отведите мне еще одно место, и это — золото. Я буду жить в золоте».

#00:19:41#

пунаш́ ча йа̄чама̄на̄йа джа̄та-рӯпам ада̄т прабхух̣…[3]

И Парикшит ответил: «Хорошо. Ты можешь жить в золоте». Таким образом, четыре указания, пять указаний в «Бхагаватам»: «Ты не должен заниматься этой деятельностью, в противном случае на тебя окажет воздействие влияние Кали».

#00:20:20#

В действительности варнашрама-дхарма и другие [благоприятные] явления отсутствуют в эту эпоху, в эпоху Кали, но люди пытаются и продолжают поддерживать, следуют ведическим указаниям, чтобы сохранить что-то от варнашрамы. Но сознание Кришны, данное Махапрабху, находится за пределами варнашрамы.

#00:21:00#

Махапрабху сказал:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро…[4]

Это не варнашрама: на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир. Махапрабху отказался от варнашрама-дхармы или избегал ее. Он сказал: «В действительности Мой образ имеет трансцендентную природу, Мои качества суть воля, мышление и чувства, и Я буду использовать эти функции в служении Кришне. Мой истинный образ, Моя истинная форма — это форма слуги слуги слуги слуг Кришны. Таково Мое истинное „Я“. И если кто-то следует этой линии, тогда для него нет необходимости следовать линии варнашрамы. Ты следуй одной религии, и эта религия — служение Кришне».

#00:22:03#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄ ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’[5]

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва анāди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха[6]

…боло ‘кр̣ш̣н̣а’ бхаджо кр̣ш̣н̣а коро кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄[7]

Это учение Махапрабху: «Произноси: „Кришна“, поклоняйся Кришне, познавай сознание Кришны!»

#00:22:31#

ш́уна ш́уна нитйа̄нанда, ш́уна харида̄са
сарватра а̄ма̄ра а̄джн̃а̄ караха прака̄ш́а

прати гхаре гхаре гийа̄ кара эи бхикш̣а̄
‘бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄’[8]

Таково учение Махапрабху. Мы будем пытаться учить наших детей в этом духе, но не следует оказывать на них давление. Если мы будем давить на них, то дети отвернутся, поскольку Кали всегда ищет лазейку.

#00:23:19#

По милости Махапрабху и вайшнавов в большинстве своем дети будут следовать линии сознания Кришны. Это моя… Как будет на английском?

#00:23:38#

Слушатель: Концепция?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не концепция. Моя мысль такова. Если давление отсутствует, они будут следовать этой линии. А если давление присутствует, то результат будет дурным.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  Эпоха Кали началась, когда Господь Кришна покинул этот мир («Шримад-Бхагаватам», 1.16.30). Кали — олицетворение причины безбожия (адхармы) («Шримад-Бхагаватам», 1.17.28). Он разрушает четыре фундаментальных принципа дхармы — аскетизм (тапа), чистоту (шауча), милость (дайя) и правдивость (сатья) («Шримад-Бхагаватам», 1.17.24), подменяя их четырьмя главными столпами безбожия — ложью, похотью, насилием и гордостью.

2 Абхйартхитас тада̄ тасмаи, стха̄на̄ни калайе дадау / дйӯтам̇ па̄нам̇ стрийах̣ сӯна̄, йатра̄дхармаш́ чатур-видхах̣ — «В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют [алкоголь], занимаются проституцией и убивают животных» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.38).

3  Пунаш́ ча йа̄чама̄на̄йа, джа̄та-рӯпам ада̄т прабхух̣ / тато ’нр̣там̇ мадам̇ ка̄мам̇, раджо ваирам̇ ча пан̃чамам — «Олицетворение Кали попросил дать ему еще что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где есть золото, царят ложь, опьянение, похоть, зависть и враждебность» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.39).

4  На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74. Стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

5  «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

6  «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

7  «Повторяйте „Кришна!“, поклоняйтесь Кришне и учите других, как поклоняться Кришне» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Агья-тахал», 2).

8  «Послушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Идите и распространите Мой наказ повсюду. Заходите в каждый дом и провозглашайте: „Воспевайте имена Кришны! Служите Кришне! Следуйте наставлениям Кришны“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8,9).



In English



←  «Положение женщины в ведическом и современном обществе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 6)
·• Архив новостей •· «Любовь к высшему». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 26 сентября 2018 года. Сочи  →


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Семья и сознание Кришны

(«Простые и сладостные истины», часть 7)

(Цикл неформальных бесед. 90-ые года ХХ-го столетия)


Слушательница: У кого-то есть семья. Дети подрастают. Складывается ситуация, когда человек пытался на протяжении многих лет воспитывать детей в духе сознания Кришны, что, несмотря на все старания родителей, когда дети вырастают, они не желают следовать пути сознания Кришны. Как должны чувствовать себя родители? Какой должна быть их позиция в этой ситуации?

#00:01:19#

Шрила Говинда Махарадж: Вы понимаете то, что они говорят?

Шрипад Сиддханти Махарадж: Родители пытаются вырастить из детей преданных Кришны. В конечном счете, когда дети вырастают, они не хотят иметь ничего общего с Кришной. Родители пытались всю свою жизнь воспитать из них преданных, но у них ничего не вышло. Как они должны себя чувствовать? Должны ли они чувствовать свою вину или…? Какой должна быть их позиция? Какую позицию они должны занять после того, как они всю жизнь пытались сделать детей сознающими Кришну, но не преуспели в этом? Дети выросли и стали заниматься глупостями.

#00:02:18#

Шрила Говинда Махарадж: Как в случае Свами Махараджа.

Слушатель: Свами Махараджа?

Шрила Говинда Махарадж: Да, как в случае Свами Махараджа Прабхупады.

Свами Махарадж дал сознание Кришны всему миру за исключением своей семьи, своих родных. Это зависит от сукрити этих детей или родственников. Это первый момент.

#00:02:53#

А второй момент таков: воля Кришны будет стоять за этим. Я говорю сейчас о Свами Махарадже. Другие матери или отцы всегда будут стараться воспитать своих детей в линии сознания Кришны. Это их долг. Но если они начинают давить, тогда они потерпят крах, поскольку такова природа дживы-души.

#00:03:40#

Слушатель: Дети взбунтуются?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Если кому-то постоянно давать антибиотик…

Шрипад Сиддханти Махарадж: …то у этого человека выработается иммунитет к нему?

Шрила Говинда Махарадж: Да, совершенно верно: выработается иммунитет. Антибиотик перестанет действовать. Речь идет об этом. Если ты давишь и не можешь дать должное руководство, тогда враждебная тенденция возникнет в уме этого человека.

#00:04:42#

И это зависит от сукрити того, о ком идет речь, а также от милости Кришны. В противном случае никто не мог бы прийти в линию сознания Кришны. Этот человек может быть сыном Кришны или может быть сыном великого преданного.

#00:05:15#

На основании этого я так понимаю ситуацию Свами Махараджа. Если бы вся семья Свами Махараджа была послушной ему, то он не сумел бы стать санньяси. Если бы они были послушны, если бы у него было достаточно денег, то он не сумел бы таким образом следовать линии сознания Кришны, как он следовал.

#00:05:47#

То, что я сейчас говорю, — это материальное видение. Обратите внимание. Его дети восстали против него, жена восстала, окружающий мир восстал, [все] были враждебны к нему, и тогда [его] сестра сказала Свами Махараджу: «Немедленно принимай санньясу!» Свами Махарадж возразил на это: «Кто позаботится о моих родных? На мне лежит ответственность». На что сестра Пишима ответила: «Я позабочусь о твоих детях и жене. Ты ступай, покидай дом — это твое дело! Твое дело — это проповедь сознания Кришны!»

#00:06:40#

Случай Свами Махараджа — это особый случай, и Кришна хотел проповедовать через Свами Махараджа Свою концепцию, Свое сознание. Поэтому Свами Махарадж столкнулся с большими трудностями, испытаниями в своей семейной жизни. Это главные причины.

#00:07:09#

Все это лишь с материальной точки зрения. Трансцендентная точка зрения такова: Кришна показал нам, каким образом человек может явить себя в качестве ачарьи. Ачарья может выйти из любой среды, [проявиться] в любых обстоятельствах — таково трансцендентное видение. И Кришна показал эту истину.

#00:07:46#

Мы не говорим, что наш Гуру болен. Мы говорим: «Наш Гуру демонстрирует болезнь». Разве нет? Вы знаете об этом? «Мой Гурудев болен», — так мы не говорим. Мы говорим: «Мой Гурудев демонстрирует болезнь». Так мы говорим. И это трансцендентное видение.

[Обращаясь к кому-то из присутствующих:] Хорошо, Прабху, нет проблем.

#00:08:21#

Мать, отец будут стараться обучить своих детей (в линии сознания Кришны — имеется в виду), но это зависит от их нитья-сукрити. Нитья означает «вечный»: вечное сукрити, вечная удача.

#00:08:45#

Какое-то сукрити дети обретут, несомненно, благодаря этому воспитанию, и, если это воспитание должное, правильное, они не покинут сознание Кришны. Но не каждый способен обучать должным образом или воспитывать, и по этой причине дети покидают сознание Кришны.

#00:09:15#

Живые существа всегда испытывают тягу к материальным вещам. Если постоянно говорить человеку: «Не трогай это, не трогай то, не трогай третье», то человек всегда будет смотреть [на запретное]… Запретный плод сладок, и это неправильное воспитание или обучение.

#00:09:39#

Если кто-то хочет засунуть палец в огонь и не знает, каковы последствия, то отец или мать должны сказать ребенку: «Не касайся огня!» Но если ребенок коснется огня, то он получит опыт, и тогда уже никогда в жизни он не сделает этого вновь.

#00:10:15#

Но иначе, можно сказать… так происходит не во всех семьях. В некоторых семьях дети получают настоящую, реальную помощь от матери, от отца. Мы видели: сын вайшнава хочет быть вайшнавом.

#00:10:46#

На Западе дети любят мать и отца, когда они маленькие, но впоследствии, когда они вырастают, они начинают знакомиться с материальной жизнью. По этой причине была организована варнашрама в Индии, поскольку основатели варнашрамы знали, что брахмачари обязательно постарается стать грихастхой. В общем и целом, это так, поэтому была устроена такая система, когда следующим ашрамом для брахмачари является грихастха-ашрам. Но не каждый становится грихастхой. Кто-то становится ванапрастхой или остается брахмачари на протяжении всей своей жизни. Это уже другой вопрос.

#00:11:44#

Но вначале человека воспитывали, обучали в качестве брахмачари. Затем он становился грихастхой, затем ванапрастхой, затем санньяси. В целом таковы стадии, этапы жизни. Мы видим это в наших писаниях. Это факт.

#00:12:16#

Не нужно давить на детей, оказывать давление, поскольку невозможно немедленно изменить их настроение.

#00:12:30#

Слушатель: Махарадж! На Западе большая проблема — это школа и телевидение. Окружение в школах лишено сознания Кришны, и другие дети говорят, на праздниках говорят детям [преданных]: «Ты, что, сектант?»

#00:12:46#

Шрила Говинда Махарадж: Поэтому, с одной стороны, западная культура очень хороша для практики сознания Кришны. Мы видим: молодежь на Западе приходит к сознанию Кришны. Я смотрю на возраст группы последователей Свами Махараджа. В большинстве своем то были молодые люди, пришедшие к нему. Самым старшим из них было около тридцати пяти лет.

#00:13:46#

Большинство преданных Шрилы Свами Махараджа были молодыми людьми. Когда они присоединились, пришли в линию сознания Кришны? В юности. Индийцы приходят в сознание Кришны, когда им за пятьдесят. Поэтому в любом случае западная культура помогает в этом отношении, позволяет прийти в линию сознания Кришны.

#00:14:18#

Мы видим результат: сознание Кришны разрушает правила любой культуры, можно сказать. Сознание Кришны — это исключительная линия преданности, линия эксклюзивной преданности. Они [последователи сознания Кришны] пытаются обрести это явление, и благодаря своей любви к этому явлению они отказываются от всего дурного.

#00:14:59#

Таково сознание Кришны. В противном случае организованным образом в рамках варнашрамы люди пытаются следовать ей, но не могут следовать должным образом: они постоянно отклоняются от варнашрамы. Какие-то люди следуют варнашраме, но в Кали-югу варнашрамы не существует фактически. Все это уже испорчено, подобно прокисшему молоку. Молоко [было] очень хорошее, но оно прокисло, поэтому оно уже плохое.

#00:15:40#

В Кали-югу варнашрама испорчена. Религия стоит на одной ноге. Трех ног уже нет. Вы знаете эту историю — встреча Кали и Парикшита Махараджа.

#00:16:02#

Однажды Парикшит Махарадж гулял и увидел быка. Кали поранил три ноги быка, и бык стоял на одной ноге, и эту ногу хотел отрубить некий чернокожий человек. Парикшит страшно разгневался, достал лук и стрелы, и хотел убить этого человека. Этот человек приблизился к нему, поклонился и сказал: «Я Кали, и это — моя эпоха. Я ждал в прошлом, поскольку Кришна присутствовал в этом мире, и я не мог действовать. Теперь Кришна ушел, наступила [следующая] эпоха, и я — владыка этой эпохи, Кали-юги. Этот бык в действительности не бык. Это — добродетель, олицетворенная религия. Три ноги он уже утратил, а одна нога осталась, один столп религии. Мой долг состоит в том, чтобы отрубить эту ногу»[1].

#00:17:33#

Тогда Парикшит ответил: «Пока я нахожусь здесь, пока я сижу на этом троне, ты не можешь оказывать влияние в моем царстве. Если ты попытаешься это сделать, я убью тебя».

#00:17:53#

Тогда Кали сказал: «Что же мне делать, господин? Это мой долг. Где мне жить? У меня нет места, потому что вся Земля — твое царство. Куда же я отправлюсь? Где мне выполнять мою работу? Пожалуйста, отведи мне какое-то место для жизни».

#00:18:19#

И тогда, видя его намерения, его покорность, Парикшит был удовлетворен и сказал: «Ты не можешь оказывать влияние везде. Я даю тебе следующие места: там, где присутствует незаконный секс; там, где присутствуют наркотики; там, где присутствуют азартные игры; и там, где присутствует мясоедение. Четыре места я отвожу тебе. Ты можешь жить в этих местах, но ты не будешь оказывать влияние в иных местах»[2].

#00:19:03#

И Кали подумал: «Каким же образом люди будут покупать наркотики, секс, мясо?» Кали вновь обратился к Парикшиту и сказал: «Пожалуйста, отведите мне еще одно место, и это — золото. Я буду жить в золоте».

#00:19:41#

пунаш́ ча йа̄чама̄на̄йа джа̄та-рӯпам ада̄т прабхух̣…[3]

И Парикшит ответил: «Хорошо. Ты можешь жить в золоте». Таким образом, четыре указания, пять указаний в «Бхагаватам»: «Ты не должен заниматься этой деятельностью, в противном случае на тебя окажет воздействие влияние Кали».

#00:20:20#

В действительности варнашрама-дхарма и другие [благоприятные] явления отсутствуют в эту эпоху, в эпоху Кали, но люди пытаются и продолжают поддерживать, следуют ведическим указаниям, чтобы сохранить что-то от варнашрамы. Но сознание Кришны, данное Махапрабху, находится за пределами варнашрамы.

#00:21:00#

Махапрабху сказал:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро…[4]

Это не варнашрама: на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир. Махапрабху отказался от варнашрама-дхармы или избегал ее. Он сказал: «В действительности Мой образ имеет трансцендентную природу, Мои качества суть воля, мышление и чувства, и Я буду использовать эти функции в служении Кришне. Мой истинный образ, Моя истинная форма — это форма слуги слуги слуги слуг Кришны. Таково Мое истинное „Я“. И если кто-то следует этой линии, тогда для него нет необходимости следовать линии варнашрамы. Ты следуй одной религии, и эта религия — служение Кришне».

#00:22:03#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄ ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’[5]

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва анāди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха[6]

…боло ‘кр̣ш̣н̣а’ бхаджо кр̣ш̣н̣а коро кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄[7]

Это учение Махапрабху: «Произноси: „Кришна“, поклоняйся Кришне, познавай сознание Кришны!»

#00:22:31#

ш́уна ш́уна нитйа̄нанда, ш́уна харида̄са
сарватра а̄ма̄ра а̄джн̃а̄ караха прака̄ш́а

прати гхаре гхаре гийа̄ кара эи бхикш̣а̄
‘бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄’[8]

Таково учение Махапрабху. Мы будем пытаться учить наших детей в этом духе, но не следует оказывать на них давление. Если мы будем давить на них, то дети отвернутся, поскольку Кали всегда ищет лазейку.

#00:23:19#

По милости Махапрабху и вайшнавов в большинстве своем дети будут следовать линии сознания Кришны. Это моя… Как будет на английском?

#00:23:38#

Слушатель: Концепция?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не концепция. Моя мысль такова. Если давление отсутствует, они будут следовать этой линии. А если давление присутствует, то результат будет дурным.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] Эпоха Кали началась, когда Господь Кришна покинул этот мир («Шримад-Бхагаватам», 1.16.30). Кали — олицетворение причины безбожия (адхармы) («Шримад-Бхагаватам», 1.17.28). Он разрушает четыре фундаментальных принципа дхармы — аскетизм (тапа), чистоту (шауча), милость (дайя) и правдивость (сатья) («Шримад-Бхагаватам», 1.17.24), подменяя их четырьмя главными столпами безбожия — ложью, похотью, насилием и гордостью.

[2] Абхйартхитас тада̄ тасмаи, стха̄на̄ни калайе дадау / дйӯтам̇ па̄нам̇ стрийах̣ сӯна̄, йатра̄дхармаш́ чатур-видхах̣ — «В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют [алкоголь], занимаются проституцией и убивают животных» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.38).

[3] Пунаш́ ча йа̄чама̄на̄йа, джа̄та-рӯпам ада̄т прабхух̣ / тато ’нр̣там̇ мадам̇ ка̄мам̇, раджо ваирам̇ ча пан̃чамам — «Олицетворение Кали попросил дать ему еще что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где есть золото, царят ложь, опьянение, похоть, зависть и враждебность» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.39).

[4] На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74. Стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[5] «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[6] «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

[7] «Повторяйте „Кришна!“, поклоняйтесь Кришне и учите других, как поклоняться Кришне» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Агья-тахал», 2).

[8] «Послушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Идите и распространите Мой наказ повсюду. Заходите в каждый дом и провозглашайте: „Воспевайте имена Кришны! Служите Кришне! Следуйте наставлениям Кришны“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8,9).



In English

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования